Главная страница

Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Психологический тренинг) - 2008. Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс. Даринская Валентина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Автор Горбатова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент книга представляет собой учебное пособие


Скачать 1,35 Mb.
НазваниеДаринская Валентина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Автор Горбатова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент книга представляет собой учебное пособие
АнкорГорбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Психологический тренинг) - 2008.doc
Дата31.10.2017
Размер1,35 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГорбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс
ТипУчебное пособие
#45279
страница1 из 19
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Е. Горбатова

Т е о р и я и п р а к т и к а

п с и х о л о г и ч е с к о г о т р е н и н г а
Учебное

пособие

Рецензенты:

Корсунский Евгений Андреевич, доктор психологических наук, профессор.

Даринская Валентина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент.
Автор: Горбатова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент.

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику проведения тренинговых групп.

Теоретическая часть данного пособия направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты той атмосферы, которые делают тренинг событием для его участников. В практической части предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга; некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и дается авторский вариант тренинга «Развитие эмпатических способностей».

Книга адресуется психологам, социальным работникам, педагогам, студентам психологических факультетов и всем тем, кто интересуется миром психологии.

Введение
Как правило, человек, решающий для себя вопрос, стать ли ему участником тренинга, просит объяснить, что его ждет в процессе групповой работы, и чаще всего слышит ответы типа:

- «В общем, можно сказать, что мы будем играть и общаться, но на самом деле это нечто большее…»;

- «У тебя будет возможность увидеть себя и других в новом свете…»;

- «Тренинг – это микрожизнь, идущая по своим законам…»;

- «Слова, которые я могу тебе сказать, мало что объяснят; это нужно прожить, чтобы понять…»;

- «Тренинг может перевернуть всю твою жизнь…».

Так отвечали на этот вопрос мне, когда я только знакомилась с миром психологии; так отвечаю на этот вопрос теперь и я, имеющая за плечами 15-летний опыт проведения тренингов.

Такая расплывчатость ответов, на мой взгляд, отражает саму суть тренинга, имеющего два самостоятельных пласта. С одной стороны – это набор техник, методик, игр, упражнений (известных, зачастую, не только психологам, но и массовикам–затейникам) и правил общения, соблюдение которых позволяет почувствовать себя комфортно и уверенно. Этот пласт в ненавязчивой и облегченной форме позволяет расслабиться, выйти из заезженной колеи, расширить свою картину мира. Но также это еще и создание особой атмосферы, в которой возможны озарения, приобретение способности переиначить жизнь и наполнить ее новым смыслом. Если без первого пласта тренинг просто не состоится, то без второго он будет бледным. Данное пособие отражает авторский опыт превращения тренинга в событие для участников.

Теоретическая часть данной книги направлена на то, чтобы вооружить тренера необходимыми знаниями и помочь ему почувствовать компоненты тренинговой атмосферы. Мое обращение к теории связано не столько с интенсивными научными изысканиями в данной области, сколько с многолетним опытом преподавания курса «Специализированный тренинг» и параллельного проведения тренингов. Хотелось систематизировать все то, что прочитала, прожила, прочувствовала, поняла. Твердо могу уверить читателя, что ни одно теоретическое положение не было просто переписано с другого источника, каждое из них является моим личным открытием. И вообще, как мне кажется, каждому практику полезно было бы написать учебное пособие для других, чтобы наконец-то разобраться хоть в чем-нибудь самому.

В практической части пособия предлагаются рекомендации к разработке и проведению тренинга. Опыт общения с выпускниками показывает, что большинство из них так и не приобретает в студенческие годы такого умения, ограничиваясь в своей профессиональной деятельности только тестированием. Одна из задач книги - подготовить студентов к тому, чтобы они сами посещали тренинги, верили в их терапевтическую ценность и не боялись их проводить. Также в пособии приведены некоторые техники, эффективность которых проверена на практике, и дается авторский вариант тренинга «Развитие эмпатических способностей».

Книга насыщена ситуациями из практики. Хочу выразить благодарность всем тем людей, которые прожили вместе со мной эти тренинги и позволили мне воспользоваться их личным опытом участия.

Часть 1

Теория психологического тренинга
Глава 1.1. Общая характеристика тренинга
- определение и специфика психологического тренинга

- цели тренинговой работы

- возможности психологического тренинга

- преимущества и ограничения психологического тренинга
Определение и специфика психологического тренинга
В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования, и т.д.

Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [24,с.645].

Такое расширенное толкование данного психологического явления дает полную картину его применения, но в то же время затрудняет выделение специфических черт тренинга. Среди них прежде всего следует назвать:

1. Наличие постоянного состава группы. Чаще состав группы полностью сохраняется; иногда постоянным остается костяк группы, в который возможны разовые «вливания» отдельных участников.

2. Присутствие группового тренера, имеющего концепцию тренинга. У тренера могут быть различные позиции: он может выступать в качестве руководителя, ведущего, фасилитатора и т.д.; но выбранная им роль должна соответствовать концепции тренинга и осознаваться самим тренером.

3. Наличие цели тренинга. ( Данная черта будет рассмотрена ниже).

4. Четкая пространственно-временная организация тренинга. Тренинг проводится в изолированном помещении, приспособленном для того, чтобы участники могли свободно сидеть в общем кругу, работать в более мелких группах и выполнять двигательные упражнения. Время проведения тренинга должно быть четко обозначено.

5. Соблюдение общегрупповых норм. Общеизвестно, что люди, прошедшие совместный тренинг, становятся близкими и интересными друг другу, даже если время работы было крайне ограниченным. Какой же механизм помогает людям открыться в столь короткие сроки? Думается, что это –общегрупповые нормы. Соблюдение их в реальной жизни сделало бы каждое взаимодействие с другими невероятно значимым событием, но существует масса препятствий на пути к этому: одни об этих правилах не знают, другие не принимают их всерьез, а третьи идут на поводу собственных стереотипов поведения. В тренинге же о них не дает забыть тренер. В начале работы он обговаривает с участниками правила группового поведения (которые базируются на этих нормах) и затем все время следит за их соблюдением. В развитой группе участники и сами не дают себе возможности сбиться с пути. (Подробнее об этом см. главу 2.4).

6. Использование активных методов работы. В начале тренинга инициатива в применении отдельных методов исходит от тренера, а потом, в случае удачной работы, она все больше переходит к самим участникам. Активность может выражаться в действии, но, даже если в каких-то упражнениях отдельные члены группы не участвуют, каждый из них по завершении процесса рассказывает о своих чувствах или мыслях. В «нежестких» тренингах существует возможность отмолчаться, но ведущий в самом начале работы предупреждает, что ценой этого будет крайне низкий эффект от воздействия группы. Этот принцип опирается на идею, что человек усваивает только 10% от того, что слышит, 30% - от того, что видит и 90% - от того, что делает сам. Только активная позиция дает возможность для внутреннего изменения личности; и поэтому неразумно «покупаться» на слова бездействующего участника группы: «У меня идет внутренняя работа, я учусь на ошибках других». По мнению Л.А. Петровской [46], только при активной позиции участника диагностика превращается в самодиагностику. Иными словами, использование активных методов работы позволяет участнику чувствовать себя не объектом воздействия, а личностью, отвечающей за свою жизнь.

7. Ориентация на внутригрупповые процессы. Участники тренинговой группы не просто обучаются чему-либо, они проживают целую микрожизнь, достижения которой они могут потом использовать за пределами группы. Ориентации на внутригрупповые процессы способствует соблюдение правила «Здесь и теперь» (Подробнее об этом см. главу 2.4).

8. Наличие обратной связи. Обратная связь является очень действенным способом помощи участнику в самопознании. В реальной жизни, давая обратную связь, люди, как правило, либо сглаживают свои мысли и чувства до неузнаваемости, либо критикуют так, что это вызывает потребность защититься, а не совершенствоваться. Поэтому часто человеку трудно создать адекватное представление о том, как он выглядит в глазах окружающих.

Т
Обратная связь – предоставление индивиду информации о том, как его воспринимают партнеры по общению.
ренинг предоставляет такую возможность, но только в том случае, если участники соблюдают определенные правила; и помочь им в этом должен тренер. В качестве условий конструктивной обратной связи исследователи [46, 47] предлагают: ее неотсроченность, учет специфических особенностей того, кому она направлена, соответствие потребностям получающего и отправляющего обратную связь, подачу сообщений по поводу только тех свойств, которые реально могут быть изменены.

5. Атмосфера психологической безопасности, которая позволяет каждому участнику легко и открыто делиться своими мыслями, чувствами, проблемами, а также экспериментировать со своим поведением. Участники должны абсолютно точно знать, что их не высмеют, не осудят и не вынесут их проблемы за пределы круга. Эта уверенность достигается благодаря определению и соблюдению правил поведения в процессе тренинговой работы. Особенно важно соблюдение данного принципа в группах, где работают представители одного коллектива. В обычной жизни люди редко меняют стереотипы своего поведения, бессознательно боясь неприятия себя в новой роли окружающими, поэтому работая со знакомыми друг другу людьми, тренер должен постоянно возвращаться к вопросу безопасности.

Соблюдению безопасности содействует следование правилам: «Не критикуй», «Не осуждай», «Не перебивай». Тренер должен постоянно следить за тем, чтобы обратная связь давалась только в доброжелательной манере. Кроме того в начале тренинга обязательно оговаривается, что все высказывания должны выражаться в персонифицированной форме.

Также следует помнить, что соблюдение принципа безопасности возможно только в том случае, если каждый участник убежден, что все будут придерживаться правила конфиденциальности. Причем жалеть времени на обсуждение этого правила не стоит.
Случай из практики.

Идет самое начало тренинга в группе студентов–психологов. У девушек много теоретических знаний и первый опыт участия в группе.

При обсуждении правила конфиденциальности участницы по очереди высказываются в таком ключе: «Какой смысл говорить об этом, если каждый все равно будет обсуждать остальных?»; «Мне без разницы, что будут обо мне говорить другим; пусть обсуждают»; «Если обо мне не будут говорить, это значит, что я им не интересна»…

Психолог пытается пробить брешь защиты: «А чего бы тебе хотелось?»; «Как ты сама будешь вести себя по отношению к другим?». Но все тщетно.

Начинается тренинг. Все участницы предельно «зажаты» и фильтруют каждое слово. Поэтому второй день начинается с обсуждения того же правила. Тот же тягостный разговор нарушается словами Анны: «Я, конечно, не хочу, чтобы меня обсуждали за пределами круга, но мне стыдно об этом говорить, потому что психолог не должен так думать». С первых искренних чувств начинается продуктивное обсуждение правил.
5. Наличие креативной среды. По сути дела, все открытия, сделанные участниками тренингов, уже давно известны в психологии; и ценность их в том, что они оказались не преподнесенными кем-то, а добытыми из собственного опыта. Такие открытия не забываются. И способствуют изменению качества жизни. Возможно это только при создании в группе креативной среды, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность и безопасность.
Цели тренинговой работы
Как мы видим, наличие цели в тренинге является его специфической чертой. Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения; каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в каждом тренинге вырисовываются три группы целей: личные, общие и универсальные.

Личные цели участника могут быть изначально далеки от направленности тренинга. Например, человек, идущий на тренинг по развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу – расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь, как от тренера, так и от других членов группы. В зрелой группе личные цели способны модифицироваться в течение всего тренинга.

Общие цели изначально формулируются тренером и отражаются в названии тренинга. Поскольку под тренингом подразумевается широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах, общие цели тренингов также крайне разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся общих целей можно выделить:

- развитие навыков саморегуляции;

- повышение коммуникативной компетентности;

- изменение стереотипов поведения;

- приобретение новых умений;

- совершенствование профессиональных навыков;

- развитие социальной перцепции;

- характерологические изменения личности;

- личностный рост и т.д.

В процессе групповой работы первоначальные цели могут расширяться. Например, цель «Развитие коммуникативной компетенции» может дополниться задачей «Повышение уверенности в себе».
Случай из практики.

В первый день тренинга, направленного на развитие коммуникативных способностей, в процессе обсуждения ожиданий от работы одна из участниц проговорила, что у нее все равно ничего не получится, т.к. она очень стеснительна. После стихийно возникшей дискуссии большая часть группы сделала вывод, что главным барьером в общении для них является низкая самооценка и боязнь оказаться в центре внимания.
Значение общей цели в тренинге может варьироваться от первостепенной до менее важной; и зависит это от типа группы. По мнению К. Рудестама [10], роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она обязательно присутствует.

Универсальные цели существуют во всех типах тренингов независимо от их теоретических концепций. К ним исследователи [1,10,31,58] относят прежде всего:

-выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния;

- улучшение субъективного самочувствия участников группы;

- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия;

- рост самосознания участников группы.

Именно в рамках универсальных целей тренер должен формулировать общие цели для конкретной группы.
Возможности тренинга
Несмотря на то, что массовому распространению практической психологии в нашей стране чуть более 15 лет, тренинговая работа на сегодняшний день стала очень популярным явлением. Еще совсем недавно этим методом пользовались только в лечебных учреждениях, а теперь тренинговые группы стали нормой жизни чуть ли не во всех типах организаций, имеющих психологическую службу.

В настоящее время тренинговая работа широко используется:

- в семейных консультациях (для подбора будущих семейных пар, улучшения супружеских и родительско–детских отношений);

- в детских учреждениях (для развития когнитивных процессов и обучаемости, приобретения новых умений и навыков, повышения коммуникативной компетентности);

- в вузах (для личностного роста студентов, сплочения группы и повышения способности к обучению);

- на промышленных и коммерческих предприятиях (для развития профессиональных навыков);

- в службах занятости (для помощи в выборе профессии и социальной адаптации).

- в лечебных учреждениях. В данной области традиции давние, и поэтому уровень использования тренинговой работы очень высок. На сегодняшний день есть положительные результаты работы с депрессивными больными; с людьми, имеющими зависимости [57]; с теми, кто страдает неврозами, психозами [11]; с людьми, пережившими стрессы, утрату или чувство изоляции [6]. Доказано, что после прохождения тренинга повышается качество жизни больных рассеянным склерозом, диабетом, онкозаболеваниями и другими соматическими расстройствами [19, 70].

Этот список можно продолжить, к тому же возможности использования психологического тренинга расширяются каждый день.
Несмотря на то, что отдельно взятому участнику уделяется в группе меньше внимания, чем при индивидуальной терапии, существует ряд преимуществ групповой формы работы.

Во-первых, повышаются возможности психодиагностики. В индивидуальной работе психолог отдает диагностической процедуре большую часть времени, задействуя наблюдение, интервьюирование, сбор анализа и тестирование. При этом, так как основная нагрузка ложится на слова клиента, существует возможность столкновения с бессознательным искажением фактов ( о чем-то клиент не хочет говорить, о чем-то – не считает нужным, что-то он может забыть и т.д.). Тренинговые же занятия воссоздают жизнь в миниатюре, что дает возможность клиенту раскрыться полно и естественно – без принуждения со стороны психолога. Уже в первые минуты тренинга, в процессе представления участником себя и его реакции на других, тренер получает больше информации, чем за несколько часов индивидуальной работы.
Случай из практики.

Марина Т., успешный предприниматель, обратилась к психологу в связи с тем, что ей в последнее время трудно руководить людьми. По ее словам, они проявляют безынициативность, безответственность; применяемые ею методы стимулирования не помогают. Основную причину проблемы она видела в том, что набрала в фирму знакомых людей: «Близкие отношения мешают деловым контактам». В процессе консультирования Марина демонстрировала себя по отношению к психологу, как корректный, интеллигентный и понимающий человек.

В процессе работы было выработано решение провести тренинг в ее фирме.

В первый же день групповой работы во время отчета участников о выполнении творческого задания Марина продемонстрировала совершенно другой стиль поведения: постоянно прерывала других членов группы, в подавляющей манере давала советы, достаточно жестко иронизировала над «неудачными» ответами.
К тому же открытость других людей позволяет каждому участнику лучше понять свои проблемы и вербализовать их.

Во-вторых, повышается успешность психокоррекционных процедур. Происходит это за счет следующих факторов:

1. Тренинг самой своей сутью представляет его участникам креативную среду, благодаря которой легче увидеть новые возможности.

2. Если успешность коррекции в индивидуальной работе почти целиком определяется мастерством психолога (он должен не только помочь увидеть пути выхода из ситуации, но и продумать способ донесения их до сознания клиента во избежание защитных реакций последнего), то в тренинговой работе изменение личности идет более естественным путем через обратную связь от других членов группы.

При индивидуальном контакте психолог часто просто не может позволить себе многие формы поведения, которые могут быть восприняты как позиция «сверху». Участники же тренинга в силу их партнерской позиции способны давать всевозможные реакции. И если при этом соблюдаются нормы групповой работы, то такая коррекция будет воспринята участником группы скорее как самокоррекция.
Случай из практики.

Татьяна Р., красивая женщина средних лет, обратилась к психологу в связи с неустроенностью в личной жизни. Она легко привлекала к себе партнеров, но через некоторое время они от нее уходили. Причину этого она видела в том, что «настоящие мужчины выродились». Клиентка постоянно подчеркивала, что ощущает себя слабой, нуждающейся в опеке женщиной. При этом в процессе индивидуальной работы, Татьяна не раз демонстрировала свою неуступчивость, истероидность и агрессивность. Корректная обратная связь психолога отклика в душе клиентки не находила.
По совету консультанта Татьяна начала посещать тренинговую группу, где также проявляла выше обозначенные качества (особенно доставалось мужчинам). Через несколько занятий чувства, накопленные мужской частью группы по отношению к ней, проявились после ее очередного сетования по поводу отсутствия Мужчин. Обратная связь вызвала в Татьяне очень бурную негативную реакцию. Во время индивидуальной консультации Татьяна заявила, что не будет ходить на группу, т.к. ее там «не понимают».


На очередной консультации встревоженная клиентка сообщила, что ее друг обвинил ее в агрессивности, а она боится его потерять и хотела бы поработать с собой. Это был первый случай, когда Татьяна «перевела стрелки» на себя (правда, с работой в группе она это не связала).
3. Как в индивидуальном, так и в групповом варианте коррекционная работа, по большей части, заключается не в предоставлении советов и рекомендаций, а в расширении картины мира клиента. Возможность сопоставить выходы из ситуаций дает шанс найти свой индивидуальный путь. Преимущество групповой формы работы здесь очевидно: даже самый опытный профессионал не сможет предложить столько подходов к решению проблемы, сколько дадут их участники группы в силу их природного разнообразия.

4. Находясь в группе, клиент сможет не только наметить пути своего совершенствования, но и опробовать их, ориентируясь на обратную связь.

В-третьих, сама атмосфера тренинга, независимо от его типа, - психотерапевтична. Участнику тренинга не нужно принимать на веру постулат, что его проблема достаточно часто встречается и у других людей; он может воочию убедиться в этом, вникая в жизнь других членов группы. Сам факт осознания этого дает возможность уменьшить беспокойство по поводу своего состояния. К тому же стабильная обстановка доброжелательности, принятия и сопереживания сама по себе поднимает самооценку участников тренинга и их веру в себя.

В-четвертых, очевидно экономическое преимущество групповой работы перед индивидуальной. Клиент экономит средства (групповая работа дешевле индивидуальной, как минимум, в 3 раза), а психолог – время.

В-пятых, участники тренинга зачастую становятся группой поддержки для каждого из членов группы и в реальной жизни. Опыт показывает, что через какое-то время группа распадается, но на первых порах интерес друг к другу сохраняется, и это позволяет плавно перенести наработанное в тренинге в повседневную жизнь. Если же работа проводится с членами одного коллектива, то, как правило, отношения между большинством из них навсегда становятся более близкими и качественными.

В то же время существуют и ограничения тренинговой работы.

Пожалуй, самым серьезным недостатком тренинга является разительное отличие его атмосферы от каждодневного взаимодействия с другими. Некоторые люди, разочаровавшись в возможности перенести нормы групповой работы в реальную жизнь, отказываются от последней в пользу перманентного пребывания на группах. Такие участники в процессе тренинговой работы постоянно делают открытия, их понимание сути своей проблемы все углубляется, но все эти откровения так и остаются в кругу группы. Тренинг становится для этих людей не средством к достижению цели, а самоцелью.
Случай из практики.

Ирина Д. в первый раз пришла на тренинговую группу несколько лет назад, чтобы повысить качество своей жизни, жаловалась на скучную работу и фактическое отсутствие отношений с мужем. Во время тренинга была очень активна, постоянно соотносила тренинговые ситуации с реальной жизнью. В заключительный день отметила, что тренинг открыл для нее совершенно новые перспективы.

Однако, последующие тренинги, на которые она всегда ходила с энтузиазмом, показали, что ее активность заканчивалась сразу с окончанием работы.

Три года назад она пришла к выводу, что психология – это ее судьба и ей надо сменить профессию. Ирина закончила курсы, получила диплом психолога, но работу так и не поменяла. Продолжает она ходить на тренинги и сейчас, мотивируя это тем, что ей, прежде чем самой начать вести группы, необходимо профессионально совершенствоваться.
Правда, в защиту групповой работы можно отметить, что подобная ситуация может сложиться и в результате индивидуальных встреч с психологом.

Некоторые исследователи [31, 58] выделяют еще два ограничения тренинговой работы:

1. Атмосфера тренинга обусловлена нормами групповой работы и может способствовать конформности поведения участников.

2. На группе могут оказаться люди, которые в силу своих личностных особенностей не только сами не готовы решать свои проблемы, но и мешают делать это другим участникам.

Думается, что данные ограничения имеют отношение не столько к сути групповой работы, сколько к возможностям тренера. Чем опытнее и профессиональнее ведущий группы, тем больше у него шансов использовать внештатную ситуацию на пользу каждого участника.
Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию «психологический тренинг».

2. Какие специфические черты тренинга отличают его от других методов психологической работы?

3. На какие цели ориентирована тренинговая работа? Как связаны между собой личные, общие и универсальные цели в тренинге?

4. Какие принципы работы тренинговой группы делают ее успешной?

5. Каким образом достигается и чем обусловлен принцип безопасности в работе тренинговой группы?

6. Проясните суть понятия «обратная связь» в тренинговом процессе.

7. В каких сферах жизнедеятельности используется тренинговая работа?

8. Перечислите преимущества групповой психологической работы над индивидуальной.

9. За счет чего повышаются возможности психодиагностики в тренинговой работе?

10. Каким образом коррекция в процессе проведения тренинга превращается в самокоррекцию? В чем ценность данного явления?

11. В чем психотерапевтичность тренинговой атмосферы?

12. Какие ограничения в работе тренинговых групп вы можете назвать? Каким образом можно уменьшить эти негативные аспекты?
Практические задания.

1. Если у Вас есть опыт прохождения тренинговой группы, поделитесь своими впечатлениями по следующим вопросам:

- Какие цели вы преследовали, придя на тренинг? Изменились ли они в процессе работы? Если – да, то что способствовало этому?

- Были ли положительные результаты от прохождения группы? Если – да, что помогло этому? Сохранились ли результаты на сегодняшний день? Если – нет, что помешало этому?

2. Представьте, что человек, далекий от психологии, спрашивает Вас: «Что такое тренинг?». Дайте Вашему собеседнику исчерпывающий и доступный ответ.

3. Представьте, что человек, решающий для себя вопрос, пойти ли ему на тренинг, попросит совета у Вас. Пользуясь полученными знаниями и личным опытом, убедите его сделать положительный выбор.

4. Поговорите с людьми, имеющими опыт в проведении тренингов. Узнайте: что им особенно нравится в их работе, с какими проблемами они чаще всего встречается, что помогает им совершенствовать свое профессиональное мастерство?


Глава 1.2. Основные методические приемы в тренинге
- дискуссии

- игры

- медитации

- методы невербальной активности
Поскольку существует множество направлений в тренинговой работе, понятно, что конкретных техник, приемов и упражнений – также неисчислимое количество. Некоторые виды тренинговых групп (например, групповая терапия поведения) ориентированы на обилие техник, другие (например, группы, ориентированные на развитие личности) обходятся дискуссиями и отражением чувств. Также выбор техник и их количества зависит от степени психологического развития членов группы. Чем меньше подготовлены участники и чем выше порог их недоверия, тем больше их потребность «спрятаться» от открытого обсуждения собственных проблем в выполнение упражнений.

Изо всего обилия методических приемов все без исключения исследователи выделяют два базовых: дискуссию и игру. Также, основываясь на литературе [10,16,26,51] и личном опыте, я бы добавила к ним еще два: медитацию и методы невербальной активности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом