Главная страница

Боумэн. Искусство руководить командой во время... Для тренеров и специалистов, а также для всех любителей хоккея. Удк 796. 966 Ббк 75. 579 Б83 isbn 978-5-9584-0274-8 Скотти Боумэн, 2010 Издательский Дом Городец , 2011 Б83


НазваниеДля тренеров и специалистов, а также для всех любителей хоккея. Удк 796. 966 Ббк 75. 579 Б83 isbn 978-5-9584-0274-8 Скотти Боумэн, 2010 Издательский Дом Городец , 2011 Б83
АнкорБоумэн. Искусство руководить командой во время.
Дата13.10.2017
Размер0,8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoumen_Iskusstvo_rukovodit_komandoy_vo_vremya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42501
страница1 из 7
Каталогid79617268

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Tarasov_Khokkey_bez_tayn.pdf, Boumen_Iskusstvo_rukovodit_komandoy_vo_vremya.pdf, Rezhim_i_pitanie_sportsmenov.pdf, Pitanie_sportsmenov.pdf, Kh-Aryskaya_Arifmetika.pdf, Khokkey_khokkey_khokkey.pdf, Vyzov_prinyat.rtf, Eto_khokkey.pdf и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7

СКОТТИ БОУМЭН
ИСКУССТВО
РУКОВОДИТЬ КОМАНДОЙ
ВО ВРЕМЯ МАТЧА
МОСКВА 2011
Boumen_1.indd 1
Boumen_1.indd 1 03.02.2011 19:10:23 03.02.2011 19:10:23

Боумэн С.
Искусство руководить командой во время матча. М.:
Издательский Дом «Городец», 2011. — 64 с.
ISBN 978-5-9584-0274-8
В книге один из выдающихся хоккейных тренеров делится опытом по ру- ководству командой, подготовке к матчу и управлению игрой. Значительное внимание уделяется технологиям, используемым в хоккее, раскрываются секреты тренерской работы, даются практические рекомендации.
Для тренеров и специалистов, а также для всех любителей хоккея.
УДК 796.966
ББК 75.579
Б83
ISBN 978-5-9584-0274-8
© Скотти Боумэн, 2010
© Издательский Дом «Городец», 2011
Б83
УДК 796.966
ББК 75.579
Boumen_1.indd 2
Boumen_1.indd 2 03.02.2011 19:10:23 03.02.2011 19:10:23

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ....................................................................................................
4
Часть 1. ПОДГОТОВКА
1.1. АНАЛИЗ МАТЧА и оценка игроков .................................................
5 1.2. Составление плана на матч ................................................................
10 1.3а. Выбор
ВРАТАРЯ .................................................................................
12 1.3б. Составление звеньев нападающих и пар защитников ....................
14 1.4. Составление альтернативного плана на матч, плана Б ..................
16 1.5. Тренировка
........................................................................................... 17 1.6. Перед матчем .......................................................................................
20 1.7. Роли игроков .......................................................................................
22 1.8. Личная подготовка тренера к матчу .................................................
23
Часть 2. ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ МАТЧА
2.1. Руководство тренерским штабом ......................................................
26 2.2. Общая организация
............................................................................ 29 2.2.1. Руководство игроками и формирование звеньев, пар защитников и пятерок ..............................................................................................
29 2.2.2. Выбор нужного игрока для игры в численном большинстве и меньшинстве
........................................................................................ 32 2.2.3. Выдерживать правильную продолжительность смен ....................
33 2.3. Искусство организации смен в игре .................................................
34 2.3.1. Меры, которые можно предпринять ................................................
36 2.3.2. Опережать соперника на шаг ............................................................
37 2.3.3. Как получить преимущество .............................................................
39 2.3.4. Случаи избегания наложения ...........................................................
41 2.3.5. Случаи, требующие повышенной бдительности ............................
41 2.3.6. Преимущества реальные и мнимые ..................................................
42 2.3.7. Преимущества при реализации запланированных наложений ....
43 2.4. Обмен информацией ..........................................................................
54 2.5. Замечания, статистика и наблюдения ..............................................
58 2.6. Пять «золотых принципов» ..............................................................
62
Об авторе ........................................................................................................
63
Boumen_1.indd 3
Boumen_1.indd 3 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые поклонники хоккея!
Н
астоящей книгой Континентальная хоккейная лига открывает цикл публикаций в рамках дея- тельности Научно-образовательного центра лиги.
В данном цикле мы постараемся представить ва- шему вниманию наиболее значимые и интересные материалы, которые будут полезны не только спе- циалистам хоккея, но и многочисленным российским болельщикам.
Скотти Боумэн является одним из самых выдаю- щихся и успешных тренеров Северной Америки. Тем не менее этого тренера хорошо знают и российские любители хоккея, поскольку команды под его руко- водством неоднократно встречались с отечествен- ными командами.
В книге автор делится своим богатейшим опы- том по руководству командой, подготовке к матчу и управлению игрой.
Несмотря на то что книга называется «Искусство руководить командой…», большое внимание в ней уделяется технологиям, используемым в хоккее, раскрываются секреты тренерской «кухни», даются практические рекомендации, использование кото- рых будет весьма полезным для тренеров любого уровня. В то же время данная книга позволит болель- щикам лучше понимать и разбираться в тонкостях хоккейной игры.
Boumen_1.indd 4
Boumen_1.indd 4 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

5
ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА
1.1. АНАЛИЗ МАТЧА и оценка игроков
Подготовка к матчу начинается одновременно с окончанием предыдущего. Первая задача тренерского штаба заключается в том, чтобы проанализировать матч и оценить успехи игроков.
Обстоятельность такого анализа зависит в большей степени от календаря игр, чем от распорядка дня. Если на следующий день нет игры, много свободного времени, то можно более под- робно изучить наши достижения и ошибки. И, напротив, если матч состоится на следующий день, анализ получается менее глубоким.
Обсуждение матча в тренерском штабе проводится самым тщательным образом. Каждый озвучивает свое видение преды- дущей игры, особое внимание обращается на то, как сработали наши система, план на игру и корректировки по ходу игры, а также что сделал соперник для противодействия нашей тактике.
Прежде всего, смотрим на игру в численном большинстве и мень- шинстве. Если это игра заключительного этапа, то прилагается больше усилий по анализу всех сторон игры соперника. Если речь идет о рядовой игре в рамках чемпионата, то больше всего надо следить за общими тенденциями и возможными неожиданными моделями игры. В этом должна помочь видеозапись матча и раз- нообразная статистика.
Видеоаппаратура и программное обеспечение
настроены
Видеозапись обработана и запрограммирована таким об- разом, чтобы можно было быстро увидеть, например, все вбра- сывания в зоне нападения или всю распасовку. После окончания встречи составляется протокол о ходе развития матча, тенден- циях в игре соперника и степени успешности игры. К протоколу прилагаются справки к видеоматериалам таким образом, чтобы легко можно было отыскать нужную ситуацию в том случае, если потребуется показать ее игрокам когда-либо в будущем.
Boumen_1.indd 5
Boumen_1.indd 5 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

6
Оценка игроков проводится нами всегда. С этой целью ис- пользуется система очков со шкалой от одного до пяти. В отличие от старой шведской системы оценок «единица» является лучшей, а «пятерка» означает, что все прошло неудачно. Но целью не является давление или унижение кого-либо, поэтому следует из- бегать выставлять кому-то «пятерки». В то же время не хочется, чтобы у какого-либо игрока сложилось впечатление, что у него все в порядке, поэтому мы крайне редко выставляем кому-нибудь
«единицу». Для того чтобы иметь некоторый диапазон оценок, часто применяется оценка с половиной очка, например, полтора или три с половиной. Оценка дается в связи со способностями, обстоятельствами и возможностями каждого отдельного игрока.
Степень нашего удовлетворения успехами игрока зависит и от тех ролей и задач, которые были перед ним поставлены.
Если его роль состояла в том, чтобы выстоять, играя в мень- шинстве, то его оценка не будет снижена лишь только из-за того, что он не забил шайб. Чисто теоретически игрок может забить три шайбы и получить все же неудовлетворительную оценку.
Однако на практике такого еще не было. Игрок, который забивает три шайбы, обычно настолько вдохновлен, что с наибольшей вероятностью успешно выполняет большинство задач.
Разбор игры проводится персонально с каждым игро-
ком, однако на доску объявлений, где вся команда может узнать об этом, результаты не вывешиваются. Тем не менее проводить разбор игры с игроками важно. Примерно после десяти матчей проводится индивидуальная встреча с каждым игроком: объясня- ется точка зрения тренеров на достижения игрока и в то же время заслушивается мнение игрока о его личном вкладе в игру.
Цель таких встреч состоит в том, чтобы повысить самооцен- ку и мотивацию игроков, а также подготовить их к следующим матчам. Если игрок в паре последующих матчей сыграл ниже своих способностей, обязательно следует обсудить, что мешает ему играть, рекомендовать ему каким образом преодолеть спад в игре. Важно заставить его сконцентрироваться на предстоящих матчах и найти нужное решение. Бывают и такие случаи, когда одни спортсмены играют лучше на родной арене, а другие — в гостях.
Boumen_1.indd 6
Boumen_1.indd 6 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

7
У большинства игроков есть «любимый соперник», против которого они чаще всего играют успешно. Мы пытаемся отыскать те стороны в игре, по отношению к которым, насколько знаем, игрок испытывает оптимизм. Позитивное мышление является первым шагом к возвращению игрока на его нормальный уро- вень достижений. Кроме того, выделяются те стороны его игры, с которыми, по нашему мнению, он справится даже тогда, когда не играет на максимуме своих возможностей. Например, если у него проблемы с забиванием шайб, то он должен испытывать удовлетворение от своих усилий в оборонительных действиях.
«Прежде всего, мы смотрим на игру в численном боль-
шинстве и меньшинстве».
Игроки получают обратную связь из различных ис-
точников.
В Детройте у нас был собственный статистик, но, вероятно, в скором будущем в связи с развитием информационных техно- логий статистика будет формироваться и поступать в команды полностью в автоматическом режиме при помощи электронной техники.
Важно, что у нас полная ясность в отношениях с игрока-
ми. Не стоит медлить с доведением наших взглядов до игроков или сохранять их при себе. Обычно игроки проявляют огромную активность в самостоятельном поиске обратной связи. После матчей обычно проходит не более десяти минут до поступления той части статистики, откуда каждый игрок узнает, сколько вре-
Boumen_1.indd 7
Boumen_1.indd 7 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

8
мени он провел на льду. На основе этого вида обратной связи они часто делают выводы о мнении и мыслях тренера.
Естественно, нет никакой ошибки в том, что игроки знают, сколько времени они провели на льду. Проблема заключается в том, что без разъяснений тренера — почему игровое время рас- пределяется именно таким образом — существует большой риск, что выводы игроков будут поспешными. К тому же официальная статистика игрового времени НХЛ часто неточна. Поэтому тре- нерские оценки и последовательная обратная связь к игрокам очень важны.
«… Достаточно никогда ничего не говорить неуважи-
тельного или невежливого!»
Общение со средствами массовой информации
Средства массовой информации являются другим источником, откуда игроки получают обратную связь. В связи с этим важно не сказать журналистам ничего такого, из чего они смогут со- чинить какую-либо историю. Опыт научил, что если журналист сможет заставить тебя сказать что-либо об отдельном игроке, то он отправится к этому игроку с целью противопоставления его мнения твоему высказыванию и попросит его о комментарии.
Подобная полемика может легко вызвать разногласия в команде, поэтому необходимо всегда быть исключительно осторожным в комментариях об отдельном игроке.
Важно также, чтобы у тренерского штаба было единое
мнение. На самом деле, лишь главный тренер дает комментарии об игре команды, и основное правило гласит — быть настроен- ным всегда позитивно. Но даже положительные высказывания об одном игроке могут восприниматься как критика другого игрока.
Когда комментируется игра соперников, достаточно не говорить ничего неуважительного или невежливого. Это имеет мало общего с уважением и вежливостью и служит в первую очередь тому, чтобы не предоставить сопернику нечто такое, что может повысить его мотивацию.
Boumen_1.indd 8
Boumen_1.indd 8 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

9
Ввести в заблуждение соперника при помощи ложной ин- формации трудно, но в интервью следует избегать таких выраже- ний, которые могут помочь ему в анализе игры твоей команды.
Предварительный анализ соперников
Много времени и ресурсов затрачивается тренерским штабом на предварительный анализ соперника, с этой целью у нас ра- ботает много сотрудников. Однако большинство из них имеет и другие задачи, поэтому они не являются скаутами на постоянной основе. Одному из наших скаутов перед каждым матчем ставится задача — проанализировать соперника. Поскольку мы использу- ем многих скаутов, то их отчеты не являются единообразными, но следующие данные включаются всегда:

состав звеньев и пар защитников;

игра в пас;

прессинг в зоне соперника;

игра в обороне в средней зоне (контроль средней зоны);

игра в численном большинстве;

игра в численном меньшинстве;

расстановки при вбрасывании.
Кроме того, каждый скаут имеет собственные подходы и дополняет отчет своими наблюдениями и оценками. По воз- можности я сам пытаюсь посмотреть на соперника в матче, чтобы получить представление о том, как он играет в данный момент.
«Видеозапись для меня важнее написанного отчета!»
У нас всегда есть видеозапись нескольких последних матчей соперника, в том числе самого последнего. Не все матчи удается записывать дома через спутник, поэтому зачастую обмениваемся видеозаписями с другими командами. Видеозапись для меня важнее написанного отчета, поскольку позволяет самостоятельно рассмотреть те ситуации, которые описывает скаут. В настоящее время многие видеозаписи предварительно отредактированы, поэтому легко можно найти те ситуации, которые хотели бы изучить тщательнее. Если дело обстоит иначе, то один из чле- нов тренерского штаба сканирует материал и разделяет его на игру в численном большинстве, игру в численном меньшинстве,
Boumen_1.indd 9
Boumen_1.indd 9 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

10
вбрасывания и т.д. После того как видеозапись отредактирована в достаточной степени, можно быстро проанализировать игру со- перника. Обычно весь тренерский штаб совместно просматривает видеозапись и пытается выявить особенности соперника. Если у них есть звено с одним или двумя искусными нападающими, то интересно посмотреть, видны ли у них какие-либо различимые тенденции или постоянно повторяющиеся комбинации пасов, и что они делают при вбрасывании.
Мы просматриваем также протоколы наших анализов матчей после прежних встреч с этим же самым соперником.
Ситуации из таких матчей являются реальным справочным материалом для игроков.
Процесс, который начинается с наблюдений скаутов и закан- чивается совместным изучением тренерским штабом соперника по видеозаписи, является циклом, который мы проходим перед каждым матчем с каждым соперником.
«У тебя нет никакого контроля над тем, что делает со-
перник, но ты осуществляешь контроль над тем, что делает
твоя собственная команда».
1.2. Составление плана на матч
Процедура составления плана на матч каждый раз не- сколько отличается, это зависит от соперника. Против некоторых команд мы играем часто и, следовательно, знаем о них больше.
Когда у тренерского штаба есть подробные сведения о сопернике, это всегда является преимуществом, но над планами и действия- ми соперника мы не имеем никакого контроля. Напротив, кон- троль осуществляется над собственной командой. Следовательно, абсолютно наиважнейшая задача плана на матч — организация игры собственной команды и готовность собственных игроков.
В дни проведения матчей, непосредственно после утренней тренировки, мы обычно проводим встречи, которые описаны выше, и после анализа игры соперника обсуждаем и формулируем план на предстоящий матч. Причиной такого относительно позд-
Boumen_1.indd 10
Boumen_1.indd 10 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

11
него проведения встреч является то, что плотный календарь игр редко позволяет нам проводить такие встречи раньше. Перенос принятия решения ближе к началу матча имеет и свои преиму- щества: нередко приходится дожидаться окончания утренней тренировки, чтобы узнать, кто из игроков имеет травмы, а кто способен играть.
Цель плана — подготовить нас самих к тому, как будем готовить игроков. В связи с этим следует посмотреть на все обстоятельства с разных сторон. Не стоит вносить в план кар- динальные изменения, так как это может вызвать существенные побочные эффекты. Необходимо быть полностью уверенными в том, что возможные изменения улучшат нашу игру до того, как определимся с тем, что мы должны представить игрокам. Наш окончательный план на матч содержит часто незначительные корректировки основной игры в качестве мер по нейтрализации сильных сторон игры соперника.
Эти корректировки могут заключаться в том, как мы осущест- вляем прессинг в зоне соперника или пытаемся проходить через нейтральную зону. Игра в численном меньшинстве является той частью нашей игры, которую мы приспосабливаем в наибольшей степени к игре соперника. Но основной наш план на матч исходит из того, что мы можем сделать сами, чтобы заставить соперника изменить игру.
Значительная часть плана на матч — это реакция на предыдущий матч. Если что-то функционировало хорошо, мы следим за тем, чтобы так и продолжалось. В случае же проблем разбираем игровые ситуации и вносим корректировки. Напри- мер, если наша игра в численном большинстве не приносила результата, то один из тренеров занимается более внимательным просмотром видеозаписи для выявления того, что происходило не так. Причин может быть множество, поэтому важно указать как на благоприятные, так и на неблагоприятные для нас ситуа- ции, используя их при подготовке к следующему матчу. Таким образом, весь сезон связан воедино как длинная цепочка, где каждый матч вносит корректировку и улучшение по сравнению с предыдущим.
Boumen_1.indd 11
Boumen_1.indd 11 03.02.2011 19:10:24 03.02.2011 19:10:24

12
Несмотря на то что корректировки и изменения про- исходят всегда, наша основная система все же представляет твердый фундамент, на котором покоятся все планы на матчи.
Основная система — это то, что все игроки хорошо знают и в чем они уверены. Мы стараемся очень точно придерживаться основ нашей игры, а если вносим изменения, то это всего лишь корректировки.
Таким образом, план на матч основывается на:

анализе предыдущего матча;

отчетах скаутов;

просмотре видеозаписей;

анализе достижений игроков в последнем матче;

анализе особых качеств игроков;

анализе последней игры соперника.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом