Главная страница
qrcode

Фрагменты о бренд-луддизме. Доклад Бренд-луддизм воровство, хамство, разбивание витрин и др формы обнаружения границ буржуазной субъективации рабочих в универмаге


Скачать 38,28 Kb.
НазваниеДоклад Бренд-луддизм воровство, хамство, разбивание витрин и др формы обнаружения границ буржуазной субъективации рабочих в универмаге
АнкорФрагменты о бренд-луддизме.docx
Дата01.01.2018
Размер38,28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФрагменты о бренд-луддизме.docx
ТипДоклад
#54261
Каталогid7810305

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: ?art=21538285&format=a4.pdf&lfrom=241867179, scipio_libretto.pdf, 33_Psyche_Volume_I.pdf, Michel_de_Certeau-The_Practice_of_Everyday_Life_-University_of_C, Фрагменты о бренд-луддизме.docx, Zaykov_A_V_-_Obschestvo_drevney_Sparty_pdf.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы

Четвертый доклад

Бренд-луддизм: воровство, хамство, разбивание витрин и др. формы обнаружения границ буржуазной субъективации рабочих в универмаге.

<…> Магазинное воровство – это форма бренд-луддизма, то есть, индивидуальной борьбы против социального пространства капитализма, в которой еще нет различия между идеальной формой социального пространства (то есть, его существования в качестве средства производства-эксплуатации рабочего) и предметным бытием этой формы, а, следовательно, присваивается и уничтожается собственность (бренд-товар и витрина как пространство), а не преодолеваются отношения собственности (выраженные в социальном пространстве). В магазинном воровстве прорывается третья позиция практики социального пространства, позволяющая деятельностно понять его функционирование: кроме позиции буржуазной субъективации (потребитель смотрит в зеркало, оказываясь в пространстве и в товаре), а также кроме позиции надзора и контроля (посредством зеркала смотрят на потребителя), существует еще и практика поейтического, в том числе и пролетарского, пользования пространства, которое выразилось в луддистской форме, в форме воровства в универмагах. Прежде, на наших семинарах, мы замечали только две позиции, отмечая их понятием метахоры. Однако важно открыть и понять третью позицию.

Пятый доклад

О луддизме и бренд-луддизме

Исходя из противоречивости процесса игры в субъекта рабочий прибегает к бренд-луддизму как к особой, еще неосознанной и стихийной форме борьбы против правил брендизации и их последствий. Чтобы понять глубже бренд-луддизм, необходимо разобраться с луддизмом как таковым. Маркс и Энгельс так писали о луддизме: 1) «усовершенствование машин при современных социальных условиях может иметь для рабочих только неблагоприятные и часто очень тяжелые последствия; каждая новая машина приносит с собой безработицу, нужду и нищету… . Чтобы не впасть в отчаяние, рабочему и здесь остается только два пути: внутренний и внешний протест против буржуазии, или пьянство и вообще беспутство. И английские рабочие прибегают и к первому, и ко второму. История английского пролетариата повествует о сотнях бунтов против машин и против буржуазии вообще» (2, 370); «<…> кража была самой примитивной, самой несознательной формой протеста и уже по одному этому не могла стать всеобщим выражением общественного мнения рабочих, хотя бы они в душе и одобряли ее. Рабочий класс впервые выступил против буржуазии тогда, когда он силой воспротивился введению машин, что произошло в самом начале промышленного переворота. Так подверглись насилию первые изобретатели, Аркрайт и другие, а машины их были разбиты; позже последовало множество восстаний, вызванных введением машин, которые протекали почти в точности так, как волнения ситцепечатников в Богемии в июне 1844 г.: рабочие ломали машины и разрушали фабрики» (2, 439); 2) «Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего» (4, 431-432); 3) «<…> война рабочих против фабрикантов, которая длится вот уже восемьдесят лет, которая началась с разрушения машин» (5, 301); 3) «<…> только с введением машин рабочий начинает бороться против самого средства труда, этой материальной формы существования капитала. Он восстает против этой определенной формы средств производства как материальной основы капиталистического способа производства. <…> Требуются известное время и опыт для того, чтобы рабочий научился отличать машину от ее капиталистического применения и вместе с тем переносить свои атаки с материальных средств производства на общественную форму их эксплуатации» (23, 438, 439).

Итак, луддизм это первая форма борьбы рабочего против способа производства, производственных отношений капитализма, выраженная посредством насильственного уничтожения средств производства (машин) как материальной основы капиталистического господства, а также насильственное присвоение потребительной стоимости товаров (кража). Эти две формы являются внешними формами луддизма, а внутренней формой является пьянство. Луддизм – это стихийная, несознательная, неорганизованная, до-политическая форма борьбы рабочего.

В бренд-луддизме материальной основой капиталистического господства, против которой начинают бороться рабочие, являются правила их субъективации и, по видимости, неантагонистически организованные социальные пространства. На прошлой встрече речь шла о магазинной краже, о шоплифтинге, то есть, о борьбе против социального пространства универмага, в котором, по видимости, нет производственных отношений капитализма, меновой стоимости и пр., что и толкает рабочих (и не только) к присвоению бренд-товаров, «светящих» своей блистательной потребительной стоимостью; присвоение происходит из-за того, что пространственная практика универмага кризисным, но необходимым дополнением к правилам эстетической дистанции. В бренд-луддизме сами рабочие в качестве буржуриата являются носителями материальной основы брендизации капитализма, они являются проводниками других рабочих в мир буржуазного габитуса и пр. Поэтому происходит борьба буржуазного рабочего против рабочего (в форме обучения обуржуазиванию), и рабочего против (себя как) буржуазного рабочего (в форме борьбы против обуржуазивания, то есть, бренд-луддизма). Таким образом, в бренд-луддизме рабочие восстают против рабочих (себя) как носителей материальной основы господства буржуазии. То есть, если в луддизме рабочие уничтожали буржуазную собственность, то в бренд-луддизме, в форме борьбы против правил субъективации, рабочие не борются против собственности буржуазии как таковой, но убивают буржуазность в других рабочих (или в себе), то есть, источник материальной основы скрыт в форме субъективации, он уже не всегда явлен только чувственно-предметно, поскольку в промышленном капитализме рабочий становился объектом применения машин, а теперь – объектом применения правил субъективации, который должен стать квази-субъектом. В луддизме рабочие не отличают собственность буржуазии от буржуазной собственности, а в бренд-луддизме цивилизующее влияние от формы его эксплуатации. Сложность заключается в том, что разрушение в бренд-луддизме, направленное против правил субъективации, укрепляет невозможность классовой солидарности трудящихся, поскольку они борются друг против друга (или против себя), а не против внешней, чуждой материальной вещи. Теперь я попытаюсь показать функционирование бренд-луддизма в форме хамства в универмагах конца ХІХ – нач.. ХХ вв.

***

<…> есть три позиции, соответствующие трем классовым положениям: 1) буржуазные требования по субъективации (буржуазия); 2) превращенный в бренд-личность рабочий; 3) рабочий вне буржуазной субъективации. Вторая и третья позиции могут быть представлены как отдельными типами, так и единством противоположностей; по существу, конечно, игра в субъекта заключается в переходах рабочего от бренд-личности к бренд-луддизму и обратно. Рабочий как бренд-личность хамит представителям буржуазии, тем самым подрывая идиллию респектабельного, эквивалентного обмена; в этом смысле он похож на классического луддита, уничтожающего машины, только в данном случае уничтожаются материально-субъективные основы буржуазного господства. Когда рабочий как бренд-личность хамит рабочему вне буржуазной субъективации, то здесь прерывается цивилизующая функция капитала, а также возникает внутриклассовая, междоусобная война рабочего против рабочего; в этом контексте, рабочий вдвойне реакционен, поскольку он борется с видимостью, с тенью, отождествляя другого рабочего с принуждением к респектабельному отношению и понимая последнее только лишь как буржуазную характеристику; тоже происходит и в обратном отношении рабочего-покупателя к бренд-личности.

<…> В форме бренд-луддизма рабочий проходит дополитическую фазу борьбы против капитализма; так или иначе дисциплинируемые взгляд, тело, манеры и пр., не уничтожают полностью субъектной позиции рабочего, провоцируя его к уничтожению материальной основы буржуазного господства, а не самих отношений господства. Это, безусловно, лишь начало борьбы и поэтому оно еще не осознано. Поэтому на следующей, шестой встрече, я покажу, как пространство универмага начало осмысляться метафорически, то есть было найдено более содержательное средство выражения классового положения, понимания и развенчания тайн нового общественного порядка.
перейти в каталог файлов


связь с админом