Главная страница
qrcode

Доклад_Международное вмешательство в современные конфликты. Доклад международного дискуссионного клуба валдай


НазваниеДоклад международного дискуссионного клуба валдай
АнкорДоклад Международное вмешательство в современные конфликты.PDF
Дата10.01.2018
Размер2,63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDoklad_Mezhdunarodnoe_vmeshatelstvo_v_sovremennye_konflikty.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДоклад
#55472
страница1 из 2
Каталогid41126839

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
Миротворческая политика ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО и ОДКБ
А.И. Никитин
МОСКВА, ИЮНЬ 2017

Автор
Александр Иванович Никитин, директор Центра евроатлантической безопасности ИМИ МГИМО МИД России, главный научный сотрудник
ИМЭМО РАН
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное

Содержание
Масштабы международного вмешательства в конфликты Принципы внешнего вмешательства в конфликты Миротворческая роль ООН Пересмотр подходов к вмешательству международных организаций в конфликты
Модернизация миротворческой деятельности ООН ................................................................................... Миротворческая деятельность ОБСЕ
.............................................................................................................. Миссии ОБСЕ на постсоветском пространстве ............................................................................................. Европейский союз в конфликтном урегулировании .................................................................................. НАТО в конфликтных точках планеты ............................................................................................................. Перспективы ОДКБ в обретении реальной роли в конфликтном урегулировании ............................ Россия, ОДКБ и политика в конфликтных регионах ................................................................................... 18
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ В современном мире ежегодно происходят до 35–40 международных и внутренних конфликтов с использованием военной силы. В них вмешиваются мировые державы, включая Россию, а также международные организации. При этом Россия подвергается критике со стороны ряда государств и организаций. Москву критикуют за миротворческие операции на постсоветском пространстве, за вмешательство в сирийский конфликт, не говоря уже о российской политике в отношении Восточной Украины. Вмешательство в конфликты – серьезный внешнеполитический ресурс. Однако он требует правильной расстановки приоритетов и умелого взаимодействия с международными организациями и другими государствами, вовлеченными в конфликты. Перед российской дипломатией и экспертами встают следующие вопросы в каком направлении России как постоянному члену Совета Безопасности следует подталкивать политику ООН в конфликтах Что могут сделать в отношении конфликтного урегулирования Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и другие региональные организации, в которых Россия является одним из ключевых участников и которые пока явно неполно реализуют свой миротворческий потенциал Наконец , как можно обеспечить международную координацию усилий России и других держав и организаций по наиболее острым конфликтам на Украине ив Сирии Для ответов на эти вопросы необходимо сопоставить политику ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ и других ключевых организаций в конфликтных регионах.
Масштабы международного вмешательства в конфликты
ООН в последние годы ведет ежегодно
16–17 параллельных миротворческих операций и еще два десятка так называемых политических миссий в конфликтных регионах. Наряду с операциями собственно ООН в последние десятилетия постепенно сложилась практика вмешательства в конфликты со стороны региональных межгосударственных организаций. Среди них Африканский союз и другие африканские субрегиональные организации, Организация американских государств (ОАГ). В Европе – Европейский союз, НАТО и СНГ. В настоящее время Коллективные миротворческие силы создала ОДКБ, которая подписала рамочные соглашения с ООН о возможности использования ее миротворческого потенциала в операциях под мандатом ООН. В 2014–2015 годах во всех операциях по поддержанию мира и политических миссиях в конфликтных регионах приняли участие 243 тыс. военных, полицейских и представителей гражданского персонала . Только половину из них курирует Департамент операций по поддержанию мира. Вторая половина – участники операций региональных организаций и разнотипных политических неоонов- ских миссий. Таким образом, масштаб участия региональных межгосударственных организаций в конфликтном урегулировании по размеру контингентов сегодня сопоставим с собственными миротворческими операциями ООН. Кроме того, периодически осуществляются операции с использованием вооруженных сил со стороны отдельных мировых держав и созданных ими коалиций, причем нередко без мандата ООН или иной международной организации
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ 2017 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 12 11 13 14 15 16 17 18 19 Можно выделить, по крайней мере, шесть международно-правовых оснований для легитимного использования вооруженных сил одного государства на территории другого, причем не все из них универсально при- знаны:
СТРАНЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ В ОПЕРАЦИИ ИНЫХ, ПОМИМО ООН, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Принципы внешнего вмешательства в конфликты Право государства на самооборону на основании статьи 51 Устава ООН Коллективное противодействие мирового сообщества агрессии одного государства против другого (коллективное применение сил международной коалиции по мандату ООН на основании главы VII Устава).

1
США
91 500 Великобритания 500 Германия 000 Уганда 100 Франция 000 Италия 500 Бурунди 000 Польша 000 Турция 500 Румыния 100 Австралия 000 Испания 900 Австрия 000 Молдавия Венгрия Россия Колумбия Фиджи Словения 20
Нидерланды
270
Источник: Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. М Аспект-Пресс, Поданным на 2011−2015 гг., Global Peace Operations Annual Review.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ 2017
• Коллективное противодействие мирового сообщества государству или политической силе, несущим угрозу международному миру и безопасности (по мандату ООН на основании принципов
VII главы Устава, остается объектом противоречивых политических интерпретаций Договоры (соглашения) о военном сотрудничестве, военных базах, совместных операциях или учениях Обращение легитимных властей одного государства к властям другого с документированной просьбой о военной помощи Формирующаяся, но далеко не универсально признанная норма обязанность мирового сообщества защитить (Responsibility to Protect) гражданское население, социальные и этнические группы от геноцида со стороны других групп или от преступной политики властей их собственного государства.
СТАТЬЯ 51 УСТАВА ООН
(ПРАВО НА САМООБОРОНУ)
ДОГОВОРЫ (СОГЛАШЕНИЯ) О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ, ВОЕННЫХ БАЗАХ, СОВМЕСТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ИЛИ УЧЕНИЯХ
ОБРАЩЕНИЕ ЛЕГИТИМНЫХ ВЛАСТЕЙ ГОСУДАРСТВА С ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ПРОСЬБОЙ О ВОЕННОЙ ПОМОЩИ
США В АФГАНИСТАНЕ (2001), РФ В ГРУЗИИ (РФ – ТАДЖИКИСТАН (1993), РФ – АБХАЗИЯ (РФ – ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (РФ – СИРИЯ (ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (ПРИДНЕСТРОВЬЕ (1992–Н.ВР.),
СИРИЯ (2015–Н.ВР.)
ГЛАВА VII УСТАВА ООН. ПО РЕШЕНИЮ СБ ООН. ИРАК (ГЛАВА VII УСТАВА ООН.
СРЮ (1999), АФГАНИСТАН (2001), ИРАК (2003), ЛИВИЯ (РУАНДА, БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА ,
КОСОВО
1
, ЛИВИЯ, СИРИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АГРЕССИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВУ ИЛИ РЕЖИМУ, СОСТАВИВШЕМУ УГРОЗУ МЕЖДУНАРОДНОМУ МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ
ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НОРМА ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИТИТЬ
(RESPONSIBILITY TO PROTECT)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО
Источник: Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. М Аспект-Пресс, 2017.
1
В связи с особенностями международно-правового статуса здесь и далее используется для обозначения территории. – Прим. ред
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ Примечательно, что Россия голосовала в СБ ООН против обязанности защитить в 1999 году в отношении Союзной Республики Югославия, а в 2003 году – против применения формулы противодействие режиму, составляющему угрозу миру и безопасности » в отношении введения международных сил в Ирак. Россия также воздержалась в 2011 году при голосовании в СБ ООН по применению этой формулы в отношении Ливии.
Одной из тенденций двух последних десятилетий стало образование коалиций государств, которые от имени международных организаций (или по собственному коллективному решению) реализовали международный мандат на посредничество, урегулирование или вмешательство. Ряд государств, включая как западные страны, таки Россию, стали применять понятие миротворчество, даже если эти действия не подкреплены мандатом ООН или региональной международной организации. В частности, ни одна из операций х годов в новых независимых государствах с участием российских вооруженных сил Таджикистан, Молдавия/Приднестровье, Грузия Южная Осетия, Грузия/Абхазия) не имела мандата ООН, и только две (в Таджикистане и Абхазии) имели мандат региональной организации СНГ. Что же касается операций в Молдавии Приднестровье (1992 г. – н./вр.) и Грузии/
Южной Осетии (1992–2008 гг.), то их основанием послужили межпрезидентские соглашения, а их статус можно описать как легитимное вмешательство во внутренние дела другого государства по его просьбе при документированном согласии обеих сторон конфликта.
Операция (1992 г. – н./вр.) по межгосударственному соглашению России и Молдавии (при согласии властей Приднестровья. Трехсторонний контингент
России–Молдавии–Приднестровья
Операция ВС России на территории Грузии (2008 г) на основании й статьи Устава ООН (самооборона)
Операция (1992–2008 гг.) по межгосударственному соглашению России и Грузии (при согласии властей Южной Осетии. Трехсторонний контингент
России–Грузии–Южной Осетии
Операция по мандату СНГ в Абхазии (1994–2008 гг.). Военные контингенты предоставила только Россия
Операция по мандату СНГ в Таджикистане (1992–2000 гг.).
Введение Коллективных миротворческих сил х государств (Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) в Таджикистан
«Минская группа по урегулированию в Карабахе. Политико-дипломатический процесс без внешнего военного вмешательства
ОПЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Источник: Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. М Аспект-Пресс, 2017.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ Крупнейшей системой вмешательства в конфликты являются операции ООН. За семь десятилетий существования организации было проведено 70 разнотипных операций из них продолжаются и сегодня. В современных операциях ООН (по состоянию наг) участвовали 122696 человек, в том числе 103912 военных и полицейских, причем контингенты были предоставлены
128 странами. В контингентах сил ООН – 89642 военных полицейских и 1741 военный наблюдатель. По сравнению с прежними десятилетиями заметно вырос не только полицейский, но и гражданский компонент помимо представителя международного гражданского и дипломатического персонала он включает 11700 представителей местного гражданского персонала из самих конфликтных регионов. Гражданский состав в миссиях ООН представляют 166 стран. За почти семь десятилетий, прошедших сначала первых операций, в них погибли 3277 военных и гражданских представителей ООН. Бюджет всех миротворческих операций ООН в 2016–2017 финансовом году составил
7,8 миллиарда долларов. Как это было и ранее, отдельно формируемый бюджет на операции в конфликтных регионах заметно превышает бюджет на функционирование самой ООН. Но все-таки сравнивать его надо с другой цифрой. Мировые военные расходы достигли в настоящее время 1 триллиона 747 миллиардов долларов. И бюджет миротворческих операций ООН – это менее чем полпроцента от этой цифры. Проблему составляет и то, что даже они жестко разделены на отдельные корзины финансирования разных операций. Средства, выделенные странами, скажем, на ближневосточные операции, нельзя оперативно перенаправить на Афганистан, и наоборот.
Российский вклад в миротворческий бюджет ООН вырос за последние годы в полтора раза, но все равно составляет сегодня лишь
4%. Первую тройку доноров операций в конфликтных регионах составляют США (они вносят миротворческого бюджета ООН, Китай – 10,3% и Япония – 9,7%. Вклад России явно не соответствует статусу крупной геополитической державы, претендующей нагло- бальную роль.
То же можно сказать и о том факте, что Россия в прошедшем году предоставила в стотысячный миротворческий контингент ООН лишь 89 человек, в том числе 27 полицейских военных наблюдателей и четыре участника собственно военных контингентов. Тенденция снижения российского участия в целом соответствует тенденциям участия других постоянных членов Совета Безопасности ООН (за исключением КНР, которая в последнее пятилетие демонстрирует повышение интереса к участию в миротворчестве и сегодня направляет в миротворческие операции ООН порядка двух с половиной тысяч человек в год).
США, Франция, Великобритания, как и Россия, в рамках своей деятельности в СБ ООН концентрируются на политической стороне миротворчества – согласовании общих решений об операциях, их направленности и содержании мандатов. Особый случай составлял примерно тысячный контингент США в Афганистане, выведенный (за исключением
10 тыс. чел) к началу 2015 года. Но помимо контингента в Афганистане Вашингтон направляет для участия в других операциях ООН всего
132 человека, Великобритания – 291, Франция –
915 человек.
Разные державы и континенты демонстрируют различную динамику участия в операциях ООН. В предоставлении контингентов сегодня (как, собственно, ив последние десятилетия) большую роль играют Индия, Пакистан, Бангладеш (эти три страны предоставляют по 8–9 тыс. человек в год в контингенты ООН, ряд развивающихся стран (Эфиопия, Гана, Руанда, Сенегал, Чад и др, а также такие страны, как Бразилия, ЮАР, Иордания, Индонезия и др. При этом
СБ ООН вынужден реагировать на обвинения Миротворческая роль ООН
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ СТРАНЫ, ВНОСЯЩИЕ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЗНОСЫ В МИРОТВОРЧЕСКИЙ БЮДЖЕТ ООН
103
2,9%
1
68
28,6%
6
336
5,8%
7
98
4% Крупные взносы, но мало миротворцев
Топ-10 стран по взносам на миротворческую деятельность ООН
Небольшие взносы, но много миротворцев
Топ-10 стран по количеству миротворцев в миротворческие силы ООН
8
1114
3,7%
4
434
6,4%
5
880
6,3%
ЭФИОПИЯ
1
8333
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
НЕПАЛ
6
5102
UN
UN
UN
UN
UN
UN
ИНДИЯ
2
7713
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
СЕНЕГАЛ
7
3731
UN
UN
UN
UN
ПАКИСТАН
3
7160
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
ЕГИПЕТ
8
3069
UN
UN
UN
UN
БАНГЛАДЕШ
4
6872
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
ГАНА
9
2973
UN
UN
UN
UN
РУАНДА
5
6163
UN
UN
UN
UN
UN
UN
UN
ИНДОНЕЗИЯ
10
2864
UN
UN
UN
UN
Источник: Global Peace Operations Annual Review 2016 (peaceoperationsreview.org).
Страны-члены, финансирующие операции по поддержанию мира, не стремятся предоставлять свой вооруженный контингент. Бюджет, одобренный для проведения миротворческих операций ООН, составляет 7,87 млрд $ (на 2016–2017 финансовый год. Бюджет на миротворческие операции ООН составляет всего
0,47% в процентном соотношении от мировых военных расходов – военнослужащие, полицейские и военные эксперты ООН (один значок = 1000 чел
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ со стороны третьих стран в несправедливости ситуации, когда одни (развитые) страны принимают все политические решения об операциях, а другие (развивающиеся) страны поставляют солдат, участвующих и погибающих в них. Пересмотр подходов к вмешательству международных организаций в конфликты Одной из основных проблем современного миротворчества является растущий разрыв между ожиданиями мирового сообщества и реальной неспособностью большого числа операций обеспечить политическое разрешение конфликтов. Многие операции по поддержанию мира проводятся в условиях, когда нет или почти нет мира, который можно было бы поддержать. Разъединения сторон или замораживания военных действий оказывается недостаточно. У конфликтующих сторон нередко недостает политической воли для компромиссов. Бесконечно меняются лидеры враждующих группировок, отсутствует устойчивая инфраструктура переговоров. Вновь вспыхивающая враждебность легко ломает наметившиеся соглашения. ООН пора занять гораздо более активную позицию лидерства в политическом урегулировании. Не столько поддерживать возникшие слабые искры примирения, сколько последовательно и сознательно брать на себя лидерство введении переговоров, разработке компромиссов, достижении политического решения. Другими словами, ООН не следует тратить силы и средства на конфликты, в которых конфликтующие стороны не дают ей занять место ведущей силы в урегулировании. Если этой роли
2
Подробнее см Объединяя наши силы во имя мира – политика, партнерство, люди. Доклад Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям (Uniting
Our Strengths – Policy, Partnerships, People. Report of the High-
Level Independent Panel on Peace Operations). – New York: UN
Document, 2015. 103 ведущего посредника у ООН нет, тогда созданные условия перемирия могут быть легко нарушены. Неопределенность и нерешенность конфликта тянутся годами и десятилетиями, а ООН, затратив огромные усилия и средства, не сможет ни дождаться урегулирования от самих конфликтующих сторон, ни достойно свернуть операцию.
По сути, речь идет о том, чтобы рассматривать весь арсенал мер со стороны ООН от самых мягких – посреднических и предупредительных, до самых жестких – силовых) как единый инструментарий. При этом следует считать нормой быструю смену характера операции с учетом меняющейся обстановки. Например, если ООН вмешалась на стадии помощи в реализации соглашения о прекращении огня, а перемирие было сорвано ка- кой-то из сторон, и возобновились военные действия, ООН не должна сворачивать операцию по поддержанию исчезнувшего мира, а должна привлечь новые силовые средства и навязать сторонам новое примирение.
Еще одна проблема, заставляющая пересмотреть арсенал средств операций ООН, это поляризация интересов в регионе конфликта, когда разные страны, как это имеет место вокруг Ливии, Сирии и Йемена, а иногда и постоянные члены Совета Безопасности ООН, имеют явно противоречащие друг другу интересы в сфере урегулирования и политического разрешения ситуации. В частности, коллективная операция с участием США и России по ликвидации сирийского химического оружия
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ оказалась возможной постольку, поскольку интересы великих держав по удалению смертоносных арсеналов из зоны конфликта временно совпали. Однако как только уничтожение химического оружия (и привлечение ООН в формате миссии ОЗХО – Организации поза- прещению химического оружия) было завершено, противоречия держав, которые должны были в СБ ООН сформулировать мандат на прекращение гражданской войны в Сирии, разгорелись с новой силой. Один из принципов нового подхода заключается в том, чтобы ООН не оказывала помощи региональным организациям без закрепления за собой лидирующей роли в мирном урегулировании или, по крайней мере, налаживания тесного политического сотрудничества с региональной организацией. Выдвижение подобного требования вызвано тем, что не единожды региональные организации, в частности, Африканский союз и ЭСЗАГ (Экономическое сообщество западноафриканских государств – ECOWAS), начинали операции по урегулированию конфликтов без должных консультаций с ООН, без разработки и согласования четкого плана, в том числе плана выхода из операции, а затем бросали операцию, поспешно передавали ее ООН, при этом еще и требуя возместить расходы за региональный этап операции.
Модернизация миротворческой деятельности ООН
Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы произошла определенная модернизация как организации, таки инфраструктуры миротворческих операций. Были, например, созданы постоянные резервные полицейские силы для использования в миротворческих операциях. Другое новшество заключается в создании региональных инфраструктурных «хабов» (центров комплектации и подготовки) для групп операций на разных континентах. Такие центры созданы в Центральной Африке, в Западной Африке, с промежуточными центрами комплектования в Европе. Обновилась и техническая сторона операций. Начато использование беспилотных летательных аппаратов в целях сбора информации и разведки. В практике работы ООН появились оснащенные современным коммуникационным оборудованием комплексные центры сбора и обработки информации. Однако, несмотря на технологические усовершенствования, основные проблемы в сфере миротворчества продолжают носить, во-первых, политический, во-вторых, инфраструктурный характер. Страны, предоставляющие военные и полицейские контингенты, часто недостаточно проинформированы о реальных требованиях мандата конкретной операции (и особенно о его обновлениях. Нередко происходит направление контингентов в эпицентр боевых действий без должного вооружения, оборудования, тылового снабжения, коммуникационных средств. С политической же точки зрения продолжает нарастать напряженность, вызванная неравенством в распределении миротворческих функций между государствами. Одни страны, прежде всего постоянные члены
СБ ООН, концентрируют в своих руках политическую оценку конфликтов и формулирование целей и мандатов операций. Причем сами они предоставляют совсем немного контингентов для реализации собственных решений. Другие же страны вынуждены реализовывать силой своих военных и полицейских требования мандатов на операции, выработанные фактически без должных консультаций сними или вовсе без их участия.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ Миротворческая деятельность ОБСЕ
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ведет в настоящее время полтора десятка наблюдательных миссий в конфликтных регионах. При этому организации есть определенные преимущества. Среди них:
Миссии ОБСЕ на постсоветском пространстве
Несмотря на очевидные преимущества ОБСЕ, ее миротворческие операции постиг целый ряд неудач. Первая неудача связана с операцией по поддержанию мира в Нагорном Карабахе (1993 г. Решение предполагало поэтапное направление сначала 200, затем, затем довоенных наблюдателей
СБСЕ
3
в Карабаха затем и направление уже
3
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. С января 1995 г. – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ. – Прим. ред Универсальный (в масштабах региона) характер представительства государств Сложившийся политический имидж организации как относительно беспристрастной Наличие у ОБСЕ не подвергаемого в настоящее время сомнению права региональной организации формировать собственные мандаты на проведение операций по поддержанию мира и самостоятельно проводить их Признание за ОБСЕ права делегировать полномочия по проведению операций другим региональным организациями группам государств Полное признание и подтверждение полномочий и миротворческих функций ОБСЕ со стороны ООН, частично взаимодополняющий характер миссий двух этих организаций Наличие у ОБСЕ (в т.ч. в силу универсальности регионального членства, а также устоявшейся десятилетиями системы отслеживания состояния прав человека и конфликтного потенциала) широких возможностей раннего выявления конфликтогенных ситуаций Высокий уровень межправительственных связей, прямой выход структур ОБСЕ на глав государств, правительств, официальные круги всех государств региона.
ОБСЕ заполняет своими действиями в конфликтных регионах ту нишу, которая служит связующим звеном между действиями военных под флагами ООН или НАТО, с одной стороны, и действиями гуманитарных организаций типа Международного Красного Креста с другой. ОБСЕ создает политическую легитимность международного вмешательства в конфликт, годами и десятилетиями собирает информацию из региона напряженности
(предконфликтный мониторинг, содействует переговорным процессам, работает с беженцами и вынужденными переселенцами, восстанавливает ткань политической жизни и государственного управления в посткон- фликтный период
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ не наблюдательных, а воинских контингентов для разъединения враждующих сторон. Однако операция в классическом формате поддержания мира в Карабахе не удалась в силу ряда причин, среди которых обострение враждебности в регионе конфликта, замедленность подготовки, затяжки с финансированием и выделением контингентов. Но основной причиной следует признать саму доктринальную схему миротворческих операций СБСЕ/ОБСЕ, которая обездвиживала организацию каждый раз, когда реальные условия в регионе конфликта отличались от идеальных, закрепленных как принципы миротворчества СБСЕ.
С 1992 года действовала Миссия СБСЕ/

ОБСЕ в Абхазии. Ее состав менялся, ноне превышал наблюдателей. Миссия снабжала европейские державы постоянной информацией о ситуации с сепаратистскими территориями Грузии. Хотя формально она занималась Абхазией, но собирала косвенную информацию также по ситуациям вокруг Южной Осетии и Аджарии, а также по ведущимся операциям России (в Южной Осетии) и СНГ (в Абхазии. Миссия все еще присутствовала в Абхазии в период российско-грузинской войны 2008 года и ее результативность, как минимум, вызывает вопросы. Наблюдательная миссия ОБСЕ в Молдавии была начата в феврале 1993 года СБСЕ.
ОБСЕ неоднократно на протяжении х годов пыталась сыграть ключевую роль в приднестровском урегулировании. Именно миссия ОБСЕ отсоветовала в последний момент молдавскому руководству подписать план урегулирования, представленный в 2003 году Россией, обещая предложить луч-
ОПЕРАЦИИ И МИССИИ ОБСЕВ ННГ
Координатор ОБСЕ на Украине 0 0 Координатор ОБСЕ на Украине 0 0 Центр ОБСЕ в Ашхабаде 0 0 Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине 0 0 Представительство программ
ОБСЕ в Астане 0 0 Представительство ОБСЕ в Ереване 0 0 Наблюдательная миссия ОБСЕ на российских КПП «Гуково» и Донецк 0
0 Миссия ОБСЕ в Молдавии 0 0 Название операции
Год начала операции
Военный персонал
Данные на 2015–2016 гг.
Полицейский персонал
Условные обозначения:
Гражданский персонал
Источник: Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. – М Аспект-Пресс, 2017.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ На сегодняшний день Европейский союз
(ЕС) провел уже более 30 операций, полтора десятка из них длятся по настоящее время. Особенно заметным был вклад ЕС в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Косово, а также деятельность по конфликтному урегулированию на Южном Кавказе (Карабах, Грузия ), Молдавии/Приднестровье, в ряде африканских конфликтов. ЕС активно сотрудничает с ООН, ОБСЕ, Африканским союзом, АСЕАН. В ряде случаев он финансирует совместные операции с этими организациями, а иногда и просто поддерживает операции других организаций. ЕС отличается наличием развитой материальной и финансовой базы, а в последнее десятилетие он еще и создал механизмы быстрой мобилизации финансирования на урегулирование конкретных конфликтов.
Оценивая практику Европейского союза, можно констатировать следующее:
ший – европейский план. Вскоре ОБСЕ инициировала переговорный формат «5+2». Он включает, помимо молдавского правительства и руководства Приднестровья в качестве «примиряемых сторон, ОБСЕ, Россию, Украину в качестве посредников, а также ЕС и Соединенные Штаты в качестве наблюдателей. В сухом остатке – конфликт до сих пор заморожен и не решен. Наконец, Специальная мониторинго-

вая миссия ОБСЕ на Украине была направлена на основании решения Постоянного Совета
ОБСЕ №1117 от 21 марта 2014 года. Ее задачи собирать информацию и докладывать об обстановке в районе действия сточки зрения безопасности устанавливать и докладывать факты, реагируя на конкретные инциденты осуществлять мониторинг соблюдения прав человека и основных свобод способствовать диалогу на местах с целью снижения напряженности и содействия нормализации обстановки. Однако и здесь результаты работы миссии оказались крайне скромными, а ее влияние на разрешение конфликта – минимальным. Практика двух последних десятилетий миротворческой деятельности ОБСЕ показала, что организация, как правило, не может быть основными тем более единственным актором миротворческой деятельности в конфликтных регионах Евразии. Вместе стем в плеяде иных международных организаций, действующих в евразийских конфликтах (ООН, ЕС, НАТО, Совет Европы и др, ОБСЕ закрепила за собой роль достаточно эффективного организатора конфликтного мониторинга, переговорного посредничества и создания политических механизмов примирения в конфликтных государствах и регионах.
Европейский союз в конфликтном урегулировании ЕС изначально принял расширительную трактовку задач в сфере безопасности, которая вытекает из общеполитической и общеэкономической роли ЕС как глобального ак-

тора. ЕС не ограничивает свою деятельность территорией стран-членов, а считает уместной работу с конфликтами в своей широко трактуемой периферии, в том числе в Африке, на Ближнем Востоке, в новых независимых государствах Балкан и постсоветского пространства Хотя формально ЕС является всего лишь субрегиональной международной организацией (он охватывает лишь часть стран одного из континентов, на практике ЕС не считает нужным
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ ОПЕРАЦИИ ЕС НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
легитимизировать собственные вмешательства в конфликты через механизмы ООН. Операции и миссии проводятся на основании собственных политических решений Европейского совета на уровне глав европейских государств. Правда, откровенно принудительных политических миссий ЕС самостоятельно не проводит, оставляя решения по ним Совету Безопасности ООН. Однако многие операции ЕС имеют хорошо развитый военный компонент В отличие от других региональных организаций, ЕС создал систему оперативного ив целом адекватного финансирования собственных операций. Нередко они носят гибридный характер – проводятся совместно с ООН, с Африканским союзом, с АСЕАН и другими партнерами ЕС, в отличие от ООН и ОБСЕ, ставит весьма скромные политические цели перед своими операциями, оставляя упомянутым организациям вопросы политического урегулирования, проведения выборов, восстановления политической инфраструктуры мирной жизни. Наиболее востребованными оказались полицейские операции ЕС и многочисленные обучающие или консультирующие миссии, призванные создать современные и профессиональные государственные силовые структуры в конфликтных регионах.
Наблюдательная миссия ЕС в Грузии 0 123 Миссия пограничной поддержки
ЕС в Молдове и Украине 0 94 Название операции
Год начала операции
Военный персонал
Данные на 2015–2016 гг.
Полицейский персонал
Гражданский персонал
Наблюдательная миссия ЕС в Грузии 0 123 Консультативная миссия ЕС по гражданской безопасности в Украине 0
7 Источник Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. М Аспект-Пресс, Условные обозначения
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ 2017
• Тем не менее, ив случае ЕС результаты остаются весьма скромными из-за сложности сопряжения политических интересов почти трех десятков стран, входящих в Европейский союз. Общая внешняя политика и политика в области безопасности десятилетиями остается не столь уж единой, а разные приоритеты стран и разные мнения о желаемом политическом результате вмешательств в различные конфликты приводят к сдержанности и осторожности в политике ЕС в отношении многих конфликтов.
СОВРЕМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ НАТО В КОНФЛИКТНЫХ РЕГИОНАХ
НАТО провела четыре крупных операции. Первая – операция IFOR в Боснии и Герцеговине (1995–1996 гг., 60 000 военных, перешедшая в непосредственно продолжающую ее операцию SFOR (1996–2004 гг., 32 000 военных. Вторая операция – в Косово
, начавшаяся сне- санкционированной ООН военно-воздушной операции (март–июнь 1999 г) и продолжившаяся после принятия резолюции СБ ООН №1244 в июне 1999 года в формате операции KFOR. Третьей стала операция Международных сил содействия безопасности (ISAF–МССБ) НАТО в конфликтных точках планеты
Операция сил НАТО в Косово
(KFOR – Силы для Косово»)
1999 4809 0 Миссия НАТО по подготовке кадров в Ираке 170 0 Операция Решительная поддержка в Афганистане 13 223 0 Операция сил НАТО по защите гражданского населения в Ливии март–октябрь 2011 8000 0 Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF – МССБ)
2001–2014 86 153 56 Максимальная численность до 150 000 военных
Операция сил НАТО в Косово
(KFOR – Силы для Косово»)
1999 4809 0 Название операции
Год начала операции
Военный персонал
Полицейский персонал
Гражданский персонал
Данные на 2015–2016 гг. По завершенным операциям указана максимальная численность персонала.
Источник: Никитин АИ. Международные конфликты вмешательство, миротворчество, урегулирование. М Аспект-Пресс, Условные обозначения
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ в Афганистане
(НАТО возглавляла ее с 2003 по 2014 г. Здесь общий масштаб привлеченных вооруженных сил составлял на пике операции до 150000 человек, контингенты предоставляли свыше 35 стран. Операция МССБ шла параллельно и переплеталась с операцией собственно американских вооруженных сил в Афганистане, подчиненных не структурам НАТО, а Пентагону. Наконец, четвертой стала военная операция в Ливии при лидерстве Франции (март–
октябрь 2011 г. Она была обозначена в резолюции СБ ООН как операция по установлению зоны запрещения полетов над Ливией с целью защиты гражданского населения. Однако наделе операция развивалась в направлении военной поддержки сил оппозиции и завершилась свержением правящего режима М. Каддафи.
Помимо упомянутых крупных военных операций, альянс провел ряд менее крупных миссий с военным компонентом. Среди них – три операции в Македонии, включая так называемое превентивное развертывание с целью предотвращения распространения косовского конфликта на македонскую территорию. НАТО с 2014 года участвует в облетах и патрулировании воздушного пространства трех балтийских стран-членов альянса. В Ираке НАТО ведет обучающую (консультативную) миссию по переподготовке кадров силовых ведомств Ирака. НАТО также приняла участие в операции Африканского союза в Судане Дарфуре, перебросив по воздуху несколько десятков тысяч африканских солдат. С 2014 г. после вывода из Афганистана операция МССБ сменилась операцией Решительная поддержка которая формально ведется уже не коалицией по мандату ООН, а собственно США по соглашению с правительством Афганистана, нос участием небольших контингентов стран НАТО. СБ ООН в резолюции
№2189 (2014 г) единогласно поддержал новые задачи для военных США и НАТО в Афганистане.
Россия и НАТО за период после окончания холодной войны накопили определенный, хотя и не слишком широкий, опыт практического взаимодействия в сфере совместных действий в конфликтных регионах. В х годах он включал участие России в двух операциях, проводимых по мандатам ООН при лидерстве НАТО сначала в Боснии и Герцеговине, а затем в Союзной Республике Югославия /
Косово . В х годах Рабочей группой при Совете Россия НАТО была разработана в общих чертах доктрина совместных миротворческих операций, а также осуществлялось взаимодействие по проведению операций в Афганистане (Россия ограничивалась содействием со своей территории и с территории Центральной Азии) и обеспечению с участием России северного транзитного коридора (через территорию России и стран Центральной Азии в Афганистан ). Наконец, в 2015–2016 годах. российские воздушно-космические силы осуществляли взаимодействие с военными стран НАТО в Сирии и Ираке входе проведения параллельных операций против ИГ
4
Взаимодействие протекало с большим трудом из-за различия в интересах Россия ориентировалась на поддержку легитимного правительства Сирии , тогда как военные НАТО – скорее на поддержку сил оппозиции. Однако взаимодействие в Сирии положило начало новому этапу действий против общих угроз и вызовов.
Можно констатировать следующие особенности подхода НАТО как организации к конфликтами конфликтному урегулированию:
Для работы НАТО с региональными конфликтами постепенно приспосабливалась военная инфраструктура и инструментарий, созданные ранее для ведения предположительной массированной войны с другими государствами.
НАТО не сразу, но постепенно признала возможность проведения собственных военных операций по политическим решениям других организаций – ОБСЕ и ООН. Крупнейшие операции НАТО (Босния и Герцеговина, Ко- сово, Афганистан) были проведены по мандатам ООН ив формате координации со стороны НАТО более широких международных коалиций в Афганистане – 51 страна Запрещенная на территории РФ террористическая организация
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ 2017
• Альянс допускает проведение силовых военных операций с элементами принудительных действий в отсутствие мандата СБ ООН, хотя и называет такие случаи, как бомбардировки Союзной Республики Югославия (СРЮ), исключением, а не правилом НАТО в меньшей мере, чем Евросоюз, готова к проведению гибридных операций с другими региональными организациями (например, с Африканским союзом, ЭКОВАС и другими региональными организациями, хотя со временем наладилась практика передачи ответственности в зоне проведенных операций от НАТО к ЕС.
• Альянс не ведет в конфликтных регионах, в отличие от ООН, ОБСЕ и ЕС, политической деятельности по посредничеству, организации переговоров, постконфликтному налаживанию политического процесса, оставляя эти функции другим международным организациям Произошло заметное расширение зоны ответственности альянса, военный инструментарий (включая средства мобильности) был переориентирован на глобальный ареал действий В деятельности в конфликтах (а также по борьбе с терроризмом, пиратством) организация нашла новое оправдание своего функционального предназначения, однако такая деятельность все равно остается вторичной по отношению к базовой функции развития военной машины для решения наступательных и оборонительных задач традиционного военного характера.
Перспективы ОДКБ в обретении реальной роли в конфликтном урегулировании
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), существующая с 2002, является относительно новым участником мировой политики. На фоне событий в арабском мире и прошедших цветных революций происходит переосмысление стратегии кризисного реагирования ОДКБ на процессы внутригосударственной дестабилизации. Именно сохранение социально-политической стабильности, как показали последние саммиты
ОДКБ, все больше становится основной целью и ценностью для государств-членов. Между тем, стратегией ОДКБ в будущем могла бы стать модернизация через встраивание организации в глобальную систему международных структур безопасности.
Политика ОДКБ в отношении конфликтного урегулирования определяется пакетом доктринальных документов, принятых в 2007 году (с дополнениями 2012 и 2015 гг.), и включающих как базовые решения о необходимости коллективного участия в миротворческих усилиях в случаях конфликтов на территории стран-участниц, таки создания инструмента для кризисного вмешательства Коллективных миротворческих сил
(КМС) ОДКБ. Документы предполагают возможность использования Коллективных сил
ОДКБ как по решению стран-членов на территории стран ОДКБ, таки по просьбе (мандату) ООН в любой конфликтной точке мира. Причем Департамент миротворческих операций
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ ООН после подписания Меморандума с ОДКБ серьезно прорабатывает вопрос практического задействования контингентов КМС и военных ресурсов ОДКБ в операциях ООН. Однако в политическом плане остается вопросом, готова ли ОДКБ к доктринальному и практическому расширению зоны своей ответственности и направлению контингентов (для начала пусть небольших) в операции ООН на Ближнем Востоке или в Африке С одной стороны, президенты стран ОДКБ гораздо легче могут согласиться на использование военной силы ОДКБ и демонстрацию ее результативности на других континентах, чем на собственной территории в конфликтах, подобных киргизским переворотам или межэтническим таджик- ско-киргизско-узбекским столкновениям. Нос другой стороны, внутреннее общественное мнение и баланс политических сил в ряде стран ОДКБ могут оказаться неготовыми к поддержке глобализации деятельности организации.
Примечательно, что НАТО приняла на себя по мандату ООН координацию уже нескольких миротворческих миссий в Европе и Азии (включая задачи в Афганистане и Ираке ), а ЕС своими только что созданными и неоперившимися тактическими боевыми группами взялся за операции в Конго , Македонии, Боснии и Герцеговине, Косово .
ОДКБ могла бы согласовать с ООН мандат на постконфликтное обустройство таджикско- афганской границы и подвести такой мандат под VI главу Устава ООН. Действие хотя бы по одному мандату ООН водном конфликтном регионе (который все равно входит в зону ответственности ОДКБ) резко повысило бы международную легитимность, известность и признание этой организации.
Россия, ОДКБ и политика в конфликтных регионах
У России в последнее десятилетие накопились претензии и к ООН, и к ОБСЕ относительно использования миротворческого вмешательства в конфликты в политических целях. Мандат на операцию ООН в Ливии, который был сформулирован как создание воздушной бесполетной зоны в целях защиты мирного населения, привел на практике к поддержке контингентами под знаменами ООН ливийской оппозиции, устранению президента и смене политического режима. Собственно, смена политического режима, которая никогда не фигурировала в мандатах операций, стала результатом операций под флагами ООН также в Афганистане ив Ираке. Такой же сценарий может быть разыгран ив отношении Сирии. Удачная российская политическая инициатива по ликвидации сирийского химического арсенала отложила на год вопрос об операции ООН по прекращению гражданской войны в Сирии. Но эта отсрочка закончилась, и снова в повестке дня ставится вопрос удастся ли ООН и другим международным организациям соблюсти нейтральность между режимом и оппозицией в Сирии, или, как это было в Ливии, предлагаемые миротворческие процедуры окажутся формой поддержки оппозиции Заняв части территорий Сирии и Ирака , Исламское государство создало новую геополитическую ситуацию, в которой формулой временного сотрудничества (или, по крайней мере, взаимодействия) разных держав по стабилизации ситуации в Сирии должно стать коллективное противодействие расползанию ИГ. При этом Россия может осуществлять такое
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО И ОДКБ
ДОКЛАД МЕЖДУНАРОДНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ВАЛДАЙ, ИЮНЬ противодействие посредством оказания помощи, в том числе военной, сирийскому режиму, в то время как западные страны могут избрать путь поддержки иных региональных сил (например, курдов, а также иракских властей, которые оказывают собственное военное давление на ИГ. В определенных масштабах ООН может и должна взять на себя функции координации этих разнонаправленных усилий, при этом важно стремиться посредством проведения соответствующей линии в СБ ООН, чтобы координационная деятельность ООН не разошлась со стратегией России в этом регионе.
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом