Главная страница

Е. Л. Орлова по изданию the art of pencil drawing by Ernest W. Watson. N. Y. Watson-Guptill Publications


Скачать 21,22 Mb.
НазваниеЕ. Л. Орлова по изданию the art of pencil drawing by Ernest W. Watson. N. Y. Watson-Guptill Publications
АнкорUotson_E_-_Iskusstvo_karandashnogo_risunka.pdf
Дата06.03.2018
Размер21,22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUotson_E_-_Iskusstvo_karandashnogo_risunka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#4530
страница1 из 10
Каталогid15616651

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Lyudi_i_ikh_geny_niti_sudby_-_Borinskaya_S_A_Yankovskiy_N_K.pdf, demotivatory_13.jpg, Itten_-_Iskusstvo_tsveta.pdf, Fyodorov_-_Risunok_i_perspektiva.djvu, Shakhmaty_dlya_chaynikov.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

УДК 741
ББК 85.15
У65
Перевела с английского Е. Л. Орлова по изданию:
THE ART OF PENCIL DRAWING by Ernest W. Watson.— N. Y.: «Watson-Guptill Publications»,
1985. На русском языке публикуется впервые.
Оформление М. В. Драко
Издание охраняется законом об авторском праве. Ни одну часть этой книги, включая внутренние материалы и внешнее оформление, нельзя воспроизводить или использовать в какой бы то ни было форме, для каких бы то ни было целей или какими бы то ни было средствами (графическими, электронными или механическими, включая светокопирование, магнитную запись, а также любые системы хранения и поиска информации) без письменного разрешения издателя. Нарушение этих ограничений преследуется в судебном порядке.
Уотсон Э. У.
У65 Искусство карандашного рисунка/Э. У. Уотсон//Пер. с англ.
Е. Л. Орлова.— Мн.: ООО «Попурри», 2004.— 152 с.:ил.
ISBN 985-483-301-1.
Автор прославился не только в США, но и за пределами этой страны как художник, учитель, издатель, редактор. Его практические инструкции не первый год вдохновляют на творческие взлёты графиков-профессионалов, целеустремлён- ных студентов, любителей-энтузиастов.
У Д К 741
Б Б К 85.15
Издание для досуга
УОТСОН Эрнест У.
ИСКУССТВО КАРАНДАШНОГО РИСУНКА
Перевод с английского — Е. Л. Орлова
Оформление — М. В. Драко
Подписано в печать с готовых диапозитивов 21.07.2004. Формат 84x108/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,96. Уч.-изд. л. 13,01. Тираж 5100 экз. Заказ № 3050.
Гигиеническое заключение № 77.99.2.953. П. 16640.12.00 от 15.12.2000 г.
ООО «Попурри». Лицензия ЛВ № 02330/0056769 от 17.02.04.
Республика Беларусь, 220113, г.Минск, ул. Восточная, 133-601.
При участии ООО «Харвест». Лицензия ЛВ № 02330/0056935 от 30.04.04.
Республика Беларусь, 220013, г. Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.
Республиканское унитарное предприятие «Минская фабрика цветной печати».
Республика Беларусь, 220024, г. Минск, ул. Корженевского, 20.
ISBN 985-483-301-1 (рус.)
ISBN 0-8230-0276-4 (англ.)
(с) Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Попурри», 2004
© 1968 by Watson-Guptill Publications

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ, 5
ОТ АВТОРА, 7 1. ПРИЕМЫ РАБОТЫ КАРАНДАШОМ, 9
Простые материалы и экипировка, 9
Как заточить карандаш, 9
Бумага, 11
Карандаш, 12
Палитра тонов, 12
Ластик, 15
Скрученная растушевка, 15
Эффект рисунка углем, 18
Универсальность и разносторонность карандаша, 20
Фиксатор, 22 2. СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ, 27
Постижение сущности вещей, 27
Случай в саду, 27
Творческое видение, 28
Связь между художником и предметом, 28 3. РАЗМЕР И КОМПОЗИЦИЯ, 31
Время, погода и другие факторы, 31
Размер и изобразительное средство, 31
Размер и предмет, 32
Размер и тон, 32
Размер и детали, 32
Размер рисунка и темперамент художника, 34
Композиция рисунка: выбор, подчинение, акцент, 34
Выделение главного, 39
Способы изменения оттенков, 45 4. СХЕМА, 47
Из чего складывается узор, 47
Начнем со схемы, 47
Узор каменной кладки, 56
Композиция, основанная на схеме, 56
Схема и силуэт, 58
Тон и оттенок, 63 3

5. ТЕНИ, 65
Тени и форма, 65
Акцентирование теней, 66
Творческое изменение теней, 72 6. ТЕКСТУРА, 75
Текстура с близкого расстояния, 75
Бумага и текстура, 75
Карандаш и текстура, 78
Абстрактная текстура, 78 7. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ, 85
Эмоциональный стимул, 85
Непредвиденные случайности, 86
Как привыкнуть к зрителям, 90
Определение центра рисунка, 90
Знания об архитектуре, 92
Перспектива и пропорции, 92 8. ПЕЙЗАЖ, 101
Использование символизма, 101
Размер при изображении пейзажа, 101
Небо и облака, 102
Интересная проблема при изображении пейзажа, 102 9. РИСУЕМ ДЕРЕВЬЯ, 109
Выезд на этюды, 109
Пальмы, 112
Силуэт, 112
Геометрический анализ формы деревьев, 112 10. ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ, 121
Работа исключительно по памяти, 121
Наброски с натуры и последующая работа с ними, 121
Рисуем, что видим, 124
Совет Дега ученикам, 126
Следуйте за карандашом, 126
Роль подсознания, 127
Быстрый набросок, 127
Воображение, 127
Различие между рисунком и наброском, 128
Творческая роль нетронутой бумаги, 129
Воображение и опыт, 131
Воображение и импровизация, 131
ГАЛЕРЕЯ КАРАНДАШНЫХ РИСУНКОВ, 137

ВВЕДЕНИЕ
Подобно великому множеству американских студентов, обучающихся изобрази- тельному искусству, я воспитывался на книгах и журнальных статьях Эрнеста Уат- сона. Я знал его работы наизусть и штрих за штрихом изучал каждый из его заме- чательных рисунков, стараясь перенять технику, которой он в совершенстве владе- ет, несмотря на преклонный возраст — 84 года. Его верные последователи и по- клонники, число которых непрестанно растет, считают, что Эрнест Уатсон — это именно тот автор, чьи книги нужно читать всем желающим постичь искусство ка- рандашного рисунка. Для этой армии поклонников новая книга Эрнеста Уатсона — явление особой важности, поскольку она является его наиболее амбициозной рабо- той и посвящена предмету, которому он отдал большую часть жизни.
Познакомив читателей с основами рисования карандашом в своих предыдущих книгах, многие из которых еще можно приобрести, автор на этот раз обращается к запутанным и сложным проблемам, волнующим учеников, для которых рисова- ние вскоре станет профессией, для беззаветно преданных искусству любителей, а также для профессиональных художников, желающих углубить свои познания в этой области. Можно сказать, что книга «Искусство рисования» уникальна и зани- мает особое место среди творческого наследия Уатсона не только из-за широты ох- вата материала, но и потому, что это глубоко личная книга, в которой автор обна- жает творческие процессы как технического, так и философского плана, лежащие в основе его искусства и методов преподавания.
Эрнест Уатсон начал свою творческую биографию одновременно как художник и как преподаватель, сохранив двугранность своего таланта на всю жизнь. Он ро- дился в Конвее, Массачусетс, в 1884 г., завершил обучение изобразительному искус- ству в институте Пратта в 1907 г., а в следующем году начал там преподавать и проработал в этой знаменитой художественной школе двадцать один год. С 1919 по 1929 г., пока Эрнест Уатсон руководил дневными и вечерними курсами, он по- знакомился с тысячами учеников, и его глубокие чувства к молодежи, вероятно, бы- ли одним из секретов небывалого успеха художника как преподавателя и как авто- ра обучающих книг.
От преподавания Уатсон перешел к обучающей журналистике и с 1931 по
1937г. работал художественным редактором журнала «Scholastic». Затем, ощутив потребность читающей публики в журнале, который мог бы обучить технике рисо- вания растущее число художников-любителей и учащихся художественных школ,
Эрнест Уатсон вместе с покойным Артуром Гаптиллом начал издавать журнал
«American Artist». Идея оказалась великолепной, и журнал через некоторое время стал самым читаемым художественным изданием в мире.
Будучи главным редактором «American Artist» с 1937 по конец 1955 г., а затем став его почетным редактором, Эрнест Уатсон блестяще воплощал в себе талант ху- дожника, преподавателя и журналиста. Воодушевившись успехом журнала, изда- тельство Watson-Guptill стало издавать обучающие книги по изобразительному ис- кусству. И здесь они тоже были первыми. Это небольшое смелое американское из-
5
дательство первым почувствовало грядущий всплеск интереса к искусству и стало специализироваться на выпуске книг, обучающих американцев рисованию и живо- писи. Продолжающийся рост тиража журнала «American Artist» и книг издатель- ства Watson-Guptill, основанных в то время, когда художественный бум казался несбыточной мечтой, — это дань дару предвидения Эрнеста Уатсона и Артура Гап- тилла.
Нельзя не упомянуть о том, что, будучи необычайно активным издателем, редак- тором и писателем, Эрнест Уатсон был не менее плодовитым художником. Его прекрасные цветные ксилографии, интересные еще и тем, что впервые многоцвет- ная гравюра была сделана на линолеуме, находятся в таких коллекциях, как собра- ние Смитсоновского института, Библиотеки конгресса, Нью-Йоркской публичной библиотеки и Балтиморского музея искусств. Уатсон находил время и для того, что- бы выполнить рисунки для нескольких широкомасштабных рекламных кампаний.
Из-под карандаша художника выходит непрерывный поток исключительных рисун- ков, в которых ощущается даже больше свободы и жизненной силы, чем раньше.
Я должен признаться, что рисунки Эрнеста Уатсона — тайный мотив публика- ции этой книги. Кроме нескольких счастливчиков, которым! было позволено полис- тать личные альбомы художника, никто из его почитателей никогда не видел ши- роты диапазона его карандашных рисунков. В этой книге вашим глазам представят- ся самые лучшие из его никогда прежде не публиковавшихся работ. Эти рисунки являются не только самодостаточными уроками по технике карандашного рисунка, но и исключительными произведениями искусства, столь же вдохновляющими, как и их автор.
Дональд Холден, главный редактор издательcmвa Watson- Gup till

ОТ АВТОРА
Честно говоря, меня уговорили сделать эту книгу. Написав несколько пособий, посвященных разным аспектам рисования, я отказался от предложения главного ре- дактора Дональда Холдена написать еще одно. Но редакторы умеют убеждать. Мис- тер Холден приехал ко мне в Нью-Рошелл и стал просматривать альбомы и папки с рисунками, которые я рисовал в течение многих лет здесь и за границей. Когда он закончил листать альбомы, то сказал, что, если бы мы записали на магнитофон те комментарии, которыми я сопровождал свои рисунки, уже получилась бы целая книга. Так родилась идея, положенная в основу этой работы.
Все вышеупомянутые рисунки были сделаны исключительно графитовым каран- дашом. Существуют разные типы карандашей: угольные, графитовые, литографичес- кие, серебряные и другие. Талантливый художник, умеющий пользоваться этими изобразительными средствами, может сделать великолепный рисунок любым из них. Каждый художник в зависимости от своего темперамента и склонностей вы- бирает ту или иную из многих манер или техник рисования.
В свое время я перепробовал все эти изобразительные средства и узнал, что можно сделать каждым из них. Много лет назад я отказался практически от всего, кроме графитового карандаша, поскольку понял, что с его помощью могу сделать все, что пожелаю.
Графитовый карандаш — невероятно разностороннее изобразительное средство, что я и взялся однажды доказать, выполняя в течение двенадцати лет серию из ста пятидесяти рисунков для известного производителя карандашей для рисования.
Компания Jozeph Dixon Crucible заказала мне серию карандашных рисунков, которые можно было бы использовать для рекламы художественного карандаша
«Eldorado». Мои рисунки по одному в месяц появлялись в журналах «Pencil Points»
(сейчас «Progressive Architecture»), «American Artist», «School Arts» и других. Все ре- продукции в точности воспроизводили оригиналы, которые были величиной пример- но двадцать три на тридцать сантиметров, то есть размером в страницу журнала. И хоть рисунки были сделаны с рекламными целями, в них было очень мало от рекла- мы. Текст, которым сопровождался каждый рисунок, содержал технические подроб- ности работы с карандашом в той или иной манере и поощрял желание професси- оналов и дилетантов воспользоваться этим изобразительным средством.
Мне была предоставлена полная свобода в выборе сюжетов. Выполняя возло- женную на меня работу, я за двенадцать лет, посвященных ей, побывал в Европе,
Англии, Мексике и во многих уголках своей страны. Я посетил немало художест- венных музеев, где мне была дарована привилегия воспроизвести на бумаге ориги- налы скульптур, керамики и других произведений мастеров искусств.
Подбирая иллюстрации для этого издания, я съездил в главный офис компании
Jozeph Dixon Crucible, чтобы посмотреть эти рисунки, выбрать некоторые из них для книги, а также вспомнить те ощущения, которые я испытывал, создавая их.
Я упоминаю здесь этот заказ, потому что это был необыкновенно удобный слу- чай для исследования почти бездонных глубин возможностей графитового каранда-
7
ша. Однако я должен сказать, что стал преданным поклонником графитового ка- рандаша задолго до этого, не только выполняя им работы, но и преподавая техни- ку работы с карандашом в институте Пратта и ведя специализированный курс для архитекторов.
В последние годы возрождается интерес к карандашному рисунку; сборники моих работ использовались и продолжают использоваться во многих учебных заве- дениях.
Все художники пользуются карандашом, но я знаю всего нескольких, которые относятся к карандашу с такой же страстью, как акварелист, например, относится к своему излюбленному средству, постигая его тайны. Обычно карандаш является вспомогательным к какому-то другому художественному средству. Это в корне от- личается от использования карандаша в качестве независимого средства выражения.
Как и все другие изобразительные средства, карандаш имеет свои достоинства, свои особенности и свои ограничения. Но эти ограничения ни в коей мере не ме- шают творчеству, а иногда даже подстегивают его. Жесткая необходимость в выбо- ре, стоящая перед художником, рисующим карандашом, обостряет его восприятие, заставляя концентрироваться на главном, отбрасывать несущественные детали. Эта восприимчивость усиливается и в процессе передачи цветного объекта в черно-бе- лых тонах. Уже одно это требует творческого подхода. (Хоть я сам и не занимался живописью профессионально, я смог прочувствовать очарование цвета, работая в те- чение двадцати с лишним лет с цветными гравюрами.) Рисуя карандашом, я никог- да не думаю о цвете. Нужно, если можно так выразиться, стать слепым к восприя- тию цвета. Приходится жертвовать радостью видеть мир в цвете? Возможно. Одна- ко богатство оттенков карандашной палитры с успехом компенсирует эту потерю.
И все же я первый соглашусь с тем, что опыт работы с цветом очень ценен для бо- лее глубокого овладения черно-белым изобразительным средством.
Пусть мой любимый карандаш прост и непритязателен, но можно очень мно- гое рассказать о том, как его использовать для достижения наилучших результатов.
На следующих страницах я попытаюсь продемонстрировать, что можно сделать с помощью карандаша. Но книга не является учебником, где предмет вводится пос- тепенно, шаг за шагом. Главы книги также не расположены в каком-то определен- ном порядке от простого к сложному. Приведенные рисунки представляют разно- образие тем, проблем, встававших передо мной, и способов их решения, что, я на- деюсь, поможет читателю и вдохновит его, поскольку я по опыту знаю, что лучше всего учиться на примерах.
В заключение хочу выразить огромную благодарность моей жене Ив, которая своими редакторскими познаниями помогала мне в работе над книгой.
Эрнест У. Уатсон
Срешхолд
Малберри Аейн, Нъю-Рошелл, Нью-Йорк
январь, 1968

1 ПРИЕМЫ РАБОТЫ КАРАНДАШОМ
Существует множество способов рисования карандашом. В разделе «От автора» я уже объяснил, что посвящаю книгу рисунку графитовым карандашом, который является моим любимым изобразительным средством. Поэтому все, что я скажу от- носительно необходимых материалов и самих рисунков, в большой степени будет относиться к технике рисунка, известной как техника широкого штриха.
Основными составляющими успеха при рисовании графитовым карандашом
(а это относится и к использованию любых других изобразительных средств) явля- ются постоянная практика и экспериментирование. В других книгах, написанных для начинающих, я более детально рассматривал некоторые аспекты рисования, что не совсем уместно в этой книге, рассчитанной на продвинутый этап обучения, где я останавливаюсь на концептуальных вопросах и более сложных технических при- емах. И все же я хочу сказать пару слов о необходимых для работы материалах, что может пригодиться любому, даже весьма продвинутому художнику, впервые серь- езно обратившемуся к карандашу как к средству выражения.
ПРОСТЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭКИПИРОВКА
Удобство карандаша для выполнения набросков вне дома очевидно. Это средство позволяет художнику пробираться и рисовать в таких местах, где было бы совер- шенно невозможно использовать акварель или масло.
Нужная экипировка проста и недорога: папка для бумаги и несколько каранда- шей, которые можно носить в кармане. Папка, в которой хранится бумага, служит доской для рисования, к которой двумя широкими резиновыми лентами накрепко прижимается бумага. Незаменим и обычный складной табурет, сделанный из бре- зента (парусины или холста) и легкого металла, размером 2 0 x 3 5 сантиметров. Его вместе с папкой легко носить под мышкой. Более основательный деревянный табу- рет, конечно, удобнее и практичнее, если вы путешествуете на машине. Еще один предмет, без которого при рисовании карандашом совершенно невозможно обой- тись, — это сверхмягкий ластик.
КАК ЗАТОЧИТЬ КАРАНДАШ
Карандаш не предназначен для тонального заполнения больших пространств, что легко осуществимо при работе кистью, однако на ограниченной площади каранда- шом можно добиться прелестных переходов тона и игры цвета, что дает каранда- шу превосходство над другими изобразительными средствами. Чтобы максимально использовать все возможности карандаша, нужно заточить грифель таким образом, чтобы острие было скошено, если, конечно, скос можно назвать острием. Скос по- лучается, если, держа карандаш в естественном положении для письма или рисова- ния, стереть его, водя кончиком по куску бумаги, как показано на рисунке 1. Если вы хотите этого добиться, то карандаш не должен изменять положения, пока ши-
9

Рис. 1. Подготовка карандаша для работы в технике широкого штриха.
Техника широкого штриха — самый естественный метод рисования карандашом,
поскольку именно он позволяет использовать максимальную ширину грифеля. Чтобы
подготовить карандаш, нужно стачивать его острие на кусочке мелкозернистой наж-
дачной бумаги (или любой шероховатой бумаги) до тех пор, пока грифель не приоб-
ретет форму 3. Начните с того, что заточите карандаш, как показано в позиции 1,
не только срезав деревянную оболочку вокруг грифеля, но и сузив сам грифель. Затем
водите острием по бумаге, пока оно не станет плоским, пригодным для рисования в
технике широкого штриха. (2 и 3). Если острие карандаша повернуть, то им мож-
но проводить тонкие линии (4).
Рис. 2. Палитра тонов.
Эта палитра может служить ключом, подсказывающим, как использовать каранда-
ши разной степени твердости — от твердого до мягкого. Вряд ли вам придется в од-
ном рисунке использовать все типы карандашей. Обычно достаточно трех, макси-
мум четырех карандашей различной твердости.
рина штриха не станет равной диаметру грифеля. У мягких грифелей больший ди- аметр, поэтому и штрихи получаются более широкими. Карандаш, заточенный та- ким образом, кардинально отличается от карандаша, острие которого заточено в форме лопатки и которым очень неудобно пользоваться.
Если в процессе работы над рисунком вы отложите карандаш, а затем начнете рисовать снова, то для получения одинакового штриха нужно, чтобы карандаш в ру- ке принял то же положение, что и раньше, а скошенное острие под тем же углом соприкасалось с бумагой. Поэтому к доске для рисования всегда должен быть при- креплен клочок бумаги для пробы карандаша. Точно так же на отдельном куске бу- маги пробуется кисточка с акварелью, чтобы убедиться, что на ней именно тот цвет, который нужен.
Если проложить несколько листов бумаги между твердой доской и рисунком, то полученная упругая поверхность позволит острию карандаша чуть глубже резаться в бумагу и приведет к более четким штрихам. У штрихов будут явно выраженные края. Это важное условие для работы в технике широкого штриха, как очень точ- но ее называют. Другое название этой техники — карандашная живопись.
Овладение техникой широкого штриха требует практики. Нужно заполнить множество листов, тренируясь и экспериментируя со штрихом, чтобы поскорее приблизиться к достижению цели. Скошенное острие карандаша, которое исполь- зуется в технике широкого штриха, может создавать и резкие тонкие линии, если карандаш повернуть.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом