Главная страница

Мельшиор-Бонне С. - История зеркала (Культура повседневности)-2006. Ь melchior Bonnet Histoire du Miroir Editions lmago 1994 Сабин Мельшиор- бонне История зеркала Новое Литературное Обозрение ббк г


НазваниеЬ melchior Bonnet Histoire du Miroir Editions lmago 1994 Сабин Мельшиор- бонне История зеркала Новое Литературное Обозрение ббк г
АнкорМельшиор-Бонне С. - История зеркала (Культура повседневности)-2006.pdf
Дата07.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаMelshior-Bonne_S_-_Istoria_zerkala_Kultura_povsednevnosti_-2006.
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#36924
страница1 из 38
Каталогalistercrowley93

С этим файлом связано 131 файл(ов). Среди них: и ещё 121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТII
Сабин Мельшиор-Бонне История ЗЕРКАЛА
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Гlовое J\итературное ()бозрение
Ь Melchior

Bonnet
Histoire du Miroir
Editions lmago 1994

Сабин Мельшиор- Бонне История зеркала Новое Литературное Обозрение

ББК г
УДК 663.5(09) М
51
Мельшиор-Бонне Сабин М 4 1 История зеркала Предисл. Жана Делюмо. Перс фр.
Ю.М. Розенберг. - М Новое литературное обозрение ,
2006. - 456 с. Среди всех предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. В Античности с ним связано множество мифов и легенд. В Средневековье целые государства хранили тайну его изготовления. В зеркале видели как инструмент исправления нравов , таки атрибут порока. В разные времена, смотрясь в зеркало, человек находил в нем либо отражение образа Божия , либо ухмылку Дьявола. История зеркала - это непросто история предмета домашнего обихода, но еще и история взаимоотношений человека сего отражением, сего двойником . Соединяя истину и видимость, внешнее и внутреннее, сокровенно личное и коллективное, зеркало вбирает в себя человеческие страсти и представления о мире. Французская исследовательница Сабин Мельшиор-Бонне рассматривает многочисленные аспекты этого предмета-символа, описывает то поразитель­
нос воздействие, какое он оказывает на людей. Человек сталкивается со своим отражением и открывает себя как личность. Этот феномен, названный Ж.
Лаканом стадией зеркала , показан в книге на фоне тысячелетней истории.
ISBN 5-86793-384-9
©
Editions Imago, 1994
©
Jean Delumeau. Предисловие , 1994
© Ю.М.
Розенберг. Перевод с французского, 2006
© Новое литературное обозрение , 2006
ББК36.87г
УДК663.5(09)
Предисловие Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи, Я льна свете всех милее, Всех румяней и белее. Читатель, открывший эту книгу, быстро поймет, что имеет дело с работой интереснейшей, увлекательнейшей, блистательной. Сабин
Мельшиор-Бонне объединила в своем исследовании науку и искусство, литературу и философию, историю и умозрительные размышления с великим мастерством и с таким изяществом стиля, что порой просто дух захватывает. Любой бы хотел писать так, как пишет она, вернее , обладать ее поразительной способностью находить столь точные формулировки, яркие метафоры и прочие фигуры слога, которые оказывают сильнейшее воздействие на читателя и приводят его в восторг. Представить на суд читающей публики работу, посвященную истории зеркала, сама по себе идея замечательная И как только до этого никто не додумался раньше Возникновение этого незатейливого предмета обихода, в стародавние времена бывшего очень редкими потому ценившегася навес золота, а сегодня ставшего самым заурядным предметом нашей повседневной жизни, его последующий взлети повсеместное распространение стали вехами истории нашей цивилизации. Чтобы помочь нам проследить этот путь сквозь время , Сабин Мельшиор-Бонне впервой части напоминает нам о примитинной технологии обработки металлов в первобытном обществе ив эпоху Античности, о длительном процессе изобретения стекла и зеркала, о сложностях амальгамирования зеркало переходе от выдувания стекла к процессу литья , она рассказывает о том , сколь значительную роль в распространении зеркал сыграли мастера из
Мурано, а затем и мастера из компании в Сен-Гобене.
5
Жан Делюмо В
XVI в. входу были одновременно и стеклянные, и стальные зеркала, нов в. зеркала из стекла взяли верх, одержав блестящую победу в Версале, где 306 огромных зеркал как бы составляют единое целое и поражают воображение всякого, кто лицезреет это зрелище. К концу века примерно две трети парижан уже являются обладателями зеркал. В
XVIII в. зеркало буквально захватывает дома французов в качестве элемента отделки и почти заменяет ковры и гобелены. Вскоре свою блестящую карьеру начинает так называемое «псише>> , большое наклонное зеркало на ножках ( с различными углами наклона) . В
XIX в. шумный успех сопутствует зеркальному шкафу, а в наши дни мы видим зеркала повсюду и не обращаем на них никакого внимания. Сообщив читателю сведения о технической стороне изобретения, производства и распространения зеркала, сведения тщательно проверенные, строго отобранные и надежно датированные, Сабин
Мельшиор-Бонне посвящает две следующие части книги иным сферам существования исследуемого предмета, оставаясь при этом верной исторической правде. Она сама задается вопросом о природе весьма противоречивых взаимоотношений между человеком и зеркалом и о сути тех многочисленных связей философского, психологического и морального характера, что возникали на протяжении столетий между зеркалом, с одной стороны, и добром излом- с другой, между зеркалом и Богом и дьяволом, между зеркалом и мужчиной и женщиной, между человеком и его Я и отражением, между автопортретом и вероисповеданием и исповедью. Она ведет нас по многими многим дорогам , уже проторенными помогающим нам пересечь самые разнообразные сферы, порой изобилующие чарующими, прелестнейшими пейзажами, среди которых мы могли бы потеряться. Я полагаю, что мог бы в двух словах сформулировать главную мысль темы ее исследования, употребив для этого две категории, два антонима позитивное и негативное, - ибо сам предмет разговора и исследования , те. зеркало, по существу и по природе своей двойственно, выражаясь модным языком, амбивалентно, взору того, кто умеет в него смотреть, оно может явить незапятнанный, непорочный, безупречный лик, отмеченный божественной печатью. К слову ска- б
ПРЕДИСЛОВИЕ зать, художники любили изображать Марию с Младенцем-Иисусом, держащим в руках зеркало. С Средние века говорили, что Господь Бог есть превосходное зеркало, ибо он один сам по себе и для себя­
сверкающее зеркало . Кроме того, следует напомнить, что еще Платон утверждал, что душа есть отражение божественного начала. Позднее святой Августин уточнил, что человек, видящий свое отражение в зеркале Библии, видит и величие Бога, и свое собственное ничтожество. Разумеется, мировоеприятие святого Августина отличается от мировоззрения Платона большим трагизмом. Не будем забывать и о том, что для Дюрера, изобразившего себя самого в образе Христа в Страстях Господних , человек являлся автопортретом Бога и лицо Бога было подлинным лицом человека и наоборот. В Средние века у слова зеркало было и еще одно значение, которое мы привыкли передавать формой зерцало , вроде Зерцала Винценция из Бове , претендовавшего на роль одной из первых энциклопедий по всем областям знания. Многочисленные Зерцала , коими изобилует средневековая литература, в частности зерцала монархов, владетельных князей и графов представляют собой отдельный особый жанр морализаторских повествований, в которых читатель может узреть идеальную модель поведения. Бытовало и прямо противоположное мнение .. . Считалось, что человеку следует остерегаться обманчивого блеска зеркала, заманивающего его в ловушку. Еще в эпоху Античности появился миф о Нарциссе, ставшем жертвой своего отражения. Зеркало может быть и приманкой и ловушкой, оно может научить (и это особенно верно для
XVII-XVIII вв. ) искусству казаться не тем, что человек есть на самом деле, искусству блистать в свете, оно само может превращаться в услужливого, предупредительного, лицемерного придворного, в соперника любовников и советника кокеток . В те времена зеркало становится необходимейшим предметом для члена общества отражений и отблесков, в котором Я для того, чтобы существовать, нуждается в том, чтобы его многократно множило эхо . Но что же тогда есть зеркало, как не ... обезьяна, те. подражатель Вот почему моралисты с такой яростью обрушились на него. По их мнению, зеркало притягивает взгляды безумцев , воспламеняет сладострастие, скрывает
7
Жан Делюмо скрывает или обнажает в зависимости от обстоятельств) дьявола и смерть. Они установили наличие тесных связей между тщеславием и честолюбием, с одной стороны, и смертью и зеркалом - с другой. Зеркало представлялось им средоточием дьявольской хитрости, оно таило в себе дополнительные, невидимые глазу опасности. В удвоение закрадывается некое невидимое глазу несходство. Люди замечали, что левая рука, отражающаяся в зеркале, оказывается правой , а правая - левой .. . Подобное коварство пораждало страхи. К тому же различные технические средства помогали использовать мистифика­
торские возможности зеркала, производить заранее рассчитанные изменения, приводить к горячечному бреду, к распаду личности. В особенности двусмысленную роль играло зеркало в жизни женщины. Считалось, что женщина пробуждается от сна и вступает в жизнь, когда она получает возможность узреть свой лики можно с этим утверждением согласиться. Бытовало также мнение, что зеркало было, есть и будет всегда средоточием женственности, излюбленным ее местоположением и одновременно самым ее уязвимым местом. Однако Сервантес уже предупреждал Женщина - это блестящее прозрачное зеркало из хрусталя, но даже от самого слабого дыхания оно темнеет и становится мутным. А Симона Вайль констатирует Очень красивая женщина, смотрящаяся в зеркало, может думать, что она - красивая женщина, но уродливая женщина знает, что она - только уродливая женщина, и все . Эти примеры, наугад вырванные из текста блистательного исследования Сабин Мельшиор-Бонне, представляют собой лишь беглый набросок, призванный привлечь внимание читателя, хотя вооб­
ще-то следовало бы цитировать и цитировать, те. процитировать всю книгу, которую следует прочесть, ибо эта книга является свидетельством высокой образованности и культуры ее автора, а также свидетельствует о наличии у автора несомненного писательского дара, который помог раскрыть большую и сложную тему талантливо и увлекательно.
ЖанДелюма
ВВЕДЕНИЕ Маленькими, редкими, дорогими, буквально драгоценными - таковы были зеркала на протяжении долгих столетий вплоть до того периода, когда на мануфактуре в Сен-Гобене был налажен процесс производства, который был столь успешен, что позволил существенно увеличить количество производимых зеркал и соответственно значительно расширить клиентуру. В конце XVII в. Сен-Симон в весьма ироническом тоне писало невероятной цене, предложенной графиней
Фиеско при покупке зеркала. У меня были ни на что негодные земли, на которых не росло ничего, кроме пшеницы, так я их продала и на эти деньги купила это прекрасное зеркало. Ну разве я не чудо сотворила, обменяв пшеницу на это зеркало ! » 1 А
Таллеман де Рео повествует о восклицании, вырвавшемся из уст господина из Ор­
жеваля : Наше большое зеркало треснуло . Вот мы и попались не меньше, чем на пятьсот экю Зеркала долгое время оставались предметами страстно желанными, хотя и бьши очень невелики размером, не более тарелки, но столь вожделенными они бьши потому, что представляли собой символы роскоши , доступной только высшей знати, средствами, открывавшими доступ в высший свети позволявшими в нем блистать, инструментами, позволявшими создавать видимость красоты. Зеркало, являясь некоей точкой , в которой соединяются
9
ВВЕДЕНИЕ природа и культура, воспитывает глаз и служит неким посредником на уроках, на которых постигаются правила приличий и вежливости. При взгляде в зеркало не только развивается хороший вкуси воспитывается привычка украшать себя, но также воспитывается и привычка обращать внимание на умение подать себя, умение представить себя на суд общества, происходит обучение умению понимать и распознавать знаки социальной иерархии вместе стем взгляд в зеркало дарует телу и новую географию , ибо человеческому взору предстают неведомые прежде пейзажи спина, профиль и т.д.; к тому же взгляд в зеркало пробуждает чувство стыдливости и чувство осознания себя как личности, те. пробуждает самосознание. В эпоху Великой Французской революции одна великосветская дама, представительница благородного сословия , подвергнутая аресту на дому, помышляла только о том, чтобы ей позволили взять с собой в тюрьму всего лишь два предмета обихода Я для себя, не раздумывая, взяла лишь небольшое зеркало в картонной рамке и пару новых туфель Среди всех лишений, которые ожидали эту даму в тюрьме, ее собственное отражение было ее единственным достоянием, и эта последняя попытка проявления кокетства была своего рода проявлением умения владеть собой , знаком осознания своего права дворянки на обладание своим ленным владением. Описи имущества, сделанные после смерти, и различные иконографические документы позволяют довольно точно указать дату появления прозрачного как хрусталь зеркала, чистого и плоского, а затем и проследить за процессом его распространения по миру. Процесс вхождения в обиход и превращения в обычное явление предмета, столь прочно вошедшего в нашу повседневную жизнь и являющегося в ней столь заурядным, протекал очень медленно , ибо он наталкивался на многочислен 0
ВВЕДЕНИЕ ные препятствия и трудности как технического , таки экономического плана, а также на настороженное отношение к этому предмету, порожденное различными факторами психологического и нравственного порядка. Для современного человека, привыкшего наталкиваться на свое изображение повсюду в зеркале, на фотографии, на экране, которым снабжена портативная видеокамера, - очень трудно представить себе , сколь сильное потрясение испытывал человек в те далекие времена, когда зеркало начало свое путешествие по миру, от осознания самой возможности увидеть себя в полный рост, с головы до пятнам трудно себе представить, сколь сильный удар был нанесен по чувствам , сколь сильно это возбуждало умы столь же трудно нам оценить, сколь великое потрясение произвело изобретение такого предмета, как зеркальное трюмов восприятии пространства. Как жил человек в те времена, когда он мог видеть свое лицо только глазами другого человека Как существовал он в своем теле, которое тоже без помощи зеркала мог видеть только чужими глазами Можем ли мы себе сейчас представить, сколь велико было изумление того, кто в первый раз узрел свое собственное изображение или отражение Какие ощущения пораждало это ниспровержение всех ранее существовавших основ и устоев мироздания ими росозерцания, какие чувства возбуждались при виде тех пустот и тех невидимых прежде цельностей , что становились видны благодаря причудливой игре отблесков и теней, возникающих в зеркале Можем ли мы себе представить , какие чувства испытал тогда человек, осознавший разницу между миром внутренними миром внешним Общеизвестно, как трудно при проведении исторического исследования собрать материал о чувствах, об ощущениях, о восприятии тех или иных явлений, о нюан-
1 1
ВВЕДЕНИЕ сах чувствительности, свойственных различным периодам далекого прошлого, как трудно трактовать все то, что имеет отношение к тому равновесию чувство котором говорит Ален Корбен4, тек той области, чьи следы обычно исчезают так быстро, что на них можно наткнуться лишь случайно. Но найти , зафиксировать местоположение и истолковать их необходимо. Такого рода свидетельства следует поместить в определенную систему координат, чтобы увидеть некую перспективу в системе восприятий ив системе представлений о мире - системах, претерпевших столь значительные изменения во времени. Первое затруднение при сборе материала и его истолковании связано стем, что данные, полученные из объективных источников (счетов и отчетов, хранящихся в королевских архивах, посмертных описей имущества, брачных контрактов , частных писем, мемуаров) , затрагивают прежде всего сферу существования королевского двора и жизни городского населения << В ущерб >> сфере существования сельского населения. Трудности иного рода связаны с многозначностью самого слова зеркало , ведь семантическое поле этого слова во всем многообразии покрывает огромное « nространство>> , включая противоположные полюса от мифа до описания Я , от символа до буквально << вещного предмета ; к тому же иногда различные значения этого слова склонны к взаимопроникновению и взаимовлиянию слово зеркало принадлежит прежде всего к словнику языка мистики и дает повод к возникновению длительного нравственного спора, входе которого возникают многочисленные вехи на пути осознания и признания существования права смотреть на самого себя и видеть самого себя , а также происходит диалектическое развитие полного противоречий сосуществования двух явлений и двух понятий сущности и видимости и только впоследствии, сравнитель-
1 2
ВВЕДЕНИЕ но поздно и лишь в виде разрозненных и случайных упоминаний зеркало начинает появляться в автобиографических свидетельствах как важная составляющая личности. Трудности третьего рода связаны стем, что историческое исследование нуждается в результатах наблюдений, проводимых пристальным взором писателя, ив данном случае следует заметить, что некоторые тревоги и сомнения, связанные с процессом опознания и распознавания, были описаны благодаря интуиции писателя таким образом область исследования была расширена и включила в себя художественные произведения, те. вымышленные повествования, если они в чем-то сближались с чисто научными , медицинскими наблюдениями , при этом, разумеется, учить шалея тот факт, что все содержание такого рода документов в огромной степени зависит отличной чувствительности автора или от риторики , свойственной определенной эпохе принималея во внимание и тот факт, что расстояние, разделяющее символические значения слова и реальность его применения на практике, в общении, может быть очень и очень велико надо признать, что перед лицом великого изобилия таких текстов было очень затруднительно выбрать самые значимые и самые показательные. И наконец, мы должны согласиться стем, что зеркало наряду с живописью разделяет определенные проблемы, связанные с ценностью и качеством изображения, со сходством, с подобием, с видимостью и иллюзией , и все эти сложные проблемы и вопросы опутывают и оплетают тематику взгляда человека на самого себя, опутывают и оплетают преднамеренно, чтобы увлечь ее в бездонную пропасть. Таким образом, следует признать, что всякое исследование зеркала как явления человеческой жизни неразрывно связано с определенными вехами в иконографии.
1 3
ВВЕДЕНИЕ Огромную роль отражения в зеркале в процессе формирования человеческой личности на протяжении последнего столетия многократно подчеркивали такие великие психологи, как Валлон, Шильдер, Лермит. Они признавали, что под воздействием зеркала разум субъекта, подвергшегося исследованию, прогрессировал , раз­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов
связь с админом