Главная страница
qrcode

Тренировочный вариант 3 от 03.10.2016г. ЕГЭ по обществознанию 2017. Единый государственный экзамен, 2017 г. Обществознание тренировочный вариант 3 от 03. 10. 2016 1 17


НазваниеЕдиный государственный экзамен, 2017 г. Обществознание тренировочный вариант 3 от 03. 10. 2016 1 17
АнкорТренировочный вариант 3 от 03.10.2016г. ЕГЭ по обществознанию 2017.pdf
Дата21.10.2017
Размер0,97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTrenirovochny_variant_3_ot_03_10_2016g_EGE_po_obschestvoznaniyu_
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43974
Каталогid145698048

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: Trenirovochny_variant_3_ot_03_10_2016g_EGE_po_obschestvoznaniyu_ и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 1 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть
2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут. Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание, цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование высказать и аргументировать собственное мнение. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха Часть 1 Ответом к заданиям
1–20 являются слово (словосочетание, цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с
приведёнными в бланке образцами.
1 Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальные институты и их функции Социальный институт Функции
… Установление и поддержание определенной формы политической власти Семья Воспроизводство членов общества Ответ ___________________________.
2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Традиции, обычаи, социальные нормы, нормы морали, законы. Ответ ___________________.
3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам права современных правовых систем.
1) равенство перед законом 2) солидарность 3) справедливость 4) тотальность 5) зависимость Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 2 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
4 Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является частью природы.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
3) Современному обществу свойственно сословное строение.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
5) Обществом можно назвать определенный этап развития человечества. Ответ ___________________________.
5 Установите соответствие между процессами и формами познания к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца. ПРОЦЕССЫ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ А) Отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках Б) Отражение отдельных свойств предмета, непосредственного воздействующего на человека В) Возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого Г) Утверждение или отрицание чего- либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях Д) Отражение целостных образов, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы
1) Чувственное познание
2) Рациональное познание Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г ДА Б В Г Д
6 Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта, одежду, оружия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности
1) духовно-практической;
2) социально-преобразовательной;
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной. Ответ ___________________________.
7 Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые суммы налога со всех налогоплательщиков. Ответ ___________________________.
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 3 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
8 Установите соответствие между особенностями безработицы и её видами к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ А) Связана с поиском работы специалистом, впервые появившимся на рынке труда Б) Вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений В) Возникает из-за увольнения Г) Вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий Д) Проявляется в высвобождении части рабочей силы в период депрессии
1) фрикционная
2) циклическая Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Д
9 Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар Акционерные общества в современной экономике. Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дает право на участие в управлении фирмой
2) дает право на получение фиксированного дивиденда
3) дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае её банкротства
4) дает право на безусловные возврате номинальной стоимости по истечении срока погашения
5) дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений
6) является долевой ценной бумагой Ответ ___________________________
10 На графике отражена ситуация на рынке кондитерских изделий. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения
𝑆
1
в положение 𝑆
2
? (На графике P – цена товара, Q – количество товара) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокими ценами на сахар и какао-бобы
2) выдача льготных кредитов кондитерским предприятиям
3) сокращением субсидирования государства
4) увеличение доходов потребителей
5) пропаганда продуктов с низким уровнем сахара Ответ ___________________________.
11 Выберите верные суждения об отличии молодежи от других социальных групп и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
3) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 4 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601 5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни. Ответ _________________________
12 В стране Z были дважды проведены опросы общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. Гражданам предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Второй опрос состоялся после проведения в стране реформы избирательной системы и системы налогообложения в г. Полученные результаты (вот числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Десятая доля участников каждого опроса считают, что отдельные социальные группы имеют привилегии.
2) В 2012 г. среди опрошенных преобладало мнение, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте.
3) Доля тех, кто считает, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте, осталась неизменной на протяжении 10 лет.
4) Доля тех, кто отмечает, что сохраняется очень большой разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными, выросла залет) Равные доли опрошенных в 2002 и 2012 г. затруднились ответить. Ответ ___________________________.
13 Выберите верные суждения о роли средств массовой информации запишите цифры, под которыми они указаны.
1) СМИ в современном обществе могут играть дезинтегрирующую, разъединительную роль .
2) Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.
3) Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.
4) Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.
5) С развитием информатизации общества СМИ начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. Ответ ___________________________.
14 Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые её осуществляют к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ А) Осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам Б) Дает разъяснения по вопросам судебной практики В) Является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции Г) Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти
1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Верховный Суд российской Федерации
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 5 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 Д) Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Д
15 В государстве Z принята новая Конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим Выберете верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основные высшие органы власти формируются но основе выборов.
2) Ветви власти конституционно разделены.
3) Отдельные статьи конституции посвящены правами свободам граждан.
4) Существует единая обязательная политическая идеология
5) Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека
6) Глава государства пользуется авторитетом Ответ ___________________________.
16
17 В ст. 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что
1) признаны различные формы собственности
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
3) отсутствует государственная религия
4) провозглашена свобода политических мнений и действий
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности
6) признаны права и свободы человека и гражданина Ответ ___________________________. В каких ситуациях администрация предприятия осуществитила незаконное увольнение работников Выберете верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Затри календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. Был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.
2) Софья В. Болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу получила на руки приказ об увольнении.
3) Ирина С. Была уволена за отсутствие на рабочем месте более 4 часов- её вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован её сын.
4) Трудовой договор с Татьяной А. Был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.
5) Аркадий С. Был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.
6) Диана С. Была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией. Ответ ___________________________.
18 Установите соответствие между действиями, направленным на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) Обращение в органы представительной государственной власти с предложением по совершенствованию законодательства
2) Возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона
3) Заслушивание доклада о внесенном законопроекте
4) Чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа
1) Законодательная инициатива
2) Обсуждение законопроекта
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 6 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601 5) Внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Д
19 Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) Право на охрану здоровья
2) Право избирать и быть избранным
3) Право на социальное обеспечение по возрасту
4) Гарантии судебной защиты
5) Право выбирать язык общения Ответ ___________________________.
20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жесткие, как ив природе, независимые от воли людей причинно- следственные А. Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие Б. Но этот подход упрощал многомерную картину В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую Г) людей. В 20 веке стало формироваться представление о законах – тенденциях, отражающих некоторые объективные Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться Е) социальных явлений, учету роли духовных факторов – интересов, настроений, ценностных установок людей. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов
1) общество
2) специфика
3) природная
4) социальная
5) связь
6) деятельность
7) процессы
8) законы
9) ценности
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова. Ответ А Б В ГДЕ Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №
1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и
т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте
чётко и разборчиво. Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти. Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например,
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 7 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях. К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп. Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа. Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) социального государства. Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.
Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное состояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство – это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря
1966 г, говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и гражданскими и политическими правами.
В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства. В. Д. Попков)

21 Что такое государство Каким видится ответ на этот вопрос автору текста Какое определение государства можете дать вы, опираясь на знание курса В тексте сказано, что государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Опираясь на текст, приведите примеры одной задачи, стоящей перед обществом в целом, и оной задачи, отражающей интересы отдельных групп или территориальных общностей.
23 Используя информацию текста и знания курса, сформулируйте любые три характеристики социального государства.
24 Автор приводит ряд актуальных задач в социальной политике государства современной России. Приведите примеры решения любых трех из этих задач.
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие право Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения одно предложение, содержащее информацию об источниках права, и одно предложение, раскрывающее особенности права в системе социальных норм.
26 Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.
27 Налог на шляпы повысит цены шляп, налог на обувь – цену обуви. В противном случае такой налог был бы, в конце концов, уплачен фабрикантом его прибыль упала бы в сравнении с общей нормой ион покинул бы свой промысел, - написал английский экономист Д. Рикардо. О каком виде налогов говорится в этом высказывании Поясните свой ответ и укажите, кто является сборщиком, а кто – плательщиком этого налога.
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 8 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме Социальные нормы и их функции. Составьте план, в соответствии с которым Выбудете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы. При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников)
29.1 Философия Понятие быть живым - это понятие не статическое, а динамическое. (Э. Фромм)
29.2 Экономика Кто владеет информацией, тот владеет миром. (НМ. Ротшильд)
29.3 Социология, социальная психология Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. (Ж. П. Сартр)
29.4 Политология Управлять – значит предвидеть. Екатерина Великая)
29.5 Правоведение Право – это все то, что истинно и справедливо. (В. Гюго)
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 9 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом полное правильное выполнение задания – 2 балла выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
№ задания Ответ
1 Государство ИЛИ партия
2 Социальные нормы
3 45 4
45 5
21121 6
123 7
345 8
11122 9
156 10 13
№ задания Ответ
11 245 12 145 13 123 14 22211 15 45 16 245 17 23 18 11221 19 13 20 514672 Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти. Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях. К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп. Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа. Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) социального государства. Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.
Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное состояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство – это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г, говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 10 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и гражданскими и политическими правами.
В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства. В. Д. Попков)

21 Что такое государство Каким видится ответ на этот вопрос автору текста Какое определение государства можете дать вы, опираясь на знание курса Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) ответ на первый вопрос политическая организация общества, обладающая аппаратом власти
2) ответ на второй вопрос система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Правильно даны ответы на оба вопроса
2 Правильно дан ответ на один любой вопрос
1 Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 11 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
22 В тексте сказано, что государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Опираясь на текст, приведите примеры одной задачи, стоящей перед обществом в целом, и оной задачи, отражающей интересы отдельных групп или территориальных общностей. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы
1) пример задачи, стоящей перед обществом в целом, допустим
– обеспечение прочного общественного порядка
– охрана окружающей среды, жизни и деятельности человека
3) пример задачи, отражающей интересы отдельных социальных групп, допустим
- государственная поддержка семьи, материнства и детства
- помощь пожилым гражданам, инвалидам. Могут быть приведены другие задачи Приведены примеры двух задач
2 Приведен пример одной задачи
1 Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2
23 Используя информацию текста и знания курса, сформулируйте любые три характеристики социального государства. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ может содержать, например, характеристики
1) охрана труда и здоровья людей
2) установление минимального гарантированного размера оплаты труда
3) развитие системы социальных служб
4) гарантии социальной защиты. Могут быть приведены другие характеристики Сформулированы три характеристики
3 Сформулированы две характеристики
2 Сформулирована одна характеристика
1 Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 12 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
24 Автор приводит ряд актуальных задач в социальной политике государства современной России. Приведите примеры решения любых трех из этих задач. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ может содержать примеры решения задач
1) улучшение оплаты труда принятие программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы
2) совершенствование мер по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства развивать системы по присмотру и уходу за детьми до трёх лет, в том числе содействовать реализации бизнес-проектов, направленных на предоставление таких услуг
3) регулирование демографических процессов общества, стимулирование рождаемости увеличены пособия по уходы за ребенком до 1,5 лет, введены пособия по уходу за ребенком для неработающих женщин (1500 рублей при рождении первого ребенка, 3000 при рождении второго и следующих введение и увеличение размера родового сертификата. Могут быть приведены другие примеры решения других задач Приведены примеры решения трёх задач
3 Приведены примеры решения двух задач
2 Приведен пример решения одной задачи
1 Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие право Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения одно предложение, содержащее информацию об источниках права, и одно предложение, раскрывающее особенности права в системе социальных норм. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) смысл понятия, например право – один из регуляторов общественных отношений Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)
2) одно предложение с информацией об источниках права, опирающейся на знания курса, например Различают следующие основные источники права 1) нормативный правовой акт 2) правовой обычай 3) правовой прецедент кроме того, к источникам права относятся общие принципы права правовая доктрина, нормативный договор Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об источниках права)
3) одно предложение, раскрывающее с особенности права в системе социальных норм, например Право обеспечивается властью и представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности права в системе социальных норм. Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Правильно раскрыт смысл понятия в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
3 Правильно раскрыт смысл понятия в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),
2
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 13 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
1 Смысл понятия в явном виде нераскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3
26 Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы В правильном ответе могут быть указаны такие признаки
1) наличие ролевой системы – определены основные роли например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия
2) наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием
3) наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы
4) наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи. Могут быть названы другие признаки и приведены другие примеры Названы два признака, приведены примеры по каждому из них
3 Названы два признака, приведен пример по одному из них.
2 Названы два признака без примеров. ИЛИ Приведены примеры двух признаков без прямого указания признаков
1 Приведен пример одного из признаков без прямого указания признак. ИЛИ Назван только один признак. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3
27 Налог на шляпы повысит цены шляп, налог на обувь – цену обуви. В противном случае такой налог был бы, в конце концов, уплачен фабрикантом его прибыль упала бы в сравнении с общей нормой ион покинул бы свой промысел, - написал английский экономист Д. Рикардо. О каком виде налогов говорится в этом высказывании Поясните свой ответ и укажите, кто является сборщиком, а кто – плательщиком этого налога. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы
1) ответ на вопрос косвенные налоги
2) пояснение это налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу (собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки
3) указаны сборщик (собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги) и плательщик (покупатель. Пояснение может быть приведено в другой форме. В ответе присутствуют все три элемента
3 В ответе присутствуют два элемента.
2 В ответе присутствует один элемент
1
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 14 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме Социальные нормы и их функции ». Составьте план, в соответствии с которым Выбудете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы При анализе ответа учитывается
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу
– корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-

формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норма) возникают в процессе исторического развития б) представляют собой определенный стандарт образец, эталон) поведения вносит объективный характер г) рассчитаны на многократное повторение д) выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норма) табу, обычаи, традиции б) моральные нормы в) религиозные нормы г) корпоративные нормы д) правовые нормы.
4. Функции социальных норма) культурно – историческая б) социального контроля в) воспитательная г) регулятивная д) стабилизирующая. Возможны другое количество и или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу Структура предложенного плана Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу Корректность формулировок пунктов плана Баллы Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
3 Два пункта, детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
2 ИЛИ
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 15 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу План по своей структуре является простыми содержит не менее трёх пунктов Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
1 ИЛИ Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Один ИЛИ Три и более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Два В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу Два и более пунктов, любые один-два из которых Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, детализированы в подпунктах отдельные неточности в формулировках не искажают план по существу Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
0 ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы Максимальный балл
3
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 16 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 1601
29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы. При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы, при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников)
29.1 Философия Понятие быть живым - это понятие не статическое, а динамическое. (Э. Фромм)
29.2 Экономика Кто владеет информацией, тот владеет миром. (НМ. Ротшильд)
29.3 Социология, социальная психология Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. (Ж. П. Сартр)
29.4 Политология Управлять – значит предвидеть. Екатерина Великая)
29.5 Правоведение Право – это все то, что истинно и справедливо. (В. Гюго) Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К, Кв протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы К Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1 Смысл высказывания нераскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
0 К Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных сточки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки поэтому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, ноне связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения
2 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют. ИЛИ используются понятия, положения и выводы, несвязанные непосредственно с раскрываемой темой
0 К Качество фактической аргументации Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому- ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников
2
Единый государственный экзамен, 2017 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №3 от 03.10.2016 17 / 17
© 2016 Всероссийский проект Самоподготовка к ЕГЭ» Составитель Романова Анастасия Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim03
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
КИМ
№12 используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др, факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только наличный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
1 Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
0 Максимальный балл
5 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом.
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы нате задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов вили более балла.
2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К и К задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К и К, по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.

перейти в каталог файлов


связь с админом