Главная страница

Энциклопедия техник рисунка


Скачать 27,35 Mb.
НазваниеЭнциклопедия техник рисунка
АнкорEntsiklopedia_tekhnik_risunka.pdf
Дата07.03.2018
Размер27,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEntsiklopedia_tekhnik_risunka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#4506
страница1 из 13
Каталогid15616651

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Lyudi_i_ikh_geny_niti_sudby_-_Borinskaya_S_A_Yankovskiy_N_K.pdf, demotivatory_13.jpg, Itten_-_Iskusstvo_tsveta.pdf, Fyodorov_-_Risunok_i_perspektiva.djvu, Shakhmaty_dlya_chaynikov.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Энциклопедия ТЕХНИК РИСУНКА
Энциклопедия ТЕХНИК РИСУНКА Москва
ACT • Астрель
2005
У Д К 75(031)
ББК я Х Автор текста Хазэл Харрисон Редактор Паула Макмахон Художественный редактор Салли Бонд Фотографы Колин Боулинг, Пол Форрестер Подбор иллюстраций Клаудиа Тэйт Художественный руководитель Мойра Клинч Издатель Пирс Спенс Перевод с английского И. А. Сергеевой Зав. редакцией А. Ю. Голосовская Редактор В. Я. Гельман Технический редактор НИ. Духанина Корректор И. Н. Мокина Компьютерная верстка Б. А. Азарова Впервые опубликовано в Великобритании в 2004 г.
Search Press Ltd., Wellwood, North Farm Road,
Tunbridge Wells, Kent TN2 3DR
© 2004 Quarto pic
© ООО Издательство Астрель», издание на русском языке, 2005 ООО Издательство Астрель»,
129085, г. Москва, проезд Ольминского, д. За ООО Издательство АСТ»
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 93 Наши электронные адреса WWW.ast.ru
E-mail: astpub@aha.ru Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, т 953004 - литература научная и производственная.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ Дот г. Все права защищены. Эта книга не может быть воспроизведена полностью или частично, нив какой форме или каким-либо образом, электронным или механическим, включая фотокопирование, регистрацию, или любой системой хранения информации и поисковой системой, известной в настоящее время или той, которая будет изобретена в будущем, без предварительного разрешения правообладателя. Настоящее издание представляет собой перевод оригинального английского издания Те Encyclopedia of drawing technigues»
ISBN 5-17- 030978-3 (ООО Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-11331-0 (ООО Издательство Астрель»)
ISBN 1-84448-019-4 (англ) СОДЕРЖАНИЕ
6 ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ

8 Методы рисования
10 Создание цвета
12 Выбор бумаги ГЛАВАМ ОНО ХРОМ Н Ы Е СРЕДСТВА КАРАНДАШИ И ГРАФИТ

16 Работа карандашом
17 Как держать карандаш
18 Комбинирование тонов УГОЛЬ

20 Линейный рисунок
22 Тональный рисунок
23 Высветление
контэ
24 Мелки и карандаши
26 Работа на тонированной бумаге ПЕРО И ЧЕРНИЛА
28 Инструменты для рисования
30 Линия и тон КИСТЬ И ЧЕРНИЛА
32 Рисунок кистью
34 Рисунок пятнами БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ
36 Процарапывание ГЛАВА 2
38 ЦВЕТОВЫЕ СРЕДСТВА ПАСТЕЛИ
40 Рисунок пастелью
42 Смешивание и цветовые смеси
44 Цвет бумаги
46 Виньетирование
48 Фактура бумаги
50 Внесение исправлений
52 Увлажнение кистью МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ
54 Применение
55 Наложение цветов
56 Смешивание с растворителем
58 Сграффито ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
60 Выбор карандашей
62 Создание цвета и тона
64 Выбор бумаги
65 Прозрачные поверхности
66 Смешивание
67 Выглаживание
68 Стирание
69 Разбивка на квадраты
70 Фроттаж
72 Вдавливание
74 Водорастворимые карандаши
75 Линия и отмывка ЦВЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА
76 Чернила и маркеры
78 Наложение цветов
ГЛАВА 3
80 СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ ЛИНИЯ И ОТМЫВКА
82 Перо и отмывка
84 Карандаши акварель
86 Акварель и цветные карандаши
88 Акварель и пастель МЕТОДИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ
90 Маскирующая жидкость
91 Клейкая лента
92 Сопротивление воска/масла
94 Масляная пастель и чернила НЕОБЫЧНЫЕ МЕТОДИКИ
96 Промывка
98 Чернила и отбеливатель
99 Контэ и масляная палочка КОЛЛАЖ
100 Рисование поверх бумажных форм
102 Работа с порванной бумагой ДОМАШНЯЯ ПЕЧАТЬ
104 Ручная монотипия
106 Цветная монотипия ГЛАВА 4
108 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА ОСНОВЫ Инструменты и материалы
112 Техники рисунка и живописи НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Фильтры и эффекты
116 Уровни и выборы
118 Работа с фотографиями ГЛАВА 5

122 ТЕМЫ ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ Композиция
126 Ведение альбома
128 Выбор техники ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА

130 Веси равновесие
132 Сидящие и наклонные фигуры
134 Одетые фигуры
136 Портреты СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖИ ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ Композиция в пейзаже
140 Деревья
142 Детали пейзажа
144 Здания НАТЮРМОРТ И ИНТЕРЬЕР
146 Композиция
148 Интерьер как натюрморт
150 Цветочный натюрморт ПРИРОДА
152 Растения и цветы
154 Животные и птицы
1 5 6 УКАЗАТЕЛЬ
1 6 0 БЛАГОДАРНОСТИ
Для примера портрет пастелью с использованием методики виньетирования, см. страницы 46—47. Для примера рисунок цветными карандашами, см. страницы 62—63. Серьезный анализ и доскональное знание технических приемов сами по себе еще не гарантируют создание великого произведения искусства они неизбежно должны быть подчинены личному видению автора. Однако просто видеть недостаточно вы можете точно представлять, что хотите выразить своим рисунком, но испытываете трудности из-за того, что вам сложно найти изобразительные средства, более всего подходящие для воплощения замысла. Экспериментирование с различными техниками поможет освободиться от сомнений, по-новому взглянуть на окружающие вас вещи и расширить свои способности к рисованию. Если раньше, например, ваши рисунки были ограничены в основном техникой карандашного наброска, то со временем вы можете обнаружить, что более широкий подходили смешанные экспериментальные техники предоставляют неизмеримо большие возможности. ВВЕДЕНИЕ
Для примера мягкие пастели с пастельными карандашами, см страницы 42—43. Для примера рисование чернильными пятнами, см. страницы 34-35. Для примера процарапы­
вание масляной пастели, см. страницы 58-59. Энциклопедия техник рисунка предоставляет широкую палитру идей, способных не только заинтересовать, но и расширить ваши представления о техниках рисования. Она состоит из четырех разделов - Монохромные средства, Цветовые средства, Смешанные техники и Компьютерная графика, - группирующих техники таким образом, чтобы легче было подходить к их изучению. Каждый прием снабжен последовательными иллюстрациями профессиональных художников. Книга содержит тематические страницы - галерею законченных работ, демонстрирующих многообразие методов и способов изображения широкого круга объектов. Попробуйте поработать с максимально возможным количеством методик или, перелистывая страницы, остановитесь на какой-либо одной, показавшейся наиболее привлекательной. Книга несет в себе множество сведений, что позволит как расширить свой художественный арсенал, таки просто потренироваться на какой-либо методике. Ноне забывайте, что именно ваше видение придаст рисункам неповторимость и индивидуальность поэтому используйте иллюстрации, помещенные в книге, в качестве трамплина для полета творческих устремлений, а непросто как шаблон для копирования. Хотя повторное воспроизведение можно считать вполне приемлемым методом получения первичных навыков, это всего лишь врата в волшебное царство истинного мастерства, путешествуя по которому, вы создадите собственный способ изображения. И тут вас ждет огромное наслаждение и удовлетворение от конечного результата. Создание произведений искусства - непрерывный процесс выхода за рамки обыденного, и мы надеемся, что эта книга поможет вам смело двигаться вперед на пути познания волнующего мира изобразительного искусства.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ Методики, характеризующие отдельные изобразительные средства, описаны в соответствующих разделах основной части книги на этих же страницах рассмотрим методы, которые являются общими для большинства рисовальных техник, такие как использование линии и способы создания градации тонов. Самый очевидный способ отобразить в рисунке свет, оттенок и форму - это использовать метод растушевки, градуируя тона от светлого до темного. Выполнить это несложно, перемещая кончик карандаша или пера равномерно зигзагами поперек бумаги, постепенно добиваясь более плотного тона можно делать более свободные хаотичные линии или использовать штриховку и/или перекрестную штриховку. Штриховка выполняется путем нанесения ряда параллельных линий, располагающихся водном направлении. В перекрестной штриховке каждый последующий ряд линий наносится в направлении, противоположном предыдущему. Штриховка не должна быть слишком ровной и механической - допускается наносить линии достаточно свободно с целью передать фактуру, также как форму. Форма может также быть выражена линией путем варьирования силы нажима и толщины, как бы приглушая одни элементы очертания и подчеркивая другие. Этот метод немного сложнее, чем растушевка, но приложенные усилия окупаются, поскольку данный прием не только повышает качество рисунка, но и заостряет ваши наблюдательные навыки. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Используя технику как обычной, таки перекрестной штриховки, вы обнаружите, что чем чаще линии, тем глубже тон. Шариковые ручки При растушевке средними или мягкими графитными карандашами диапазон тонов достигается достаточно быстро. Уголь также подходит, поскольку его можно растирать и смешивать пальцем. Хаотичная штриховка шариковой ручкой дает энергичный линейный эффект.
Классическая диагональная штриховка выполняется с помощью пера в этом рисунке использовался тонкий фломастер. Тонирование здесь выполнено обычной и перекрестной штриховкой, линии наносились враз личных направлениях. Также использовался тонкий фломастер. Мишель ГЭРИ СЕДУ В этом выразительном рисунке, выполненном угольным карандашом на тонированной бумаге, происходит сочетание
темно-серых оттенков, а отдельные черты лица подчеркиваются благодаря использованию белого мела. А здесь для нанесения линий в точном соответствии с формой использовалось обычное перо. Это не лучший инструмент для тонального рисунка, поскольку требует частой подзарядки. Обычное перо идеально для линейного рисунка, поскольку может создавать линии различной толщины от самой тонкой до толстой. Обратите внимание, как форма передается более толстыми линиями на одной стороне плода. В ДОПОЛНЕНИЕ КАРАНДАШИ И ГРАФИТ КОМБИНИРОВАНИЕ ТОНОВ 18 ПЕРО И ЧЕРНИЛА ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ 28 ПЕРО И ЧЕРНИЛА ЛИНИЯ И ТОН 30 МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ЦВЕТА Полнота цвета может быть получена точно таким же способом, как полнота тона в монохромном рисунке - растушевкой, обычной штриховкой и перекрестной штриховкой. Эти методики подходят для работы цветным карандашом, поскольку по существу он является линейным средством в отличие от пастели, которая позволяет цветам распространятся по поверхности рисунка как в живописи. Чтобы сделать тон цвета более глубоким, вы можете просто добавить еще один слой тем же карандашом, увеличивая на него давление, или работать поверх предыдущего слоя более темным оттенком. Налагая один цвет на другой, вы можете сделать намного больше, чем просто создать тон - цвета могут быть смешаны и скорректированы непосредственно на поверхности бумаги. Рассмотрим очевидный пример зеленый может быть получен наложением синего по желтому, и это можно продолжать и дальше, накладывая сверху другие цвета. Если штрихи будут сохранены относительно легкими, то один цвет будет просвечивать через другой, все еще «читаясь» как одна область цвета. Подобное явление известно как оптическое смешивание. Такой прием часто использовали импрессионисты, правда, с помощью масляных красок. Эти методы вполне применимы и для рисования пастельными карандашами, масляными пас­
телями и мягкими пастелями. ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ Здесь тон был создан наложением более темных оттенков на более светлые, а также добавлением черного на теневой стороне яблока. Этот живой рисунок иллюстрирует принцип оптического смешения со свободной перекрестной штриховкой, не затеняющей основные цвета. Цветные карандаши Глубина тона в более темных областях была создана просто увеличением давления на карандаш.
СОЗДАНИЕ ЦВЕТА ПАСТЕЛЬ В этом рисунке пастельными карандашами области насыщенного цвета контрастируют с легкой штриховкой, которая позволяет основному цвету просвечивать сквозь верхний слой. Этот рисунок выполнен мягкой пастелью. Цвета были нанесены большими массами и затем растерты по поверхности для создания смягчающего эффекта. САРА ХЭЙУОРД ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРШОК Направление штрихов может использоваться как для построения формы, таки для создания композиции. В этом рисунке цветными карандашами диагональная штриховка используется для контра­
стирования с вертикалями и горизонталями. Короткие штрихи были сделаны обломками мягкой пастели и оставлены несмешанными. Для достижения более насыщенных цветов исполь- кшллось весьма сильное надавливание. Для этого рисунка масляной пастелью художник использовал тот же самый метод оптического смешения, как ив примере с цветными карандашами на предыдущей странице. В ДОПОЛНЕНИЕ ПАСТЕЛИ СМЕШИВАНИЕ И ЦВЕТОВЫЕ СМЕСИ 42 МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ:НАЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ 55 ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ СОЗДАНИЕ ЦВЕТА И ТОНА 62
ВЫБОР БУМАГИ Для нанесения рисунка доступно широкое разнообразие материалов, хотя чаще всего используется белая рисовальная бумага. Она имеет гладкую поверхность и подходит для большинства техник, исключая применение пастели, которая требует, чтобы зерно или фактура фиксировали ее мягкий, меловой пигмент. Однако художники нередко выбирают фактурную поверхность и для других методик рисования, например, цветными карандашами или углем, поскольку зерно разбивает штрихи или области тона, создавая привлекательный эффект излома и добавляя выразительности изображению. Еще одно практическое преимущество фактурной бумаги, предназначенной специально для работы с цветом, состоит в том, что она позволяет накладывать большее количество слоев цвета. Если выработаете на слишком гладкой поверхности с большим нажимом, бумага быстро затирается, сопротивляясь дальнейшим наложениям цвета. Работая с акварельной или пастельной бумагой, практически невозможно полностью забить зерно бумаги, так что поверхность остается пригодной для нанесения последующих слоев. В некоторых случаях цвет бумаги также имеет немаловажное значение. Бумага для пастели, которая также может использоваться для работы цветными карандашами, выпускается в широком диапазоне цветов от нейтральных коричневых и серых до ярких оттенков. Выбирая бумагу, которая контрастирует с доминирующим цветом в рисунке, вы можете использовать взаимодействие противоположностей, в то время как бумага, которая сливается с главным цветом, позволяет оставлять области поверхности нетронутыми. Если вы используете любую из методик, включающую жидкие материалы, такие как акварель или чернила и отмывка, то лучше было бы натянуть бумагу, чтобы предотвратить ее деформацию. Намочите бумажный лист, затем поместите его на чертежную доску и прикрепите липкой лентой по краям. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Натянуть бумагу весьма просто, но требуется время для ее высыхания, так что не забудьте сделать это заранее за несколько часов. Выбор альбомов с рисовальной бумагой
ЛОРНА МАРШ - ЭСКИЗ ОБНАЖЕННОЙ Цвет бумаги придает этому пастельному рисунку ощущение теплоты и служит практической цели. Поскольку бумага соответствует цвету тела натурщицы, художница смогла ограничить использование цвета, лишь слегка наметив фигуру контуром и областями едва различимого тонирования. Специальные бумаги для пастели пастельная художественная наждачная бумага, бархатная бумага и пастельный картон

12 основные техники
НАТЯГИВАНИЕ БУМАГИ Отрежте клейкую ленту нужной длины до увлажнения ее или бумаги. Следы, оставленные цветным карандашом, пастель­
ны карандашом, масляной пастелью, цветными чёрнилами и угольным карандашом на трех типах бумаги. Сверху вниз грубая, средняя(СР), гладкая
(Hewlett-Packard = H P ) для акварели.
2 Увлажните бумагу с обеих сторон губкой (или быстро замочите в любой емкости или ванне. Следы, оставленные на гладкой бумаге (слева направо карандаш В, цветной карандаш, ивовый угольный карандаш, угольный карандаш, перо с чернилами. Наверху — слегка

бликующая поверхность, внизу — стандартная рисовальная бумага. Мягкий пастельный и обычный пастельный карандаши создают различные тона на разных типах бумаги для пастели Ingres и Mi-teintes.
3 Намочите липкую сторону ленты, затем переверните ее и приклейте вдоль краев бумаги, разглаживая губкой. Оставьте для высыхания естественным путем. Слева направо следы пера с чернилами, графитного карандаша и цветного карандаша на гладкой рисовальной бумаге Слева направо следы пера с чернилами, графитного карандаша и цветного карандаша на фактурной бумаге для акварели В ДОПОЛНЕНИЕ ПАСТЕЛИ ЦВЕТ БУМАГИ 44 ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ ВЫБОР БУМАГИ 64 ВЫБОР БУМАГИ МОНОХРОМНЫЕ СРЕДСТВА ГЛАВА 1 Вы познакомитесь в этой главе с широким диапазоном техник, связанных с основными инструментами для создания рисунка, от обычных и угольных карандашей до перьев с чернилами. Многие из представленных методов, например, применяемые для создания глубины и тона, вполне могут быть использованы для работы с цветом однако подобные навыки рисунка вырабатываются постепенно. Начните с монохромных, одноцветных рисунков, ивы создадите прочную базу для двух жизненно важных аспектов ремесла художника - анализа и использования тона, и эффективного использования линии. РАЗДЕЛЫ КАРАНДАШИ И ГРАФИТ Как держать карандаш 17 Комбинирование тонов 18 УГОЛЬ Линейный рисунок 20 Тональный рисунок 22 Высветление 23
КОНТЭ: Мелки и карандаши 24 Работа на тонированной бумаге 26 ПЕРО И ЧЕРНИЛА Инструменты для рисования 28 Линия и тон 30 КИСТЬ И ЧЕРНИЛА Рисунок кистью 32 Рисунок пятнами 34 БЕЛЫЙ НА ЧЕРНОМ Процарапывание 36
КАРАНДАШИ И ГРАФИТ Работа карандашом Когда графитные карандаши, которые мы используем и сегодня, впервые появились в конце XVII столетия, то их с восторгом встретили художники всего мира, а деловые люди того времени стали вкладывать большие деньги в их производство. Легко понять почему, поскольку графитные карандаши являются, возможно, самыми универсальными из всех средств рисования, способными создавать как почти бесконечные варианты линий, таки участки плотного тона, варьируя количество необходимых штриховок и теней. Карандаши выпускаются различной степени твердости от твердых (Н - к Н) до мягких (НВ - В. Твердые главным образом используются чертежниками и имеют ограниченное применение у художников, поскольку производят слабые, царапающие линии. НВ и В карандаши, являющиеся самыми твердыми в мягком диапазоне, хорошо зарекомендовали себя в обычной и перекрестной штриховках, поскольку производят ясные, чистые линии и меньше пачкают в отличие от очень мягких карандашей однако последние идеальны для того, чтобы создать участки плотного тона от темного серого до почти черного. Стандартные карандаши представляют собой графитовые стержни в оболочке из древесины выпускается и чистый графит в виде толстых стрежней без внешнего покрытия. Графитовые стержни подобно карандашам также имеют различную степень твердости. Они являются идеальными для рисунков, в которых акцент смещен в сторону тона, а не линии. Вы можете покрыть большие участки очень быстро при использовании боковой стороны стержня, разделив его в случае необходимости на две или три части. Перекрестная штриховка карандашом Короткие штрихи, пунктирные и хаотичные линии, выполненные карандашом Диапазон графитных карандаш Штрихи боковой стороной графитового стержня Штрихи графита насильно фактурной бумаге Следы кончика и боковой стороны графитового стержня на бумаге для рисования ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Графит можно использовать для рисования на любой бумаге так что пробуйте поработать и на такой сильно фактурной поверхности, как пастельная бумага. Здесь можно достичь весьма интересных эффектов. Следы кончика и боковой стороны графитового стержня на бумаге для пастели Следы кончика и боковой стороны графитового стержня на бумаге для акварели
Надавливание указательным пальцем сверху В этом обратном зажиме карандаш находится позволяет увеличить нажим. между большими первыми двумя пальцами. РАН ДА Ш И ИГРА ФИТ Как держать карандаш Поскольку письмо и рисунок - схожие действия, большинство из нас находит естественным держать карандаш таким же образом, как и ручку, захватив его около основания и твердо удерживая между большими первыми двумя пальцами. Подобный захват дает максимальную степень управления и идеален для скрупулезной работы - точной и перекрестной штриховок, но может привести к напряженными маловыразительным рисункам. Стоит экспериментировать с различными приемами как в работе цветными карандашами, таки графитом. Например, удерживание карандаша дальше от конца дает возможность придать рисунку большую выразительность. Это является самым удобным способом, когда выстоите у мольберта и рисуете более или менее вытянутой рукой. Чтобы произвести плотное затенение или энергичную линию, пробуйте поместить указательный палец на стержень сверху и прижать его конец к бумаге. Еще одной разновидностью, полезной как для затенения, таки для проведения плотной толстой линии, является обратный захват, когда карандаш удерживается кистью руки ивы надавливаете большим пальцем и делаете короткие движения всей рукой. В ДОПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ 8 ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ СОЗДАНИЕ ЦВЕТА И ТОНА 62 Еще один способ обратного захвата. В этом случае перемещения кончика карандаша ограничены, и при работе требуется движение всей кисти. Более высокий захват позволяет работать более свободно. Карандашный захват, как при письме. Обеспечивает самую высокую степень контроля.

1 8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом