Главная страница

Том 5. История башкирского народа.pdf Мамедов Ш.Ф. - Мирза-Фатали Ахундов. Ф. маме до вм и р за- фата ли ах у н до виз дате ль ст во мысль москва редакции философской литературы


НазваниеФ. маме до вм и р за- фата ли ах у н до виз дате ль ст во мысль москва редакции философской литературы
АнкорТом 5. История башкирского народа.pdf Мамедов Ш.Ф. - Мирза-Фатали Ахундов. pdf
Дата19.01.2018
Размер4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMamedov_Sh_F_-_Mirza-Fatali_Akhundov_pdf.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#57005
страница1 из 11
Каталогmegas_alexander

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Neymar.gif, FM.gif, Mamedov_Sh_F_-_Mirza-Fatali_Akhundov_pdf.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ш
,
щ г . : т
АХУНДОВ
КЛ ы С АИ ТЕ АИ Н ро шло го Ш. Ф . МАМЕ ДО В
М И Р ЗА- ФАТА ЛИ АХ У Н ДО ВИЗ ДАТЕ ЛЬ СТ ВО МЫСЛЬ Москва РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ш ей дабек Фарад ж и е в и ч Мам едов ( род в 1912 г .), заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ, работает в области истории философии, в частности истории философии народов СССР.
Его перу принадлежат книги Философские и общ ест венно-полит ические взгляды Низами Философские и естественнонаучные взгляды За р да б и » (19 61 ),
« Мировоззрение М ФА х ун дова » (1 9 6 2),
« Развитие философской мысли в Азербайджане, Этическая мысль в Средней Азии в IX —XV вв.» (1974, в соавторстве, а также многие статьи по истории восточной мысли. Ш. Ф . Мам едов является одними з авторов Истории философии народов СССР (19 7 0 ), Краткого очерка истории философии, многотомной
« Истории философии в СССР (1 9 6 8 ), « Основ научного атеизма, Антологии всемирной философии. Под редакцией и при участии Ш. Ф . Мам едова вышли Избранные философские произведения М ФА х ундова»
(1 9 62 ), « Очерки по истории азербайджанской философии Очерки пои с тории философской и общ ест венно-политиче­
ской мысли в Туркменистане м .10501-057 73 78 004(01 )-78
© Издательство Мысль. 1978
©
Скан и обработка glarus63
Если мир неизм е нит с я , не переменится природа людская, тора ве нс тв о людей в этом мире присуще ст в у ю щ ем положении. невозможно М . - ФА х у н до в
Р ан ь ш е в Европе предполагали наставлять угнетателя для предотвращения его тирании, но пришли к заключению, что нотация не оказывает никакого действия. Во всяком случае, дело не уладится наставлением, проповедью и советами необходимо всецело ив корне изменить самое суть вещей М . - ФА х у н до в

ВВЕДЕНИЕ
В силу ряда причин история восточной философии, в том числе философии народов Ближнего и Среднего Востока, до последнего времени почти полностью была монополизирована буржуазными исследователями, которые сознательно или бессознательно фальсифицировали ее. Извращая подлинную историю духовной культуры человечества, они пытались доказать, что восточные народы не только не принимали участие в развитии прогрессивной мысли, но якобы вообще неспособны к рационалистическому философскому мышлению. Они отрицали само существование философии у народов Востока, а в тех случаях, когда все-таки упоминали о ней, характеризовали ее как религиозно-мистическую, не имеющую никакого отношения к реальной жизни. Так, еще Гегель писал в Лекциях по истории философии То, что мы называем восточной философией, представляет собой в гораздо большей мере религиозный способ представления и религиозное мировоззрение восточных народов, которые легко можно принять за философию (12, 9, 108)*.
* Здесь и далее в круглых скобках сначала дастся номер цитируемого источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом — том, если издание многотомное, далее — страница источника ( ред Эту антиисторическую концепцию в разных вариациях проповедовали буржуазные историки философии Вунд, Ф улле, Виндельбанд, Ибер- верг, Кирхнер, Форлендер, Аббаньяно, Хирш- бергер, Кларки другие, упорно отстаивавшие расистские буржуазно-националистические идеи о неполноценности восточных народов, об отсутствии у них интереса к науке, о том, что главной чертой их характера является религиозность. По мнению немецкого философа Карла
Форлендера, например, мышление восточных народов столь сильно окрашено в религиозный цвет итак чуждо поэтому нашему европейскому образу мыслей, что вряд ли стоит останавливаться на мировоззрении этих народов, которые не поднялись до сознания науки и совсем не имеют своей культуры (25,
7—8 ). Нигилистическое отношение к восточной мысли проявляли французский ориенталист и философ Эрнест Ренан. Философия писал он навсегда осталась для мусульман чуждым вторжением, неудавшейся и лишенной последствий попыткой интеллектуального воспитания народов Востока (23, Грубо извращая историю мировой культуры, буржуазные философы утверждают извечную противоположность двух культур — западной и восточной, которые якобы противостоят друг другу как совершенно изолированные, замкнутые идейные системы. Они пытаются доказать, что существует специфический восточный дух, восточный способ мышления, противоположный западному складу ума, западному духу. При этом всячески подчеркивается мнимое превосходство западной цивилизации над восточной. Закон развития и прогресса, утверж­
g оооооооооооооосюооооооооооооооооооооооооооооооооосюоооооооооооооооо
дают буржуазные исследователи, присущ лишь западному духу, а восточный дух находится в полном застое, не подвергаясь никакой эволюции и прогрессу, и характерными чертами его являются религия и мистицизм.
Исследования советских ученых и зарубежных прогрессивных деятелей убедительно доказали беспочвенность, тенденциозность европоцентризма. Как известно, философская мысль впервые возникла именно у народов Востока в Древней Индии, Древнем Вавилоне, Древнем Китае. Вопреки утверждениям буржуазных философов о якобы исключительном господстве религии и мистики в идеологии восточных народов советская философская наука показала, что уже в условиях рабовладельческого общества у народов Древнего Востока зародились первые ростки материалистического миропонимания и возникли зачатки научных знаний о природе, направленные против идеализма и религии.
Богатые традиции материализма и прогрессивной социологической мысли стран Древнего Востока достаточно глубоко исследованы в марксистской историко-философской литературе. Советские ученые показали также, что восточные народы, продолжая культурные традиции древнего мира, обогатили сокровищницу мировой культуры выдающимися достижениями ив период феодализма, что эпоха средневековья не была для них временем застоя, перерывом в духовном развитии. В Китае, Индии, Иране, арабских странах, в Закавказье и Средней Азии шло в это время дальнейшее развитие научной мысли. В Китае были изобретены бумага, фарфор, порох, книгопечатание, компас. Индийские ученые создали выдающиеся труды в области OOOOОOOOOОООО
ooooooooooo
о
ooooooooooooooooooo Ç

Ί Q ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооос
астрономии, открыли десятичную систему исчисления, правила извлечения квадратных и кубических корней, геометрическую прогрессию, составили таблицу синусов и т. д. Народы арабоязычного Востока изобрели водяные и механические часы, хлопчатую и льняную бумагу, открыли способы получения серной и азотной кислот, создали звездный каталог, дали географические описания почти всех известных тогда стран мира.
Значительных результатов достигли народы Востока ив области гуманитарных наук философии, литературы и искусства. Выдающимися памятниками мировой культуры являются поэма Тульси Даса Рам аяна», поэма Фирдоуси Ш ах-намэ», великие творения восточных поэ- тов-мыслителей Хафиза, Джами, Омара Хай яма, Низами, Руставели, Навои, Махтумкули, произведения философов аль-Кинди, аль-Биру- ни, аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Туфейля, Ибн-
Рушда и многих других.
Очевидна беспочвенность буржуазно-нацио­
налистической концепции противоположности культур (в том числе и философий) народов Востока и Запада. Конечно, было бы неправильно их отождествлять, не видеть различий между ними. Но следует иметь ввиду, что различия эти объясняются прежде всего особенностями социально-исторического развития народов, а не противоположными способами мышления, якобы присущими народам Востока и Запада, и не тайнами специфического национального духа, как утверждают буржуазные идеологи.
История всемирной философской мысли показывает, что восточная философия никогда не

OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOCK
Ί находилась в состоянии противоположности и постоянной борьбы со всей западной философией в своих главных направлениях философская мысль народов Востока развивалась в идейной общности с прогрессивными течениями западноевропейской философии (наивный материализм и диалектика в древности, естественнонаучные и материалистические идеи в средневековье, философские идеи просветителей, материализм и диалектика в Новое время. Духовные культуры восточных и западных народов, в том числе и их философские системы, развивались не изолированно друг от друга, а в тесной связи, в процессе взаимного обмена и обогащения.
Ничем необоснованно также утверждение о том, будто восточная философия носит исключительно религиозно-мистический характер, что она зиждется на интуиции, откровении и т. п. в противоположность рациональному логическому мышлению Запада. История философии опровергает также версию о том, будто для восточной философии характерно безразличие к насущным проблемам реальной жизни, к проблеме социального положения человека и удовлетворения его потребностей. Факты показывают, что лучшие представители восточной философии всегда исходили из реальной обстановки, тесно связывая свою деятельность с практическими задачами демократического и нацио­
нально-освободительного движения своих на­
родов.
В равной мере несостоятельна и другая концепция возникновения и развития духовной культуры, в том числе философии и общественной мысли концепция «азиацентризма». Некоторые авторы в странах зарубежного Восто-

■J
2
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооос
ка, борясь против европоцентристских искажений истории культуры, впадают в другую крайность модернизируют мировоззренческие проблемы прошлого, пытаясь доказать, что многие идеи, открытые в Европе в Новое и Новейшее время, уже давно были высказаны на Востоке теми или иными философами, писателями и пророками. Более того, они стремятся обосновать полную автономность, замкнутость развития философии народов Востока, отрицают влияние на нее философских учений других народов.
Азиацентристская концепция истории развития мировой цивилизации по природе своей столь же антинаучна и влечет за собой столь же реакционные выводы, как и европоцентризм, поскольку и таи другая преувеличивают роль одних народов и нигилистически отрицают и преуменьшают роль других народов в развитии мировой цивилизации. Современная наука убедительно доказала, что все народы, как большие, таки малые, внесли и вносят свой достойный вклад в развитие человеческой куль­
туры.
Как всякая наука, философия развивается не изолированно в тех или других странах, атак сказать, всемирно, представляя собой одну из важнейших сторон процесса мирового развития общественной мысли. Разумеется, развитие отдельных народов всегда идет неравномерно. У каждого народа были свои периоды наивысшего подъема и расцвета, а также затишья и застоя. В силу этого в каждый исторический период одни народы опережают другие в своем экономическом и культурном развитии, становясь на время во главе прогрессивного движения человечества. Но дальнейшее

ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООС
Ί развитие выдвигает вперед другие, ранее отстававшие народы, и тогда они, становясь в авангарде движения, способствуют общему развитию человеческой цивилизации. Таким образом, успехи, достигнутые одними народами, распространяются затем среди других, становясь достоянием всего человечества. Поэтому всемирная культура, в том числе и философия, является результатом творчества всех народов мира, больших и малых.
Марксистско-ленинская философия, чуждая расовыми националистическим предрассудкам, проникнутая духом подлинного интернационализма, внимательно изучает и высоко ценит великое культурное наследие народов Востока и Запада, рассматривая его как общий мировой процесс поступательного развития человеческой мысли.
Азербайджанский народ, как и другие народы нашей страны, имеет богатую самобытную духовную культуру, уходящую своими историческими корнями в седую древность. История свидетельствует о том, что в эпоху первобыт­
нообщинного строя, за много веков до нашей эры, в Азербайджане существовала довольно высокая первобытная культура. В эпоху рабовладельческого строя здесь возникли первые ростки наивно-материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Философские и социально-политические идеи священной книги зороастризма Авесты, науки магов, манихейства, маздакизма, суфизма, восточного пантеизма и других течений говорят о высоком уровне общественной мысли в период феодализма. В эпоху средневековья азербайджанский народ выдвинул таких замечатель-

Hbix ученых, поэтов и мыслителей, как Бахма- няр, Хатиб Тебризи, Хагани Ширваии, Низами
Гянджави, Насирэддин Туси, М ахмуд Шабуста- ри, Мухаммед Физули и многие, многие дру­
гие.
Значительных успехов достигла научная и общественная мысль в Азербайджане в X IX веке. Среди выдающихся мыслителей и общественных деятелей этого периода особое место занимает М ирза-Ф атали Ахундов.
\
4 -OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOCXXJOOOOOOOOOOOOOOOOCXX
Глава М ФА Х У Н ДО В И ЕГО ВРЕМЯ Г Г № - - Чек, в котором жил М Ф . Ахундов,
ГОчдМ отмечен важными событиями. В на-
ЬчодЗ чале X IX века Северный Азербайджан, как и все Закавказье, был присоединен к России. Это был поворотный пункт в истории народов Закавказья. Чтобы правильно понять и оценить значение данного события, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с исторической обстановкой в Азербайджане накануне присоединения его к России.
К началу столетия внутреннее и внешнеполитическое положение Азербайджана было чрезвычайно сложным. Страна переживала глубокий экономический и политический кризис. На протяжении всего X V III века Закавказье было ареной опустошительных войн, которые вели Иран и Турция за овладение этим краем. Захватывая ту или иную область, завоеватели грабили и разоряли ее, жестоко эксплуатировали население, подрывая производительные силы страны.
Отсталые патриархально-феодальные отношения, экономическая раздробленность отдельных областей, господство натурального хозяйства, губительные нашествия иноземных захватчиков, постоянные феодальные междоусобицы — все
это препятствовало созданию в Азербайджане централизованного государства, зарождению капиталистических отношений, сковывало развитие производительных сил. Крайне тяжелым было положение сельского хозяйства. В результате беспрерывных войн была нарушена оросительная система, разорено крестьянское хозяйство, уменьшилось поголовье скота, значительно сократились посевные площади, резко снизились торговля и ремесленное производство.
Н аука и искусство находились в состоянии застоя. В области идеологии господствующее положение занимал ислам сего религиозно-мисти- ческой философией. Главными очагами культуры являлись медресе — школы, в которых, хотя и преподавались некоторые светские дисциплины, главными предметами были восточные языки, Коран и мусульманская схоластика. Светские школы были редким явлением и влачили жалкое существование. В литературе и поэзии боролись два направления — придворное и на­
родно-реалистическое. Представители реалистического направления, выражая думы и чаяния трудящихся масс, воспевали земную жизнь, затрагивали злободневные общественно-политиче­
ские вопросы. Но это направление было еще слабым, его влияние — крайне ограниченным. Господствующим оставалось придворное, реакционное, направление, представители которого воспевали жизнь придворной знати, восхваляли завоевательные походы феодальных правителей, проповедовали религию и религиозную мистику.
Таким образом, к началу X IX века Азербайджан представлял собой отсталую страну с господством патриархально-феодальных отношении. Находясь попеременно под властью шахской 5 ОООООООООООСЮООСХЮСЮООООООΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟΟО (XXX

ООООООООООООООООООСХЭОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООС
1 Персии и Оттоманской Турции, он был до предела разорен. Господство иностранных захватчиков, беспрерывные войны, которые велись на территории Азербайджана, привели страну в состояние упадка.
Исключительно тяжелым было положение трудящихся, которым приходилось бороться как против местной феодальной знати, таки против иноземных поработителей. Об этом свидетельствуют многочисленные восстания азербайджанских крестьян.
В такой исторической обстановке и произошло присоединение Северного Азербайджана к России. Прогрессивные деятели Азербайджана поняли его положительное значение для своей Родины. Поэт-просветитель Сеид-Азим Ширвани горячо пропагандировал изучение русского языка и литературы. А М ирза-Ф атали Ахундов писал если мусульмане в российских владениях будут напитаны идеями Кемал-уд-Довле, то они непременно почувствуют отвращение к мусульманским деспотам. перестанут дичиться и чуждаться русских, под покровительством которых их жизнь, собственность и честь совершенно гарантированы, между тем каких со- браты в Персии и Турции находятся в жалком положении и величайшей нищете они сольются с русским народом, исчезнет навсегда между ними дух фанатизма и мюридизма, проистекающий из религиозных убеждений, и дух стремления к эмиграции в Турцию, где мусульмане по слепому фанатизму предполагают спасение души под владычеством мусульманского государя (4, Присоединение к России было событием огромной исторической важности. Оно избавило

\ g Азербайджан от угрозы порабощения отсталыми патриархально-феодальными государствами Ираном и Турцией, ликвидировало политическую раздробленность страны, установило тесную экономическую связь с государством, стоящим на более высоком уровне развития, открыло широкие возможности для знакомства азербайджанцев с культурой России и Европы и вело к преодолению патриархалыю-феодаль- ной отсталости.
Присоединение Северного Азербайджана к России явилось переломным моментом в истории азербайджанского народа. Несмотря на то что Россией правили тогда царь и помещики, присоединение Азербайджана к России имело огромное прогрессивное значение для дальнейшего его политического, экономического и культурного развития (16, 2, 47). Иран и Турция, под гнетом которых до того находился Азербайджан, были самыми отсталыми феодально-деспо­
тическими государствами Ближнего Востока. Как писали К. Маркс и Ф . Энгельс, господствующий класс Турции стоял на самой низкой и варварской ступени феодализма (1, 9, 6). В России же тогда имелось гораздо больше элементов просвещения ив особенности элементов промышленности. Здесь в X IX веке уже складывались новые, более прогрессивные капиталистические отношения.
Важное значение для дальнейшего развития Азербайджана имела ликвидация его экономической и политической раздробленности, введение единой денежной системы, уничтожение внутренних таможенных барьеров и т. д. (уже в х годах X IX века были ликвидированы ханства, произведена замена разных денежных систем единой русской денежной системой, в х годах началась замена неупорядоченной системы мер и весов общепринятыми российскими мерами протяженности и веса).
Непосредственные экономические последствия присоединения к России сказались уже во второй четверти X IX века. К середине х годов в большинстве провинций Азербайджана почти удваиваются посевные площади. Значительное развитие получают шелководство, хлопководство, мареноводство и другие отрасли сельскохозяйственного производства (см. 21,
67). В 1829 г. в г. Нухе была основана первая в Азербайджане шелкомотальная фабрика, получившая название Царь-Абадской. Развивается рыбное хозяйство. Начинается изучение естественных богатств и недр Азербайджана русскими специалистами. Царское правительство, стремясь создать в Закавказье сырьевую базу и рынок сбыта для русской промышленности, в 1831 г. установило запретительный тариф для западноевропейских товаров, в частности текстильных изделий. В 1840— 1850 гг. были разработаны проекты развития производства промышленного сырья в Азербайджане. В Закавказье возникли новые торгово-промышленные фирмы Компания для распространения Закавказской торговли, Закавказское общество поощрения сельской и мануфактурной промышленности, Общество для распространения шелководства за Кавказом, Компания для распространения виноделия и др.
Под влиянием экономики России в Азербайджане, хотя и медленно, развивались производительные силы, возникали капиталистические отношения. В х годах появляются пер­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом