Главная страница
qrcode

конспект предмета философия 2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы


Скачать 467.91 Kb.
НазваниеФилософия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
Анкорконспект предмета философия 2.docx
Дата24.12.2016
Размер467.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkonspekt_predmeta_filosofia_2.docx
ТипДокументы
#14446
страница1 из 15
Каталогid132860144

С этим файлом связано 31 файл(ов). Среди них: IMG_1927.jpg, Fiziologia_cheloveka_v_skhemakh_i_tablitsakh_Brin_V.djvu, Genes_Dev_-1998-Burden-133-48.pdf, zollinger_39_s_atlas_of_surgical_operations_8th_ed.chm, NERVOVA_TA_GUMORAL_NA_REGULYaTsIYa_VEGETATIVNIK.doc, R_M_Zollinger_Atlas_khirurgicheskikh_operatsy.pdf, 14_-_Endokrinalogia_i_reproduktsia.pdf, Neyrohimiya_2010.djvu, Microbio_virusy_Grippa_i_ORVI_tablichka_1.pdf и ещё 21 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
  1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы.


Вопрос о том, что такое философия, впервые возник в эпоху разложения первобытных архаических обществ, более двух с половиной тысяч лет назад, но и сегодня сохраняет актуальность.

Слово «философия» приходит к нам из древнегреческой культуры. Первым, кто назвал себя «философом», был знаменитый Пифагор (570–490 гг. до н.э.). Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии связано с формированием убеждения, что мудрость есть высший идеал знания и поведения.

По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению древнего человека. Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Представления, входящие в структуру мировоззрения, начинают формироваться у человека уже на ранних стадиях развития (и в историческом плане, и в плане личной биографии – начиная с детских лет). Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, работает через осознание человеком своего положения в мире, регулирует важнейшие формы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. Благодаря знаниям мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации реальности.

Чувства и эмоции определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в мире. Они дают мироощущение, наполняют восприятие мира личностным смыслом и значением.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они дают руководство к действию – определяют правила и принципы социальной жизни человека. Как правило, они выступают в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Существуют различные типологии форм и типов мировоззрения.

По критерию субъекта

личностное мировоззрение

мировоззрение социальной группы

мировоззрение класса

мировоззрение общества (одна или несколько стран, культур)

мировоззрение человечества в определенную эпоху

По критерию полноты и системности

а) нетеоретическое мировоззрение:

обыденное

мифологическое

религиозное

б) художественное мировозззрение

в) философско-теоретическое мировоззрение

г) научное мировоззрение

Историческая типология (доминирующий тип мировоззрения в ту или иную эпоху)

а) мифологическое

б) религиозное

в) философско-теоретическое

Наиболее разработанной и важной является историческая типология. В ней выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философско-теоретическое.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип. Для него характерны:

– образно-ассоциативная форма отражения действительности,

– эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни

– синкретизм: не фиксировалось различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением.

– политеизм и пантеизм – убежденность в существовании множества богов, которая каким-то образом сочетается с верой, что бог «разлит» везде в мире, присутствует во всех вещах и явлениях.

Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

И сегодня различные модификации мифологического мировоззрения востребованы массовым сознанием – например, в сфере рекламы, в социально-политическом мифотворчестве).

Религиозное мировоззрение первоначально несет на себе отпечаток черт мифологического сознания – политеизма и пантеизма, но они постепенно преодолеваются в процессе становления мировых религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Для них характерен

– монотеизм (вера в единого Бога);

– отделенность бога от мира.

Когда бог отделен от мира, возникает потребность в религиозной вере как таковой. Это уже не просто ритуалы, которые необходимо соблюдать («верь – не верь, а жертву приносить надо»), а особое внутреннее иррациональное состояние сознания, позволяющего ощущать факт глубоко личного и непостижимого соединения с Богом.

В эпоху высокой Античности возросло философско-теоретическое мировоззрение. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Из среды философско-теоретического мировоззрения возникает, собственно, философия как «профессиональная» дисциплина.

Попытаемся схематизировать взаимоотношения с помощью кругов Эйлера:
Таким образом, исторически философия бытует как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
2. Предмет философии и структура философского знания.

Существуют вопросы, которые с необходимостью требуют использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Эти вопросы получили название метафизических или мировоззренческих вопросов.

Все множество вопросов, которые задает философия, можно объединить в три фундаментальные мировоззренческие проблемы:

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека: в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.

1) Первые философские учения в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции преимущественно были ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания. Первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия (от лат. natura — природа). Натурфилософы использовали методы созерцательного восприятия природы исходя из ее внутреннего единства и целостности.

2) Уже в рамках древних философских школ и направлений натурфилософия трансформируется в онтологию (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение) — учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

3) Развитие философских школ, их соперничество поставило проблемы возможностей и границ человеческого познания, соотношения знания и мнения, истины и заблуждения. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики (от греч. ‘logicos’ построенный на рассуждении – наука о законах правильного мышления, об универсальных формах и средствах рационального познания) и эпистемологии (от греч. ‘episteme’ знание и ‘logos’ учение – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания).

3) Впоследствии философия обращается к человеку познающему. Так зарождается антропология (от греч. ‘anthropos’ человек и ‘logos’ учение) — учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Философское познание формирует такие философские дисциплины, как этика, эстетика, социальная философия, политическая философия и др.

Иногда дисциплины философского знания разделяют на теоретическую и практическую философию:

Теоретическая философия

Практическая философия

логика, онтология, аксиология, гносеология и эпистемология, философия науки

социальная философия, философия культуры, философия права, философская антропология, философия техники

Обобщим. Компонентами предметного поля философии являются:

• Исследование наиболее общих вопросов бытия. Что значить «быть». Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие и кажимость; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

• Анализ наиболее общих вопросов познания. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

• Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития обществаРаздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

• Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Философия человека называется философской антропологией.

3. Специфика и методы философского мышления.

Существует очень широкий спектр философских идей, учений, дисциплин. Исходя из этого, можно ли говорить о существовании общего метода философского познания?

Принципиально что впервые именно в рамках философского познания метод начинает восприниматься как самостоятельная проблема. Вне философии интеллектуальная деятельность направлена прежде всего на какой-то практический результат. В философии – прежде всего на процесс познания, на самонаблюдение способа, которым человек пользуется для решения каких-то вопросов. Это и есть проблема метода.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей:

1) философия реализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками сознания и универсалиями культуры. Рефлексия – это мыслительная процедура, которая заключается в фиксации и исследований опыта сквозь призму внутренней жизни сознания самого исследователя. При этом содержание опыта рассматривается в таких ракурсах, как 1) механизмы восприятия и обработки информации, 2) личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), 3) способы поведения, 4) психоэмоциональные реакции. Рефлексия и формализация – две интеллектуальные стратегии обращения с абстрактными сущностями. Первая характерна для гуманитарного познания, вторая – для е/научного

2) Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть скоррелирован с ее предметом. Зависимость метода от предмета.

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

Обычно выделяют два основных метода философствования: метафизический и диалектический.

Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте великой интеллектуальной революции, давшей миру классическое естествознание. Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.

Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. dialego — искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог

      • имеет полемическую направленность,

      • предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций,

      • представляет собой рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

Особое понимание диалектики развивает Аристотель. Диалектика у Аристотеля как форма дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Гегеля. Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Таким образом, диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

В постклассической философии проблема метода усложняется. Современная философия заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования. В качестве методов современного философствования порой провозглашаются «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер), «террористический способ расчленения сущего и понятия» (Ж. Делез) и др.

Обобщим. В отличие от «обычных» наук и обыденного сознания философия стремится зафиксировать в языке своих категорий представление о культуре, природе, мире в целом как целостности. Философия – это искусство мышления об общих, универсальных, интегральных предметах. Если научная дисциплина, как правило, стремится так сказать, «разрезать» свой предмет, то философия – наоборот, обобщить,.

Важно указать и такую черту философского мышления, как творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления обнаруживает себя в социальных прогнозах, в сочинении «утопий» и «антиутопий» - моделей будущего идеального или, наоборот «антиидеального» общества, нужных в качестве ориентира или предостережения человечеству, в предсказании путей научно-технического развития.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

4.Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций.

Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю.

Немецкий философ К. Ясперс (1883 – 1969) характеризует эту эпоху как «осевое время». Перемены, произошедшие в «осевое время», имели огромное значение для последующего развития. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился по сей день. «Осевое время» разделило историю на «до» и «после»

Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Сама задача философской школы первоначально ставилась так: интерпретировать миф, найти в нем ответы на вопросы познания: как произошел мир, каково место и функциональная роль человека в нем.

Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях.

Согласно мифогенной концепции, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.

Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Основой философии стали многовековые наблюдения за движением небесных тел, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина. Именно философия позволила систематизировать все эти сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса.

Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. При этом она стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей образно-ассоциативного мышления и языка, противопоставляет им рационально-логические принципы объяснения. Именно «наследие» мифологического мышления определяет то, что вся древняя философия космоцентрична. Происхождение космоса, его устройство, поиск единого основания – вот вопросы, которые волновали первых философов. Целостность и гармоничность мироздания объяснялись наличием единого миропорядка, разумного строя вещей. В процессе рационализации мифологических представлений была сформирована идея всеобщего закона, правила, которому подчинено все во Вселенной. Задача первых философов, как они сами ее понимали, – «вывести» этот закон как формулу и попытаться объяснить его людям. Предполагалось что поступать в соответствии с этим «законом» - залог «правильной» и счастливой жизни.

Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм. Благодаря способности философского мышления объяснять противоречия социальной жизни, философия стала формой рационального самосознания культуры, источником ее духовного развития.

Предпосылки философии связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира.

Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда.

Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания.

Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы.

Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального мировоззрения.

Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Теперь личность могла претендовать на свою уникальную точку зрения, не оглядываясь на кланового, племенного вождя, жреца. Вместе с тем, она должна была уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки не только силой кулаков и оружия, но и в дискуссии, в споре.

К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Быстрое развитие письменности изменило тип передачи знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, диалектики.
5.Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.

Зарождение философской мысли в культуре Древней Индии восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. – знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы.

Структуру Вед можно представить следующим образом:

Шрути («услышанное») – священные тексты, авторитет которых не подлежит сомнению. Богооткровенные писания без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления Вселенной

Смрити («запомненное») – истолковывающие тексты:

дхарма-шастры –законы,

итихасы – истории («Махабхарата», «Рамаяна»), пураны – былины и сказания

Самхиты: четыре Веды:

1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя

2) Сама-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях

3) Яджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения

4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

Брахманы: сборник обрядовых инструкций

Араньяки: сборник инструкций по медитации для отшельников

Упанишады: сборник религиозно-философских обобщений. Познание человеком самого себя и окружающего мира

Наибольшее философское значение во всем корпусе Вед имеют Упанишады (буквальный перевод – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий.

В Упанишадах и в дискуссиях «вокруг» них формируются основы понятийного аппарата древнеиндийской философии: такие категории, как Брахман, Атман, майя, сансара, мокша, карма, нирвана

Первоосновой бытия (всего существующего) – является Брахман – универсальная, безличная душа, из которой возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман –един, лишен всяких свойств, из него развилось все существующее.

В каждой человеческой душе имеется неизменная сущность, чистое сознание – Атман, тождественный брахману, т.е. Брахман в человеке проявляется как Атман. Осознать единство Брахмана и атмана, то есть, по сути, единство «я» и мира мешает вселенская иллюзия – майя. Из-за майи единства мира кажется множественностью, а разрыв «я» и мирового начала оборачивается несчастьем и страданием. Однако по мере того как человек совершенствуется духовно, он становится способным прорвать завесу майи и «осознать» тот факт, что Брахман и атман – одно и то же..
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом