Главная страница

Глассфорд К. Г52 Рисунок пером и тушью линия, фактура, цвет К. Глассфорд Пер с англ. О. Герасиной


Скачать 11,58 Mb.
НазваниеГлассфорд К. Г52 Рисунок пером и тушью линия, фактура, цвет К. Глассфорд Пер с англ. О. Герасиной
АнкорRisunok_perom_i_tushyu.pdf
Дата22.04.2018
Размер11,58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_perom_i_tushyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5941
страница1 из 3
Каталогvirchenkot

С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: Istoria_russkoy_muzyki_Tom_3.pdf, Ritorika_i_istoki_ievropieiskoi_litierat_Avieri.pdf, Buxtehude__Cantatas_Arcadia.pdf, Tayming_v_animatsii_Dzhons_Khalas (1).doc и ещё 43 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

УДК 7 5
ББК 8 5 . 1 4
Г52
Глассфорд К.
Г52 Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет / К. Глассфорд; Пер. с англ. О. Герасиной. - М.: О О О «Издательство АСТ»: О О О «Издательство
Астрель», 2 0 0 4 . - 63 [1] с: ил. - (Библиотека художника).
ISBN 5 - 1 7 - 0 2 2 9 0 2 - Х ( О О О «Издательство АСТ»)
ISBN 5 - 2 7 1 - 0 8 0 1 5 - 3 ( О О О «Издательство Астрель»)
ISBN 0 - 9 2 9 2 6 1 - 0 6 - 2 (англ.)
Эта книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит чита­
теля с разнообразными художественными возможностями, которые пре­
доставляет техника работы пером и тушью.
УДК 75
ББК 85.14
Carl Glassford
DRAWING WITH PEN
Учебное издание
Библиотека художника
Карл Глассфорд
Р И С У Н О К П Е Р О М И Т У Ш Ь Ю
ЛИНИЯ • ФАКТУРА • ЦВЕТ
Перевод с английского О. Герасиной
Зав. редакцией Т. Минеджян
Редактор Н. Гинзбург
Художественный редактор Л. Сильянова
Технический редактор Т. Тимошина
Корректор А. Князева
Компьютерная верстка М. Осина
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;
953004 - литература научная и производственная
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.008286.12.02 от 09.12.2002
Подписано в печать с готовых диапозитивов 05.12.2003.
Формат 70x100'/,,. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 5,2. Тираж 7000 экз. Заказ 711.
ООО «Издательство Астрель». 143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, 81
ООО «Издательство АСТ». 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 28
Наши электронные адреса: www.ast.ru
Е-mail: astpub@aha.ru
При участии ООО «Харвест». Лицензия ЛВ № 32 от 27.08.02.
РБ, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИП «Принтхаус». Заказ 97.
Лицензия ЛП № 473 от 15.11.2001 года.
220600, г. Минск, ул. Красная, 23, офис 3.
Открытое акционерное общество
«Полиграфкомбинат им. Я. Коласа».
220600, Минск, ул. Красная, 23.
Редакция приглашает к сотрудничеству авторов и переводчиков
Е-mail редакции: artshist@astrel.ru tatyanam@astrel.ru
ISBN 5-17-022902-Х (ООО «Издательство АСТ») © 1985,2004, Walter Foster Publishing,
ISBN 5-271 -08015-3 (ООО «Издательство Аарель») Inc. All rights reserver.
ISBN 0 - 9 2 9 2 6 1 - 0 6 - 2 (англ.) © ООО «Издательство Аарель». Перевод на русский язык, 2004

ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы заниматься рисованием, необходимы два обязательных условия.
Первое - желание создать произведение искусства; второе - желание учиться.
Учиться - значит совершенствовать мастерство, развивать способности, много рабо­
тать, стремиться к определенной цели и - это немаловажно - получать удовольствие от самого процесса обучения. Способность учиться появляется у нас уже тогда, когда мы только начинаем видеть, слышать, задавать вопросы. Она развивается, когда мы задаем вопросы и применяем полученные знания. Процесс обучения останавливает­
ся, когда интерес теряется, а самодисциплина отсутствует. Художник развивается с каждой своей работой, а при внимании к творчеству других он способен учиться и у них, анализируя чужое творчество. Редкое произведение искусства мне не хотелось бы воплотить самому. Я могу его увидеть при посещении галереи, в журнале или на конфетной обертке, и если мне хочется что-либо изобразить, я использую в своей работе впечатления и от чужого творчества тоже. Как только человеку становится не­
интересно учиться, жизнь замедляет свой бег и теряет смысл.
Во время работы над книгой мне многое пришлось пересмотреть. У меня есть принцип: прежде чем применить какой-либо технический прием самому, я изучаю опыт других. Сам я как художник начал с наблюдения за людьми: я наблюдал за ма­
мой, когда она что-то писала, за отцом, который пилил, за дедом, когда тот рисо­
вал. Потом я стал пробовать что-то делать сам. Художественные интересы были со­
ставляющими моего взросления, так же как и бейсбол, плавание, модели старых машин и самолетов. Мои интересы развивались быстрее навыков - я стал брать уроки. Преподаватели и учителя дали мне основы знаний. Они не подавляли меня, не отбивали у меня тягу к учебе, и я развивался. Я стал больше рисовать, экспери­
ментировал с техниками и стилями. И вскоре у меня скопилось множество работ, испещренных исправлениями и оценками.
3

4
Основа моего образования была заложена. Осталось всего несколько семест­
ров, и я перешел в графу под названием «Успех обеспечен». Банки выдали мне кре­
дитные карточки, я купил новую одежду. Это был пример типичной «американ­
ской мечты». Я почти закончил учебу.
Выпускная группа, аттестат, последняя вечеринка в честь удачного оконча­
ния - все это пришло и ушло. Я уже больше не студент, я стал профессиона­
лом. Кто теперь следил за моим расписанием? Только я сам. Началась карьера ху­
дожника.
Реальность оказалось гораздо менее радужной, чем представлялось понача­
лу. Но как только огни гаснут, настоящий художник пробуждается. Вско­
ре я стал осознавать, что вся прежняя моя учеба только готовила меня к нача­
лу долгого пути самосовершенствования. Занятия продолжились, аудитория со­
стояла из одного человека, я сам себе был преподавателем и сам пробивал себе дорогу. Я брался за любую работу и вряд ли видел допущенные ошибки. Предста­
вляю себе, каково было быть начинающим дантистом. Я занялся искусством.
Изобразительное искусство отличается от всех других видов творчества тем, что ху­
дожник обычно работает один. Нет публики, аплодирующей успешному штри­
ху, не вызывает смеха блик, не пробуждают печаль участки холста, где голубая и жел­
тая краски при смешивании дают темно-зеленый цвет. Нет длинной очереди почита­
телей, нет букетов цветов. Изобразительное искусство - театр одного актера без зрите­
лей. Здесь нет обратной связи. А к тому моменту, когда зритель все-таки появляет­
ся, уже поздно: работа сделана. Художник идет дальше. Новая работа захвати­
ла его внимание.
Я получил большое удовольствие от работы над книгой, использовав весь накоп­
ленный опыт. Рисунок тушью для меня является своеобразной терапией: просто на­
бросок, который могу закончить за час, или полноценная художественная рабо­
та на несколько дней. Рисунок можно сделать набело тушью на бумаге, а мож­
но прийти к нему путем долгих предварительных набросков в карандаше. Рисунок тушью испытывает ваше терпение, проверяет на прочность знание техники и компо­
зиции.
Итак, мы начинаем.
Приобретите необходимые пособия по изобразительному искусству, что­
бы больше узнать о композиции и перспективе, поскольку эта книга посвящена в ос­
новном технике рисунка.

РИСУНОК
Рисунок - основа изобразительного искусства. Предмет можно нарисовать столь реалистично, что изображение будет напоминать четкую фотографию, или же он может быть выполнен в импрессионистской манере. Каким бы ни был стиль испол­
нения, рисунок представляет собой целое, состоящее из отдельных частей. Положе­
ние предмета в пространстве и фон вокруг него - первые составляющие. Собираясь рисовать яблоко, знайте, что это не только круг с палочкой на макушке, но и штрихи, линии, точки, которые и будут передавать округлость предмета, фактуру поверхно­
сти, загадочные тени и сверкание утренней росы. Тут присутствует склоненный лист, плодоножка расположена под углом. А каково настроение рисунка? Изобразить яб­
локо непросто. Эта работа, кроме прочего, предполагает отображение пространст­
ва, в котором будет располагаться яблоко, причем фрукт необходимо правильно в нем разместить.
Есть еще несколько вопросов. Какими линиями рисовать яблоко? Можно ис­
пользовать несколько технических приемов. Легкие тонкие штрихи подойдут для наброска. Для детального подробного рисунка подойдет интенсивная штриховка.
Возможно, вы захотите передать форму и тени с помощью точечного пунктира, то есть тысячами точек. Каким будет задний план - пустым и однотонным или будет чем-то заполнен? Какой предмет будет главнее, центром композиции - яблоко или блюдо, на котором оно лежит? Будет яблоко единственным или частью натюрморта?
Вот какие вопросы задает себе художник перед началом работы. Можно сделать всего один набросок и перейти к рисунку, а можно продолжать пробовать все новые и новые варианты. Сам рисунок — это результат взвешивания всех факторов, приня­
тия решений, очень редко - плод мгновенного озарения. Я не исключаю проявле­
ния душевного подъема или всплеска интуиции, но всегда говорю, что ни одна та­
кая вспышка не происходит без предварительного планирования и подготовки. Из пустого ведра ничего не выплеснешь.
Рисунок тушью - всего лишь один из способов изображения предметов. И он от­
мечен как сложностями, так и уникальными достоинствами. Прежде чем уважае­
мый читатель примет собственное решение относительно техники ри­
сунка, которой посвящена эта книга, я позволю себе отметить все за и против, проиллюстрировав свои доводы примерами.
5

М А Т Е Р И А Л Ы
И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Очевидно, что для рисования тушью требуется перо и бумага. Излишне гово­
рить, что при теперешнем богатстве выбора художественных принадлежностей для рисования не так легко подобрать то, что необходимо именно вам. В про­
шлом это были бы воронье перо, пузырек туши и холст. Сегодня производятся ме­
ханические ручки - рапидографы и ризографы, а также цветные фломастеры с насадками разных размеров. Разнообразие инструментов, которыми можно про­
водить линии на бумаге, велико. Вы просмотрели все, что имеется в местном ма­
газине, но, купив что-то сегодня, на следующий день узнаете об очередных но­
винках. Может быть, остановиться на рисовании бамбуковой палочкой по рисо­
вой бумаге?
В данной книге я опишу те инструменты, которые прошли испытание временем и вполне меня устраивают. Начну с рапидографа. У меня есть целый набор таких ру­
чек со сменными перьями разного размера, но чаще всего я пользуюсь рапидогра- фом № 00. Он удобен для нанесения линий, точек, штрихов, соответствует моей манере рисунка. Ручкой № 01 я пользуюсь для нанесения контура. Другими ручками я пользуюсь чрезвычайно редко. Прежде чем заполнить рапидограф тушью, я каж­
дый раз промываю его. Механические ручки прослужат вам долго, если вовремя их промывать в теплой воде.
Еще одна из моих привычек: я рисую в перчатках - белых хлопчатобумажных перчатках, которыми пользуются художники-мультипликаторы. Некоторые поверх­
ности, на которых вы рисуете, настолько чувствительны к сальным выделениям ко­
жи, что это может привести к образованию темных пятен. Большой и первые два пальца у перчаток я всегда срезаю до половины. Ткань покрывает ту часть руки, ко­
торая соприкасается с плоскостью для рисунка, а пальцы открыты и свободны.
Перчатки надо время от времени менять: они могут загрязниться, порваться. Кста­
т и , при работе на природе приготовьтесь к перспективе солнечного удара и надо­
едливым зрителям.
Еще об инструментах. Металлическим пером с расщепленным кончиком я поль­
зуюсь крайне редко, когда нахожусь в поисках какой-либо новой манеры изобра­
жения. Для шрифтов у меня есть набор специальных каллиграфических перьев с широкими кончиками. Когда рисуешь таким пером, то чувствуешь себя древним пе­
реписчиком рукописей.
Часто я пользуюсь разноцветными фломастерами, чье разнообразие затрудняет поиски: здесь вам на помощь придет опыт. Всегда помните о том, что слишком де­
шевые инструменты никогда не дают хороших результатов. Потратьте чуть больше денег - и результат оправдает затраченные средства.
Теперь обратимся к туши. Я использую универсальную тушь, пригодную для всех видов поверхностей. Она имеет постоянную консистенцию, не образует комочков
(это очень важно при работе рапидографом) и оставляет глубокий черный матовый след. Я избегаю туши, в составе которой есть вода, так как она может расплываться по бумаге.
6

В состав цветных чернил или туши входят натуральные красители либо сильно- концентрированная акварель. Они имеют интенсивный цвет и блестят (из-за того, что в их состав входит вода), а рисунок, выполненный ими, получается смазанным, блеклым. Поэтому я, как правило, редко обращаюсь к этим средствам и пользуюсь акварельными красками из тюбиков, которые блекнут гораздо медленнее, чем цветные чернила.
Для нанесения красок я использую кисть. Чаще всего это тонкая кисть № 1, 2 и 3 из собольего волоса. Более тонкие кисточки вбирают меньшее количество чернил, а более толстые больше подходят для акварельных работ. Однако и здесь есть воз­
можности для эксперимента.
Вернемся к цветным чернилам. Цветные чернила и краски, которыми я пользу­
юсь, имеют свои общепринятые названия, например: умбра жженая, ультрамарин, оранжевая. Однако я редко использую не разбавленные водой краски. Цвета, кото­
рые я чаще всего применяю, - это красный, светло-голубой, телесный, черный и ко­
ричневый... В реальности цвет зависит от марки чернил, количества воды, фактуры поверхности и многих других факторов. Так что давайте перейдем к более простым терминам, чем те, которые указаны на тюбиках и пузырьках.
На чем рисовать? Для рисунка тушью или цветными чернилами я использую плотный картон или фотобумагу с глянцевой поверхностью. Для рисунка каранда­
шом - плотную бумагу. Я избегаю абсолютно белого цвета основы (предпочитая приглушенный белый цвет), а также сильно проклеенной плотной бумаги: на ней чернила остаются на поверхности, совершенно не проникая внутрь. Для каждого ти­
па рисунка подходит свой тип бумаги. У меня, как и у любого художника, сложились собственные предпочтения. Мне нравится рисовать тушью на бумаге с добавлени­
ем хлопка, но в этом случае я не стану брать цветные чернила или акварель, по­
скольку эта бумага может покоробиться.
Таковы мои предварительные рассуждения и предложения. По мере того как мы будем продвигаться дальше, я буду давать объяснения по технике рисунка, линии и цвету. Помните, что я показываю вам то, что приемлемо лично для меня.
Что-то вам сразу покажется близким и полезным, на что-то у вас могут найтись возражения, а что-то может послужить отправной точкой для поиска собственной марены. В этом и заключается прелесть процесса обучения рисунку. Каждый пред­
мет, занятие, выполненная работа - все будет учить вас. Вы сами для себя - и учитель, и придирчивый критик. Деньги и известность - не самое главное. Преж­
де чем ваша работа даст результат, вы пройдете через нервную дрожь и чувство одиночества.
Так что, если хотите работать на публику, поставьте книгу на полку и идите учить­
ся игре на пианино.

ЛИНИИ, ТОЧКИ, ЦВЕТ
Рисунок пером предполагает работу с линиями и точками. Вы можете варьиро­
вать длину и толщину линий, но существуют определенные мной правила: полуто­
нов не существует, тушь нельзя разбавлять водой, рисунок не терпит исправлений.
Только линии или точки (точки, по моему определению, тоже линии, только очень короткие). Как же создать изображение столь ограниченными средствами?
Во-первых, рассмотрите несколько примеров передачи фактуры линиями, кото­
рые могли бы быть фрагментами фона на каком-либо рисунке.
Здесь необходимо уяснить следующее: во-первых, ни один из этих маленьких фрагментов не имеет сам по себе какого-либо смысла (в крайнем случае - для рек­
ламы туши). Попробуйте представить, в изображении каких объектов они могут ис­
пользоваться.
8

Во-вторых, помните слово «терпение»? Моя семья часто задавалась вопросом:
«Чем же он занят, просиживая часами за рисовальным столом и водя носом по бума­
ге туда-сюда?» Единственным звуком, доносившимся из моей комнаты, был легкий стук. Я наносил точечный пунктир... Обязательно попробуйте эту технику! Я часто вспоминаю о каменщиках, которые кладут булыжник на мостовой. Они сидят на низ­
ких табуретах рядом с кучей квадратных камней и, осторожно постукивая, забивают камень в слой песка. Каждый работник имеет собственный шаблон для кладки бу­
лыжника. Так и для меня каждая точка — камень, которым я заполняю площадь или часть улицы. Конечно, работа над таким рисунком требует терпения и совершенно не терпит спешки. Я часто откладываю заполнение рисунка точками на потом. Вы тоже постарайтесь не путать сильное желание что-то выполнить с самим выполнением. Эту хлопотную работу я делаю под негромко звучащую любимую музыку и... через какое- то время, когда вновь вижу рисунок, звуки той музыки снова слышны мне.
В бытность мою студентом на занятиях по графике рисунок пером и цвет никогда не объединяли вместе. Рисунок пером был только черно-белым, редко с намеком на се­
рый. Однако я ждал от цвета большего. Сначала я наносил тонкий слой жидкой краски за изображаемым объектом, чтобы он выделялся на фоне заднего плана; затем — тон­
кий слой краски на сам предмет, чтобы подчеркнуть его форму и объем. И наконец, я пользовался яркими цветными чернилами для заполнения пространства между нане­
сенными линиями. Я даже приобрел аэрограф... Здесь я вновь отсылаю читателя к при­
мерам использования цвета на следующих страницах.
9

ЛИНИЯ И ШТРИХ
Объектом этого изображения послужили две рюмки, ярко освещенные дневным светом. Я взглянул на них и приступил к передаче объемных форм в двухмерном пространстве при помощи линий. Объемное изображение требует от художника умения перенести на бумагу линиями и штрихами (штрих - это прерывистая, ко­
роткая линия) то, что он видит, а сам рисунок, в свою очередь, передаст полученный образ другим людям. Каждому художнику присущ собственный стиль, и художест­
венная манера каждого отличается друг от друга так же, как разный почерк. Конеч­
но, существуют определенные приемы, которые должен использовать художник, чтобы показать объект. И слишком сильное отклонение от них усложнит узнавание.
Здесь представлено мое видение предметов. И чтобы убедить вас, что вы видите две рюмки, я использую совсем немного деталей. Рисунок лаконичен.
Художник, конечно же, не должен останавливаться на достигнутом - я демонст­
рирую несколько способов, чтобы показать, как один и тот же художник может под­
ходить к рисунку. Обратите внимание на изображение ножки каждой из рюмок и на использование линий, штрихов или точек в изображении. Обычно я пользуюсь од­
ной и той же манерой для всего рисунка - на переднем, среднем и заднем планах, но тут тоже могут быть варианты.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом