Главная страница

Глассфорд К. Г52 Рисунок пером и тушью линия, фактура, цвет К. Глассфорд Пер с англ. О. Герасиной


Скачать 11,58 Mb.
НазваниеГлассфорд К. Г52 Рисунок пером и тушью линия, фактура, цвет К. Глассфорд Пер с англ. О. Герасиной
АнкорRisunok_perom_i_tushyu.pdf
Дата22.04.2018
Размер11,58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_perom_i_tushyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5941
страница2 из 3
Каталогvirchenkot

С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: Istoria_russkoy_muzyki_Tom_3.pdf, Ritorika_i_istoki_ievropieiskoi_litierat_Avieri.pdf, Buxtehude__Cantatas_Arcadia.pdf, Tayming_v_animatsii_Dzhons_Khalas (1).doc и ещё 43 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3
10

11

ПОРТРЕТ
Здесь приведен первый пример использования карандаша, который помогает подготовить рисунок к выполнению тушью. Я демонстрирую вам законченный эскиз в карандаше для того, чтобы показать, как я детализовал волосы, лицо, очки, разра­
батывал их форму и показывал тени. Предварительные наброски с вспомогательны­
ми линиями и ошибками здесь не представлены. Но я хочу, чтобы вы знали: я дейст­
вительно «выучил» это лицо наизусть, прежде чем приступил ко второму этапу - проработке тушью.
12

Обращаю ваше внимание на использование линий и штрихов в трактовке харак­
терных черт лица, убеждающих нас в том, что перед нами реальный персонаж. Он темнокожий, и я должен подчеркнуть характерные для такого типажа черты. Для того чтобы рисунок был более убедительным, я много времени потратил на проработку волос. Я вообще уделяю большое внимание изображению волос, потому что они, яв­
ляясь обрамлением лица, многое говорят о характере. Для самого рисунка не требу­
ется много времени - гораздо больше уходит на продумывание и построение.
13

Чем больше портретов вы на­
рисуете, тем выше вероятность того, что вам захочется использо­
вать разные приемы. Здесь изо­
бражен один и тот же человек. В верхнем левом рисунке нет конт­
растов и игры светотени. На эти карандашные линии затем может лечь тушь; проще говоря, перед вами хорошо подготовленная ос­
нова для рисунка тушью - оста­
лось лишь поработать пером.
Для карандашного рисунка я пользуюсь твердым грифелем
ЗН (ЗТ). След этого грифеля об­
ладает интенсивностью и в то же время достаточной легкостью, чтобы стереть его по окончании заливки тушью.
Следует знать, что многие из приведенных рисунков даны в уменьшенном мас­
штабе. Реальная величина изображения показана на небольшом фрагменте (внизу справа). Не вздумайте работать под лупой!
Прямые горизонтальные линии здесь проведены при помощи специально­
го механического рисовального устройства, линия за линией, сверху вниз, внутри контура ри­
сунка. Для себя я называю эту манеру «принтерной». Гори­
зонтальные линии могут быть проведены и от руки. Тогда ка­
рандашом надо прочертить направляющие линейки при­
мерно через каждые 1 -2 санти­
метра, которые помогут контро­
лировать параллельность.
14

Штриховая сетка в сочета­
нии с короткими штрихами.
Обратите внимание на легкие штрихи на самых темных участ­
ках лица. Сочетание освещен­
ных участков с затененными и переходными по тону зонами создают иллюзию объема.
Точечный пунктир и нерегу­
лярная манера. Там, где это уместно, позвольте точкам рас­
положиться в направлении вьющихся волос или складок кожи.
15

СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ
Каждое лицо неповторимо, и главная задача художника - передать эту инди­
видуальность. Начинайте с той части лица, где расположены глаза. Уголки глаз у всех имеют свои особенности. Теперь рот и зубы: по­
смотрите на верхнюю губу и уголки рта.
Волосы, родинки, нос и уши - все это придает лицу неповторимость. Не за­
будьте оставить блик на зрачке - это отражение света. Он также дает намек на характер. В процессе рисования не упустите отдельные складочки и тща­
тельно проработайте линию подбо­
родка.
Портрет художника Уильяма Алексан- дера, выполненный для обложки книги по серии телевизионных передач о живописи, теперь стал логотипом. Мне нравится это по­
стоянное напоминание о том, как я удачно вы­
разил индивидуальность человека.
Обратите внимание, как на заднем плане, тониро­
ванном горизонтальными линиями, выступает объем головы.
16

Не надо думать, что женский порт­
рет отличается от мужского только бо­
лее пышной прической. Этим различия не исчерпываются. Женское лицо обла­
дает более мягкими чертами, на нем меньше теней. С другой стороны, жен­
щины, как правило, эмоциональнее.
Женский портрет - это вообще особый жанр. И как бы вторая часть раздела
«Серия портретов», если здесь вообще возможно говорить о какой-либо пос­
ледовательности, я только сейчас по­
нял, что я использую два разных подхо­
да к изображению людей.
Дети - еще один портретный жанр. Зачастую здесь нет четких л и н и й , так как дети слишком под­
вижны. В детском портрете я пола­
гаюсь на вдохновение, оно и по­
могает завершить рисунок.
17

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Рисование животных - настоящее испытание для художника, особенно если вспомнить об их анато­
мических особенностях.
Помимо этого, у них есть шерсть, чешуя или перья. На самом деле эти особенности могут стать нашими союзни­
ками: мех, например, помогает художнику пе­
редать форму и облик зверя. Полосы на шку­
ре тигра, показанные в разных ракурсах, по­
могут передать объем тела, а ослабление интенсивности тона штриховки — более светлый оттенок меха.
18
Вытягивая головы вверх, утки кажут­
ся выше. Зная эту особенность, я распо­
ложил их на трех уровнях. Этот ри­
сунок создан с учетом закона перспективного сокращения.
Показав отражения уток в во­
де, я объединяю изображе­
ния в одно целое.

Рыба, так же как и все животные, перед началом работы над ее изображением тре­
бует определенного изучения. Художник может «придумать» рыбу и сам, одна ко вряд ли ему удастся перещего­
лять в творческом воображении природу, которая и так одарила рыб бесконечным разнообразием форм и окрасок.
Посмотрите, как манера нанесения штрихов и точек на этих рисунках передает цвет и форму рыб.
19

ПЕРЕПЕЛ
Из птиц мне больше всего нравится рисовать соколов и перепелов. Их изя­
щество и пестрый наряд дают художнику возможность использовать огромное разнообразие линий и штрихов. Легко узнаваемые в черно-белом виде, эти птицы прекрасны и в цветовом исполне­
нии. Посмотрите, как перья подчеркива­
ют контур тела птицы, передавая форму груди, крыльев и хвоста.
Теперь, чтобы повысить уровень мас­
терства, надо сделать две вещи. Во-пер­
вых, встать из-за стола и отправиться в зоопарк; во-вторых, начать собирать книги с изображениями животных. О та­
ланте любого художника и диапазоне его интересов можно судить по размеру его библиотеки.
Я бы рекомендовал вам собирать не только книги, но и вырезки из журналов, газет, фотографии, то есть создавать собственный архив.
Так, если мне надо изобразить слона, то в архиве я могу найти африканского или индийского слона, самца или самку, молодого или старого. Снова и снова просматривая свой архив, я от чего-то отказываюсь или что-то добавляю. Когда я начинаю заниматься следующим про­
ектом, такая «база данных» может под­
сказать верное решение.
20

Фрагмент рисунка перепела в натураль­
ную величину, выполненный рапидо­
графом № 00
21

ЗЕБРА
Эти животные - настоящий вызов художнику. Бетховен и Моцарт сочиня­
ли настолько сложную музыку, что лишь немногие музыканты могли ее исполнять. Природа создала зебр. Есть ли на африканских равнинах еще что- либо, обладающее подобными контра­
стами? Здесь присутствует только чер­
ное и белое.
Однажды, когда у меня было много заказов на изображение экзотических животных, я побывал в парке дикой при­
роды Сан-Диего. Фотографии животных и птиц, которые я там сделал, послужили в дальнейшем хорошим пособием по анатомии животных. Я ходил в зоопарк два раза: один и со своими детьми. Дети очень нервничали, их больше интересо­
вало мороженое, а не зверушки. Так что лучше заниматься фотографией с теми, кому этот предмет действительно инте­
ресен.
22

Зебра с виду — нечто среднее между лошадью и ослом. Нос у нее черный, а вся шкура состоит из черных и белых полос. Кажется, что обе ее половинки сделаны по одному трафарету. Однако это не совсем так. По фотографиям я сделал фотомон­
таж этих полос. Мне не хотелось детально прорисовывать ноги, и я изобразил жи­
вотное, стоящее в высокой траве.
Важно помнить, что в природе не встречается двух абсолютно одинаковых зебр, жирафов или тигров. Все животные обладают индивидуальностью. Если вы пробо­
вали нарисовать зебру хоть раз, вы поймете, как это сложно, и вряд ли вам захочет­
ся это повторить еще раз.
Лучше всего рисовать животных в пасмурные дни, когда нет сильной игры светотени, препятствующей полноценному восприятию объемной формы. Сле­
дует также избегать изображения каких-либо пятен грязи или иных деталей на туловище.
23

ГОЛОВА ОРЛА
На этой странице представлена работа в карандаше. На рисун­
ке переданы форма головы, разрез глаз, характерно загнутый клюв. Далее (см. следующую страницу) использована техника то­
чечного пунктира. Некоторые точки объединяются в линии, кото­
рые, в свою очередь, определяют форму глаз или клюва. Группы точек обозначают теневые участки на оперении птицы. Контур го­
ловы также создается точками, только более интенсивными, кото­
рые разграничивают передний и задний планы. Птица готова.
Вопрос выбора техники коротких штрихов или точечного пунктира решается в пользу той техники, которая лучше подхо­
дит к выбранному объекту. На этой иллюстрации затененные места на белом оперении не должны сильно контрастировать со светлыми, поэтому использованы точки: участок, тонированный точками, обладает меньшей интенсивностью тона, чем анало­
гичный, заштрихованный линиями. Интенсивность тона поверх­
ности определяется также расстоянием между точками или штрихами.
24

Задний план — это вопрос творческого замысла. Его можно оставить и незапол­
ненным. Точки, заплетенные в сложный узор, здесь приведены в качестве образца.
Рисунок выполнен разными рапидографами.
Нижний рисунок представляет собой увеличенный фрагмент, иллюстрирующий, как точки, объединяясь и определяя светлые и темные участки, передают форму предметов. Если какой-либо участок должен быть более темным, заполните его большим количеством точек или используйте рапидограф большего размера. Точки должны следовать естественным линиям формы. Точками можно изобразить даже линию, хотя этот процесс займет довольно много времени.
25

АРХИТЕКТУРНЫЕ
СООРУЖЕНИЯ И ПЕЙЗАЖ
Изображение архитектурных сооружений сложно для любого художника, не об­
ладающего определенным опытом, знаниями законов перспективы, техническими навыками. Архитектурное сооружение в самом общем виде можно представить как сочетание таких форм, как параллелепипеды, конусы, пирамиды, цилиндры, имеющих определенную структуру и форму. Замечательными объектами для копи­
рования могут стать фотографии вилл и особняков, которые публикуются в газетах и журналах. Копируя их, вы сможете приобрести опыт в изображении зданий, де-
26
ревьев, кустарников, людей, машин и облаков. Стилиза- ция - один из приемов изобразительного искусства, в том числе современного дизайна. Эти стилизованные деревья представляют символическое изображение - логотип. Пере- данные в основном не очень большим количеством параллельных линий, они все равно воспринимаются как некий пейзаж. Слово «лето» помогает дополнить образ и определить время года. Обратите внима­
ние, как показан объемный шрифт - бликами и тенями.
Внизу — изображения старой гос­
тиницы «Коронадо» в Сан-Диего. Они выполнены по фотографиям, сделан­
ным сразу же по завершении строи­
тельства. Старинные здания обладают необыкновенным очарованием, им присуще особое достоинство.
27

28

КОЛОРАДО
Плакат - один из жанров изобразительного искусства. Верхний рисунок - это плакат, выполненный пером и тушью, на котором изображен зимний пейзаж. Так же как и в рисунке зебры, здесь мы имеем дело только с черным и белым. Обратите внимание, как часто нанесенные штрихи формируют густую растительность. По ме­
ре удаления от зрителя интенсивность штриховки снижается. Также обратите вни­
мание, что рядом с очень темными участками (в данном случае это полоса вершин ближних деревьев) световые пятна оттеняют линию заднего плана.
Когда вы работаете над подобными пейзажами, помните, что основные детали размещаются на переднем или среднем планах, а те элементы, что находятся даль­
ше, можно передать очень схематично, без излишней проработки.
Прежде чем вы начнете выполнять пейзаж, проверьте ваш карандашный эскиз: основной замысел и композицию. Затем на другом листе бумаги попрактикуйтесь в нанесении штрихов для изображения деревьев, домов и всего остального. Эти предварительные пробы позволят избегать ненужных ошибок. Используйте то, что покажется удачным, и улучшите то, что не удалось сделать хорошо.
Я использую еще один «трюк»: изображаю пейзаж в сильно уменьшенном мас­
штабе. Поскольку набросок очень мал, сделать его можно быстро. Затем я переношу готовый набросок на большую поверхность и обвожу его твердым карандашом ЗН
(ЗТ). Им же я добавляю детали, которые отсутствуют на маленьком наброске, затем приступаю к проработке изображения тушью. Следы карандаша легко стираются.
ПЕЙЗАЖ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Это еще одно стилизованное решение. Высокие здания - прекрасный способ сыг­
рать на контрастах света и тени. Здесь я хочу отметить три особенности: контраст ме­
жду проработанными и нечеткими формами окон, светлые горизонтальные линии на небе - отсвет уличного освещения, белый ореол по контуру зданий - способ «от­
бивки» дома от заднего плана.
29

30

ПЛАКАТЫ
ЛАГУНЫ-БИЧ
Существует много плакатов и рисунков с изображе­
нием моего родного города. Этот был сделан несколько лет назад. Будучи жителем этого города, а не туристом, я выбирал свои любимые места. На моих рисунках нет людей, так как мои лучшие воспоминания о городе свя­
заны с зимой, когда он всецело принадлежит постоян­
ным жителям. Для этого плаката я выбрал старинные со­
оружения, изображение которых требует знаний пред­
мета, а не простой фотографической фиксации. Важно передать атмосферу и характер старинной архитектуры.
На плакате использован прием монтажа - объеди­
нение разнородных элементов. Как определить, где за­
кончить предыдущий рисунок и начать новый? Сколь­
ко самостоятельных рисунков поместить в коллаж? Где остановиться? Белая окаймляющая рамка объединяет рисунки в единую композицию. Обратите внимание, как она встраивается в некоторые рисунки, становясь частью их изображения.

32

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Категория «предметы» чрезвычайно широка. В данном случае я имею в виду про­
изводимый продукт. Будучи промышленным дизайнером, я рисую то, что заказчик хочет продать или рекламировать. В любом случае определенный продукт должен привлечь внимание покупателя, будь то машина, сумочка, напиток или сооружение.
Здесь представлено несколько примеров изображения транспортных средств, где в качестве основного технического приема используется линия. Это определен­
ный вызов творческим способностям рисовальщика.
33

Здесь представлены несколько автомобилей. На с. 34 - старая спортивная ма­
шина марки MG. Первый рисунок - это самостоятельная работа в карандаше твер­
достью ЗН (ЗТ), которая в дальнейшем будет выполнена тушью. Во втором рисунке проработаны тени, детали, блики; тени под днищем машины объединены с обода- ми колес ровными горизонтальными линиями. Такой прием используется для того, чтобы показать, как темные участки изображения перетекают один в другой.
Верхний рисунок на с. 35 - схематическое изображение предмета без детали­
ровки, однако с передачей затененных участков. Мне нравится, как тени «играют» на плоской поверхности.
Небольшой гоночный автомобиль изображен линиями, передающими его стремительное движение. Закончив работу в карандаше, я использовал нехитрое приспособление из кнопки и линейки и стал наносить прямые горизонтальные л и ­
нии на свой рисунок: от стабилизатора до тени под днищем.
34

35
Старый «Форд». Типичный образец модели 1930-х годов. Где-то обозначен только контур, где-то показаны все детали. Такая частичная деталировка рисунка позво­
ляет сэкономить время.

36
«ШЕВРОЛЕ»

Здесь представлена работа, моделью для которой послужила фотография из мое­
го архива. Куда бы я ни шел, у меня всегда при себе камера, чтобы фотографиро­
вать предметы для последующих рисунков. Деревья, старые здания, животные и особенно автомашины - все это материал для моей коллекции. Мне часто требует­
ся что-то изобразить на дальнем плане, и в моей подборке фотографий всегда най­
дется нужный гараж или куст. Коллекция автомобилей - любимая часть моего фо­
тоархива. Я люблю бывать на автомобильных гонках и автосалонах, где делаю фо­
тографии, впоследствии используемые в качестве основы для моих рисунков.
Модель «Шевроле» 1931 года выпуска была освещена лучами послеполуденно­
го солнца. Прежде чем «сплавить» все детали в единое целое и проработать их ту­
шью, я занялся карандашным рисунком (твердость карандаша - НВ, или ТМ). Цен­
тром композиции стали фары и бампер. После этого я перешел к рисованию пером.
Я использовал акварельную краску светло-коричневого цвета (сепию) на кузове и колесах. Затем, накрыв изображение кашировочной пленкой, острым ножом я вы­
резал ее по контуру. Окружающую зону с помощью аэрографа я затонировал более темным оттенком коричневого цвета, создав контраст с «мокрым» эффектом на ку­
зове машины. Этот рисунок пером с некоторым использованием цвета - удачная графическая работа.
37

ЦВЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА
Для раскрашивания рисунка я использую акварель или концентрированные краски, ассортимент которых очень широк. Краски я наношу кистью или аэрогра­
фом. Для техники размывки, которой я часто пользуюсь, больше подходит кисть - ею я наношу разбавленные водой чернила. Небольшое количество чернил я поме­
щаю на пластиковую палитру и развожу их водой. Последовательность работы сле­
дующая: вначале нужно сделать рисунок в карандаше, потом раскрасить его ки­
стью, затем пером и чернилами проработать детали. Изучите рисунок самолета: здесь цвет размыт водой для достижения более светлых оттенков. Чтобы получить нужный оттенок, я смешивал цвета.
1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом