Главная страница
qrcode

Буддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи. Хайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны


НазваниеХайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны
Дата02.02.2020
Размер1,64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБуддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи.docx
ТипДокументы
#158551
страница2 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Глава 1. Мёэ и его сны



Понимая сны долгой ночи

Ибо сны, какие они есть

О, проснись, дорогой

Чтобы спасти тех, кто заблудился вдали9

Мёэ Кобэн, знаменитый священник начала периода Камакура (1185 - 1333) родился в 1173 году и умер в возрасте пятидесяти девяти лет в 1232 году. Он жил в эпоху политических потрясений, во время которых центр власти сменился трижды, менее, чем за четыре десятилетия: от клана Тайра к клану Минамото, а затем к клану Хойо. Это было также время религиозной реформации, во время которой семена природной духовности, посаженные веками ранее, расцвели в выдающийся и типично японский вид: Хонен, Синран, Догэн, Эисаи, Нитирэн, и Иппэн, все современники этого периода, затем им было приписано основание Нового Буддизма в период Камакура. Хотя Мёэ был в такой же степени почитаем людьми своего времени, он ни основал нового течения, ни подготовил последователей, которые поддерживали бы его учение в наши дни. Однако он оставил нам бесценное наследие, уникальное сокровище для духовной истории человечества: летопись своих снов, охватывающую большую часть его жизни.
Сны, которые он скрупулезно записывал в свой дневник, являются важной частью его внутренней жизни и, вместе с его осознанной жизнью, образуют единый гобелен великолепных цветов и сцен. Вышитый вертикальными нитями его снов и горизонтальными нитями реальности, его жизнь стала воплощением того, что основатель аналитической психологии Карл Юнг назвал самореализацией или процессом индивидуации.
Несмотря на то, что я абсолютный новичок в отношении буддизма, именно он побудил меня выполнить нынешнюю работу о Mёэ. Как глубинный психолог и клиницист, я мог бы провести объективный анализ аномальных и патологических аспектов психики Mёэ, но это не главные мои заботы. В любом случае, Сусуму Ода уже опубликовал тщательное исследование.10
Вместо этого, сначала я хотел бы рассмотреть формат летописи снов Мёэ, его намерения при ее (прим. пер. - летописи) создании, и объяснить причины моего собственного интереса к снам.

Дневник сновидений. Мёэ и его сны.



Почти половина подлинной версии "Дневника сновидений", написанного Мёэ, осталась неповрежденной.11
"Дневника сновидений", к счастью, сохраняются в них, что позволяет нам собрать вместе почти полную хронику жизни его снов.
Mёэ написал комментарии к ряду своих снов, эквивалентных тому, что аналитические психологи назвали бы интерпретацией снов, и мы можем увидеть его отношение к ним с помощью его собственных слов. Будет проще понять, что я имею в виду, приведя реальный пример. Приведенный ниже сон был увиден на четырнадцатый день второго месяца 1220 года.
Во сне, увиденном на четырнадцатый день второго месяца, я построил пруд площадью около половины или трех четвертей акра. Воды почти не было. Внезапный ливень наполнил пруд чистой, прозрачной водой. Рядом с ним был еще один большой пруд, похожий на старую реку. Когда маленький пруд был заполнен, он был отделен от большего примерно на фут. Если бы дождь был чуть сильнее, [маленький пруд] слился бы с большим. Я чувствовал, что если бы они слились, рыба, черепахи и другие существа могли бы перейти в маленький пруд. Кажется это был пятнадцатый день второго месяца, и я подумал: "Сегодня луна поднимется над этим прудом и будет великолепный вид".
Интерпретация: Маленький пруд - это медитация. Большой пруд - это основополагающий самадхи, в котором пробудились все будды и бодхисаттвы12
Мёэ интерпретировал появление прудов в своем сне с точки зрения медитативного сознания: маленький - это начальная стадия практики, а большой - главный самадхи всех будд и бодхисаттв. Когда будет больше осадков (дальнейшая практика), два пруда сольются, в результате чего небольшой пруд первоначальной практики будет реализован в большом пруду основного самадхи. Интерпретация Mёэ вполне естественна и непринужденна, подобно воде, протекающей вниз по течению, чтобы достичь равновесия, и легко увидеть справедливость его интерпретации с точки зрения современного анализа снов. Конечно, сны не ограничиваются одним смыслом, а самое главное - это их значение для сновидца, также интерпретация должна быть правдоподобной, и восприимчивость и проницательность Мёэ здесь несомненны.
Как мы увидели из этого примера, Mёэ записывал свои сны честно и подробно, порой записывая свои собственные размышления. Он одинаково записывал сны, чье непосредственное содержание вполне обычно, как в этом случае, а также и другие, которые явно религиозны, например, эта поразительная запись: "Великий мудрец Манджушри появился в воздухе". Он смог выйти за пределы поверхностных различий светских и священных мотивов, чтобы искать более глубокие значения. Как я попытаюсь показать, это было потому, что он понял природу жизни снов так хорошо, что он был в состоянии вести такую скрупулезную запись.
Стихотворение, цитируемое в начале этой главы, было написано Мёэ в ответ на нижеследующее стихотворение его дяди Дзёгаку, которое посвятил ему.
Все, что вы видите

В парящем мире -

Мимолетное видение

Такое же бесполезное и пустое

Как ночные сны
Слова Дзёгаку отражают общепринятый взгляд на интеллигенцию его времени, но ответ Мёэ, как известно, показывает более позитивное отношение к стремлению помочь другим, как только человек осознает призрачный характер этого мира. Присутствует рациональность или даже практичность в словах Мёэ, которые были редкими для его времени. Те, кто мало знаком с Mёэ, могут даже подумать, что он не придавал большой значимости своим снам. Однако моя позиция заключается в том, что именно его острая проницательность и энтузиазм позволили осуществить редчайший подвиг поддержания хроники его снов в течение тридцати пяти лет. Пробудившись от самодовольства наблюдения за этим миром, как за сном, он увидел свои собственные сны с ярким чувством реальности.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом