Главная страница
qrcode

Буддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи. Хайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны


НазваниеХайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны
Дата02.02.2020
Размер1.64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБуддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи.docx
ТипДокументы
#158551
страница3 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Хроника снов.



Я упоминал, что запись Mёэ его снов представляет собой замечательное достижение, но, конечно, сны и их значение были записаны на протяжении всей истории. Еще во времена раннего Египта сны рассматривались как божественные откровения. В книге Бытия древнееврейской Библии есть известный эпизод из жизни царя, который видел сон о семи тучных коровах, и семи худых коровах. Иосиф истолковывает это как пророчество о семи годах обильного урожая, за которыми последуют семь лет плохого урожая, и написано, что его предсказание сбылось. Существует более десяти других снов, упомянутых в древнееврейской Библии и в Новом Завете. В первой главе Евангелия от Матфея есть эпизод о Деве Марии и Иосифе (от Матфея 1:18-21). Когда Мария понимает, что беременна, Иосиф пытается бросить ее, но слуга Господа предстает перед ним во сне, заставляя его остаться и жениться на ней.
Помимо примера из Японии, который я подробно рассмотрю позже, записанные данные из других азиатских стран, таких как Китай и Индия, также изобилуют снами. Говорят, что королева Майя видел сон, в котором бодхисаттва появился верхом на белом слоне, когда она забеременела от Шакьямуни, и, говорят, что даже исключительно рациональный Конфуций, сокрушался, что он не видел сон о князе Чжоу в течение трех ночей подряд. Есть многочисленные примеры, но было очень мало случаев записанных снов, сохраненных в течение большей части жизни. По крайней мере, я не встречал никого до Мёэ, в моей собственной работе в качестве специалиста по психоанализу снов, и не слышал о ком-либо от многих ученых и специалистов, с которыми я общался в Японии и за рубежом. Японский священник Эйсун из Тамон-ина (1518-1599), на которого, вероятно, оказал влияние Мёэ, записывал множество сновидений в свой личный дневник. Единственный другой случай, о котором я знаю, это "Толкование сновидений", но в данном случае сновидения рассматриваются скорее как объект научных исследований и отличаются от позиции Мёэ относительно экзистенциального взаимодействия.
Ценность "Дневника сновидений" Мёэ должна быть очевидна. Поддержание непрерывной записи снов требует исключительного старания и душевной силы. Любой, кто сомневается в этом, должен попробовать сделать это сам. Во-первых, пока один понимает значимость жизни снов, другой склонен потерять интерес и бросить. Кроме того, осознание сна прерывается пробуждением сознания, и трудно вспомнить, что было увидено во сне. Те, кто проходят через анализ сновидений, могут помнить свои сны, поскольку они имеют возможность получить определенное понимание значимости их сна с помощью аналитика. Однако как только они заканчивают или прерывают анализ, многие находят сложным сохранять свое понимание жизни снов.
Бывают случаи, когда люди отчетливо помнят свои сны и записывают их один за другим. В таких случаях сила бессознательного часто преодолевает контроль сознания и существует опасность возникновения состояния психологической нестабильности. Этот вид энергии обычно длится не очень долго, а если и длится, то патологические элементы начинают появляться во сне. Сны Мёэ практически не содержат таких элементов.
С учетом вышесказанного следует сказать, что достижение Мёэ, совершенное в один из самых бурных периодов японской истории, представляет собой работу неуемного духовного возбуждения. Как утверждал психопатолог Сусуму Ода: "Он первым в Японии был вовлечен в исследование сугубо индивидуального неординарного внутреннего опыта с экзистенциальной точки зрения внутреннего отражения"13
Для того, кто имеет дело со снами других людей почти ежедневно, достижение Мёэ записывать свои сны в течение длительного периода в двенадцатом и тринадцатом веках без помощи "аналитика", является грандиозным. Сложно передать колоссальное влияние, которое он оказал на меня и мою работу.

Буддистские священники и сны.



Хотя было очень мало летописей сновидений, хранящихся в течение длительных периодов времени, люди во времена Мёэ, как правило, придавали большое значение своим снам. Существует немало примеров записей буддистских монахов и священников, которые руководствовались сновидениями, принимали ключевые решения, или даже достигали религиозного пробуждения. Основные собрания буддистских историй, которые содержат многочисленные ссылки на сны, были собраны в течение этого времени. Риочи Кикучи написал интересное исследование этих снов, и я хотел бы воспользоваться моментом, чтобы использовать его наблюдения для изучения связи между Буддистским духовенством и снами15
Сами буддистские труды содержат множество различных взглядов на сны. Ценность снов отрицается в "Великом толковании мудрости" (Mahā prajñā pāramitā śāstra, приписываемая Нагарджуне). По мнению Кикучи, в Махавибхаша, другом буддистском философском толковании, сны объясняются как то, благодаря чему, разум и его функционирование преобразуются в соответствии с меняющимися условиями. Другие тексты толкуют сны как предзнаменования или искушения священных богов или жестких божеств. "Сутра семи сновидений Ананды" (Ananch'imengching) дает разъяснение Будды для семи снов, увиденных его учеником и двоюродным братом, Анандой. Первый сон - это огонь в пруду, второй - исчезновение всех небесных тел, третий - монахи падают в яму, их головы покрыты в белые одежды мирян, четвертый - дикий кабан, атакующий в лесу маргозы (прим. пер.: маргоза - это вечнозеленое дерево семейства Мелиевые, произрастает в тропических и субтропических районах Бирмы, Индии, Мьянмы и Пакистана), пятый - гора Сумеру (осевой центр буддийского мироздания), была помещена на голову человека, но не была тяжелой, шестой - большой слон, отказывающийся от слоненка, и седьмой - насекомые, развивающиеся в трупе льва, чтобы пожрать его. Будда сказал Ананде, что все эти сны являются предвестниками угасания учений Дхармы и распада братства Сангхи.
Интересно посмотреть, что древние буддисты рассматривали как образы ухудшения и упадка. Мёэ сам читал "Сутру семи сновидений Ананды", в буддистском каноне есть много других примеров сновидений, означающих добрые или злые предзнаменования. Сны рассматриваются с точки зрения религиозного опыта в альманахе, составленном китайским священником Ляо Тао-чиу - "Осознанная необходимость для достижения состояния Будды, полное учение экзотерического и эзотерического"(Hsien-miyuan-t`ungcheng-hsinyao-chi). Возможно на Мёэ оказала влияние эта работа, которая объясняет преимущества медитативного созерцания и созерцания сновидений, а также рассматривает последнее как продолжение первого. Работа критикует чрезмерный акцент на различия между экзотерическими и эзотерическими учениями и фокусируется на цели состояния Будды, ссылаясь на отрывки из священных книг, которые наиболее эффективно показывают пути его достижения. Среди образов сновидения, которые являются благоприятными знаками, раскрывающими подход к достижению состояния Будды, есть 1) Будды, бодхисаттвы, мудрые священники, и неземные девы, 2) свободный полет по воздуху, 3) плавание по большим рекам или ручьям, 4) восхождение на высокие строения или деревья, 5) восхождение на Белую Гору, 6) львы, белые лошади, или белые слоны, 7) восхитительные фрукты, 8) жрецы в желтых или белых одеждах, 9) выпивание чего-то белого и рвота чего-то черного, 9) заглатывание Солнца и Луны.
Таким образом, сны, рассматриваемые как благоприятные знаки, качественно отличаются от тех, которые рассматриваются с точки зрения предзнаменований или предвестников в том, что им присваивается та же ценность, что и религиозным практикам, и включают в себя изменение мироощущения. Когда делается следующий шаг, сами сны ощущаются как религиозные откровения и отношение практикующего к ним - либо надежда, либо вера.
В биографиях известных священников или патриархов также есть сны, которые либо составляют, либо неразрывно связаны с первичным религиозным опытом. Пожалуй, самым известным случаем является случай Синрана, который видел, как бодхисаттва сострадания Каннон предстала перед ним, когда он занимался в храме Роккакудо16
Последний основатель нового течения в период Камакура - "Чистая Земля" Святой Иппэн также имел первичный религиозный опыт через раскрытие сновидения17
Иппэн направлялся в храм в Кумано, раздавая бумажные плакаты, отпечатанные с шестью иероглифами спасительного имени Амита Будда, "Namu Amida Butsu", когда один монах отказался принять подношение. Шокированный этим отказом, Иппэн спросил: "У вас нет разума веры?"
На это монах ответил: "Хотя я и не сомневаюсь в Священных Писаниях, я ничего не могу сделать, если разум веры в них не зарождается". Ввергнутый в глубокое сомнение, Иппэн уединился в главном храме Кумано. В середине ночи он увидел сон, в котором получил следующее откровение от Амиты Будды с помощью божества Кумано:
О мудрец, ты, который так плохо представляет мое Имя, которое смешивается и взаимопроникает во все. Благодаря не вашим усилиям существа повсюду в состоянии достичь рождения в моей "Чистой Земле".
Настоящей причиной рождения "Чистой Земли" Амиты является его обет, что там родятся все существа; таким образом, Иппэн понял, что его единственной задачей было раздать плакаты с Именем "без отличия между верующими и неверными, без отличия между чистыми и нечистыми". Он, наконец, достиг непоколебимой основы для раздачи плакатов и провел остаток жизни как бездомный монах в паломничестве.
В эпоху Мёэ были и те, кто понимал свои сны как прямое откровение будд и богов, и те, кто смотрел на них как на добрые и злые приметы. Стали появляться гадалки, которые воспользовались убеждениями людей. Другие рассматривали свои сны как неотъемлемую часть их религиозной практики. Мёэ имел собственное мнение и отмечал свои сны в своей собственной уникальной манере.
Он составил "Трактат о библейских снах" (Mukyōshō), выбирая события из таких работ как "Сутра семи сновидений Ананды". Хотя у него были обширные знания о снах, найденных в буддийском каноне, он разработал свою собственную манеру осмысления.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом