Главная страница
qrcode

Буддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи. Хайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны


НазваниеХайяо Каваи. Буддистский монах Мёэ Жизнь и сны
Дата02.02.2020
Размер1,64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБуддистский монах Мёе. Жизнь и сны. Хайяо Каваи.docx
ТипДокументы
#158551
страница4 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

I I. Природа снов.



Прежде чем перейти к обсуждению снов Мёэ, необходимо прояснить мою собственную точку зрения. Хотя интерес к снам в Японии и на Западе в последние годы неуклонно растет, и многие из моих читателей хотя бы немного знакомы с ролью сновидений в психотерапии, несомненно, есть те, кто являются новичками в этом вопросе, а есть даже такие, которые считают, что сны - это бессмысленные фрагменты, которые лучше оставить в покое.

Исследования в области сновидений.



Я уже затрагивал ценность, заложенную в сны в прошлом, как послания из трансцендентной реальности. На Западе сны быстро обесценились в эпоху Просвещения. Они считались иррациональными, а интерпретация сновидений высмеивалась, как простое суеверие. Как известно, именно Фрейд вернул сны из забвения и сосредоточился на них, как на предмете научного исследования. Благодаря лечению истеричных пациентов, он убедился в важности понимания бессознательной психической активности человеческого разума и открыл сны, как высоко ценный инструмент для получения доступа к бессознательному. Его эпохальное произведение "Толкование сновидений" было опубликовано на рубеже веков: в 1900 году - стечение обстоятельств, которое подчеркивает его символическое значение.
Чтобы можно было оценить ее по заслугам, работа должна быть прочитана в полном объеме, но, для того чтобы обобщить его рассуждения одним словом, Фрейд смотрел на сны, как на "(скрытое) осуществление (подавленного или вытесненного) желания" и больше, чем на простой коллаж зашифрованных фрагментов.19
Применяя свою теорию вытеснения, Фрейд проанализировал многие из своих собственных снов, а также сны своих пациентов, и на этой основе разработал свою теорию вытесненного сексуального желания. Его понимание сексуальности охватывает широкий спектр значений, и он утверждает их существование с младенчества. В конце концов он пришел к выводу, что работа по анализу сновидений заключается в выяснении вытесненных сексуальных желаний младенца, которые были загнаны в бессознательное. Он также подчеркнул конденсацию, смещение, репрезентативность и вторичный процесс, как аспекты работы снов.
Глубоко впечатленный "Толкованием снов", Юнг приблизился к Фрейду, и скоро они стали близкими товарищами в работе психоанализа, но в 1913 году они расстались, чтобы никогда не примириться. В конце концов Юнг создал свою собственную систему, назвав ее аналитической психологией, и первостепенное значение придал анализу снов. Фрейд, с другой стороны, в основном полагался на метод свободных ассоциаций, и анализ сновидений был отодвинут на второй план. Взгляд Юнга на сновидения отличался от взгляда его бывшего наставника во многих отношениях, но главной среди них была настойчивость Юнга относительно принятия сновидений по первому впечатлению, в отличие от Фрейда, который сразу разделял их на их сознательные и бессознательные аспекты.
За этим кроется основное различие в том, как эти двое понимали бессознательное. Юнг признавал существование не только вытесненного психического материала, но и более широкого и глубокого ряда, который не может быть так легко обозначен как положительный или отрицательный. Разрушительный материал может одновременно содержать конструктивные элементы и фактически являться источником нового творчества. Для Юнга эго имело ограниченную степень интеграции, которая всегда была несколько односторонней, а бессознательное имело компенсаторный или компенсационный эффект. Он утверждает:
Основная функция сновидений заключается в попытке восстановить наше психологическое равновесие, создавая материю сна, которая восстанавливает таким неуловимым способом общее психическое равновесие. Это то, что я называю дополнительной (или компенсаторной) ролью снов в нашей психической структуре.20
Следуя этой линии рассуждения, мы приходим к собственному утверждению Юнга, что понимание состояния сознания субъекта имеет важное значение для эффективного анализа сна. То есть, чтобы увидеть компенсаторное действие сна, необходимо иметь отчет о сознательной деятельности этого человека. Даже если два человека имеют почти одинаковые сны, интерпретация, скорее всего, будет совсем разной. В юнгианском анализе сна необходимо осведомиться о мыслях и чувствах клиента в то время, когда он видел сон.
С этой точки зрения невозможно было бы истолковать сны Мёэ, поскольку мы не можем поговорить с ним. И это вполне исправимо, хотя есть много снов, которые остаются абсолютно непостижимыми. Тем не менее, как я попытаюсь показать, смысловой уровень логического вывода становится возможным, если изучить работы, которые написал Мёэ, его биографии, окружающие исторические и социальные условия, и определенные отношения, которые можно увидеть среди определенных снов. Я взял только те сны, по которым у нас есть информация, касающаяся этих различных факторов.
Для Фрейда и Юнга сны имели символическое значение. Теория сексуального символизма Фрейда хорошо известна. Он интерпретировал копья, ручки и ножи как символы фаллоса, а коробки, шкафы и тому подобное - как влагалища. Юнг также признал возможность таких интерпретаций, но он отклонил теорию, основанную исключительно на одном соответствии сексуальных символов. Вместо того, чтобы представлять уже известные объекты, Юнг определил символ, как наиболее подходящее выражение того, что было неизвестно, и которое не могло быть выражено каким-либо иным образом. Например, если во сне была подобрана ручка, то было более важно тщательно рассмотреть то, что выражала эта ручка, чем решать, что она должна символизировать пенис.
Мое краткое изложение подходов Фрейда и Юнга вынужденно упрощено, но на данный момент я не могу вдаваться в подробности, и в любом случае многие мои читатели уже знакомы с их теориями. Другие методы интерпретации сновидений возникли вслед за работой этих двух пионеров, и психологическое изучение сновидений также быстро продвинулось вперед. Сейчас считается, что мы, люди, видим пять-шесть снов за ночь; однако, как я уже говорил, все сны трудно запомнить.
Фоссейдж и Лоу провели интересное сравнительное исследование, в котором они попросили аналитиков, принадлежащих к шести различным научным школам, истолковать сны одного пациента.21

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом