Главная страница

Дельбрюк Г. История военного искусства. Т.2. Hansdelbruckgeschichte der khegskunstim rahmen


Скачать 10,16 Mb.
НазваниеHansdelbruckgeschichte der khegskunstim rahmen
АнкорДельбрюк Г. История военного искусства. Т.2.pdf
Дата16.04.2018
Размер10,16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDelbryuk_G_Istoria_voennogo_iskusstva_T_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13511
страница1 из 52
Каталогvk89154392687

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Instruktsia_po_registratsii_mest_otpuska_knig_na.docx, L_A_Mendelson_Teoria_i_istoria_ekonomicheskikh_krizisov_i_tsiklo, Trakhtenberg_I_A_-_Denezhnoe_obraschenie_i_kredit_pri_kapitalizm, I_A_Trakhtenberg_Denezhnye_krizisy_1821_1938_gg__1963.djvu, Delbryuk_G_Istoria_voennogo_iskusstva_T_3.pdf, Delbryuk_G_Istoria_voennogo_iskusstva_T_2.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

HANS
DELBRUCK
GESCHICHTE
DER KHEGSKUNST
IM RAHMEN
DER POLITISCHEN
GESCHICHTE
ZWEITER TEIL
DIE GERMANEN

ГАНС
ДЕЛЬБРЮК
ИСТОРИЯ ВОЕННОГО
ИСКУССТВА
В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ИСТОРИИ
т ом ВТОРОЙ
ГЕРМАНЦЫ
„Н АУ КА ”
„ЮВЕНТА”
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1999

ББК 63.3(0)3 Д РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Б. В. Ерохин, В. М. Камнев,
Б. Н. Комиссаров (заместитель председателя ГЛ. Курбатов, Е. В. Никитюк (секретарь Р. Г. Скрынников, ГЛ. Соболев,

С. Ю. Трохачев, Э. Д. Фролов (председатель)
Редактор издательства Л. В. Арсеньева

Без объявления 5-02-028225-1 (Т. II)
ISBN Х (Наука)
ISBN 5-87399-023-9 (Т. II)
ISBN 5-87399-011-5 («Ювента»)
© «Ювента», составление, оформление, 1994
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Это третье издание отличается от второго издания, появившегося в
1909 г, лишь рядом небольших добавлений и исправлений, как, например в отделе об организации военного дела у вестготов. Моя концепция в общем осталась прежней, и хотя отдельные ее пункты подверглись критике я все жене нашел достаточных оснований для того, чтобы их видоизменить напротив, я смог их усилить новыми аргументами. В частности, я здесь имею ввиду мое понимание сущности и значения германского клинообразного боевого порядка и мое указание на то, что крепость Ализо находилась на той возвышенности, где ныне стоит собор в Падерборне.
Между тем появился в свети последний том этого моего труда
(1920) изложение которого доходит до Наполеона и Клаузевица. Итак как один австрийский критик в связи с этим указал на то, что двумя важнейшими фундаментальными положениями этого труда являются сокращение высоких цифр численного состава армий и вскрытие различия между стратегией сокрушения и стратегией измора, то можно было бы исходя из этого, прийти к тому выводу, что наиболее важными являются I и IV

ТОМЫ. Но Мне лично кажется, что наиболее важным является II том Именно он глубже и сильнее всего взрывает установленные
всемирноисторические концепции, разрушая легендарные представления о гибели античного мира и переселении народов. В тоже время в нем имеется и положительное построение, в частности — обоснование того тезиса, что союз между Константином и христианской церковью повлек за собой изменение военной организации, а кроме того, — установление сущности ленной системы и рыцарства. В основе этого лежит та полярная противоположность между отдельным бойцом и тактической единицей которая имеет столь большое значение в военном деле. Разработка этого вопроса является основной частью III тома.
Ганс Дельбрюк
Грюневальд, 29 июля 1921 г Позднее появились еще V, VI и VH т, но они были обработаны не самим Г. Дельбрюком, а по его поручению Э. Даниельсом, что и отмечено в предисловии последнего к V тому. — Ред
ГЕРМАНЦЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БОРЬБА РИМЛЯН С ГЕРМАНЦАМИ
ГЛАВА ДРЕВНЕЙШИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНЦЕВ
ТОБЫ понять организацию военного дела германцев необходимо сперва изучить социально-политические условия жизни этого народа.
Германцы, подобно галлам, не знали политического единства. Они распадались на племена, из которых каждое занимало в среднем область с площадью равной приблизительно 100 кв. милям Пограничные части области небыли населены из опасения неприятельского нашествия. Поэтому можно было даже из самых отдаленных поселков достигнуть расположенного в центре области места народного собрания в течение однодневного перехода.
Так как очень большая часть страны была покрыта лесами и болотами и поэтому жители ее лишь в очень незначительной степени занимались земледелием, питаясь главным образом молоком, сыром и мясом, то средняя плотность населения не могла превышать 250 человек на 1 кв. милю Таким образом, племя насчитывало приблизительно 25 ООО человек, причем более значительные племена могли достигать 35 ООО или даже 40 ООО человек. Это дает 6000—10 ООО мужчин, те. столько, сколько в самом крайнем случае, учитывая 1000—2000 отсутствующих, может охватить человеческий голос и сколько может образовать целостное и способное обсуждать вопросы народное собрание. Это всеобщее народное собрание обладало высшей суверенной (верховной государственной) властью.
Племена распадались народы, или сотни. Эти объединения называются родами, так как они были образованы непроизвольно, а объединяли людей по естественному признаку кровной связи и единства происхождения. Городов, в которые могла бы отливать часть прироста населения, образовывая там новые связи, еще не было. Каждый оставался в том союзе, внутри которого он родился. Роды назывались также сотнями, ибо в каждом из Немецкая (географическая) миля равна 7420 м. — Ред НИХ насчитывалось около 100 семей или воинов Впрочем эта цифра на практике часто бывала больше, так как германцы употребл51ли слово сто сотня в смысле вообще большого округленного числа. Цифровое, количественное наименование сохранялось наряду с патриархальным, так как фактическое родство между членами рода было очень далеким. Роды не могли возникнуть в результате того, что первоначально жившие по соседству семьи в течение столетий образовали крупные роды. Скорее следует считать что слишком разросшиеся роды должны были разделиться на несколько частей для того, чтобы прокормиться на том месте, где они жили. Таким образом, определенный размер, определенная величина, определенное количество, равное приблизительно 100, являлись образующим элементом объединения наряду с происхождением. И то и другое давало свое название этому союзу. Роди сотня тождественны.
Род (или сотня, в состав которого входили, как мы можем предположить от 400 до 1000, а иногда, может быть, и до 2000 человек, владел округом площадью, равной одной или нескольким кв. милями населял деревню Германцы строили свои хижины не стена к стене, не фасадом к фасаду атак, как они это находили удобным, в зависимости от места расположения леса или ручья. Нов тоже время это небыли и отдельные хутора, подобно тем, которые теперь преобладают во многих частях Вестфалии. Это были скорее общие поселки с отдельно стоящими и широко разбросанными постройками. Земледелие, которым главным образом занимались женщины и те из мужчин, которые не годились для охоты и для войны, имело очень незначительное распространение. Чтобы иметь возможность обрабатывать нетронутую и плодородную почву, германцы часто переносили свои поселки с одного места на другое внутри своего округа. Даже в более поздние времена германское право относило домне к недвижимости, а к движимому имуществу. Хотя, как мы это уже видели выше, на 250 человек населения приходилось в среднем 1 кв. миля площади, а на одну деревню с населением в 750 человек ^ приблизительно 3 кв. мили, тем не менее не было никакой возможности использовать очень много пахотной земли иначе, как посредством этих переносов. Германцы небыли уже кочевниками, но все же они были очень слабо связаны с землей и с почвой.
Члены рода, являвшиеся в тоже время соседями по деревне, образовывали вовремя войны одну общую группу, одну орду. Поэтому еще теперь на севере называют военный корпуса в Швейцарии говорят деревня — вместо отряд, «dorfen» — вместо созывать собрание, да и теперешнее немецкое слово войско, отряд (Тгирре) происходит от этого же самого корня. Перенесенное франками к романским народам, а ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОРЬБА РИМЛЯН С ГЕРМАНЦАМИ
Согласно Цезарю (VI, 21), германцы не вступали в брак ранее 20 лет. Но они не могли обзаводиться семьями и значительно позднее этого возраста, так как в таком случае невозможно было бы полностью соблюдать существовавший у них строгий обычай целомудрия. В общине, состоявшей из 100 семей, из ста мужчин, стоявших во главе семей, выпадали, таким образом, в качестве воинов старики, инвалиды, больные и те, которые случайно не могли выступить в поход. Но это количество приблизительно уравновешивалось совсем молодыми людьми в возрасте от 14 до 20 лет, которые вступали в ряды воинов.
Предположение, что германская деревня насчитывала приблизительно 750 душ населения, было недавно поразительным образом подтверждено результатами археологического исследования. Кикебуш в своей диссертации Влияние римской культуры на германскую в свете изучения курганных погребений Нижнего Рейна (AJb. Kiekebusch, «Der Einfluss der romischen
Kultur auf die germanische im Spiegel der Hugelgraber des Niederrheins», Berlin 1908) полагает численность населения деревни Дарцау по крайней мере в 800 человек, исходя из размеров погребального поляна котором местные жители хоронили свои погребальные урны. Однако, против этого возражал Кауфман (Kaufmann, «Zeitschrift fur deutsche Philologies, 1908, S. 456).
ОТ НИХ вернувшееся в Германию, оно до сих пор хранит воспоминание об общественном строе наших предков, уходящем в такие древние времена о которых не свидетельствует ни один письменный источник. Орда, которая шла вместе на войну и которая вместе селилась, была одной и той же ордой. Поэтому из одного итого же слова образовались названия поселения деревни и солдат, войсковой части Ч
Таким образом, древнегерманская община является деревней — по типу поселения, округом — по месту расселения, сотней — по своим размерами родом — по своим внутренним связям. Земля и недра не составляют частной собственности, а принадлежат совокупности этой строго замкнутой общины. Согласно более позднему выражению, она образует областное товарищество (Римляне не имели в своем языке соответствующих слов, которые могли бы целиком выразить все эти понятия, поэтому они были принуждены прибегать к описательным оборотам. Латинское слово род (gens), которое ближе всего подошло бы для этой цели, уже превратилось в почти лишенную всякого содержания форму и потому не могло вызвать в римлянах никакого представления. Поэтому германские роды Цезарь называет роды и родственные союзы людей, совместно обрабатывающих землю, для того чтобы выразить мысль, что в этих поселениях имеется налицо подлинная кровная связь. Тацит говорит, что семьи и близкие родственники стояли в поле всегда рядом и что совокупности (universi) совместно владели пахотной землей. Равным образом и Павел Диакон еще ясно чувствовал, что это явление германской жизни не может быть точно передано никаким латинским словом. Поэтому он сохранил германское слово «fara» (род, того же корня, что латинский глагол «рапо», «ререп» — рождаю) в своей книге написанной по-латински, причем он прибавил к нему три латинских перевода роды, линии родства, фамилии (generationes, lineas,
prosapias) Также трудно было перевести и германское слово деревня Римская деревня была маленькой и замкнутой, построенной наподобие города. Поэтому, для того чтобы дать представление о более разбросанных и более обширных германских поселениях, занимающих большую территорию, Тацит называл их деревни и сельские округа».
Во главе каждой общины стоял избираемый чиновник, который носил название «альдерман» (старейшина, или «хунно», подобно тому как община называлась либо родом, либо сотней. Ульфила называет евангельского сотника (центуриона) «хундафат». У англосаксов мы встречаем аналогичный термин «эльдермен», а в Норвегии — «Herredsonige», «Hersen». В Германии слово «хунно» сохранялось в течение всех Средних веков в названиях «хунне», «хун», «хундт», обозначающих сельского старосту. Это слово существует еще и поныне в Семиградье в своей современной форме «хон».
Альдерманы, или хунни, являются начальниками и руководителями общин вовремя мира и предводителями мужчин вовремя войны. Но они живут с народом ив народе. В социальном отношении они такие же свободные члены общины, как и все другие. Их авторитет не настолько высок, чтобы сохранить мир при крупных распрях или тяжелых преступлениях. Их положение не настолько высоко, а их кругозор не настолько
ГЛАВА I. ДРЕВНЕЙШИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНЦЕВ
11 2 Ср. Braune, «Zeitschrift fur romanische Philologie», ХХП, S. Он не согласится (принять власть, если ему не позволят выбрать себе фары лангобардов, те. роды или линии родства. И это было сделано король согласился и разрешил, чтобы он получил важнейшие роды лангобардов и чтобы они при нем находились. Павел Диакон, П, 9.
широк, чтобы руководить ПОЛИТИКОЙ. В каждом племени были один или несколько благородных родов, стоявших высоко над свободными членами общины, которые, возвышаясь над массой населения, образовывали особое сословие и вели свое происхождение от богов. Из их среды общее народное собрание выбирало нескольких князей, первейших, «principes», которые должны были ездить по округам (по деревнями селам, чтобы творить суд, вести переговоры с иноземными государствами, совместно обсуждать общественные дела, привлекая к этому обсуждению также и хунни, для того чтобы затем вносить свои предложения на народных собраниях. Вовремя войны один из этих князей в качестве герцога облекался верховным
командованием.
В княжеских родах, — благодаря их участию в военной добыче, дани подаркам, военнопленным, которые им отбывали барщину, и выгодным бракам с богатыми семьями, — сосредоточились крупные, сточки зрения германцев, богатства Эти богатства дали возможность князьям окружить себя свитой, состоящей из свободных людей, храбрейших воинов, которые поклялись в верности своему господину на жизнь и насмерть и которые жили вместе с ним в качестве его сотрапезников, обеспечивая ему вовремя мира пышность, а вовремя войны защиту. И там, где выступал князь, там его свита усиливала авторитетность и значение его слов.
Конечно, не было такого закона, который категорически и положительно требовал бы, чтобы в князья выбирался лишь отпрыск одного из благородных семейств. Но фактически эти семьи настолько отдалились от массы населения, что не так-то легко было человеку из народа перешагнуть эту черту и вступить вкруг благородных семейств. И с какой стати община выбрала бы в князья человека из толпы, который ничем не возвышался бы над всяким другим Все же нередко случалось, что те хунни, в семьях которых в течение нескольких поколений эта должность сохранялась и которые благодаря этому достигли особого почета, а также и благосостояния, вступали вкруг князей. Именно так шел процесс образования княжеских семейств. И то естественное преимущество, которое имели при выборах чиновников сыновья отличившихся отцов, постепенно создало привычку выбирать на место умершего — при условии соответствующей квалификации
— его сына. А преимущества, связанные с положением, настолько возвышали такую семью над общим уровнем массы, что остальным становилось все труднее и труднее с нею конкурировать. Если мы теперь в общественной жизни ощущаем более слабое действие этого социально-психологического процесса, то это объясняется тем, что другие силы оказывают значительное противодействие такому естественному образованию сословий. Нонет никакого сомнения в том, что в древней Германии из первоначально выбираемого чиновничества постепенно образовалось наследственное сословие. В покоренной Британии из древних князей появились короли, а из эльдерменов

12 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОРЬБА РИМЛЯН С ГЕРМАНЦАМИ Утверждение Цезаря (Ь. Gall, VI, 22), что у германцев самый могущественный человек имеет имущества не более всякого другого, не следует понимать в буквальном смысле. Эти слова являются лишь риторическим преувеличением того впечатления, которое должен был произвести на римского слушателя рассказ об аграрном коммунизме. Князья, которые держали при себе дружину, кормили ее и снабжали дорогостоящим оружием, должны были владеть крупным имуществом. Поэтому такие люди, как Ариовист или Арминий и его брат Флавий, которые выступали в Риме в качестве знатных людей, должны были, конечно, обладать некоторым богатством. Нов глазах знатных римлян они все же былине кем иными, как простыми рядовыми германцами к тому же аграрный коммунизм давал германцам такую сильную хозяйственную опору, что Цезарь свободно смог вставить в свое описание эту риторическую фразу, которая не дает нам никаких оснований для того, чтобы истолковать ее в буквальном и прямом смысле и сделать из нее какие-либо дальнейшие выводы

— эрли (графы. Нов ту эпоху, о которой мы сейчас говорим, этот процесс еще не закончился. Хотя княжеское сословие уже отделилось от массы населения, образовав класс, хунни все еще принадлежат к массе населения и вообще на континенте не обособились еще в качестве отдельного сословия.
Собрание германских князей и хунни называлось римлянами сенатом германских племен. Сыновья самых благородных семей облекались уже в ранней молодости княжеским достоинством и привлекались к совещаниям сената. В остальных случаях свита была школой для тех из юношей которые пытались вырваться из круга свободных членов общины, стремясь к более высокому положению.
Правление князей переходит в королевскую власть, когда имеется налицо лишь один князь или когда один из них отстраняет или покоряет других. Основа и сущность государственного строя от этого еще не изменяются, так как высшей и решающей инстанцией все еще, как прежде, остается общее собрание воинов. Княжеская и королевская власть еще принципиально так мало друг от друга отличаются, что римляне иногда применяют титул короля даже там, где имеются налицо даже не один, а два князя Ч И королевская власть, также как и княжеская, не передается по одному лишь наследству от одного ее носителя к другому, но народ облекает этим достоинством имеющего наибольшие на это права посредством выборов или называя его имя криками (par acclamation, durch Zuruf). Физически или умственно неспособный для этого дела наследник мог быть и был бы при этом обойденным. Но хотя, таким образом, королевская и княжеская власть прежде всего отличались друг от друга лишь в количественном отношении, все же, конечно, имело громадное значение то обстоятельство, находилось ли начальство и руководство в руках одного или нескольких. Ив этом, несомненно, скрывалось очень большое различие. При наличии королевской власти была совершенно устранена возможность противоречия, возможность предлагать народному собранию различные планы и делать различные предложения. Суверенная власть народного собрания все больше и больше превращается в одни лишь восклицания. Но это одобрение восклицанием остается необходимыми для короля. Германец сохранили при короле гордость и дух независимости свободного человека. Они были королями, — говорит Тацит (13, 54), — насколько вообще германцы позволяли собою править».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

перейти в каталог файлов
связь с админом