Главная страница
qrcode

САЛЮТОГЕНЕЗ. Http terapevticum msk ru salyutogenez-i-pervoe-semiletie html Салютогенез и первое семилетие жизни человека


НазваниеHttp terapevticum msk ru salyutogenez-i-pervoe-semiletie html Салютогенез и первое семилетие жизни человека
АнкорСАЛЮТОГЕНЕЗ.doc
Дата06.10.2017
Размер90.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСАЛЮТОГЕНЕЗ.doc
ТипДокументы
#40898
Каталогid95396043

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: САЛЮТОГЕНЕЗ.doc, K_fon_Geydebrand_O_dushevnoy_suschnosti_rebyonk.doc, Kniga_Zastyvshiy_vzglyad.txt, BinBeg_kaplya_srednyaya.pdf, Simonis_rebenok_do_7let.doc, Tam_gde_lyubov_tam_bog_Tolstoy.doc, Bulochka_s_martsipanom.doc, Karlgren_F_-_Vospitanie_k_svobode_2-e_izd_1995.epub и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы

http://terapevticum.msk.ru/salyutogenez-i-pervoe-semiletie.html

Салютогенез и первое семилетие жизни человека



«В древние времена в душах посвященных жила мысль, что каждый человек от природы болен.
И воспитание уподоблялось процессу исцеления, который приносил ребенку вместе со зрелостью еще и здоровье для полноценного человеческого бытия»

Рудольф Штайнер

 

 

Всем взрослым людям хотелось бы, чтобы их дети росли здоровыми как физически, так и душевно - духовно. В наше время причиной заболевания в детском возрасте являются не только инфекционные болезни, травмы, генетические факторы, но и агрессивное влияние окружающей среды. Все чаще наши дети чувствуют себя одинокими, т.к. у взрослых для общения с ними не остается времени, их речь плохо развита из-за отсутствия в окружении ребенка человека, которому они могли бы подражать. Вместо этого они все чаще часами неподвижно сидят перед телевизором или за компьютером. У них нарушен сон из-за постоянного перевозбуждения органов чувств, все больше у детей проявляется гиперактивность , т.к. дети вынуждены жить в нарушенных ритмах , в мире, где царит поверхностность и нет глубины. Все актуальнее для взрослых звучит вопрос, что можно сделать для того, чтобы противодействовать этим факторам.
В чем заключается источник индивидуального и социального здоровья детей?

Что необходимо предпринять взрослым, чтобы дети в современном обществе росли здоровыми?
Как формируется здоровье, почему люди остаются здоровыми, несмотря на огромное количество испытаний и стрессов, выпавших на их долю? Абрахам Маслоу, выдающийся психолог ХХ столетия, одно время занимался лечением тяжело травмированных людей, прошедших ад немецких концентрационных лагерей . Многие из них не отличались крепким телосложением, но во время террора в концлагере они черпали силу и находили опору в духовных, художественных, религиозных и социальных ценностях, что, возможно, помогло им выдержать весь этот ужас. Пытаясь найти суть понятия «здоровье», Маслоу с удивлением обнаружил, что эти здоровые люди отличались в некотором отношении от «других среднестатистических людей».
Согласно Маслоу здоровым людям присущи среди других следующие общие черты:

  • они способны лучше воспринимать действительность;

  • они способны хорошо относиться к себе, другим и природе;

  • они естественны, спонтанны и просты;

  • они автономны и активны;

  • они с уважением, радостью и удивлением относятся к основополагающим жизненным благам, признавая их ценность;

  • они обладают чувством солидарности;

  • им присущ демократический склад характера;

  • у них выраженные этические задатки;

  • их юмор носит не язвительный, а философский характер;

  • все здоровые люди без исключения склонны к творчеству.


Преемником Маслоу в вопросах источника здоровья стал медицинский социолог Аарон Антоновский, родившийся в США в 1923 г. и умерший в 1994 г. в Израиле. Сегодня он считается «отцом салютогенеза». Его критика, направленная против традиционного медицинского мышления, исходит из того, что последнее ориентировано лишь на то, как избежать или устранить болезнетворные (патогенные) факторы, и не интересуется оздоравливающими (салютогенными) силами.
Суть салютогенетического подхода Антоновского выражается в трех условиях, которые можно рассматривать в качестве фундамента здорового образа жизни:

  1. Понятность, т.е. уверенность в том, что самого себя и мир можно понять и познать. Мир ясен, истинен, в нем существует порядок, все возникающие проблемы и трудности можно понять в широкой связи. Если маленький ребенок имеет возможность проследить последовательность каждодневных повторяющихся событий или действий, переживая их, участвуя в них, то постепенно в нем растет сознание причинно- следственной связи. Например, простая сказка с ясным сюжетом, деятельность матери или воспитателя в детском саду, которую ребенок сможет посмотреть и повторить - мытье посуды, шитье, приготовление еды и т.д. Чем больше нам удастся сделать мир во всех сферах нашей деятельности прозрачным для понимания, тем меньше нами смогут манипулировать, тем увереннее мы сможем взять жизнь в свои руки, тем здоровее она будет.

  2. Выполнимость, т.е. вера в собственную дееспособность, в способность строить свою жизнь самостоятельно или с помощью других людей. Жизнь ставит перед нами решаемые задачи, в нашем распоряжении вера, что хватит внутренних и внешних ресурсов, чтобы владеть жизненными ситуациями.


С момента своего рождения дети – существа воли. Все, что ребенок воспринимает своими органами чувств, он тотчас стремится претворить в деятельность. Пока его деятельность лишена цели, повторение деятельности сопровождается радостью. Такая деятельность требует много времени и пространства, и если их предоставить ребенку, то тем самым у него закладывается способность, став взрослым, не только желать что- либо делать, но и делать.
С 3 до 5 лет к простому стремлению действовать присоединятся игровая фантазия. Все воспринятое при помощи органов чувств, приходит в движение в глубине души, претерпевает там изменение и в игре приобретает новую форму. Тем самым закладывается почва, на которой в будущем могут раскрыться творческие способности взрослого человека.
С 5 до 7 лет игры ребенка пронизывают силы представления и рассудка, крепнут силы памяти, ребенок созревает к социальной жизни. Теперь дети организовывают совместные игры, устанавливают правила, договариваются. Они все лучше овладевают языком и открывают его неисчерпаемые выразительные возможности. Такие качества детской игры подготавливают на будущее способность при помощи ясного мышления рассматривать связи, существующие в мире.


  1. Осмысленность, т.е. способность постичь смысл происходящего в процессе переработки жизненного опыта. Дети, как существа подражающие, ищут ориентир, очень точно наблюдая, как взрослый выполняет свою работу. Имеет ли его деятельность смысл? Осуществляется ли оно с чувством ответственности или поверхностно, без души? Не расходится ли слово с делом? Основываясь на том, как живет, говорит и поступает человек, дети определяют его душевно-духовный настрой.


Поэтому наряду с распознаванием и развитием индивидуальных талантов и способностей отдельных детей важно также передавать им основные морально-этические, религиозные ценности, являющиеся ориентирами как для отдельного человека, так и для культуры в целом. При этом следует действовать не «вербально», а путем создания внутреннего настроя, который воспринимается ребенком. Ребенок не ищет идеального воспитателя, он ищет человека, который стремится к истине и душевной чистоте. Тогда в будущем он самостоятельно сможет находить правильные внутренние ориентиры.
Эти три аспекта, становясь способностями, приводят к тому, что Антоновский назвал чувством когерентности (согласованности): человек переживает смысловые взаимосвязи в себе самом и окружающем мире.
Внешние и внутренние факторы взаимопроникают друг в друга и становятся одним целым. Когда человек познает себя и окружающий мир, ощущает себя творцом, создающим нечто осмысленное, чувствует внутреннюю опору, тогда у него больше шансов стать более здоровым телесно, душевно – духовно, социально и не сломаться под грузом жизненных испытаний. Основные элементы чувства когерентности являются важной частью вальдорфской педагогики.
Факторы, способствующие поддержанию здоровья, Антоновский разработал в общем. Их необходимо применить в системе развития и воспитания ребенка. Давайте посмотрим, что необходимо ребенку в первом семилетие, чтобы быть здоровым.

До своего физического рождения, во время беременности, человек со всех сторон окружен материнским телом. Он не вступает самостоятельно в контакт с внешним миром. На него непосредственно воздействует только материнский организм. Он им в определенной степени защищен. Когда происходят роды, тогда ребенок отделяется от физической материнской оболочки и становится доступным для непосредственного воздействия из физического окружения. Происходит рождение физического тела человека.
У ребенка открываются органы чувств для восприятия внешнего мира, и это оказывает на ребенка такое же влияние, которое принадлежало ранее только организму матери. Задача, стоящая перед телом человека в период между рождением и сменой зубов в семилетнем возрасте существенно отличаются от тех задач, которые встают перед ним в последующей жизни. Что же учится воспринимать ребенок в первое семилетие жизни?


  • Чувство осязания у новорожденного тесно связано с качеством первого и последующих прикосновений акушерки, матери и других членов семьи. Бережные, теплые, заботливые и умелые руки ухаживающих; одежда из натуральных тканей (хлопок, шерсть); правильное пеленание; мягкий массаж с теплым маслом; купание в теплой воде с растительными добавками все это дает возможность маленькому человеку воспринять собственную телесность, ощутить себя защищенным, формирует доверие к миру. Восприятие себя как целого дает человеку впоследствии возможность воспринять чужое «Я».

  • Чувство жизни у новорожденного тесно связано с любовью матери, с ее улыбающимся лицом, с теплым сытным молоком из ее груди, приносящим сладкий сон, с правильным протеканием физиологических отправлений; с установлением здорового ритма сна и бодрствования, ритма кормлений (ритуалов, которые согласованы между собой). Ребенок просыпается «свежим» и отдохнувшим после каждой ночи, он растет и крепнет. Эти силы роста ребенка к концу его первого семилетия преобразуются (метарморфизируют) в здоровые силы мышления. Мы благодаря этому впоследствии можем следовать за мыслями других людей, понимать их.

  • Постепенно с ростом и развитием малыша начинают формироваться чувство собственного движения. От беспорядочных движений к более сложно организованным и тонким. К концу первого года человек встает на ноги и начинает ходить. К концу второго года он обретает способность говорить. Здоровое моторное развитие ребенка до года тесно связано со своевременным речевым развитием. Если мы можем свободно двигаться, умеем владеть собственными движениями, мы ощущаем себя свободными людьми, умеем владеть собой. Это помогает нам впоследствии легко овладевать иностранными языками.

  • Хорошо развитое чувство равновесия связано с формированием вестибулярного аппарата. Осваивая качели, ходули, прыжки, бег, подвижные игры, мы обретаем равновесие не только физическое, но и душевное, у нас формируется вера в себя. Благодаря этому мы можем впоследствии слушать и слышать другого человека.


Эти четыре « базисных» органа чувств должны быть освоены в первом семилетии жизни ребенка. Постепенно ребенок в своем теле начинает себя чувствовать уютно, он - «дома». Появляется ощущение собственного тела. Мы ощущаем себя, свое собственное бытие. У человека появляется первое воспоминание, оно обычно описывается взрослыми людьми в связи с теплом и светом.
Около трех лет впервые человек говорит о себе «я». Здоровое ощущение собственной телесности в дальнейшем поможет ребенку формировать здоровое отношение к окружающей природе и другим людям. Если с раннего детства эмоциональные отношения взрослого и ребенка постоянны и искренни, то постепенно у ребенка накапливается опыт уверенности и защищенности. Ребенок учится преодолевать свой страх с помощью матери и близких людей. Чувство доверия к одному человеку в дальнейшей жизни распространяется и на других людей. Только в этом случае формируется доверие к миру. В первое семилетие в окружении ребенка для его здорового формирования должен быть хоть один взрослый человек, который любит (принимает) его и правильным образом его «отражает».
Благодаря правильному воздействию окружающего внешнего мира происходит правильное развитие нервной системы ребенка в первое семилетие. Благодаря правильному развитию «нижних» органов чувств между нервными клетками у новорожденных формируются связи, происходит их созревание (миелинизация нервных волокон). «В эту эпоху должны определенным образом сформироваться физические органы: должна установиться известная тенденция их соотношений в структуре организма. В дальнейшем они будут расти в соответствии с уже определившимися формами. Если процесс был правильным, правильными будут и формы завершивших свой рост органов; в итоге неправильного формообразования вырастут уродливые органы». «До рождения правильное окружение для физического тела обеспечивается природой, а после должен заботиться воспитатель». «То, что было упущено воспитателем в период первого семилетия жизни ребенка, не может быть восполнено впоследствии». «Существуют два ключевых слова, раскрывающих нам суть ребенка к его окружению: это подражание и пример».


В процессе этого подражания физические органы ребенка принимают свои окончательные формы. «Сюда относятся все совершаемые в присутствии ребенка моральные и аморальные, разумные и неразумные поступки. В данном направлении на него влияют не морализирование на словах, не рассудочные поучения, но то, что у него на виду делают взрослые». Как на здоровье органов зрения влияют освещение и сочетание цветов в окружении ребенка, так и «у человека, который до семилетнего возраста видит только неразумные поступки, мозг формируется так, что в дальнейшей жизни этот человек сам оказывается способным лишь на неразумное поведение».
Работа фантазии - вот что оказывает формирующее действие на мозг. Игрушки, которые будят фантазию, действуют на мозг живительно. Механизмы, основанные на мертвых математических формулах «иссушают и умертвляют» мозг. Для правильного формирования речи ребенок должен слышать в своем окружении живую человеческую речь. Говорить ребенок лучше всего учится, слушая. Важно, чтобы в раннем детстве органы чувств получали впечатления от красивых ритмов - например, важны детские песни не столько с их смыслом, сколько с их красотой звучания.
В зависимости от темперамента ребенка должна быть организована соответствующая обстановка. « Все должно быть принято во внимание: от цвета стен комнаты и окружающих предметов- до цвета одежды, которую на него одевают». Возбудимого ребенка следует растить в окружении красного и красно-желтого цветов, а вокруг апатичного ребенка должны преобладать синий и сине- зеленый».
Все дело в дополнительном цвете, который возникает в результате зрительного восприятия в физических органах ребенка. В возбудимом ребенке красный цвет вызывает свой зеленый противообраз. Такое генерирование зеленого цвета действует успокоительно: физические органы обретают тенденцию к успокоению.
Важен и следующий малоизвестный факт: «само физическое тело создает критерии того, что ему полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Здоровое физическое тело желает того, что ему полезно. Необходимо чутко прислушиваться к тому, что требует здоровая склонность, здоровое влечение, здорово желание и здоровая радость. Радость и удовольствие - силы, наилучшим образом формирующие физические органы. Особенно осторожного подхода требуют инстинкты питания. В результате неправильного кормления ребенок может утратить здоровые инстинкты, а при надлежащем кормлении они будут регулировать желания так, что вплоть до стакана воды, он будет просить только того, что в данном случае для него полезно, и отказываться от того, что для него вредно».
«Любовь, своим теплом согревающая физическое окружение, в подлинном смысле слова - как наседка яйца - высиживает формы физических органов. Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка»

Рудольф Штайнер

 

 

«Воспитание – это пример и любовь, и больше ничего»
Г. Песталоцци

http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&id=204&in=view

Михаэла Глёклер

Салютогенез как жизненный принцип


Побуждение к ответственности за свое здоровье

В концепции салютогенеза вальдорфская педагогика и антропософская медицина вновь обретают свою основную задачу. В связи с предрасположенностью к спиритуальности они могут стать проводниками в область салютогенеза. Данная статья мотивирует необходимость восприятия положений салю­тогенеза как задачи воспитания и самовос­питания взрослых людей, сознательного отношения к здоровью.

Салютогенез делает возможным сознательное отношение к здоровью начиная с детского возрас­та вплоть до взрослого состояния. Исследования сил сопротивляемости человека показывают, что наследственность и уровень жизни не являются решающими для человеческого развития. Более существенным фактором здоровья являются человеческие отношения. Если ребенок хорошо относится пусть даже к одному единственному человеку и только на определенном отрезке времени, он может развиваться душевно здоро­вым, даже если его жизненные может оказаться способным к сочувствию условия очень неблаго­приятны: по вечерам его бьют, а днем за ним не ухаживают. Даже в этих условиях ребенок может оказаться способным к сочувствию.

Укрепление благодаря внимательному рассмотрению

По мнению Аарона Антоновского и Абрахама Маслоу развитие здоровой души основано на соблюдении трех принципов.

В телесной области это касается способности преодолевать конфликтные ситуации, получая при этом силы. Это означает, что человек, зная границы своей телесной и душевной нагрузки, учится их дальнейшему расширению согласно принципу антропософской медицины, ребенку важно переболеть так называемыми детскими болезнями, поскольку это способствует развитию его иммунной системы, способности к саморегу­ляции и самоисцелению. Конечно, всегда возни­кает вопрос, достаточно ли силен данный ребенок при столкновении с болезнью. Судить об этом должен преимущественно врач. Если по своей конституции ребенок слишком слаб, то может оказаться более правильным делать ему уколы или лечить жаропонижающими средствами или антибиотиками.

В душевной области речь идет о том, чтобы вырабатывать чувство взаимосвязи всего проис­ходящего. Только если человеку удается понять мировые взаимосвязи в большом и в малом, он может найти смысл своей жизни. По мнению Антоновского, это чувство когерентности (связан­ности) развивается тогда, когда у ребенка благо­даря воспитанию развивается мировоззрение, в котором мир выглядит полным смысла, понятным и доступным. Это особенно важно для детей, растущих в трудных ситуациях (войны, жестокость и др.) и подверженных страху, основанному на собственных переживаниях или переживаниях взрослых в связи с ужасающими их событиями (пример тому - события 11 сентября).

Третьим, решающим, является духовная со­противляемость, которая возникает благодаря доверию к ходу и смыслу человеческого развития. Многие люди сегодня впадают в депрессию, потому что теряют веру в Бога, в прогресс и человека. Жестокость и насилие, коррупция, войны и катастрофы, о которых постоянно сооб­щается, для многих людей невыносимы. Здесь нужно построить мировоззрение, которое поможет понять и соответственно смыслу происходящего переработать зло, негативность и деструктивность.

Оздоравливающие факторы спиритуальности

Как взрослый человек может раскрыть в себе источник здоровья и сил? Во-первых, благодаря сознательно выработанному отношению к Богу и духовному миру. («Я в Боге и Бог во мне», «Я -абсолютно неприкосновенное существо».) Во-вторых, благодаря вырабатыванию добрых чело­веческих отношений (и с умершими тоже) и, в конце концов, также благодаря материальной уверенности. Могут также основательно помочь «семь условий тайного ученичества» Р.Штайнера. К первым трем здесь будут даны некоторые замечания.

Первым условием является следующее: «Человек направляет свое внимание на то, чтобы способствовать телесному и духовному здоровью. Насколько человек является здоровым, зависит вначале конечно не от него. Но стремиться действовать в этом направлении может каж­дый» (GA 10, стр.103).

Можно было бы понять это как призыв к эго­изму, направленному на собственное здоровье; на самом деле речь идет о правильном отношении к удовольствию и обязанности. Мы часто из любви к долгу должны поступаться своим здоровьем, можем отказываться от еды или всю ночь напро­лет работать, чтобы продвинуть наше дело. То, что в таком случае может действовать болезне­творно, должно выравниваться благодаря пра­вильному отношению к удовольствию, таким образом, чтобы удовольствие давало силу для качественной и удовлетворяющей нас работы. Для людей, которые не могут наслаждаться, особенно важно понять, что наслаждение являет­ся главным условием для сохранения здоровья, в котором нуждаются душа и тело. Проблема за­ключается в том, чтобы оставаться при этом сознательным и найти нужный момент, чтобы остановиться.

Тот, кто упражняется во втором условии - чувствовать себя членом всей жизни - замечает, какой неизмеримой властью он пользуется благо­даря своему поведению. Если меня кто-то раздражает и я реагирую в той же плоскости, ситуа­ция легко нагнетается или становится причиной моего плохого настроения. Вместо того, чтобы, обидевшись, поддаться соответствующей реак­ции, можно задаться вопросом: «Как я должен себя вести, чтобы этот человек мог показать себя с лучшей стороны?» или: «Что толкнуло его на то, чтобы разговаривать со мной так откровенно нагло?» Даже если человек не может ответить на эти вопросы, то это уже означает, что он честен и не осуждает другого. Это важный шаг. Нередко происходит так, что другой через некоторое время меняет свое поведение.

С этим непосредственно связано третье уп­ражнение. Оно заключается в том, чтобы к мыс­лям и чувствам относиться так же серьезно, как к действиям. Насколько действенными могут быть благие мысли и чувства в отношении других людей, знает каждый, в чьем окружении находят­ся люди, о которых он думает с любовью и уваже­нием.

Михаэла Глёклер

Das Goetheanum №28/2002

Перевод с нем. М.К.







перейти в каталог файлов


связь с админом