Главная страница
qrcode

Тайные пружины искусства. И. М. Чубаров. От составителя 7


НазваниеИ. М. Чубаров. От составителя 7
АнкорТайные пружины искусства.rtf
Дата11.12.2016
Размер1,27 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаTaynye_pruzhiny_iskusstva.rtf
ТипДокументы
#11906
страница1 из 18
Каталогellezor

С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: A_F_Losev_-_Soch_v_9-i_tomakh_t_1_Bytie_-_imya.djvu, 1465352_33220_colin_d_v_arameiskii_yazyk_biblei.pdf, Chernaya_L_A_Russkie_v_perelomnuyu_epokhu_Ot_Sred.pdf, A_G_Chekal_-_Shrift_v_ikone_i_ikonichny_text.pdf, Novgorodskaya_ikonopis_-Lazarev_V_N_-_1976.pdf и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Евреинов Н. Н. Тайные пружины искусства: Статьи по философии искусства, этике и культурологии: 1920 – 1950 гг. / Состав. и предисл. И. М. Чубарова. М.: Ecce homo; Логос-альтера, 2004. 195 с.

И. М. Чубаров. От составителя 7 Читать

1. Тайные пружины искусства (Наше «исконное Я» и художественное творчество) 19 Читать

2. Тайна черной полумаски 59 Читать

3. О запоне вольного каменщика. О моих масонских впечатлениях 74 Читать

4. Символизм путешествия в посвятительном ритуале (Символическое значение каждого путешествия) 78 Читать

5. О символе 84 Читать

6. В Садах Эпикура (Философия эвдемонизма как наука о счастье) 94 Читать

7. Эпиктет 116 Читать

8. О Ницше 120 Читать

9. Об Иоанне Крестителе (Иване Купале) 128 Читать

10. Об орфическом учении в связи с древнегреческой философией (Миф о Дионисе в религиозно-философском понимании) 136 Читать

11. О любви к человечеству 158 Читать

12. О боге и религии 181 Читать

13. Избранные 9 ти (Отрывки) 186 Читать

14. Масонство Гете 188 Читать

Приложение

15. Эшафот как театр 190 Читать

{7} От составителя


Николай Николаевич Евреинов (1879 – 1953) — известный теоретик и историк театра, драматург и режиссер — был человеком разнообразных и нетривиальных интересов, простиравшихся от изучения истории телесных наказаний и генезиса драмы и трагедии в национальных театрах до проекта инсценирования повторного взятия Зимнего дворца в начале 20 х гг. и вступления в масонские ложи в 30 х.1

Родился Н. Евреинов 13 февраля 1879 в семье инженера путей сообщения и обрусевшей француженки. В Императорском правовом училище Петербурга, в которое он поступил после окончания Псковской гимназии, помимо подготовки большой работы о телесных наказаниях, Евреинов уже ставил свои первые драматические произведения. Какое-то время по окончании училища он работал в Министерстве путей сообщения и одновременно учился в Московской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. С 1905 г. начал театральную карьеру, а в 1907 уже вышел первый сборник его драматических произведений. Одним из первых его театральных проектов была реконструкция средневекового и возрожденческого театров в основанном им совместно с бароном Н. В. Дризеном «Старинном театре». Затем его пригласила В. Ф. Комиссаржевская, расставшаяся {8} до этого с Вс. Мейерхольдом. Спектакль Евреинова «Саломея» по О. Уайльду в этом театре был даже запрещен царем. Затем, уже совместно с Ф. Комиссаржевским Евреинов основал «Веселый театр для пожилых детей».

В истории театра Евреинов известен и благодаря введенному им жанру монодрамы, о принципах которой он написал специальную работу «Введение в монодраму» (1909).

В полную силу режиссерский талант Евреинова раскрылся в театре «Кривое зеркало»2, где он осуществил целый ряд новаторских театральных проектов. С 1908 по 1911 Евреинов руководил драматической студией «Театр будущего». Активно участвовал Евреинов и в известных проектах начала века «Привал комедиантов» и «Бродячая собака».

В плодотворный период 1911 – 1916 гг. Евреинов выпустил отдельным изданием свои блистательные теоретические тексты по философии театра «Театр как таковой», в которых заявил концепцию «театрократии» и тотальной «театрализации жизни», сборник «Pro scena sua», второй и третий тома своих драматических произведений, книгу «Театр для себя»3.

Его работы о крепостных актерах, испанском театре, о происхождении драмы у древних германцев и семитов, книги об истории русского и советского театров, в которых помимо богатого эмпирического материла, Евреинов проводит и свою оригинальную театральную концепцию еще недостаточно оценены театральными кругами и ждут своих переизданий.

{9} В 1920 г. Евреинов выступил главным режиссером интереснейшего проекта — организации массового зрелища «Взятие Зимнего дворца»1. Это был первая в стране Советов PR акция, и именно она стала клишированным образом революции, позднее воспроизведенном С. М. Эйзенштейном при съемках его знаменитого фильма. Кстати, Эйзенштейн довольно ревностно оценивал творчество Евреинова, хотя воспринял у него и еще одну увлекательную тему — эшафотного генезиса театра. В Бахрушинском музее хранятся тезисы лекций Евреинова конца 10 х гг. посвященные «Театру как эшафоту» и «Эшафоту как театру»2, которые, безусловно, повлияли на Эйзенштейна, хотя он и пытался это оспаривать.

В 1921 – 1924 гг. выходят в свет книги Евреинова «Театральные инвенции», «Театральные новации», «Театр у животных», «Тайна Распутина», брошюра «Театрализация жизни» и др.

В 1922 и 1923 гг. Евреинову удалось выезжать в Берлин и Париж. В эти годы появляются постановки его пьес за рубежом. В 1925 г. Евреинов эмигрировал, жил во Франции.

Его пьесы ставились по всему миру, и сам он работал, помимо Франции, в Польше, Чехии, США, Италии и т. д. Пробовал он себя и в кино — Евреинов известен как первый режиссер звукового фильма во Франции. М. Эрбье поставил его знаменитую пьесу «Самое главное» (фильм «Комедия счастья»). Сотрудничал {10} Евреинов и с «Русской оперой» в Париже, где вместе с С. Лифарем поставил балет «Витязь в барсовой шкуре». В предвоенные годы он написал сатиру «Партбилет коммуниста» и «антисталинскую драму» Шаги Немезиды (где вывел Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина, а также Сталина, Ягоду, Ежова), которая не была поставлена, издал Историю русского театра, закончил рукопись книги «В школе остроумия», «Откровение искусства», создал в Париже театр «Бродячие комедианты».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов


связь с админом