Главная страница

Режиссура и методика её преподавания. И методика ее преподавания


НазваниеИ методика ее преподавания
АнкорРежиссура и методика её преподавания.doc
Дата15.12.2016
Размер2,2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRezhissura_i_metodika_eyo_prepodavania.doc
ТипДокументы
#12536
страница1 из 21
Каталогdiardre1

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: mcdonagh_1.doc, SVYaTOChNAYa_ISTORIYa_P_ESA.doc, Patrik_Zyuskind_-_Parfyumer_Istoria_odnogo_ubiy.rtf, 09FV0465.jpg, austen_jane_sense_and_sensibility_pdf_mp3.rar, Instruktsia.docx, Rezhissura_i_metodika_eyo_prepodavania.doc и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



РЕЖИССУРА

И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Главным Управлением

учебных заведений Комитета

по делам искусств при СНК СССР рекомендовано в качестве

учебного пособия для учащихся театральных учебных заведений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИСКУССТВО"

Москва 1933

Ленинград

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данную книгу следует рассматривать как последовательное изложе­ние размышлений о режиссерском искусстве. Они слагались на протяже­нии целого ряда лет и не всегда содержат в себе окончательные выводы по затронутым вопросам. Однако все эти мысли выдвинуты практикой режиссерского искусства и требуют своего разрешения.

Работая самостоятельно над отдельными спектаклями или присутствуя при работе над спектаклями таких замечательных мастеров, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, и неоднократно рабо­тая совместно с ними, я приходил к определенным выводам о сущности режиссерского искусства. Однако мои заключения еще далеки от того, чтобы я мог претендовать на построение систематического курса режис­суры. Это только беглые записки и выводы, касающиеся лишь отдельных, вполне конкретных явлений режиссерской работы.

Сюда же вошли записки и заметки, которые я делал для себя, рабо­тая над книгами и статьями, помогавшими мне разобраться в режиссерском искусстве прошлого и настоящего как в Западной Европе, так и в нашей стране.

Наконец, в эту книгу вошел весь тот опыт, который сложился у меня от занятий проблемами режиссуры с членами Театральной секции Госу­дарственной академии художественных наук, сотрудниками режиссерской лаборатории Всероссийского театрального общества, со студентами Декорационного отделения Вхутеина и главным образом со студентами, моими учениками режиссерского факультета Государственного института теат­рального искусства имени А. В. Луначарского.

Настоящая работа включает в себя опыт определения объема и содер­жания режиссуры, рассмотрение и описание главнейших процессов режис­серского искусства, а также попытку наметить примеры, которыми следует руководствоваться, предлагая студентам изучить искусство режиссуры.

Данная книга ни в коем случае не претендует на то, чтобы ее рас­сматривали, во-первых, как научно-исследовательскую работу. Она не содержит строго систематического изложения дисциплины. Искусство режиссуры еще требует тщательного и ясного описания от­дельных процессов, собирания конкретных фактов и приемов работы ре­жиссеров. Наука о театре еще только слагается, и мы пока не имеем разработанного метода этой науки; поэтому естественно, что данной книге много недостает для того, чтобы она могла претендовать на научное исследование.

Стр. 3

Во-вторых, эту книгу нельзя рассматривать как учебник, так как в учебнике материал, после неоднократной проверки его на учащихся, должен быть расположен в порядке постепенного прохождения учебной программы от простейшего к более сложному, что способствует более правильному и легкому усвоению этого материала студентами.

Чтобы мой опыт оказался полезным для других работников в области режиссуры, я включил главу, из которой будут ясны требования, предъ­являемые режиссеру, и способ отбора студентов, обладающих, по моему мнению, творческой направленностью к искусству режиссуры. Мною указаны приемы, которыми я руководствовался для развития творческой фантазии студентов, будущих режиссеров, а также описаны практические занятия со студентами.

Однако, несмотря на то, что в этой книге имеется последовательное изложение всек разделов, которые я считаю необходимыми для ознаком­ления студентов как с вопросами теории, так и с практикой по режиссуре, все же она не претендует на то, чтобы ее рассматривали как проработан­ный до конца учебник, а может служить лишь первой попыткой система­тизации материала.

В-третьих, эта книга не свободна от употребления ненаучных терми­нов. Я пользуюсь той номенклатурой и теми терминами, которые употреб­ляются обычно в театральной практике. Эти «рабочие термины» по боль­шей части вытекают из обихода сценической жизни. В театре на репети­циях ими пользуются актеры, режиссеры и иные работники сцены; они же вошли в словарь студентов театральных институтов и театральных школ.

Иногда в своем изложении я пользовался определениями, заимствован­ными из смежных и сопутствующих театральному искусству дисциплин. Неоднократно я обращался к определениям из области теории словесности, музыки, изобразительных искусств.

Конечно, часто термин, взятый из теории музыки или теории словес­ности, применительно к театру, означает далеко не то, что под ним разу­меется в указанных областях, но за отсутствием в театроведении вырабо­танной терминологии приходится обращаться к этим терминам. Вот почему Часто вместо теоретической формулировки, которую я еще не имею права дать из-за неразработанности дисциплины режиссуры, я обращаюсь к опи­санию явления, процесса или понятия в области этой дисциплины.

...Я .долго обдумывал план расположения записей и размышлений, кото­рые, составили содержание этой книги, и пришел к заключению, что она должна состоять из ряда этюдов, распадающихся на главы, и из характе­ристики основных процессов режиссерского искусства.

Когда приступаешь к изложению курса режиссуры или размышляешь о сущности режиссерской работы, прежде всего возникает вопрос о месте режиссера в коллективном искусстве театра и о том, когда впервые появилась потребность в режиссере в театре, существующем только в Европе более двух с половиной тысяч лет.

С ответа на эти вопросы я и начинаю свою книгу. Затем я считаю необходимым раскрыть, что представляет собой режиссер как художник. Какие отличают его черты, в чем особенность

Стр. 4

его творческой фантазии, памяти, его восприятия произведений искусства. Тем самым мы ответим на вопрос, в чем сказывается творческая направ­ленность режиссера и как производить отбор студентов для режиссерско­го факультета.

Вслед за этим настойчиво требует разрешения вопрос о том, что должно войти в состав занятий режиссера для подготовки его к творче­ской деятельности. В своей существенной части эта последняя опреде­ляется умением построить режиссерский план, зерном которого является замысел режиссера, а также развитием искусства композиции спектакля. Это в книге составило ряд этюдов и глав, по возможности глубоко вскрывающих основные свойства режиссера.

Наконец, последовательное изложение того, что такое работа режис­сера, в чем заключаются режиссерские знания, какими методическими приемами я пользовался в занятиях со студентами на протяжении четырех­годичного курса для того, чтобы подготовить их к самостоятельной ре­жиссерской работе.

Я бы считал себя вполне удовлетворенным, если бы этот мой опыт характеристики режиссерского искусства оказался полезным для работы студентов режиссерского факультета и молодых режиссеров, а также помог бы в дальнейшем советским ученым создать подлинно научный труд по вопросам теории режиссуры, практики режиссерского искусства и методики обучения ему.

ВСТУПЛЕНИЕ

Режиссура после творчества актера — самый значительный и ответственный раздел искусства театра. Поэтому следует уделить большое внимание ее изучению и выяснению стоящих перед ней задач.

Казалось бы, что анализ режиссерского искусства или описание работы режиссера не требует никаких оговорок. Однако с самого начала надо сделать несколько предваритель­ных замечаний по этому вопросу, потому что имеют большое распространение следующие три точки зрения, сторонники ко­торых сужают сферу творчества режиссера, рассматривают режиссуру как подсобное в театре искусство, не уделяют ему самостоятельного места.

В огромном большинстве появлявшихся за последнее вре­мя статей и высказываний утверждалось, что главная функ­ция режиссера — быть помощником, воспитателем, педагогом актера.

Несомненно, что на том уровне театрального искусства, на каком сейчас находятся советский театр и лучшие театры Западной Европы и Америки, не может быть такого режис­сера, который не владел бы необходимыми знаниями, не об­ладал техникой и не воспитал бы в себе художника — учителя сцены, умеющего работать с актером.

Конечно, работа с актерами на любом из этапов создания спектакля — одна из самых увлекательных, а может быть, и самая увлекательная, часть деятельности режиссера. Но огра­ничение функций режиссера исключительно работой с акте1-ром неверно и нетерпимо в советском театре.

Второе положение, также имеющее распространение в практике советского театра и с которым нужно вести борьбу, касается работы режиссера с драматургом.

Некоторые авторы утверждают, что так как драматурги недостаточно хорошо знают технологию спектакля, не в до­статочной мере знакомы с тем, как ведется его подготовка, то необходимо, чтобы в создании пьесы, над которой работает драматург, участвовал и режиссер. Сторонники этого мне­ния подкрепляют его утверждением, что все равно в дальней­шем, как показывает опыт работы над постановкой, режиссер

Стр. 7
будет работать над текстом, над приготовлением того экземп­ляра (так называемого суфлерского экземпляра), по которому пойдет данная пьеса на сцене.

Сторонники этого положения о подсобной роли режиссера в театре в качестве помощника драматурга мотивиру­ют его тем, что драматургу очень часто неизвестно, например, как надлежит распределять действие для того, чтобы оно от­лично вскрылось в отдельных ролях, в то время как режис­сер легко может помочь драматургу своими указаниями, как человек, знающий технику сценического дела.

Вряд ли кто-либо из практиков театра будет отрицать, что режиссер, не только, когда работает над пьесой современ­ного ему драматурга, но и над пьесой классического репер­туара, известную часть времени тратит на работу над автор­ским текстом. Но нельзя забывать, что, как бы ни был режис­сер полезен при создании пьесы, все же театр прежде всего зависит от драматурга. Какие бы ухищрения ни придумывали актеры и режиссура, без наличия пьесы, без интересной, глу­бокой и содержательной драматургии жизнь театра невоз­можна.

Так как в настоящее время театры испытывают голод по современной драматургии, которая не удовлетворяет потреб­ности сиены, то зачастую указывают, что деятельность ре­жиссера должна заключаться по преимуществу в работе с драматургом, в текстовой доработке пьес, то есть устанавли­вается, что одной из существеннейших функций режиссера — помощь драматургу по созданию пьесы.

Перед режиссером ставится задача помогать драматургу своими знаниями и опытом, делать те варианты пьесы, которые бы ближе подходили к требованиям современной сцены.

Мы видим, что и при таком понимании функций режиссера его работа оказывается подсобной, а значение режиссера в театре чрезмерно ограничивается.

Третье положение, которое менее четко, но все же выдви­гается за последнее время в печати, указывает на ответствен­ное значение художника в театре, на огромные преимущества, когда режиссером оказывается художник-декоратор и когда в создании образа спектакля, в построении и лепке мизансцен чувствуется режиссер-декоратор, идущий к действию на сцене через свои пластические представления, регулирующие созда­ние внешнего оформления спектакля.

Эти высказывания продиктованы тем обстоятельством, что режиссер, приглашая художника-декоратора, зачастую бывает не в состоянии побороть его узкооформительские интересы. Замысел режиссера бывает заслонен, социальный смысл спек­такля искривляется вследствие несовпадения режиссерской интерпретации пьесы с вещественным или декоративным оформлением ее. Вполне понятно, что до зрителей смысл

Стр. 8

спектакли доходит ярче или бледнее, в зависимости от того, как он оформлен художником. Можно даже с уверенностью сказать, что внешнее оформление спектакля может запутать зри­тели, навести на те мысли, которых в замысле режиссера не было.

В наши Дни художник Н. Акимов возглавляет в Ленингра­де Театр комедии и является режиссером и художественным руководителем большинства тех спектаклей, которые ставятся в этом театре.

В прошлом (и, кажется, отчасти и поныне) Гордон Крэг,, будучи прежде всего художником, ставил на сцене ряд про­изведений в качестве режиссера. Александр Бенуа также вы­ступал в театре в качестве режиссера. Аналогичные примеры можно было бы привести и из истории немецкой режиссуры даже до появления Отто Брама.

И все же режиссура этих режиссеров-художников всегда носила и носит на себе черты ясно выраженного пластическо­го вкуса.

Несомненно, что режиссерская трактовка во многом зави­сит от того, как оформлен спектакль, каковы грим и костюмы отдельных образов, какие дал художник возможности режис­серу для того, чтобы воспользоваться предложенной им выгородкой для построения мизансцен. Однако режиссеру вовсе не обязательно быть художником-декоратором, а следователь­но, видеть развивающееся действие только в тех или иных цветовых или пластических сочетаниях и выдвигать оформление — вспомогательную часть в создании спектакля — на пер­вый план.

Рассматривая деятельность режиссера в современном теат­ре и изучая историю режиссуры в прошлом, можно с уверен­ностью сказать, что за последние пятьдесят лет режиссура сложилась в совершенно законченную художественную дис­циплину. Эта дисциплина может быть изучаема теоретически, и если сейчас мы еще не имеем теории режиссуры, то несом­ненно, что она будет разработана в ближайшее время. Накоп­ление наблюдений, запись опыта и указаний о том, какими методическими способами можно усвоить неоднократно про­веренные приемы работы режиссера, приблизят время созда­ния теории режиссуры.

Перечисленные три области работы режиссера, в которых театр горячо заинтересован, а именно: занятия его с актера­ми и воспитание кадров актерской смены, работа с драматур­гом и работа с художником-декоратором для нахождения вер­ного образа спектакля, раскрывающего социальный и фило­софский смысл пьесы, все эти три области работы режиссера не покрывают основного в режиссуре — создания режиссер­ского замысла и, говоря условным термином, режиссерской композиции спектакля.

Стр. 9

Если оглянуться на всю работу режиссера — и по управле­нию художественной частью театра, и по организации и руко­водству репертуаром, и по наблюдению за текущими спектак­лями, за труппой, за мастерскими, и, наконец, по организации и созданию самих спектаклей, — то мы увидим, что самое главное в его творчестве — нахождение внутреннего смысла избранного им для постановки произведения, его сценическая интерпретация, передача замысла актерам и художнику.

Всем режиссерам известно, что замысел только тогда четко оформляется и доходит до зрителей, когда режиссер обладает не только фантазией и способностями, но также и знаниями в области построения спектакля, своего рода сочинительства, композиции спектакля.

Можно долго спорить о том, какими средствами достигает 'режиссер максимальной выпуклости, и четкости в донесении своего замысла до зрителей. Но что пред ним стоит задача скомпановать различные части спектакля таким образом, чтобы он стал единым целым, — это не подлежит никакому сомне­нию. Создание единого художественного целого из текста драматурга, творчества исполнителей, оформления спектакля, музыки, шумов, света и т. д. находится в руках режис­сера.

Из компонентов спектакля он создает единое художествен­ное целое, имеющее определенный политический, социальный, психологический и философский смысл. Следовательно, режис­сер должен обладать не только способностью компоно­вать спектакль, но и знанием того, как это делается, на основе предшествующего опыта других режиссеров.

Наша эпоха придает огромное значение театру. Совершен­но законно театр играет большую политическую роль в жизни страны. В действенных образах, в художественной форме он помогает широким массам зрителей впитывать в себя ведущие идеи нашего времени. Режиссеру надлежит обладать искусст­вом сценического воплощения и компоновки того идеологиче­ского содержания, которое отвечает возложенным на театр задачам.

Итак, если в наших советских условиях так велико значе­ние театра, а режиссер является художественным его руково­дителем, то естественно, думая над вопросами режиссерского искусства и методикой его преподавания, уделять максималь­ное внимание главным каналам, по которым течет режиссер­ское творчество. Режиссер обязан чувствовать ответственность за ту работу, которой он руководит. Он реальный участник идеологического строительства в стране, организатор спектак­лей, выражающих идеологию нашей культуры.

Из этого вытекает, что главным каналом, по которому те­чет режиссерское творчество, является его способность со­здать замысел спектакля, который включил бы в себя

Стр. 10

очередные темы советской культуры, реализовать этот замысел в построении спектакля, т. е. обладать способностями и зна­нии ми, необходимыми для творческой компоновки единого художественного целого.

Следовательно, работа режиссера заключается не только в том, чтобы помогать актеру, драматургу, художнику, но и в руководстве всей художественной работой в театре. Режиссер организует ее и должен являться творцом спектакля, умею­щим глубоко заглянуть в произведение, которое он ставит, и 1м литературного произведения сделать сценическое. Для это­го он должен обладать знаниями и даром композиции.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом