Главная страница
qrcode

Управление этнополитикой Северного Кавказа - 20... И. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа


НазваниеИ. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа
АнкорУправление этнополитикой Северного Кавказа - 20.
Дата23.04.2017
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUpravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38309
страница3 из 35
Каталогtrillioner007

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: HekIuashe_Adyge_prosvetitelstver_19-20.pdf, Dzuev_G_K_Krovavoe_leto_1928_Ocherki.pdf, Beytuganov_S_N_Vosstanie_krestyan_v_Kabardino-Balkarii_v_1928-31, kar_cher.doc, Elementy_Kavkaza2.pdf, Alim_Keshokov_-_5-y_tom.pdf, Upravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf, cherkesskiy_vopros.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Северная Осетия – Алания. Площадь – 8 тыс.кв.км. Численность населения – 701807 или населения РФ (оценка Росстата на 1.01.2009). Осетины состоят из трех субэтнических групп:
иронцев, дигорцев (в Северной Осетии) и хусаров или кударцев (в Южной Осетии. Осетинские общины Семенов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. Казань, 1992. Сесть также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек, Карачаево-Черкесии (3,8 тыс. человек, Дагестане тыс. человек, Краснодарском крае (2,5 тыс. человек, Красноярском крае (1,6 тыс. человек) и других регионах РФ. На территории Грузии (включая Южную Осетию) до началах годов проживало тыс. осетин.
Административное деление – 8 районов, 6 городов, 7 поселков городского типа, 91 сельская администрация. Осетины составляют абсолютное большинство населения во всех районах Северной
Осетии, за исключением Моздокского (на севере республики, в котором более половины населения составляют русские, а также проживает сравнительно многочисленная группа кумыков.
Кабардино-Балкария. Площадь – 12,5 тыс.кв.км. Численность населения – 892389 или населения РФ (оценка Росстата на 1.01.2009). Национальный состав кабардинцы (51,5%); балкарцы, русские (25,0%) и др.
Кабардинцы самоназвание – адыге) вместе с адыгейцами, черкесами и шапсугами составляют адыгский этнос.
Балкарцы (самоназвание – таулула) вместе с карачаевцами составляют карачаево-балкарский этнос. Балкарцы делятся на 5 локальных субэтнических групп, которые населяют ущелья и долины рек, разделенные естественными границами горного рельефа (Балкарское, Чегемское, Баксанское ущелья, долины рек Западный и Восточный Черек).
Административное деление – 8 районов, 7 городов, 9 поселков городского типа.
Калмыкия. Площадь – 76,1 тыс.кв.км. Численность населения – 284001 или 0,2% населения РФ
(оценка Росстата на 1.01.2009). Калмыки (самоназвание – хальмг) Общая численность калмыков около 330 тыс. человек, в том числе в Российской Федерации – 165,8 тыс. человек. Менее половины калмыков (44,3%) живут в Калмыкии компактные поселения калмыков есть также в Астраханской тыс. человек, Волгоградской (1,7 тыс. человек, Ростовской, Оренбургской области,
Ставропольском краев регионах Сибири. Около 150 тыс. калмыков, переселившихся в XVIII веке из
России в Китай, живут в Синьцзянском автономном округе КНР. Небольшие группы калмыков живут в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек, во Франции (около 1 тыс. человек, в ряде стран
Европы. Административное деление – 13 районов, 3 города, 6 поселков городского типа, 102 сельсовета.
Карачаево-Черкесия. Площадь – 14,1 тыс.кв.км. Численность населения – 427194 или населения РФ (оценка Росстата на 1.01.2009). Национальный состав карачаевцы (33,4 %); черкесы, русские (33,6%); абазины (8,8%), ногайцы (5,3%) и др.
Карачаевцы (самоназвание – кърачайлыла) относятся к кыпчакской группе тюркских народов.
Вместе с балкарцами составляют карачаево-балкарскую этническую общность. Большинство карачаевцев (около 90% от общей численности этнической общины КЧР) живут в г. Карачаевске
(11,9%) и пяти районах Мало-Карачаевском (21,3%), Усть-Джегуртинском (18,5%), Карачаевском (Прикубанском (12,6) и Зеленчукском (11,2). Небольшие группы карачаевцев есть также в г. Черкесске) ив Урупском районе (2,7%). При этом карачаевцы составляют абсолютное большинство в трех районах Карачаевском (73,9% от населения района, Мало-Карачаевском (75,2%) и Усть-Джегуртинском
(51,8%). В Прикубанском районе (49,7%) и г. Карачаевске (44,9%) карачаевцы являются наиболее многочисленными этногруппами, в Зеленчукском (27,8%) и Урупском (15,9%) районах составляют значимую долю населения. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США.
Черкесы (самоназвание – адыгэ) вместе с адыгейцами, кабардинцами и шапсугами черкесы составляют адыгскую (черкесскую) этническую общность. Черкесы распределены более компактно:
более половины всего черкесского населения живет в Хабезском районе (52,4% от общей численности этнической общины КЧР), а еще более трети – в г. Черкесске (25,1%) и Адыге-Хабльском районе. Небольшие группы черкесов живут в Карачаевском районе (2,8%), г. Карачаевске (Прикубанском (2%) и Усть-Джегуртинском (1,4%) районах. Черкесы составляют абсолютное большинство только в Хабезском районе (78,3% от населения района. Доля черкесов значима также в Адыге-Хабльском районе (19,1%) и г. Черкесске (Русские Основная масса русского населения живет в г. Черкесске (43,3%), Зеленчукском (19,7%),
Урупском (9,5%) и Усть-Джегуртинском (9,04%) районах. Небольшие группы русских есть в г.
Карачаевске (7,5%) Прикубанском (4,6%), Адыге-Хабльском (2,9%), Карачаевском (1,7%) и Мало-
Карачаевском (1,5%) районах.
Абазины (самоназвание – абаза) – коренное население Северо-Западного Черноморья, в XIV-
XVII веках переселились в верховья рек Кубани, Лабы, Урупа, Теберды, Малого и Большого Зеленчуков.
Вместе с адыгами (адыгейцами, кабардинцами, шапсугами, черкесами) и абхазами составляют абхазо-
адыгскую этническую общность. Этническая территория абазин примыкают к черкесскими карачаевским землям. Большинство абазин (97,4% от общей численности этнической общины КЧО)
живут в г. Черкесске (26,5%) и пяти районах Прикубанском (19,3%), Хабезском (15%), Адыге-
Хабльском (12,6%), Мало-Карачаевском (12,6%) и Усть-Джегуртинском (11,4%). Небольшая группа абазин есть в г. Карачаевске (1,7%). Абазины не являются большинством нив одном районе. Они составляют значимую доля населения в четырех районах Прикубанском (16,2% от населения района),
Хабезском (15,3%), Адыге-Хабльском (12,9%) и Мало-Карачаевском (9,4%).
Ногайцы (самоназвание – ногъай) – коренное население степной зоны Предкавказья, этническую основу которого составили тюркоязычные и монголоязычные кочевники Прииртышья, Северо-Западной
Монголии, Средней Азии и Предкавказья. Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. В Карачаево-Черкесии проживает 17,2% ногайцев, являющиеся отдельной субэтнической группой – кубанскими ногайцами. Крупные компактные поселения ногайцев есть в Дагестане,
Ставропольском крае, Чечне, Астраханской области. Ногайцы компактно живут рядом с черкесами.
Более двух третей ногайцев поселились в Адыге-Хабльском районе (77,4% от общей численности этнической общины КЧР), более десятой части – в г. Черкесске (10,5%). Небольшие группы ногайцев есть в Хабезском (4,9%), Прикубанском (2,3%), Карачаевском (1,7%) районах, г. Карачаевске (и Усть-Джегуртинском районе (1,1%). Ногайцы составляют относительное большинство (более трети населения) в Адыге-Хабльском районе (37,8% от населения района. В других регионах КЧР доля ногайцев крайне мала (от 2,4 до Административное деление – 8 районов, 4 города, 11 поселков городского типа.
Этнодемографическая структура Карачаево-Черкесии осложнена мозаичностью и «чересполосицей»
этнических территорий основных народов республики.
Адыгея. Численность населения – 442775 или 0,31% населения РФ (оценка Росстата на Адыгейцы вместе с кабардинцами, черкесами и шапсугами составляют адыгскую (черкесскую)
этническую общность. Имеются компактные поселения адыгейцев в соседних районах Краснодарского края. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке
(«мухаджиры» – изгнанники, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и соседствуют с абазинцами, абхазцами и другими мухаджирами (изгнанники в Турции (150 тыс. человек, Иордании тыс. человек, Иране (15 тыс. человек, Ираке (5 тыс. человек, Ливане (2 тыс. человек, Сирии (тыс. человек, всего около 250 тыс. человек. Общая численность адыгейцев около 750 тыс. человек.
Административно-территориальное деление – 7 районов, 2 города республиканского подчинения поселков городского типа, 50 сельских администраций. Районами преимущественного расселения адыгейцев являются Теучежский, Шовгеновский и Кошехабльский районы. В Тахтамукайском районе они составляют около трети населения, в Красногвардейском – менее четверти, в Гиагинском и
Майкопском районах численность адыгейцев незначительна. Районами компактного проживания русскоязычного населения, среди которого доминируют потомки кубанских казаков, являются
Гиагинский, Майкопский и Красногвардейский районы Адыгеи. Из всего ряда республик СК Адыгея является исключением по многим характеристиками, прежде всего демографической ситуацией.
Число представителей титульной нации в Адыгее в 2,5 раза меньше русского населения (288,0 и тыс. чел, соответственно. Доля русских в Адыгее составляет 64,5%, это самый большой показатель в республиках СК, он лишь ненамного уступает Астраханской области. Миграция народов.

Миграционные процессы на СК носят ярко выраженный этнический характер. С Х в. и по
1990-е годы русские были доминирующим народом по демографическому вторжению на территории
СК. Экспорт русских и их языка, культуры был, пожалуй, наиболее важным аспектом расцвета империи
1
Распад СССР ознаменовался обратным током миграции. Сегодня этот процесс уже продолжается на южных границах РФ
2
Проявлением состояния регресса (демодернизации) можно назвать исход из кавказского общества альтернативных нетитульных сил (русских, способных составить необходимую повестку дня для современной жизни этого общества и обеспечить в этой повестке такие ключевые моменты, как Исрафилов А. М. Русский народи преобразования в ДАССР. Ростов н/Д, 1991. С. 15 2
Вишневский А.Г., Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В., Тишков В.А., Трейвиш АИ. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. М, ИЭПП, 2004. С. 38.
хозяйственное и политическое управление, образование и культурное производство. Такой исход имеет разные причины и разные формы, нов целом он – характер неприятия или протеста. Из республик Восточного
СК сначала была вынуждена уехать подавляющая часть представителей нетитульного населения. Затем исламизация, безработица и террористическая активность стали выталкивать многих мобильных кавказцев
2
В данном случае число и качество совершивших исход по отношению к общей численности населения республик обретает принципиальный характер, ибо меняет социально-культурное содержание народов.
Изучая миграционные процессы в Северо-Кавказском регионе можно прийти к выводу, что главный действующий фактор, влияющий на масштаб русской миграции из региона состоит, скорее всего, в том,
что русские гораздо в меньшей степени, чем представители коренных народов, оснащены капиталом первичных неформальных связей. Этот социальный капитал выступает как совокупность родственных связей, которые могут быть эффективно конвертированы в преимущества в конкурентной борьбе за дефицитные или престижные позиции.
Возможность негативного сценария развития событий заложено в диффузном уменьшении влияния русского Центра на северокавказские окраины. Опасность представляет не столько периодический захват сепарационно-ориентированной идеологией отдельных районов СК, сколько стабильная экспансия этой идеологии вглубь России. В тоже время очевидно, что от настроения и установок русской приграничной зоны (Ставрополье, Астраханская область, Краснодарский край) зависит и характер межэтнических отношений в самих республиках.
В рамках конструктивного сценария необходимо рассмотреть и инерционный вариант развития ситуации. Сегодняшний характер демографических и миграционных процессов на СК говорит о стабильном варианте. В связи с естественной убылью населения России миграция, по меньшей мере,
до середины века станет почти единственным источником пополнения трудовых ресурсов страны
4
Миграция кавказцев в соседние края и области в ближайшие десятилетия будет усиливаться, поэтому необходим селективный подход к формированию основных переселенческих контингентов.
Представляется, что основной критерий селективности должен отвечать ряду принципов.
Влияя на общую численность населения и на его культуральную структуру, миграция превращается в постоянную и достаточно немалую составляющую российского общества. Наиболее важный вопрос для конструктивного сценария – как использовать миграцию северокавказских народов вглубь России во благо Если она будет происходить и дальше таким же стихийным образом как сейчас, тов скором будущем станет вопрос о необходимости увеличения территорий республик за счет приграничных краев и областей.
Миграция способствует передаче из республик СК самого ценного ресурса – человеческого потенциала. Страна будет иметь несомненные выгоды от этих инвестиций, если сможет продуктивно использовать кавказцев и выгоды от этого будут превышать затраты на их образование, ассимиляцию,
пенсионное обеспечение и т.д. Главным путем совершенствования системы управления миграцией народов СК является развитие дифференцированных мер – продуманная политика расселения, исходя не из учета интересов мигрантов, а из учета государственной политики.
Необходимо продумывать региональные стратегии миграционной политики, особенности расселения отдельных этнических групп по территории страны. Уже сейчас, например, концентрация мигрантов армян в некоторых районах Краснодарского края вызывает негативную реакцию принимающего сообщества. Возможно, потребуется введение региональных ограничений для мигрантов, например,
введение нормы, при которой представители определенной национальной группы не превышали в потоке расселяемых мигрантов определенного порога. Этнические группы мигрантов более склонны к сохранению исходной идентичности при компактном расселении и, напротив, быстрее меняют Мкртчян Н.В. Миграционная ситуация в Южном федеральном округе / Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном кавказском регионе. Тезисы Международной научной конференции. Ставрополь,
Изд-во СГУ, 2003. С. 77.
2
Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции глобальный аспект // Социс. – 2004. – № 10. – С. 4–13.
3
Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции глобальный аспект // Социс. – 2004. – № 10. – С. 4–13.
4
Вишневский А.Г., Андреев ЕМ. Население России впервой половине нового века // Вопросы экономики, 2001.
5
Денисенко М.Б. Замещающая миграция. Международная миграция населения Россия и современный мир Гл. ред. В.А. Ионцев. М МАКС Пресс, С. 34.
6
Дмитриев А.В., Пядухов ГА. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда. —
СОЦИС. 2005, № 8.
7
Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. М.:
Интердиалект+, 2000.
идентичность в пользу принимающего сообщества при дисперсном расселении. Это также надо учитывать при формировании политики интеграции.
Так же необходимо учитывать степень близости к российской культуре. Если степень культурной близости невелика, необходимо стремиться к возможно более этнически пестрому составу расселения миграционных потоков. Формирование российской идентичности будет легче и быстрее происходить в условиях, когда у мигрантов отсутствует возможный единый центр консолидации. Если на определенной территории доминируют выходцы из одной республики, представители одного народа,
им проще поддерживать прежнюю идентичность, чем принимать российскую (надэтническую).
Сегодня миграцию северокавказских народов на сервер можно характеризовать как медленное поэтапное, волновое переселение в начальной стадии (это исходный момент. Суть ее сводится к положению о том, что переселение должно происходить в близко расположенные районы от своих республик Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская область. Начавшаяся миграция кавказцев не встречает выраженного сопротивления, а лишь увеличивает число выбывших русских за пределы краев и области ЮФО.
С течением времени любая миграция имеет тенденцию создавать свою собственную инфраструктуру поддержки. В результате миграционные потоки приобретают сильную внутреннюю инерцию, что позволит им в будущем сопротивляться манипуляциям государственной политики. Так на Ставрополье центр тяжести расселения русских плавно смещается в северо-западном направлении
(нефтекумский район, доля русских – 37,6%)
2
. Если в 2009 г. Ставропольский край неофициально называли приграничной территорией, то уже в 2010 г. стали называть центром СК. С разделом
ЮФО и отнесением Ставропольского края к СКФО, это еще более благоприятно скажется на снижении общей доли русских, что ярко подчеркивает процесс ухода их с Кавказа.
Безусловным лидером по оттоку населения является Чечня. Исход начался осенью 1991 г. и усилился с началом создания Ичкерии. Первыми покинули Чечню функционеры разрушенного советского режима и работники государственного аппарата, затем – квалифицированные рабочие пришедшей в упадок промышленности и сферы обслуживания. Помимо русскоязычных значительное количество переселенцев составили ингуши и дагестанцы. В массовом порядке покидали республику,
начиная с 1992-1993 гг. и сами чеченцы, в основном интеллигенция, специалисты и служащие.
Ориентированная численность чеченцев выехавших из Ичкерии за период г, составила около тыс. чел. Разуметься, этот отток усилился еще больше в последующие военные кампании. Чеченцы больше предпочитают переселяться в Калмыкию ив южно-восточные районы Ростовской области.
Побуждающие причины миграции из республики существуют и сегодня. Уже в наши дни – аварцы,
беженцы из станицы Бороздиновская, находящиеся в лагере Надежда под Кизляром, обсуждают возможность переезда на постоянное местожительства в одну из областей России. Как один из вариантов рассматривают переезд в сельские районы Ростовской области. Схожая ситуация со станицей Дубовской – уезжают даргинцы, но большинство переезжают не в Дагестана в Калмыкию,
либо в Астраханскую область. Помимо дагестанских народностей, республику покидают и казанские татары, в станице Гребенской – Тараклы осталось их меньше 300 человек. В ногайском ауле Сары
Су, со слов местного населения, созданы все условия для их выезда из республики. Со времени первой чеченской кампании, ногайцы стали мигрировать в Ногайский район Дагестана и оттуда постепенно в Ставрополье. Образование диаспор.

Классическое определение понятия диаспора дает Советский энциклопедический словарь:
«диаспора – совокупность населения определенной этнической или религиозной принадлежности,
которое проживает в стране или районе нового расселения. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров считает Ключ к межнациональному миру и сотрудничеству находится у лидеров самих национальных общин, которым необходимо обеспечить умеренность и толерантность своих диаспор»
4
В основе миграционного поведения лежат факторы как объективного (экономического, таки субъективного характера (стереотипы и установки. Однако, поскольку большую значимость имеет Скатерщикова ЕЕ. Жизненные миграции как фактор территориальной сплоченности России // География. № 32.
2
Карачурина Л.Б. Особенности занятости мигрантов в России (поданным социологического обследования) /
/ Горные страны расселение, этнодемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг. Материалы Межд. конференции Ставрополь – Домбай, 25-30 сент. 2005 г Советский Энциклопедический словарь. МС Федоров В. Свой среди чужих. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3299.html
психологическая динамика кавказских общины вне республик СК, то необходимо начать с описания подвидов диаспор) сглаженная. Гуманитарная, техническая и творческая интеллигенция, переехавшая с республик
СК, главным образом, по причине возможности более полной и разносторонней самореализации. Эти люди обычно имели сознательную установку на вживание в новую среду, установление в ней широких контактов, ноне на ассимиляцию, хотя под влиянием сильного ассимилирующего воздействия русской среды (и ее значительной комфортности для кавказцев – до началах гг.) ассимиляция все-таки постепенно происходила. Данной группе несвойственны проявления бытового национализма. Это по большей части выходцы из русскоязычной кавказской среды, те. того слоя населения, которое получило образование в русских школах и говорит по-русски. Для данной группы характерен как бы двойной круг общения с соотечественниками отдельно, с русскими отдельно) выраженная. Осевшие на постоянное жительство выходцы из сельских районов и из более низких в социальном отношении городских слоев республик СК. Для них по большей части характерен
«бытовой» национализм, иногда исключительно национальный круг общения, сохранение родного языка как языка общения в быту, бытовых норм поведения. При этом лишь немногие из представителей данной группы склонны к идеологическому национализму. Для них в целом нехарактерна тяга к объединению на национальной основе, за пределами своего привычного круга. Если и проявляется земляческая солидарность, то она касается выходцев из одной и той же местности, одних и тех же районов) размытая. Ассимилированные кавказцы со слабовыраженным национальным самосознанием или даже отсутствием его. Большинство подгруппы – так называемое второе поколение, рожденное уже на новой родине. Они хорошо знают русский языки не знают язык предков, имеют тот же уровень образования, туже профессиональную квалификацию, больше, чем русские, поддерживают стремление к интеграции, вплоть до полной потери своей национальной идентичности. Нос появление сюжета в новостях об русских националистах, о спаянной с властью русской православной церковью и параде казаков, махающих шашкой также лихо, как при вырезании тысяч их предков, начинают чувствовать,
что есть нечто, что они потеряли, забыли, обменяли, продали. И это нечто – их культура и историческая память, пропитанные совершенно иными чувствами – честью, доблестью, отвагой, уважением предков,
а главное – чувством дома. С этого момента они начинают с горечью убеждаться, что на них смотрят как на чужих (понаехали тут, не принадлежащих ник РПЦ, ник титульной нации.
Существует две основные модели взаимодействия республик СК со своими земляками по России:
репатриационная и диаспоральная. Первая состоит в разработке политики, помогающей возврату на историческую Родину, вторая – в содействии и нормальному развитию на новой Родине. Однако ни у одной республики сегодня нет выработанной однозначной политики в отношении своей диаспоры.
Можно совсем основанием сказать, что данная политика в определенной мере отличается стихийностью и вынужденностью. Лишь с восстановлением конституционного порядка в Чеченской
Республике с подачи президента Рамзана Кадырова оглашена репатриационная модельно пока возвращение в республику наблюдается только у беженцев, проживающих в Ингушетии и Дагестане.
Обычно для представителей диаспор свойственно одно доминирующее чувство – чувство симпатии и соучастия в судьбе своих бывших соотечественников, выражающееся чаще всего в формах солидарности или помощи, если в таковых они нуждаются. В свою очередь фактор диаспоры, тем более если она многочисленна и влиятельна – это мощный политический и социальный ресурс для тех народов и их политиков, который может быть мобилизован для различных целей, в том числе и для достижения радикальных проектов, как достижение политической независимости или возможное изменение демографической ситуации в пользу той группы, которая утратила свой преобладающий статус, в том числе по причине исторических миграций. Как правило, диаспора, вернее ее активные элементы, политически и эмоционально заангажирована на однозначную поддержку своего народа,
даже если ее представители уже давно стали лояльными и полноправными гражданами других государств и даже ассимилировали с другими культурами
3
Северокавказские диаспоры еще молоды и находится в стадии формирования. До недавнего времени таких диаспор вообще не существовало. Российская колонизация рассматривалась как внутренняя и,
уезжая на Дальний Восток или в Москву, кавказцы продолжали ощущать себя в своей стране, за пределами Мелконян Э. Диаспора в системе этнических меньшинств (на примере армянского рассеяния Э. Мелконян // Диаспоры. – 2000. – № 1–2. – С. 6–-28.
2
Попков В.Д. Феномен этнических диаспор / В.Д. Попков. – М, ИС РАН, 2003. – С. 26.
3
Левин З.И. Менталитет диаспоры / З.И. Левин. – М, ИВ РАН «КРАФТ+», 2001. – С
республик нигде не образовывали устойчивых, замкнутых сообществ и довольно быстро ассимилировались с населением тех районов, где они жили. Исключение составляла ситуация с депортационными народами,
но это было насильственная и непродуманная миграция. Народы селились локально, в тяжелейшие условия и надежды на ассимиляцию с местным населением практически не было
1
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов


связь с админом