Главная страница
qrcode

Управление этнополитикой Северного Кавказа - 20... И. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа


НазваниеИ. Я. Новицкийуправление этнополитикойсеверного кавказа
АнкорУправление этнополитикой Северного Кавказа - 20.
Дата23.04.2017
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUpravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38309
страница6 из 35
Каталогtrillioner007

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: HekIuashe_Adyge_prosvetitelstver_19-20.pdf, Dzuev_G_K_Krovavoe_leto_1928_Ocherki.pdf, Beytuganov_S_N_Vosstanie_krestyan_v_Kabardino-Balkarii_v_1928-31, kar_cher.doc, Elementy_Kavkaza2.pdf, Alim_Keshokov_-_5-y_tom.pdf, Upravlenie_etnopolitikoy_Severnogo_Kavkaza_-_20.pdf, cherkesskiy_vopros.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
§ 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР.
Культура в широком смысле слова – целостность, охватывающая не только духовную сторону жизни общества, но и материальную. Люди производятся, воспроизводятся и социализируются в определенной социокультурной среде. Очевидным становится то, что и восприятие действительности зависит от определенной культурной традиции.
Культурный ландшафт Российской Федерации представляет собой мультикультурное пространство с развитым культурным плюрализмом на региональном и субэтническом уровнях, вмещающем в себя культурное разнообразие, поданным переписи 2002 г, около ста восьмидесяти народов и этнических общностей. Культурные стили регионального и локального характера, пребывавшие в латентном состоянии регионального бытования, в новой России получили импульс к развитию этнокультурной идентичности как вызов энтропии глобализационных влияний. Начался активный поиск самобытной идентичности в открывшемся мировом пространстве культуры
3
Культурологический фактор является одним из ключевых, обеспечивающих интересы национальной безопасности по двум основным причинам. Во-первых, контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса и культурологический фактор, через диалог соседствующих культур, всегда принимал активное участие в регулировании межэтнических отношений. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. Во-вторых, в течение всей истории экспансия какой-либо империи обычно происходила одновременно с расцветом ее культуры, и почти всегда империи использовали всю силу для утверждения своих ценностей, обычаев и институтов в покоренных обществах. И, в-третьих, в условиях острой социальной нестабильности этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки, человеку свойственно ориентироваться на этнические общности и нередко преувеличивать позитивное отличие своей культуры от других
6
Американский антрополог Ф. Бок во введении к сборнику статей по культурной антропологии («Cul- ture Shock») дает такое определение культуры Культура в самом широком смысле слова – это то,
из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты в своей группе,
среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы – и ты, и они – видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным конфликтом»
7
Сегодняшний культурный конфликт, который практически сформировался в противопоставлении народов СК и остальной России – это конфликт культурных норм и ориентации не только на уровне массового, но и индивидуального сознания. Межкультурные контакты создаются в борьбе двух противоположных интересов с одной стороны, стремления народов к безопасности и сохранению своей самобытности и, с другой стороны, стремления к росту, синтезу и интеграции прогрессивных взаимовыгодных культурных влияний. История развития русско-кавказской культуры и светского образования СК.

Кавказское общество представляет собой многообразие культурных течений, каждое из которых развивается по своим специфическим законам. Народы кавказской культуры по праву включены в число государствообразующих российских народов. Они оставили глубокий след в русской истории и культуре, что не могло не служить ее дальнейшему процветанию, но и приобщение кавказцев к русскому Культурология учеб. пособие /В.А. Глуздов, л.л. лукичева, А.А. Касьян и др. / Под ред. В.А. Фортунатовой иле. Шапошникова. М Высш. шк, 2003. С. 10.
2
Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России Очерки. М МГУКИ, 2000. с Лапин НИ. Пути России социокультурные трансформации. М.:ИФРАН, 2000. с Сиверцева Т. Культурная трансформация и смена идентичности (Дагестан, Цумадинский район) / Идентичности и конфликт в постсоветских государствах. Сб. статей. – МС Сорокин П. Социальная и культурная динамика исследование изменений в больших системах искусства,
истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ. В.В. Сапова. СПб.: РХГИ,2000. С. 56.
6
Эфендиев В.С. Этнокультура и национальное самосознание. – Нальчик Эльфа, 1999. С. 60.
7
Цит. по Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ//Этнос и политика Хрестоматия/Авт.- сост. А.А. Празаускас. М УРАО, 2000. С Цуциев А.А. Русские и кавказцы очерк незеркальной неприязни // Вестник институт цивилизации. -Владикавказ, 1998. – Вып. I. – С. 251.

35 1
Ватейшвили Д.Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе впервой трети XIX века. – МС Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Сборник документов. – М, 1957. – Т. – С. 3.; Кумыков Т.Х.
Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок. – Нальчик, 1962.– С. 121; Кушева Е.Н. Народы Северного
Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина вторая половина XVII в. – М, 1963; Ваксман А.А. Записки краеведа. – Грозный, 1984. – С История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г. МС. 203;
Ахмадов ЯЗ. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный, 1988. С. Казаков АИ. Страницы истории г. Грозного краеведческие этюды. – Грозный, 1989. – Сидр Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества Сборник/Пер. с нем, англ./Вступительная статья, сост. и общая ред. А.Ф. Филиппова. М КАНОН – пресс – Ц, Кучково поле, 1999. С. 73-102.
4
Кисриев Э. Ислам как политический фактор в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. – 2000, – № 5 (С. 77.
5
Ланда Р.Г. История ислама в России // Россия и мусульманский мир. – 2003. № 12 (17).
6
Гонтарёва Е.Н. Начальное образование в дореволюционной Чечено – Ингушетии. – Грозный, 1965. – С.4.
языку и русской культуре благотворно сказывалось и на развитии национальной культуры СК
1
. В
кавказскую школу стали интенсивней проникать светские предметы, а представители местной интеллигенции стали активно выступать за равноправие народов.
Проследив историю развития русско-кавказских контактов со второй половины XIX в. по конец века XX в, можно прийти к выводу, что Россия, добившись включения территории СК в состав
Империи, не ставила во главу угла только покорение, колонизацию, о чем немало написано историками советского периода. Большое количество документов, исходивших от самых высоких российских инстанций, свидетельствуют о стремлении России вовлечь народы СК в общероссийское экономическое и культурное пространство, на путь к европейской цивилизации.
Результатом взаимодействия западного и восточного типа культуры становятся своеобразные
«гибридные» общества. Характерным примером является СК, испытывавший в течение постоянного общения с Россией влияние распространявшихся в горном крае основ европейской культуры. В тоже время необходимо иметь ввиду, что кавказский культурный тип ближе к Востоку, и немалая часть кавказцев считает для себя приоритетной атрибутику мусульманской культуры. Несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие, население СК исторически было объединено общностью исторических судеб, этнотерриториальными контактами, хозяйственно- экономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции.
Культура народов СК была составной частью общероссийского цивилизационного пространства на протяжении двух последних веков. Однако глубокого влияния на проникновение в местный быт русских этнокультурных стандартов не произошло.
В противовес историографии советского периода, трактовавшей роль царизма на Кавказе исключительно негативно, в частности как попирающего народные традиции и культуру, необходимо отметить безусловно положительную роль официальной России в процессе приобщения горцев к новому культурно-образовательному пространству. Создавая школы различного типа, представители власти часто шли навстречу образовательным потребностям местного населения. Это проявилось в организации школ по просьбам местного населения в отдаленных горных аулах в переустройстве городских школ в учебные заведения с более высоким образовательным статусом в гибком сочетании программ светского и религиозного образования в русскоязычных школах в создании системы пансионов для детей горцев.
До официального присоединения к России единственной формой образования на СК были арабо- мусульманская школа (мактаб и медресе) и христианская школа в Осетии. Образовательные программы арабо-мусульманских школ включали дисциплины религиозного цикла (арабский язык,
шариат, философия, логика) и изучение точных наук (алгебра, геометрия, астрономия. Из общего количества мусульманских школ, существовавших на Кавказе в XIX в, более половины находилось на территории Дагестана. Религиозные школы выполняли и важную социальную функцию в этносознании народов сформировалась установка на грамотность, престиж знаний и религиозная образованность. Мусульманские школы были бесплатными, сравнительно доступны, не разделяли учащихся по социальному статусу, являлись обязательными для всех мусульман
5
В тоже время конфессиональный характер всей системы арабо-мусульманской школы стал, в силу намеренного самоограничения, подчас примитивности учебного процесса и враждебности по отношению к появлявшимся альтернативным учебным заведениям (светским школам, существенным препятствием для социальной адаптации кавказской молодежи к новым реалиям.
После присоединения СК Россия предприняла ряд мер, объективно способствовавших развитию культуры народов горного края. Одним из значительных явлений стало открытие светских школ. В
целом организация русскоязычных учреждений и светских школ сопутствовала практическому включению
СК в политико-экономическое и культурно-образовательное пространство Российской Империи
1
Первые годы горцы не стремились определять детей нив государственные городские училище,
ни в частные. Если отношение коренного населения к русским в сфере традиционных норм общения оставалось в целом лояльным, то попытки привлечь горцев в светские школы встретили религиозное неприятие, которое могло стать мощным тормозом в общем процессе формирования системы образования. Решением этой проблемы стало открытие в 1849 г. в Дербенте мусульманского училища,
которое вначале г. было переведено в Темир-Хан-Шуру. Обучавшиеся имели возможность помимо арабского, изучать и русский язык. Это стало важным шагом на трудном пути привлечения кавказцев в новое для них образовательное пространство
2
С середины XIX в. появление на территории СК светских учебных заведений постепенно стало приобретать систематический характер. В 1856 г. по инициативе полкового врача И. С. Костемеровского в Нижнем Дженгутае была открыта школа для детей всадников Дагестанского конного полка и детей местных жителей. Параллельно с исполнением своих профессиональных обязанностей Костемеровский выступал активным пропагандистом русской грамоты, науки и культуры среди горцев
3
В создании сети школ различного типа представители царской власти шли навстречу образовательным потребностям местного населения. Показательно, что открытие светских учебных заведений во многих случаях было инициировано местным населением. Горцы ходатайствовали об увеличении школ, способствовали их возведению денежными средствами, материалами и личным трудом.
Для правительства России светские школы являлись важным аспектом, инспирировавшим социально-политическую интеграцию СК в Российскую империю. Светские школы, ставшие своего рода цивилизаторским средством замирения СК, и существовавшие параллельно мусульманские учебные заведения должны были усилить образовательный процесс в горном крае. При этом в целях привлечения кавказской молодежи в русскоязычных светских школах вводились структурно- программные элементы религиозного образования основы ислама и арабский язык
4
В целом ни русские, ни арабо-мусульманские школы по своему назначению, программному содержанию не отражали объективные потребности развития народного образования и культуры народов Кавказа. Они не могли выполнять функции очагов культуры и распространения научных знаний среди широких масс. Но объективно они внесли свой вклад вдело распространения элементарной грамотности среди части населения.
Российская власть стимулировала светское образование горцев, выражая свои геополитические интересы. В определенной мере оно могло гарантировать социальную стабильность в регионе.
Непосредственно участвуя в зарождении русскоязычной кавказской интеллигенции, правительство
России видело в ней гарант стабильности и лояльности по отношению к официальной власти.
В свою очередь, светские школы стали для горцев проводником в новый культурно-образовательный мир. Если в сфере традиционных форм общения влияние русских проявилось на уровне материальной культуры, то общение с русскими учителями, изучение русского языка давало позитивные результаты в развитии духовной культуры горцев. С созданием системы светского образования сделало возможным для молодежи СК получение среднего и высшего образования, а также продолжение учебы в различных регионах России и за рубежом. Наиболее значительную роль в приобщении молодых дагестанцев к европейской культуре сыграла Ставропольская гимназия, в которой в 1866 г.
открылись вакансии для детей горцев
7
Получение светского образования гарантировало реальное повышение социального статуса горца,
способствовало его участию в формирующемся социуме – кавказской русскоязычной интеллигенции. К Хатаев ЕЕ, Кокаева ФА. Просветители и педагоги Северного Кавказа (XIX в. – Владикавказ. – С Тройно Ф.П.Горская молодёжь в русских учебных заведениях Северного Кавказа в конце XIX века. // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 12-13. – Ставрополь, 1971. – С Муслимова АС. Народное образование в Дагестане во второй половине XIX - начале XX веков. Автореф.
дис. ... канд. ист. наук. – Махачкала, 2002. – С. 17.
4
Джабатырова Б.К. Ставропольская мужская классическая гимназия как центр просвещения горских народов
(XIX-начало XX вв.). Дис. канд. пед. наук. – Майкоп. – С Гасанов ММ. Дагестан в составе России. (Проблемы экономического, политического и культурного развития втор. пол. XIX в) Дис. докт. ист. наук. – Махачкала. – С Крымский А. Школа, образованность и литература у российских мусульман. – МС Джабатырова Б.К. Ставропольская мужская классическая гимназия как центр просвещения горских народов
(XIX-начало XX вв.). Дис. канд. пед. наук. – Майкоп. – С

37 1
Айларова С.А. Общественно-политические и исторические взгляды передовой Северо-Кавказской интеллигенции (60-90 г. ХГХ в. Автореф. дис. канд . ист. наук. – Тбилиси. – С Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – МС Цит. по Цуциев А.А. Русские и кавказцы очерк незеркальной неприязни // Вестник институт цивилизации. Владикавказ, 1998. – Вып. I. – С. 25.
4
Блиев МС. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. МС Ахмадуллин В.Б. Политика Советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945гг):
Дипломная работа. / Воен. унт. – МС Гусейнов Г.-Ф. А, Куркиев АС. Из истории лингвистических связей народов Чечено-Ингушетии с Россией Грозный, 1992. – С Гриценко Н.П. Умалат Лаудаев – первый чеченский этнограф и историк // Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1966. Т. 7. С. концу в. на СК стали появляться специалисты с высшим образованием из числа местных народностей.
Российские учебные заведения стали выпускать учителей-кавказцев
1
. Это имело важное значение для развития народного просвещения. В конце XIX в. педагогические кадры готовились из лучших выпускников горских школ. Это способствовало их закреплению в школах, адаптации на местах, сохраняло преемственность в образовательной практике
2
Отмечая достижения в развитии образования, нельзя, однако, умалчивать и тот факт, что православная верхушка России не была согласна с устойчивыми позициями ислама и арабоязычной культуры на СК. Это, в частности, подтверждается в исследованиях, посвященных миссионерской деятельности православной церкви. Прямолинейно такая позиция выражена С. А. Раздольским,
который утверждает, что благодаря миссионерам коренные жители Кавказа получают возможность обучаться грамоте народном языке. Принятие православия дает коренным жителям возможность поступать в учебные заведения Петербурга, Москвы, Казани и других крупных городов России»
3
Приведенное утверждение, а также вывод о духовной православной колонизации Кавказа никак не согласуются с реальными фактами коренное население Дагестана, Чечни, Кабарды которое относилось позитивно к светскому образованию и изучению в светских школах государственного русского языка,
в сфере духовности не допускало компромиссов. В этом – феномен культурно-образовательного развития СК конца XIX в сохранив духовные ценности ислама, адато-мусульманской культуры, Кавказ вступал в новое качество своего развития, в общероссийское культурное пространство
4
Мероприятия, проводимые в стране в советский период, направленные на разрушение религиозно- этнических традиций (перевод письменности с арабского на латинский алфавит, затем на кириллицу,
запрещение исламских учебных заведений, стеснение исламских организаций, в конечном итоге изолировали СК от мусульманского мира. Это способствовало ускоренному восприятию русско- европейской культуры. В течение всего советского времени русская культура укрепляла свои позиции на СК в качестве доминирующей. В результате на протяжении XX в. одновременно существовали две различные парадигмы старая, отражавшая связь с адато-мусульманским этносом, и новая,
развивающаяся в пространстве русско-европейской культуры.
Уровень высшего образования в регионе, мобильность северокавказских этносов позволили им существенно усилить свою роль в общегосударственной жизни, политике, о чем свидетельствует наличие национальных столичных представительств. В регионе наблюдается прогресс гуманитарных науки собственной профессиональной культуры. Научное сообщество СК находится в поиске доказательств древности и уникальности народов, их свершений, и это отразилось наросте среди исследователей числа историков, этнографов, языковедов
7
За годы советской власти, несмотря на все невзгоды, сформировались политические и интеллектуальные элиты народов СК. Унифицированная система воспитания, народного образования и подготовки кадров была нацелена на формирование социокультурного единства страны так, что у мусульман-кавказцев даже не возникало и мысли о создании исламского государства и
«воссоединении» с исламским миром. Это было обусловлено государственной программой,
направленной на повышение культурно-образовательного уровня народностей многонациональной страны посредством интегрирования малых народов в единую общность – советский народ. Сегодняшнее светское образование.

Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем,
которые стечением времени не теряют своей актуальности. Особые условия формирования этноэлит
СК сегодня характеризуются снижением значимости национальной творческой и научной
интеллигенции. Именно эти процессы определяют и определят многие негативные процессы в республиках. Если в среднем по России на каждого выпускника средней школы приходится в вузах места, тов Дагестане – до 0,8, в Ингушетии – до 0,7, а в Чечне и Кабардино-Балкарии этот показатель снижается до 0,6. Из-за высокой стоимости образования (в том числе) молодым женщинам труднее поступить в ВУЗ, чем их братьям – семьи не хотят инвестировать в образование девочек,
которые со временем выйдут замуж и будут сидеть дома. В 2003 г. в целом по России школу посещали летних девушек, а в республиках СК – всего Срезкой коммерциализацией высшего образования ушли в прошлое квоты для «нацменов»
(пренебрежительная аббревиатура, которую советский истеблишмент использовал применительно к национальным меньшинствам одновременно система высшего образования в регионах оказалась без устойчивого государственного финансирования ив большинстве случаев деградировала по сравнению с достаточно высокими стандартами советской эпохи. Неудивительно, что, лишившись большей части узаконенных каналов вертикальной мобильности, кавказцы в крупнейших городских центрах с преобладанием славянского населения вынуждены в большей степени полагаться на клановые структуры, теневую экономику итак называемые этнические мафии».
Ограниченный объем средств, направляемых на образование в республиках, привел к тому, что на всей территории СК стало недоставать школьных помещений. Все это сочетается еще и с отсутствием мотивации и низкой заработной платой учителей, так в 2004-2005 учебном году количество учащихся в средних школах Ингушетии на 92% превышало число мест, причем в некоторых районах республики число учеников больше чем в три раза превышало нормативы, утвержденные при строительстве. В
Дагестане, в районах, где число учащихся намного превышает стандарты, школы работают в три смены. Интересен факт загруженности школ сточки зрения этнодемографических особенностей в некоторых селах спорного Пригородного района Северной Осетии (с. Карца) ингушские и осетинские дети разделены и ходят в разные школы, но осетинские школы недогружены, а ингушские – более чем перегружены. Расхождение русской и кавказской культуры.
В ходе уравнительной национальной политики СССР. Значительные массы русского населения отрывались от мест своего постоянного обитания, попадали в непривычную национальную среду, где оказывались в положении национальных меньшинств. Выходцы из России часто селились в городах
(старых и новых, которые были многонациональными. Это вело, с одной стороны, к усилению интернациональных черт в жизни общества в целом, ас другой, – к известной денационализации русских, к утрате ими многих национальных традиций, культуры. В результате осуществленных в- х гг. преобразований русский народ к моменту распада СССР по степени урбанизации заметно опередил многие другие народы. Русская нация стала самой городской, «индустриальной».
В культурологическом смысле понятие меньшинство несет позитивный смысл, так как утверждает культурные ценности этноса, которые должны быть подтверждены в процессе диалога культур и тем или иным способом защищены. Это особенно важно по отношению к коренным малочисленным этносам, для защиты культурной самобытности которых принята Декларация ООН оправах коренных народов мира. Нормы защиты культурных прав установлены в Конституции РФ, в законах о языках, об образовании, о культуре народов республик, создающих правовые возможности для развития этнической идентичности.
В многокультурном российском обществе в условиях этноцентристского управления республиками
«доминирующая» российская культура, столь важная для модернизации, приносится в жертву местной культурной специфике. Идеологическая болезнь х годов привела к тому, что межнациональные отношения на СК стали интерпретироваться на всех уровнях власти как предмет манипуляции и торга Республиканская целевая программа Развитие культуры в КбР на 2002 -2006 гг.” // Кабардино-балкарская
Правда (КбП). 2003. 25 марта. С. 3 -5.
2
Магомедова Р.М. Этнокультурная среда как фактор стабилизации саморазвития и самовоспитания детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы социального. Вып. 5 / Под ред. проф. ДМ. Маллаева,
доцента ПА. Омаровой. – Махачкала ДГПУ, 2007. – С Гранин Ю. Роль образования в формировании российской нации. Высшее образование в России. – 2006. - №10.
4
Одзоева РТ, Шаповалов В.К. Образование детей вынужденных переселенцев в Республике Ингушетия. Ставрополь Сервисшкола, 2005. – С, 24-34.
5
См Краснов Ю. К. Русские. Владивосток. 1989. С. 17 6
Рязанцев И.П., Завалишин А.Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ. МС Кривицкий КВ. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. – МС Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1993. № 3 3
Славянские народы на Северном Кавказе проблемные вопросы. Ростов н/Д 2003.
4
Гатеев В.М. Межнациональные противоречия на Северном Кавказе и поиски вариантов их решения // Дарьял.
Литературно-художественный и общественный журнал. Выпуск 2006-1.
5
Цит. по Маркедонов С. Русский вопрос в северокавказском измерении. Ч. 1 // Кафедра стран постсоветского зарубежья РГГУ. – между группировками этнических чиновников и бизнесменов, этнических мусульман и христиан».
Эта политикане может не выделяться своей цивилизационной воинственностью и колониальным подтекстом. В своих наиболее агрессивных проявлениях она отличается лишь по форме от прямой конфронтации. Результат – распространение ислама и рост религиозности как форма самозащиты
1
Этот механизм в значительной мере и определяет собой содержание понятия кавказская умма»: речь идет о реактивном чувстве принадлежности к угнетаемому меньшинству – чувстве, которое, похоже, не является устойчивыми теряет остроту после того, как минует очередной кризис.
Фанатичное стремление российских реформаторов любой ценой европеизировать и
«американизировать» Россию было как будто специально направлено на маргинализацию и ожесточение тех этнических и культурных групп, которые не вписывались в новые стандарты. По мере того, как российский правящий слой интуитивно ощущал собственное скатывание на периферию мировой системы по сравнению с советской эпохой – с экономической, военной и особенно с культурно- психологической точки зрения, – он пытался компенсировать это чувство неполноценности с помощью претензий на некое фундаментальное, цивилизационное превосходство по отношению к другим представителям глобальной периферии, в том числе и к народам СК
2
Культурное пространство СК стало сегментироваться на традиционного типа северокавказскую культуру (состоящую из многочисленных этнотрадиционных культур) и близкую к ней по ценностной системе исламскую русскую национальную (включая казачью традиционную культуру, «советскую»
и современную массовую западную культуру. Все они находятся в состоянии латентной и открытой конфликтности. Очевидна тенденция ослабления доминантной роли российской, светской культуры на СК
и нарастания борьбы за замещение ее традиционной культурой, а также различными исламскими течениями.
Существует несколько основных причин развития процесса расхождения русской и северокавказской культуры 1) историческое взаимодействие русского народа и кавказских этносов, лейтмотивом которого является идея необходимого материального возмещения со стороны государства утрат, понесенных кавказскими народами. (Здесь возникает оппозиция – сильный милитаризированный имперский
(советский) центр и гордые, свободные, насильственно подчиненные, ноне смирившиеся народы критическое отношение к современному российскому (демократическому) опыту строительства экономики в северокавказских республиках 3) противопоставление повседневной, строго регламентированной культуры быта кавказцев и маргинального в культурном отношении,
деградирующего русского населения. Усилия центральных российских телеканалов способствуют восприятию русских и их культурных ценностей как противоречащие фундаментальным основаниям культур северокавказских народов
4
Показательным в отношении пункта №1 является признание известной правозащитницы Лидии
Графовой, сделанное ей уже по итогам чеченской правозащитной кампании в середине х Мы виноваты перед русскими беженцами из Чечни. Мы – это в целом правозащитное движение. Именно с нашей подачи общественное сострадание замкнулось только на чеченцев. Это, наверное, заскок демократии – поддерживать меньшинство даже ценой дискриминации большинства. И я должна признаться – мы искренне считали, что должны отдавать предпочтение им перед русскими. Потому что чувствовали передними историческую вину за депортацию. Большинство правозащитников до сих пор придерживаются этого мнения. Лично у меня постепенно чувство вины перед русскими перевесило»
5
Голландец Г. Хофстеде и француз Д. Боллинже выделили 4 параметра применительно к культурной организации уровень иерархии – степень неравенства людей, которая признается нормальной населением страны стремление избежать неопределенности – та мера, в какой люди отдают предпочтение структурно организованным ситуациям перед структурно неорганизованными

40
– индивидуализм – показатель того, в какой степени люди предпочитают действовать как отдельные личности, а не как члены организованных групп степень мужественности – та мера, в какой мужские ценности (воинственность, дружба,
агрессивность) преобладают над женскими (покой, умиротворение, неэкспансивность).
В этой классификации отчетливо видно полярность русской и кавказской культурой организации.
Необходимо признать, что вначале в. русские, говоря о своей культуре, лишь вспоминают прошлое величие. Жестко регулируемый идеологизированный процесс развития советской интернациональной культуры оказывал унифицирующее влияние на традиционную культуру. У русского
(славянского) населения русская и советская культура стали почти синонимами.
Русской культуры как таковой, по М. Я. Гефтеру, не существует. В действительности имеется русскоязычная культура, которая хотя и говорит по-русски... нов общем-то является космополитической культурой внутри России. Культура, говорящая по-русски, сформировалась...
не как выразитель отдельного этноса. Существуют люди, именующие себя русскими. На самом деле они русские разного происхождения, смешанного — то ли в результате этнического смешения типов, то ли — русские татары, русские эстонцы, русские евреи. Русская культура приобретает особое место в стране ив мире благодаря своему космополитизму, любви к различиям. Русские это «суперэтнос, который, сжимаемый со всех сторон, уже не может превратиться в этнос, в нацию в обычном смысле этого слова. Дать русскому стать русским – значит сделать его человеком лишь региональной цивилизации, высшие достижения культуры возможны лишь у космополитических метисов»
5
Интересен факт, полученный при исследовании культуры русских, проживающих в республиках.
Как оказалось, они даже высказывают большее рвение в верности традициям, чувству долга перед родственниками, земляками. На отношения кавказцев к русским сильно влияет самоидентификация и самосознание самих русских чем оно устойчивее, тем выше степень уважения кавказцев. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным, поскольку всем известно почитание традиций кавказскими народами. С другой стороны, все вполне объяснимо. Так, большинство кавказцев негативно воспринимают либеральные тенденции российской культуры, начиная с эпохи перестройки. Значимо то, чего нет или то, что очень хочется иметь. Когда русские наблюдают, как чтятся и передаются кавказские традиции и обычаи, они задаются вопросом, а почему у нас не так?
6
Складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, русские, чувствуя в чем-то свою ущемленность, хотят быть в статусе группы большинства. С другой стороны, чтобы повысить ощущение защищенности, когда на государство надеяться не приходится, они хотят иметь что-то вроде семейно-родовых объединений, которые существуют у кавказцев, чтобы эти кланы представляли их интересы (отсюда и значимость групповой этнической принадлежности. То есть, русские хотят получать бонусы и от статуса большинства, и от статуса меньшинства
7
В значительной степени данное положение русских в республиках объясняется тем, что они там находятся в положении второстепенного народа как бы дважды статус русского народа юридически не закреплен на федеральном уровне, а в национальных республиках русские являются «нетитульной нацией, приравниваются к национальным меньшинствам. И это несмотря на то, что в законопроекте
«Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации»
(закон таки не принят) четко сказано, что представители русского народа не могут рассматриваться как национальные меньшинства на территории России»
8
Русские вынуждены, дабы снять с себя социальное давление представителей титульных этносов,
преимущественно исламского вероисповедания, мимикрировать под местное население – либо внешне,
либо даже принимая ислам. Так, например, немногочисленное русское население, сохранившееся в
Чечне, стремительно «чеченизируется», сообщает источник Северо-Кавказского новостного агентства Гефтер М. Я. В поисках нового куда. МС Русские дома Беседа Михаила Гефтера и Глеба Павловского // Ожог родного очага. МС Там же С. 272.
4
Там же С. 277.
5
Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. МС Славянские народы на Северном Кавказе состояние и перспективы развития. Ростов н/Д., 2005.
7
Вариеода КВ. Уроки взаимодействия и проблемы взаимоотношений русского народа и северокавказских этносов. // Северо-Кавказское новостное агентство Электронный ресурс. – 2010. – Режим доступа http://
skfonews.ru/article/26 8
См. Сайгуллаев А. Единство и многообразие Новое дело. 2008. №15, 11 апреля, С. 4.

41 1
Русские в Чечне превращаются в чеченцев // Кавказское новостное агентство Электронный ресурс. – 2010
– Режим доступа http://skfonews.ru/news/115 2
См Независимая газета, в Грозном. Я видел этих русских. Они очеченились. И больше на чеченцев похожи, чем сами чеченцы рассказал источник. Что же касается православных верующих, проживающих в столице республики,
то, по словам источника, местный православный приход насчитывает не более 20 человек. По праздникам, как они сами утверждают, собирается человек 50». По словам И. Табацковой, посетившей на пасху город Грозный (04.04.2010), за исключением собственно празднования Пасхи, всю последующую пасхальную неделю православный храм Грозного был закрыт»
1
Русской культуре бросают вызови группы внутри России. Один из них исходит от тех переселенцев,
кто отказывается ассимилироваться и продолжает оставаться, верен духовным ценностям, обычаями культуре своих родных народов и передает их из поколения в поколение. Русские, как правило, либо не хотят ассимилировать мигрантов-кавказцев, либо наталкиваются на трудности, пытаясь сделать это, а степень, в которой определенные кавказские народы хотят ассимилироваться, остается неясной. Данный феномен наиболее заметен среди кавказцев – мусульман (только осетины на СК являются христианами).
На СК сегодня происходит протест к русской массовой культуре, имеющей целенаправленное тиражирование примитивных ценностей, с доминированием развлекательности. В силу более строгого воспитания кавказцы усваивают негативное отношение к употреблению спиртных напитков, к легким межполовым связям. Например, алкоголь трансформируется в кавказском общественном сознании в неизбежный атрибут обычаев, традиций, правил хорошего тона русских. Но протест сформирован не только в сфере массовой культуры, так Заводской суд города Грозного принял решение об изъятии
58-го тома Большой энциклопедии, выпущенного издательством «Терра», в которой, по его мнению,
содержится экстремистская статья о Чеченской Республике и чеченцах (06.04.2010). Судебное разбирательство было инициировано уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике
Н. Нухажиевым совместно с прокуратурой республики по факту публикации в м томе материалов,
искажающих историю Чечни и носящих клеветнический характер, сообщает «РБК» со ссылкой на пресс-службу чеченского омбудсмена.
В качестве экспертов на заседании суда выступили сотрудники Академии наук Чечни и ученые- историки. Они называли материал Большой энциклопедии о чеченском народе «провокационным»,
«оскорбительным», «идеологизированным», содержащим односторонне интерпретируемые исторические и современные факты истории, что, по мнению экспертов, навязывает читателю античеченские настроения, способствует разжиганию межнациональной розни в России».
По словам адвоката Мурада Мусаева, представлявшего сторону истца, чеченцы представлены в материале энциклопедии, как кровожадные варвары, способные лишь на разбой и бандитизм и при этом ни слова не сказано о героических подвигах чеченцев, защищавших Россию. Сторона ответчика на заседание суда не явилась, несмотря на извещение. В дальнейшем решение суда будет направлено в Министерство юстиции России для включения го тома Большой энциклопедии в федеральный список экстремистских материалов. В аппарате омбудсмена рассчитывают, что данный пример
«подтолкнет к началу судебных процессов и по другим опубликованным материалам, оскорбляющим честь и достоинство чеченского народа и разжигающим межнациональную вражду».
Как объясняет ситуацию один из ведущих специалистов-востоковедов, Алексей Малашенко, в плане историко-философском противостояние двух социокультурных систем (русской и чеченской),
их взаимное и постоянное отторжение неизбежно. Не было мира в Чечне ни при одной из политических систем. Чечня, похоже, всегда будет разительно отличаться от Смоленской области или Приморского края. И поэтому когда-нибудь она обретет свою независимость, и, дай Бог, чтобы на границах у
России было одним дружественным государством больше. Русские были тем звеном, которое интегрировало народы в единое социокультурное пространство Российской Империи и СССР, привнося на этническую переферию новые государственно-правовые нормы и ориентиры.
Современные этнокультурные процессы на СК характеризуются неустойчивостью,
противоречивостью взаимодействия традиционалистской, фундаменталистской и модернизационной альтернатив. Это может стать культурной легитимацией, как ослабления, таки укрепления позиций
РФ на своих южных рубежах в условиях вызовов глобализации и геополитических трансформаций. Отношение к финансовому благополучию.
Проблема взаимосвязи экономических вопросов в контексте ситуации на СК стала сегодня наиболее обсуждаемой. Главный теоретический вопрос заключается в выявлении первопричин: действительно
ли боевиками (радикалами, сепаратистами) движет убеждение, что после отделения от РФ их материальное благополучие улучшится, или же они готовы пожертвовать благополучием во имя достижения гораздо более значимых целей – утверждение своей религиозной идентичности (шариатское правление, национальной идентичности (независимое государство)?
Со слов местного населения, – «дотационность СК не от скудности природных ресурсов и отсутствия желания работать, а оттого, что все финансовые поступления используются в интересах конкретных семей, превративших госслужбу в бизнес. И все знают эти семьи. Семья сегодня в кавказском понимании – это ограниченный круг людей, состоящих друг с другом в родственных,
дружеских и экономических отношениях. Практически все социальные связи от обращения в поликлинику, дополучения водительских прав носят локальный, персонифицированный, межличностный характер, либо через знакомых или знакомых знакомых. Здесь характерно хоровое восхваление первого лица, он же и являться держателем денежного мешка».
Вообще к статистике доходов (уровень безработицы и т.д.) на СК следует относиться критично.
Вызывает сомнение, что средний житель Ингушетии в соответствии со своими доходами
(приведенными к прожиточному минимуму) живет почтив раза хуже, чем житель Ивановской области. Если судить не по средним заработным платам или бюджетной обеспеченности, а по другим показателям (размеры и качество жилья, владение автомобилями, объемы меняемых иностранных валют, состояние здоровья, число студентов вузов, средней продолжительностью жизни, то получится,
что СК не является зоной бедности. Несмотря на слабую экономику, политическую нестабильность и отсутствие инвестиций, люди здесь умеют обустраивать свою жизнь. А если судить уровень достатка населения по ценам на первичном и вторичном рынках жилья, рассчитываемых Госкомстатом (данные г, то Махачкала уступает лишь Москве, С.-Петербург и Ханты-Мансийску.
Несомненно, особый этнокультурный менталитет народов СК заметно отличается от общероссийского. Даже в условиях советской социально-политической обстановки Кавказ развивался по своим особым законам, зачастую не вписывавшимся в партийные требования. Для народов,
традиционно населяющих СК, советская норма (потребления) была абсолютно неприемлема, так как входила в противоречие с выработанными веками обычаями и традициями, духовно-нравственными и культурными ценностями. В республиках СК не иметь дома и жить бедно считается позором».
3
При попытках наведения экономического порядка Центру следовало бы учитывать, что финансовое благополучие и демонстрация его всегда были достаточно значимо на СК: лучший дом с высокими красивым забором, лучший автомобиль, жить достойно, ноне тяжело работать и т.д. Это зависит и от этнического сознания, духовных черти традиций местных народов. Там, где в ментальности преобладает прагматизм, рационализм и гражданско-территориальные основания этноидеологии,
значение финансового достатка может быть принципиальным или даже определяющим. А на практике именно эффект материальных требований (у нас безработица и нищета, и даже в какой-то времени шантажирование (дайте деньги для усмирения боевиков) поспособствовал определить экономический вектор в создании СКФО, по крайней мере официально в целях урегулирования этнических, культурных и религиозных противоречий борьба с бедностью должна стать основополагающим принципом развития юга России. Складывается впечатление, что раз для остальной части России жить бедно не считается позором, путь они обеспечивают народы СК.
В северокавказском, пусть даже демократическом, обществе персонификация отношений четко ограничивает доступ к управленческими экономическим ресурсам представителей «меньшинства»,
поскольку обладающие эффективной численностью представители большинства имеют больше возможностей оказывать прямое и непосредственное влияние на свое положение в иерархии власти
4
Подозрительность, обида, ощущение несправедливости и бессилия в таких условиях возникают гораздо чаще и, прежде всего у наиболее малочисленных народов. Так, анализируя скудную информацию по Цит. по Колесников ЮС. Модернизация территориальной организации экономики и макроэкономические функции этноэкономики // Этноэкономика и модернизация иной парадигме развития национального хозяйства:
ресурсы устойчивости и резервы адаптивности. – Ростов-на-Дону, 2004.– С. 19.
2
См Регионы России социально-экономические показатели. – МС Цит. по Иванов П. П. Каким быть федерализму в России. Российская газета, 30.05.2006 г Дружинин А.Г., Гонтарь Н.В. Асимметрия в социально-экономическом развитии территорий Юга России:
тенденции роста в условиях рыночной трансформации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Юбилейный выпуск. – 2002. С. 69.
биографиям ликвидированных боевиков-салафитов, можно заметить некоторую характерную особенность большинство из них не имело каких-либо родственных связей с правящими этнокланами
1
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов


связь с админом