Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 10Метод. Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои


Скачать 182.5 Kb.
НазваниеМенингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер182.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 10Метод.МИ
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с ООИ.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с ООИ.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Менингококковая инфекция (МИ) – инфекционная болезнь, характеризующаяся широким диапазоном клинических проявлений – от бессимптомного бактерионосительства и легкого назофарингита до тяжелейших генерализованных форм. Больные локализованными формами МИ, находясь вне очага заболевания, как правило, редко распознаются практическими врачами, в связи с чем могут играть важную роль в распространении заболевания. Своевременное раннее распознавание МИ имеет решающее значение для судьбы больного. Для генерализованных форм МИ характерно тяжелое, в т.ч. молниеносное течение болезни, с развитием фатальных осложнений. Прогноз болезни зависит не только от ранней диагностики, но и от адекватности терапии еще на догоспитальном этапе.

Чума является природно-очаговым заболеванием с множественными механизмами передачи инфекции, относящимся к группе особо опасных инфекций (ООИ). Отличается высокой контагиозностью и тяжелым, нередко катастрофическим течением заболевания, требующим неотложных лечебных и противоэпидемических мероприятий в очаге болезни. Природные очаги чумы имеются на всех континентах, в т.ч. и на территории РФ. В силу широких международных и межрегиональных контактов возможен завоз чумы в неэндемичные зоны, поэтому все врачи должны хорошо знать ранние клинические проявления этого заболевания.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками ранней диагностики МИ и чумы, дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной изоляции и правильного лечения больных. Усвоить основные приемы работы с больными на догоспитальном этапе, оказания экстренной медицинской помощи, тактики диагностических и первичных противоэпидемических мероприятий, ведения больного в стационаре. Познакомиться с принципами лечения, методами реабилитации реконвалесцентов и профилактики.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • оценить характер экзантемы при МИ;

  • выявить основные синдромы заболевания (ДВС, менингит, артрит и др.);

  • определить план обследования больного с подозрением на МИ и чуму;

  • оценить результаты лабораторных методов исследования;

  • провести дифференциальный диагноз на раннем этапе болезни;

  • поставить диагноз в соответствии с классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

  • составить план лечения больных различными формами МИ и чумы;

  • диагностировать и проводить неотложную терапию осложнений МИ: ИТШ, отек мозга, ДВС-синдром;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • провести первые мероприятия, направленные на ограничение распространения инфекции в очаге чумы;

  • информировать о выявлении больного, подозрительного на ООИ;

  • провести мероприятия по личной профилактике ООИ, правильно пользоваться противочумным костюмом.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • классификацию возбудителей МИ и чумы, их основные свойства, методы индикации;

  • краткие сведения об анатомии, гистоморфологии и физиологических функциях головного и спинного мозга, лимфатического аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, ДВС, ОДН, менингита, отека легких и мозга и др.;

  • методы физикального обследования больного;

  • клинические признаки менингита, шока, поражения нервной системы, геморрагического синдрома, ОДН, опорно-двигательного и лимфатического аппарата;

  • методы бактериоскопической, бактериологической и серологической диагностики;

  • принципы антибактериальной и синдромальной терапии;

  • особенности противоэпидемических мероприятий в очаге воздушно-капельных инфекций и ООИ.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей МИ и чумы.

  2. Эпидемиологические особенности МИ и чумы.

  3. Роль природных очагов в заболеваемости чумой.


  4. Какие патогенетические особенности определяют тяжесть течения МИ и чумы?

  5. Ранняя диагностика МИ и чумы.

  6. Дифференциальная диагностика МИ и чумы.

  7. Классификация. Клинические формы МИ и чумы.

  8. Молниеносные формы МИ и чумы.

  9. Осложнения МИ и чумы, неотложная помощь.

  10. Методы лабораторного подтверждения МИ и чумы.

  11. Специфическая и патогенетическая терапия МИ и чумы.

  12. Первичные противоэпидемические мероприятия в очаге ООИ.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология МИ и чумы, особенности менингококка;

  • особенности природных очагов чумы;

  • патогенез МИ и чумы;

  • классификация МИ и чумы;

  • клиническая картина основных форм заболеваний;

  • осложнения МИ и чумы (ИТШ, ДВС, отек мозга и легких и др.);

  • методы лабораторной диагностики МИ и чумы;

  • дифференциальная диагностика;

  • лечение больных МИ и чумой, неотложная помощь на догоспитальном этапе;

  • тактика врача при выявлении больного ООИ, правила забора и транспортировки материала;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель МИ?

а) бактерий

б) вирусов

в) риккетсий

г) спирохет

д) микоплазм

2) Основной источник инфекции при МИ.

а) домашние животные

б) птицы

в) грызуны

г) больные локализованной формой инфекции

д) больные генерализованной формой инфекции

3) Сезонность при МИ.

а) осенне-зимняя

б) зимне-весенняя

в) весенне-летняя

г) летне-осенняя

д) отсутствует

4) Инкубационный период при МИ.

а) 1-3 дня

б) до 7 дней

в) до 10 дней

г) до 1 мес.

д) свыше 1 мес.

5) Наиболее часто встречаемая генерализованная форма МИ.

а) менингококцемия типичная

б) менингококцемия молниеносная

в) менингит

г) менингоэнцефалит

д) смешанная


6) К какому семейству бактерий относится возбудитель чумы?

а) enterobacteriaceae

б) spirochaetaceae

в) pseudomonadaceae

г) vibrionaceae

д) bacteroidaceae

7) Источником инфекции при чуме являются:

а) суслики

б) верблюды

в) крысы

г) человек

д) все перечисленные

8) Основной путь передачи чумы от грызуна человеку.

а) контактный

б) алиментарный

в) трансмиссивный

г) аспирационный

д) все перечисленные
Ответы: 1-а, 2-г, 3-б, 4-в, 5-д, 6-а, 7-д, 8-а

Типовые задачи.

Задача 1

Больной 18 лет, военнослужащий, обратился 3.03 к участковому врачу с жалобами на сильную головную боль, рвоту, озноб. Заболел остро 3.03, когда повысилась температура до 39оС, была рвота 2-3 раза, сильная головная боль. Принимал аспирин, но улучшения не было, головная боль усилилась, стала невыносимой, имела распирающий характер, ночью спал плохо, была повторная рвота, не приносящая облегчения. Объективно: состояние тяжелое, отмечается светобоязнь, бледность кожных покровов. Тоны сердца ритмичные, ясные. Пульс - 92 уд/мин. АД - 110/60 мм рт. ст. В легких выслушивается везикулярное дыхание. Резко выражен менингеальный синдром: ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и верхний симптом Брудзинского. Отмечается сглаженность носогубной складки справа. Эпиданамнез: в воинской части, где служит больной, имелись случаи ОРЗ, часть больных госпитализирована с подобными явлениями.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Неотложные мероприятия.

Задача 2

К больной 40 лет вызвана СМП. Заболела 6.11, остро, когда повысилась температура до 40,0оС, был озноб, однократная рвота, слабость. 7.11 состояние ухудшилось, температура поднялась до 41,1оС, слабость усилилась, заметила сыпь на теле. Объективно: состояние тяжелое, вялая, бледная. На коже туловища, в области ягодиц, бедер, голеней обильная геморрагическая сыпь, отдельные элементы выступают над уровнем кожи, плотные. На конъюнктивах кровоизлияния. Тоны сердца ритмичные, глухие. Пульс – 108 уд/мин. АД – 110/60 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное, ЧД – 28 в мин. Язык сухой обложен. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных и очаговых знаков нет. Эпиданамнез: работает в детском саду, где был подобный случай у ребенка.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Тактика ведения больной.

Задача 3

Врач СМП вызван к больному 30 лет. Со слов родственников, больной накануне прилетел из Казахстана, куда ездил в гости. Утром после прибытия домой он почувствовал себя плохо: появился сильный озноб, сменившийся жаром, резкая головная боль, боли в мышцах, температура повысилась до 39,2оС. Одновременно появилась боль в правой подмышечной области. Больной принял анальгин, но боль в подмышечной области продолжала усиливаться, к вечеру состояние ухудшилось, присоединилась тошнота, речь стала невнятной, в связи с чем был вызван врач. При осмотре (1-й день болезни): температура 40,2оС, лицо гиперемировано, одутловато, сосуды склер и конъюнктив инъецированы, слизистая глотки гиперемирована. Язык сухой, густо обложен белым налетом, выражен его тремор. В правой подмышечной области определяется плотный, резко болезненный, размером 3х3 см лимфоузел, плохо контурирующийся, кожа над ним не изменена. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧД – 22 в мин. Тоны сердца глухие, ритмичные. Пульс – 120 уд/мин. АД – 100/60 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Симптом поколачивания отрицательный. Стула в день заболевания не было. Менингеальных симптомов нет. Больной возбужден, пытается встать, постоянно что-то бормочет.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Тактика ведения больного.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного МИ, чумой?

2. Продолжительность инкубационного периода МИ, чумы.


3. Какие клинические проявления характерны для МИ, чумы?

4. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, коагулограммы, мазков крови, ликворологических данных, реакции латексаглютинации больного МИ.

5. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов, R огк больного чумой.

6. Осложнения МИ, чумы.

7. Дифференциальная диагностика МИ, чумы.
8. Лечение МИ, чумы. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Ходжаев Ш.Х., Соколова И.А. Менингококковая инфекция. – Ташкент, 1986.

Лобзин В.С. Менингиты и арахноидиты. – Л., 1983.

Титов М.Б., Луцик Б.Д. Гнойные менингиты. – Киев, 1990.

Лобзин Ю.В., Пилипенко В.В., Громыко Ю.Н. Менингиты и энцефалиты. – СПб., 2001.

Руководство по зоонозам./ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1983.

Руководство по зоонозам и паразитарным заболеваниям./ Под ред. И.К.Мусабаева. – Ташкент, 1987.

Руководство по диагностике, клинике, лечению опасных инфекционных болезней./ Под ред. В.И.Покровского и К.С.Иванова. – М., 1994.

Черкасский Б.Л. Особо опасные инфекции. – М., 1996.

Приказ МЗ РФ № 375 от 23 декабря 1998 г. «О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактики менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов».

Инструктивно-методические указания по диагностике, лечению и профилактике чумы (утв. 14.09.76 г.).

Приказ МЗ РФ № 5 350 от 02.12.97 г. «О проведении мероприятий по профилактике чумы».

Инструкция для медицинского персонала отделений при выявлении больного (умершего), подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с ООИ. Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Заражение МИ происходит:

а. воздушно-пылевым путем

б. через инфицированные предметы

в. трансмиссивным путем

г. алиментарным путем

д. воздушно-капельным путем

2) Укажите неправильное утверждение. МИ может протекать в следующих формах:

а. назофарингит

б. ларинготрахеит

в. менингит

г. менингоэнцефалит

д. смешанная форма

  1. Исключите неправильное утверждение. МИ характеризуется:

а. острым началом болезни

б. гипертермией

в. ознобом

г. геморрагической сыпью

д. гепатоспленомегалией

  1. При менингококцемии сыпь:

а. пятнисто-папулезная, расположенная симметрично в области суставов

б. геморрагическая звездчатой формы

в. розеолезно-папулезная на туловище

г. мелкоточечная

д. уртикарная

  1. Укажите оптимальную суточную дозу пенициллина для лечения больного (80 кг) менингококковым менингитом.

а. 3-6 млн

б. 8-12 млн

в. 12-16 млн

г. 18-24 млн

д. 30-40 млн

  1. При ИТШ у больных МИ антибиотиком выбора является:

а. пенициллин

б. левомицетин

в. ампициллин

г. тетрациклин

д. цефазолин

  1. Исключите неправильное утверждение. Для менингококкового менингита характерно:

а. сильная головная боль

б. ригидность затылочных мышц

в. полиаденит

г. рвота

д. высокая температура

  1. Исключите неправильное утверждение. При МИ в крови наблюдается:

а. лейкоцитоз

б. нейтрофилез

в. анемия

г. повышенное СОЭ

д. лимфоцитоз

Ответы: 1-д, 2-б, 3-д, 4-б, 5-г, 6-б, 7-в, 8-д.

Вариант 2


1) Какой материал от больного МИ не используется для бактериологического исследования?

а. носоглоточная слизь

б. кровь

в. моча

г. ликвор

д. соскоб с элементов сыпи

2)Для МИ справедливы все утверждения, кроме:

а. инкубационный период находится в пределах от 1 до 10 сут.

б. наиболее частой формой болезни является острый назофарингит

в. среди генерализованных форм болезни чаще встречается смешанная

г. инкубационный период не превышает суток

д. генерализованные формы болезни характеризуются острым началом, гипертермией, экзантемой

  1. При МИ:

а. сыпь обычно локализуется на лице и туловище

б. на 1-2-й день болезни появляется геморрагическая сыпь

в. сыпь чаще появляется на 3-4-й день болезни

г. наиболее типична розеолезная и розеолезно-папулезная сыпь

д. в типичных случаях элементы сыпи имеют правильную форму и возвышаются над поверхностью кожи

  1. Исключите неправильное утверждение. При чуме:

а. заражение происходит только трансмиссивным путем

б. характерна резко выраженная общая интоксикация

в. самый частый симптом - лимфаденит

г. наибольшую эпидемическую опасность представляет легочная форма

д. раннее применение антибиотиков резко снижает летальность

  1. Исключите неправильное утверждение. Для бубонной формы чумы характерно:

а. выраженная интоксикация

б. безболезненный бубон

в. нагноение бубона

г. локализация бубона в паховой или аксиллярной области

д. появление вторичных бубонов

  1. Укажите неправильное утверждение. Для бубона при чуме характерны:

а. безболезненность

б. резкая болезненность

в. спаянность с окружающей клетчаткой

г. гиперемия кожи над бубоном

д. склерозирование

  1. Легочная форма чумы характеризуется следующими признаками, кроме:

а. резко выраженной интоксикации

б. наличия множественных бубонов

в. выраженной дыхательной недостаточностью

г. выделения кровянистой мокроты

д. нарастающей сердечно-сосудистой недостаточности

8) Для МИ характерны следующие осложнения:

а. ИТШ

б. некрозы по типу сухой гангрены

в. острая надпочечниковая недостаточность

г. вклинение

д. все перечисленные

Ответы: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б, 8-д

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с ООИ. Курация и разбор больных.

Задача 1

Больной 15 лет, ученик 10 класса, обратился к школьному врачу с жалобами на сильную головную боль, озноб, позывы к рвоте. Болен 2-й день, отмечает небольшую боль в горле. Температура тела 39,9оС. Состояние тяжелое. Была повторная рвота, не принесшая облегчения. Обращали внимание бледность, вялость, светобоязнь. Кожа без сыпи. Пульс – 104 уд/мин. АД – 140/70 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное. Язык густо обложен белым налетом, влажный. При осмотре ротоглотки – небольшая гиперемия дужек и миндалин, яркая гиперемия и зернистость задней стенки глотки. Живот мягкий, безболезненный. Дизурических явлений нет, стул нормальный. Отмечается умеренно выраженная ригидность мышц затылка. Симптомы Кернига и Брудзинского отрицательные. Эпиданамнез: в школе имеются случаи заболевания ОРЗ.

Школьный врач поставил предположительный диагноз: «грипп? пищевая токсикоинфекция?».

Поставьте предварительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Определите врачебную тактику.

Задача 2

К больному 26 лет вызвана СМП на 2-й день болезни. Заболел остро, температура тела поднялась до 40,1оС, появилась сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, резко наросла слабость, заметил обильную сыпь. При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледен. На коже, в основном нижних конечностей, обильная звездчатая геморрагическая сыпь, единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами они сливаются, имеются некрозы. В легких дыхание ослабленное, хрипы не выслушиваются, одышка – 36 в мин, сердечные тоны ритмичные, глухие, пульс нитевидный – 106 уд/мин, АД – 60/0 мм рт. ст. Язык сухой, обложен. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Самостоятельно не мочится. Очаговых и менингеальных симптомов нет.


Какие предположения о диагнозе?


Чем обусловлена тяжесть болезни?


Какова должна быть тактика врача СМП?


Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?

Задача 3

больной 19 лет, военнослужащий, обратился в медсанчасть 20.03 в связи с жалобами на головную боль, слабость, першение в горле. Находился в санчасти, принимал анальгин. 21.03 состояние ухудшилось, головная боль усилилась, несколько раз была рвота. При осмотре врачом констатировано тяжелое состояние, температура тела 39,8оС, лицо гиперемировано, возбужден. Начались судороги мышц, отмечена спутанность сознания. Пульс – 110 уд/мин, АД – 150/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. В легких хрипов нет. Менингеальный синдром резко выражен. Зрачки сужены.

Поставьте диагноз.


Какой должна быть тактика ведения больного?

План обследования.

Мероприятия в очаге.

Задача 4

К больной 70 лет повторно вызван участковый врач. Больна в течение 7-10 дней. Заболевание началось с головной боли, повторной рвоты. Температура тела не повышалась, но состояние продолжало ухудшаться, стала апатичной, с кровати не вставала. Врачом был поставлен диагноз «грипп», затем проводилось обследование для исключения тифо-паратифозного заболевания. При осмотре врач обратил внимание на бледность кожи, адинамию, положительный синдром Кернига. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Имелся контакт с внуком, больным ОРЗ. Госпитализирована с подозрением на менингит. В стационаре сделана люмбальная пункция, получена мутная спинномозговая жидкость с большим содержанием белка, нейтрофильным плеоцитозом и наличием диплококков внутри лейкоцитов.

Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте его.


Как подтвердить Ваше предположение?

Проведите дифференциальный диагноз.

Подчеркните особенность случая.

Задача 5

К больному 30 лет, рабочему, вызван участковый. Жалуется на очень плохое самочувствие, головную боль. Болен 2-й день, заболевание началось с сильной головной боли, температура тела поднялась до 39,2оС, о дальнейшем рассказать не может. Живет в общежитии. Один из соседей перенес ОРЗ. При осмотре обращает внимание тяжелое состояние, адинамия, бледность, обильная геморрагическая сыпь на лице, туловище и конечностях, отдельные некрозы. Кровоизлияния под конъюнктиву. Пульс – 112 уд/мин. Тоны сердца приглушены. АД – 90/50 мм рт. ст. Живот безболезненный. С утра не мочился. Менингеальные явления выражены умеренно.

Поставьте диагноз.

Назовите осложнение.

Назначьте лечение.

Задача 6

Больной 36 лет, заболел 1.03, появилась головная боль, слабость, мышечные боли, сухой кашель, заложенность носа. Температура тела 37,5оС. На 4-й день температура резко повысилась до 39,6оС, озноб, усилилась головная боль, 3 раза была рвота. Утром следующего дня – головная боль мучительная; рвота повторялась в течение ночи, не принося облегчения. Температура 40,0оС. Герпес на губах и крыльях носа.

Объективно: больной в сознании, возбужден. Кожные покровы бледные. Пульс – 110 уд/мин, слабого наполнения и напряжения. АД – 110/60 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. В легких везикулярное дыхание. Живот, безболезненен. Печень и селезенка не увеличены. Мочится самостоятельно.


Какие эпидданные необходимо уточнить?


Что недообследовано физикально?

Поставьте диагноз.

Определите тактику дальнейшего ведения больной.

Задача 7

Больной 32 лет, преподаватель по профессии, поступил в клинику на 2-й день болезни с диагнозом «грипп, гипертоксическая форма». Заболевание началось бурно, с повышения температуры до 40,0оС. Отмечались резкие головные боли, рвота, светобоязнь.

При осмотре: состояние тяжелое, сознание затемнено. Кожные покровы бледные. На коже живота, ягодиц, нижних конечностей обильная геморрагическая звездчатая сыпь. Резко выражены ригидность затылочных мышц и симптом Кернига. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. При люмбальной пункции получена под высоким давлением мутная спинномозговая жидкость с высоким нейтрофильным плеоцитозом – 47200 в мкл, белок – 2,64 г/л, реакции Панди (++++), Нонне-Апельта (+++).

Ваш предположительный диагноз.


Какие дополнительные клинические и лабораторные данные требуются?

План лечебных мероприятий.

Задача 8

Дежурный терапевт приемного отделения многопрофильной больницы принимает больного 36 лет, доставленного скорой помощью с диагнозом: пневмония, алкогольный делирий. Болен 2-й день, высоко лихорадит (температура - 40-41°С), головная боль, рвота, боль в груди, кашель, в мокроте прожилки крови.

Объективно: больной возбужден, неадекватен, периодически психомоторное возбуждение. Лицо гиперемировано, склеры и конъюнктивы инъецированы. Язык сухой, покрыт белым налетом. Одышка до 38 в минуту. В легких жесткое дыхание, сухие хрипы. Тоны сердца глухие, тахикардия. АД - 80/50 мм рт.ст. Пульс - 130 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стула не было. Мочится редко, скудно. Менингеальной симптоматики нет.

Со слов жены, 3 дня назад вернулся из экспедиции по Алтайскому краю. Один из геологов перед отъездом внезапно умер в местной больнице.

Общий анализ крови: эритроциты - 4,01012/л, Hb - 115 г/л, лейкоциты 12,1109/л, п/я - 12 %, с/я - 68 %, лимфоциты - 15 %, моноциты - 5 %, СОЭ - 25 мм/час.


О каком заболевании следует думать в первую очередь?


Имеются ли признаки пневмонии?

Тактика врача.

Необходимая лечебная помощь.

Необходимые лабораторные исследования.
Задача 9

Больной 28 лет заболел, по словам родственников, внезапно: появился резкий озноб, повысилась температура тела до 40,5оС. Жаловался на сильную головную боль, был суетлив, беспокоен, бредил, стремился куда-то идти. Через 12 часов от начала болезни присоединился сухой кашель, боли в грудной клетке при глубоком вдохе. При осмотре врачом СМП на вторые сутки от начала болезни выявлена яркая гиперемия лица, склер, конъюнктив, слизистой ротоглотки; в легких дыхание ослабленное, скудные рассеянные влажные хрипы, дыхание поверхностное, частотой до 36 в мин. Кашель с жидкой, пенистой, кровянистой мокротой. Тоны сердца глухие, пульс – 120 уд/мин, аритмичный, АД – 90/50 мм рт. ст. Язык сухой, обложен густым белым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под реберного края на 1 см, селезенка не увеличена. Больной стонет, мечется в постели, бредит. Менингеальных симптомов нет. Родственники больного сообщили, что накануне заболевания больной вернулся из Индии и рассказывал об эпидемии тяжелых заболеваний в Бомбее, где он был.

Сформулируйте и обоснуйте диагноз.


Какие дополнительные исследования необходимо провести больной?

Тактика врача в подобной ситуации.


перейти в каталог файлов


связь с админом