Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 11Метод. Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом


Скачать 184.5 Kb.
НазваниеДифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер184.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 11Метод.Ди
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Дифтерия. Дифференциальная диагностика

с ангинами и ложным крупом.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Дифтерия – острая инфекционная болезнь, вызываемая токсигенными коринебактериями, характеризующаяся развитием местного фибринозного воспаления преимущественно слизистых оболочек рото- и носоглотки и токсическим синдромом поражения сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем. Инфекция передается воздушно-капельным путем. Заболевают люди разного возраста. В настоящее время болезнь распространена преимущественно среди взрослого населения, часто в виде токсических форм. В РФ отмечается ухудшение эпидемиологической ситуации по дифтерии. В 90-х годах наблюдался резкий рост заболеваемости дифтерийной инфекцией, сопровождавшийся тяжелыми формами заболевания и высокой летальностью.

Наиболее часто в клинической практике приходится дифференцировать дифтерию от ангины стрептококковой и стафилококковой природы. Проведение ранней дифференциальной диагностики дифтерии необходимо для своевременного введения противодифтерийной сыворотки, являющейся основным средством в лечении любых форм заболевания.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками ранней диагностики дифтерии и дифференциальной диагностики с ангинами, что необходимо для своевременной изоляции и правильного лечения больных. Усвоить основные приемы работы с больными на догоспитальном этапе, оказания экстренной медицинской помощи, ведения больного в стационаре. Познакомиться с принципами лечения, методами реабилитации реконвалесцентов и профилактики.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • оценить характер налетов на миндалинах;

  • выявить основные синдромы заболевания;

  • определить план обследования больного с подозрением на дифтерию;

  • произвести забор материала для бактериологического исследования;

  • оценить результаты лабораторных методов исследования;

  • провести дифференциальный диагноз с болезнями, протекающими с симптомами поражения ротоглотки (ангинами, инфекционным мононуклеозом и др.);

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • составить план лечения, ввести противодифтерийную сыворотку;

  • диагностировать и проводить неотложную терапию осложнений дифтерии: ИТШ, миокардита, острой дыхательной недостаточности и др.;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • провести наблюдение за контактными лицами в очаге дифтерии, определить показания к вакцинации.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • классификацию коринебактерий, их основные свойства, методы индикации;

  • краткие сведения об анатомии, гистоморфологии и физиологических функциях лимфоглоточного кольца, глотки и гортани;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, ДВС, механизм фибринозного воспаления слизистых;

  • методы физикального обследования больного, ротоглотки, гортани, слизистых, периферических лимфоузлов;

  • клинические признаки миокардита, поражения периферической нервной системы, геморрагического синдрома;

  • методы бактериологической и серологической диагностики;

  • правила серо- и антибактериальной терапии;

  • принципы противоэпидемических мероприятий в очаге воздушно-капельных инфекций.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителя дифтерии.

  2. Эпидемиологические особенности современной дифтерии.

  3. Роль носительства в заболеваемости дифтерией.


  4. Какие патогенетические особенности определяют тяжесть течения дифтерии?

  5. Ранняя диагностика дифтерии и правила осмотра слизистой ротоглотки.

  6. Дифференциальная диагностика дифтерии и ангин.

  7. Классификация. Клинические формы дифтерии.

  8. Токсические формы дифтерии.

  9. Дифтерийный круп, дифф. диагностика, неотложная помощь.

  10. Осложнения дифтерии.

  11. Методы лабораторного подтверждения дифтерии.

  12. Специфическая терапия болезни.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология дифтерии;

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге;

  • патогенез дифтерии;

  • клиническая картина локализованных и распространенных форм; осложнения ранние и поздние;

  • основные клинические симптомы дифтерии дыхательных путей и других локализаций;

  • методы лабораторной диагностики;

  • дифференциальный диагноз с ангинами и др. заболеваниями;

  • дифференциальный диагноз истинного и ложного крупа;

  • лечение дифтерии, правила введения ПДС;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель дифтерии?

а) бактерий

б) вирусов

в) риккетсий

г) спирохет

д) микоплазм


2) Какие виды коринебактерий вызывают дифтерию?

а) C.xerosis

б) C.diphtheriae

в) C.pseudoturculosis

г) C.pseudodiphthericum

д) C.hafnia


3) Клетки какой ткани поражаются в наибольшей степени при дифтерии?

а) мышечной

б) нервной

в) соединительной

г) эпителиальной

д) крови

4) Инкубационный период при дифтерии.

а) 1-3 дня

б) до 7 дней

в) до 10 дней

г) до 1 мес.

д) свыше 1 мес.


5) Какой протективный иммунитет при дифтерии?

а) нестерильный

б) антитоксический

в) антибактериальный

г) антивирусный

д) трансплацентариный

Ответы: 1-а, 2-б, 3-г, 4-в, 5-б
Типовые задачи.

Задача 1

Больная С., 36 лет, обратилась к врачу 16.04 с жалобами на боль при глотании, повышение температуры до 38,6оС, умеренную головную боль. Заболела 14.04 – появилась боль в горле, которая усиливалась. Утром 15.04 больная осмотрела свое горло с помощью зеркала и увидела налет на миндалинах. Полоскание раствором поваренной соли улучшения не принесло. 16.04 утром обнаружила припухлость под нижней челюстью справа. Во второй половине дня эта припухлость увеличилась а объеме, и больная решила обратиться к врачу. Врачом отмечено среднетяжелое состояние больной. Обращали внимание бледность лица, наличие тестообразного отека шеи до ее середины. Кожа над поверхностью отека обычного цвета, пальпировались подчелюстные лимфоузлы справа, слегка болезненные. При осмотре ротоглотки отмечена багрово-синюшная окраска слизистой, резкая отечность правой миндалины, наличие на ней сплошного налета грязно-серого цвета, переходящего на мягкое небо, язычок и правую дужку. При попытке снять налет шпателем слизистая кровоточила. Дыхание не затруднено, голос обычный. Тахикардия 100 уд/мин, АД 170/90. Больная работает лоточницей мороженого, употребляет алкоголь. О прививках ничего не знает.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Неотложные мероприятия.

Задача 2

Больной У., 18 лет, военнослужащий. Обратился в санчасть с жалобами на небольшую боль в горле, плохое самочувствие, познабливание, слабость. Заболел вчера вечером. Сегодня боль в горле стала больше, в связи с чем решил обратиться к врачу. Осмотрен врачом санчасти, состояние средней тяжести, температура 38,0оС. Кожные покровы бледные, сыпи нет. Пальпируются умеренно болезненные, подвижные подчелюстные лимфоузлы. На миндалинах с обеих сторон плотный налет беловатого цвета. В легких хрипов нет. Пульс 100 уд/мин удовлетворительного наполнения, тоны сердца приглушены. АД 130/80 мм рт. ст. Язык обложен белым налетом, влажный. Живот мягкий, при пальпации безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Дизурических, менингеальных явлений нет. С диагнозом «лакунарная ангина» направлен в госпиталь.


Согласны ли Вы с диагнозом?

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.

Тактика ведения больного.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного дифтерией?

2. Продолжительность инкубационного периодадифтерии.


3. Какие клинические проявления характерны для определенных форм заболевания?

4. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов мазков из носа и зева, ЭКГ больного дифтерией.

5. Осложнения дифтерии.

6. Дифференциальная диагностика дифтерии с ангинами и ложным крупом.
7. Лечение дифтерии. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Турьянов М.Х. и др. Дифтерия. – М., 1996.

Фаворова Л.А. и др. Дифтерия. – М., 1988.

Крылова М.Д. Дифтерийная инфекция. – М., 1976.

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Лобзин Ю.В., Михайленко В.П., Львов Н.И. Воздушно-капельные инфекции. – СПб., 2000.

Ляшенко Ю.И. Ангина. – Л., 1985.

Ляшенко Ю.И., Иванов А.И. Смешанные инфекции. – Л., 1989.

Методические указания: Дифтерия у взрослых/ клиника, диагностика и лечение. – М., 1995.

Приказ МЗ РФ № 36 от 3.02.97 г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом. Курация и разбор больных.

Вариант 1.


1)Какая среда является элективной для возбудителя дифтерии?

а. сывороточный агар

б. кровяной агар

в. печеночный агар

г. мясо-пептонный агар

д. полужидкий агар

2) Возбудитель дифтерии.

а. гемолитический стрептококк

б. стафилококк

в. вирус Эпштейн-Барра

г. токсигенные коринебактерии

д. нетоксигенные коринебактерии

  1. Основной путь передачи при дифтерии.

а. алиментарный

б. парентеральный

в. контактный

г. аэрогенный

д. трансмиссивный

  1. Сезонность при дифтерии.

а. осенне-зимняя

б. зимне-весенняя

в. весенне-летняя

г. летне-осенняя

д. отсутствует

  1. Как правило, симптомы интоксикации при дифтерии

а. максимальные в первые 1-2 дня

б. нарастают в течение 2-4 дней

в. нарастают к концу 1-й недели

г. слабо выражены

д. отсутствуют

  1. Налеты на миндалинах при дифтерии

а. рыхлые

б. плотные пленчатые - минус-ткань

в. плотные пленчатые – плюс-ткань

г. односторонние

д. фолликулярные


  1. Какие симптомы наиболее характерны при поражении XI пары черепно-мозговых нервов?

а. страбизм

б. девиация языка

в. амимия

г. поперхивание жидкой пищей

д. головокружение


  1. Какой промежуток времени необходим для оценки эффективности серотерапии?

а. 1-2 часа

б. 4-6 часов

в. 8-10 часов

г. 14-16 часов

д. сутки

Ответы: 1-б, 2-г, 3-г, 4-а, 5-б, 6-в, 7-г, 8-в.

Вариант 2

  1. Специфическая диагностика при дифтерии.

а. посев материала с миндалин и носа на твердые питательные среды

б. смывы из носоглотки и метод иммунофлюоресценции

в. метод «толстой капли»

г. бактериоскопический метод

д. реакция Пауля-Буннеля

  1. При дифтерии:

а. главным звеном патогенеза является бактериемия

б. характерным является наличие гепатолиенального синдрома

в. в основе патогенеза лежит действие токсина

г. характерно наличие обширных гнойных налетов на слизистой ротоглотки

д. часто наблюдается полиаденопатия

  1. При дифтерии ротоглотки:

а. подчелюстные лимфоузлы резко болезненны и спаяны с окружающими тканями

б. характерно наличие фибринозных налетов на миндалинах, переходящих на дужки и небо

в. при объективном осмотре ротоглотки «пылающий зев»

г. наблюдается болезненность и затвердение открывания рта

д. болезнь начинается с ярко выраженных катаральных явлений

  1. Исключите неправильное утверждение. При токсической дифтерии:

а. характерным осложнением является токсический гепатит

б. основная причина смерти – поражение миокарда

в. токсическая полинейропатия может развиться через 6-8 недель от начала болезни

г. наблюдается отек шейной клетчатки, распространяющийся на грудную клетку

д. возможно развитие ДВС-синдрома

  1. Исключите неправильное утверждение. При дифтерии:

а. возможно развитие асфиксии

б. характерна язвенно-некротическая ангина

в. часто поражаются дыхательные пути

г. дифференциальный диагноз проводят со скарлатиной

д. частым осложнением является миокардит

  1. При дифтерии:

а. лечение следует начинать с антибиотикотерапии

б. ПДС следует вводить до полного отторжения налетов

в. применение сердечных гликозидов показано при развитии миокардита

г. основным методом лечения бактериовыделителей является введение ПДС

д. основу лечения составляет введение ПДС

  1. Наиболее тяжелым осложнением дифтерии является:

а. миокардит

б. моно- и полиневриты

в. паратонзиллит

г. токсический нефроз

д. токсический гепатит

8) Для лечения больного дифтерией не применяют:

а. антигистаминные

б. глюкокортикоиды

в. противодифтерийную сыворотку

г. миорелаксанты

д. пенициллины

Ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4-а, 5-б, 6-д, 7-а, 8-г

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом. Курация и разбор больных.

Задача 1

Больной 38 лет, рабочий, страдает хроническим алкоголизмом. 3 дня назад пил пиво на улице из одного стакана с незнакомыми людьми. Обратился в медпункт по месту работы на 3-й день болезни с жалобами на плохое самочувствие, слабость, боль в горле, познабливание.

При осмотре. Температура – 38,8оС. Отмечена гиперемия лица. Выявлена гиперемия слизистой глотки и налеты. Поставлен диагноз «лакунарная ангина», назначено лечение пенициллином на дому. Состояние не улучшалось, нарастала слабость, стало трудно дышать, принимать пищу, появилась бледность. Присоединились неприятные ощущения за грудиной, периодические боли в области сердца. Налеты в глотке не исчезли, на 8-й день болезни вызвал врача из поликлиники.

Объективно: в глотке налеты грязно-серого цвета, плотные, заходящие за пределы миндалин, а также отек слизистой ротоглотки и шеи, доходящий справа до ключицы. На губе язвочка, покрытая грязным налетом. Пульс – 120 в мин, границы сердца расширены влево на 1,5-2 см. АД 90/60 мм рт. ст. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см. Срочно вызвана медсестра, сделана ЭКГ, на кот. обнаружено снижение вольтажа, тахикардия до 130 в мин., удлинение интервала P-Q, расширение желудочкового комплекса, снижение интервала S-T.

ОАМ: уд. вес. 1010, белок – 0,66 г/л, лейк. – 5-6 впз, эр. – 4-5 впз, цил. гиал. – 4-5 впз.

БАК: Бил. общ. – 8,0 мкмоль/л, АлАТ –64 е/л, АсАТ – 220 е/л.

Поставьте диагноз.

Оцените характер изменений со стороны сердца.

Определите тактику ведения.


Что должен был сделать врач медпункта?


Какую сторону эпиданамнеза необходимо уточнить?

Задача 2

Больной 22 лет, военнослужащий. Обратился в санчасть в связи с повышением температуры, ознобом, болью в горле. Госпитализирован через 10 часов от начала болезни в ЛОР-отделение госпиталя с диагнозом «перитонзиллярный абсцесс». При попытке вскрыть абсцесс, выделения гноя не было отмечено. Через сутки от начала болезни появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Состояние оценено как тяжелое. Бледен, цианоз губ, температура – 37,8оС, положение в постели вынужденное – сидит с запрокинутой головой. Голос сиплый. Кашля нет. Отек подкожной клетчатки шеи до ключиц. Слизистая переднего отдела ротоглотки резко отечна, ярко гиперемирована. миндалины смыкаются по средней линии. Вся поверхность миндалин, небных дужек, мягкого неба и язычка покрыты сплошным блестящим плотным налетом грязно-серого цвета. ЧД – 28 в мин., АД – 90/60 мм рт. ст.

В анамнезе эпизодическое употребление наркотиков парентеральным путем.

Объективно: печень увеличена, выступает из-под края реберной дуги на 2 см., умеренно болезненна при пальпации.

ОАМ: уд. вес – 1018, белок – 0,99г/л, лейк. – 5-8 впз, эр. – 1-2 впз., цил. гиал. – 1-2 впз.

БАК: Бил. общ. – 24,2 мкмоль/л, АлАТ – 98 е/л, АсАТ – 80 е/л, тим. пр. – 10 ед., альб. – 45%, глоб. – 55%.

В крови обнаружен HBsAg.

Причина острой дыхательной недостаточности.


Что нехарактерно для перитонзиллярного абсцесса?

Причина поражения ротоглотки и гортани.


Какими должны быть тактика ведения, неотложные мероприятия?

Определите характер поражение печени.

Задача 3

Больная 15 лет, заболела остро с повышения температуры до 39,2оС, и одновременного возникновения сильной боли при глотании справа. У больной появилась припухлость с той же стороны и бледность кожных покровов. В первый день заболевания участковым врачом установлен диагноз «фолликулярной ангины», т.к. справа на увеличенной и гиперемированной миндалине определялись множественные беловатые наложения. В течение 2-х дней температура была высокой, затем нормализовалась, боль в горле уменьшилась. На 4-5-й день от начала болезни больная стала активной, улучшился аппетит.

На 8-й день бурно развились симптомы интоксикации: бледность, вялость, повторная рвота, боль в животе, температура выше 40оС, одновременно появилась резчайшая боль в горле и в области шеи, затруднение при открывании рта, больших размеров плотный и болезненный тонзиллярный лимфоузел справа.

Больная в тяжелом состоянии госпитализирована с подозрением на перитонзиллярный абсцесс в ЛОР-отделение. При осмотре вялая, адинамичная. В зеве на отечных миндалинах грязно-серые налеты, снимаемые с трудом. В легких дыхание везикулярное. ЧД – 28 в мин. Пульс – 126 уд/мин. АД 100/65 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 2,0 см. Селезенка не увеличена. Менингеальных знаков нет.

Проведите дифференциальный диагноз.

Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

Ваша врачебная тактика.

Задача 4

Больной 29 лет, рабочий, доставлен в ЛОР-отделение в тяжелом состоянии с диагнозом «перитонзиллярный абсцесс». Заболел остро 3 дня тому назад. С ознобом повысилась температура до 38,0оС. Отметил сильную боль в горле, слабость. Занимался самолечением – употреблял спиртное, полоскал горло, принимал аспирин, анальгин. На 2-й день болезни температура стала еще выше – 39,5оС, заметил увеличение шеи, верхняя пуговица на рубашке не застегивалась. Сегодня чувствует себя еще хуже, стало трудно глотать, появились выделения из носа, отек шеи увеличился, голос стал сдавленным. Сильно ослабел, не смог идти в поликлинику, вызвал врача, который направил больного в ЛОР-отделение.

При осмотре: общее состояние тяжелое, температура – 39,1оС. Выраженный отек шеи с двух сторон, распространяющийся вверх к ушам и вниз – ниже ключицы. Слизистая ротоглотки резко отечна, миндалины почти смыкаются, полностью покрыты налетом серо-белого цвета, распространяющимся на небные дужки и язычок. Пограничная с налетом слизистая гиперемирована с цианотичным оттенком. Голос сдавленный. Из носа слизисто-гнойные выделения. Кожа в области носовых ходов мацерирована, на носовой перегородке – пленка (осмотр ЛОР-врача). Одышка – 26 в мин. АД – 180/100 мм рт. ст.

Поставьте диагноз, обоснуйте его.

Проведите дифференциальный диагноз.

Ваши предложения по ведению больного.


Как контролировать возникновение осложнений?

Задача 5

Больная 36 лет, без определенных занятий. По анамнезу – хронический алкоголик. Заболела в поезде. Обратилась в медпункт вокзала лишь на 4-й день болезни. Начало заболевания острое с озноба, появления боли в горле. Пила какие-то таблетки, взятые у проводника. Улучшения не было. Осмотрена врачом медпункта: состояние довольно тяжелое, отек подкожной клетчатки шеи справа до ключицы. Рот открывает свободно. Слизистая оболочка ротоглотки гиперемирована, резко отечна, особенно справа. Правая миндалина и дужка, а также язычок, мягкое небо, покрыты сплошным плотным блестящим налетом грязно-серого цвета. Пульс 100 уд/мин, АД – 150/90 мм рт. ст. Голос глухой, покашливает. Дыхание ритмичное – 28 в мин. С подозрением на дифтерию отправлена в инфекционную больницу, где начата терапия. Введена ПДС 100 тыс. МЕ, дезинтоксикационные, противовоспалительные средства. На 5-е сутки болезни у больной появились слуховые и зрительные галлюцинации, возбуждение. Внезапно возникла резкая одышка, судороги, тахикардия, и больная скончалась.

Поставьте диагноз.

Подчеркните особенность случая.


Какова причина смерти больной?

Задача 6

Больная 32 лет, проводник, обратилась к врачу медсанчасти с жалобами на мучительную боль в горле с иррадиацией боли в ухо, высокую температуру. Заболела 4 дня тому назад с появления небольшой боли в горле, повышения температуры до 37,8оС. Страдает хроническим тонзиллитом. Предприняла попытки к лечению – пила эритромицин по 4 табл. в день. Самочувствие через три дня улучшилось, температура снизилась, но боль в горле сохранялась. На 4-й день болезни появился озноб, боль в горле слева стала очень сильной, не смогла глотать, заметила припухлость шеи слева.

Объективно: состояние средней тяжести, температура 39,0оС, лицо гиперемировано, голова наклонена влево. Осмотр ротоглотки затруднен, при фарингоскопии удалось выявить односторонний отек и выбухание слизистой слева, отек клетчатки подчелюстной области, увеличение и болезненность лимфоузлов также слева. Пульс – 100 уд/мин, АД – 110/70 мм рт. ст. Живот безболезненный. Со стороны других органов – без патологии.

Поставьте диагноз.

Продифференцируйте.

Определите тактику дальнейшего ведения больной.

Задача 7

Врач поликлиники вызван повторно к больному 18 лет, студенту. Болен 7-й день. Заболевание началось остро с подъема температуры до 38,3оС, першения в горле, покашливания, заложенности носа. Обращался к врачу, отмечено увеличение лимфоузлов шеи, поставлен диагноз «аденовирусная инфекция». Принимал бисептол, но лучше не стало, температура держалась. Два дня назад появилась боль в горле, тошнота, заметил темный цвет мочи. 2 недели назад приехал из пионерского лагеря, где был вожатым. Врачом отмечено состояние средней тяжести. Бледен, склеры субиктеричны. Носовое дыхание затруднено. Лицо одутловатое, небольшой отек век. Ротоглотка: гиперемия и отечность слизистых. Миндалины увеличены, на них – наложения неравномерной толщины. Шейная клетчатка над увеличенными подчелюстными узлами пастозна.

С подозрением на дифтерию отправлен в инфекционную больницу.


Согласны ли Вы с этим диагнозом?

Если не согласны, то обоснуйте свой диагноз.


Какие дополнительные клинические и лабораторные данные для этого потребуются?


С чем связана постановка ошибочного диагноза?

Задача 8

В студенческую поликлинику обратилась студентка медицинского института, проживающая в общежитии. Жалуется на боль в горле при глотании. Температура – 38,5оС. Больна 3-й день. В анамнезе хронический тонзиллит. Лечилась полосканием, но лучше не стало. Эпидемиологический анамнез – одна из студенток группы госпитализирована с диагнозом «дифтерия».

Объективно: состояние средней тяжести. Слабость, ломота в суставах, головная боль. Небольшая гиперемия лица. Слизистая ротоглотки яркая, диффузно гиперемирована. Имеются островчатые наложения в виде белой слизи в лакунах. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, безболезненные. Отека шейной клетчатки нет. Со стороны внутренних органов без патологии. Направлена на госпитализацию с диагнозом «дифтерия».

Ваши предположения о диагнозе.

Продифференцируйте.


Какова тактика ведения больной?


Какие мероприятия надо провести в общежитии?

Задача 9

Больная 17 лет, учащаяся. Поступила на 2-й день болезни с жалобами на слабость, озноб, высокую температуру, боли в горле, отек шеи, рвоту. Заболела остро с повышения температуры до 39,8оС, болей в горле.

На второй день пребывания в стационаре самочувствие резко ухудшилось, возникла рвота «кофейной гущей», геморрагические высыпания на коже, кровоизлияние в склеру левого глаза. Температура – 40,2оС. Психомоторное возбуждение. Речь невнятная, гнусавая. Бледность кожных покровов. ЧД – 36 в мин. Пульс – 124 уд/мин. АД – 85/50 мм рт. ст. Выражен отек подкожной клетчатки шеи, спускающийся до ключицы. Слизистая оболочка ротоглотки резко отечна, гиперемирована. Миндалины увеличены, покрыты бурого цвета налетами, распространяющимися на соседние отделы глотки. На коже кровоизлияния в местах инъекций, кровоподтеки в различных участках кожи, кровотечение из влагалища.

Сформулируйте и обоснуйте диагноз.


Какие дополнительные исследования необходимо провести больной?

Составьте план лечебных мероприятий.

Задача 10

Больная 26 лет, домохозяйка, заболела с умеренного повышения температуры до 37,5оС, общего недомогания, сниженного аппетита, заложенности носа. В последующие два дня самочувствие без выраженной динамики. На 3-й день появился кашель и осипший голос. Лечилась жаропонижающими, ингаляциями. В тот же день обратилась к врачу, которым был выставлен диагноз «ОРВИ, ларинготрахеит».

С 4-го дня дыхание стало шумным, голос сиплый, кашель грубый «лающий», температура повысилась до 38,0оС. Из анамнеза известно, что у мужа больной в воинской части имелись случаи дифтерии. На следующий день СМП доставлена в инфекционную больницу.

При поступлении состояние тяжелое. Температура – 38,5оС. Кожные покровы бледные, акроцианоз, потливость. В дыхании участвует вспомогательная мускулатура, отмечается втяжение податливых мест грудной клетки (межреберий, над- и подключичных впадин, яремной ямки). ЧД – 32 в мин. Пульс – 100 уд/мин. АД – 130/70 мм рт. ст. В зеве застойная гиперемия с цианотичным оттенком. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных знаков нет.

Ваш предположительный диагноз.


Какие дополнительные исследования необходимо провести больной?

Проведите дифф. диагноз.

Неотложные лечебные мероприятия.



перейти в каталог файлов


связь с админом