Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 12Метод. Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз


НазваниеГерпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер183 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 12Метод.Ге
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Герпетическая инфекция (ГИ) – группа заболеваний, вызываемых вирусами простого герпеса (ВПГ), является латентно протекающей инфекцией. Характеризуется пожизненной персистенцией вируса, активизирующегося при различных стрессовых воздействиях на организм человека (иммунные и гормональные супрессии, переохлаждение, травма и т.д.). В настоящее время известно 9 герпесвирусов: HSV-1 и 2, VZV, EBV, CMV, HHV-6A и 6B, HHV-7, HHV-8 (KSHV). При ГИ отмечается полиорганность поражения. По данным ВОЗ заболевания, вызванные вирусами ГИ, занимают 2-е место (15,8%) в группе вирусных болезней после гриппа (35,8%) в качестве причины смерти от вирусных инфекций. Считается, что более 90% городского населения во всех странах мира инфицированы одним или несколькими серовариантами ВПГ, а рецидивирующая герпетическая инфекция регистрируется у 2-12% населения. Инфицированность ГИ и обусловленная ими заболеваемость возрастают.

Инфекционный мононуклеоз (ИМ) – острое доброкачественное лимфопролиферативное заболевание, вызываемое вирусом Эпштейн-Барр (EBV), относящегося к семейству герпесвирусов. В раннем детском возрасте ИМ протекает бессимптомно или под маской респираторных инфекций, поэтому у 90% взрослых в сыворотке крови можно обнаружить антитела к EBV. У подростков и молодых взрослых, не имеющих иммунитета, первичная EBV-инфекция клинически манифестирует как ИМ. В практике участкового врача ИМ встречается достаточно часто, протекает под маской ОРВИ или лакунарной ангины, причем на 6 больных ангиной приходится 1 больной ИМ. Необходимо также отметить, что ИМ является ВИЧ-маркерной инфекций.

2. Учебные цели: научиться распознавать болезни, вызванные герпесвирусами; освоить тактику ведения больных с различными формами ГИ. Выработать навыки клинической диагностики ИМ на разных этапах болезни, ознакомить с принципами лабораторной диагностики и лечения больных.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить наиболее значимые признаки болезни;

  • выявить и квалифицированно оценить герпетическую экзантему и/или энантему;

  • оценить характер поражения миндалин;

  • выявить основные синдромы заболевания (неврологические, гастроэнтерологические, полиаденопатии и др.);

  • определить план обследования больного;

  • оценить результаты лабораторных методов исследования (гемограммы, серологических и иммунологических тестов);

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями, протекающими со сходной клинической картиной, сопровождающимися мононуклеозоподобным синдромом;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • определить показания к госпитализации;

  • составить план лечения, осуществить возможные лечебные мероприятия в амбулаторных условиях;

  • определить тактику ведения беременных с ГИ;

  • организовать реабилитацию реконвалесцентов.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • классификацию герпесвирусов, их основные свойства, методы индикации;

  • краткие сведения об анатомии, гистоморфологии, физиологических функциях, возрастных особенностях, иммунной и лимфатической систем;

  • краткие сведения о строении и физиологии слизистых и кожных покровов;

  • методы физикального обследования больного, ротоглотки, слизистых, периферических лимфоузлов;

  • клинические признаки поражения периферической нервной системы, ЖКТ, лимфатического аппарата;

  • методы вирусологической и серологической диагностики, исследования гемограммы;

  • правила иммуно- и противовирусной терапии.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика герпесвирусов.

  2. Эпидемиологические особенности ГИ.


  3. Какие патогенетические механизмы определяют характер течения ГИ?

  4. Клинические проявления, основные синдромы при ГИ и ИМ.


  5. Каков характер поражения кожных и слизистых покровов при ГИ и ИМ?

  6. Дифференциальная диагностика герпетических поражений слизистых и кожных покровов; ротоглотки при ИМ.

  7. Классификация ГИ.

  8. Методы лабораторной диагностики ГИ и ИМ.

  9. Методы специфической терапии ГИ.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология герпетических инфекций;

  • понятие «мононуклеозоподобный синдром» и заболевания, сопровождающиеся развитием этого синдрома;

  • патогенез герпетических инфекций;

  • клинические проявления ГИ, протекающие с поражением кожи, стоматитом, менингоэнцефалитом, поражением глаз и внутренних органов;

  • клиническая характеристика ИМ и его основных периодов: начального, разгара, реконвалесценции;

  • течение герпетической инфекции у ВИЧ-инфицированных;

  • методы лабораторной диагностики ГИ, картина периферической крови у больных ИМ в разные периоды болезни;

  • дифференциальная диагностика ГИ и ИМ;

  • возможные осложнения ИМ и причины их развития;

  • принципы терапии ГИ, профилактика рецидивов;

  • тактика ведения беременных с ГИ;

  • реабилитация реконвалесцентов.

Тесты исходного уровня знаний и умений.

1) Укажите возбудителя простого герпеса.

а) HSV

б) VZV

в) CMV

г) EBV

д) KSHV

2) Укажите возбудителя ИМ.

а) HSV

б) VZV

в) CMV

г) EBV

д) KSHV


3) Какие клетки являются местом репликации возбудителя ИМ?

а) Т-лимфоциты

б) В-лимфоциты

в) макрофаги

г) моноциты

д) стволовые клетки


4) Какие поражения развиваются при генерализованной ГИ?

а) гепатолиенальной системы

б) мочевыделительной системы

в) ЦНС

г) кожи и слизистых

д) все перечисленные

5) Основной путь передачи при ИМ.

а) воздушно-капельный

б) алиментарный

в) водный

г) парентеральный

д) контактный

Ответы: 1-а, 2-г, 3-б, 4-д, 5-а
Типовые задачи.

Задача 1

Больная 19 лет обратилась к участковому врачу на 2-й день болезни с жалобами на недомогание, повышение температуры до 37,1оС и обильные высыпания на коже лица в области подбородка. Высыпания сопровождались жжением, зудом. Заболевание связывает с переохлаждением. Контакт с инфекционными больными отрицает. В анамнезе частые высыпания «лихорадки» на губах, острые респираторные заболевания.

Объективно: состояние удовлетворительное. Правильного телосложения. На коже подбородка многочисленные, сгруппированные везикулы размером 0,1-0,3 см с серозным содержимым на эритематозном основании. Подчелюстные лимфатические узлы умеренно увеличены и болезненны при пальпации. Другие группы лимфоузлов не увеличены, безболезненны. Слизистые ротоглотки розовые, без энантемы. Патологии со стороны органов дыхания, кровообращения и ЖКТ не выявлено. Дизурических явлений нет. Поколачивание области почек безболезненно. Менингеальных и очаговых симптомов нет.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план лечения.

Задача 2

Больная 21 года обратилась в поликлинику на 10-й день болезни с жалобами на слабость, познабливание, затруднение дыхания через нос, сильные боли в горле при глотании, боли в области шеи при движении.

Заболевание началось постепенно с повышения температуры до 37,6оС, слабости. На 3-й день болезни появились боли в шее при повороте головы, шейные лимфатические узлы увеличились до размеров горошины, стали болезненными. Самочувствие значительно ухудшилось. Температура оставалась субфебрильной. На 4-й день больная заметила отечность верхней половины лица, появилась заложенность носа, гнусавость голоса. Лечилась жаропонижающими, без эффекта. Шейные лимфоузлы продолжали увеличиваться, стали болезненными. На 7-й день болезни состояние ухудшилось: температура поднялась до 38,7оС, затем до 39,5оС, был озноб, появилась сильная боль в горле при глотании, усилилась заложенность носа, из-за чего плохо спала. Значительное ухудшение состояния отметила к концу 9-го дня болезни: усилился озноб, лихорадка, головная боль, из-за болей в горле не могла открыть рот, появилось затрудненное дыхание, чувство нехватки воздуха.

При осмотре: больная активна, контактна. Лицо пастозно, веки отечные. Голос гнусавый. Носовое дыхание отсутствует, выделений из носа нет. Кожа обычной окраски, сыпи нет. Четко видны увеличенные до размеров фасоли, резко болезненные при пальпации передне- , средне- и заднешейные лимфоузлы. Слизистая оболочка ротоглотки ярко гиперемирована, фолликулы задней стенки глотки увеличены, сочные, по задней стенки глотки стекает густая слизь. Миндалины увеличены до III ст., в лакунах – обильные гнойные наложения желтовато-зеленого цвета. На мягком небе энантемы. Селезенка увеличена, выступает из подреберья на 1,5 см, край ее плотный, гладкий, эластичный, слегка болезненный при пальпации. Печень увеличена на 3 см, уплотненная, слегка болезненная. Моча светлая. Менингеальных явлений нет, очаговой симптоматики не выявлено.

Ваш диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

План обследования больной.

Лечебные мероприятия.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов.


1. Какие данные анамнеза характерны для ГИ, ИМ?

2. Продолжительность инкубационного периода ГИ, ИМ, заразительного периода при ветряной оспе.

3. Какие клинические проявления характерны для определенных форм заболевания ГИ (ветряная оспа, опоясывающий лишай, стоматит, генитальный герпес, менингоэнцефалит и др.)? Клиника ИМ.

4. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов мазков из зева, ЭКГ, маркеров ГИ и ИМ.

5. Осложнения ГИ и ИМ.

6. Дифференциальная диагностика ГИ и ИМ.
7. Лечение ГИ и ИМ. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Внутренние болезни. Книга 4./ Под ред. Е.Браунвальда и др. – М., 1994.

Лысенко А.Я. и др. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. – М., 1996.

Баринский И.Ф. и др. Герпес: этиология, диагностика, лечение. – М., 1986.

Исаков В.А., Ермоленко Д.К., Черных М.Д. Терапия герпетической инфекции. – СПб., 1993.

Коломиец А.Г. и др. Генерализованная герпетическая инфекция. – Минск, 1992.

Гранитов В.М. Герпесвирусная инфекция. – Н.Новгород, 2001.

Диагностика герпесвирусных инфекций человека: меморандум совещания ВОЗ.// Бюлл. ВОЗ, 1991, Т.69., № 3.

Самохин П.А. Цитомегаловирусная инфекция у детей. – М., 1987.

Нисевич Н.М., Учайкин В.М., Гаспарян М.О. Инфекционный мононуклеоз у детей. – М., 1982.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз. Курация и разбор больных.

Вариант 1.

  1. Исключите неправильное утверждение. Для лабораторной диагностики ИМ применяют следующие методы:

а. реакция Гоффа-Бауера

б. реакция Пауля-Буннеля

в. общий анализ крови

г. бактериологический анализ крови

д. ИФА

2) Исключите неправильное утверждение. Для ИМ характерны:

а. лихорадка

б. тонзиллит

в. полиаденопатия

г. гепатолиенальный синдром

д. почечная недостаточность

  1. Исключите неправильное утверждение. Для ИМ в периферической крови характерно:

а. лейкоцитоз

б. нейтропения

в. лимфоцитоз с моноцитозом

г. лимфопения

д. атипичные мононуклеары

  1. При ИМ справедливы все утверждения, кроме:

а. поражается костный мозг

б. поражаются В-лимфоциты

в. формируется прочный иммунитет

г. возможно длительное персистирование вируса в организме

д. может развиваться гепатит

  1. ИМ приходится дифференцировать со всеми заболеваниями. кроме:

а. дифтерии

б. аденовирусной инфекции

в. гриппа

г. острого лейкоза

д. ангины

  1. Лечение при ИМ:

а. как правило, симптоматическое

б. включает обязательное назначение антибиотиков

в. предусматривает обязательное назначение ГКС

г. проводится комбинацией противовирусных препаратов и антибиотиков

д. требует обязательной госпитализации

  1. Лечение ГИ проводится:

а. ламивудином

б. ацикловиром

в. рибавирином

г. ремантадином

д. ровамицином

  1. Препаратом выбора при лечении CMV-инфекции является:

а. ацикловир

б. рибавирин

в. ганцикловир

г. циклоферон

д. арбидол

  1. Возбудителем генитального герпеса является:

а. HSV-1

б. HSV-2

в. VZV

г. EBV

д. CMV

Ответы: 1-г, 2-д, 3-г, 4-а, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б

Вариант 2.

  1. Для лабораторной диагностики ИМ применяют:

а. реакция Райта

б. реакция Катсони

в. МФА

г. бактериологический анализ крови

д. ИФА

2) Исключите неправильное утверждение. Для ИМ характерны:

а. нарушение носового дыхания

б. ангина

в. лимфоаденопатия

г. гепатоспленомегалия

д. почечная недостаточность

3) Для ИМ нехарактерно:

а. лейкоцитоз

б. нейтропения

в. лимфоцитоз с моноцитозом

г. лимфопения

д. атипичные мононуклеары

  1. Для сыпи при ветряной оспе не характерно:

а. звездчатые геморрагии

б. везикулы одиночные

в. ложный полиморфизм

г. подсыпания

д. элементы на волосистой части головы

  1. ИМ приходится дифференцировать со всеми заболеваниями. кроме:

а. дифтерии

б. аденовирусной инфекции

в. гриппа

г. острого лейкоза

д. ангины

  1. Для лечения ИМ не применяются:

а. ГКС

б. генферон

в. цефалоспорины

г. аминопенициллины

д. антигистаминные

7) Для лечения ГИ не применяют:

а. валтрекс

б. ацикловир

в. фоскарнет

г. ремантадином

д. ганцикловир

  1. Препаратом выбора при лечении CMV-инфекции является:

а. ацикловир

б. рибавирин

в. ганцикловир

г. циклоферон

д. арбидол

  1. Исключите неправильное утверждение. Для диагностики ГИ используется:

а. РСК

б. ИФА

в. ПЦР

г. реакция нейтрализации

д. аллергологический метод

Ответы: 1-г, 2-д, 3-г, 4-а, 5-в, 6-а, 7-г, 8-в, 9-д.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз. Курация и разбор больных.

Задача 1

Больная 30 лет, официантка, обратилась к участковому терапевту с жалобами на недомогание, слабость, повышение температуры до 37,3оС, неприятные ощущения, жжение в области грудной клетки справа. Накануне заметила появление пузырьковых высыпаний на коже спины. В анамнезе – опоясывающий герпес 3 года назад. Хронические заболевания у себя отрицает.

Объективно: состояние средней тяжести. Фон кожи не изменен. На спине справа под лопаткой множество везикул с прозрачным содержимым на инфильтрированном эритематозном основании площадью 4,0х4,0 см. Слизистая ротоглотки розовая, чистая. Пальпируются мелкие, слегка болезненные подмышечные лимфоузлы справа. Со стороны органов дыхания, кровообращения, пищеварительной системы патологии не выявлено. Сознание ясное. Менингеальных и очаговых неврологических симптомов нет. При исследовании крови и мочи изменений не выявлено. Больной поставлен диагноз «опоясывающий герпес».

Согласны ли ВЫ с данным диагнозом? Поставьте диагноз.

Продифференцируйте.


Как лечить больную?

Задача 2

Больной 15 лет, учащийся, обратился к участковому врачу с жалобами на повышение температуры до 37,5оС, выраженное недомогание, боль в горле при глотании и при прохождении твердой пищи по пищеводу. Из анамнеза известно, что заболел остро 2 дня назад, когда повысилась температура до 38,0оС, появились слабость, недомогание, после небольшого зуда – «лихорадка» на губах. На следующий день отметил боль в горле при глотании и чувство дискомфорта при прохождении пищи по пищеводу. Температура сохранялась на субфебрильных цифрах. Эпиданамнез – заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: состояние средней тяжести. В области красной каймы губ множество прозрачных, тесно сгруппированных пузырьков на инфильтрированном основании. Слизистая ротоглотки умеренно гиперемирована, на слизистой щек, задней стенки глотки, языке множество пузырьков, часть из которых вскрыта с образованием эрозий. Умеренно увеличены и болезненны подчелюстные лимфоузлы. Со стороны внутренних органов без видимой патологии. Изменений со стороны нервной системы нет. Участковый врач заподозрил герпетическую инфекцию, стоматит.


Согласны ли Вы с поставленным диагнозом?


Как подтвердить диагноз?

Тактика ведения больного.

Задача 3

К участковому терапевту обратился больной 35 лет с жалобами на повышение температуры до 37,4оС, умеренную головную боль, недомогание, резь в правом глазу, обильное слезотечение из правого глаза. Болен в течение 3 дней. Заболел внезапно. Все дни болезни беспокоили вышеперечисленные жалобы. Катаральных симптомов не было. 2 недели назад перенес тяжелую форму гриппа. Работает монтажником, часто переохлаждается.

Объективно: состояние средней тяжести. На коже сыпи нет. Слизистая конъюнктивы правого глаза ярко гиперемирована, отечна. Выраженный склерит справа. Обильное слизистое отделяемое из правого глаза. На роговице несколько слившихся пузырьков. Слизистая ротоглотки розовая, без энантемы. Зернистости на задней стенке глотки не выявлено. Периферические лимфоузлы мелкие, безболезненные. Со стороны внутренних органов при осмотре патологических изменений не выявлено. Менингеальных и очаговых симптомов нет. Участковый врач диагностировал острый кератоконъюнктивит.

Поставьте диагноз.


Какова тактика участкового врача? Как обследовать больного?

Проведите дифференциальный диагноз.

Ваша врачебная тактика.

Задача 4

Больная 28 лет, парикмахер. В течение 3 лет страдает генитальным герпесом. Рецидивы болезни повторяются ежемесячно, провоцируются месячными. Лечится мазью (5% ацикловир), без эффекта.


Какие у Вас рекомендации по ведению данной пациентки?

Задача 5

В отделение нейроинфекции поступил больной 34 лет, слесарь. При поступлении жаловался на упорную головную боль, повышение температуры тела до 38,0оС. Болен в течение нескольких дней. Заболевание началось остро, с повышения температуры, беспокоила головная боль, слабость, боль в мышцах, дважды была рвота. Обратился к участковому врачу. При осмотре был выявлен менингеальный синдром без какой-либо другой выраженной патологии со стороны внутренних органов. С подозрением на менингит госпитализирован в инфекционную больницу.

Объективно: состояние средней тяжести. В области головки полового члена имеются множественные мелкие, местами сгруппированные везикулы на эритематозном основании. На губах имеются подсыхающие герпетические высыпания, которые наблюдаются у больного периодически в течение многих лет. Увеличены и болезненны паховые лимфоузлы. В легких и сердце без патологии. Поколачивание по области почек безболезненное. Выявлена небольшая ригидность мышц затылка, слабо положительный симптом Кернига. С диагностической целью произведена люмбальная пункция, получен прозрачный ликвор под давлением 180 мм вод. ст. Цитоз 100 клеток в 1 мм3, 80% лимфоцитов. Уровень белка и сахара в пределах нормы. Анализ крови и мочи без изменений. Из эпиданамнеза – жена больного страдает генитальным герпесом, лечится от бесплодия.


Ваше предположение о диагнозе?

План обследования.

Тактика ведения.

Задача 6

Больной 19 лет, студент, обратился к ЛОР-врачу с жалобами на боль в горле при глотании, неприятные ощущения в области шеи, повышение температуры до 37,4оС, которые появились три дня назад. При осмотре выявлена лакунарная ангина и увеличение передне- и среднешейных лимфоузлов до 1х0,5 см. Одновременно отмечена субиктеричность слизистых. Был госпитализирован с диагнозом «вирусный гепатит». В отделении при более внимательном осмотре и изучении анамнеза было выяснено, что отмечал слабость, познабливание, потливость, повышение температуры уже в течение 10 дней. 3 дня назад усилилась боль в горле при глотании, температура повысилась до 38,2оС. Дважды обращался с этими жалобами к врачу студенческой поликлиники, по рекомендации которого принимал аспирин, продолжал посещать занятия в институте. При осмотре в приемном отделении больницы объективно обнаружены бледность кожи, пастозность лица, полиаденит с преимущественным увеличением заднешейных лимфоузлов, лакунарная ангина, гепатоспленомегалия. Врач приемного покоя усомнился в диагнозе острого гепатита.

В ОАК: лейк. – 12,3х109/л, п – 10%, с – 20%, лимф. – 62%, м – 8%, среди лимфоцитов 37% атипичных мононуклеаров, СОЭ –17 мм/час. БАК: бил. общ. – 28,4 мкмоль/л, АлАТ – 410 е/л, АсАТ – 630 е/л, ЩФ – 450 е/л.

Согласны ли Вы с врачом приемного отделения? Обоснуйте диагноз.

Дайте оценку работе с больным на догоспитальном этапе.

Назовите клинические особенности гепатита при ИМ.

Предложите план обследования и лечения больного.

Задача 7

Больной 26 лет, инженер, заболел остро: появилось чувство разбитости, познабливало, температура поднялась до 37,8оС, заметил боли в шее при движении головой. К врачу не обращался, лечился самостоятельно, делая сухие компрессы на шею, принимал жаропонижающие препараты. Состояние не улучшалось, появилась заложенность носа, шейные лимфоузлы еще больше увеличились, стали резко болезненными. К 7-му дню болезни температура поднялась до 38,7оС, знобило, появились несильные боли в горле при глотании. Вызвал врача поликлиники, который диагностировал лакунарную ангину и назначил ампициллин в дозе 1 г/сут. На 3-4-е сутки приема препарата отметил появление на коже сыпи, кровоточивость десен. Повторно вызвал врача. При осмотре: бледность кожи, отечность век, пастозность верхней половины лица, гнусавость голоса, значительное количество геморрагических элементов на коже. Миндалины увеличены до II ст., гипертрофированы, умеренно гиперемированы, в лакунах – гнойные наложения. Пальпируются увеличенные до 1х1 см, болезненные при пальпации, передне- и среднешейные лимфоузлы. Печень увеличена, пальпируется край селезенки. Менингеальных явлений нет. Направлен на госпитализацию с диагнозом «лакунарная ангина».


Согласны ли Вы с диагнозом врача поликлиники?


В чем особенность данного случая и с чем это может быть связано?

План обследования и лечения.

Проведите дифф. диагноз с лакунарной ангиной и дифтерией.

Задача 8

Больная 20 лет обратилась к врачу поликлиники на 9-й день болезни с жалобами на ознобы, подъем температуры выше 39оС, выраженную слабость, сильные боли в горле при глотании, затруднение носового дыхания. Заболела остро, с повышения температуры до 38,3оС, затем появились боли в шее при движении головой. Через 2 дня заметила увеличение шейных лимфоузлов, их болезненность. Лицо, веки слегка отекли, появилась заложенность носа. На 8-й день температура поднялась до 39,2оС, появились сильная боль в горле при глотании, ломота в теле, боль в суставах. Самостоятельно с 1-го дня болезни принимала олететрин, но без эффекта. Состояние ухудшилось на 9-й день болезни: лихорадка до 39,6оС, не могла проглотить слюну, стало трудно дышать, боль в шее усилилась. Вызвала врача, который расценил состояние больной как тяжелое и направил ее в инфекционную больницу с диагнозом «дифтерия».

При осмотре в приемном отделении: кожа бледная, дыхание затруднено, дышит открытым ртом, положение вынужденное, сидит в постели. ЧД – до 20 в мин. Голос гнусавый. Конфигурации шеи изменена за счет резко увеличенных в размерах (до 2,5 см) передне- и заднешейных лимфоузлов, больше справа. Отека шеи нет. Лимфоузлы резко болезненны, эластичны, подвижны. Тризм жевательной мускулатуры. Слизистая ротоглотки ярко гиперемирована, миндалины увеличены до II ст. Отека слизистой нет. В лакунах миндалин гнойные наложения. Небная занавеска подвижна. Пульс – 110 уд/мин, АД – 120/80 мм рт. ст. Живот при пальпации мягкий слегка болезненный в правом подреберье. Печень, селезенка увеличены, пальпируются. Менингеальных знаков нет.

Поставьте предположительный диагноз.


Что заставило участкового врача расценить состояние больной как тяжелое?


В каких лечебных мероприятиях нуждается больная?

Проведите дифф. диагноз с дифтерией.


перейти в каталог файлов


связь с админом