Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Бруцеллез. Туляремия


Скачать 195.5 Kb.
НазваниеБруцеллез. Туляремия
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер195.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 13Метод.Бр
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Бруцеллез. Туляремия.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Бруцеллез. Туляремия.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО, к.м.н. Сиаростина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Бруцеллез – широко распространенное зоонозное инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, поражением опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и урогенитальной систем. В связи с чем, больные бруцеллезом встречаются в практике врачей разных специальностей. Заболеванию свойственна наклонность к хроническому, рецидивирующему течению и возможность развития необратимых последствий (инвалидизации). Бруцеллез эндемичен для районов развитого животноводства, главным образом овцеводства. Заболеваемость людей тесно связана с эпизоотическим неблагополучием и имеет в последние годы тенденцию к росту. В структуре заболеваемости преобладают сельские жители – более 80%. Социальная значимость проблемы связана с ярко выраженным профессиональным характером заболеваемости бруцеллезом: животноводы, зоотехники, доярки, скотники, пастухи, работники мясокомбинатов и т.п.

Туляремия – природно-очаговая заболевание, сопровождающееся поражением кожи и слизистых оболочек, развитием специфического лимфаденита («туляремийный бубон»). Для инфекции характерно многообразие путей передачи: контактный, алиментарный, трансмиссивный, воздушно-пылевой. Уровень регистрируемой заболеваемости не соответствует истинной частоте туляремии, т.к. первичная диагностика заболевания остается неудовлетворительной. Особенно это актуально для специалистов хирургического профиля. В последнее время, в связи с ростом интереса городского населения к работе на земельных участках, туризму, контингент подвергаемых опасности заражения туляремией расширился и помимо сельских жителей все чаще заболевают горожане.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками ранней диагностики бруцеллеза и туляремии, освоить принципы клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной госпитализации и правильного лечения больных, профилактики хронизации. Познакомиться с принципами лечения, методами профилактики и реабилитации больных различными формами болезни, противоэпидемическими мероприятиями в очаге;

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить наиболее значимые признаки начального периода болезни;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний;

  • идентифицировать и описать местные изменения при хроническом бруцеллезе и туляремии;

  • составить план обследования больного;

  • интерпретировать результаты специальных лабораторных и аллергологических исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • составить план лечения больных с различными формами бруцеллеза и туляремии;

  • определить показания к госпитализации, критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • организовать противоэпидемические мероприятия в очаге.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства возбудителей бруцеллеза и туляремии;

  • анатомо-физиологические особенности кожных покровов, слизистых, лимфатической, опорно-двигательной, нервной, половой, кроветворной, иммунной и сосудистой систем;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов;

  • механизм развития и клиническую картину артритов, лимфаденитов, невритов, гранулематозных поражений внутренних органов;

  • методы физикального обследования больного;

  • клинические признаки поражения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и лимфатической систем, кожных и слизистых покровов, нервной и мочеполовой систем, ЖКТ;

  • методы аллергологической, бактериологической, иммунологической и серологической диагностики; правила забора материала от больного, постановки аллергологических проб;

  • принципы антибактериальной и иммунотерапии; синдромального лечения;

  • эпидемиологию зоонозных инфекций.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей бруцеллеза и туляремии.

  2. Эпидемиологические особенности бруцеллеза и туляремии.

  3. Основные механизмы и фазы патогенеза бруцеллеза и туляремии.

  4. Механизм формирования специфического бубона при туляремии.

  5. Ранняя диагностика бруцеллеза и туляремии.

  6. Клинические проявления различных форм бруцеллеза и туляремии.

  7. Дифференциальная диагностика бруцеллеза и туляремии.

  8. Лабораторная диагностика бруцеллеза и туляремии.

  9. Принципы терапии бруцеллеза и туляремии.

  10. Исходы бруцеллеза и туляремии, рецидивы бруцеллеза.

  11. Мероприятия в очаге бруцеллеза и туляремии, профилактика.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология бруцеллеза и туляремии;

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге бруцеллеза и туляремии;

  • фазы патогенеза и патоморфология бруцеллеза и туляремии;

  • клинические формы бруцеллеза и туляремии, ранняя диагностика;

  • факторы, способствующие формированию хронического бруцеллеза у людей;

  • методы лабораторной диагностики, аллергологические и серологические тесты;

  • техника постановки кожно-аллергических проб Бюрне и с тулярином, учет их результатов;

  • дифференциальный диагноз бруцеллеза и туляремии;

  • основные принципы лечения бруцеллеза и туляремии, противорецидивная терапия бруцеллеза;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • профилактика бруцеллеза и туляремии.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель бруцеллеза?

а) бактерий

б) вирусов

в) риккетсий

г) спирохет

д) клостридий

2) Источник инфекции при бруцеллезе.

а) больной человек

б) сельскохозяйственные животные

в) птицы

г) грызуны

д) кровососущие насекомые

3) Ведущий путь передачи бруцеллеза.

а) алиментарный

б) трансмиссивный

в) водный

г) аэрогенный

д) контактный

4) Локализация возбудителя у больного бруцеллезом.

а) кровь

б) лимфоузлы

в) костный мозг

г) печень

д) все перечисленное


5) Какая среда является элективной для высева бруцелл?

а) Плоскирева

б) Эндо

в) Мюллера

г) сывороточный агар

д) печеночный агар


6) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель туляремии?

а) хламидий

б) микоплазм

в) вирусов

г) грибов

д) бактерий

7) Инкубационный период при туляремии:

а) до 1 нед

б) до 2 нед

в) до 3 нед

г) до 1 мес

д) более 1 мес


8) Какая клиническая форма туляремии возникает при алиментарном пути заражения?

а) бубонная

б) кожно-бубонная

в) глазо-бубонная

г) ангинозно-бубонная

д) легочная

Ответы: 1-а, 2-б, 3-д, 4-д, 5-д, 6-д, 7-б, 8-г
Типовые задачи.

Задача 1

Больная 28 лет, доярка, поступила в инфекционную больницу 5.06 с жалобами на повышенную температуру до 40,0оС, выраженную потливость, особенно по ночам, боли в суставах рук и ног. Из анамнеза известно, что болезнь началась остро 28.05 с озноба и повышения температуры. В течение дня температура колебалась от субфебрильных цифр до 39-40оС. Заболевание развилось через 2 недели после приезда из Казахстана, куда больная выезжала в гости.

При поступлении состояние средней тяжести. Температура тела 38,6оС. Больная активна, разговорчива. Кожные покровы бледноваты, влажные. Пальпируются незначительно увеличенные шейные и ключичные лимфоузлы, безболезненные. В легких дыхание жесткое. Пульс – 80 уд/мин, АД – 105/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень умеренно уплотнена, увеличена на 2 см, селезенка – на 1 см. Суставы не изменены, движения в полном объеме. В ОАК: Эр. – 4,8х1012/л, Hb – 155 г/л, лейк. – 4,5х109/л, СОЭ – 10 мм/ч.

Ваш предварительный диагноз.


Какие дополнительные сведения из анамнеза необходимо выяснить у больного?

План обследования и тактика ведения больной.

Задача 2

К врачу поликлиники обратилась больная 46 лет, работница мясокомбината. Заболела 3 недели назад, когда стала отмечать слабость, познабливание, потливость, повышение температуры в вечерние часы до 38оС. По назначению врача принимала анальгин. Состояние не улучшалось. Через 2 недели от начала болезни к указанным жалобам присоединились боли в суставах и пояснично-крестцовой области с иррадиацией в правое бедро. Ввиду отсутствия эффекта от проводимой терапии была госпитализирована. За 6 месяцев до этого заболевания больная перенесла «грипп» с высокой температурой в течение 10 дней, с ознобами и выраженной потливостью.

При поступлении в стационар на 16-й день болезни состояние больной средней тяжести. Температура 37,5оС. Кожные покровы чистые, влажные. Лимфоузлы (подмышечные, паховые) увеличены, безболезненные. Суставы внешне не изменены, движения в них ограничены из-за болезненности. Тоны сердца приглушены. Пульс – 84 уд/мин, АД – 120/80 мм рт. ст. В легких дыхание везикулярное. Печень пальпируется на 3 см ниже реберного края, селезенка выступает на 0,5 см ниже реберной дуги. Положительный симптом Лассега. Менингеальных и очаговых знаков нет.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования.

Терапевтическая тактика.

Задача 3

Больная 55 лет, пенсионерка. Жалуется на слабость, повышение температуры тела, неприятные ощущения в правой паховой области. Заболела неделю назад, остро: знобило, повысилась температура, появилось головокружение, слабость, ломота в мышцах. Принимала различные жаропонижающие препараты без эффекта. В первые дни болезни заметила небольшой зудящий пузырек на правой голени, который от расчесывания прорвался. На 5-й день от начала болезни появилась припухлость в правой паховой области. Будучи на даче, к врачу не обращалась: самочувствие, несмотря на высокую температуру, было относительно неплохим. При осмотре на 7-й день болезни: состояние средней тяжести. Температура 37,8оС. Несколько эйфорична. На коже нижней трети правой голени неглубокая язвочка размером 0,7х0,5 см, покрыта темной корочкой, при пальпации слегка болезненна. В правой паховой области пальпируется увеличенный (до грецкого ореха) лимфатический узел с четкими контурами, подвижный, уплотненный, незначительно болезненный; цвет кожи над ним на изменен. Другие лимфатические узлы мелкие. Со стороны внутренних органов и нервной системы отклонений от нормы нет. Пульс – 92 уд/мин, АД – 130/80 мм рт. ст. Дизурических и диспепсических явлений нет. При сборе эпиданамнеза установлено, что в течение последних полутора месяцев (июнь-июль) жила на даче, где неоднократно подвергалась укусам комаров и слепней.

Предположительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования и лечения.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного бруцеллезом, туляремией?

2. Продолжительность инкубационного периода бруцеллеза, туляремии.


3. Какие клинические проявления характерны для определенных форм бруцеллеза и туляремии?

4. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов, серологических реакций и кожно-аллергических проб.

5. Осложнения бруцеллеза и туляремии.

6. Дифференциальная диагностика бруцеллеза и туляремии.
7. Лечение бруцеллеза и туляремии. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Руководство по зоонозам./ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1983.

Руководство по зоонозам и паразитарным заболеваниям./ Под ред. И.К.Мусабаева. – Ташкент, 1987.

Белозеров Е.С. Бруцеллез. – Л., 1985.

Корзенко В.Н. Бруцеллез человека. – Минск, 1980.

Бунин К.В., Белов Г.Ф. Иммуно-антибиотикотерапия рецидивирующих и хронических форм инфекционных болезней. – Новосибирск, 1982.

Бруцеллез. Методические рекомендации по диагностике, лечению и реабилитации. – М., 1987.

Приказ МЗ РФ № 125 от 14.04.99 г. «Об усилении мероприятий по профилактике туляремии».

Бруцеллез. Санитарные правила. СП 3.1.085-96 от 18.06.96 г. № 23.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Бруцеллез. Туляремия.

Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Исключите неправильное утверждение. Характерными симптомами бруцеллеза являются:

а. лихорадка

б. ознобы

в. потливость

г. выраженная интоксикация

д. полиаденопатия

2) Исключите неправильное утверждение. Для диагностики бруцеллеза используются следующие лабораторные тесты:

а. реакция Райта

б. реакция Хеддельсона

в. реакция Видаля

г. реакция Кумбса

д. проба Бюрне

  1. Исключите неправильное утверждение. Для лечения бруцеллеза используют следующие антибиотики:

а. стрептомицин

б. левомицетин

в. тетрациклин

г. рифампицин

д. пенициллин

  1. Исключите неправильное утверждение. Источником инфекции при бруцеллезе могут быть:

а. овцы

б. козы

в. больной человек

г. коровы

д. олени

  1. Какие изменения в крови типичны для бруцеллеза:

а. лейкоцитоз, нейтрофилез

б. лейкоцитоз, моноцитоз

в. лейкопения, эозинофилия

г. лейкопения, лимфоцитоз

д. лейкопения, нейтрофилез

  1. Исключите неправильное утверждение. Для хронического бруцеллеза характерно поражение систем:

а. дыхательной

б. гепатолиенальной

в. сердечно-сосудистой

г. нервной

д. мочеполовой

  1. Для бруцеллеза правильны все утверждения, кроме:

а. при хронической форме болезни основным симптомом является лихорадка

б. частой жалобой являются ознобы и потливость

в. частой причиной обращения к врачу является появление болей в суставах

г. часто микрополиаденопатия

д. поражаются преимущественно крупные суставы

  1. При бруцеллезе:

а. поражаются мелкие суставы кистей и стоп

б. возможно развитие орхита и эпидидимита

в. наблюдается понос

г. на 9-10-й день болезни появляется папулезная сыпь

д. болезнь часто осложняется гнойным менингитом

Ответы: 1-г, 2-в, 3-д, 4-в, 5-г, 6-а, 7-а, 8-б.

Вариант 2

1) При бруцеллезе:

а. возбудителем является хламидия

б. возможно заражение воздушно-капельным путем

в. наиболее опасным источником инфекции является крупный рогатый скот

г. заражение чаще всего происходит алиментарным или контактным путем

д. характерны гнойно-воспалительные изменения в различных органах

2) Для бруцеллеза правильны все утверждения, кроме:

а. после перенесенной инфекции вырабатывается прочный иммунитет

б. возбудителем инфекции является представитель рода бруцелла

в. источником инфекции являются домашний скот

г. заражение происходит при употреблении мяса и молока

д. факторами передачи могут быть подстилки, почва, вода, загрязненные выделениями больных животных

3) Наиболее характерным симптомом туляремии является:

а. сыпь

б. лимфаденит

в. полиартрит

г. ринит

д. диарея

4) Исключите неправильное утверждение. Для бубона при туляремии характерно:

а. безболезненность

б. выраженная болезненность

в. не спаянность с окружающей клетчаткой

г. нагноение бубона

д. множественность бубонов

5) Для лечения туляремии применяют:

а. пенициллин

б. эритромицин

в. левомицетин

г. левофлоксацин

д. иммуноглобулин


6) Какой клинический симптом не характерен для абдоминальной формы туляремии?

а. анорексия

б. боли в животе

в. тошнота, рвота

г. частый жидкий стул со слизью и кровью

д. гепатоспленомегалия


7) Какой формы туляремии нет?

а. кожной

б. глазо-бубонной

в. абдоминальной

г. легочной

д. генерализованной


8) Что не характерно для ангинозно-бубонной формы туляремии?

а. односторонний тонзиллит

б. увеличение ЛУ

в. лихорадка

г. интоксикация

д. желтуха

Ответы: 1-г, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-г, 7-а, 8-д.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Бруцеллез. Туляремия. Курация и разбор больных.

Задача 1

Женщина 50 лет, работает ветеринарным врачом. Обратилась с жалобами на боли в крупных суставах рук, ног, слабость, потливость, раздражительность. Считает себя больной около 2 лет, когда стали беспокоить боли в суставах, временами субфебрильная температура. Лечилась амбулаторно по поводу ревматизма (аспирином) с временным улучшением. Месяц назад усилилась слабость, потливость, обострилась боль в суставах, появилась раздражительность, что и заставило обратиться к врачу.

При осмотре: состояние удовлетворительное. Кожа повышенной влажности. В подкожной клетчатке пояснично-крестцовой области определяются уплотнения величиной до фасоли. Суставы внешне не изменены, но движения в коленных, голеностопных, локтевых, лучезапястных суставах несколько ограничены из-за болезненности. Тоны сердца ритмичны, приглушены. Пульс - 76 в минуту. АД - 120/70 мм рт. ст. Печень и селезенка не увеличены. Менингеальных и очаговых проявлений нет.

Общий анализ крови: эритр. - 3,81012/л, Hb - 112 г/л, лейк. 4,2109/л, эозинофилы - 4 %, п/я - 4 %, с/я - 60 %, лимфоциты - 28 %, моноциты - 4 %, СОЭ - 20 мм/час. Антистрептолизин "0" - отр., РФ – отр.


Какая вероятная причина хронического заболевания суставов?


Как исключить ревматизм?


Как исключить ревматоидный артрит?


Какова вероятная природа уплотнений в пояснично-крестцовой области?


Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?

План лечения больной.

Задача 2

Больная 60 лет заболела остро. Повысилась температура до 39,0оС. появились озноб, боли в мышцах шеи, суставах. На 2-й день присоединились головная боль, слабость. Обратилась к врачу. Был поставлен диагноз «грипп», назначены жаропонижающие средства. В последующие дни отмечалась повышенная потливость, озноб, хотя температура снизилась до субфебрильных цифр. На 17-й день болезни вновь повысилась температура до 40оС, возобновились ознобы, потливость, резкие боли в поясничной области, мышцах, крупных суставах. Врач направил больную на госпитализацию с диагнозом «ревматоидный полиартрит». При поступлении в терапевтическое отделение состояние больной средней тяжести. Кожа влажная, выражена потливость. Видимых изменений в области суставов нет. Пальпируются шейные, подчелюстные, подмышечные, паховые лимфоузлы величиной с фасоль, безболезненные, подвижные. Лицо гиперемировано. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены. Пульс – 110 уд/мин, АД – 120/70 мм рт. ст. Язык влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень увеличена на 2 см, селезенка – на 1,5 см. Симптом Пастернацкого – отрицат. Больная плаксива, раздражительна. Менингеальных и очаговых знаков нет. В анамнезе ОРЗ и гипертоническая болезнь. Эпиданамнез: проживает в районе неблагополучном по бруцеллезу, покупала молоко у соседей.

Поставьте предварительный диагноз.

Оцените тактику ведения больной участковым врачом.

Проведите дифф. диагноз.

Назначьте план обследования.

Задача 3

Больная 50 лет работает ветврачом. Обратилась с жалобами на боли в крупных суставах рук, ног, слабость, потливость, раздражительность. Считает себя больной около 2 лет, когда впервые стали беспокоить боли в суставах, временами повышалась температура до субфебрильных цифр. Лечилась амбулаторно по поводу ревматизма (аспирином) с временным улучшением. Ухудшение состояния наступило месяц назад, когда усилилась слабость, потливость обострилась боль в суставах, появилась раздражительность, что и заставило обратиться к врачу.

При осмотре состояние удовлетворительное. Кожа повышенной влажности. В подкожной клетчатке пояснично-крестцовой области определяются уплотнения величиной до фасоли. Суставы внешне не изменены, но движения в коленных, голеностопных, локтевых, лучезапястных суставах несколько ограничены из-за болезненности. Печень и селезенка не увеличены. Больная эмоционально неустойчива, плаксива. Тоны сердца ритмичны приглушены. Пульс – 76 уд/мин, АД – 120/70 мм рт. ст. Пальпируются лимфоузлы передне- и заднешейные, подчелюстные, подмышечные, паховые.

Поставьте диагноз.


С какими заболеваниями следует проводить дифф. диагностику?

Составьте план обследования больной.

Задача 4

Больная 50 лет. Работает дояркой. Заболевание началось остро, 10 дней назад с ознобом температура повысилась до 39,0оС. В последующие дни беспокоила общая слабость, разбитость, ознобы, поты. Все дни температура держалась на высоких цифрах, с большими колебаниями в течение дня. Через неделю от начала болезни присоединились боли в суставах. На 10 день от начала болезни больная была госпитализирована.

При поступлении в стационар общее состояние средней тяжести. Температура тела – 38,2оС. Жалобы на общую слабость, головную боль, боли в крупных суставах, усиливающиеся при движении. Внешне суставы не изменены. Пульс – 72 уд/мин. Тоны сердца значительно приглушены. АД – 105/60 мм рт. ст. Печень и селезенка умеренно увеличены. ОАК: лейк. – 5,4х109/л, пал. – 5%, сегм. – 49%, лимф. – 40%, мон. – 6%, СОЭ – 15 мм/час.

Поставьте предварительный диагноз.


Какие эпидданные необходимо выяснить?

Составьте план обследования больной.

Задача 5

Больная 48 лет, работает на мясокомбинате в убойном цехе. Заболела 3 недели назад, когда стала отмечать общую слабость, познабливание, потливость, повышение температуры в вечерние часы до 38,3оС. По назначению врача принимала анальгетики и сульфаниламидные препараты. Состояние не улучшилось. Через 2 недели от начала болезни к указанным жалобам присоединились боли в суставах и пояснично-крестцовой области с иррадиацией в ногу. Ввиду отсутствия эффекта от проводимой терапии больная была госпитализирована. За 4 месяца до этого заболевания больная перенесла «грипп» с высокой температурой в течение 10 дней. При поступлении в стационар на 16 день болезни состояние больной средней тяжести. Температура до 38,5оС. Кожные покровы чистые. Периферические лимфоузлы увеличены до размера фасоли, безболезненные. Суставы внешне не изменены, движения в них несколько ограничены из-за болезненности. Отмечено увеличение печени и селезенки. Положительный синдром Лассега.

Ваш диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования и лечебных мероприятий.


Каков прогноз?

Задача 6

больной 25 лет обратился к врачу на 5-й день болезни с жалобами на повышение температуры, головную боль, боли в мышцах. Заболел остро: появился озноб, головная боль, боли в мышцах, слабость, температура повысилась до 38,5оС. В последующие дни она оставалась высокой, больной почти не спал. Со 2-го дня болезни заметил плотное болезненное образование в левой подмышечной области. При осмотре: состояние средней тяжести, температура 38,2оС. Лицо несколько гиперемировано, одутловато, склерит, конъюнктивит. В левой подмышечной впадине пальпируется плотный умеренно болезненный лимфоузел размерами 3х4 см с четкими контурами. Отека вокруг узла нет, кожа над ним не изменена. В легких жестковатое дыхание, хрипов нет. ЧД – 16 в мин. Тоны сердца приглушены, мягкий систолический шум на верхушке. Пульс – 124 уд/мин, АД – 100/60 мм рт. ст. Язык суховат, обложен сероватым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 1 см из-под реберной дуги, селезенка не пальпируется. Мочеиспускание не нарушено. Очаговых и менингеальных знаков нет. Эпиданамнез: за 4 дня перед заболеванием ездил на охоту, подстрелил зайца, разделывал его тушку.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план лечения.

Задача 7

В инфекционную больницу 3.09 поступил больной 25 лет с диагнозом «Грипп. Пневмония?» заболел внезапно 6 дней назад, будучи у родителей в деревне: появился сильный озноб, ломота в мышцах спины и пояснице, выраженная слабость, сухой кашель. Принимал бисептол, анальгин, димедрол – без эффекта. Со 2-го дня от начала болезни кашель усилился, присоединились боли за грудиной. В последующие дни нарастала слабость, сохранялась лихорадка, кашель стал приступообразным.

При осмотре: состояние средней тяжести. Лицо гиперемировано, несколько одутловато. Дыхание учащено. Кожа чистая. Периферические лимфоузлы не увеличены. При перкуссии над легкими ясный звук. Дыхание жестковатое с обеих сторон, выслушиваются рассеянные сухие хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс – 80 уд/мин, АД – 120/80 мм рт. ст. Язык негусто обложен, влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень на 1 см выступает из-под реберного края. Селезенка не пальпируется. Неврологических расстройств нет. В ОАК лейкопения (4,2х109/л). При рентгенологическом исследовании отмечается усиление легочного рисунка, увеличение паратрахеальных лимфатических узлов.


Можно ли заподозрить туляремию?


Какие детали эпиданамнеза следует уточнить?


Каковы методы его подтверждения?


Были ли основания для предположения о наличии у больного гриппа, осложненного пневмонией?

Предложите план лечения.

Задача 8

Больная 16 лет, школьница, деревенская жительница. Заболела 23.03. После небольшого озноба появилась головная боль, тошнота и рвота, боль в горле, температура 39,4оС. Заболела после переборки в погребе картофеля, среди которого попадались дохлые мыши.

При осмотре участковым врачом на третий день болезни состояние больной расценивается как тяжелое. Температура – 40,6оС. Лицо гиперемировано, одутловато. Слизистая оболочка ротоглотки гиперемирована. Миндалины резко увеличены и гиперемированы, особенно правая, она величиной с большую сливу, на поверхности видно несколько фолликулов, покрытых сероватым пленчатым налетом. Подчелюстной лимфоузел справа с большой грецкий орех, слева – не увеличен. Глотание не затруднено. Пульс – 66 уд/мин, ритмичный. АД – 120/70 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. В легких единичные сухие хрипы. Язык слегка обложен. Живот мягкий. Пальпируется мягкий край печени на 3 см ниже реберной дуги. В глубине подреберья пальпируется край селезенки. Нейропсихическая сфера без особенностей.

В ОАК: лейк. – 5,6х109/л, пал. – 25%, сегм. – 36%, лимф. – 34%, мон. – 5%, эоз. – 0, СОЭ – 21 мм/час.


О каком заболевании следует думать?


Чем обусловлена тяжесть состояния больного?


Что следует предусмотреть в плане обследования?

Задача 9

При обследовании сельского жителя (в связи с длительной лихорадкой, появлением сыпи на коже) в сыворотке крови выявлены антитела к возбудителю туляремии в разведении 1:100 (РА). Диагностирована туляремия, генерализованная форма.


Достаточно ли обоснован диагноз туляремии?


перейти в каталог файлов


связь с админом