Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 14Метод. Сибирская язва. Рожа. Малярия


Скачать 197.5 Kb.
НазваниеСибирская язва. Рожа. Малярия
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер197.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 14Метод.Ро
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Сибирская язва. Рожа. Малярия.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Сибирская язва. Рожа. Малярия.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Рожа – повсеместно распространенная инфекционная болезнь стрептококковой этиологии со стабильно высокими показателями заболеваемости. В современной структуре инфекционной патологии по распространенности занимает 4-5 место после ОРЗ, кишечных инфекций, вирусных гепатитов. Около 1/3 составляют больные рецидивирующей рожей, преимущественно женщины. Поскольку рожей болеют чаще люди пожилого возраста, страдающие сахарным диабетом, нарушением крово- и лимфообращения, иммунодефицитами разного происхождения, ее значение с изменением демографической ситуации (постарением населения) еще более возрастает.

Сибирская язва – острая зоонозная инфекция, характеризующаяся тяжелым течением, на современном этапе встречается редко и большинству врачей малоизвестна, что определяет трудности своевременной диагностики. Актуальность проблемы связана также с выраженным профессиональным характером заболеваемости (скотники, зоотехники, животноводы и др.). Наиболее часто встречается локализованная форма, требующая дифференциальной диагностики с другими заболеваниями наружных покровов. При генерализованных формах болезни закономерен летальный исход. В РБ зарегистрировано более 1500 очагов сибирской язвы.

Малярия является одной из самых распространенных инфекционных болезней на земном шаре. Ежегодно в мире переболевает свыше 200 млн. чел., из которых около 1,5 млн. умирает. В последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости, как в мире, так и в РФ. Особенно тяжелым течением выделяется тропическая малярия, при которой могут развиваться фатальные осложнения, в связи с чем раннее ее распознавание имеет первостепенное значение для своевременного и успешного лечения. При некоторых видах малярии возможно длительное (от 2 до 10 и более лет) течение с развитием рецидивов заболевания.

2. Учебные цели: научиться диагностировать рожу, освоить тактику ведения больных в условиях поликлиники и стационара, знать показания к госпитализации, принципы терапии и методы реабилитации больных рожей, профилактику рецидивов;

овладеть врачебными навыками ранней диагностики сибирской язвы (СЯ), дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной госпитализации и правильного лечения больных, профилактики осложнений. Усвоить основные приемы оказания экстренной медицинской помощи при осложнениях, ведения больного в стационаре. Познакомиться с принципами лечения, методами реабилитации реконвалесцентов и профилактики, противоэпидемическими мероприятиями в очаге;

научиться ранней диагностике малярии с целью раннего начала лечения, предупреждения тяжелых осложнений, освоить дифференциальный диагноз, принципы терапии больных малярией в стационаре.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить наиболее значимые признаки начального периода болезни;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний;

  • выявить сопутствующие заболевания, наличие факторов, предрасполагающих к развитию рожистого воспаления;

  • идентифицировать и описать местные изменения при роже и СЯ;

  • составить план обследования больного;

  • произвести забор крови и приготовить мазок («толстую каплю») на малярию, с последующей его оценкой;

  • интерпретировать результаты лабораторных исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • выявить специфические осложнения и оказать неотложную помощь;

  • составить план лечения, подобрать необходимую диету;

  • определить показания к госпитализации, критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • провести профилактику рецидивов рожи;

  • организовать противоэпидемические мероприятия в очаге СЯ;

  • дать рекомендации по индивидуальной химиопрофилактике пациентам группы риска заражения малярией.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства стрептококков, возбудителей СЯ и малярии;

  • цикл развития плазмодиев малярии и Bac. anthracis;

  • анатомо-физиологические особенности кожных покровов, кроветворной, иммунной и сосудистой систем;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, ДВС, ОПН, отека мозга и др.;

  • механизм развития и клиническую картину эритем и карбункулов;

  • методы физикального обследования больного;

  • клинические признаки поражения сердечно-сосудистой и кроветворной систем, кожных и слизистых покровов, нервной и дыхательной систем, ЖКТ;

  • методы микроскопической, аллергологической, бактериологической, иммунологической и серологической диагностики; правила забора материала от больного;

  • принципы антибактериальной, иммуно- и противопаразитарной терапии; синдромального лечения;

  • эпидемиологию зоонозных и трансмиссивных инфекций.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей рожи, СЯ и малярии.

  2. Эпидемиологические особенности рожи, СЯ и малярии.

  3. Основные механизмы и фазы патогенеза рожи, СЯ и малярии, их осложнений.

  4. Механизм формирования специфического карбункула при СЯ.

  5. Ранняя диагностика рожи, СЯ и малярии.

  6. Клинические проявления различных форм рожи и СЯ.

  7. Особенности течения различных видов малярии.

  8. Дифференциальная диагностика рожи, СЯ и малярии.

  9. Лабораторная диагностика рожи, СЯ и малярии.

  10. Специфические осложнения, ранние клинические признаки, неотложная помощь.

  11. Принципы терапии рожи, СЯ и малярии.

  12. Исходы рожи, СЯ и малярии, рецидивы.

  13. Мероприятия в очаге СЯ, профилактика.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология рожи, СЯ и малярии;

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге СЯ;

  • фазы патогенеза и патоморфология рожи, СЯ и малярии;

  • клинические формы рожи, СЯ и малярии, ранняя диагностика;

  • факторы риска заболевания рожей;

  • особенности течения рожи у пожилых людей;

  • методы лабораторной диагностики, аллергологические и серологические тесты;

  • правила забора крови на малярию, техника приготовления мазка и «толстой капли»;

  • дифференциальный диагноз рожи, СЯ и малярии;

  • осложнения рожи, СЯ и малярии, неотложная помощь;

  • основные принципы лечения рожи, СЯ и малярии, противорецидивная терапия рожи и малярии;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • профилактика рожи, СЯ и малярии.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель рожи?

а) стрептококк

б) стафилококк

в) спирохета

г) риккетсия

д) клостридия

2) Источник инфекции при роже.

а) больной человек

б) сельскохозяйственные животные

в) птицы

г) грызуны

д) кровососущие насекомые

3) Ведущий путь передачи рожи.

а) алиментарный

б) трансмиссивный

в) водный

г) аэрогенный

д) контактный

4) Наиболее частая локализация рожи.

а) лицо и шея

б) верхние конечности

в) нижние конечности

г) грудная клетка

д) живот

5) Основной метод лабораторной диагностики малярии.

а) микроскопический

б) бактериологический

в) серологический

г) биохимический

д) биологический

6) Укажите возбудителя тропической малярии.

а) P. vivax

б) P. malariae

в) P. ovale

г) P. falciparum

д) L. infantum

7) Продолжительность инвазионного процесса при тропической малярии:

а) 0,5-1 год

б) 1-1,5 года

в) 2-4 года

г) 3-6 лет

д) несколько десятков лет


8) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель СЯ?

а) бактерии

б) грибы

в) вирусы

г) риккетсии

д) клостридии

9) Наиболее частая локализация сибиреязвенного карбункула.

а) лицо и шея

б) верхние конечности

в) нижние конечности

г) грудная клетка

д) живот

10)Инкубационный период при СЯ:

а) до 7 дней

б) до 14 дней

в) до 21 дня

г) до 1 мес.

д) более 1 мес.
Ответы: 1-а, 2-а, 3-д, 4-в, 5-а, 6-г, 7-б, 8-а, 9-б, 10-б

Типовые задачи.

Задача 1

Больной 28 лет, скотник, заболел 13.08 с повышения температуры до 38,2оС, общего недомогания. На следующий день в области правого предплечья заметил темный пузырек, который после расчесывания лопнул и превратился в язвочку. Через 2 дня на фоне сохраняющейся лихорадки у больного появился отек правой кисти и предплечья, язва увеличилась в размерах. 17.08 обратился к врачу, который с диагнозом «гнойный карбункул» направил больного в хирургическое отделение.

При осмотре: состояние средней тяжести. В области нижней трети правого предплечья - язва, диаметром до 4 см., с серозно-геморрагическим содержимым и темно-коричневой корочкой на дне, безболезненная. На правой кисти, предплечье и до середины плеча имеется обширный отек, при постукивании по которому отмечается студневидное дрожание. В правой подмышечной области пальпируется увеличенный, безболезненный лимфоузел. Видимые слизистые без особенностей. В легких дыхание везикулярное. Пульс – 86 уд/мин. АД – 120/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

В ОАК: лейк. – 8,9х109/л, СОЭ – 15 мм/час.


Согласны ли вы с диагнозом участкового врача?

Ваш предварительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

План обследования и тактика ведения больного.

Задача 2

Больная 56 лет вызвала врача из поликлиники 3.08 в связи с очень плохим самочувствием, ознобом, повышением температуры тела, головной болью, болями в мышцах спины. Заболела накануне, к вечеру появилась слабость, головная боль, озноб. Температура тела повысилась до 39,6оС. Ночью плохо спала, дважды была рвота. Утром отмечала чувство жжения и боль в правой паховой области, быстро появилось покраснение и отек кожи в области голени. При осмотре – состояние средней тяжести, кожные покровы влажные. Пульс –112 уд/мин. На коже средней и нижней трети правой голени имеется эритема и отек с неправильными очертаниями, возвышающимися над окружающей кожей краями, горячая на ощупь, много кровоизлияний в этой области. Пальпируются увеличенные, болезненные бедренные и паховые лимфатические узлы, кожа над ними гиперемирована. Краснота по внутренней поверхности правого бедра. Ногти деформированы, имеется мокнутие в области межпальцевых промежутков стоп. Печень и селезенка не увеличены, менингеальных знаков нет. В прошлом подобных состояний не было, в последнее время беспокоил зуд в области пальцев ног.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.

Терапевтическая тактика.

Задача 3

К врачу поликлиники обратился больной 23 лет с жалобами на слабость, головную боль, повышение температуры тела до 39,0оС, озноб. Болен 5-й день, все дни отмечал слабость, головную боль, в первые два дня – ознобы, высокая лихорадка, однократная рвота. Повышению температуры предшествовал сильный озноб. На 3-й день болезни отмечалось быстрое снижение температуры, но уже через сутки она вновь повысилась до 40,1оС. Снижение температуры происходило резко и сопровождалось сильной потливостью. При осмотре: состояние средней тяжести, бледен, кожа влажная, склеры субиктеричные, сыпи нет. В легких дыхание везикулярное. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. 94 уд/мин, тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке сердца. Язык обложен, влажный. Живот мягкий, слегка болезненный в правом и левом подреберьях. Печень увеличена, выступает из-под края реберной дуги на 2 см., селезенка перкуторно увеличена и пальпируется в положении на правом боку. Физиологические отправления в норме. Менингеальных знаков. Эпиданамнез: приехал из Таджикистана 18 дней тому назад.

Предположительный диагноз.

Составьте план обследования и лечения.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного СЯ, рожей, малярией?

2. Продолжительность инкубационного периода при СЯ, роже, малярии.

3. Какие клинические проявления характерны для СЯ, рожи, малярии? Формы СЯ, рожи. Малярийный пароксизм.

4. Клинические особенности 4-х типов малярии.

5. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, коагулограммы, исследования мазков и толстой капли крови, определения АСЛО.

6. Осложнения СЯ, рожи и малярии.

7. Дифференциальная диагностика СЯ, рожи и малярии.
8. Лечение СЯ, рожи, малярии. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Иванов А.И. Инфекционные болезни с экзантемами. – Л., 1970.

Гальперин Э.А., Рыскинд Р.Р. Рожа. – М., 1976.

Черкасов В.Л. Рожа. – Л., 1986.

Фролов В.М., Рычнев В.Е. Патогенез и диагностика рожистой инфекции. – Воронеж, 1986.

Руководство по зоонозам./ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1983.

Руководство по зоонозам и паразитарным заболеваниям./ Под ред. И.К.Мусабаева. – Ташкент, 1987.

Никифоров В.Н. Кожная форма сибирской язвы человека. – М., 1973.

Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. – М., 1995.

Борзунов В.М., Третьякова Т.Б., Северин М.В. Гельминтозы и протозойные инвазии человека. – Екатеринбург, 2000.

Токмалаев А.К., Половинкина Н.А., Ефимов Л.Л. Протозойные болезни человека. – М., 1997.

Бронштейн А.М., Токмалаев А.К. Паразитарные болезни человека, протозоозы и гельминтозы. – М.,2002.

Внутренние болезни. Книга 4./ Под ред. Е.Браунвальда и др. – М., 1994.

Сибирская язва. Санитарные правила СП 3.1.089-96, от 31.05.96 г.

Приказ МЗ СССР № 171 от 27.04.90 г. «Об эпидемиологическом надзоре за малярией».

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Сибирская язва. Рожа. Малярия. Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Исключите неправильное утверждение. Для первичной рожи характерны следующие симптомы:

а. острое начало болезни

б. наличие участка гиперемии кожи с нечеткими границами

в. выраженная интоксикация

г. лимфаденит

д. локальная болезненность

2) Исключите неправильное утверждение. Факторами, способствующими хронизации рожи являются:

а. хроническая пневмония

б. венозная недостаточность

в. эпидермофития стоп

г. сахарный диабет

д. нарушение правил личной гигиены

  1. Поражение кожи при роже характеризуется следующими особенностями, кроме:

а. яркой гиперемии с четкими границами

б. повышения температуры кожи в очаге воспаления

в. выраженного отека мягких тканей

г. резкой местной болезненности

д. наличия регионарного лимфаденита

  1. При роже различают следующие формы болезни, кроме:

а. первичной

б. первично хронической

в. повторной

г. первичной с поздними рецидивами

д. рецидивирующей

  1. Для лечения первичной рожи препаратом выбора является:

а. тетрациклин

б. стрептомицин

в. пенициллин

г. эритромицин

д. метронидазол

  1. Исключите неправильное утверждение. Для сибиреязвенного карбункула характерны:

а. отсутствие гиперемии кожи

б. выраженный отек мягких тканей

в. локальная болезненность

г. наличие черного струпа в центре карбункула

д. лимфаденит

  1. Исключите неправильное утверждение. Для лечения сибирской язвы применяют:

а. пенициллин

б. тетрациклин

в. левомицетин-сукцинат

г. иммуноглобулин специфический

д. цефалоспорины

  1. Исключите неправильное утверждение в отношении возбудителя сибирской язвы:

а. грам-положительная палочка

б. вырабатывает экзотоксин

в. вегетативная форма неустойчива в окружающей среде

г. интенсивно размножается в окружающей среде

д. образует споры

Ответы: 1-б, 2-а, 3-г, 4-б, 5-в, 6-в, 7-б, 8-г.

Вариант 2

1) При сибирской язве:

а. инкубационный период чаще составляет 2-3 дня

б. у отдельных больных наблюдается кожная форма болезни

в. чаще всего наблюдается эритематозно-буллезная форма

г. кишечная форма характеризуется тенезмами и скудным слизисто-кровянистым стулом

д. при кожной форме характерно местное нагноение

2) Наиболее часто встречаемая форма сибирской язвы.

а. карбункулезная

б. эдематозная

в. буллезная

г. эризипелоидная

д. септическая

3) Для купирования малярийного приступа применяют:

а. хиноцид

б. хингамин

в. примахин

г. пириметамин

д. тетрациклин

4) Исключите неправильное утверждение. Для малярии характерны следующие симптомы:

а. озноб

б. лихорадка неправильного типа

в. гепатолиенальный синдром

г. анемия

д. розеолезно-папулезная сыпь

5) Заражение малярией происходит в результате укуса:

а. комара рода куликс

б. комара рода анофелес

в. иксодового клеща

г. блохи

д. платяной вши

6) Укажите неправильное утверждение. Показания для обследования на малярию:

а. все лихорадящие больные с неясным диагнозом

б. больные с лимфаденопатией

в. реципиенты крови

г. лихорадящие больные, прибывшие из тропических стран

д. лихорадящие больные, в прошлом перенесшие малярию

7) Исключите неправильное утверждение. Осложнениями тропической малярии являются:

а. кома

б. дегидратационный шок

в. гемоглобинурийная лихорадка

г. инфекционно-токсический шок

д. острая почечная недостаточность

8) Укажите неправильное утверждение. Поздние рецидивы малярии наблюдаются при:

а. трехдневной

б. четырехдневной

в. тропической

г. овале-малярии

д. ни при каких видах малярии

Ответы: 1-а, 2-а, 3-б, 4-д, 5-б, 6-б, 7-б, 8-в.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Сибирская язва. Рожа. Малярия. Курация и разбор больных.

Задача 1

Больной, 27 лет, обратился к участковому терапевту с жалобами на слабость, повышение температуры до 37,5°С, появление резкого отека.

Из анамнеза: 4 дня назад заметил на правой кисти небольшое плотноватое зудящее пятно, которое принял за укус комара. На следующий день на месте пятна образовался пузырек с геморрагическим экссудатом, зуд усилился. При расчесывании пузырек лопнул, на его месте образовалась язва, быстро покрывшаяся черной коркой. Самочувствие стало ухудшаться: появились слабость, головная боль, температура тела поднялась до 37,8°С.

При осмотре: кисть правой руки резко отечна, пальпация ее безболезненная. На тыльной поверхности имеется темно-коричневая корка. По краю корки – темно-багровый венчик, на котором видны пузырьки с прозрачным содержимым. Пальпация корки и области отека безболезненны. Подмышечные лимфоузлы справа увеличены, чувствительны при пальпации.

Эпиданамнез: больной постоянно проживает в Кушнаренковском районе. Никуда не выезжал. Работает скорняком в кооперативе. Контакт с инфекционными больными отрицает.

Поставьте и обоснуйте диагноз.

Проведите дифференциальную диагностику.


Тактика участкового врача?

План лечения.

Задача 2

Больной 36 лет, обратился к терапевту с жалобами на высокую температуру, слабость, головную боль, отсутствие аппетита, тошноту. Заболел довольно остро 5 дней назад: появилось плохое самочувствие, температура поднялась до 37,6оС, знобило, болела голова, был насморк. Принимал таблетки от гриппа, но лучше не стало. Головная боль и слабость нарастали, на следующий день температура поднялась до 38,7оС, на левой кисти заметил язвочку с темным дном, безболезненную, отечность кисти. Приехал из Средней Азии, где у родственников участвовал в разделке туши барана.

При осмотре состояние средней тяжести, гиперемия слизистой ротоглотки. На тыле левой кисти имеется язва с черным струпом и венчиком геморрагических пузырьков, отечность кисти и предплечья. Подмышечные лимфоузлы слева увеличены, малоболезненны, без лимфангита. В легких хрипов нет. Пульс – 88 уд/мин. АД – 120/60 мм рт. ст. Язык обложен белым налетом, утолщен. Живот мягкий, слегка болезненный в правой подвздошной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Стул кашицеобразный, дважды за день. Печень и селезенка пальпируются. Менингеальных знаков нет.

Поставьте предварительный диагноз.


Какие данные эпиданамнеза следует уточнить?

Проведите дифф. диагноз.

План обследования и тактика ведения больного.

Задача 3

К больной 63 лет вызван участковый врач. Больна 2-й день. Накануне вечером почувствовала слабость, озноб, головную боль, небольшую боль в мышцах рук и ног, пояснице. Ночью эти явления усилились. Температура тела 38,2оС. Заметила, что в области правого виска появилось покраснение кожи, которое в течение нескольких часов распространилось справа на щеку, веки, лоб, ушную раковину. Ночью спала плохо, температура поднималась до 39,3оС. Появилась тошнота, дважды бала рвота. При осмотре – состояние средней тяжести. На правой стороне лица участок эритемы, охватывающий верхнюю часть щеки, веки, лоб, височную и теменную области, ушную раковину. Правая глазная щель закрыта из-за выраженного отека века. Зона эритемы болезненна при пальпации, горяча на ощупь. Края ее неровные, четкие, возвышаются над поверхностью окружающей кожи. Носогубной треугольник бледный. Пальпируются увеличенные болезненные подчелюстные лимфоузлы, больше справа. Тоны сердца ритмичные, пульс – 112 уд/мин, АД – 110/60 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание. Язык влажный, слегка обложен сероватым налетом. Слизистая ротоглотки не изменена. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Дизурии нет. Менингеальных знаков нет.

Поставьте диагноз.

Тактика дальнейшего ведения больного.


имеются ли показания к госпитализации?

План лечения.

Задача 4

Больной 56 лет. Заболел 14.05 около 18 часов. Отметил сильную слабость, озноб, головную боль, боли в мышцах рук и ног, пояснице. Температура тела 40,6оС. Вызвал СМП. Врач поставил диагноз «грипп». Назначил обильное питье и полоскание, аспирин, анальгин. Ночью спал с перерывами. Утром состояние по-прежнему плохое: головная боль, боли в мышцах, чувство жара, температура тела 41,0оС, рвота, спутанность сознания. Был кратковременный обморок при попытке встать с постели. Появилось покраснение голени, а затем и тыла правой стопы, к середине дня распространившееся на всю голень. Несколько позже на пораженной коже появились пузыри. В анамнезе – рожа лица 4 года назад. На второй день болезни осмотрен участковым врачом. Объективно: состояние тяжелое. Вес избыточный, кожные покровы бледные, горячие. Температура тела 40,1оС. На правой ноге зона эритемы и отека, охватывающая голень и стопу. Очертания очага неправильные, он возвышается над окружающей кожей, горячий и болезненный при пальпации. На тыле стопы имеются пузыри 3х4 см напряженные, заполненные геморрагическим содержимым, много кровоизлияний. Выраженный лимфангит, болезненность и увеличение паховых лимфоузлов, гиперемия кожи над ними – «розовое пятно». Ороговение кожи стоп, деформация ногтей, трещина между пальцами. Пульс 116 уд/мин. АД – 110/80 мм рт. ст. В легких хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный. Дизурии нет. В сознании, но несколько вял, адинамичен. Менингеальных знаков нет.

Поставьте диагноз.

Укажите необходимость госпитализации.

Определите терапевтическую тактику.


Каковы мероприятия после выписки?

Задача 5

Больная 37 лет направлена в инфекционную больницу врачом поликлиники с диагнозом «рецидивирующая рожа правой нижней конечности». Болеет в 31-й раз. Заболевание началось 20 лет тому назад, после того, как больная получила травму правой голени в автокатастрофе, после чего осталась посттравматическая лимфедема правой нижней конечности. Вскоре после травмы перенесла первичную рожу. Помнит острейшее начало болезни, сильную головную боль, высокую температуру, появление покраснения и жжения в области голени. Лечилась в поликлинике, но лечение было быстро прекращено, так как температура снизилась на 2-3-й день лечения, а очаг исчез через неделю. В дальнейшем никем не наблюдалась. Первый рецидив был ранним, возник через 5 мес. В дальнейшем за последние 20 лет заболевание возникало через 5-8 мес. Лечилась в основном народными средствами, иногда получала больничный лист. Настоящий рецидив возник через 4 мес. после предыдущего и протекает очень тяжело.

При осмотре – состояние тяжелое, температура тела 39,9оС, была повторная рвота, держится сильная боль в мышцах спины. На правой нижней конечности имеется очаг распространенной гиперемии с неправильными очертаниями, геморрагии, множественные пузыри с геморрагическим содержимым, лимфангит по внутренней поверхности правого бедра, увеличение и болезненность паховых и бодренных лимфатических узлов с явлениями периаденита. Выраженная лимфедема. Имеется грибковое поражение кожи стоп и ногтей (рубромикоз). Пульс – 112 уд/мин. АД – 90/60 мм рт. ст. Со стороны других внутренних органов патологии нет.

Ваш диагноз.

Назначьте лечение.

Дайте оценку терапии, проводимой ранее.

Перечислите рекомендации по предупреждению последующих рецидивов.


Каков прогноз?

Задача 6

Женщине 53 лет вызван участковый врач. 2 дня назад появился озноб, температура - 39,5°С, головная боль и мышечные боли. Через несколько часов появилось чувство жжения в области правого виска, покраснение кожи, а затем распространенный отек.

При осмотре: состояние средней тяжести. На правой половине лица участок эритемы, охватывающий верхнюю часть щеки, веки, лоб, височную область, ушную раковину. Правая глазная щель закрыта из-за выраженного отека век. Эритема болезненна при пальпации, горячая на ощупь, края ее неровные, четкие, возвышающиеся. Пальпируются болезненные подчелюстные лимфоузлы справа. АД - 115/60 мм рт. ст. Пульс - 112 в минуту.

Общий анализ крови: эритроциты - 4,21012/л, Hb - 130 г/л, лейкоциты 9,5109/л, п/я - 7 %, с/я - 65 %, лимфоциты - 21 %, моноциты - 7 %, СОЭ - 20 мм/час.

Общий анализ мочи: Относительная плотность - 1030, белок - отр., лейкоциты - 3-4 в п\з, эритроциты - 1-2 в п\з.

Поставьте диагноз.


Необходима ли госпитализация?

Составьте план лечения.


Нужно ли местное лечение?


С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?


Возбудитель заболевания?

Задача 7

Больной 20 лет, учащийся из Мали, обратился в медпункт с жалобами на слабость, озноб, повышение температуры до 39,0оС, боли в животе и учащенный до 5 раз, кашицеобразный стул. Болен 3-й день. В первые два дня были ознобы, высокая лихорадка, однократная рвота. С диагнозом "острая дизентерия" направлен в инфекционную больницу.

В приемном отделении констатировано тяжелое состояние, температура - 40°С, чувство жара, слабость. Кожа влажная. Склерит. Тоны сердца приглушены. Пульс - 120 в минуту. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный в верхних отделах. Сигмовидная кишка не болезненна. Стул кашицеобразный, с небольшим количеством слизи. Печень увеличена, селезенка не пальпируется, но перкуторно увеличена. Менингеальных явлений нет. Сообщил врачу, что вернулся из Мали 2 недели назад, куда ездил на каникулы, впервые за 3 года обучения.

Общий анализ крови: Эритроциты - 3,31012/л, Hb - 85 г/л, лейкоциты 5,5109/л, СОЭ 25 мм/час.

Биохимический анализ крови: билирубин: общий - 30,0 мкмоль/л, связанный -10,0 мкмоль/л, АЛТ - 24 Е/л, АСТ - 20 Е/л, тимоловая проба - 5 Ед.


Ваши соображения по предполагаемому диагнозу?


Каковы методы его подтверждения?

Предложите план лечения.


Какие химиопрепараты необходимы для профилактики?

Возможные осложнения.

Проведите дифференциальную диагностику.

Задача 8

К больному 40 лет вызвана СМП в связи с резким ухудшением состояния. Из анамнеза известно, что заболевание началось с познабливания, головной боли 5 дней назад. Быстро повысилась температура до 39,3оС, дважды была рвота. По совету знакомого врача, предположившего грипп, принимал ремантадин, после чего на следующий день температура снизилась до 37,5оС, но к вечеру вновь повысилась до 40,5оС, при этом чувствовал сильную головную боль, тошноту, слабость. В течение следующих дней температура оставалась повышенной, повторялась рвота, отмечал неприятные ощущения в эпигастральной области. Сегодня при высокой температуре появился бред. При осмотре: состояние тяжелое, бледен, лежит с полузакрытыми глазами, на вопросы отвечает односложно. Зрачки узкие. Пульс – 106 уд/мин. АД – 9060 мм рт. ст. Печень и селезенка увеличены. Живот мягкий. Нерезко выражен симптом Кернига. Эпиданамнез: вернулся из Бенина, где работал в течение 1 года. С целью профилактики принимал нивахин, после возвращения препарат принимать перестал.


О каком заболевании следует думать?


Чем обусловлена тяжесть состояния больного?


Что следует предусмотреть в плане обследования?


Какой должна быть тактика врача, к которому обращается больной, недавно прибывший из Африки?

Задача 9

Врач медпункта срочно приглашен к беременной транзитной пассажирке из Того 32 лет, которая заболела 5 дней тому назад: познабливало, болела голова, температура 38,0оС. Лекарств не принимала. В последующие дни температура с ознобом периодически повышалась до 38,0-38,5оС и снижалась до субфебрильных цифр, беспокоила только головная боль. Несколько часов тому назад впала в забытье, перестала узнавать окружающих. При осмотре: температура 36,0оС. Больная без сознания. На болевые раздражители реагирует. На коже туловища необильная геморрагическая сыпь. Склеры субиктеричны. Пульс – 120 уд/мин. ЧД – 44 в мин. Тоны сердца приглушены. Живот увеличен в объеме (беременность 25 нед.). Край печени пальпируется в глубине подреберья. Выражен менингеальный синдром. В ОАК: лейк. – 22,1х109/л, эрит. – 2,8х1012/л, Hb – 85 г/л. Сердцебиение плода не выслушивается. Госпитализирована с диагнозом «менингококковая инфекция».

Ваш предварительный диагноз.


В чем причина тяжелого течения болезни?


Какие синдромы можно выделить в течение болезни у данной больной?

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования больной.


Какова терапевтическая тактика?

Задача 10

Член экипажа рыболовецкого судна 28 лет поступил в местную больницу с диагнозом «грипп» на 4-й день болезни. В стационаре на основании эпидемиологических сведений (плавание в районах Юго-Восточной Азии за 1 мес. до начала болезни) и результатов осмотра, при котором выявлены: температура до 40,2оС, субиктеричность склер, спленомегалия – был установлен диагноз «малярия», подтвержденный обнаружением в толстой капле крови плазмодиев тропической малярии (трофозоиты и шизонты до 200 на 100 лейкоцитов). Больному был назначен делагил (вначале в таблетках, а затем в виде 5% раствора в вену). В течение последующих двух дней лихорадка сохранялась (38,0оС), количество паразитов в крови оставалось прежним.


В чем причины отсутствия терапевтического эффекта от применения делагила?


Как должна быть изменена тактика лечения больного?

Составьте план лечения.

Составьте план обследования больного.


перейти в каталог файлов


связь с админом