Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 15Метод. Вич-инфекция. Гельминтозы


Скачать 193.5 Kb.
НазваниеВич-инфекция. Гельминтозы
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер193.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 15Метод.ВИ
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: ВИЧ-инфекция. Гельминтозы.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: ВИЧ-инфекция. Гельминтозы.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Инфекция вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) – медленная вирусная инфекция, характеризующаяся избирательным поражением иммунокомпетентных клеток. В результате прогрессирующего иммунодефицита возникают оппортунистические инфекции, приводящие к гибели больного.

Заболеваемость ВИЧ-инфекцией прогрессивно растет. По данным экспертов ВОЗ на планете инфицированы ВИЧ около 50 млн. чел. Распространение инфекции приняло глобальный характер. Ситуация в РФ расценивается как эпидемическая. На сегодняшний день в стране выявлено более 200 тыс., а в РБ – более 4 тыс. ВИЧ-инфицированных.

Раннее выявление больных инфекцией ВИЧ имеет важное значение, как с эпидемиологической, так и с лечебной точек зрения, поскольку дает возможность провести эпидемиологическое расследование и предотвратить или ограничить дальнейшее распространение инфекции. Наблюдение за больным в динамике позволяет своевременно выявлять развивающиеся оппортунистические инфекции, проводить адекватную терапию. Ответственность за раннюю диагностику этого заболевания ложится на врачей общей практики, т.к. именно к ним обращаются больные в начале заболевания.

Гельминтозы относятся к числу наиболее широко распространенных заболеваний человека. Характеризуются разнообразием поражений при различных видах гельминтозов, а также возможностью хронического и тяжелого течения и, в ряде случаев, летальных исходов. У человека зарегистрировано паразитирование более 270 видов гельминтов. Около 40 являются облигатными паразитами человека и формируют очаги со значительной пораженностью, а остальные – гельминты животных, поражающие человека случайно. В связи с нарастающими миграционными процессами народонаселения в мире, в том числе и в нашей стране, увеличивается разнообразие видов гельминтов, паразитирующих у людей. Необходимо учитывать возросшую опасность завоза не свойственных для России глистных инвазий. Отдельные гельминтные инвазии протекают с тяжелой клинической картиной, имитирующей бактериальные инфекции (описторхоз, трихинеллез), с возможным летальным исходом. В ряде случаев формируются сочетания гельминтозов с бактериальными и вирусными инфекциями, значительно утяжеляющие течение последних. Гельминтозы могут также выступать в роли оппортунистических заболеваний при ВИЧ-инфекции.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками диагностики ВИЧ-инфекции на различных стадиях, принципами лабораторной диагностики и лечения, методами профилактики.

Научиться диагностировать глистные инвазии, знать тактику лечения больных гельминтозами, показания к госпитализации и хирургическому лечению, проводить адекватную терапию амбулаторным пациентам, организовать профилактику инвазирования.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить основные синдромы заболевания;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • составить план обследования больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию;

  • провести дифференциальный диагноз с другими заболеваниями со сходными синдромами;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • оценить показатели иммунного статуса больного, результаты бактериологических и серологических исследований;

  • наметить основные направления лечения в соответствии с выявленной патологией;

  • произвести клинический осмотр больного и выявить значимые для диагноза признаки гельминтозов;

  • оценить результаты специальных лабораторных и аллергологических исследований;

  • провести дифф. диагностику гельминтозов с новообразованиями, кистами, кишечными инфекциями и др.;

  • назначить лабораторное обследование при подозрении на гельминтоз;

  • применить современные антигельминтные лекарственные средства.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства ВИЧ (HIV);

  • морфо-функциональные особенности различных звеньев иммунной системы (факторы неспецифической резистентности, гуморальный и клеточный иммунитет);

  • основные понятия об аутоиммунных состояниях и иммунодефицитах;

  • методы физикального обследования больного, основные клинические проявления иммунопатий;

  • патогенез и клиническую картину оппортунистических заболеваний;

  • методы цитологической, вирусологической, иммунологической, серологической, паразитологической и бактериологической диагностики;

  • методы противовирусной терапии и коррекции иммунных нарушений;

  • классификацию гельминтов (биологическую, эпидемиологическую), их морфологию, свойства, стадии развития;

  • эпидемиологию гельминтозов;

  • факторы воздействия гельминтов на организм человека;-

  • анатомо-физиологические особенности ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, лимфатической системы;

  • клинико-лабораторные признаки поражения внутренних органов и систем (ЖКТ, дыхательной, РЭС, опорно-двигательного аппарата и др.);

  • методы аллергологической, серологической, паразитологической, инструментальной диагностики;

  • микро- и макроскопические методы исследования (осмотр фекалий и др.);

  • основные группы противогельминтных препаратов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Характеристика ВИЧ.

  2. Эпидемиологические особенности ВИЧ-инфекции, ее распространенность.

  3. Основные механизмы патогенеза ВИЧ-инфекции.

  4. Клиническая классификация ВИЧ-инфекции.

  5. Ранняя диагностика ВИЧ-инфекции.

  6. Клинические формы СПИДа. Оппортунистические болезни.

  7. Перечень показаний для обследования на ВИЧ.

  8. Методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

  9. Принципы терапии ВИЧ-инфекции.

  10. Методы профилактики ВИЧ-инфекции.

  11. Классификация гельминтов.

  12. Эпидемиология гельминтозов.

  13. Механизмы патогенеза, фазы инвазии.

  14. Симптоматика гельминтозов.

  15. Лабораторная диагностика, забор материала для исследования на гельминты.

  16. Терапия и контроль эффективности лечения гельминтозов.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология ВИЧ-инфекции и гельминтозов;

  • распространенность ВИЧ-инфекции и гельминтозов;

  • патогенез ВИЧ-инфекции и гельминтозов;

  • классификация ВИЧ-инфекции;

  • клинические формы ВИЧ-инфекции, ранняя диагностика;

  • оппортунистические инфекции, в т.ч. инвазии гельминтов;

  • методы лабораторной диагностики, значение серологических тестов;

  • иммунный статус – критерий для прогноза и терапевтической тактики;

  • дифференциальный диагноз ВИЧ-инфекции на различных стадиях заболевания;

  • основные подходы в лечении ВИЧ-инфекции;

  • система государственных мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

  • клинические признаки, свойственные гельминтозам;

  • основные особенности течения гельминтозов: аскаридоза, энтеробиоза, токсокароза, трихинеллеза, описторхоза и др.;

  • основные методы лабораторной диагностики гельминтозов;

  • принципы лечения и профилактики гельминтозов.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какому семейству вирусов относится возбудитель ВИЧ?

а) тоговирусов

б) калицивирусов

в) флавивирусов

г) ретровирусов

д) пикорновирусов

2) Ведущий путь заражения при ВИЧ-инфекции.

а) воздушно-капельный

б) водный

в) алиментарный

г) перкутанный

д) контактно-бытовой

3) Основные клетки-мишени ВИЧ.

а) Т4-лимфоциты

б) Т8-лимфоциты

в) NK-клетки

г) В-лимфоциты

д) макрофаги

4) Инкубационный период при ВИЧ-инфекции.

а) 1-2 нед.

б) 2-4 нед.

в) 1-2 мес.

г) 1-6 мес.

д) 2-8 мес.

5) Ведущий скрининговый метод диагностики ВИЧ-инфекции:

а) вирусологический

б) иммуноблоттинг

в) ПЦР

г) ИФА

д) РИА

6) К биогельминтозам относятся все перечисленные, кроме:

а) дифиллоботриоза

б) энтеробиоза

в) тениаринхоза

г) описторхоза

д) трихинеллеза

7) К антропонозам относятся все перечисленные гельминтозы, кроме:

а) аскаридоза

б) трихоцефалеза

в) гименолепидоза

г) дифиллоботриоза

д) тениаринхоза

8) В тонком кишечнике паразитируют следующие гельминты, кроме:

а) аскарид

б) свиного цепня

в) широкого лентеца

г) кошачьей двуустки

д) трихинелл

Ответы: 1-г, 2-г, 3-а, 4-г, 5-г, 6-б, 7-г, 8-д
Типовые задачи.

Задача 1

Больной 22 лет, обратился к врачу поликлиники на 3-й день болезни с жалобами на боли в горле, повышение температуры до 38,9оС. При осмотре: состояние средней тяжести, на коже туловища и конечностей обильная пятнисто-папулезная сыпь без зуда, лимфатические узлы увеличены до 1-1,2 см (заднешейные, переднешейные, подключичные, подмышечные, локтевые), плотно-эластической консистенции, безболезненные. Слизистая ротоглотки гиперемирована, миндалины увеличены до I степени, зернистость слизистой задней стенки глотки. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца ясные, пульс 76 уд/мин, АД 130/80 мм рт. ст. Печень выступает на 1 см из-под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Однократно был кашицеобразный стул. Дизурических и менингеальных явлений нет. Диагноз врача поликлиники «псевдотуберкулез?», «инфекционный мононуклеоз?». От госпитализации отказался. Продолжалось обследование и лечение в поликлинике. Бактериологические и серологические исследования на иерсиниозы и мононуклеоз – отрицательные. На фоне антибактериальной терапии лихорадка и сыпь исчезли, боль в горле держалась в течении 2-х недель, лимфатические узлы несколько уменьшились, оставались увеличенными длительное время, что навело на мысль о необходимости исследования на ВИЧ-инфекцию. Выявлены антитела к ВИЧ в ИФА. Направлен в специализированное отделение.

Определите план обследования больного.

Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте.

Проведите дифф. диагноз.

Задача 2

В поликлинику обратился больной 17 лет. Жалобы: слабость, разбитость, небольшой кашель и насморк, температура тела 37,4оС. При осмотре выявлено наличие жесткого дыхания в легких, а при рентгенологическом исследовании с обеих сторон – небольшие инфильтративные тени. Поставлен диагноз «ОРЗ, пневмония», назначено лечение пенициллином. Через 7 дней при повторном рентгенологическом исследовании в легких были выявлены те же изменения, но другой локализации. Больной предъявлял те же жалобы, при этом у него появилась сыпь и зуд кожи, которые были расценены как лекарственная аллергия, в связи с чем отменен пенициллин и назначен супрастин. У больного сохранялись субфебрилитет, покашливание, зуд кожи, сыпь немного угасла. В ОАК – лейкоцитоз, эозинофилия (15%), незначительная гипохромная анемия. Эпиданамнез: живет в общежитии, питается в столовой, покупает продукты у приезжих на вокзале.

Поставьте предварительный диагноз.


Какие исследования необходимо провести?

План лечебных мероприятий.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного ВИЧ-инфекцией, гельминтозами?

2. Продолжительность инкубационного периода ВИЧ-инфекции, гельминтозов.


3. Какие клинические проявления характерны для ВИЧ-инфекции в зависимости от периода болезни?

4. Какие клинические проявления характерны для гельминтозов.

5. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, ИФА, иммуноблотинга, ПЦР, бак. посевов, серологических методик, МРТ у больных ВИЧ-инфекцией.

6. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, ИФА, гельминтовоскопии.

7. Осложнения гельминтозов.

8. Дифференциальная диагностика ВИЧ-инфекции и гельминтозов..
9. Лечение ВИЧ –инфекции и гельминтозов. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Белозеров Е.С., Змушко Е.И. ВИЧ-инфекция. – СПб., 2003.

Покровский В.В. и др. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. – М., 2000.

Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция, клиника и лечение. – СПб, 2000.

Лысенко А.Я. и др. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. – М., 1996.

СПИД и оппортунистические вирусные нейроинфекции/ Коломиец А.Г. и др. – Екатеринбург, 1993.

Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А. СПИД. – М., 1992.

Борзунов В.М., Третьякова Т.Б., Северин М.В. Гельминтозы и протозойные инвазии человека. – Екатеринбург, 2000.

Найт Р. Паразитарные болезни. – М., 1985.

Лучшев В.И. и др. Гельминтозы человека. – Краснодар, 1998.

Токмалаев А.К., Половинкина Н.А., Ефимов Л.Л. Протозойные болезни человека. – М., 1997.

Бронштейн А.М., Токмалаев А.К. Паразитарные болезни человека, протозоозы и гельминтозы. – М.,2002.

Внутренние болезни. Книга 4./ Под ред. Е.Браунвальда и др. – М., 1994.

Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.95 г.

Приказ МЗ РФ № 295 от 30.10.95 г., «О введение в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ».

Приказ МЗ РФ № 170 от 16.08.94 г., «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

Приказ МЗ СССР № 1089 от 13.08.86 г., «Об усилении борьбы с гельминтозами в стране».

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: ВИЧ-инфекция. Гельминтозы. Курация и разбор больных. Итоговое занятие. Защита истории болезни.

Вариант 1

1) Исключите неправильное утверждение. Для периода первичных клинических проявлений ВИЧ-инфекции характерны:

а. лихорадка

б. полиаденит

в. диарея

г. кандидоз слизистых оболочек ротоглотки

д. гепатолиенальный синдром

2) Исключите неправильное утверждение. Для СПИДа характерны:

а. кандидозный эзофагит

б. генерализованная саркома Капоши

в. кахексия

г. полиаденопатия

д. хроническая пневмония

  1. Исключите неправильное утверждение:

а. возбудителем ВИЧ-инфекции является вирус

б. основной путь передачи ВИЧ-инфекции - половой

в. заражение ВИЧ может происходить при длительном бытовом контакте

г. клиническая картина СПИДа не отличается от картины других приобретенных иммунодефицитов

д. одна из причин летальных исходов при ВИЧ-инфекции –злокачественные новообразования

  1. Исключите неправильное утверждение. Клинические признаки, при которых показано обследование на ВИЧ:

а. длительные диареи

б. длительно текущие пневмонии

в. необъяснимая потеря массы тела

г. саркома Капоши

д. рецидивирующий эндокардит

  1. Укажите этиологию хронической пневмонии, наиболее характерную для ВИЧ-инфекции.

а. стафилококковая

б. пневмококковая

в. пневмоцистная

г. вирусная

д. микоплазменная

  1. Исключите неправильное утверждение. Изменения в крови при ВИЧ-инфекции.

а. лейкоцитоз

б. лейкопения

в. лимфопения

г. тромбоцитопения

д. инверсия CD4/CD8

  1. Исключите неправильное утверждение. Для диагностики ВИЧ-инфекции применяют:

а. ИФА

б. ПЦР

в. иммуноблоттинг

г. РНГА

д. РИА

  1. Исключите неправильное утверждение. 3б стадия вторичных заболеваний ВИЧ-инфекции характеризуется:

а. прогрессирующей потерей массы тела

б. длительным диарейным синдромом

в. грибковыми поражениями внутренних органов

г. менингококковой инфекцией

д. саркомой Капоши

Ответы: 1-г, 2-г, 3-в, 4-д, 5-в, 6-а, 7-г, 8-г.

Вариант 2

1) Препаратом выбора для лечения ВИЧ-инфекции является:

а. азидотимидин

б. тимозид

в. ретровир

г. зидовудин

д. все вышеперечисленные

2) Исключите неправильное утверждение. Острая фаза гельминтозов характеризуется:

а. симптомами, обусловленными локализацией паразита в организме

б. лихорадкой неправильного типа

в. зудящими высыпаниями на коже

г. токсико-аллергическими поражениями

д. гиперэозинофилией сердца и печени

3) К кишечным гельминтозам относится:

а. фасциолез

б. аскаридоз

в. описторхоз

г. эхинококкоз

д. лямблиоз

4) Для энтеробиоза наиболее характерны симптомы:

а. зуд и жжение в области ануса

б. кашель

в. лихорадка

г. боли в животе

д. гепатоспленомегалия

5) Исключите неправильное утверждение. Кардинальными симптомами трихинеллеза являются:

а. кашель

б. лихорадка

в. отеки век и лица

г. миалгии

д. эозинофилия

6) Для ранней стадии аскаридоза характерны все признаки, кроме:

а. лихорадки

б. уртикарной сыпи

в. кашля и болей в груди

г. желтухи

д. эозинофилии и лейкоцитоза

7) Для описторхоза правильны все утверждения, кроме:

а. в ранней стадии происходит развитие эозинофильных инфильтратов в легких

б. распространен в бассейнах крупных рек (Волга, Обь и др.)

в. в поздней стадии характерно поражение печени и желчевыводящих путей

г. диагностируется путем обнаружения яиц кошачьей двуустки в дуоденальном содержимом или каловых массах

д. лечится празиквантелем


8) При каком гельминтозе характерно развитие желтухи?

а. энтеробиоз

б. трихинеллез

в. описторхоз

г. трихоцефалез

д. гименолепидоз

Ответы: 1-д, 2-а, 3-б, 4-а, 5-а, 6-г, 7-а, 8-в.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: ВИЧ-инфекция. Гельминтозы. Курация и разбор больных. Итоговое занятие. Защита истории болезни.

Задача 1

Пациентка 30 лет обратилась в поликлинику с жалобами на постоянный кашель, субфебрильную температуру на протяжении одного месяца, похудание, жидкий стул, задержку менструации на 3 недели. Половая жизнь с 28 лет, не предохранялась.

При осмотре: состояние удовлетворительное, отмечается увеличение шейных, подмышечных лимфоузлов. АД 110/60 мм рт. ст., пульс 80 в 1 минуту, температура 37,2 С.

Общий анализ крови: Эритроциты - 4,01012/л, Hb - 120 г/л, лейкоциты - 3,5109/л, эозинофилы - 1 %, п/я - 4 %, с/я - 81 %, лимфоциты - 9 %, моноциты - 6 %, СОЭ - 15 мм/час.


Определите ведущие синдромы заболевания?


Какое заболевание можно заподозрить у пациентки?


Какие дополнительные методы исследования необходимы для уточнения диагноза?


С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?


Ваша тактика ведения больной?


Возможные исходы?

Задача 2

В терапевтическое отделение поступила больная 36 лет с диагнозом "пневмония". Больна 2 недели, появились субфебрильная температура, одышка при ходьбе, сухой кашель. Лечилась самостоятельно эритромицином, бромгексином, ингаляциями. Состояние не улучшалось, температура держалась в пределах 37,5-38,2°С. Обратилась в поликлинику. Госпитализирована.

Из анамнеза: в детстве ангины, скарлатина, ОРЗ. Опоясывающий лишай 3 года назад. В течение последнего года трижды была интерстициальная пневмония, лечилась в стационаре. Последние 5-6 месяцев часто бывает жидкий стул по 2-3 раза в день. Похудела на 4 кг. Связывает плохое самочувствие с потерей ребенка, который часто болел и умер в 5-месячном возрасте 3 года тому назад от пневмонии. 4 года тому назад работала по контракту вместе с мужем в Африке, где чувствовала себя хорошо.

При осмотре: пониженного питания, бледная, небольшой цианоз губ. Лимфатические узлы шейные и подмышечные размером 0,6-0,8 см, болезненные. На слизистой оболочке полости рта - афты. Частота дыхания до 30 в минуту, в легких ослабленное везикулярное дыхание. Хрипов нет. Тоны сердца приглушены. Пульс - 96 в минуту, АД - 110/70 мм рт.ст. Печень и селезенка не увеличены. Врачом терапевтического отделения поставлен диагноз "хроническая пневмония".

Общий анализ крови: эритроциты - 3,91012/л, Hb - 120 г/л, лейкоциты 3,8109/л, эозинофилы - 2 %, п/я - 7 %, с/я - 72 %, лимфоциты - 9 %, моноциты - 10 %, СОЭ - 30 мм/час.

В иммунограмме резко снижено количество CD4+-лимфоцитов и увеличено содержание CD8+-лимфоцитов. Иммунорегуляторный индекс меньше 1.

Назовите признаки, позволяющие усомниться в поставленном диагнозе.

Выскажите мнение о диагнозе на основе всех симптомов и анамнеза.

Наметьте план обследования.


О чем говорят лабораторные показатели?

Определите тактику ведения больной


Какие препараты следует назначить пациентке?

Задача 3

К врачу поликлиники обратился больной 19 лет с жалобами на боль в горле, повышение температуры, сыпь на коже. Болен 5 дней. Принимал аспирин, без эффекта. Эпиданамнез – часто бывает в поездках по стране и за рубежом. Не работает и не учится. При осмотре: состояние удовлетворительное. Пониженного питания, голос высокого тембра, поведение манерное. На коже туловища, больше на боковых отделах грудной клетки, необильная и неяркая пятнисто-папулезная сыпь. Слизистая ротоглотки слегка гиперемирована. Пальпируются лимфатические узлы: затылочные, шейные, подмышечные, локтевые размером до 0,8-1 см. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Дизурических и менингеальных явлений нет. Поставлен диагноз «ОРЗ, лекарственная болезнь». Назначены десенсибилизирующие препараты.

Согласны ли Вы с этим диагнозом? Ваши предположения о диагнозе.


Имеет ли значение оценка внешнего вида больного?

Проведите дифф. диагноз.

Наметьте план обследования.

Задача 4

Больной 22 лет, студент. Обратился к врачу поликлиники в связи с обнаружением увеличенных лимфатических узлов на шее. О давности этого заболевания сообщить не может. Температура тела нормальная. Объективно: состояние удовлетворительное. Передне- и заднешейные лимфатические узлы увеличены до 1,0 см. Подмышечные – до 1,5 см, плотно-эластической консистенции, безболезненные. Следы множественных инъекций на руках. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Увеличение внутренних лимфатических узлов не обнаружено (УЗИ брюшной полости, рентгенография грудной клетки).

Предположительный диагноз.

Наметьте план обследования.

Тактика ведения больного в случае выявления антител к ВИЧ в ИФА.

Рекомендации в отношении поведения больного в быту.

Задача 5

В терапевтическое отделение поступила больная 36 лет с диагнозом «пневмония». Больна 2 недели, появились субфебрильная температура, одышка при ходьбе, сухой кашель. Лечилась самостоятельно эритромицином, бромгексином, ингаляциями. Состояние не улучшалось, температура держалась в пределах 37,5-38,2оС. Обратилась в поликлинику. Госпитализирована. При осмотре: пониженного питания, бледная, небольшой цианоз губ. Лимфатические узлы шейные и подмышечные размером 0,6-0,8 см, безболезненные. На слизистой оболочке полости рта – афты. ЧД до 30 в мин. В легких ослабленное везикулярное дыхание. Хрипов нет. Тоны сердца приглушены. Пульс – 96 уд/мин. АД – 110/70 мм рт. ст. Печень и селезенка не увеличены. Из анамнеза жизни: в детстве ангины, скарлатина, ОРЗ. Опоясывающий лишай 3 года назад. В течение последнего года трижды была интерстициальная пневмония, лечилась в стационаре. Последние 5-6 мес. часто бывает жидкий стул по 2-3 раза в день. Похудела на 4 кг. Связывает плохое самочувствие с потерей ребенка, который часто болел и умер в 5-месячном возрасте 3 года тому назад от пневмонии. 4 года тому назад работала по контракту вместе с мужем в Африке, где чувствовала себя хорошо. Врачом терапевтического отделения поставлен диагноз «хроническая пневмония»

Назовите признаки, позволяющие усомниться в поставленном диагнозе.

Ваш предположительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Наметьте план обследования.

Определите тактику ведения больной.

Задача 6

Больной 30 лет обратился к дерматологу в связи с появлением темных пятен на коже, которые начали появляться 4 мес. тому назад. Объективно: на лице, туловище, конечностях немногочисленные темно-красные с синюшным оттенком пятна размером от 0,4 до 0,8 см. Некоторые элементы выступают над поверхностью кожи. Подобные образования имеются на слизистой рта и нижней губе. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Пальпируются мелкие лимфатические узлы: подмышечные, надключичные, шейные. Поставлен диагноз «саркома Капоши».


В чем своеобразие случая?

Предположительный диагноз.


Какова тактика ведения больного?


Какие исследования дополнительно необходимо провести?

Составьте план мероприятий в очаге заболевания.

Задача 7

Больной В., 33 лет обратился в поликлинику к терапевту. Жалобы на слабость, плохой аппетит, ознобы, повышение температуры тела, головную боль, чувство тяжести в правом подреберье. Заболел остро 3 дня назад. С первого дня температура повысилась до 38,0°С и сохранялась в пределах 38-39°С, сопровождаясь познабливанием.

При осмотре: кожа обычной окраски, лицо гиперемировано. Язык обложен грязно-серым налетом. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены, ритмичны. АД - 120/90 мм рт. ст. Пульс - 90 в минуту. Живот мягкий при пальпации, болезненный в правом подреберье, где пальпируется уплотненная печень, выступающая на 2,5 см из-под края реберной дуги. Стул оформлен, обычного цвета. Дизурии нет. Изменений цвета мочи нет.

При обследовании изменений биохимических печеночных проб не выявлено.

Общий анализ крови: Hb - 134 г/л, лейкоциты - 14´109/л, п/я - 12%, с/я - 54%, лимфоциты - 12%, моноциты - 6%, Эозинофилы - 16 %, СОЭ - 15 мм/час.

Из анамнеза выяснено, что больной один месяц назад вернулся из г.Сургута Тюменской области, где неоднократно ел строганину.

Поставьте предположительный диагноз.

План лабораторного обследования.

План лечения.


С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

Укажите возможные осложнения.

Задача 8

Больная 33 лет, поступила в клинику с диагнозом "глистная инвазия". При поступлении жалобы на частое появление тошноты, головокружение, общую слабость, боли в эпигастральной области на голодный желудок, запоры и выделение с калом во время дефекации белых члеников. Считает себя больной около 4 лет, на протяжении которых беспокоили тошнота, незначительная слабость, запоры, плохой аппетит. Три месяца назад появились боли и чувство сосания в эпигастральной области натощак, а во время дефекации впервые увидела в каловых массах отделившийся членик какого-то глиста, что дало основание обратиться к врачу. В эпиданамнезе имеется указание на частую пробу сырого фарша (чаще из говядины) во время приготовления его в домашней обстановке.

Объективно: внутренние органы без особенностей. Сознание ясное, настроение пониженное, раздражительна.

Общий анализ крови: эритроциты - 3,91012/л, Hb - 115 г/л, лейкоциты 6,5109/л, эозинофилы - 10 %, п/я - 5 %, с/я - 65 %, лимфоциты - 15 %, моноциты - 5 %, СОЭ - 10 мм/час.

Общий анализ мочи: Относительная плотность - 1018, белок - отр., лейкоциты - 2-3 в п/з.


О каком заболевании следует думать?


Как подтвердить диагноз?

Дайте интерпретацию лабораторных анализов.

Возможные осложнения.

Назначьте лечение.

Задача 9

В больницу госпитализирован больной 15 лет, приехавший из Бурятии. Во время флюорографического исследования в лицее выявлено множественное кистозное поражение легких. Мальчик каждое лето проводит в сельской местности. Прошлым летом упал с лошади, после чего возник приступ резкой боли в животе с кратковременной потерей сознания. В течение последующих двух недель периодически появлялась сыпь на теле, сопровождавшаяся зудом кожи.

При осмотре состояние удовлетворительное. В легких дыхание везикулярное с жестким оттенком, много сухих хрипов. Печень увеличена, выступает на 4 см. из подреберья, край ее умеренно плотный. Со стороны других органов и систем патологии не выявлено.


Какой характер носит поражение легких, механизм его развития?


Какие методы наиболее информативны для подтверждения диагноза в данном случае?

Ваша тактика лечения.

Задача 10

Больного 16 лет в течение 10 дней беспокоит боль в животе, правом подреберье, скудный жидкий стул с примесью слизи, плохой сон, потливость. Заболел остро с подъема температуры до 39,0оС, болей в животе. Затем появились жидкий стул до 10 раз в сутки с примесью слизи и крови, тенезмы. Госпитализирован с подозрением на острую дизентерию. на фоне лечения состояние несколько улучшилось, но лихорадка (до 37,8оС), жидкий стул (2-3 раза в сутки), боли в животе продолжались. Отмечено увеличение печени. Беспокоят потливость, плохой сон. Эмоционально лабилен. В крови – умеренный лейкоцитоз, повышение СОЭ, эозинофилия (до 20%). При посевах кала – рост Sh. Sonnae повторно. Эпиданамнез: две недели назад приехал из Сибири, где отдыхал на реке, много купался, ел речную рыбу.


С чем связано затяжное течение дизентерии?

Какими методами подтвердить диагноз? Тактика ведения.


перейти в каталог файлов


связь с админом