Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.. Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк


НазваниеПравила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер186 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 1Метод.Пр.
ТипПравила
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО

1.Тема и ее актуальность.

Выявление и лечение инфекционных больных, организация профилактических мероприятий составляют значительную часть обязанностей врача общей практики. Первичная диагностика инфекционного заболевания осуществляется врачом на догоспитальном этапе – в 80% это участковые врачи и в 20% врачи СМП. Консультативную и организационно-методическую помощь в этом вопросе принимают врачи кабинета инфекционных заболеваний (КИЗ). При этом важна наиболее ранняя диагностика инфекционного заболевания, как с эпидемиологических, так и прогностических позиций. В госпитализации инфекционных больных непосредственное участие принимает эвакуаторная служба дезостанций при СЭС. Устройство и режим работы инфекционного стационара подчиняются основному принципу поточно-пропускной системы, которая направлена на предупреждение передачи инфекции внутри- и вовне стационара.

Сепсис – инфекционная болезнь, обусловленная различными возбудителями, которая развивается у лиц с резко сниженными защитными силами организма и характеризуется тяжелым прогрессирующим течением с отсутствием к спонтанному выздоровлению. Актуальность проблемы обусловлена ростом гнойной инфекции, частотой ее генерализации и высокой летальностью больных. Во многом это связано с изменением реактивности макроорганизма и биологических свойств микробов под влиянием антибактериальной терапии.

Столбняк – тяжелое острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся тоническими и клоническими судорогами, приводящими к асфиксии. Летальность при столбняке составляет 40-80%. Столбняк широко распространенное во всех странах мира, в т.ч. в РФ и РБ.

2. Учебные цели: познакомиться с правилами госпитализации инфекционных больных, действиями врача при выявлении инфекционного больного на догоспитальном этапе в условиях приемного покоя; усвоить основные принципы устройства и режима работы инфекционного стационара.

Овладеть врачебными навыками ранней диагностики сепсиса и столбняка, дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной госпитализации и проведения интенсивной терапии больных, профилактики осложнений; усвоить основные приемы работы с больными на догоспитальном этапе, оказания экстренной медицинской помощи при осложнениях, ведения больного в стационаре; познакомиться с методами реабилитации реконвалесцентов и профилактики.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • оформить направление инфекционного больного на стац. лечение;

  • заполнить эпидкарту и передать информацию о больном в СЭС;

  • организовать экстренную доставку инфекционного больного в стационар;

  • организовать противоэпидемические мероприятия в очаге;

  • провести сортировку больного в приемном отделении инфекционного стационара;

  • соблюдать противоэпидемический режим в условиях инфекционного стационара;

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить наиболее значимые признаки начального периода болезни;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний;

  • выявить первичный очаг при сепсисе;

  • составить план обследования больного с подозрением на сепсис и столбняк;

  • дать оценку результатам лабораторных исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • выявить специфические осложнения и оказать неотложную помощь;

  • составить план лечения, подобрать необходимую диету;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • организационную структуру первичной медицинской сети (здравпункты, ФАП, поликлиники, СМП и др.);

  • принципы устройства стационаров, меры профилактики внутрибольничных инфекций;

  • правила госпитализации больных;

  • таксономию, строение и основные свойства возбудителя столбняка, классификации бактерий, свойства основных микроорганизмов, вызывающих генерализованную инфекцию;

  • анатомо-физиологические особенности ЖКТ, сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, нервной и др. систем;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, ИТШ, ДВС, дыхательной и печеночно-почечной недостаточности, отека мозга и др.;

  • пути проникновения и распространения возбудителей, вызывающих сепсис;

  • методы физикального обследования больного, экзантемы;

  • клинические признаки поражения сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем, ЖКТ и др.;

  • методы бактериологической, иммунологической и серологической диагностики;

  • принципы антибактериальной, иммунной, противосудорожной и синдромальной терапии.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Правила госпитализации инфекционных больных.

  2. Устройство и режим работы инфекционных больниц.

  3. Краткая характеристика возбудителей столбняка и бактерий, вызывающих сепсис.

  4. Эпидемиологические особенности столбняка.

  5. Основные очаги, способствующие развитию сепсиса.

  6. Основные механизмы и фазы патогенеза сепсиса и столбняка, их осложнений.

  7. Роль иммунных механизмов в развитии сепсиса.

  8. Ранняя диагностика сепсиса и столбняка.

  9. Клинические периоды сепсиса и столбняка, проявления разгара болезни.

  10. Дифференциальная диагностика в разные периоды заболеваний.

  11. Лабораторная диагностика сепсиса.

  12. Специфические осложнения, ранние клинические признаки, неотложная помощь.

  13. Принципы терапии сепсиса и столбняка.

  14. Профилактика сепсиса и столбняка.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные, корпуса и отделения инфекционной больницы.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

  • Задания для самоконтроля:

  • правила госпитализации инфекционных больных;

  • роль службы дезостанции в первичных мероприятиях с инфекционными больными;

  • устройство и режим работы инфекционной больницы;

  • этиология и эпидемиология сепсиса и столбняка;

  • фазы патогенеза и патоморфология сепсиса и столбняка;

  • роль иммунодефицитов и ДВС-синдрома в механизмах развития сепсиса;

  • классификация сепсиса;

  • клинические формы сепсиса и столбняка, ранняя диагностика;

  • методы лабораторной диагностики сепсиса и столбняка;

  • правила забора крови на стерильность;

  • дифференциальный диагноз;

  • специфические осложнения сепсиса и столбняка;

  • основные принципы лечения сепсиса и столбняка;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • профилактика сепсиса и столбняка.

Тесты для контроля исходного уровня знаний и умений.

1) Укажите возбудителя столбняка.

а) клостридия

б) сальмонелла

в) шигелла

г) риккетсия

д) энтеровирус

2) Перечислите возможных возбудителей сепсиса.

а) стрептококк

б) стафилококк

в) синегнойная палочка

г) кишечная палочка

д) хантавирус


3) Укажите виды сепсиса по происхождению?

а) раневой

б) абдоминальный

в) имплантационный

г) урологический

д) криптогенный

4) Укажите виды лечения септического состояния.

а) хирургическая санация очагов инфекции

б) антибактериальная терапия

в) дезинтоксикационная терапия

г) применение иммуноглобулинов

д) плазмоферез


5) В каком возрасте производится первая прививка от столбняка?

а) при рождении

б) в 1 мес

в) в 3 мес

г) в 1 год

д) в 2 года


6) Какие клинические проявления наблюдаются у больного столбняком?

а) тризм

б) сардоническая улыбка

в) риноррея

г) гепатомегалия

д) ангина

Ответы: 1-а, 2-абвг, 3-абвгд, 4-абвгд, 5-в, 6-аб

Типовые задачи.

Задача 1

Больной 18 лет, заболел постепенно: ломота в теле, головная боль, нарастающие бессонница и потеря аппетита. Температура вначале субфебрильная, затем постепенно повышалась. В последующие дни приняла гектический характер с ознобами и потами, повышаясь преимущественно в ночное время. В клинике температура – 39,5-40,2оС. Умеренно выражена интоксикация: вялость, бледность, адинамия, головная боль, сухой кашель, тяжесть в подреберьях. Тахикардия, гипотония, тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке. На 7-й день болезни появилась необильная геморрагическая сыпь на конечностях. В легких жесткое дыхание, единичные сухие хрипы. Язык обложен светло-коричневым налетом, утолщен. Живот мягкий, болезненный в подреберьях. Пальпируются печень и селезенка. Симптом Пастернацкого слабо положительный. Менингеальных знаков нет. На предплечьях, по ходу вен множественные флебиты (в течение последних 8 мес. больной употребляет внутривенно наркотики)

Поставьте предварительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Определите план обследования и лечения.

Задача 2

В поликлинику обратился больной 44 лет с жалобами на высокую температуру, сильную головную боль, потливость, мышечные боли, судороги жевательных мышц, плохой сон, слабость. Заболел 2 дня назад: отметил слабость, снижение работоспособности, умеренную головную боль. Температуру не измерял, продолжал работать. На следующий день самочувствие ухудшилось: температура до 38,0оС, усилилась слабость, головная боль, плохой сон ночью и появились судороги жевательных мышц. При осмотре отмечено наличие у больного судорожного тризма, гиперсаливации, нарушения глотания. В легких дыхание жестковатое, хрипов нет. Умеренная одышка до 26 в мин. Тоны сердца приглушены. Пульс – 102 уд/мин, ритмичный, удовлетворительных свойств. АД – 110/60 мм рт. ст. Язык влажный, обложен серым налетом. Живот при пальпации слегка болезненный, умеренно вздут. Печень и селезенка не пальпируются. Менингеальные знаки слабо положительные. Из эпиданамнеза известно, что неделю назад при работе в саду сильно поранил правую стопу. Рану не обрабатывал.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.

Неотложные терапевтические мероприятия.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов.

1. Укажите клинические показания к госпитализации больного в инфекционный стационар.

2. Укажите эпидемиологические показания к госпитализации больного в инфекционный стационар.


3. Какие больные должны быть госпитализированы в диагностическое, боксовое, кишечное, гепатитное отделения инфекционной больницы?


4. Какой анамнез характерен для больного столбняком, сепсисом?

5. Ранняя диагностика столбняка.


6. Какие клинические проявления характерны для больного столбняком, сепсисом?

7. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, коагулограммы, бактериологических посевов крови, мочи, ликвора.

7. Перечислите клинико-лабораторные признаки сепсиса.


8. Какие препараты применяются для лечения столбняка, сепсиса?
9. Какие препараты применяются для плановой и экстренной профилактики столбняка?

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Богомолов Б.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 2000.

Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней: руководство для врачей./ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2001.

Яковлев С.В. Клиническая химиотерапия бактериальных инфекций. – М., 1997.

Страчунский Л.С., Козлов С.Н. Современная антимикробная химиотерапия. – М., 2002.

Хоменко А.И., Шадурская С.К. Антибиотики: химиотерапия инфекционных заболеваний. – Ростов-на-Дону, 2002.

Внутренние болезни. Книга 3./ Под ред. Е.Браунвальда и др. – М., 1993.

Рябов Г.А. Синдромы критических состояний. – М., 1994.

Соринсон С.Н. Сепсис. – Н.Новгород, 2000.

Белокуров Ю.Н., Граменицкий А.Б., Молодкин В.М. Сепсис. – М., 1983.

Сепсисология с основами инфекционной патологии./ Под ред. В.Г.Бочоришвили. – Тбилиси, 1988.

Шварц Ф.А., Букова В.Е., Стовбун С.Ф. Столбняк. – Кишинев, 1986.

Приказ МЗ РФ № 220 от 17.09.93 г. «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации».

Приказ МЗ СССР № 916 от 04.08.83 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)».

Приказ МЗ СССР № 654 от 13.12.89 г. «О совершенствовании системы учета отдельных инфекционных и паразитарных заболеваний».

Приказ МЗ РФ № 174 от 17.05.99 г. « О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики столбняка».

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк. Распределение больных на курацию.

Вариант 1.


1) В какое отделение должен быть госпитализирован больной с дифтерией?

а. диагностическое

б. кишечное

в. гепатитное

г. боксовое

д. любое


2) Как должен быть направлен в стационар больной вирусным гепатитом?

а. машиной дезостанции

б. машиной СМП

в. самостоятельно

г. на попутном транспорте

д. всеми перечисленными способами


  1. Сколько раз в инфекционном отделении должна проводится влажная уборка?

а. через день

б. 1 раз в день

в. 2 раза в день

г. 3 раза в день

д. каждый час

  1. Исключите неправильное утверждение. Характерными симптомами сепсиса являются:

а. диарея

б. лихорадка

в. озноб

г. гепатолиенальный синдром

д. сыпи

  1. Исключите неправильное утверждение в отношении сепсиса:

а. вызывается условно-патогенной флорой

б. характерно наличие входных ворот инфекции

в. характерен полиморфизм клинической симптоматики

г. течение болезни циклическое

д. для диагностики применяется бактериологическое исследование крови


  1. Какие поражения могут наблюдаться при сепсисе?

а. пневмония

б. эндокардит

в. менингоэнцефалит

г. гепатит

д. все перечисленные

  1. По клиническому течению выделяют следующие формы сепсиса, кроме:

а. острейшего

б. острого

в. подострого

г. рецидивирующего

д. субклинического

  1. Исключите неправильное утверждение. При столбняке:

а. самым ранним симптомом является тризм

б. после перенесенной болезни развивается стойкий иммунитет

в. развитие болезни обусловлено действием столбнячного токсина

г. гипертермия является прогностически неблагоприятным симптомом

д. лечение следует проводить в условиях реанимационного отделения

  1. Укажите неправильное утверждение. Для столбняка характерны:

а. обильная потливость

б. тризм

в. гидрофобия

г. тонические судороги

д. ясное сознание

10) Экстренная профилактика столбняка проводится противостолбнячной сывороткой в дозе:

а. 300 МЕ

б. 3000 МЕ

в. 30000 МЕ

г. 50000 МЕ

д. 100000 МЕ

Ответы: 1-г, 2-а, 3-в, 4-а, 5-г, 6-д, 7-д, 8-б, 9-в, 10-б

Вариант 2.


1) В какое отделение должен быть госпитализирован больной с дизентерией?

а. диагностическое

б. кишечное

в. гепатитное

г. боксовое

д. любое


2) Какими факторами патогенности обладает возбудитель столбняка?

а. тетаноспазмин

б. обратная транскриптаза

в. муциназа

г. энтеротоксин

д. плазмокоагулаза


3) Какое клиническое проявление не наблюдается у больного столбняком?

а. тризм

б. сардоническая улыбка

в. экзантема

г. опистотонус

д. судороги


4) Перечислите лечебные мероприятия при столбняке?

а. полный покой

б. хирургическая обработка раны

в. противостолбнячная сыворотка

г. миорелаксанты + ИВЛ

д. все перечисленные

5) Для сепсиса характерны:

а. спазм мышц гортани

б. лихорадка

в. озноб

г. полиорганная недостаточность

д. тонические судороги

6) Исключите неправильное утверждение в отношении сепсиса:

а. вызывается условно-патогенной флорой

б. характерно наличие входных ворот инфекции

в. характерен полиморфизм клинической симптоматики

г. течение болезни циклическое

д. для диагностики применяется бактериологическое исследование крови


7) Какие изменения лабораторных показателей характерны для сепсиса?

а. лейкоцитоз более 12×109

б. выделение культуры возбудителя из крови

в. незрелых форм в лейкоформуле более 10%

г. лейкоциты менее 4×109

д. все перечисленные

8) По клиническому течению выделяют следующие формы сепсиса, кроме:

а. острейшего

б. острого

в. подострого

г. хрониосепсиса

д. субклинического

9) Для лечения сепсиса могут быть применены следующие комбинации антибактериальных препаратов:

а. цефалоспорины 4 поколения + аминогликозиды 2 поколения

б. цефалоспорины 4 поколения + метрогил

в. фторхинолон + метрогил

г. фторхинолон + линкозамид

д. все выше перечисленные комбинации

10) С целью плановой профилактики столбняка применяется

а. анатоксин

б. живая вакцина

в. инактивированная вакцина

г. химическая вакцина

д. рекомбинантная вакцина

Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-д, 5-бвг, 6-г, 7-д, 8-д, 9-д, 10-а

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк. Распределение больных на курацию.

Задача 1

Больная В., доставлена машиной скорой помощи с диагнозом брюшной тиф. Жалуется на головную боль, слабость, повышенную температуру, ознобы, плохой аппетит, умеренную жажду. Заболевание началось постепенно. Болеет около 2 недель. До этого заболевания имелся фурункул лица, лечилась амбулаторно.

Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, влажные. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, безболезненны. Дыхание учащено до 24 в мин. В легких везикулярное дыхание, единичные влажные хрипы. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Пульс - 120 в мин., АД - 100/70 мм рт. ст. Имеется гепатомегалия, спленомегалия. Менингеальных признаков нет. Симптом поколачивания по пояснице положителен с обеих сторон. Диурез адекватный.

На рентгенограмме легких двухсторонняя очаговая пневмония.

Общий анализ крови: эритроциты - 3,91012/л, Hb - 110 г/л, лейкоциты 15,2109/л, п/я - 10 %, с/я - 68 %, лимфоциты - 13 %, моноциты - 9 %, СОЭ - 40 мм/час. Сахар крови 8,5 ммоль/л.

Общий анализ мочи: Относительная плотность - 1010, белок - 0,990/00, лейкоциты - 30-40 в п\з, эритроциты 2-3 в п\з, цилиндры гиалиновые - 5-6 в п\з, цил. зерн. - 2-3 в п\з, бактерии +++.


О каком заболевании следует думать?

Методы диагностики.

Причина возникновения заболевания.

Дайте интерпретацию лабораторных данных.

Составьте план лечения.
Задача 2

Больной 32 лет, водитель. Обратился к терапевту с жалобами на высокую температуру, слабость, головную боль, боли в суставах, кашель, одышку. Заболел довольно остро 5-6 дней назад: появилось плохое самочувствие, температура поднялась до 38,6оС, знобило, болела голова, был насморк. Ночью дважды был озноб. Принимал таблетки от гриппа, но лучше не стало. Головная боль и слабость нарастали, на следующий день температура поднялась до 39,7оС. С 4-го дня болезни присоединился сухой кашель, одышка, боли в суставах. За 3 недели до заболевания лечил панариций у хирурга, антибиотики принимал не регулярно.

При осмотре состояние тяжелое. Несколько заторможен. Температура тела – 39,5оС. На коже конечностей геморрагически-пустулезная сыпь, которую вчера больной не видел. Склеры субиктеричны. Лимфоузлы не увеличены. В легких выслушиваются сухие и влажные хрипы в нижних отделах. ЧД 28 в мин. Тоны сердца приглушены, границы расширены. Пульс – 118 уд/мин. АД – 90/60 мм рт. ст. Язык обложен белым налетом, утолщен. Живот мягкий, слегка болезненный в правой подвздошной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень и селезенка увеличены. Симптом поколачивания по пояснице положительный. Моча красноватого цвета. Менингеальных знаков нет.

Поставьте диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

План обследования и тактика ведения больного.

Задача 3

Больной 38 лет. Обратился к врачу СМП с жалобами на постоянную сильную боль в голове, однократную рвоту, повышение температуры до 40,6оС. Из анамнеза известно, что в течение 2 недель отмечал боли в правом ухе. Самостоятельно принимал ампициллин по 1 табл. 3 раза в день. Температура повысилась 3 дня назад с ознобом. Все дни лихорадил с ознобами и потами, нарастала резкая слабость и головная боль. В ночь перед вызовом СМП была однократная рвота, судороги.

Объективно: состояние тяжелое. Вялый. Заторможен. Кожа бледная, влажная, конечности холодные, акроцианоз. Носовое дыхание затруднено. В ротоглотке гиперемия. В легких дыхание жесткое. ЧД 24 в мин. Тоны сердца глухие, тахикардия. Пульс – 120 уд/мин. АД 80/40 мм рт.ст. Язык обложен густым серым налетом, суховат. Живот мягкий, умеренно болезненный в эпигастрии. Печень и селезенка на увеличены. Менингеальные знаки выражены: ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Данцига, Кернига. Диурез снижен – олигурия.

ОАК: Эритр. – 3,2х1012/л, Hb – 106 г/л, лейк. – 26,1х109/л, пал. – 12, сегм. – 59, лимф. – 24, мон. – 5, СОЭ – 52 мм/час.

Ваш предварительный диагноз.


С каким заболеванием следует дифференцировать?


Чем обусловлена тяжесть больного?

Тактика ведения больного.

План обследования.

Задача 4

Больной 40 лет, строительный рабочий, заболел остро с повышения температуры, нарушения глотания, болей в мышцах спины и шеи, выраженной потливости. На следующий день появились судороги в жевательных мышцах, а затем шеи и спины, бессонница. Врачом СМП установлен диагноз «ботулизм», и больной доставлен в инфекционную больницу.

При осмотре состояние тяжелое. Выражение лица в виде сардонической улыбки. Невозможно осмотреть слизистую ротоглотки из-за судорожного тризма. Температура тела – 39,2оС. В легких дыхание ослаблено, единичные сухие хрипы. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Пульс – 104 уд/мин. АД – 110/60 мм рт. ст. Живот несколько напряжен, безболезненный. Отмечается общая гиперрефлексия. Ригидность заточных мышц выражена. Движения больного скованные. Мочеиспускание задержано.


Согласны ли Вы с диагнозом врача СМП?

Поставьте диагноз, продифференцируйте.

Определите терапевтическую тактику.


Какие эпидданные необходимо уточнить?

Задача 5

Больной 49 лет, доставлен в реанимационное отделение с признаками асфиксии, выраженной дыхательной недостаточности, частыми приступами клонико-тонических судорог. Контакт с больным затруднен из-за тризма и судорог дыхательных мышц. При осмотре: состояние очень тяжелое, в сознании, стонет. Во время судорог принимает положение опистотонуса. Кожные покровы бледные, с акроцианозом и крупными каплями пота. Температура тела – 41,2оС. В легких дыхание резко ослаблено, выслушиваются влажные и сухие хрипы. Дыхание прерывистое 32 в мин. Тоны сердца ясные, тахикардия. Пульс – 104 уд/мин. АД – 140/80 мм рт. ст. Отмечается общая гиперестезия. Менингеальные знаки выражены. Мочи нет.

Ваш предварительный диагноз.


Какие данные анамнеза необходимо уточнить?

Неотложные мероприятия.


Каков прогноз?


перейти в каталог файлов


связь с админом