Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 5Метод. Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика


Скачать 182.5 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер182.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 5Метод.ГЛП
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) является ведущим природно-очаговым заболеванием в РФ и РБ. Отмечается неуклонный рост заболеваемости и распространенности этой инфекции. РБ – один из наиболее крупных и активных очагов ГЛПС в мире. В РБ уровень заболеваемости в 5-10 и более раз превышает общефедеративный и составляет 40-60% заболеваемости по России. Заболевание характеризуется многообразием клинических проявлений, частотой тяжелых форм и относительно высокой летальностью – по РФ до 3,5%. Выраженная сезонность заболеваемости (лето-осень) приводит к большому поступлению больных ГЛПС в ЛПУ различного профиля, что требует знания необходимых навыков ведения больных специалистами разных специальностей. Это особенно важно при развитии осложнений у больных ГЛПС, среди которых ведущее значение имеют – ИТШ, ДВС, ОПН, отек мозга и др. Ранняя своевременная диагностика ГЛПС позволяет обеспечить адекватную этиопатогенетическую терапию и предупредить возможный неблагоприятный исход.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками ранней диагностики ГЛПС и лептоспироза, освоить принципы клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной госпитализации и правильного лечения больных. Усвоить тактику ведения больных с осложнениями на догоспитальном этапе и в стационаре.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • выявить наиболее значимые признаки начального периода болезни;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний, проявления ДВС-синдрома;

  • составить план обследования больного;

  • интерпретировать результаты лабораторных и специфических методов исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • выявить осложнения у больных ГЛПС и оказать неотложную помощь;

  • оценить показания и противопоказания к проведению гемодиализа при развитии ОПН у больных ГЛПС и лептоспирозом;

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства возбудителей ГЛПС и лептоспироза;

  • анатомо-физиологические особенности мочевыделительной и гепатолиенальной систем, органов дыхания, ЖКТ, кожных покровов, слизистых, нервной, кроветворной и сосудистой систем;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, почечного и геморрагического синдромов;

  • эпидемиологию зоонозных инфекций;

  • методы физикального обследования больного;

  • методы бактериологической, иммунологической и серологической диагностики;

  • принципы антибактериальной и иммунотерапии; синдромального лечения.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителя ГЛПС.

  2. Эпидемиологические особенности ГЛПС.

  3. Основные механизмы и фазы патогенеза ГЛПС.

  4. Ранняя диагностика ГЛПС.

  5. Клинические проявления ГЛПС в различные периоды заболевания.

  6. Возрастные особенности течения ГЛПС.

  7. Лабораторная диагностика ГЛПС и лептоспироза.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, лабораторные данные, истории болезни.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология ГЛПС;

  • фазы патогенеза и патоморфология ГЛПС и лептоспироза;

  • клиническое течение ГЛПС, ранняя диагностика;

  • значение цикличности в диагностике ГЛПС;

  • методы лабораторной диагностики, серологические тесты;

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какому семейству вирусов относится возбудитель ГЛПС?

а) пикорнавирусов

б) флавивирусов

в) тоговирусов

г) ортомиксовирусов

д) буньявирусов


2) Основной источник инфекции ГЛПС?

а) больной человек

б) сельскохозяйственные животные

в) птицы

г) грызуны

д) кровососущие насекомые

3) Ведущий путь передачи ГЛПС.

а) алиментарный

б) трансмиссивный

в) водный

г) аэрогенный

д) контактный

4) Длительность инкубационного периода при ГЛПС.

а) 1-7 дней

б) 4-21 день

в) 4-49 дней

г) 7-30 дней

д) 10-45 дней

5) Основной метод лабораторной диагностики ГЛПС.

а) аллергологический

б) биологический

в) серологический

г) вирусологический

д) микроскопический

6) Основной метод терапии ГЛПС.

а) этиотропная

б) патогенетическая

в) симптоматическая

г) эфферентная

д) общеукрепляющая


7) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель лептоспироза?

а) хламидий

б) микоплазм

в) вирусов

г) грибов

д) бактерий

8) Инкубационный период при лептоспирозе.

а) до 1 нед

б) до 2 нед

в) до 3 нед

г) до 1 мес

д) более 1 мес


9) Какая сезонность характерна для лептоспироза?

а) весенне-летняя

б) летне-осенняя

в) осенне-зимняя

г) зимне-весенняя

д) круглогодично

10) Источником инфекции при лептоспирозе являются:

а) полевые мыши

б) свиньи

в) серые крысы

г) крупный рогатый скот

д) все перечисленные
Ответы: 1-д, 2-г, 3-г, 4-в, 5-в, 6-б, 7-д, 8-г, 9-б, 10-д
Типовые задачи.

Задача 1

Больной 34 лет вызвал участкового врача 10.10. Заболел 5 дней тому назад во время работы на пригородной даче. Внезапно повысилась температура тела до 39,0оС, был озноб, болела голова, мучила жажда, сухость во рту, нарастала боль в животе и пояснице, появилась рвота. Обратил внимание на малое количество мочи. При осмотре выявлены гиперемия лица, шеи, верхней части туловища, инъекция сосудов склер и конъюнктив, гиперемия слизистой ротоглотки, энантемы на небе, петехиальная сыпь на боковых поверхностях грудной клетки. Температура тела – 37,2оС. В легких – без патологии. Пульс –76 уд/мин. АД – 90/60 мм рт. ст. Язык суховат, обложен. Живот вздут, болезненный при пальпации, печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Поколачивание по пояснице болезненно. Менингеальных явлений нет. При дополнительном изучении анамнеза выявлено, что больной в последнее время строил дом, укладывал бревна, работал с паклей.

Ваш предварительный диагноз.

План обследования и тактика ведения больного.

Задача 2

Больной 36 лет, водитель, вызвал СМП 15.09. Жалуется на лихорадку, головную боль, кровянистые выделения из носа, ухудшение зрения, тошноту, тяжесть в пояснице. Из анамнеза выяснено, что заболел 11.09 остро с повышения температуры до 38,6оС, головной боли. Принимал аспирин без эффекта. 13.09 обращался к участковому врачу, которым был выставлен диагноз «ОРЗ» и назначены жаропонижающие, антибиотики и антигистаминные. С 14.09 стал отмечать ухудшение зрения в виде «тумана перед глазами», кровянистые «корочки» из носа. В день вызова СМП появились боли в пояснице и тошнота. Из эпидданных установлено, что за неделю до заболевания выезжал на рыбалку.

Объективно: состояние тяжелое, вяловат. Кожные покровы сухие, горячие. Лицо и шея гиперемированы. В подмышечных впадинах, над- и подключичных областях петехиальная сгруппированная сыпь. Склеры инъецированы. На мягком небе единичные энантемы. В легких дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритм правильный. Пульс – 80 уд/мин. АД – 100/60 мм рт. ст. Язык обложен белым налетом, суховат. Живот мягкий, болезненный в мезогастрии. Печень и селезенка не увеличены. Симптом поколачивания по пояснице положительный. Менингеальных знаков нет. Моча красноватого цвета. Стул разжижен один раз в день.

В ОАК: Эр. – 4,2х1012/л, Hb – 138 г/л, Лейк. – 10,2х109/л, Тромб. – 124х109/л, СОЭ – 15 мм/ч; ОАМ: уд. вес. – 1012, белок – 3,3 г/л, эпит. пл. – 4-6 в пзр, лейк. – 5-8 в пзр, эр. – в больш. кол-ве, цил. гиал. – 2-4 в пзр; БАК: мочевина – 14,2 ммоль/л, креатинин – 286,5 мкмоль/л, ПТИ – 70%.

Оцените тактику участкового врача.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования.

Терапевтическая тактика.

Задача 3

Участковый врач вызван к больному 52 лет, рабочему мясокомбината, 30.08. Больной жаловался на повышение температуры до 39,2оС, сильную головную и мышечную боль, тошноту, периодически рвоту, сильную слабость. Заболел 25.08 остро с озноба, повышения температуры до 39,6оС, резких болей в мышцах затылка, шеи, спины, живота. Особенно сильно болели икроножные мышцы. Плохо спал, болела голова, аппетит отсутствовал, была рвота. При объективном обследовании констатировано тяжелое состояние, вялость, заторможенность, желтушность кожи и склер, кровоизлияния под конъюнктиву обоих глаз, склерит. Лицо одутловато, гиперемировано, неяркая гиперемия слизистой ротоглотки. Пульс – 110 уд/мин. АД – 100/60 мм рт. ст. Язык сухой, обложен. Печень выступает из подреберья на 2-3 см, безболезненна при пальпации. Боли при мочеиспускании нет, но мочится редко и скудно. Имеется ригидность мышц затылка, положительный симптом Кернига.

Предположительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Составьте план обследования и лечения.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов.


1. Какие данные анамнеза характерны для больных ГЛПС?

2. Продолжительность инкубационного периода ГЛПС.


3. Какие клинические проявления характерны для начального периода болезни?


4. Какие клинические проявления характерны для олигурического периода ГЛПС?


5. Какие клинические проявления характерны для полиурического периода ГЛПС?


6. Какие клинические проявления характерны для раннего реконвалесцентного периода ГЛПС?

7. Интерпретация ОАК, ОАМ, анализов мочи по Нечипоренко и Зимницкому, биохимии крови, коагулограммы, данных электрофореза белков сыворотки крови, МФА на ГЛПС.

8. Ранняя диагностика ГЛПС.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Руководство по зоонозам./ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1983.

Руководство по зоонозам и паразитарным заболеваниям./ Под ред. И.К.Мусабаева. – Ташкент, 1987.

Фазлыева Р.М., Хунафина Д.Х., Камилов Ф.Х. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом в Республике Башкортостан. – Уфа, 1995.

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) в Среднем Поволжье./ Колпачихин Ф.Б. и др. (в двух частях). – Казань, 1989.

Мирсаева Г.Х., Фазлыева Р.М., Камилов Ф.Х., Хунафина Д.Х. Патогенез и лечение геморрагической лихорадки с почечным синдромом. – Уфа, 2000.

Рощупкин В.И., Суздальцев А.А. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. – Самара, 1995.

Сиротин Б.З. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. – Хабаровск, 1994.

Дранкин Д.И., Годлевская М.В. Лептоспироз. – Саратов, 1988.

Лесников А.Л., Токаревич К.Н. Лептоспироз. – Л., 1982.

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Санитарные правила. СП 3.1.099-96 от 31.05.1996 г. № 11.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Геморрагическая лихорадка с почечным

синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника,

диагностика. Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Исключите неправильное утверждение. Характерными симптомами ГЛПС являются:

а. гиперемия и одутловатость лица

б. высокая лихорадка

в. желтуха

г. геморрагический синдром

д. протеинурия

2) Исключите неправильное утверждение. Наиболее типичные симптомы начального периода ГЛПС:

а. склерит

б. гиперемия и одутловатость лица

в. боли в пояснице

г. высокая лихорадка

д. нарушение зрения

  1. Для ГЛПС не характерны:

а. вирусемия

б. катаральный синдром

в. васкулит

г. поражение почек

д. поражение гипофиза и надпочечников

  1. Исключите неправильное утверждение в отношении ГЛПС:

а. вызывается вирусом

б. является природно-очаговым заболеванием

в. передается аэрогенным путем

г. может передаваться от больного человека

д. может передаваться алиментарным и контактным путем

  1. При ГЛПС наблюдаются следующие симптомы, кроме:

а. лихорадки продолжительностью около недели

б. кровоизлияний в кожу и слизистые оболочки

в. болей в животе

г. полиаденопатии

д. олигурии, сменяющейся полиурией

  1. Для ГЛПС характерно:

а. стойкая лейкопения

б. тромбоцитоз

в. изогипостенурия

г. лейкоцитурия

д. гипербилирубинемия

  1. При ГЛПС характерно все, кроме:

а. лейкопении, сменяющейся лейкоцитозом

б. протеинурии

в. азотемии в тяжелых случаях

г. повышенной плотности мочи

д. гематурии, цилиндрурии

  1. Исключите неправильное утверждение в отношении ГЛПС:

а. основным методом диагностики является выделение вируса из крови

б. диагноз подтверждается методом флюоресцирующих антител

в. лечение проводится в стационарных условиях

г. антибиотики применяются только в осложненных случаях

д. в тяжелых случаях применяют гемодиализ

9) Какая сыпь характерна для ГЛПС.

а. пятнисто-папулезная

б. розеолезная

в. петехиальная

г. везикулезная

д. пустулезная

10) Укажите нехарактерный симптом ГЛПС в периоде реконвалесценции.

а. утомляемость

б. тяжесть в пояснице

в. сухость во рту

г. парезы и полирадикулоневриты

д. субфебрилитет

Ответы: 1-в, 2-в, 3-б, 4-г, 5-г, 6-в, 7-г, 8-а, 9-в, 10-г.

Вариант 2

1) Исключите неправильное утверждение. Характерными симптомами ГЛПС являются:

а. уменьшение количества мочи

б. лихорадка

в. парезы и параличи

г. геморрагический синдром

д. положительный симптом поколачивания

2) Наиболее типичные симптомы начального периода ГЛПС:

а. нарушение зрения

б. гиперемия и одутловатость лица

в. тошнота, рвота

г. высокая лихорадка

д. все перечисленные

3) Для ГЛПС характерны:

а. вирусемия

б. ишемия коры и полнокровие мозгового вещества почек

в. преимущественное поражение вен

г. поражение гипофиза и надпочечников

д. все перечисленное

4) Исключите неправильное утверждение в отношении ГЛПС:

а. вызывается вирусом

б. является природно-очаговым заболеванием

в. передается аэрогенным путем

г. может передаваться от больного человека

д. может передаваться алиментарным и контактным путем

5)В олигурическом периоде в ОАМ у больного ГЛПС наблюдаются следующие изменения:

а. протеинурия

б. изогипостенурия

в. эритроцитурия

г. цилиндрурия

д. все перечисленные

6) В олигурическом периоде в биохимии крови у больного ГЛПС наблюдаются следующие изменения кроме:

а. повышение уровня мочевины

б. гиперхолестеринемия

в. повышение уровня креатинина

г. умеренное повышение активности АЛТ

д. умеренное повышение активности АСТ

7) При ГЛПС характерно все, кроме:

а. лейкопении, сменяющейся лейкоцитозом

б. протеинурии

в. азотемии в тяжелых случаях

г. повышенной плотности мочи

д. гематурии, цилиндрурии

8) Выберите возбудителя ГЛПС.

а. хантавирус

б. рубивирус

в. лентивирус

г. ротавирус

д. лиссавирус

9) Укажите метод верификации диагноза ГЛПС, применяемый в настоящее время.

а. МФА

б. Вирусоскопический

в. Вирусологический

г. РНГА с Vi-антигеном

д. Реакция Видаля

10) Укажите нехарактерный симптом ГЛПС в периоде реконвалесценции.

а. утомляемость

б. тяжесть в пояснице

в. сухость во рту

г. парезы и полирадикулоневриты

д. субфебрилитет

Ответы: 1-в, 2-д, 3-д, 4-г, 5-д, 6-б, 7-г, 8-а, 9-а, 10-г.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез,

клиника, диагностика. Курация и разбор больных.

Задача 1

К больному 32 лет 26.10 повторно вызван участковый врач. У больного в течение 4 дней держится высокая температура, сильная головная боль, находится на больничном листе с диагнозом «грипп». При осмотре обращает внимание гиперемия кожи лица и верхней части туловища, единичные геморрагии на груди. Катаральных явлений нет. Слизистая ротоглотки гиперемирована. В легких дыхание везикулярное. Сегодня было носовое кровотечение. Пульс – 96 уд/мин, ритмичный. АД – 105/60 мм рт. ст. Язык сухой, обложен. Живот мягкий, болезненный при пальпации в боковых отделах. Поколачивание по пояснице болезненно. Отмечает резкое уменьшение количества мочи, моча мутная. Менингеальных явлений нет. В начале октября был на кладбище, убирал опавшие листья. Направлен на госпитализацию с диагнозом «грипп».


Согласны ли Вы с направительным диагнозом?

Ваш предположительный диагноз.

Назовите период болезни и возможные осложнения.


Какова тактика ведения больного?

. Печень и селезенка не увеличены. Симптом поколачивания по пояснице положительный. Менингеальных знаков нет. ОАК: лейк. – 15,4х109/л, пал. – 5%, сегм. – 59%, лимф. – 30%, мон. – 6%, СОЭ – 15 мм/час.

Задача 2

Больная 20 лет. Работает дояркой. Заболевание началось остро, 7 дней назад с ознобом температура повысилась до 39,0оС. В последующие дни беспокоила общая слабость, разбитость. Все дни температура держалась на высоких цифрах, продолжала ходить на работу. Через 5 дней от начала болезни присоединились боли в животе, жидкий стул до 4-5 раз в день, уменьшилось мочевыделение. На 6-й день появились кровянистые выделения из носа, ухудшилось зрение, была двукратная рвота, выделение мочи резко снизилось, а температура нормализовалась. После обращения к фельдшеру была направлена в ЦРБ с диагнозом «кишечная инфекция? отравление неизвестным ядом?».

При поступлении в стационар общее состояние тяжелое. Температура тела – 36,2оС. Вялая, отмечает икоту, позывы на рвоту, боли в животе. Лицо пастозное, бледноватой окраски. В зеве гиперемия, энантемы на небе. В легких дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Пульс – 52 уд/мин. Тоны сердца значительно приглушены. АД – 145/90 мм рт. ст. Живот мягкий, болезненный в подреберьях. Отмечаются явления перитонизмаОАМ: уд. вес. – 1012, белок – 6,6 г/л, лейк. – 5-7-10 в пзр, эритр. – сплошь в пзр, цил.: гиал. – 3-4 в пзр, зерн. – 1-2 в пзр.


Согласны ли вы с диагнозом фельдшера?

Ваш предварительный диагноз.

Составьте план обследования больной.

Лечебная тактика.

Задача 3
Больной Т., 41 года, поступил в терапевтическое отделение 7 сентября с диагнозом "острый пиелонефрит". Заболел остро 5 сентября, температура поднялась до 40°С, отмечал озноб, сильную головную боль, боли в пояснице и в животе, плохой сон, отсутствие аппетита. 11 сентября состояние больного ухудшилось, стал вял, заторможен, рвота "кофейной гущей".

При осмотре: отмечалась гиперемия лица и плечевого пояса, на боковых поверхностях грудной клетки, на спине - скудная, линейная петехиальная сыпь; в местах инъекций обширные кровоподтеки; кровоизлияние в конъюнктиву правого глаза. В легких везикулярное дыхание. Пульс – 70 уд. в минуту, ритмичный. АД - 120/90 мм.рт.ст. Тоны сердца глухие. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии и правой половине. Поколачивание по пояснице резко болезненно с обеих сторон. Менингеальных симптомов нет. За сутки выделил 150 мл мочи.

Общий анализ мочи: Относительная плотность - 1020, белок - 6,6 0/00, эритроциты - 8-10 в п\з, цилиндры гиалиновые - 5-6 в п\з.

Биохимический анализ крови: креатинин - 810 мкмоль/л, мочевина - 22,4 ммоль/л.

Общий анализ крови: Эритроциты 3,21012/л, Hb - 105 г/л, лейкоциты - 10,5109/л, СОЭ - 25 мм/час.

Эпидемиологический анамнез: в течение последнего месяца находился в Благовещенском районе, строил дом, складировал в сарай тюки с паклей.

1. Ваше предположение о диагнозе?

2. Выделите ведущие синдромы заболевания.


3. О каких осложнениях можно думать?


4. Лечебные мероприятия?



перейти в каталог файлов


связь с админом