Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 7Тифы. Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема Тифо-паратифозные заболевания


Скачать 177.5 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема Тифо-паратифозные заболевания
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер177.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 7Тифы.doc
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Тифо-паратифозные заболевания.

Сыпной тиф и болезнь Брилла.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Тифо-паратифозные заболевания.

Сыпной тиф и болезнь Брилла.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Брюшной тиф и паратифы А и В по настоящее время угрожает здоровью населения в эндемичных по данной нозологии регионах. Заболевание характеризуется тяжелым течением и наличием угрожающих жизни осложнений (инфекционно-токсический шок, кишечное кровотечение, перфорация стенки кишки).

Обращает на себя внимание позднее выявление и поздняя госпитализация больных, особенно при спорадической заболеваемости, из-за отсутствия эпидемиологической настороженности врачей. Отсюда - повышенный риск развития осложнений и формирования хронического бактерионосительства после перенесённой инфекции.

Проблема брюшного тифа усугубляется появлением и быстрым распространением лекарственно устойчивых штаммов S.typhi, что, несомненно, создает определённые трудности в терапевтической тактике ведения больных. Наблюдается затяжное течение брюшного тифа.

Сыпной тиф, как эпидемическое заболевание, переносчиком которого является вошь, в настоящее время встречается редко и, как правило, сопутствует войнам и стихийным бедствиям.

В настоящее время регистрируется в основном, болезнь Брилля, представляющая собой рецидив эпидемического сыпного тифа у лиц, переболевших этим заболеванием много лет тому назад.

Болезнь Брилля характеризуется спорадическим распространением, преобладанием легких, атипичных форм заболевания, коротким лихорадочным периодом, подчас эфемерной сыпью, что обусловливает трудности и диагностические ошибки в распознавании этого заболевания.
    В условиях завшивленности больные болезнью Брилля могут быть источником сыпного тифа. В связи с этим раннее распознавание болезни Брилля, госпитализация больных, обработка очага являются действенными мерами по недопущению распространения сыпного тифа.

2. Учебные цели: овладеть врачебными навыками ранней диагностики брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа, болезни Брилла, дифференциальной диагностики, что необходимо для своевременной изоляции и правильного лечения больных. Усвоить основные приемы работы с больными на догоспитальном этапе, оказания экстренной медицинской помощи, тактики диагностических и первичных противоэпидемических мероприятий, ведения больного в стационаре. Познакомиться с принципами лечения, методами реабилитации реконвалесцентов и профилактики.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • оценить характер экзантемы при брюшном тифе, паратифах, сыпном тифе, болезни Брилла;

  • выявить основные симптомы заболевания (лихорадка, гепатоспленомегалия, сыпь, неврологическая симптоматика);

  • определить план обследования больного с подозрением на тифо-паратифозные заболевания, сыпной тиф и болезнь Брилла;

  • оценить результаты лабораторных методов исследования;

  • провести дифференциальный диагноз на раннем этапе болезни;

  • поставить диагноз в соответствии с классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

  • составить план лечения больных тифо-паратифозными заболеваниями, сыпным тифом и болезнью Брилла;

  • диагностировать и проводить неотложную терапию осложнений тифо-паратифозных заболеваний: ИТШ, кишечного кровотечения, перфорации;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • классификацию возбудителей тифо-паратифозных заболеваний, сыпного тифа и болезни Брилла, их основные свойства, методы индикации;

  • краткие сведения об анатомии, гистоморфологии и физиологических функциях головного и спинного мозга, лимфатического аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, лихорадки, неврологической симптоматики;

  • методы физикального обследования больного;

  • клинические особенности лихорадки, сыпи, неврологических проявлений у больных брюшным и сыпным тифами;

  • методы бактериологической и серологической диагностики;

  • принципы антибактериальной и синдромальной терапии;

  • особенности противоэпидемических мероприятий в очагах брюшного и сыпного тифов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

  2. Эпидемиологические особенности. Механизмы и пути передачи этих инфекций.

  3. Патогенетические особенности брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

  4. Ранняя диагностика.

  5. Дифференциальная диагностика брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

  6. Клинические проявления брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

  7. Осложнения брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла, неотложная помощь и тактика при ИТШ, кишечном кровотечении и перфорации.

  8. Методы лабораторного подтверждения брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

  9. Специфическая и патогенетическая терапия брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • этиология и эпидемиология брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • патогенез брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • клиническая картина брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • осложнения брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • методы лабораторной диагностики брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • дифференциальная диагностика брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • лечение больных брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла;

  • основные противоэпидемические мероприятия в очагах брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа и болезни Брилла.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель брюшного тифа?

а) бактерий

б) вирусов

в) риккетсий

г) спирохет

д) микоплазм

2) Источник инфекции при брюшном тифе.

а) домашние животные

б) птицы

в) грызуны

г) больной человек

д) рыба семейства карповых

3) Механизм передачи сыпного тифа:

а) аспирационный

б) фекально-оральный

в) трансмиссивный

г) алиментарный

д) все перечисленные

4) Инкубационный период при брюшном тифе.

а) 1-3 дня

б) до 7 дней

в) до 24 часов

г) 2-3 недели

д) 6 месяцев

5) Клинические проявления сыпного тифа:

а) розеолезно-петехиальная сыпь

б) энантема Розенберга

в) гепатоспленомегалия

г) бред, галлюцинации

д) все

6) Клинические проявления брюшного тифа:

а) заторможенность

б) розеолезная сыпь

в) гепатоспленомегалия

г) бронхит

д) все

7) Источником инфекции при сыпном тифе является:

а) суслики

б) верблюды

в) крысы

г) больной человек

д) все перечисленные

8) Механизм передачи брюшного тифа.

а) контаминация

б) фекально-оральный

в) трансмиссивный

г) аспирационный

д) все перечисленные
Ответы: 1-а, 2-г, 3-в, 4-г, 5-д, 6-д, 7-г, 8-б.

Типовые задачи.

Задача 1
Больная Р. 52 лет, работница прачечной, обратилась к участковому врачу на 5-й день болезни с жалобами на головную боль, высокую температуру тела, сильную слабость. Заболела остро 20.01. с озноба, повышения температуры тела до 38,2ºС., головной боли, тошноты, головокружения. Принимала анальгин и папазол, но улучшения не было. Ночью спала плохо, испытывала беспокойство.

Объективно: состояние средней тяжести, многословна, эйфорична. Лицо гиперемировано, блеск глаз. Конъюнктивы инъецированы, на переходной складке единичные кровоизлияния. Цианоз губ. На коже обильная, яркая розеолезно-петехиальная сыпь. Тремор рук и языка при его высовывании. Язык обложен, сухой. Пульс 100 ударов в минуту, АД 120/70 мм. рт. ст. Тоны сердца приглушены, в легких - без патологии. Живот мягкий, безболезненный. Пальпируются печень и селезенка. Менингеальных симптомов нет. Из перенесенных заболеваний: в 1943 г. - сыпной тиф, ежегодно ОРЗ, грипп. Госпитализирована с подозрением на брюшной тиф.

1. Согласны ли Вы с диагнозом? Ваш диагноз, обоснуйте его.

2. Проведите дифференциальный диагноз.

3. Составьте план обследования и лечения.
Задача 2
В поликлинику 11 сентября обратился больной А. 32 лет с жалобами на повышение температуры тела до 39-40 0С, интенсивную головную боль, бессонницу, слабость. Заболел 2 сентября: отмечал лихорадку, умеренную головную боль. 6 сентября самочувствие ухудшилось: температура при измерении 39,2 0С, выражены слабость, головная боль, бессонница. С 7 сентября - сухой кашель, задержка стула.

При осмотре 11 сентября состояние тяжелое. Кожные покровы бледные. Больной адинамичен, медленно отвечает на вопросы. При тщательном осмотре кожи на животе и груди обнаружены 4 элемента розеолезной сыпи бледно-розового цвета округлой формы, диаметром 3-5 мм. Лимфоузлы не увеличены, в легких дыхание жесткое, хрипов нет, тоны сердца приглушены, пульс 82 уд/мин (температура 39,60С), ритмичный, АД 110/60 мм рт. ст. Язык сухой, обложен густым коричневатым налетом, утолщен (отпечатки зубов по краям). Живот при пальпации слегка болезненный в правой подвздошной области, умеренно вздут, печень выступает из-под края реберной дуги на 4 см, пальпируется нижний полюс селезенки. Менингеальных знаков нет. Из эпиданамнеза известно, что пациент по профессии пилот самолета, три недели назад был в Пакистане, где питание было организовано в виде «шведского стола», больной выбирал мясные салаты.
1. Поставьте предполагаемый диагноз. Какова должна быть тактика врача.

2. Проведите дифференциальный диагноз.

3. Составьте план обследования.

4. Определите тактику лечения.

5. Примерные сроки выписки.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного брюшным тифом, паратифами, сыпным тифом, болезнью Брилла?

2. Продолжительность инкубационного периода.


3. Какие клинические проявления характерны для брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа, болезни Брилла ?

4. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, коагулограммы, бактериологических и серологических методик больного брюшным тифом, паратифами, сыпным тифом, болезнью Брилла.

5. Осложнения брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа, болезни Брилла.

7. Дифференциальная диагностика брюшного тифа, паратифов, сыпного тифа, болезни Брилла.
8. Лечение больного брюшным тифом, паратифом, сыпным тифом, болезнью Брилла. Тактика ведения пациентов.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Тифо-паратифозные заболевания. Сыпной тиф и болезнь Брилла. Курация и разбор больных.
Вариант 1

1. Возбудителем сыпного тифа является:

а) Borrelia burgdorferi

б) Yersinia pestis

в) Mycoplasma hominis

г) Rickettsia prowazekii

д) Leptospira interrogans

2. Возбудителем брюшного тифа является:

а) Leptospira interrogans

б) Yersinia pestis

в) Salmonella typhi

г) Rickettsia prowazekii

д) Borrelia burgdorferi
3. Укажите данные анамнеза, характерные для больного сыпным тифом.

а) инсоляция

б) пребывание на территории Таджикистана, укусы комаров

в) уход за больным верблюдом

г) наличие педикулеза

д) все
4. Перечислите клинические проявления брюшного тифа в периоде разгара.

а) розеолезная сыпь в верхней части живота

б) алгид

в) гепатоспленомегалия

г) лихорадка

д) все

5. Какие клинические проявления характерны для сыпного тифа в периоде разгара?

а) розеолезно-петехиальная сыпь

б) симптом Говорова-Годелье

в) розеолезная сыпь в верхней части живота

г) менингеальные знаки

д) все

6. Какие клинические проявления характерны для брюшного тифа в начальном периоде?

а) лихорадка+бледность кожи

б) лихорадка+гиперемия кожи

в) заторможенность

г) мокрота пенистая с прожилками алой крови

д) тремор

7. Какие осложнения могут развиться у больного брюшным тифом?

а) ИТШ

б) панкреонекроз

в) кишечное кровотечение

г) перфорация

д) отслойка сетчатки

8. Какие осложнения могут развиться у больного сыпным тифом?

а) кровоизлияние в мозг

б) психоз

в) ТЭЛА

г) тромбофлебиты

д) все

Ответы: 1-г, 2-в, 3-г, 4-авг, 5-д, 6-, 7-авг, 8-д.

Вариант 2
1. Признаками развития у больного брюшным тифом перфорации являются:

а) поражение черепных нервов

б) положительный симптом Щеткина-Блюмберга в правой подвздошной области

в) признаки наличия свободного газа в брюшной полости на рентгенограмме

г) менингеальные знаки

д) розеолезная сыпь

2. Какой метод применяется для диагностики брюшного тифа на 1 неделе болезни?

а) вирусологический

б) проба Бюрне

в) реакция Райта

г) гемокультура

д) паразитоскопия

3. Выберите механизм передачи сыпного тифа.

а) аэрозольный

б) фекально-оральный

в) трансмиссивный

г) половой

д) воздушно-капельный

4. Какие препараты применяются для лечения брюшного тифа?

а) левомицетин

б) делагил

в) фансидар

г) примахин

д) пириметамин

5. Какие препараты могут быть применены для лечения болезни Брилля?

а) доксициклин

б) неовир

в) левомицетина сукцинат

г) цефазолин

д) амлодипин


6. Какие мероприятия проводят в очаге сыпного тифа?

а) осмотр контактных лиц, в т.ч. на педикулез

б) фагирование

в) дезинфекция

г) дезинсекция

д) дератизация

7. Какие осложнения могут развиться у больного сыпным тифом?

а) гемоглобинурийная лихорадка

б) перфорация кишечной стенки

в) ИТШ

г) церебральная кома

д) ТЭЛА

8. Какие осложнения могут развиться у больного брюшным тифом?

а) гемоглобинурийная лихорадка

б) перфорация кишечной стенки

в) ИТШ

г) церебральная кома

д) ТЭЛА

Ответы: 1-бв, 2-г, 3-в, 4-а, 5-ав, 6-авг, 7-вд, 8-бв

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Тифо-паратифозные заболевания. Сыпной тиф и болезнь Брилла. Курация и разбор больных.

ЗАДАЧА 1
    Больной И., 64 лет, поступил в клинику на 6-й день болезни с жалобами на лихорадку, интенсивную головную боль, головокружение, нарушение сна. Заболевание развилось остро: температура повысилась до 38,9 оС и в течение 5 дней держалась на уровне 38,6 - 39,0 оС.

При осмотрее лицо больного гиперемировано. Выражен склерит. Язык обложен бурым налетом, «спотыкается о зубы». На коже боковых и передней поверхности грудной клетки, внутренних поверхностей предплечий обильная розеолезно-петехиальная сыпь. В легких выслушиваются жесткое дыхание. ЧД - 28 в минуту. АД – 90/60 мм. рт. ст. Пульс 112 в минуту, ритмичный. Живот мягкий, не вздут. Печень выступает из-под реберной дуги на 3 см. Больной в состоянии оглушения. Лицо амимично. Речь скандирована. Глотание затруднено. Имеет место ригидность затылочных мышц. Симптом Кернига слабо положительный. Симптомы Брудзинского сомнительны. Тремор рук. Положительный симптом Бабинского справа.
   
    1. Сформулируйте предварительный диагноз.
   2. Обосновать диагноз.
   3. Перечислите дополнительные методы исследования.
   4. Укажите сроки выписки из стационара.


ЗАДАЧА 2
    Больной К., 35 лет, поступил в клинику на 7-й день болезни с жалобами на интенсивную головную боль, головокружение, общую разбитость, отсутствие аппетита. Заболел остро. При поступлении температура 39 оС, говорлив, эйфоричен, легко вступает в контакт. Употребление алкоголя сопровождающие родственники отрицают.

При осмотре лицо гиперемировано, инъекция сосудов склер и конъюнктив. Педикулез. Язык сухой, обложен бурым налетом, дрожит при высовывании. Не удается высунуть язык далее зубов на нижней челюсти. На внутренних поверхностях предплечий, передней и боковых поверхностях грудной клетки, животе, спине обильная, мелкая, полиморфная сыпь, часть элементов не исчезает при растягивании кожи. Размеры элементов - 3-5 мм. В легких очаговых изменений не выявлено. ЧД - 28 в минуту. Тоны сердца приглушены. Пульс 116 в минуту, ритмичен. АД - 95\55 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень увеличена на 2 см, селезенка не пальпируется. Из данных анамнеза: возвращался на поезде из Улан-Уде в Самару.


   1. Предполагаемый диагноз и его обоснование.
   2. Дополнительные лабораторные исследования.
   3. Лечение.
ЗАДАЧА 3

Больная В. 42 лет поступила в клинику на 16-й день болезни по поводу лихорадки неясной этиологии с жалобами на приступообразные подъемы температуры, ознобы, потливость, нарастающую слабость. Заболевание началось с небольшого озноба, повышения температуры тела до 37.6°С, была небольшая слабость, ломота в теле. На следующий день температура снизилась до 37°С. К вечеру следующего дня появился потрясающий озноб и головная боль, температура повысилась до 40°С. Через несколько часов с обильной потливостью температура снизилась до нормы. В дальнейшем приступы трижды повторялись с интервалом в 1 день. В связи с этим обратилась в поликлинику, где диагностирована пневмония, назначено лечение олететрином. Приступы с ознобами и потами повторялись. Больная направлена в больницу на стационарное обследование. Из анамнеза установлено, что последние два года жила с семьей в Пакистане, возвратилась за месяц до болезни. При поступлении состояние средней тяжести. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке. Пульс 86 уд/мин., удовлетворительного наполнения. АД 115/75 мм.рт.ст. Гепатоспленомегалия. Анализ крови: Эр-3,8х1012/л, НВ – 100 г/л, Л – 3.6х109/л, Э. – 0%, П. – 12%, С. – 31%, лимф. – 34%, мон.- 23%, СОЭ – 33 мм/ч. Билирубин общий-98 мкмоль/л, связанный – 0, свободный – 30 мкмоль/л.



1. Каков предполагаемый диагноз?

2. Объясните возникновение второй волны болезни.

3. Составьте план обследования.

4. Дайте рекомендации по лечению.


перейти в каталог файлов


связь с админом