Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Дизентерия. Ботулизм


НазваниеДизентерия. Ботулизм
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер196 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 8Метод.Диз
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Дизентерия. Ботулизм.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Дизентерия. Ботулизм.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО,

к.м.н. Старостина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Дизентерия относится к числу распространенных кишечных инфекций и наблюдается в разных возрастных группах. Заболеваемость носит ярко выраженный социальный характер. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют дизентерией около миллиарда человек, и она является одной из наиболее частых причин летальности грудных детей в развивающихся странах. Несмотря на снижение заболеваемости, дизентерия продолжает оставаться важной проблемой здравоохранения и для экономически развитых стран. Функциональные и морфологические изменения в кишечнике, обусловленные дизентерией, сдвиги в составе кишечной микрофлоры, приводят к формированию дисбактериоза, хронических заболеваний органов пищеварения.

Ботулизм – тяжелое заболевание из группы токсикоинфекций, характеризующееся поражением нервной системы с развитием параличей, в т.ч. дыхательной мускулатуры. При несвоевременной диагностике и запаздывании специфической терапии заболевание протекает очень тяжело (летальность – от 20 до 70%). В настоящее время отмечается рост числа случаев заболевания ботулизмом, что связано с увеличением в питании доли консервированных продуктов как фабричного, так и, особенно, домашнего изготовления. Прогноз заболевания во многом зависит от своевременной диагностики и проведения адекватных неотложных мероприятий врачами первичной медицинской сети.

2. Учебные цели: научиться проводить на догоспитальном этапе диагностику дизентерии, лечение и профилактические мероприятия, оказывать экстренную медицинскую помощь при осложнениях, навыкам ведения больного в стационаре, познакомиться с принципами реабилитации реконвалесцентов;

научиться ранней диагностике ботулизма, освоить тактику ведения больных и оказания экстренной врачебной помощи на догоспитальном этапе и в стационаре, получить представление о принципах специфической и патогенетической терапии, овладеть методами реабилитации больных.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний и выделить ведущий из них;

  • визуально оценить характер испражнений и рвотных масс;

  • произвести забор испражнений для бактериологического исследования;

  • правильно собрать необходимый материал для лабораторных исследований на ботулизм;

  • составить план обследования больного с подозрением на дизентерию и ботулизм;

  • провести ректороманоскопию, оценить показания для ее проведения;

  • дать оценку результатам лабораторных исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной, в т.ч. и хирургического профиля;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • выявить специфические осложнения и оказать неотложную помощь;

  • установить показания к госпитализации больных дизентерией;

  • осуществить лечение больного дизентерией в амбулаторных и стационарных условиях;

  • оказать экстренную врачебную помощь больному ботулизмом на догоспитальном и госпитальном этапе;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • организовать работу в эпидемическом очаге по месту жительства;

  • составить план-конспект по профилактике дизентерии и ботулизма.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства шигелл и клостридий ботулизма;

  • эпидемиологию кишечных инфекций;

  • анатомо-физиологические особенности ЖКТ, дыхательной и нервной систем;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, энтероколита, ДН, поражений центральной и периферической нервной системы, отека мозга и др.;

  • механизм развития парезов и параличей;

  • методы физикального обследования больного: ЖКТ и нервной системы;

  • клинические признаки поражения сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем, ЖКТ, дыхательной недостаточности;

  • методы бактериологической, иммунологической и серологической диагностики;

  • принципы серотерапии, антибактериальной и синдромальной терапии.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей дизентерии и ботулизма.

  2. Эпидемиологические особенности дизентерии и ботулизма.

  3. Основные механизмы и фазы патогенеза дизентерии и ботулизма, их осложнений.

  4. Клиническая картина дизентерии и ботулизма, ранние признаки ботулизма.

  5. Дифференциальная диагностика в разные периоды заболеваний.

  6. Лабораторная диагностика дизентерии и ботулизма.

  7. Специфические осложнения, ранние клинические признаки, неотложная помощь.

  8. Принципы терапии и показания к госпитализации больных с дизентерией.

  9. Лечение больных ботулизмом на этапах медицинской помощи.

  10. Исходы дизентерии и ботулизма.

  11. Мероприятия в очаге дизентерии и ботулизма, их профилактика.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге;

  • основные звенья патогенеза и патоморфологии дизентерии и ботулизма;

  • клиническое течение дизентерии и ботулизма, ранняя диагностика;

  • клинические синдромы, характерные для острой дизентерии;

  • клинические неврологические синдромы, наблюдаемые при ботулизме;

  • осложнения дизентерии и ботулизма, предрасполагающие факторы;

  • методы лабораторной диагностики, серологические тесты;

  • дифференциальный диагноз дизентерии и ботулизма;

  • показания к госпитализации больных острой дизентерией;

  • основные принципы лечения дизентерии и ботулизма, диета;

  • неотложные мероприятия при ботулизме на догоспитальном этапе;

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • профилактика дизентерии и ботулизма.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какому семейству бактерий относится возбудитель дизентерии?

а) enterobacteriaceae

б) spirochaetaceae

в) pseudomonadaceae

г) vibrionaceae

д) bacteroidaceae


2) Какой вид шигелл обладает наибольшей вирулентностью?

а) Sh. dysenteria, подвид Григорьева-Шига

б) Sh. dysenteria, подвид Лардж-Сакса

в) Sh. flexneri

г) Sh. boydii

д) Sh. sonnei

3) Источник инфекции при дизентерии.

а) больной человек

б) сельскохозяйственные животные

в) птицы

г) грызуны

д) факторы окружающей среды

4) Ведущий путь передачи дизентерии Зонне.

а) алиментарный

б) трансмиссивный

в) водный

г) аэрогенный

д) контактно-бытовой


5) Какой орган поражается в большей степени при дизентерии?

а) тонкий кишечник

б) толстый кишечник

в) желудок и двенадцатиперстная кишка

г) печень и селезенка

д) ЦНС

6) Основной метод лабораторной диагностики дизентерии.

а) бактериоскопический

б) бактериологический

в) серологический

г) биохимический

д) биологический


7) Укажите возбудителя ботулизма?

а) клостридия

б) сальмонелла

в) шигелла

г) риккетсия

д) энтеровирус

8) Споры ботулизма погибают при кипячении в течение:

а) 30 минут

б) 1 часа

в) 2-3 часов

г) 4 часов

д) 5 часов

9) Минимальный инкубационный период при ботулизме:

а) 1 час

б) 2 часа

в) 3 часа

г) 5 часов

д) 10 часов

10) Основной метод лабораторной диагностики ботулизма.

а) бактериоскопический

б) бактериологический

в) серологический

г) биохимический

д) биологический
Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-д, 9-б, 10-д
Типовые задачи.

Задача 1

Больная 38 лет жалуется на слабость, повышение температуры тела, головную боль, схваткообразные боли внизу живота, больше слева, учащенный жидкий стул со слизью и кровью, ложные позывы на дефекацию. Больной себя считает со вчерашнего дня, когда почувствовала озноб, слабость, головокружение, схваткообразные боли внизу живота. Через несколько часов появился жидкий стул со слизью, 5-6 раз за вечер и ночь. Температуру тела не измеряла. Самостоятельно принимала левомицетин. Сегодня с утра температура тела 37,9оС, боли в животе стали более выраженными, локализуются преимущественно слева. Появились ложные позывы. Объем испражнений уменьшился, появилась примесь крови. Частота стула за прошедшие сутки около 15 раз. Данные осмотра больной: состояние средней тяжести, температура тела 38,5оС. Кожа обычной окраски, горячая, сухая. Тургор ее не снижен. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Пульс – 88 уд/мин. АД – 110/70 мм рт. ст. Язык суховат, обложен у корня. Живот не вздут, мягкий, при пальпации болезненный в нижнем отделе, больше слева. Пальпируется болезненная, спазмированная сигмовидная кишка. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень и селезенка не увеличены. Осмотр испражнений: скудные, бескаловые, в виде слизи с прожилками крови.

Поставьте диагноз.

Определите план обследования и лечения.

Задача 2

Больной 21 года живет в общежитии. Заболел остро – в 12 часов появились сильный озноб, боли схваткообразного характера по всему животу, больше слева, головная боль, исчез аппетит. С 15 часов – жидкий стул 7 раз, последние порции со слизью. На следующий день резкая слабость, стул 15 раз, почти бескаловый, скудный, в виде слизисто-гнойного комка, с прожилками крови. Тянущие боли в прямой кишке перед и во время дефекации.

При осмотре состояние средней тяжести, бледен, сыпи нет. Кожные покровы обычной окраски, теплые сухие, тургор удовлетворительный. Пульс – 90 уд/мин. АД – 100/60 мм рт. ст. В легких без изменений. Язык влажный, обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный по ходу толстой кишки. Печень и селезенка не увеличены.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.


Какие исследования необходимо провести?

Терапевтическая тактика.

Задача 3

Участковый врач вызван к больной 26 лет, которая заболела вчера. Отмечает, что появились тошнота, сухость во рту, ощущение комка в горле, стали расплываться очертания окружающих предметов. Сегодня стала испытывать затруднения при глотании.

Объективно: кожные покровы бледноваты, язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, умеренно болезненный при пальпации в эпигастральной и околопупочной областях. Печень и селезенка не пальпируются. Стул задержан. Пульс – 68 уд/мин. АД – 130/80 мм рт. ст. В легких при аускультации везикулярное дыхание. ЧД – 20 в мин. Отмечается неврологическая симптоматика – мидриаз, левосторонний птоз, страбизм, голос с гнусавым оттенком, поперхивание при глотании. Сознание ясное. Менингеальных знаков нет.

Накануне заболевания была в гостях на дне рождения.

Выделите ведущие синдромы заболевания.

Предположительный диагноз.


Какие эпидданные необходимо уточнить?

Составьте план обследования.

Лечебная тактика.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного дизентерией, ботулизмом?

2. Продолжительность инкубационного периода дизентерии, ботулизма.


3. Какие клинические проявления характерны для начального периода болезни при дизентерии, ботулизме?


4. Какие клинические проявления характерны для периода разгара дизентерии, ботулизма?

5. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов, данных серологического обследования у больных дизентерией.


7. Какие препараты применяются для лечения больных дизентерией?

8. Какие препараты применяются для лечения больных ботулизмом? Тактика ведения пациента.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции: диагностика и лечение. – М., 2001.

Нагоев Б.С. Острые кишечные инфекции. – Нальчик, 1997.

Покровский В.И., Ющук Н.Д. Бактериальная дизентерия. – М., 1994.

Белозеров Е.С., Моисеенко А.В. Бактериальная дизентерия. – Алма-Ата, 1993.

Рахманова А.Г., Неверов В.А., Пригожина В.К. Кишечные инфекции: стратегия и тактика лечения. – СПб., 1995.

Логинов А.С., Парфенов А.И. Болезни кишечника: руководство для врачей. – М., 2000.

Никифоров В.Н., Никифоров В.В. Ботулизм. – Л., 1985.

Ботулизм: патогенез, клиника, лечение./ Под ред. Г.М.Шубы. – Саратов, 1991.

Приказ МЗ СССР № 475 от 16.08.1989 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране».

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Дизентерия. Ботулизм.

Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Для дизентерии характерен стул:

а. каловый

б. со слизью, пропитанный кровью

в. скудный, бескаловый, слизисто-кровянистый

г. обильный, водянистый, зловонный

д. жидкий, пенистый, желтого цвета

2) Для возбудителя дизентерии характерны все признаки, кроме:

а. относится к роду Shigella

б. грам-отрицателен

в. имеет вид палочки с закругленными концами

г. способен образовывать споры

д. неподвижен

  1. Больной дизентерией выделяет возбудителя в окружающую среду:

а. с испражнениями и мочой

б. с испражнениями

в. с испражнениями и рвотными массами

г. с испражнениями и слюной

д. с рвотными массами и мочой

  1. В патогенезе дизентерии важную роль играют все факторы, кроме:

а. колонизации возбудителя в слизистой оболочке толстой кишки

б. поражение лимфатического аппарата тонкой кишки

в. токсическое поражение сердечно-сосудистой и нервной систем

г. нарушение процессов переваривания и всасывания пищи

д. развитие дисбактериоза

  1. Колитический вариант дизентерии легкого течения характеризуется следующими клиническими признаками, кроме:

а. кратковременной лихорадкой до 38оС

б. частотой стула до 10 раз в сутки

в. нейтрофильным лейкоцитозом до 15-20х109

г. катарально-геморрагическим проктосигмоидитом и сфинктеритом

д. длительностью заболевания в среднем 3-5 дней

  1. Колитический вариант дизентерии тяжелого течения характеризуется следующими признаками, кроме:

а. лихорадкой свыше 39оС

б. эрозивно-язвенным поражением тонкой кишки

в. слизисто-кровянистым стулом более 20 раз в сутки

г. выраженными симптомами интоксикации

д. длительностью болезни свыше 2 недель

  1. В разгаре дизентерии больные нуждаются в следующей диете:

а. стол № 4

б. стол № 1

в. стол № 5

г. стол № 7

д. стол № 10

8) Для терапии дизентерии применяют все средства, кроме:

а. фуразолидон

б. бисептол

в. оксациллин

г. тетрациклин

д. ампициллин

  1. Минимальный диагностический титр антител в РНГА при дизентерии:

а. 1 : 100

б. 1 : 200

в. 1 : 400

г. 1 : 800

д. 1 : 1600

Ответы: 1-в, 2-г, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б.

Вариант 2

1) Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы ботулизма:

а. миастенический

б. менингеальный

в. гастроинтестинальный

г. офтальмоплегический

д. бульбарный

2) Исключите неправильное утверждение. Клиническими симптомами ботулизма являются:

а. диплопия

б. дисфагия

в. одышка

г. сухость во рту

д. частый, скудный стул

3) Ботулинический токсин характеризуется всеми признаками, кроме:

а. является эндотоксином

б. является белком

в. вырабатывается вегетативными формами возбудителя

г. быстро разрушается при кипячении

д. не вызывает в организме образования антител

4) При ботулизме поражения нервной системы характеризуется:

а. парезом глазодвигательных мышц

б. расстройством сознания

в. судорожным синдромом

г. нарушением чувствительности

д. парезами конечностей

5) При лечении больного ботулизмом:

а. введение специфической сыворотки показано только в 1 сутки болезни

б. вопрос о введении антитоксической противоботулинической сыворотки решается индивидуально

в. основным методом лечения является введение противоботулинической антитоксической сыворотки

г. основным методом лечения является дезинтоксикация путем использования форсированного диуреза

д. основным методом лечения является терапия левомицетином

6) Укажите неправильное утверждение. Характерным симптомом ботулизма является:

а. двоение в глазах

б. поперхивание пищей

в. лихорадка

г. чувство нехватки воздуха

д. диспепсические симптомы

7) Дизентерию дифференцируют с:

а. колитами иной этиологии

б. неспецифическим язвенным колитом

в. другими ОКИ

г. амебиазом

д. всеми перечисленными заболеваниями

8)Какой вариант течения дизентерии встречается чаще:

а. гастритический

б. колитический

в. энтеритический

г. гастроэнтеритический

д. тифоподобный

9) При ботулизме применяеся следующие мероприятия кроме:

а. госпитализация

б. введение противоботулинической сыворотки

в. ИВЛ

г. санация трахеобронхиального дерева

д. миорелаксанты

Ответы: 1-б, 2-д, 3-а, 4-а, 5-в, 6-в, 7-д, 8-б, 9-д

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Дизентерия. Ботулизм.

Курация и разбор больных.

Задача 1

Больная 32 лет, продавец в магазине "Молоко", заболела остро 22 августа вечером. Почувствовала слабость, недомогание, умеренную головную боль, познабливание, затем чувство жара. Одновременно появились схваткообразные боли внизу живота, кашицеобразный стул до 5 раз за вечер. Приняла 2 таблетки фталазола. К утру 23 августа боли усилились и локализовались преимущественно слева. Стул за ночь около 15 раз с частыми болезненными позывами. В испражнениях заметила слизь и кровь. Температура утром - 39,4°С. Вызван на дом врач амбулатории. Больная проживает в отдельной квартире с семьей из 3 человек. Члены семьи здоровы.

В анамнезе: хронический панкреатит.

Объективно: больная вялая, температура тела - 38,8°С. Тургор кожи не снижен. Пульс - 96 в минуту. АД - 115/70 мм рт. ст. Язык суховатый, обложен коричневым налетом. Живот мягкий, сигмовидная кишка спазмирована, болезненна. Испражнения имеют вид небольшой лужицы слизи с прожилками крови.

Общий анализ крови: эритроциты - 4,21012/л, Hb - 132 г/л, лейкоциты 7,5109/л, эозинофилы - 1 %, п/я - 7 %, с/я - 68 %, лимфоциты - 24 %, моноциты - 10 %, СОЭ - 15 мм/час.

Общий анализ мочи: Относительная плотность - 1015, белок - отр., лейкоциты - 1-2 в п\з. Диастаза мочи - 128 ед.

Диагноз и его обоснование.


Как следует решить вопрос о госпитализации?


Какие документы надо оформить?


Какое лабораторное исследование обязательно?

Наметьте план лечения этой больной.

Задача 2

Больной 29 лет, студент, обратился к участковому врачу с жалобами на тошноту, постоянные боли вокруг пупка и внизу живота, частый жидкий стул со слизью и кровью, слабость, озноб, сухость во рту, жажду. Заболел накануне утром, когда почувствовал недомогание, головную боль. Связал эти проявления с бессонной ночью (готовился к экзаменам). Поехал в институт, но вынужден был вернуться из-за возобновления тошноты и позывов на рвоту. Дома была многократная рвота (около 10 раз). Появились сильные боли вокруг пупка. Через час начался жидкий стул, обильный, водянистый. В момент осмотра рвоты нет, сохраняются боли в животе, преимущественно в нижнем отделе. Они стали более выраженными и усиливаются при дефекации. Стул 10 раз за сутки, водянистый. Контакт с людьми, у которых отмечались желудочно-кишечные расстройства, отрицает. При осмотре: температура 39,0оС, бледен, отмечается цианоз кистей рук, тургор кожи снижен. В легких – без изменений, тоны сердца приглушены. Пульс – 100 уд/мин. АД – 100/55 мм рт. ст. Язык сухой, обложен серым налетом. Живот вздут, мягкий, умеренно болезненный при пальпации вокруг пупка и в нижних отделах живота. С левой стороны живота болезненность выражена значительнее. Сигмовидная кишка урчит при пальпации. Каловые массы осмотрены врачом: обильные, жидко-кашицеобразной консистенции с незначительной примесью слизи и крови на поверхности.

Предположительный диагноз.


Какие особенности терапевтической тактики вытекают из характера течения болезни?


С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальный диагноз?

Задача 3

Больная 22 лет, студентка, находилась на сельхозработе. У отдельных студентов, работающих с нею, были отмечены расстройства стула, боли в животе. Все лечились самостоятельно, принимали фталазол. Заболела остро: появились озноб, общая слабость, ломота в теле, головная боль, головокружение, температура поднялась до 40оС. Позже (примерно через 6 часов от начала заболевания) присоединились схваткообразные боли внизу живота, частый жидкий стул до 20 раз в сутки, вначале с примесью слизи, а затем стул потерял каловый характер, стал скудным, в виде «ректального плевка» - гноевидного комка, в котором появились прожилки крови. Дефекация сопровождалась мучительными болезненными позывами, не приносящими облегчения. Доставлена на 2-й день в инфекционное отделение.

При поступлении состояние тяжелое, температура – 39,5оС, больная вялая, заторможена. Кожные покровы бледные, сухость слизистых, языка. Тоны сердца приглушены. АД – 90/60 мм рт. ст. Пульс – 120 уд/мин. Живот мягкий, не вздут, болезненный по ходу толстого кишечника. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненная.

Поставьте предварительный диагноз.

Тактика дальнейшего ведения больной.

План обследования.

Задача 4

Больной 25 лет, живет в общежитии. Заболел остро: в 10 часов появились сильный озноб, боли схваткообразного характера по всему животу, больше слева, головная боль, исчез аппетит. С 17 часов – жидкий каловый стул 10 раз, последние порции со слизью. На следующий день резкая слабость, стул 12 раз, почти бескаловый, скудный, в виде слизисто-гнойного комка, с прожилками крови. Тянущие боли в прямой кишке перед и во время дефекации (тенезмы).

При осмотре состояние средней тяжести, бледен, сыпи нет. Кожные покровы обычной окраски, тургор удовлетворительный. В легких без изменений. Тоны сердца приглушены. Пульс – 90 уд/мин. АД – 110/70 мм рт. ст. Язык влажный, обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный по ходу толстой кишки. Печень и селезенка не увеличены.

Поставьте диагноз, продифференцируйте.

Составьте план обследования.

Определите терапевтическую тактику.


Какие эпидданные необходимо уточнить?

Задача 5

больная 32 лет, воспитательница детсада. Жалоб не предъявляет. В группе, где работает больная, и в соседних группах, в последние 2 дня несколько детей заболели острой кишечной инфекцией. Больная обследована как контактная.

При объективном осмотре общее состояние больной удовлетворительное. Температура тела нормальная. Кожа и видимые слизистые обычной окраски. Со стороны сердца и легких изменений не обнаружено. Язык влажный, обложен у корня. Живот мягкий, немного болезненный по ходу сигмовидной кишки, которая уплотнена. Стул кашицеобразный, каловый с примесью слизи в виде мутно-серых комочков. Печень и селезенка не пальпируются.

Ваш предварительный диагноз.


Какие дополнительно исследования необходимо провести?

Ваши лечебные рекомендации.

Противоэпидемические мероприятия.

Задача 6

Больная 24 лет, вызвала СМП 1.01 по поводу появления слабости, сухости во рту, «тумана», расплывчатости контуров предметов перед глазами и их двоения, затруднения при глотании пищи и слюны, осиплости голоса, головной боли, головокружения.

Заболела остро вечером 31.12, появились вздутие живота и почти одновременно весь вышеописанный симптомокомплекс. В течение дня состояние и самочувствие продолжали ухудшаться, вызывала СМП.

Эпиданамнез: накануне 30.12 днем, была в гостях вместе с дочерью 8 лет. Угощали консервами, грибами и соками домашнего приготовления. У ребенка был однократный жидкий стул, в настоящее время чувствует себя хорошо. Одна из гостей 36 лет уже госпитализирована в больницу с такими же жалобами.

Объективно: состояние средней тяжести. Активна. Лицо бледное. В легких – без патологических изменений. ЧД –18 в мин. Тоны сердца приглушены. Язык сухой, обложен бело-желтым налетом. Живот мягкий, безболезненный. Вспомнила, что стул был вечером 31.12 жидкий, однократно, боли в животе. Из неврологических симптомов выявлен равносторонний полуптоз, ограничение движения глазных яблок со снижением зрачковых реакций. Глотание жидкости затруднено, но поперхивания нет. Мягкое небо подвижно. Небольшая охриплость голоса, затруднение речи.

Поставьте диагноз.

Определите степень тяжести.


Какие исследования дополнительно необходимо провести?

Лечебная тактика.

Задача 7

Больная 40 лет обратилась в поликлинику 14.04 с жалобами на слабость, сухость во рту, «двоение» и «расплывчатость» предметов перед глазами. Заболела остро 13.04 в 19.00, появились тошнота, боль в животе, его вздутие. К утру следующего дня отметила сухость во рту, двоение предметов. Нарастала слабость, головокружение, отметила шаткость походки.

Эпиданамнез: 12.04 была в гостях, ела консервированные грибы домашнего приготовления.

Больной была предложена госпитализация, но она отказалась из-за семейных обстоятельств, была отпущена домой.

15.04 вызвана СМП, т.к. появилось затруднение при глотании пищи как твердой, так и жидкой. Голос охрип и приобрел носовой оттенок, появился страх нехватки воздуха.

Объективно: состояние средней тяжести. В сознании. Активна. Лицо умеренно гиперемировано. В легких дыхание жесткое. ЧД 26 в мин. Пульс – 84 уд/мин. АД – 150/80 мм рт. ст. Язык сухой, обложен коричневым налетом. Живот чувствителен при пальпации в эпигастрии. Лицо амимично. Выражен двусторонний птоз. Движения глазных яблок ограничены, умеренный мидриаз. Дисфония. Дизартрия. Мягкое небо малоподвижно. Поперхивание при глотании воды.

Поставьте диагноз, продифференцируйте.

Оцените тяжесть течения, проанализируйте тактику ведения больной в поликлинике.

Наметьте план обследования.

Определите терапевтическую тактику.

Задача 8

Больная 25 лет направлена врачом СМП в инфекционную больницу с диагнозом «пищевая токсикоинфекция» 16.01, на 2-й день болезни. Заболел остро, в ночь с 15 на 16.01 через 6 часов после употребления в пищу соленых грибов домашнего приготовления, хранившихся в эмалированном ведре под гнетом. В 2 часа ночи появилась схваткообразная боль в животе, многократная рвота, обильный жидкий стул. Температура тела оставалась нормальной. Утром 16.01 обратилась в поликлинику, т.к. продолжалась тошнота, развилась сильная слабость. Госпитализирована, получала обильное питье раствора перораль. На следующий день чувствовала себя удовлетворительно: диспепсические явления прошли, температура тела не повышалась. Вечером 18.01 (2-е сутки пребывания в стационаре, 3-и сутки болезни) отметила ухудшение зрения, но врачу об этом не сказала. Только вечером 19.01 пожаловалась дежурному врачу на невозможность чтения мелкого шрифта (газеты). При осмотре выявлено некоторое затруднение при глотании твердой пищи, сухость слизистых рта, слабость конвергенции.


Укладывается ли представленная картина в клинику пищевой токсикоинфекции?


В чем заключается особенность случая?


О каком заболевании следует думать?


Каковы мероприятия в очаге?

Задача 9

К участковому врачу 4.01 обратилась больная 15 лет с жалобами на слабость, отсутствие аппетита, гнусавость голоса. С 1.01 наблюдается с диагнозом «ОРВИ». Девушка находится у бабушки, т.к. ее мать лежит в больнице, а что с ней – они не знают.

Объективно: состояние удовлетворительное. Бледная. Кожа чистая, живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. В легких хрипов нет. Пульс – 80 уд/мин. Тоны сердца ясные, ритм правильный. АД – 100/70 мм рт. ст. Рот открывает неохотно, видна гиперемия слизистой и большое количество слюны, которую плохо глотает. Язык обложен. Небная занавеска неподвижна, голос слабый, гнусавый. Подробный анамнез и эпиданамнез выяснить невозможно. Участковым врачом заподозрена дифтерия. Больная госпитализирована в инфекционную больницу.

Согласны ли Вы с диагнозом «дифтерия»? Продифференцируйте.


Какие дополнительные сведения необходимо получить в данной ситуации?

Дайте оценку ведению больной на догоспитальном этапе.

Задача 10

СМП в приемное отделение терапевтической больницы доставлена больная 67 лет с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Заболела остро 5 дней тому назад. Появилось кратковременное поперхивание при глотании жидкости. На следующее утро появилось двоение предметов, нарастала слабость, на 3-й день болезни отметила затруднение при глотании, стало трудно открывать глаза. Родственники вызвали СМП, т.к. в прошлом у больной было несколько гипертонических кризов. Заподозрено нарушение мозгового кровообращения в области ствола мозга. При осмотре терапевтом отмечено тяжелое состояние, амимия, гиперемия лица. Пульс – 84 уд/мин. АД – 180/100 мм рт. ст. Вдох затруднен. ЧД 28 в мин. Язык обложен коричневым налетом, сухой, малоподвижный, живот вздут, при глубокой пальпации умеренно болезненный во всех отделах. Стула нет двое суток. Сознание сохранено, но больная заторможена. Полный птоз обоих век. При открывании глаз руками - диплопия, расплывчатость контуров предметов. Расширение зрачков, зрачковые рефлексы снижены. Движение глазных яблок ограничено во все стороны. Мягкое небо свисает. Глоточный рефлекс не вызывается, глотание невозможно. Нарушений движения конечностей нет. Дежурным терапевтом заподозрен ботулизм.


Согласны ли Вы с диагнозом врача-терапевта или прав врач СМП?


Какая информация должна быть получена дополнительно?

Продифференцируйте.

Определите тактику ведения больной.


перейти в каталог файлов


связь с админом