Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. Методические указания для студентов - 9Метод. Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера


НазваниеСальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер196 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов - 9Метод.Сал
ТипМетодические указания
#34250
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы


Государственное бюджетное образовательное

учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор



Дисциплина: инфекционные болезни Семестр: IC-C

Курс: V – лечебный факультет

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера.

Методические указания для студентов V курса

Лечебного факультета

Уфа 2013

Тема: Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера.

(на основании типовой программы учебной дисциплины «инфекционные болезни», утвержденной МЗ РФ от 2003 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «инфекционные болезни»)

Автор: ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО, к.м.н. Сиаростина В.И.

Рецензенты: проф. кафедры детских инфекционных болезней,

д.м.н., Егоров В.Б.

Утверждено на заседании кафедры инфекционных болезней с курсом ИПО.

1.Тема и ее актуальность.

Сальмонеллез относится к числу наиболее распространенных кишечных инфекций. Заболеваемость носит как спорадический, так и эпидемический характер. В последние десятилетия отмечается неуклонный рост выявления больных сальмонеллезом в большинстве стран мира, обуславливая социальную важность данной проблемы. Сальмонеллез вследствие массовости распространения, бурного и нередко тяжелого течения является тем заболеванием, с которым раньше всего встречается врач общей практики, службы скорой помощи, обязанный хорошо ориентироваться в диагностике и лечении сальмонеллеза.

Пищевые токсикоинфекции (ПТИ) – обширная группа кишечных инфекций, развивающихся после употребления в пищу продуктов, инфицированных патогенными или условно-патогенными микроорганизмами. Клинически эти болезни характеризуются внезапным началом, сочетанием синдромов интоксикации, гастроэнтерита, той или другой степенью обезвоживания. Диагноз ПТИ имеет собирательное значение и объединяет ряд этиологически разных, но клинически сходных болезней.

Заболеваемость холерой характеризуется развитием пандемий, уносящих миллионы человеческих жизней. Современный этап характеризуется 7-й пандемией, с числом переболевших более 1,5 млн. чел. В 90-х годах отмечено ухудшение ситуации по заболеваемости холерой в РФ, которая сопровождалась развитием как спорадических (в т.ч. завозных) случаев, так и вспышек на отдельных территориях (Дагестан, Чечня, Татария и др.). Тяжесть течения и способность к пандемическому распространению определяют включение холеры в перечень болезней, подлежащих наблюдению согласно международным медико-санитарным правилам и необходимость ранней клинической диагностики и интенсивной терапии методами регидратации, позволяющими предупредить летальный исход.

2. Учебные цели: научиться проводить на догоспитальном этапе диагностику сальмонеллеза и ПТИ, лечение и профилактические мероприятия, оказывать экстренную медицинскую помощь при осложнениях, навыкам ведения больного в стационаре, познакомиться с принципами реабилитации реконвалесцентов;

научиться ранней диагностике холеры, освоить тактику ведения больных и оказания экстренной врачебной помощи на догоспитальном этапе и в стационаре, получить представление о принципах специфической и патогенетической терапии, организовать противоэпидемические мероприятия в очаге.

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • правильно собрать анамнез и провести осмотр больного;

  • целенаправленно выяснить эпидемиологический анамнез;

  • выявить основные синдромы заболеваний и выделить ведущий из них;

  • визуально оценить характер испражнений и рвотных масс;

  • произвести забор испражнений и организовать доставку материала для бактериологического исследования;

  • определить степень обезвоживания по клиническим и лабораторным данным;

  • составить план обследования больного;

  • дать оценку результатам лабораторных исследований;

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями со сходной клинической картиной, в т.ч. и хирургического профиля;

  • поставить диагноз в соответствии с современной классификацией, оценить тяжесть состояния больного;

  • выявить специфические осложнения и оказать неотложную помощь;

  • установить показания к госпитализации больных ПТИ;

  • осуществить лечение больного в амбулаторных и стационарных условиях, с учетом степени обезвоживания назначить адекватную регидратационную терапию и оценить ее эффективность;

  • определить критерии выписки больного из стационара, организовать реабилитацию реконвалесцентов;

  • организовать работу в эпидемическом очаге по месту жительства;

  • составить план-конспект по профилактике ОКИ.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • таксономию, строение и основные свойства возбудителей сальмонеллеза, ПТИ и холеры;

  • эпидемиологию кишечных инфекций;

  • анатомо-физиологические особенности ЖКТ;

  • патофизиологическую сущность основных синдромов: интоксикации, гастроэнтерита, обезвоживания и др.;

  • методы физикального обследования ЖКТ больного;

  • клинические признаки поражения сердечно-сосудистой, ЖКТ и др. систем;

  • методы бактериологической, иммунологической и серологической диагностики;

  • принципы антибактериальной и синдромальной терапии.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Краткая характеристика возбудителей сальмонеллеза, ПТИ и холеры.

  2. Эпидемиологические особенности сальмонеллеза, ПТИ и холеры.

  3. Основные механизмы и фазы патогенеза сальмонеллеза, ПТИ и холеры, их осложнений.

  4. Клиническая картина сальмонеллеза, ПТИ и холеры.

  5. Дифференциальная диагностика в разные периоды заболеваний.

  6. Лабораторная диагностика сальмонеллеза, ПТИ и холеры.

  7. Специфические осложнения, ранние клинические признаки, неотложная помощь.

  8. Принципы терапии и показания к госпитализации больных с ПТИ.

  9. Лечение больных сальмонеллезом, ПТИ и холерой на этапах медицинской помощи.

  10. Мероприятия в очаге сальмонеллеза, ПТИ и холеры, их профилактика.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия 6 часов.

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

  • основные противоэпидемические мероприятия в очаге;

  • основные звенья патогенеза и патоморфологии сальмонеллеза, ПТИ и холеры;


  • какие особенности патогенеза определяют тяжесть течения и эпидемическую опасность холеры?

  • клиническое течение сальмонеллеза, ПТИ и холеры, ранняя диагностика;

  • клинические и лабораторные признаки обезвоживания;

  • гиповолемический шок, механизмы развития, стадии, критерии;

  • осложнения сальмонеллеза, ПТИ и холеры;

  • методы лабораторной диагностики, серологические тесты;

  • как произвести забор материала для бактериологического исследования, и его доставка в лабораторию;

  • дифференциальный диагноз сальмонеллеза, ПТИ и холеры;

  • показания к госпитализации больных ПТИ;

  • действия врача при выявлении больного с холерой;

  • основные принципы лечения сальмонеллеза, ПТИ и холеры, регидратационная терапия;

  • показания для проведения оральной регидратации;

  • неотложные мероприятия при сальмонеллезе, ПТИ и холере на догоспитальном этапе;


  • какие противоэпидемические мероприятия необходимо проводить при выявлении больного холерой?

  • правила выписки и диспансерного наблюдения реконвалесцентов;

  • профилактика ОКИ.

Тесты исходного уровня знаний и умений.


1) К какому семейству бактерий относится возбудитель сальмонеллеза?

а) enterobacteriaceae

б) spirochaetaceae

в) pseudomonadaceae

г) vibrionaceae

д) bacteroidaceae

2) Наиболее вирулентный серовар сальмонелл.

а) S. typhimurium

б) S. enteritidis

в) S. anatum

г) S. derby

д) S. heidelberg

3) Основной источник инфекции при сальмонеллезе.

а) больной человек

б) сельскохозяйственные животные

в) птицы

г) грызуны

д) факторы окружающей среды

4) Ведущий путь передачи сальмонеллезов.

а) алиментарный

б) трансмиссивный

в) водный

г) аэрогенный

д) контактно-бытовой


5) Какой орган поражается в большей степени при сальмонеллезах и ПТИ?

а) тонкий кишечник

б) толстый кишечник

в) желудок и двенадцатиперстная кишка

г) печень и селезенка

д) ЦНС

6) Основной метод лабораторной диагностики сальмонеллезов и ПТИ.

а) бактериоскопический

б) бактериологический

в) серологический

г) биохимический

д) биологический

7) Ведущее средство в лечении сальмонеллеза и ПТИ.

а) левомицетин

б) бактериофаги

в) глюкоза, в/в

г) энтеросорбенты

д) солевые растворы, в/в


8) К какой группе микроорганизмов относится возбудитель холеры?

а) клостридии

б) вирусы

в) бактерии

г) риккетсии

д) простейшие

9) Максимальный инкубационный период при холере.

а) 1 день

б) 2 дня

в) 3 дня

г) 5 дней

д) 8 дней

10) При дегидратации III ст. потеря жидкости составляет:

а) 3-5 % массы тела

б) 4-6 % массы тела

в) 5-7 % массы тела

г) 7-9 % массы тела

д) более 10 % массы тела
Ответы: 1-а, 2-а, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-д, 8-в, 9-г, 10-г
Типовые задачи.

Задача 1

Больная 28 лет жалуется на слабость, повышение температуры тела, головную боль, ломоту в теле, тошноту, жидкий водянистый стул с зеленью и слизью. Больной себя считает со вчерашнего дня, когда почувствовала озноб, слабость, головокружение, повысилась температура до 38,6оС. Через несколько часов появилась тошнота, рвота 3-4 раза, жидкий стул 5-6 раз за вечер и ночь. Самостоятельно принимала активированный уголь и фталазол. Сегодня с утра температура тела 38,9оС, умеренные боли в животе, урчание, жидкий стул в виде «болотной тины», зловонный. Из эпидданных выяснено, что накануне заболевания больная употребляла в пищу «сырые» яйца.

При осмотре: состояние тяжелое, температура тела 39,2оС. Кожа обычной окраски, горячая, сухая. Тургор ее не снижен. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены. Пульс – 100 уд/мин. АД – 100/70 мм рт. ст. Язык суховат, обложен у корня. Живот несколько вздут, мягкий, определяется урчание, при пальпации болезненный в эпигастрии и правой подвздошной области. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень и селезенка не увеличены. Осмотр испражнений: обильные, зеленого цвета с примесью слизи, зловонные.

Поставьте предварительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.

Определите план обследования и лечения.

Задача 2

Больная 40 лет жалуется на схваткообразные боли в животе, тошноту, рвоту, жидкий стул. Заболела накануне вечером, когда появился озноб, слабость, небольшая боль в животе, тошнота. Ночью была рвота пищей, а затем жидкий стул – обильный, водянистый, до 10 раз за ночь. Температура повысилась до 38,5оС, знобило, Пыталась промыть желудок, но лучше не стало. Накануне была в гостях вместе с мужем, ела салаты, грибы, муж также жаловался на недомогание, расстройство стула.

При осмотре – состояние средней тяжести, бледная акроцианоз. Пульс – 96 уд/мин. АД – 100/70 мм рт. ст., язык суховат, обложен белым налетом. Слизистая ротоглотки чистая. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии и в околопупочной области. Симптомов раздражения брюшины нет. У больной повторилась рвота, был жидкий стул, обильный, зловонный. Дизурических явлений нет. Сознание ясное. Менингеальных знаков нет.

Поставьте диагноз и проведите дифф. диагноз.


Какие исследования необходимо провести?

Терапевтическая тактика.

Задача 3

Больная 32 лет вызвала врача из поликлиники 30.08 в 16 часов. Жалобы на жидкий стул, рвоту, сильную жажду и слабость, судороги икроножных мышц. Температура – 36,0оС. Заболела в ночь на 30.08. Внезапно появился жидкий водянистый стул, а затем рвота без предшествующей тошноты. Быстро нарастала слабость, беспокоила жажда. Больная 3 дня назад прилетела из Средней Азии, где находилась на экскурсии. Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, холодные на ощупь, цианоз носогубного треугольника. Тургор кожи умеренно снижен на кистях и животе. Пульс – 110 уд/мин. АД – 100/60 мм рт. ст. В легких хрипов нет. Язык сухой, покрыт белым налетом. Живот правильной формы, при пальпации мягкий, безболезненный во всех отделах, отмечается урчание. Печень и селезенка не пальпируются. Отмечает, что с утра ни разу не мочилась. Сознание ясное. Менингеальных знаков нет.

Выделите ведущие синдромы заболевания.

Предположительный диагноз.

Ваша диагностическая и лечебная тактика.


Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести?

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление медицинской документации, забор материала от больных, составление плана обследования и лечения и др.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:


1. Какие данные анамнеза характерны для больного сальмонеллезом, ПТИ, холерой?

2. Продолжительность инкубационного периода сальмонеллеза, ПТИ, холеры.


3. Какие клинические проявления характерны сальмонеллеза, ПТИ, холеры?

4. Клинические формы сальмонеллеза, их особенности.

5. Степени дегидратации при холере, их характеристика.

6. Интерпретация ОАК, ОАМ, биохимии крови, бактериологических посевов, данных серологического обследования у больных сальмонеллезом,ю ПТИ, холерой.

7. Лечение больных сальмонеллезом, ПТИ, холерой.

7.5. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты и ситуационные задачи (см. приложение).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, лаборатория.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Разбор тематических больных с проведением научно-практических конференций.

2. Анализ архивных историй болезней.

3. Подготовка сообщений по материалам текущей периодической печати.

Литература:

Основная:

Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. 5-е изд. – М., 2001.

Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням, в 2-х томах. – М., 1999.

Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. Инфекционные болезни. – М., 1998.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 1996.

Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. – Минск, 1994.

Руководство по инфекционным болезням/ Под ред. Ю.В.Лобзина. – СПб., 2000.

Соринсон С.Н. Неотложные состояния у инфекционных больных. – Л., 1990.

Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. – СПб., 1993.

Дополнительная:

Шувалова Е.П., Осипова Г.И., Змушко Е.И. Ошибки в диагностике инфекционных болезней. – М., 2001.

Шувалова Е.П., Змушко Е.И. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний. – СПб., 2001.

Тропические болезни./ Под ред. Е.П.Шуваловой. – М., 1996.

Казанцев А.П. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – М., 1999.

Лобзин Ю.В., Захаров В.И. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных. – СПб., 1994.

Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции: диагностика и лечение. – М., 2001.

Покровский В.И. и др. Сальмонеллез. – Ташкент, 1989.

Пак С.Г., Турьянов М.Х., Пальцев М.А. Сальмонеллез. – М., 1988.

Покровский В.И., Малеев В.В. Холера. – Л.,1978.

Руководство по диагностике, клинике, лечению опасных инфекционных болезней./ Под ред. В.И.Покровского и К.С.Иванова. – М., 1994.

Руководство по борьбе с холерой. ВОЗ. Женева, 1994.

Холера в СССР в период VII пандемии/ Под ред. В.И.Покровского. – М., 2000.

Черкасский Б.Л. Особо опасные инфекции. – М., 1996.

Чайка Н.А., Хазенсон Л.Б., Бутцлер Ж.П. Кампилобактериоз. – М., 1988.

Красноголовец В.Н., Киселева Б.С. Клебсиеллезные инфекции. – М., 1993.

Постовит В.А. Пищевые токсикоинфекции. – Л., 1984.

Иванов А.И. Острые кишечные инфекции. – Л., 1982.

Нагоев Б.С. Острые кишечные инфекции. – Нальчик, 1997.

Рахманова А.Г., Неверов В.А., Пригожина В.К. Кишечные инфекции: стратегия и тактика лечения. – СПб., 1995.

Логинов А.С., Парфенов А.И. Болезни кишечника: руководство для врачей. – М., 2000.

Приказ МЗ СССР № 475 от 16.08.1989 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране».

Приказ МЗ СССР № 390 от 01.10.1990 г. «О совершенствовании эпидемиологического надзора за холерой в стране».

Инструкция по организации и проведению противохолерных мероприятий (от 26.06.1991 г.) № 06-14/8-14.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера. Курация и разбор больных.

Вариант 1

1) Исключите неправильное утверждение. Для интестинальной формы сальмонеллеза характерны:

а. интоксикация

б. лихорадка в течение 8-10 дней

в. острый гастроэнтерит

г. обезвоживание

д. нарушение процессов переваривания и всасывания

2) Антибактериальные препараты для лечения генерализованной формы сальмонеллеза:

а. фуразолидон

б. оксациллин

в. эритромицин

г. левомицетин

д. цефазолин

  1. Какой из перечисленных путей заражения не возможен при сальмонеллезе:

а. контактный

б. воздушно-пылевой

в. алиментарный

г. водный

д. парентеральный

  1. Наиболее частым клиническим синдромом при гастроинтестинальной форме сальмонеллеза является:

а. гастритический

б. гастроэнтеритический

в. гастроэнтероколитический

г. колитический

д. синдром терминального илеита

  1. Для тифоподобной формы сальмонеллеза характерно все перечисленное, кроме:

а. бледности лица

б. возбуждения

в. заторможенности

г. сыпи

д. гепатоспленомегалии


  1. Какое осложнение не характерно для сальмонеллеза?

а. ИТШ

б. гиповолемический шок

в. аппендицит

г. перфорация кишечника

д. остеомиелит


  1. Какой метод лабораторных исследований не используется в диагностике сальмонеллеза?

а. бактериоскопический

б. бактериологический

в. РНГА

г. МФА

д. ИФА

8) При сальмонеллезе, осложненном гиповолемическим шоком, необходимо:

а. экстренное введение ГКС

б. введение реополиглюкина и плазмы до стабилизации гемодинамики

в. раннее назначение допамина

г. инфузия полиионных растворов со скоростью 100 мл/мин

д. интенсивная антибиотикотерапия

  1. Исключите неправильное утверждение. При постановке диагноза ПТИ показаны:

а. экстренная госпитализация больного

б. назначение тетрациклина

в. промывание желудка

г. внутривенная инфузионная терапия

д. назначение ферментных препаратов

Ответы: 1-б, 2-г, 3-д, 4-б, 5-б, 6-г, 7-а, 8-г, 9-б.

Вариант 2

1) Укажите неправильное утверждение. Для ПТИ характерны:

а. повышение температуры

б. рвота

в. боли в эпигастральной области

г. боли в нижней части живота

д. частый водянистый стул

2) При тяжелом течении ПТИ:

а. возможно развитие обезвоживания

б. возможна высокая лихорадка более 5 суток

в. боли в животе носят опоясывающий характер

г. понос предшествует появлению рвоты

д. в испражнениях появляется примесь слизи и крови

3) Исключите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления:

а. обильный водянистый стул

б. судороги

в. схваткообразные боли в эпигастрии

г. гипотермия

д. руки «прачки»

4) Регидратационную терапию при холере с обезвоживанием III-й степени следует проводить:

а. гемодезом

б. полиионными растворами со скоростью 120 мл/мин

в. 10% раствором глюкозы

г. реополиглюкином

д. полиионными растворами со скоростью 100 мл/мин

5) Тяжесть течения болезни при холере обуславливает:

а. интоксикация

б. изотоническая дегидратация

в. инвазия возбудителя в слизистую кишечника

г. ДВС-синдром

д. сердечная недостаточность

6) Укажите неправильное утверждение. При декомпенсированном обезвоживании при холере наблюдается:

а. увеличение ЦВД

б. декомпенсированный метаболический ацидоз

в. гипокалиемия

г. гипоксия

д. увеличение гематокрита

7) Укажите основной патогенетический механизм, обусловливающий диарею при холере:

а. воспаление слизистой оболочки кишечника

б. проникновение вибриона в энтероциты

в. активация аденилатциклазы энтероцитов холерогеном

г. нарушение всасывания жидкости

д. ускоренный пассаж кишечного содержимого

8) При холере:

а. диарея появляется через несколько часов после рвоты

б. выражены проявления интоксикационного синдрома

в. олигоанурия свидетельствует о развитии обезвоживания III-IV ст.

г. легкие и стертые формы болезни встречаются редко

д. сердечная недостаточность приводит к отеку легких

9) Для лечения сальмонеллеза применяются следующие препараты кроме

а. смекта

б. нормакс

в. трисоль

г. лоперамид

д. но-шпа

Ответы: 1-г, 2-а, 3-в, 4-д, 5-б, 6-а, 7-в, 8-в, 9-г.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ: Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера. Курация и разбор больных.

Задача 1

Больной 30 лет, доставлен в больницу в состоянии коллапса. При осмотре кожные покровы бледные, влажные, холодные. Цианоз видимых слизистых. Температура тела нормальная. В зеве без особенностей. Одышка 32 в мин. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены. Пульс – 120 уд/мин, слабого наполнения. АД – 80/40 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, не вздут, урчание при пальпации. Зрачки равномерно расширены. После инфузионной терапии и введения сердечно-сосудистых средств, состояние больного улучшилось – исчез цианоз, пульс стал полным, 80 уд/мин, АД – 110/70 мм рт. ст. Дыхание ровное – 18 в мин. Из расспроса больного выяснилось, что заболел остро утром с появления многократной рвоты в день поступления в больницу, повышения температуры до 39,8оС. Весь день беспокоила сильная головная боль в висках, постепенно нарастала слабость, мучила жажда. К вечеру появился обильный жидкий стул зеленоватого цвета с неприятным запахом. Накануне перед заболеванием был в гостях, употреблял в пищу студень, соленые помидоры домашнего консервирования.

Диагноз и его обоснование.

Тактика дальнейшего ведения больного, план обследования.

Лечебные мероприятия.

Задача 2

В больницу доставлена медицинская сестра детских яслей с жалобами на режущие боли в окружности пупка, судороги в нижних конечностях, рвоту желчью, частый жидкий стул, зловонный, зеленого цвета. Одновременно заболел весь персонал яслей и дети из старшей группы.

После промывания желудка 2% содовым раствором и введения 1,5 л раствора «трисоль» внутривенно капельно, состояние больной улучшилось, судороги прекратились, однако стул продолжал оставаться жидким

Предположительный диагноз.

Проведите дифф. диагноз.


Какие лабораторные методы исследования необходимо назначить?

Задача 3

Больная 22 лет, поступила в инфекционное отделение на 2-й день заболевания с жалобами на высокую температуру тела, головную боль, постоянную разлитую боль в животе, частую рвоту и жидкий стул. Заболела остро, когда появились боли в эпигастральной области, рвота, озноб, температура тела повысилась до 39,5оС. Затем присоединился жидкий обильный стул до 10 раз в первые сутки. Отмечались судороги в мышцах конечностей, головная боль, головокружение, дважды было коллаптоидное состояние. Самостоятельно прин7имала левомицетин. После кратковременного улучшения состояние вновь ухудшилось, температура оставалась повышенной – до 39-40оС, продолжалась рвота, понос и мучительная боль в животе, участились судороги, появились боль в пояснице, афония.

При поступлении состояние крайне тяжелое. Больная в сознании, адинамична. Черты лица заострены. Выражен тотальный цианоз: губ, носа, верхних и нижних конечностей. Афония. Дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены, прослушивается систолический шум на верхушке, пульс нитевидный – 120 уд/мин. АД – 40/20 мм рт. ст. Язык сухой, обложен густым белым налетом. Живот вздут, при пальпации болезненный в эпигастральной области, вокруг пупка и в илеоцекальной области. Печень выступает на 2 см ниже края реберной дуги, чувствительная при пальпации. Селезенка не увеличена. Отмечаются судороги в мышцах нижних конечностей. Менингеальные симптомы не выражены. Стул в приемном покое водянистый, зеленого цвета. Диурез резко снижен – в течение 18 часов количество мочи составило 200 мл.

Поставьте предварительный диагноз.


Чем обусловлена тяжесть состояния больной?


Какие эпидемиологические данные необходимо уточнить?

Проведите дифф. диагноз.

Неотложные терапевтические мероприятия.

Задача 4

Больная 42 лет, работница буфета, пришла на прием в поликлинику. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет, нарушения функции желудочно-кишечного тракта в течение 6 месяцев отрицает. При плановом обследовании у нее из испражнений выделены S. enteritidis


Можно ли поставить диагноз по имеющимся данным?


Может ли больная продолжать трудовую деятельность?


Кто и где должен проводить обследование больной, и какие дополнительные исследования необходимы?

Задача 5

Больной 50 лет, санитарке терапевтического отделения, стало "плохо" - закружилась и заболела голова, ослабла, появилась тошнота, затем рвота и многократный жидкий водянистый стул. Выяснилось, что она позавтракала бутербродами с колбасой, пролежавшей за окном 3 дня. В отделении больной сделали промывание желудка, после чего ей стало легче. Однако жидкий стул продолжался, появились кратковременные судороги икроножных мышц, через 2 часа - температура 38,5°С, состояние средней тяжести. Больная бледная, у нее цианоз губ, пульс - 102 в минуту, слабого наполнения, АД - 90/60 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом, сухой, жажда. Живот мягкий, слегка болезненный в эпигастральной области и в области пупка, усиленное урчание. Симптомов раздражения брюшины нет. С утра не мочилась. Поколачивание по пояснице не болезненное. Менингеальных явлений нет. Снова был обильный зеленый стул, судороги мышц стали чаще и продолжительнее.

Общий анализ крови: эритроциты - 5,41012/л, Hb - 160 г/л, лейкоциты 11,0109/л, п/я - 6 %, с/я - 67 %, лимфоциты - 20 %, моноциты - 7 %, СОЭ - 18 мм/час.

Поставьте предварительный диагноз.

Дайте оценку тяжести состояния.


Какие клинические данные свидетельствуют об обезвоживании?

Проанализируйте лечебные действия по отношению к этой больной и дайте им оценку. Назначьте полноценное лечение.


С какими заболеваниями нужно провести дифференциальный диагноз?
Задача 6

К больному 55 лет, коммерсанту, вызвана СМП. Заболел остро в 5 часов утра, когда появились частая рвота, жидкий стул более 20 раз, схваткообразные боли в животе, слабость, озноб, температура – 39,4оС. К приезду СМП у больного появились судороги в мышцах ног, терял сознание. Стул при осмотре жидкий, зловонный.

Состояние тяжелое, акроцианоз, тургор кожи снижен. В легких везикулярное дыхание. ЧД 28 в мин. Тоны сердца глухие, аритмичные. Пульс слабого наполнения, едва прощупывается, частый. АД не определяется. Язык обложен белым налетом, сухой. Живот мягкий, вздут, урчит при пальпации во всех отделах, явлений раздражения брюшины нет. Печень увеличена на 3 см. Селезенка не пальпируется. Симптом Пастернацкого отрицательный. Не мочился. Менингеальных знаков нет. После начала интенсивной регидратационной терапии в машине СМП сознание к больному вернулось. Доставлен в инфекционную больницу, где продолжалось лечение и проведены лабораторные исследования: pH 7,37; PCO2 29 мм рт. ст.; SB 16,5 ммоль/л; ВЕ – 8 ммоль/л; Ht 57 %; калий плазмы 3,2 ммоль/л; натрий плазмы 115 ммоль/л.

Поставьте диагноз.

Определите степень тяжести.

Дайте оценку показателям КОС и электролитного обмена.


Какие исследования дополнительно необходимо провести?

Лечебные мероприятия.

Задача 7

Больная 30 лет заболела через 40 мин после чаепития на работе по случаю дня рождения. Почувствовала себя очень плохо, появились тошнота, многократная рвота, режущая боль в эпигастральной области и в области пупка.

Объективно: состояние тяжелое, температура 35,5оС, судороги в мышцах кистей рук. Пульс – 100 уд/мин. Ад – 90/50 мм рт. ст. Живот слегка болезненный в эпигастральной области. Стула не было.

Одновременно признаки похожего заболевания возникли у тех сотрудников, которые ели «именинный» торт, 2 человека, воздержавшиеся от торта, чувствовали себя хорошо.

Поставьте предварительный диагноз.

Назначьте план обследования.

Задача 8

Женщина 36 лет, заболела остро. Среди ночи появился жидкий водянистый стул, повторная рвота, позже слабость, головокружение. В участковой больнице был поставлен диагноз "острое пищевое отравление". Было сделано промывание желудка, введены кордиамин 2,0 мл подкожно и внутривенно 500 мл 5% глюкозы с витамином С. Состояние больной ухудшалось: участилась рвота до 15-20 раз, жидкий водянистый стул без счета, резкая слабость. Появились судороги конечностей, сильная жажда. Больная в крайне тяжелом состоянии переводится в ЦРБ.

Объективно: отмечаются акроцианоз и цианоз носогубного треугольника, черты лица заострены, темные круги вокруг глаз, генерализованные судороги. Голос сиплый, тургор кожи снижен (кожная складка расправляется медленно), температура тела - 35,5°С, пульс нитевидный, АД - 45/0 мм рт.ст. Язык сухой, обложен зеленоватым налетом, живот втянут, мягкий, перистальтика усилена. Стул водянистый типа "рисового отвара". Моча не отделяется. Больная в сознании, вялая, в контакт вступает с трудом. Остаточный азот крови - 89,96 ммоль/л, мочевина – 14,6 ммоль/л, относительная плотность плазмы - 1034. Содержание ионов калия в плазме - 2,9 ммоль/л, натрия - 124 ммоль/л. Гематокрит - 0,62. Hb - 170 г/л.


Какие сведения отсутствуют в анамнезе?

Определите степень обезвоживания.

Оцените состояние гемодинамики.


Вероятный диагноз?


Правильно ли лечил больную врач участковой больницы?

Задача 9

СМП вызвана к больной 38 лет. Больная – тренер по плаванию – накануне прилетела из Египта. Заболевание началось остро, под утро, появился обильный жидкий стул несколько раз, слабость. Болей в животе не ощущала, температура тела не повышалась. Через несколько часов после начала заболевания появилась рвота без предшествующей тошноты, состояние ухудшилось. С диагнозом «ПТИ» госпитализирована в инфекционную больницу, где жидкий стул у нее продолжался, нарастала слабость, имелись признаки обезвоживания – сухость слизистых, стойкая складка кожи на теле; олигурия – мочи менее 500 мл/сут. Проведена регидратационная терапия: 7 л раствора «квартасоль» в/в, 4 л ОРС – орально (11 л в течение суток). Состояние улучшилось, но жидкий стул 5-10 раз в сутки продолжался еще в течение двух дней. Больная продолжала пить раствор ОРС. состояние постепенно улучшалось.

Поставьте предварительный диагноз.


Согласны ли Вы с диагнозом при госпитализации?

Проведите дифф. диагноз.

Задача 10

СМП вызвана в медпункт вокзала к больному 50 лет, приехавшему из Дагестана.

У больного под утро в вагоне начался жидкий стул, обильный, водянистый, затем – рвота несколько раз. На вокзале был обморок. В медпункте заподозрена ПТИ, т.к. в дороге больной ел бутерброды с несвежей колбасой. АД – 70/50 мм рт. ст. Сделаны п/к мезатон и адреналин.

Врачом СМП установлено общее тяжелое состояние, судороги икроножных мышц, цианоз, сухость слизистых и кожи, сильная жажда, афония, тахикардия, небольшая разлитая болезненность при пальпации живота. В машине СМП начато введение гемодеза (200 мл) и раствора глюкозы (1000 мл). Однако состояние не улучшилось. В инфекционном отделении констатирована анурия.

Поставьте диагноз. Продифференцируйте.

Дайте оценку терапевтической тактике, проведенной в медпункте и врачом СМП.


Почему оказалось неэффективно лечение гемодезом и глюкозой?

Назначьте план лечения больному, если его вес до заболевания был 80 кг.


перейти в каталог файлов


связь с админом