Главная страница
qrcode

инфекционные болезни. пособия - Грипп. Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и


Скачать 229.5 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
Родительский файлinfektsionnye bolezni.zip
Анкоринфекционные болезни.zip
Дата31.08.2015
Размер229.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапособия - Грипп.doc
ТипМетодические рекомендации
#34250
страница1 из 3
Каталогregina102
Полное содержание архива инфекционные болезни.zip:
1. 31.05.01 ФГОС ВО С Лечебное дело.doc
151.5 Кб.
Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования специалитет специальность 31. 05. 01 Лечебное дело квалификация
2. skhema_istorii_bolezni.docx
18.86 Кб.
Схема истории болезни
3. АПИМ леч фак.doc
363.5 Кб.
Министерства здравоохранения российской федерации
4. Ведомость практических навыков.docx
16.04 Кб.
Ведомость по оценке уровня усвоения практических навыков кафедра инфекционных болезней
5. Вопросы по ГИА 6 курс.docx
14.23 Кб.
Практические умения
6. ИГА задачи 6 леч.фак.doc
326.5 Кб.
Высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский унивеситет» министерства здравоохранения
7. Методические разработки лекций - 10Мет разр ВИЧ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
8. Методические разработки лекций - 11Мет разр ВГ.doc
126.5 Кб.
Вирусные гепатиты
9. Методические разработки лекций - 12Мет разр вводная лекция.doc
122.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
10. Методические разработки лекций - 1Мет разр Холера.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
11. Методические разработки лекций - 2Мет разр БТ.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
12. Методические разработки лекций - 3Мет разр Шигеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
13. Методические разработки лекций - 4Мет разр Сальмонеллез.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
14. Методические разработки лекций - 5Мет разр МИ.doc
121 Кб.
Менингококковая инфекция
15. Методические разработки лекций - 6Мет разр Малярия.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
16. Методические разработки лекций - 7Мет разр Дифтерия.doc
121 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
17. Методические разработки лекций - 8Мет разр Грипп.doc
121.5 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
18. Методические разработки лекций - 9Мет разр ГЛПС.doc
122 Кб.
Министерства Здравоохранения Российской Федерации Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо «Утверждаю» Зав кафедрой, профессор методическая разработка лекции
19. Методические указания для студентов - 10Метод.МИ.Чума.doc
182.5 Кб.
Менингококковая инфекция. Чума. Тактика врача при выявлении больного с оои
20. Методические указания для студентов - 11Метод.Дифтерия.doc
184.5 Кб.
Дифтерия. Дифференциальная диагностика с ангинами и ложным крупом
21. Методические указания для студентов - 12Метод.Герп.инф.ИМ.doc.doc
183 Кб.
Герпетические инфекции. Инфекционный мононуклеоз
22. Методические указания для студентов - 13Метод.Бруц.Тул.doc
195.5 Кб.
Бруцеллез. Туляремия
23. Методические указания для студентов - 14Метод.Рожа.С.я.Мал.doc
197.5 Кб.
Сибирская язва. Рожа. Малярия
24. Методические указания для студентов - 15Метод.ВИЧ.Гельм.doc
193.5 Кб.
Вич-инфекция. Гельминтозы
25. Методические указания для студентов - 1Метод.Пр.г.Устр.И.С.Сеп.Столб.doc
186 Кб.
Правила госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим работы инфекционных больниц. Сепсис. Столбняк
26. Методические указания для студентов - 2Метод ВГАЕ Иерс.doc
195 Кб.
Вирусные гепатиты а и Е. Иерсиниозы
27. Методические указания для студентов - 3Метод.ВГВСД.doc
106 Кб.
Вирусные гепатиты B, c и D
28. Методические указания для студентов - 4Метод.ОРВИ.Хлам.doc
191 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: «Грипп и другие орви. Особенности течения гриппа Н1n хламидиозы. Орнитоз.»
29. Методические указания для студентов - 5Метод.ГЛПС.doc
182.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика
30. Методические указания для студентов - 6Метод.ГЛПС.ИТШ. ОПН. ДВС. Лепт.doc
203 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: осложнения (итш, двс-синдром, опн и др.), лечение, профилактика, реабилитация. Лептоспироз
31. Методические указания для студентов - 7Тифы.doc
177.5 Кб.
Методические указания для студентов V курса Лечебного факультета Уфа 2013 Тема: Тифо-паратифозные заболевания
32. Методические указания для студентов - 8Метод.Диз.Бот.doc
196 Кб.
Дизентерия. Ботулизм
33. Методические указания для студентов - 9Метод.Сал.ПТИ.Хол.doc
196 Кб.
Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции. Холера
35. ООП ФГОС Лечфак 2013 год.docx
833.62 Кб.
1. Общие положения Основная образовательная программа
37. Перечень практических навыков.docx
28.61 Кб.
Кафедра инфекционных болезней с курсом ипо утверждаю зав кафедрой, профессор Д. А. Валишин «30»
38. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 1 вар. типовые тестовые задания.rtf
83.5 Кб.
Лечебного факультета
39. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 10 вар. типовые тестовые задания.rtf
100.5 Кб.
1. Заражение менингококковой инфекцией происходит: а воздушно-пылевым путем
40. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 2 вар. типовые тестовые задания.rtf
119.32 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Гепатолиенальный синдром характерен для следующих инфекций
41. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 3 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.71 Кб.
1. Антитоксические сыворотки применяются для лечения: а менингококковой инфекции
42. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 4 вар. типовые тестовые задания.rtf
118.73 Кб.
1. Для брюшного тифа характерна сыпь: а уртикарная
43. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 5 вар. типовые тестовые задания.rtf
117 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Для холеры характерны следующие проявления
44. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 6 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.03 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение: Для вирусного гепатита с характерны следующие особенности
45. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 7 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.23 Кб.
1. Укажите неправильное утверждение. Основные синдромы бутулизма
46. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 8 вар. типовые тестовые задания.rtf
117.75 Кб.
3. Укажите неправильное утверждение
47. Тестовый контроль итогового уровня знаний - 9 вар. типовые тестовые задания.rtf
116.09 Кб.
1. Препаратом выбора для лечения лептоспироза является: а эритромицин
48. Тесты леч 6 курс без ответов.doc
356 Кб.
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится на каждом практическом занятии после сдачи практических навыков. К сдаче тестовых заданий допускаются студенты, успешно сдавшие практические навыки
50. пособия - ВИЧ -инфекция.rtf
932.99 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
51. пособия - ГЛПС.doc
1454.5 Кб.
«башкирский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития российской федерации кафедра инфекционных болезней с курсом ипо
52. пособия - Грипп.doc
229.5 Кб.
Высшего профессионального образования башкирский государственный медицинский университет федерального агенства по здравоохранению и
53. пособия - Менингиты и энцефалиты.doc
537.5 Кб.
Учебное пособие для врачей / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон, М. А. Мамон, Л. В. Мурзагалеева. Уфа, Изд-во гбоу впо «Башкирский государственный медицинский университет»
54. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ БТ.doc
71.5 Кб.
Укажите правильное утверждение
55. тестовый контроль текущего уровня знаний - ТЕСТЫ Холера.doc
48 Кб.
Укажите правильное утверждение
56. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВГ.doc
54.5 Кб.
Вирусные гепатиты
57. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ВИЧ - инфекция.doc
65.5 Кб.
Вич инфекция
58. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты ГЛПС.doc
51 Кб.
Укажите правильное утверждение
63. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Малярия.doc
56 Кб.
Укажите правильное утверждение
64. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты Сальмонеллез.doc
50.5 Кб.
Укажите неправильное утверждение
65. тестовый контроль текущего уровня знаний - Тесты введение в специальность.doc
43.5 Кб.
Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекций. Диагностика, принципы и методы лечения инфекционных болезней
66. экзаменационные вопросы 2014-2015уч.год.docx
15.93 Кб.
Экзаменационные вопросы V курса лечебного факультета Краткие исторические сведения о развитии учения об инфекционных заболеваниях

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lindenbraten_L_D_-_Metodika_chtenia_rentgenovs.pdf, Ivashkin_V_T_-_Ratsionalnaya_farmakoterapia_zabo.pdf, metodika_analiza_rentgenogramm.pdf, Zapekina_V_A_-_Domashniy_gastroenterolog.djvu, infektsionnye_bolezni.zip, skhema_istorii_bolezni.docx.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ ГРИППА А/H1N1

И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ, ПРОФИЛАКТИКА
Методические рекомендации


Уфа – 2009

Клиника, диагностика, лечение гриппа А/ H1N1 и его осложнений, профилактика: Методические рекомендации. – Уфа, 2009.

Коллектив авторов: В.М. Тимербулатов, М.С. Кунафин, Д.Х. Хунафина,

Д.А. Валишин, Р.Т. Мурзабаева, А.Б. Бакиров, З.Г. Габидуллин, А.Ж. Гильманов,

А.Р. Мавзютов, А.Г. Муталов, П.И. Миронов, Л.В. Волевач.

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы этиологии, эпидемиологии, клинических особенностей, ранней диагностики пандемического гриппа А/ H1N1. Изложены принципы лечения гриппа А/ H1N1 и его осложнений, а также основные мероприятия по его профилактике.

Методические рекомендации предназначены для врачей инфекционистов, терапевтов, педиатров, акушер-гинекологов, клинических ординаторов, врачей-интернов.

Башкирский государственный медицинский университет, 2009 г.

Актуальность пандемического гриппа

Эпидемии и пандемии гриппа сопровождают человечество многие столетия. Вирусы гриппа А, обладая высокой степенью изменчивости генома, состоящего из 8 сегментов, способны продуцировать реассортанты с новыми антигенными и биологическими свойствами. Эти штаммы, попадая в неиммунную человеческую популяцию, вызывают пандемии, с быстрым охватом (как правило, в течение года) до трети населения планеты. Примером служит смертоносная «испанка», которая привела к гибели 100 млн человек.
Этиология, эпидемиология. Вирусы гриппа относятся к семейству ортомиксовирусов, его единственному роду Influenza. Безусловный лидер по патогенности вирус А, тип В занимает промежуточное положение. Вирус С выполняет роль аутсайдера.

Вирус содержат РНК, которая упакована в комплексе с белками в виде спирали (нуклеокаписид) и окружена внешней оболочкой (суперкапсид). На поверхности вирионов имеется множество мелких шипов, построенных из гликопротеинов с гемагглютинирующей или нейраминидазной активностью.

С 1980 г. известные разновидности гемагглютинина сгруппированы в 16 (Н1—Н16), а нейраминидазы — в 11 субтипов (N1—N11).

Современная классификация состоит из обозначения штаммов и описания субтипов гемагглютинина и нейраминидазы. Обозначение штаммов включает пять позиций:

1) тип (А, В и С); 2) естественный хозяин, если это не человек; 3) географическое происхождение; 4) порядковый номер; 5) год выделения. Антигенная характеристика гемагглютинина и нейраминидазы следует в круглых скобках за обозначением штамма. Примеры: А/Гонконг/ 1/68(НЗN2); А/Токио/3/ 67(Н2N2); А/СССР/90/77(Н1N1); А/утка/ СССР/695/76(НЗN2). В формуле вирусов В и С описание антигенов отсутствует.

Вирусы гриппа А обладают удивительно нестабильным геномом, вариабельность которого на 2—3 порядка выше, чем у большинства других РНК вирусов, главные проявления изменчивости связаны с поверхностными структурами — гемагглютинином и нейраминидазой. Именно их эпитопные перестройки определяют антигенную формулу штаммов и лежат в основе эпидемиологии гриппозной инфекции. Гемагглютинин и нейраминидаза меняются независимо друг от друга, благодаря двум генетическим механизмам: шифту и дрейфу. Шифт (англ. shift — сдвиг) ведет к полной смене антигенного профиля молекул и появлению новых субтипов вируса. Новые шифт-варианты (субтипы) возникают редко. Для вирусов человека за последнее столетие зарегистрировано только три шифта по гемагглютинину (Н1, Н2, Н3) и два — по нейраминидазе (N1, N2).

В отличие от шифтов, возникающих неожиданно и скачкообразно, дрейф совершается непрерывно, как многоступенчатый процесс, и определяется точечными мутациями гемагглютинина и нейраминидазы.

Источником новых шифт вариантов могут быть животные, прежде всего птицы. Они заражаются вирусами человека, обеспечивая их взаимодействие с собственными штаммами. В отличие от вируса типа А, вирусы В и С лишены шифтовой изменчивости. Это совпадает с отсутствием у них внечеловеческого резервуара в природе.

Сезонный грипп вызывается вирусами, претерпевшими антигенный дрейф (незначительные изменения структуры вируса). Он циркулирует среди населения в течение нескольких лет. Популяционный иммунитет к вирусам предшествующих сезонов и его способность отражать атаки изменившегося вируса определяют тяжесть сезонного гриппа, который варьирует из года в год.

11 июня 2009 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале очередной пандемии гриппа, для развития которой необходимы три условия:

  • появление нового вируса гриппа в результате антигенного шифта или появления подтипа, который не циркулировал длительное время;

  • передача вируса от человека к человеку;

  • высокая восприимчивость к вирусу гриппа большинства населения и учащение тяжелых случаев заболевания и гибели людей. Эти штаммы, попадая в неимунную человеческую популяцию, вызывают пандемии, с быстрым охватом до трети населения планеты.

После пандемии 1968 г., в мире сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся социркуляцией трех вирусов гриппа: A/H3N2, A/H1N1 и B, вызывающих ежегодные подъемы заболеваемости.

Современная пандемия, начавшаяся в 2009 году, этиологически связана с вариантами вируса гриппа A/H1N1 swi, который представляет собой реассортант двух генотипов вируса гриппа свиней: «американского», принадлежащего к субтипу H1N2 и «европейского» - субтипу H1N1.

В настоящее время в мире число заболевших лиц с подтвержденным диагнозом – более 370 тыс., из которых 4700 погибли. Летальность в последнее время возросла до 1,1 %. Высокая летальность наблюдается среди беременных, а также у лиц с сопутствующими хроническими заболеваниями и молодых взрослых от 15 до 49 лет, в возрастной группе от 50 до 64 лет – ниже, и особенно редко регистрируется среди лиц старше 65 лет. В настоящее время наступает спад первой волны пандемии. Следующий этап может оказаться намного сложнее, так как формирование в человеческой популяции иммунитета против пандемического вируса неминуемо вызовет активный антигенный дрейф возбудителя, что может повлиять на его биологические свойства, не исключено дальнейшее нарастание вирулентности, а также появление реассортантов пандемического и сезонного вирусов гриппа.

Источником гриппа является только больной человек. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным путем, при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут. Существует вероятность заражения через предметы обихода, соски, игрушки, белье, посуду. Больной заразителен в течение 5-7 дней, при развитии осложнений до 21-30 дней. Восприимчивость людей к гриппу высокая.
Патогенез. Вирус гриппа эпителиотропен, избирательно поражает эпителий респираторного тракта (преимущественно трахеи). Пораженные клетки подвергаются дегенерации, некрозу и отторжению. Предполагается, что при пандемическом гриппе имеется более глубокое по протяженности поражение дыхательных путей с вовлечением в патологический процесс бронхов среднего калибра, а в тяжелых случаях и бронхиол. Вирусемия и токсинемия ведущие звенья патогенеза гриппа. Токсины вируса гриппа оказывают токсическое действие на сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма. Нарушается микроциркуляция, увеличивается способность эритроцитов и тромбоцитов к агрегации, снижается фибринолитическая активность сыворотки крови и нарастает вязкость крови (ДВС синдром), который является важным звеном развития токсико-инфекционного шока (ТИШ). Тяжесть болезни связана с вирулентностью вируса гриппа и с состоянием иммунной системы макроорганизма.
Клиника гриппа А/H1N1

Инкубационный период при пандемическом гриппе, по сравнению с сезонным, более продолжительный и составляет от 2 до 7 суток. Другой отличительной особенностью является наличие у подавляющего большинства больных продромального периода в виде недомогания, сухого кашля (нередко с явлениями трахеита) в течение 2-3 дней до момента повышения температуры.

В клинической картине преобладают два синдрома – интоксикации и поражения дыхательных путей. Температура достигает максимальных значений к концу первых суток. Частота заболевания с субфебрильной температурой (до 380С) составила 28,6%, умеренной лихорадкой (390С) – у 54,3% и выше 390С – у 17,1%. Головная боль и головокружение наблюдается примерно у 70%, боль в горле у 66%, тошнота, рвота у 25% больных. У большинства пациентов при осмотре выявляется цианоз губ и слизистой оболочки мягкого неба. Важно подчеркнуть, что цианоз при гриппе встречается даже при сравнительно легком течении болезни. Самым частым симптомом является сухой кашель (92% пациентов), который в большинстве случаев сопровождается болью за грудиной по ходу трахеи, а иногда и дольше.

Одной из особенностей пандемического гриппа является диарея от 2 до 10 раз (отмечалась у 25% больных), которая сопровождалась умеренным дискомфортом в животе и продолжалась не более 2 суток.

У подавляющего большинства людей болезнь протекает без осложнений при полном выздоровлении через неделю даже без медикаментозного лечения. Однако от 9 % до 12% пациентов с клиническим проявлением болезни нуждаются в госпитализации в стационар.

Критериями тяжести заболевания является выраженность общего интоксикационного синдрома, нарушение сознания, гемодинамическая нестабильность, острая дыхательная недостаточность, первичная и вторичная пневмония.

При легком течении пандемического гриппа клиника мало отличаются от сезонного, в отличие от тяжелых случаев заболевания. Ухудшение состояния пациентов происходит, обычно через 3-5 дней после появления симптомов заболевания и прогрессирует быстрыми темпами. У многих пациентов в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая их немедленного помещения в палату интенсивной терапии или отделение реанимации. Пандемический грипп чаще развивается у ранее здоровых молодых людей.

Клиницистам, пациентам и лицам, осуществляющим уход за больными в домашних условиях, следует проявлять особую настороженность в отношении опасных признаков, которые могут свидетельствовать о прогрессировании болезни с переходом в более тяжелую форму. Поскольку такое прогрессирование может быть очень быстрым, необходимо обратиться за медицинской помощью при обнаружении любого из нижеследующих опасных признаков:

  • одышка, либо во время физической нагрузки, либо в покое

  • затрудненное дыхание

  • синюшность кожных покровов

  • кровянистая или окрашенная мокрота

  • боль в груди

  • измененное психическое состояние

  • высокая температура, сохраняющаяся свыше 3 дней

  • пониженное кровяное давление.

У детей опасные признаки включают в себя: частое или затрудненное дыхание, снижение активности, сонливость.

Из числа госпитализированных пациентов от 10% до 25% нуждаются в помещении в палату интенсивной терапии и от 2% до 9% умирают от тяжелой прогрессирующей пневмонии.

В тяжелых случаях заболевания наиболее распространена первичная вирусная пневмония, которая часто приводит к смертельному исходу. В 30% летальных случаев, по данным ВОЗ, были диагностированы вторичные бактериальные пневмонии. В целом летальность при пандемическом гриппе достигает 1%.

До 10% госпитализированных пациентов составляют беременные женщины на втором или третьем триместре беременности.

При первичной пневмонии происходит прямое вовлечение легких в патологический, процесс, вызванный вирусом гриппа. Появление таких симптомов, как одышка, чувство нехватки воздуха, цианоз, боль в грудной клетке, прожилки крови в мокроте, снижение артериального давления и продолжительность высокой температуры более 3 суток, свидетельствует о присоединении осложнения.

Чем тяжелее грипп, тем чаще возникают ранние пневмонии. Эти больные, как правило, тяжелые, с высоким риском развития отека легких, основной причиной которого является повышение проницаемости альвеолокапиллярной мембраны. Для пневмонии, развившейся на ранних этапах гриппозной инфекции, характерны преобладание сосудистых нарушений, расстройство микроциркуляции с развитием отека и кровоизлияний в паренхиму легких и сочетание поражения альвеол с воспалительными изменениями слизистой оболочки бронхов. Аускультация легких выявляет крепитирующие хрипы, преимущественно в базальных отделах легких. Тяжесть состояния таких больных обусловлена выраженной интоксикацией, сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью. Особой тяжестью отличаются пневмонии при гриппе у больных с отягощенным преморбидным фоном. В этом случае, помимо противовирусной и антибактериальной терапии, больные нуждаются в обязательной респираторной поддержке и лечении в условиях отделения интенсивной терапии. Дифференциальный диагноз необходимо проводить с респираторным дистресс синдромом, некардиогенным отеком легких.

При пневмонии, развившейся после 7-10-го дня болезни, характерными симптомами являются повторное повышение температуры, озноб, нарастание симптомов интоксикации, появление боли в грудной клетке, усиление и изменение характера кашля (появление слизистой и слизисто-гнойной мокроты), увеличение количества лейкоцитов в периферической крови. Бактериальные возбудители, преодолев защитные барьеры легких, нарушенные вирусной инфекцией, достигают терминальных бронхиол и альвеол, где интенсивно размножаются, в результате развивается первичный воспалительный очаг внутри ацинуса.

Возникающие бактериальные осложнения способствуют сохранению активности вирусной инфекции (возможна изоляция вируса гриппа из ткани легких через месяц и более), которая в свою очередь, влияет на течение бактериального процесса.

Вторичная пневмония встречается у 25% больных. Наиболее частыми возбудителями пневмонии являются: Streptococcus pneumoniae (48%); Staphylococcus aureus (19%). Третье место среди патогенов, способствующих развитию пневмонии, занимают Haemophilus influenza, хламидии и микоплазмы.

Особенно тяжело протекает пневмония, возбудителем которой являются метициллин-резистентные штаммы золотистого стафилококка. Клиническая практика свидетельствует, что подобного рода пневмония часто осложняется развитием абсцессов легкого. Помимо пневмоний отмечается развитие вторичных бактериальных инфекций, заболевания почек с почечной недостаточностью, миокардиты, менингиты, энцефалиты и другие органные поражения. Эпидемии и пандемии гриппа сопровождаются в последующем постэпидемическом периоде ростом числа больных ревматической лихорадкой, бронхиальной астмой, нефритом и другими заболеваниями.

Самый высокий риск развития тяжелой или смертельной болезни угрожает следующим группам:

  • беременным женщинам, особенно во время второго и третьего триместра беременности;

  • людям с хроническими болезнями легких, включая астму, сахарный диабет, ожирение;

  • лицам с иммунодефицитом и ВИЧ-инфекцией;

  • детям в возрасте до двух лет. Риск развития тяжелой болезни у детей могут повысить неврологические расстройства.


Грипп у детей

В зависимости от возраста ежегодная заболеваемость гриппом у детей примерно в 1,5-3,0 раза выше, чем у взрослых. Частым осложнением гриппа у детей являются вирусная и вирусно-бактериальная пневмонии, средний отит, которые развивается более чем у 20% детей в возрасте до 6 лет. Специфическим проявлением гриппа является так называемый сегментарный отек легких, который выявляется при рентгенологическом исследовании. В первый день болезни в крови возможен лейкоцитоз, со 2 - 3-го дня болезни - лейкопения, нормальная СОЭ. Красная кровь не изменена.

Клиника гриппа А/H1N1 у детей: жар, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка - рвота и понос. У детей младшего возраста типичные симптомы могут не проявляться, но у них отмечается затрудненное дыхание и слабая активность. Тяжесть заболевания определяется степенью выраженности общей интоксикации (гипертермия, неврологические симптомы: головная боль, головокружение, потеря сознания, судороги, менингеальные симптомы, выраженность геморрагического синдрома, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, сопровождающиеся циркуляторными расстройствами и поражением мышц сердца). Возможны тяжелые бактериальные осложнения, а так же нарушения сердечно-сосудистой деятельности, геморрагический отек легкого, гнойно-некротический ларинготрахеобронхит. Часто присоединяется поражение легких, синдром крупа и астматический синдром, бактериальные осложнения. Для гипертоксической формы характерны менингоэнцефалитический, геморрагический и гипертермический синдромы.

Грипп у новорожденных и детей первого года жизни имеет ряд особенностей. Часто заболевание начинается постепенно, с незначительного подъема температуры тела. Симптомы гриппозной интоксикации отсутствуют или выражены не столь ярко. Болезнь проявляется бледностью кожных покровов, отказом от груди, уменьшением веса. Иногда - слабые катаральные явления в виде кашля, заложенности носа, «сопения», часто - повторной рвоты. У детей первого года жизни часто присоединяются бактериальные инфекции, гнойные осложнения (отит, пневмония и др.).
Лабораторная диагностика гриппа и его осложнений
Лабораторный диагностический минимум должен включать исследования, позволяющие подтвердить диагноз гриппа и его осложнений, решить вопрос о тяжести течения и месте лечения пациента (отделение или ОРИТ): общий анализ крови, общий анализ мочи, рентгенография грудной клетки в двух проекциях, биохимический анализ крови (мочевина, креатинин, электролиты, печеночные ферменты), микробиологическая диагностика: микроскопия мазка, окрашенного по Граму, исследование мокроты для выделения возбудителя и оценки его чувствительности к антибиотикам, исследование гемокультуры, ПЦР диагностика.

При тяжелой форме гриппа целесообразно исследовать газы артериальной крови для уточнения потребности в проведении искусственной вентиляции легких(ИВЛ). При наличии плеврального выпота производят плевральную пункцию и выполняют цитологическое, биохимическое и микробиологическое исследование плевральной жидкости.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом