Главная страница

Информационно-психологические методы воздействия на сознание человека в современном мире


Скачать 0,53 Mb.
НазваниеИнформационно-психологические методы воздействия на сознание человека в современном мире
АнкорInformatsionno-psikhologicheskie_metody_vozdeystvi.pdf
Дата16.10.2017
Размер0,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаInformatsionno-psikhologicheskie_metody_vozdeystvi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42826
Каталогpolitev

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Informatsionno-psikhologicheskie_metody_vozdeystvi.pdf, Dvizhenie_Reformatsii_i_protestantizm_v_slavyanskikh_stranakh.pd, Os_Parizh-Berlin-Varshava-Moskva.pdf, Moravia__rodina_slavyanskoy_propovedi.pdf, Sila_Sibiri_kak_instrument_v_bolshoy_politike.pdf, Yugoslavizm.pdf, EM-Savosin_Denis-Bloging_kak_forma_sovremennykh.pdf, Umerla_li_ideya_vseslavyanskogo_edinstva.pdf, Izyskannye_blyuda_polskoy_kukhni.pdf, Obizhennaya_Imperia.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы


Информационно-психологические методы воздействия
на сознание человека в современном мире
Развитие и объединение информационных коммуникаций в единую сеть даёт невиданную ранее возможность воздействовать безнаказанно и с относительно меньшими затратами на человеческие массы не только внутри собственной системы, но и на другие системы.
Одновременно же – защищаться от таких «атак» становиться сложнее, так как этих коммуникативных связей становиться всё больше и подвергать их проверке и вообще какому-либо контролю становиться всё сложнее. Такое обилие информационных потоков позволяет вести полноценные информационные войны, где, как и в настоящих, есть своя пехота, свои танковые клинья и стратегические бомбардировки. И как во всех войнах есть победитель, есть и проигравшие. Только перестрелки и бомбы заменяются психологическими операциями самого разного рода. И в мастерстве их проведения, а так же в стратегическом расчёте некоторые страны уже основательно понаторели.
Информация – как оружие
Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее. Если ранее целью было корректировка взглядов объекта, создания кратковременных эмоций, то сегодня информационное поле способно внести значительные изменения в картине мироощущений и мировоззрений человека, меняя его когнитивные установки.
И события последних дней, недель, лет, лишь утверждают нас в том мнении, что к гонке вооружений технических добавилась и гонка вооружений информационно- психологических. Война идеологий и культур приняла глобальные формы, не стесняясь ни каких способов. Совершенствуются методики и схемы, целые институты, например, в
США заняты проработкой новых способов проведения психологических операций
(манипуляций) и методам защиты от них. Только одна Национальная криптологическая школа АНБ (Агентство Национальной Безопасности) обучает за год 19 тысяч человек
(13,5 тысячи - гражданский персонал АНБ, 2,5 тысячи - военный персонал, 3 тысячи - из других ведомств) [1]. Подготовка специалистов по "информационным войнам" ведется и иными учебными заведениями США.

Однако в отличии ядерных бомб и пуль, убитые на информационной войне не так заметны, как при обыкновенной. Необходимо всегда помнить, что удавшаяся манипуляция это та, о которой жертва и не подозревает. Это как писал Бодлер: «Самая хитрая уловка сатаны – это убедить нас, что он не существует». С манипуляциями примерно тоже самое. Поняв, что над нами совершается манипуляция – мы уже сводим её действие к минимуму. Однако, всё, конечно, не так просто. Грамотные психологические операции содержат множество уловок, ложных приманок, и обманов для ума. И даже если поймёт и разберёте её на составляющие Вы, это не значит, что она не подействует на тысячи других.
Методы и подходы
Сторонники либерального подхода считают, что всё, что происходит интересного и важного для аудитории СМИ, должно быть отражено в новостях. Социально- ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания основ общества и воспитания людей с целью усовершенствования их как социальных субъектов.
Такого рода подход характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством.
Критики этого подхода считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения. В тоже время, необходимо понимать, что любую информацию в нашем обществе собирает человек, и представляет её к вещанию и к всеобщему обозрению так же человек. Соответственно он не может её не пропускать через себя, и чрезвычайно трудному ему будет на ней не повлиять. Вместе с тем, логично и очевидно влияние собственников телекомпаний, журналов, газет и т.д. на информацию, что они распространяют. Никто из власть держащих (здесь подразумеваются не только собственно властные и государственные структуры, но и любые лица, компании, которые за счёт своих средств способные оказывать достаточное влияние) не будет платить СМИ, которые выдаёт информацию мешающую их влиянию, или тем более его сокращающее.
Институт анализа пропаганды США, как бы подводя итоги накопленного опыта, предложил разбор «методов убеждения», а точнее, манипулирования поведением людей:

«Определение». Идеи, личности, объекты сопрягались с характеристиками
(положительными или отрицательными в зависимости от обстановки ), которые принимались бы людьми без обсуждений.


«Блестящая всеобщность». Описывая какие-то события, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применялись «добродетельные слова» («коалиция чувств», «подавляющее большинство», «общественное мнение»).

«Рекомендация». Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определенных группах (известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.).

«Подтасовка карт». Возможность и оправданность применения точного и неточного, логического и нелогического заявления во имя возбуждения интереса аудитории. Так аудитория оказывается пленницей манипуляций.[2]
По данным того же Института, список можно дополнить следующими приёмами:

«Присвоение кличек », или «Наклеивание ярлыков».

«Перенос» – приём, с помощью которого бесспорный авторитет какой-то личности переносится на другого человека, нуждающегося в популяризации.

«Свои ребята». С помощью этого приёма создаётся ложное ощущение близости какой-то группы.

«Вместе со всеми», т.е. инспирация коллективных действий.
Искажение мировоззрения
Резкое изменение целей, картины мира индивида должно рассматриваться как определенное информационное вторжение, представляющее опасность для получателя.
Вот это состояние опасности возрастает при переходе от воздействия на индивидуальное сознание к воздействию на массовое сознание, поскольку считается, что массовое сознание в достаточной степени консервативно и служит определенным стабилизатором ситуации[3]. Когнитивная (т.е. основанной на когнитивной психологии – психологии познания, получения и усвоения информации) терапия интересна для нас тем, что в результате, как и всякая психотерапия, она дает изменение моделей поведения. Но в основе ее лежат когнитивные ошибки индивида. Как пишет о теории А. Бека
А.Александров: "Когнитивный сдвиг можно по аналогии представить как компьютерную программу. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется "программа выживания": индивид из потока информации выбирает "сигналы опасности" и
блокирует "сигналы безопасности".[4-5] В этом варианте терапии индивид трактуется как больше реагирующий на когнитивные схемы у себя в голове, чем на реальность.
Таким образом, можно выделить следующие когнитивные искажения, задающих модель поведения современного человека включённого в информационные процессы:

Персонализация, когда все события интерпретируются преувеличенно личностно.

Дихотомическое мышление, когда все события могут быть либо только хорошими, прекрасными, либо плохими, ужасными.

Выборочное абстрагирование, когда оценка одной детали начинает трактоваться как оценка всего события.

Произвольные умозаключения, когда бездоказательные умозаключения становятся определяющими (например, фраза: "Я ужасная мать!").

Сверхгенерализация, когда обобщение строится на основании единичного случая
(типа "Все мужчины одинаковы", "Я всегда все делаю неправильно").

Преувеличение ("катастрофизация") как преувеличение последствий какого-либо события.
В итоге постоянное информационно-психологическое давление на массовое сознание такими способами не только служит инструментом в достижении конкретных целей, но и даёт общий рост невротизма в обществе, увеличение суицидальных и наркотических тенденции и в целом реализует негативный сценарий развития социума.
Источники:
1.
Почепцов Г.Г. Психологические войны. / М., .Рефл-бук, К., Ваклер, 2008,
электронная версия.
2.
Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы / М.,1999 г. с.
76-77.
3.
Почепцов Г.Г. Информационные войны / М., Рефл-бук, К., Ваклер, 2000. –
электронная версия.
4.
Александров А.А. Современная психотерапия. / СПб., 1997. - С. 83
5.
Петухов А.Ю. Манипуляции сознанием в современных психологических
войнах / Учебное пособие, Нижний Новгород, Изд. ННГУ. 2011.

перейти в каталог файлов
связь с админом