Главная страница
qrcode

Тренировочный вариант 1 от 05.09.2016г. ЕГЭ по обществознанию 2017. Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом


Скачать 348,9 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом
АнкорТренировочный вариант 1 от 05.09.2016г. ЕГЭ по обществознанию 2017.pdf
Дата30.10.2017
Размер348,9 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTrenirovochny_variant_1_ot_05_09_2016g_EGE_po_obschestvoznaniyu_
оригинальный pdf просмотр
ТипИнструкция
#45179
Каталогid11724795

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 1 / 16
Единый государственный экзамен
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть
2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание),
цифра или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для
Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответа в тексте
работы, затем перенесите его в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в
бланке образцами.
1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Виды деятельности
Вид
деятельности
Характеристики
деятельности

Преобразование реальных объектов природы и общества
Духовная
Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей
Ответ: ___________________________.
2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 2 / 16
для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Дистанционное обучение, международные связи, тенденция
интернационализации, современное общество, взаимопроникновение
культур.
Ответ: ___________________.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,
относятся к процессу познания.
1) дееспособность; 2) истина; 3) гипотеза; 4) производительность;
5) субъективность; 6) суждение; 7) умозаключение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
6)
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между социальным фактом и сферой общественной жизни, которую этот факт иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) увеличение прибыли фирмы
Б) изменение положения человека в обществе в связи с повышением квалификации и получением новой должности
В) обсуждение парламентом законопроекта
Г) телепередача о жизни знаменитого архитектора
Д) объявление амнистии
1) духовная
2) политическая
3) социальная
4) экономическая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
3
4
5
6

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 3 / 16
Ученые разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры,
под которыми она указаны.
1) мировоззренческая;
2) познавательная;
3) социальная;
4) производственная;
5) прогностическая;
6) образовательная.
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост ВВП всегда свидетельствует об экономическом росте в стране.
2) Доступность природных ресурсов более высокого качества является и условием, и показателем экстенсивного экономического роста.
3) Необходимость привлечение дополнительных работников свидетельствует об экстенсивном экономическом росте.
4) Научная организация труда – показатель интенсивного экономического роста.
5) Об интенсивном экономическом росте можно судить по совершенствованию профессионального мастерства работников.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) здания заводских цехов, заводские помещения
Б) орудия труда
В) запасы минерального сырья
Г) численность работников, занятых в производстве
Д) умение организовать производство
1) капитал;
2) земля;
3) труд;
4) предпринимательство.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
7
8
9

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 4 / 16
Найдите в приведенном ниже списке примеры функционирования рынка капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) исходя из объема клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранять стабильность
2) пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества
3) в условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных кампаний;
4) за достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг
5) пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов
6) снижение рынка традиционной телефонной связи компенсирует доходы от услуг мобильной связи и передачи данных
Ответ: ___________________________
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг мобильной связи (Р – цена,
Q – количество услуг). Ряд компаний-операторов предложили потребителям новую услугу. Проанализируйте изменение спроса на неё.
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) компании – операторы неверно установили цену услуги, это отпугнуло потребителей
2) потребители оценили полезность услуги
3) компании-операторы не смогли обеспечить высокое качество предлагаемой услуги
4) доходы населения существенно выросли
5) уменьшение издержек на оказание услуг связи
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные норма, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.
Ответ: _________________________
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
10
11

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 5 / 16
Социологи опросили 23-летних работающий юношей и девушек страны Z.
Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных в возрасте до 19 лет наиболее популярно мнение о необходимости знания иностранного языка.
2) Среди тех, кто считает, что необходимость изучения иностранных языков зависит от рода деятельности, больше 20-29-летних, чем 30-39- летних.
3) Среди 30-39-летних равные доли считают, что необходимость владения иностранным языком «зависит от рода деятельности» и «достаточно знать родной язык».
4) Мнение «достаточно знать свой родной язык» свойственно преимущественно самым молодым из опрошенных.
5) Мнение «зависит от рода деятельности» высказали половина опрошенных в возрасте до 19 лет.
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.
2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.
3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов.
4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.
5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.
Ответ: ___________________________.
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
12
13

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 6 / 16
Установите соответствие между полномочиями, касающимися федеративного устройства РФ, и осуществляющими их субъектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
А) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
Б) принятие и изменение федеральных законов;
В) выполнение международных договоров Российской Федерации;
Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами;
Д) судоустройство.
1) Российская Федерация;
2) Российская Федерация и субъекты Российской
Федерации (совместное ведение)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Найдите в приведенном ниже списке примеры рационально – легального политического лидерства.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.
2) Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.
3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.
4) Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убежденность в своих собственных представлениях.
5) Политическую власть в стране возглавил человек неординарный,
нравственно сильный.
6) Властные полномочия лидера четко очертили соответствующие положения принятой конституции.
Ответ: ___________________________.
Что согласно Конституции РФ является обязанностями граждан? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
2) платить законно установленные налоги и сборы
3) защищать Отечество
4) участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры
5) получать социальные пособия, установленные законом
6) участвовать в отправлении правосудия
Ответ: ___________________________.
Степану 11 лет. Найдите в приведенном списке положения, отражающие его правовой статус. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на образование
2) право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
14
15
16
17

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 7 / 16 3) право совершения мелких бытовых сделок
4) право без согласия родителей распоряжаться заработком
5) право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов
6) право давать согласие на усыновление или передачу в приемную семью
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между правами супругов и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРАВА
ВИДЫ ПРАВ
1) право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии
2) равенство супругов в вопросах материнства и отцовства,
воспитания и образования детей
3) право собственности одного из супругов на награды ,
денежные призы, ценные подарки, полученные им за спортивные достижения
4) право владеть вещами,
приобретенными в браке
5) свобода каждого из супругов в выборе рода занятий,
профессии, места пребывания и жительства
1) личные права
2) имущественные права
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Найдите в приведенном ниже списке правонарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) Невыполнение строительной организацией условий договора на ремонт квартиры.
2) Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
3) Хищение или вымогательство наркотических или психотропных веществ.
4) Нарушение правил пожарной безопасности, выявленное инспектором.
5) Вымогательство.
6) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Из всех видов __________(А), доступных человечеству, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его __________(Б)
является наука. В чем же специфика науки? Во-первых, наука – это знание
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
18
19
20

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 8 / 16
объективное. Она стремится отразить __________(В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Учёный не имеет права позволять своим предпочтениям,
симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в
__________(Г). Во-вторых, наука – знание рациональное. Это значит, что любое __________(Д) должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует __________(Е) и проверки».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше,
чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) деятельность
2) общение
3) социальная группа
4) интерес
5) знание
6) доказательство
7) научное положение
8) исследование
9) окружающий мир
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в
соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте
БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и
т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте
чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса.
Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению.
Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследстие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%).
При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и, прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн.
Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 9 / 16
катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия.
Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США.
(А. А. Кайгородцев)
Назовите два пути развития земледелия, которые сравнивает автор. Какой из них в настоящее время является основным? Сформулируйте в одной фразе его отличительную особенность.
Назовите любые три фактора повышения сельскохозяйственного производства, указанные в тексте.
О каком вкладе науки в решение продовольственной проблемы говорится в тексте? В какой роли выступила аграрная наука по отношению к сельскому хозяйству? Приведите любой собственный пример реализации наукой данной роли.
Автор связывает перспективы интенсификации с технологической революцией, которую переживает хозяйство экономически-развитых стран
Запада. Опираясь на полученные знания, укажите, в чем эта революция проявляется. (Назовите любые три проявления).
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение,
раскрывающее особенности одного из видов социального контроля.
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
21
22
23
24
25

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 10 / 16
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления роли
СМИ в современном обществе.
В ходе судебного разбирательства истец К. Отказался от своих притязаний и судебный процесс прекратился. Опираясь на обществоведческие знания,
определите, о каком виде судопроизводства идет речь. По какому признаку это можно установить? Назовите любые два иных признака судопроизводства данного вида.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
26
27
28

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 11 / 16
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения
на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С
этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже
высказываний (29.1–29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Затяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее». (У.
Черчилль).
29.2
Экономика
«Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным». (Ш. Л.
Монтескьё).
29.3
Социология, социальная психология
«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А. Н.
Толстой).
29.4
Политология
«Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». (У. Черчилль).
29.5
Правоведение
«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ).
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
29

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 12 / 16
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2
баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания
(отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

задания
Ответ
1
материальная
2
современноеобществ о
3 14 4
345 5
43212 6
23 7
345 8
11234 9
35 10 24
№ задания
Ответ
11 234 12 123 13 134 14 11221 15 36 16 123 17 1236 18 11221 19 2356 20 519876
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В экстенсивном земледелии, основанном на минимизации затрат на землю и производство, максимизируется использование почвенно- климатических ресурсов. При такой направленности экстенсивное земледелие не способствует экологизации производственного процесса.
Наоборот, формирование урожаев основывается, в первую очередь, на расточительном использовании естественного плодородия почв, что ведет к их истощению.
Мировой опыт свидетельствует о том, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве в настоящее время является основным. Ещё в 1960-1980-хх годах увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследстие расширения площадей, а на 4/5 – в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе – 100%), а в развивающихся странах – 77% (в Африке и Латинской Америке – 46-48%).
При интенсивном земледелии только 10% урожая формируется за счет естественного плодородия почв. Интенсификация и,
прежде всего, оптимизация питания «смягчают», но не исключают влияния гидрометеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур. Удобрения и средства защиты растений почти на 50% обеспечивают формирование урожая. Если добавить к этому прирост урожая за счет использования интенсивных сортов и семян высоких кондиций, то получается, что ¾ урожая определяется рассмотренными факторами интенсификации. При этом продуктивность пашни должна составить не менее 40-50 центнеров с га. Такой погектарный сбор полностью согласуется с ожидаемым в 2025 году мировым производством зерна на уровне около 4 млрд тонн.
Ситуация со снабжением человечества необходимым количеством продуктов питания уже во второй половине 20-го века могла бы стать катастрофической, если бы аграрной наукой не были бы найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия.
Вместе с тем при оценке возможностей интенсивного пути развития сельского хозяйства необходимо учитывать, что потенциал традиционных путей интенсификации сельскохозяйственного производства в значительной степени уже исчерпан. Перспективы интенсификации в первую очередь связаны с той технологической революцией, которую
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 13 / 16
переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада,
прежде всего США.
(А. А. Кайгородцев)
Назовите два пути развития земледелия, которые сравнивает автор. Какой из них в настоящее время является основным?
Сформулируйте в одной фразе его отличительную особенность.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: интенсивный путь развития земледелия и экстенсивное земледелие;
2) ответ на второй вопрос: основным является интенсивный путь;
2) особенность: основная доля урожая формируется не за счет естественного плодородия почв, а за счёт более качественной обработки почв и выращиваемых на них культур
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один любой вопрос
Ответ неправильный
Максимальный балл
Назовите любые три фактора повышения сельскохозяйственного производства, указанные в тексте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) интенсификация и оптимизация питания почв;
2) использование удобрений и средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней;
3) использование интенсивных сортов и семян высоких кондиций;
4) совершенствование агротехнологий.
Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту
Правильно названы любые две-три причины
Правильно названа только одна причина.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
21
22

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 14 / 16
О каком вкладе науки в решение продовольственной проблемы говорится в тексте? В какой роли выступила аграрная наука по отношению к сельскому хозяйству? Приведите любой собственный пример реализации наукой данной роли.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сказано, что наукой были найдены и реализованы пути значительного и быстрого повышения урожайности сельскохозяйственных культур на основе интенсификации земледелия;
2) сказано, что наука выступила в роли производительной силы;
3) приведен пример, допустим: на основании научных знаний созданы и постоянно создаются новые материалы с заданными свойствами..
Правильно названы три результата социализации, к каждому приведены соответствующие примеры
Правильно названы два-три результата социализации, к двум из них приведены соответствующие примеры
Правильно названы один–три результата социализации, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы)
Правильно названы только один–три результата социализации.
ИЛИ Приведены только один–три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
23

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 15 / 16
Автор связывает перспективы интенсификации с технологической революцией, которую переживает хозяйство экономически-развитых стран Запада. Опираясь на полученные знания, укажите, в чем эта революция проявляется. (Назовите любые три проявления).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ может содержать следующие проявления:
1) использование достижений биотехнологий в сельском хозяйстве;
2) использование информационной технологии в земледелии и животноводстве;
3) выведение растений и пород животных с новыми заданными свойствами на основе новых технологий.
Могут быть приведены другие объяснения
Приведены три объяснения
Приведены два объяснения
Приведено только одно объяснение
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «механизм поддержания общественного порядка с помощью применяемых социальных санкций»;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знание курса, например: «К видам социального контроля можно отнести самоконтроль,
осуществляющийся самим человеком6 направленный на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями»;
(Может быть составлено любое другое предложение,
содержащее информацию о видах социального контроля).
3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например: «Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи,
традиции, СМИ».
(Может быть составлено любое другое предложение,
раскрывающее особенности одного из видов социального контроля).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
24
25

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 16 / 16
засчитываются при оценивании
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),
содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы)
предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления роли СМИ в современном обществе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы проявления:
1) информационная роль (передача новостей);
2) экономическая роль (издатель получает деньги от читателей и рекламодателей, платит сотрудникам заработную плату, платит налоги);
3) образовательная роль (детские тематические издания, познавательные телепрограммы и др.).
Могут быть приведены другие примеры
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 17 / 16
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера
Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера
Правильно названы только одно-три основания.
ИЛИ Приведены только один-три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
В ходе судебного разбирательства истец К. Отказался от своих притязаний и судебный процесс прекратился. Опираясь на обществоведческие знания, определите, о каком виде судопроизводства идет речь. По какому признаку это можно установить? Назовите любые два иных признака судопроизводства данного вида.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) вид судопроизводства: гражданский процесс;
2) ответ на вопрос, например:
- гражданский процесс в своем возникновении, течении и прекращении зависит от воли лица, просящего о восстановлении попранного гражданского права;
- в условии говорится об истце, истец – участник гражданского процесса;
3) признаки судопроизводства данного вида, например:
– суд не может выйти за пределы притязаний истца и в своем решении превысить их;
– гражданский процесс непосредственной целью своей имеет удовлетворение частных интересов;
– суд в ходе гражданского процесса рассматривает лишь те доказательства, которые представлены сторонами, но не добывает их сам.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.
ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия
Правильно указаны сфера и тип стратификации.
ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия.
Правильно указана только сфера.
ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме
«Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-
формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
26
27
28

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 18 / 16
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания: а) стремление к объективности; б) специальный язык, включающий особые термины; в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного познания: а) эмпирическое знание; б) теоретическое знание;
4. Методы научного познания: а) научное наблюдение; б) описание; в) классификация; г) научный эксперимент; д) выдвижение гипотез.
Возможны другое количество и и(ли) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана
(представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной
или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть
содержание этой темы по существу
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы
(затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее». (У.
Черчилль)
29.2
Экономика
«Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным». (Ш. Л.
Монтескьё).
29.3
Социология, социальная психология
«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А. Н.
Толстой).
29.4
Политология
«Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». (У. Черчилль).
29.5
Правоведение
«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ).
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
29

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 19 / 16
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания
29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов,
то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям
(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 29
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
К2
Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания
положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1
балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует
(смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
К3
Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки,
приведшие к существенному искажению сути высказывания и
свидетельствующие о непонимании используемого исторического,
литературного, географического и (или) другого материала
засчитываются при оценивании
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(- ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)
тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
Максимальный балл
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.
Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ №121601
Единый государственный экзамен, 2017 г.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тренировочный вариант №1 от 29.08.2016 20 / 16
только ответы на те задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.
© 2016 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk
. com
/ ege
100
ballov
Составитель: Романова Анастасия
Разбор всех заданий:
vk.com/obshestvo_100/2017kim01
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

перейти в каталог файлов


связь с админом