Главная страница
qrcode

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 31 задание


НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 31 задание
Анкоробщество.pdf
Дата23.10.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаobschestvo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипИнструкция
#44115
страница1 из 3
Каталогid70454607

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: obschestvo.pdf, literatura.pdf, Geografia.pdf, istoria.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
1
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Государственная
(итоговая) аттестация
по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант
№ 3001
Инструкция
по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 31 задание.
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.
Ответы на задания частей 1 и 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1.
Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
Часть 3 включает в себя документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у
Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем
успеха!
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
2
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Часть
1
При
выполнении заданий этой части (А1-А20) из четырёх
предложенных
вариантов выберите один верный. В бланке ответов

1 поставьте знак «
×
» в клеточке, номер которой соответствует
номеру
выбранного Вами ответа.
Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании духовной сферы общества?
1) племена, народности
2) республика, федерация
3) искусство, образование
4) издержки, прибыль
Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием
1) творчество
2) познание
3) учение
4) общение
Виталий преподаёт в университете. Он общительный человек, любящий путешествия. Все это характеризует Виталия, в первую очередь, как
1) преподавателя
2) личность
3) мужчину
4) индивида
Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А
. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.
Б
. Природа - важнейший источник экономических ресурсов общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) опора на представления о добре и зле
2) стремление к достоверному знанию
3) определение образцов прекрасного
4) эмоциональное воздействие на человека
A1
A2
A3
A4
A5
www.gia2013real.org/ vk.com/gia2013realgro/

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
3
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Верны ли следующие суждения о религии?
А
. Религия помогает верующим обрести утешение в горе, может помочь в жизненных неурядицах.
Б
. Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
К факторам (ресурсам) производства относится
1) труд
2) предложение
3) спрос
4) цена
Одной из функций государства в условиях рынка является перераспределение части доходов. Что служит проявлением этой функции?
1) выплата пенсий и социальных пособий
2) принятие поправок к Гражданскому кодексу
3) осуществление антимонополитической политики
4) государственный заказ оборонным предприятиям
Цена торта – 320 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) мировые деньги
3) средство накопления
4) средство обращения
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А
. Для рыночной экономики характерна монополия государства на наём рабочей силы.
Б
. Рынок даёт производителям и потребителям информацию о ценах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A6
A7
A8
A9
A10
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
4
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Что отличает семью от других малых групп.
1) наличие единых предпочтений в одежде
2) организация совместного быта
3) совместное проведение досуга
4) осуществление совместной деятельности
Известен принцип: «Спешите делать добро». Его относят к нормам
1) правовым
2) политическим
3) эстетическим
4) моральным
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А
. Причина и повод социального конфликта всегда совпадают.
Б
. Целью конфликта может быть защита прав участников.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какой из приведенных ниже терминов обозначает одну из форм правления?
1) федерация
2) демократия
3) диктатура
4) монархия
А. – организация, целью которой является победа на парламентских выборах. А. выражает интересы среднего класса общества, выступая в поддержку предпринимательства.
К какому типу относится организация А.?
1) государственный аппарат
2) профессиональный союз
3) общественная организация
4) политическая партия
A11
A12
A13
A14
A15
www.gia2013real.org/ vk.com/gia2013realgro/

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
5
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Верны ли следующие суждения о государстве?
А
. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории, очерчиваемой государственными границами.
Б
. Государство наделено исключительным правом устанавливать и собирать налоги.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что отличает право от других социальных норм?
1) регулирование поведения людей
2) установление государством
3) непрерывное действие во времени
4) опора на представление о добре и зле
К деятельности органов исполнительной власти в РФ относится
1) разработка бюджета государства
2) осуществление судопроизводства
3) объявление амнистии
4) решение вопросов гражданства РФ
Вернувшись из командировки, Василий Васильевич обнаружил, что его квартира ограблена. Куда ему следует обратиться в первую очередь?
1) к мировому судье
2) в отдел полиции
3) в нотариальную контору
4) к частному детективу
Верны ли следующие суждения о конституционных обязанностях гражданина РФ?
К конституционным обязанностям гражданина РФ относится:
А
. уплата налогов.
Б
. обращение в государственные органы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A16
A17
A18
A19
A20
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
6
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Часть
2
Ответом
к
заданиям
этой
части
(В1-В5)
является
последовательность
цифр. Впишите ответы сначала в текст
работы
, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от
номера
соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов
, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру
пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в
бланке
образцами.
В стране Z был проведен ряд реформ, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) производство товаров и услуг
2) конкуренция товаропроизводителей
3) преобладание государственной собственности
4) решение проблемы ограниченности ресурсов
Черты сходства
Черты отличия
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) право на свободу и личную неприкосновенность
В) свобода совести, свобода вероисповедания
Г) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
Д) право на жизнь
ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:
B1
B2
www.gia2013real.org/ vk.com/gia2013realgro/

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
7
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б) Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему.
(В) Это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.
Определите, какое(- ие) положение(-я) текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.
А
Б
В
Ответ:
Прочитайте
текст. Проанализируйте статистические данные и
выполните
задания B4, B5.
В 1990 г. в стране Z начались преобразования в социально-экономической сфере. В 1990 г. и 2010 г. учёные провели опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Какое
образование
необходимо
,
чтобы
достичь
успеха в жизни?
1990 г.
2010 г.
Полное (среднее) образование
10%
5%
Среднее профессиональное образование
20%
30%
Высшее профессиональное образование
25%
55%
Успех в жизни не зависит от образования
45%
10%
B3
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
9
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 1990 г. и в 2010 г. наименьшая доля опрошенных считала, что для успеха в жизни необходимо полное (среднее) образование.
2) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, сократилась в
2010 г. в сравнении с 1990 г.
3) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, увеличилась в
2010 г. в сравнении с 1990 г.
4) В 1990 г. и в 2010 г. доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, больше, чем тех, кто отметил полное (среднее) образование.
5) Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, увеличилась в 2010 г. в сравнении с 1990 г.
Ответ: ___________________________.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За 20 лет в стране Z число техникумов, профессиональных лицеев и колледжей выросло на 10%.
2) За 20 лет в стране Z престиж высшего образования существенно вырос.
3) Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.
4) Социально-экономические преобразования вскрыли недостатки системы образования.
5) За два последних десятилетия в общественном мнении усилилось понимание связи между образованием и жизненным успехом.
Ответ: ___________________________.
Не
забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
B4
B5
www.gia2013real.org/ vk.com/gia2013realgro/

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
9
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Часть
3
Для
записи ответов на задания этой части (С1-С6) используйте
бланк
ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.),
а
затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и
разборчиво
.
Прочтите
текст и выполните задания C1-C6.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.
В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению.
Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно
«политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. [...]
Можно заниматься политикой, т. е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на
«политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые – по общему правилу – занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. [...]
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить
«для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит
«свою жизнь из этого» – либо он открыто наслаждается обладанием
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3001
-
10
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы властью, которую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьёзный человек, живущий для какого-то дела, живёт также и этим делом.
(М. Вебер)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Что автор называет политикой? Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером это определение.
Какие типы политиков названы автором? Укажите три типа и дайте краткую характеристику каждого из них.
К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте?
Опираясь на обществоведческие знания, назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан.
Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой? В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни
«для политики»?
(Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения).
Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
C1
C2
C3
C4
C5
C6
www.gia2013real.org/ vk.com/gia2013realgro/

Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3002
-
1
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
Государственная
(итоговая) аттестация
по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант
№ 3002
Инструкция
по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 31 задание.
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа.
Ответы на задания частей 1 и 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1.
Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
Часть 3 включает в себя документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у
Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем
успеха!
Обществознание Используется с бланками ответов. Вариант
3002
-
2
© 2013 Московский центр качества образования
Одобрено Ассоциацией учителей истории и обществознания г. Москвы
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом