Главная страница

Алдошина. Основы психоакустики. Ирина Алдошина Основы психоакустики


Скачать 6,63 Mb.
НазваниеИрина Алдошина Основы психоакустики
АнкорАлдошина. Основы психоакустики.pdf
Дата08.04.2018
Размер6,63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAldoshina_Osnovy_psikhoakustiki.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#31647
страница22 из 22
Каталогid32618330

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Aldoshina_Osnovy_psikhoakustiki.pdf, Straus.pdf, Zvukorezhissyor_7_2010.pdf, Zvukorezhissyor_6_2010.pdf, Proizvodstvo_svezhevyzhatykh_sokov_Juice.pdf, Proizvodstvo_derevyannykh_mini-domikov_i_bytovo.pdf, Скачать квитанцию для оплаты.doc, Инструкция по посадке Сосна горная.doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
(m), поэтому при пении на низких частотах связки расслабленные, толстые и короткие, а на высоких - тонкие, длинные и напряженные. Повышение основной частоты почти линейно связано с удлинением связок.
Можно выделить два вида натяжения в голосовых связках - внутреннее и внешнее, при изменении которых происходит изменение массы, упругости и общей формы связок, то есть их длины, толщины, ширины и т. д.
Внутреннее натяжение определяется сжатием вокальных мышц, находящихся непосредственно внутри голосовых связок - при этом связки становятся короче и жестче, и за счет этого меняется фундаментальная частота их колебаний.
152
Рис. 6 Спектральный состав звука
при колебаниях голосовых связок

Внешнее натяжение происходит за счет межперстеневидно- щитовидных мышц, которые при вращении щитовидного хряща относительно перстеневидного (рисунок 8) обеспечивают как натяжение, так и удлинение голосовых связок. Взаимодействие этих двух видов мышц, а также черпаловидных мышц обеспечивает как изменение фундаментальной частоты, так и изменение тембра звучания, то есть переход к разным регистрам.
В "тяжелых" и "легких" регистрах механизм взаимодействия мышц гортани и соответственно формы колебаний голосовых связок существенно различаются.
В грудном регистре вокальные мышцы активны, они делают связки толстыми и короткими, натяжение связок при этом сравнительно небольшое:

связки колеблются целиком всей массой и плотно прилегают друг к другу, закрытие и открытие вокальных связок начинается у нижней поверхности, пока сила давления не разомкнет их по всей толщине, при этом возникает вдоль толщины волна смещения;

длительность их смыкания превосходит время размыкания. Вид модулированного потока воздуха показан на рисунке 9;

периодические резкие толчки воздуха дают полный звук, богатый обертонами, амплитуда которых слабо убывает с частотой, придавая голосу богатый оттенок. Спектр звука в этом регистре показан на рисунке 6;

энергия, подводимая от легких, довольно эффективно преобразуется в звуковую энергию, то есть КПД преобразования энергии достаточно высокое;

моды колебаний связок в этом регистре показаны на рисунке 10. Как видно из рисунков, в связках возникают разные формы (моды) колебаний в трех разных плоскостях: полуволновой резонанс в горизонтальной плоскости, полуволновой в вертикальной плоскости, и четвертьволновой вдоль толщины связок.

при таком звуке на передней грудной клетке происходят сильные вибрации, поэтому его называют "грудным".
Таким образом, в тяжелых регистрах превалируют мышечные факторы внутри голосовых связок, при этом потребляемый объем воздуха должен быть достаточно большим.
Исследования показали, что пока вокальные мышцы активны, голос держится в модальном грудном регистре. Когда начинает ослабевать напряжение вокальных мышц, голос начинает переходить в легкие регистры.
Легкий регистр (фальцет, головной) характеризуется тем, что в нем голосовые связки колеблются иначе: внутренние вокальные мышцы расслаблены, натяжение определяется в основном внешними мышцами, связки становятся длиннее примерно на 30%, и тоньше, меньше масса на единицу длины:

продольное напряжение в связках сравнительно высокое, причем во всех трех слоях, амплитуда их вибраций довольно мала, в колебаниях принимает участие только внешняя кромка связок, голосовая щель только сужается- расширяется, происходит ослабление-усиление струи воздуха, а не полное ее прерывание, как при грудном регистре;

закрытие голосовой щели короткое и неполное из-за большого натяжения связок, больше 70% цикла связки остаются открытыми. Это приводит к изменению модуляции воздушного потока, и более "дыхательному" звучанию голоса. (рисунок 10) ;

фальцетный регистр не богат обертонами, спектр показан на рисунке 11. Колебаний грудной клетки почти нет;
153
Рис. 8 Работа гортани при смене
регистров
Рис. 9 Модуляция потока
воздуха в грудном регистре и
фальцете
Рис. 10 Формы
колебаний голосовых
связок в грудном
регистре и фальцете


конверсия легочной энергии в звуковую энергию менее эффективна, и звуки не такие громкие;

формы колебаний связок в этом регистре показаны на рисунке 10: в горизонтальной плоскости полуволновой резонанс, резонанс по толщине отсутствует, в вертикальной плоскости 3/4-волновой резонанс (второй).
При дальнейшем повышении высоты звука голосовая щель укорачивается и подвигается к передней половине голосовых связок, ближе к черпаловидным хрящам, при этом задняя половина связок остается плотно сжатой и в колебаниях не участвует - связки имеют вид Y. Такие частичные колебания связок возможны благодаря особому строению голосового мускула.
В этом диапазоне частот начинают превалировать аэродинамические факторы, мускулы уже не могут сокращаться при дальнейшем повышении высоты тона. Воздух, проходя мимо сильно напряженных связок, создает турбулентный шум, поэтому иногда эту часть диапазона называют свистящим регистром.
Образование звуков в этом случае происходит аналогично тому, как это имеет место в лабиальных духовых инструментах (флейте) за счет краевых тонов. Певцы редко пользуются только грудным или только фальцетным регистром, и избегают быстрых переходов от одного к другому. Одним из средств незаметного перехода от грудного регистра к фальцетному служит механизм смешанного голоса (средний регистр), когда характерное для грудного регистра напряжение вокальных мышц начинает ослабевать, и заменяется постепенно увеличивающимся напряжением внешних растягивателей. Ширина этого регистра разная для разных типов голосов. При пении резкая смена тембров воспринимается как изменение регистра. Таким образом, смена регистров - сложный процесс, связанный в первую очередь с изменением свойств голосового источника: формой колебаний голосовых связок, изменением взаимодействия различных мышечных структур гортани, формой модуляции воздушного потока и др.), который требует отработки при постановке голоса.
Однако, учитывая специфику изменений акустических характеристик, происходящих при смене регистров, звукорежиссер в процессе обработки вокала может исправить нежелательные изменения звукового сигнала, приводящие к изменению тембра.
154
Рис. 11 Спектр звуков в высоком регистре
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

перейти в каталог файлов
связь с админом