Главная страница
qrcode

Ировои аучный


Скачать 10.43 Mb.
НазваниеИровои аучный
АнкорMetafory kotorymi my zhivem.pdf
Дата24.10.2017
Размер10.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetafory_kotorymi_my_zhivem.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44292
страница28 из 28
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
Самопонимание Способность к самопониманию предполагает способность к взаимопониманию. Здравый смысл говорит, что легче понять себя, чем других. Кроме всего прочего, мы думаем, что у насесть прямой доступ к нашим чувствами идеям, а к внутреннему миру других людей — нет. Кажется, что самопонимание более первично по сравнению с взаимопониманием, ив некотором смысле это действительно так. Но любое действительно глубокое понимание того, почему мы делаем то, что мы делаем, чувствуем то, что мы чувствуем, меняемся так, как мы меняемся, и даже верим в то,
Понимание
249 во что мы верим, выводит нас за рамки нашего внутреннего мира. Было бы ошибочным думать, что само понимание существенно отличается от остальных форм понимания оно возникает из постоянного взаимодействия человека с физическим, культурными социальным окружением. Как минимум, способности, требуемые для взаимопонимания, необходимы даже для достижения хотя бы относительного сгшопонимания. Как и при взаимопонимании, когда мы постоянно ищем общее в опыте, разговаривая с другими людьми, таки в само понимании мы всегда ищем то, что объединяет наш собственный разнородный опыт, чтобы придать связность явлениям нашей жизни. Также, как мы ищем метафоры для высвечивания и взаимного согласования элементов опыта, объединяющих нас с кем-то другим, мы ищем индивидуальные метафоры для высвечивания и согласования опыта в прошлом, нашей деятельности в настоящий момента также наших мечтаний, надежд и целей. Большая часть процесса само понимания это поиск подходящих индивидуальных метафор, которые придают смысл нашей жизни. Само понимание требует бесконечно возобновляемого обсуждения значимости тех или иных фрагментов нашего опыта. В терапии, например, методы само понимания основываются в значительной мерена том, что пациент осознает метафоры, которые он ранее использовал бессознательно, и то, как он жил в соответствии сними. Это предполагает постоянное создание новых отношений согласованиям еж д у элементами нашего жизненного опыта, отношений, которые придают новый смысл старому опыту. Процесс само понимания это непрерывный нарратив, в котором вы рассказываете самому себе новые истории вашей жизни. Эмпирический подход к процессу само понимания включает следующие составляющие Развитие способности к анализу метафор, которыми мы живем, и к пониманию, когда они являются частью нашей жизни, а когда — нет. Получение опыта, который может создать основу для использования альтернативных метафор. Развитие гибкости к восприятию опыта. Включение в бесконечный процесс восприятия жизни на основе новых альтернативных метафор. Ритуал Мы постоянно участвуем в ритуалах — начиная от таких обыденных процедур, как ежедневное приготовление утреннего кофе со дно й и той же последовательностью действий или просмотр от начала до конца новостей в одиннадцать часов ( притом, что мы их уже посмотрели в шесть часов) доп осе щ е ни я футбольных матчей. Сюда же следует Глава 30 отнести обеды вдень благодарения, университетские лекции приглашенных знаменитостей итак далее — вплоть до совсем уж торжественных церемоний, предписываемых религией. Все это повторяемые структурированные практики некоторые из них вполне сознательно разработаны до мельчайших подробностей, какие-то выполняются более осознанно, чем другие, а третьи — возникают спонтанно. Каждый ритуал — это регулярно повторяемая часть нашего опыта, которая внутренне согласована, структурирована и унифицирована. Выполняя ритуал, мы структурируем нашу деятельность и придаем ей значимость, уменьшая ее хаотичность и несообразность. В нашей терминологии ритуал — это вид эмпирического гештальта, те. внутренне согласованная последовательность действий, структурированная в терминах естественных измерений опыта. Религиозные ритуалы — это типичный пример деятельности, в основе которой лежат метафоры. Метафорика религиозных ритуалов обычно включает метонимию объекты реального мира замещают сущности в соответствии с принципами, определяемыми концептуальной системой религии. Внутренне согласованная структура ритуала обычно ставится в соответствие некоторому аспекту реальности так, как это понимается в религии. Повседневные индивидуальные ритуалы — это также эмпирические гештальты, состоящие из последовательностей действий, структурированных по естественным измерениям опыта — структурам часть—целое, этапам, причинным связями способам достижения цели. Тем самым, индивидуальные ритуалы относятся к естественным видам деятельности отдельных лиц или членов субкультуры. Они могут быть или не быть видами деятельности, определяемыми метафорами. Например, в Лос-Анджелесе широко распространено участие в ритуале, в процессе которого участники проезжают мимо домов звезд Голливуда. Это метафорический вид деятельности, основанный на метонимии THE НОМЕ

STANDS FOR THE ДОМ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА И метафоре
PHYSICAL CLOSENESS IS PERSONAL ФИЗИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ -ЭТО ЛИЧНАЯ БЛИЗОСТЬ Наши повседневные ритуалы — метафорические и не метафорические — способствуют формированию эмпирических ге­
штальтов, которые могут стать основой метафор. Ср. You don't know what you're opening the door to Тыне знаешь, какого джина ты собираешься выпустить из бутылки (букв, чему ты открываешь дверь, Let's roll up our sleeves and get down to work 'Давай засучим (букв, закатаем) рукава и приступим к работе' и т. п. Мы пришли к выводу о следующем Метафоры, которыми мы живем — как культурно обусловленные, таки индивидуальные — частично сохраняются в ритуале. Ритуал способствует распространению культурно обусловленных метафор и связанных сними ценностей.

Понимание
2 5 1 Ритуал формирует необходимую часть опытной основы метафорических систем, связанных с нашей культурой. Без ритуала не может быть никакой культуры. Подобным же образом без индивидуального ритуала — как правило, возникающего случайно и спонтанно — не может быть никакого внутренне согласованного представления о самом себе. Так как наши индивидуальные метафоры неслучайны, а формируют систему, согласованную с нашей личностью, таки наши индивидуальные ритуалы неслучайны, а согласованы с нашим представлением о мире и о нас самих, а также с системой индивидуальных метафор и метонимий. Наши имплицитные и обычно не осознаваемые представления о самих себе, о ценностях, которыми мы живем, вероятно, наиболее ясно отражаются в тех мелочах, которые мы делаем снова и снова — в обыденных ритуалах, которые спонтанно возникают в повседневной жизни. Эстетический опыт Сточки зрения эмпиризма, метафора — это феномен воображаемой рациональности Она дает возможность понимать опыт одного видав терминах другого, создавая внутреннюю связность, налагая гештальты, структурированные естественными измерениями опыта. Новые метафоры могут создавать новое понимание и, тем самым, новые реалии. Это становится очевидным при рассмотрении поэтических метафор, так как в поэзии язык — это средство создания новых концептуальных метафор. Но метафора непросто принадлежность языка. Метафора относится и к понятийной структуре. А понятийная структура связана не только с мышлением она включает все естественные измерения нашего опыта, в том числе те части опыта, которые приобретаются с помощью органов чувств — цвет, форму, текстуру, звуки т. п. Эти измерения структурируют не только наш приземленный, практический опытно и эстетический опыт. Каждый материал, используемый в томили ином виде искусства, предполагает выбор одних измерений нашего опыта и исключение других. Произведения искусства по-новому структурируют наш опытна основе этих естественных измерений. Произведения искусства способствуют возникновению новых опытных гештальтов, а поэтому и новых связей. Сточки зрения эмпиризма, искусство в целом представляет собой феномен воображаемой рациональности и является средством создания новых реалий. Таким образом, эстетический опыт не ограничивается миром официального искусства. Он может возникать в любой момент нашей повседневной жизни — когда мы замечаем новые связи, не относящиеся к стандарту восприятия и мышления, или создаем их для себя.

252 Глава 30 Политика Политические дебаты обычно связаны с вопросами свободы и экономики. Но можно быть свободными материально обеспеченным, но при этом вести абсолютно бессмысленное и пустое существование. С нашей точки зрения, метафорические концепты
F R E E D O M / СВОБОДА РАВЕНСТВО БЕЗОПАСНОСТЬ E P E N D E N C E / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЛАСТЬ и т. п. представляют собой различные попытки косвенным образом получить ответ на вопрос об осмысленности бытия. Эти метафорические концепты отражают необходимые стороны разумного обсуждения данной проблемы, но, насколько мы знаем, ни одна политическая идеология не обращается к основному вопросу о существовании напрямую. Фактически многие идеологии утверждают, что вопросы осмысленности бытия отдельного человека или смысла культуры вторичны или что к ним надо обращаться во вторую очередь. Любая такая идеология антигуманна. Политические и экономические идеологии формируются на основе метафор. Как и любые другие метафоры, политические и экономические метафоры могут скрывать определенные аспекты реальности. Нов области политики и экономики метафоры значат больше, так как они ограничивают рамки нашего существования. Скрывая существенное в политике и экономике, метафора может привести к деградации человека. Рассмотрим только один пример — метафору ТРУД ЭТО РЕСУРС. Большинство современных экономических теорий — как капиталистических, таки социалистических — рассматривают труд как естественный ресурс или товар, сопоставляя его с сырьем, и говорят в одинаковых терминах о стоимости и запасах и труда, и ресурсов. Этой метафорой скрывается сущность труда. Не делается никаких различий между понятиями труда значимого для человека, и труда, в котором роль человека принижена или игнорируется (dehumanizing labor). Во всей статистике, посвященной труду, нет ни одной работы по значимому труду. Если мы принимаем метафору ТРУД ЭТО РЕСУРС и допускаем, что цена ресурсов, определяемых таким образом, должна быть низкой, дешевый труд — наравне с дешевой нефтью — становится хорошим. Эксплуатация человеческих существ с помощью этой метафоры становится наиболее очевидной в странах, которые гордятся фактически неисчерпаемыми запасами дешевой рабочей силы. Это как бы нейтральное утверждение из области экономики скрывает реальность человеческой деградации. Но фактически все крупные индустриальные страны — капиталистические или социалистические — используют туже метафору в своих экономических теориях и политике. Бездумное принятие метафоры может скрыть реальность деградации, относится ли это к бессмысленности работы белых и синих воротничков, поставленной на индустриальную основу в развитых обществах, или к фактически все еще существующему рабству.
Послесловие Сотрудничество в работе над этой книгой дало нам возможность обсуждать наши идеи не только друг с другом, но буквально с сотнями людей со студентами и коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми, даже с незнакомцами засосе дни ми столиками в кафе. После изучения всех следствий нашей теории для философии или н г вист и к и , которые только можно было себе представить, мы еще яснее увидели, что представляют собой сами метафоры, и то, что они нам дают в понимании нашего повседневного опыта. Мы все еще стрепетом относимся к тем особенностям функционирования языка, которые показывают, что мысами и окружающие нас люди живем такими метафорами, как ВРЕМЯ это ДЕНЬГИ, ЛЮБОВЬ это ПУТЕШЕСТВИЕ ИПР ОБЛ ЕМ Ы - это ЗАГАДКИ. Мыс читаем важным понимание того, что воспитанный в нас способ восприятия мира нее дин ст вен н ы й и что можно выйти за рамки « истин нашей культуры. Но метафоры — это непросто сущности, за которыми можно что-то увидеть. Фактически мы можем увидеть что-то замета форой только с помощью другой метафоры. Способность понимать опыт с помощью метафоры — это как одно из чувств, как видение, осязание или слух обращение к метафорам остается единственным способом восприятия и осознания в опыте большей части действительности. Метафора такая же важная и ценная часть нашей жизни, как, например, осязание Литература
1. Bolinger, Dwight. 1977. Meaning and Form. L.: Longman's.
2. Borkin, Ann. In press. Problems in Form and Function. Norwood, N. J.: Ablex.
3. Cooper, William E., and Ross, John Robert. 1977. "World Order". In Robin E. Gross­
man, L.James san, and Timothy J . Vance, eds., Functionalism. Chicago: Chicago
Linguistic Society (University of Chicago, Goodspeed Hall, 1050 East 59th
Street).
4. Davidson, Donald. 1978. "What Metaphors Mean". Critical Inquiry 5:31-47.
5. Frege, Gottlob. 1966. "On Sense and Reference". In P. Geach and M. Black, eds.,
Translation from the Philosophical Writings of Gottlob Frege. Oxford: Blackwell.
6. Grice, H.P. 1957. "Meaning". Philosophical Review 66:377-88.
7. Lakoff, George. 1972. "Linguistics and Natural Logic". Pp. 545-665 in Donald
Davidson and Gilbert Harman, eds., Semantics of Natural Language. Dordrecht:
D. Reidel.
8. Lakoff, George. 1975. "Hedges: A Study in Meaning Criteria and the Logic
of Fuzzy Concepts". Pp. 221-71 in Donald Hockney et al., eds., Contemporary
Research in Philosophical Logic and Linguistic Semantics. Dordrecht: D. Reidel.
9. Lakoff, George. 1977. "Linguistic Gestalts". In Proceedings of the Thirteenth
Annual Meeting of the Chicago Linguistic Society. Chicago: Chicago Linguistic
Society.
10. Lewis, David. 1972. "General Semantics". Pp. 169-218 in Donald Davidson and
Gilbert Harman, eds., Semantics of Natural Language.
11. Lovins, Amory B. 1977. Soft Energy Paths. Cambridge: Ballinger.
12. Montague, Richard. 1974. Formal Philosophy. Edited by Richmond Thomason.
New Haven: Yale University Press.
13. Nagy William. 197A. "Figurative Patterns and Redundancy in the Lexicon". Ph. D.
dissertation. University of California at San Diego.
14. Reddy, Michael. 1979. "The Conduit Metaphor". In A. Ortony, ed., Metaphor and
Thought. Cambridge, Eng.: At the University Press.
15. Rosch, Eleanor. 1977. "Human Categorization". In N.Warren, ed., Advances in
Cross-Cultural Psychology, vol. 1. N. Y.: Academic Press.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

перейти в каталог файлов


связь с админом