Главная страница

ЛАЙОШ ЭГРИ-ИСКУССТВО ДРАМАТУРГИИ. Искусство драматургии


Скачать 0,82 Mb.
НазваниеИскусство драматургии
АнкорЛАЙОШ ЭГРИ-ИСКУССТВО ДРАМАТУРГИИ.pdf
Дата24.10.2017
Размер0,82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLAJOSh_EGRI-ISKUSSTVO_DRAMATURGII.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44239
страница14 из 14
Каталогketrinkett

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: Базанов В.В._Работа над новой постановкой (технология оформления, МИТТА.doc, Ershov_P_M_Skrytaya_logika_strastey_chuvstv_i_po.pdf, Arnkheym_R_Iskusstvo_i_vizualnoe_vospriatie.pdf, LAJOSh_EGRI-ISKUSSTVO_DRAMATURGII.pdf, Ershov_P_M_Skrytaya_logika_strastey_chuvstv_i_po.pdf, Sulima_K_Buyviter_1995.pdf, Friends__flirt_soblazn_lol.gif, D1_80_D0_B0_D0_B4_D0_B8_D0_BE-_D0_B3_D0_B8_D1.gif и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
12. Где взять идеи?

98
Как только у тебя есть очерченный характер, который безумно чего-то хочет, у тебя есть и пьеса. Не надо выдумывать ситуаций. Этот боевой характер сам их себе создаст. На стр. есть список абстрактных сушестннтельных, прочти его. Помни, что искусство – не зеркало жизни, а ее сущность.
Выбрав основную эмоцию, ты должен ее усилить и подчеркнуть. Если пишешь о любви – так пиши о великой любви. О честолюбии – так о безудержном. О привязанности – так о собственнической.
Вот простое слово "привязанность". Это главная эмоция – в "Серебряной струне".
Эгоистическая, собственническая любовь матери к сыновьям. Мало знать, что человек – собственник, надо знать – почему. Вообще говоря,
причина всех преувеличений – это неуверенность и желание быть значительным. Мать хотела быть центром внимания и не позволяла невесткам жить как положено. Привязанность – в природе человека, но в преувеличенном виде она может быть губительна. Уклониться от такого чувства почти невозможно. Что поделаешь с человеком, который тебя любит? Если ты порядочный человек, то ты как цепями привязан к любящему тебя.
Драма не только развлекает, но и учит.
Писатель объясняет человеку человека. Видя на сцене героя, причиняющего страдания, ты можешь узнать в нем себя.
Вернемся на стр. и возьмем слово "грубость".
ГРУБОСТЬ: Грубиян не знает своих недостатков. Он узколоб, лишен воображения.
Старается поступать правильно, но не может, не умеет. Такой человек неизбежно приведет к конфликту.
АККУРАТНОСТЬ: Представь себе жизнь с человеком, который аккуратен 24 часа в сутки.
Он невыносим, его совершенство требует совершенства и от других.
Ты сам знаешь, что человек не может быть безупречен на 100%, но наш герой не понимает, что он обычный человек, у которого есть недостатки и слабости. И поэтому он должен войти в конфликт с окружающими.
ТЩЕСЛАВИЕ: Тщеславный обязательно очень раним, он сразу обижается и на реальную и на воображаемую критику.
Он так неуверен, что должен постоянно раздувать свое "я", чтобы уверить себя в своей значимости. Он все делает по-своему, и нужна хитрая дипломатия, чтобы с ним договориться.
Он неизбежно потеряет любовь и уважение окружающих – вот тебе и пьеса.
НАДМЕННОСТЬ: Чванный человек (помни, мы должны преувеличивать) это хороший материал для комедии. Надутый, важный, боящийся отступить от приличий хоть на йоту.
Сведите его в конфликте с человеком, у которого прямо противоположный характер, свяжите их в единстве противоположностей – и веселая пьеса готова.
МУДРОСТЬ: Избыток чего-либо, даже хорошего, может раздражать. Твой мудрец, который всегда прав, заставляет окружающих чувствовать себя глупыми и незначительными.
Хотя они уважают его, их злит, что он внушает им чувство неполноценности, а не любовь к нему, которой ему хочется больше всего.
Есть люди, которые за все берутся и ничего не кончают. Есть такие, которые все откладывают на завтра. Есть такие, которые сначала делают, а потом думают. В общем, есть тысячи человеческих свойств, которые могут создать характеры для пьесы или романа.
Можно взять реальных людей и преувеличить какое-нибудь их свойство. У тебя наберется столько персонажей, что жизни не хватит их описать. Всякий, кто в чем-то чрезмерен, это хороший материал. Помни: твой герой должен быть бойцом. Боец должен раскрыться в конфликте.
Ты должен прочувствовать свой рассказ. Он должен стать твоим убеждением. Не бойся конфликтов в своих писаниях, иначе они будут статичны и скучны. Даже хорошая идея – это всего лишь идея. Идея – это зерно, не больше и не меньше. Твоя задача – сделать с ней что-нибудь. Любая идея без трехмерных характеров не стоит ломаного гроша. Аллегория и другие образные конструкции хороши только если они воплощают человеческие стремления. В любом жанре найти идею – самое легкое дело. Гляди вокруг,
будь

99 наблюдателен и увидишь мир, как бездонную кондитерскую, где можно выбрать самые вкусные сладости.
Вот несколько характеров, на которых ты можешь попробовать свои силы. Я попытался найти составляющие характера. Вот типы. Сделай из них живых людей.
БЕЗУДЕРЖНЫЙ (не обязательно плохой человек): Что-то важное на карте – Не может повернуть назад – Решимость – Честолюбие – Отчаянность – Загнан в угол – пойман в ловушку – Страх поражения – Воинствующая правдивость – Великая Страсть (любовь, ненависть) – Целеустремленность – Эгоцентричность – Односторонний ум –
Предусмотрительность – Мстительность – Жадность.
БЕСПОМОЩНЫЙ: Мечтательность – Безыниативность – Лень – Нет цели в жизни –
"Авось обойдется".
УМНЫЙ:
Хитрость

Сообразительность

Способность убеждать

Наблюдательность – Интеллект – Талант – Хороший психолог.
ЗАНУДА: Тупоумие – Эгоизм – Эгоцентризм – Тревога или страх – Нехватка наблюдательности, чуткости.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ: Невнимание к другим – Гневливый – Нервный – Нечуткий –
Нетерпеливый – Неудачник – Злобный – Больной – Своевольный – Избалованный –
Находчивый.
АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ: Жестокий – Хищный – Бесчеловечный – Безжалостный – Все, что вредит людям – Нетерпимый – Упрямый – Порочный.
ЛЮБОВЬ К РОСКОШИ: Распущенный – Чувственный – Тяга к самовыражению –
Жажда красота – Упадочность – Увлекающийся.
САМОДОВОЛЬСТВО: Придирчивый – Нетерпимый – Пугающий – Боязливый –
Комплекс неполноценности – Страсть к господству – Эгоист – Злословие – Боец.
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: Тревога – Чувство вины – Скептицизм – Подлость –
Тщеславие – Трус – Несчастный – Не может оценить ситуацию – Комплекс неполноценности.
ФАНАТИЗМ: Судит других только по своим меркам – Ортодоксальность –
Отсутствие воображения – Холодная злоба – Благопристойность – Непреклонность –
Реакционность –Формализм – Вежливость – Чувство вины.
ХАМ: Эгоизм – Бессовестный – Зависть – Неуверенность – Тщеславие –
Переменчивый – Одиночество – Комплекс неполноценности – Отсутствие творческих способностей.
ЧЕСТОЛЮБИЕ: Восстание против статус кво – Жажда признания – Жажда оправдать свое существование – Неудовлетворенность – Стремление к власти – Ревность –
Самоосуществление – Безжалостность – Тяга к безопасности, надежности.
Можно находить новые идеи до бесконечности, и только старость или нехватка фантазии тебя остановят.
ВОПРОС: Наверно, все эти примеры мне помогут в поиске идей, но... Я не понимаю, почему люди должны быть сгустком типичности. В жизни не все сошли с ума, и не все так странны, как те характеры, которые вы предлагаете искать. Вас послушаться, так наши пьесы будут ненормальными.
ОТВЕТ: Ты когда-нибудь злился так, что думал, что ты тронулся?
Нет? А другие злились. Ревновал ли так, что казалось больше не вынесешь? Если нет, то ты – редкая птица и никогда не поймешь мотивов обычного человека. Бывает, нормальнейшие люди чувствуют необходимость ужасной мести. Писатель должен ловить людей в минуту кризиса. А в такие минуты никто не действует нормально. Если ты пережил катастрофу, ты поймешь не только душевное состояние своих героев, но и мотивы, и извилистый путь,
по которому они пришли к печальной или блестящей судьбе.
Видя в книге или на сцене жестокость, насилие, грубость и все страсти, превращающие людей в животных, мы действительно видим себя, какими мы иногда бываем.

100
Еще раз: пиши о людях, достигших поворотного пункта в своей жизни. Их пример станет для нас или предостережением или образцом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не различая запахов, не станешь парфюмером. Чтобы стать драматургом, нужно иметь прежде всего воображение и здравый смысл. Будь наблюдателен. Не довольствуйся поверхностным знанием. Имей терпение доискиваться до причин.
Имей чувство гармонии и хороший вкус.
Ты должен знать экономику, психологию, физиологию, социологию. Всем этим можно овладеть только после упорного труда – а не овладеешь, никакие методы и подходы драматурга из тебя не сделают. Мы часто поражались легкости, с какой люди решают стать писателем. Чтобы стать сапожником или плотником, нужно три года учиться в
ПТУ – как же можно сразу, без серьезных занятий овладеть искусством драматургии – одним из труднейших в мире? Диалектический подход поможет тем, кто готов к работе. Он также поможет начинающему, представив ему ясную картину препятствий на его пути и дорогу,
ведущую к цели.
Конец
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................……………. 1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 2
ПОСЫЛКА.........................................................…………….. 4
ХАРАКТЕР.........................................................…………….14 1. Костяк..................................................…………….14 2. Среда...................................................…………….18 3. Диалектический подход......................……………20 4. Рост характера.....................................…………….24 5. Сила воли в персонаже........................……………29 6. Сюжет или характер.............................. ………….32 7. Герои сами придумывают пьесу..........…………..37 8. Осевой характер..................................…………….39 9. Антагонист..........................................…………….41 10. Оркестровка......................................…………….42 11, Единство противоположностей........…………...43
КОНФЛИКТ.....................................................………………46 1. Истоки действия................................……………..46 2. Причина и следствие.........................…………….46 3. Статичный.........................................……………..49 4. Скачущий конфликт.........................……………..54 5. Развивающийся конфликт.................................….57 6. Движение..........................................………………60 7. Предваряющий конфликт.................……………..62 8. Поворотный пункт............................……………..64 9. Переход.............................................………………68 10. Кризис,
кульминация, развязка......……………..78
РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ......................................………………82 1. Обязательная сцена..........................………………82 2. Экспозиция......................................……………….84 3. Диалог..............................................……………….85 4. Экспериментирование........... .........………………88 5. Злободневность пьесы.....................………………89

101 6. Выходы и уходы.............................………………..90 7. Почему некоторые плохие пьесы имеют успех............................………………..91 8. Мелодрама.....................................…………………92 9. О гении...........................................…………………92 10. Что такое искусство?...................…………………92 11. Когда ты пишешь пьесу..............…………………93 12. Где взять идеи?...........................………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................………………….96
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов
связь с админом