Главная страница

Дятлева. Искусство Третьего рейха. Тайны истории (2013). Искусство третьего рейха


Скачать 37,87 Mb.
НазваниеИскусство третьего рейха
АнкорДятлева. Искусство Третьего рейха. Тайны истории (2013).pdf
Дата07.12.2017
Размер37,87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDyatleva_Iskusstvo_Tretyego_reykha_Tayny_istorii_2013.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50624
страница1 из 23
Каталогwhite_trash_beautiful

С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: Кидис Энтони. Паутина из шрамов - royallib.ru.doc.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Серия
• Тайны истории •
Г.В. ДЯТЛЕВА
ИСКУССТВО ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2013

УДК 7.0(430)
ББК Ген
КТК 836
Д99
Дятлева Г.В.
Д99 Искусство Третьего рейха /
Г.В.
Дятлева. - Ростов н/Д : Феникс,

2013
.
- 2 5 слил- (Тайны истории Третий рейх уже давно стал историей, но искусство, которое он оставил после себя, все еще привлекает к себе внимание не только историков и искусствоведов, но и тех, кто интересуется архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, кинематографом. Нельзя отрицать тот факт, что целью нацистов, в первую очередь, была пропаганда, а искусство — только средством. Однако это не причина для того, чтобы отправить в небытие целый пласт немецкой культуры Искусство нацистской Германии возникло не на пустом месте, его во многом предопределили более ранние периоды, в особенности эпоха Веймарской республики, давшая миру невероятное количество громких имен. Конечно, многие талантливые люди покинули Германию с приходом к власти Гитлера, однако были и те, кто остался на родине и творил для своих соотечественников художники, скульпторы, архитекторы, музыканты и актеры 978-5-222-21198-4
УДК 7.0(430)
ББК Ген Г.В. Дятлева, 2012
© Оформление, ООО Феникс, 2013

Оглавление
Введение....................................................................................... Архитектура Третьего рейха. Важнейшее ив искусств ..................................................... 9
Нееостоявшийся архитектор Адольф Гитлер. Помпезность и величие нацистского
неоклассицизма..................................................................16
Альберт Шпеер — любимый архитектор фюрера ....... Проект Нового Берлина несбывшаяся мечта
Гитлера................................................................................. Архитектура жилых домов и Новый город»
Готфрида Федера................................................................ Замки смерти и их создатель Вильгельм Крайс Индустриальный модерн. Многообразие стилей от сельских школ
гитлерюгенда до рыцарских замков»...........................53
Скульптура Третьего рейха. Младшая сестра архитектуры Обнаженное тело в скульптуре Третьего рейха.............65
Придворный скульптор и мастер
психологического портрета Арно Брекер....................... 70
Йозеф Торак — второй среди великих. Живопись Третьего рей ха......................................................87
Гитлер — художники коллекционер. Меценаты из НСДАП и солдаты культурного
фронта»................................................................................. 92
Отверженные.......................................................................98
«Тихое искусство Карла Шмидта-Ротлуфа................108
«Ненаписанные картины Эмиля Нольде....................111
Официальное искусство и благонадежные художники. Оглавление
Народи партия едины......................................................118
Дианы, Леды и Венеры. Живопись из окопов..........................................................125
Портрет, пейзажи натюрморт. 126
Адольф Циглер, главный живописец
Третьего рейха. Крестьянский художник Зепп Хильц
............ Классическая музыка Третьего рейха. Вагнер — душа германской нации.................................134
«Цыганская любовь без цыган,
или Гонимые и лояльные ............................................... 138
Рихард Штраус Имперская палата,
симфонические поэмы и космос ................................... Вильгельм Фуртвенглер, всемирно известный
и несправедливо обвиненный ........................................ 146
Герберт фон Караян — легенда музыкального
мира..................................................................................... Популярная музыка Третьего рейха. Наследница берлинских кабаре и американских
мюзиклов............................................................................ 156
Джаз-бэнд доктора Геббельса и непокорные
«дети свинга .................................................................... Бодрые военные марши и «Хорст Вессель» Солдатские шлягеры, неувядаемая Лили Марлен» и ее первая исполнительница Лале Андерсен............. Кинематограф Третьего рейха..............................................180

Короткий рассвет перед долгой ночью кино Германии от Веймарской Республики
до Третьего рейха. Глоток свободы между двумя катастрофами...............186
Место предсказаниям — в архиве. Звезды зажигают вовсе времена. Глас вопиющего снова не слышат.............................195
Тотальный контроль и ариизация
кинематографа Искусство Третьего рейха
Немецкий Голливуд — любимое детище
доктора Геббельса ........................................................... Бунтарка Лилиан Харвей................................................203
Марика Рекк — яркая звезда кинематографа
Третьего рейха..................................................................204
Зара Леандер, загадочная и пленительная .................207
Ильзе Вернер — еще одна поющая иностранка
немецкого кино ............................................................... Лида Баарова. Трагедия чешской красавицы Ольга Чехова. Неразгаданная тайна. 213
Кинопропаганда явная и скрытая. 214
«Квекс из гитлерюгенда» и другие...............................218
«Еврей Зюсс»: чудовищная сила киноискусства........220
Немного о создателях главного
пропагандистского киношедевра................................. Лени Рифеншталь: трагедия таланта. Прожектор светит не всем. 231
Суперфильм «Мюнхгаузен» и его актеры. Мода Третьего рейха. Германия и Франция битва за титул
законодательницы моды Германская мода миф или реальность. Конец центра моды на площади Хаусфогтайплац .... Мода для народа и парижский шик для элиты. Мода и война......................................................................249
Список использованной литературы. 253

Введение
Эпоха Третьего рейха давно стала историей, отдаляющейся от нас все дальше и дальше. Несмотря на то что еще свежи трагические воспоминания и живы те, кто перенес ужасы фашизма, по прошествии некоторого времени этот кровавый период постепенно смягчится в памяти людей Однако мистические тайны Третьего рейха всегда будут волновать воображение, а живопись, архитектура, музыка и кинематограф национал-социалистической Германии наверняка на долгие десятилетия останутся предметом споров профессионалов и ценителей искусства.
Что же представляет собой искусство Третьего рейха
Китч, идеологический заказ, политическая пропаганда или продолжение традиций художественного реализма классицизма, романтизма Можно долго спорить об этом но нельзя отрицать того, что оно до сих пор привлекает наше внимание и оказывает воздействие на современное общество. Достаточно вспомнить, сколько жарких дискуссий вызвала олимпийская эстетика, созданная Лени Рифенш- таль в далеком 1936 году в Берлине.

Мы привыкли восхищаться работами древнегреческих и римских скульпторов, обнаженные мраморные тела, соз-
Искусство Третьего рейха
данные Фидием или Праксителем, вызывают восторги эстетическое наслаждение. Однако после 1945 года практически любая нагая скульптура в Германии воспринималась исключительно как нацистская символика, поэтому такие изваяния исчезли с улиц и парков. Стоит ли страшиться атлетического мужского тела лишь потому, что нацисты использовали эстетические идеалы античности в своих целях?
Некоторые исследователи полагают, что скульптура Третьего рейха является отражением варварства, культа силы — и ничего более, однако есть и другие мнения. Сью­
зен Зонтаг, американская писательница и критик вобла bbсти литературы, театра и кино, пишет Обычно думают что национал-социализм стоит только за животность и террор. Но это неверно. Национал-социализм и вообще фашизм стоит также за идеал или, скорее, идеалы, которые сегодня существуют под другими знаменами идеал жизни как искусства, культ красоты, фетишизм смелости, преодоление отчуждения в экстатическом чувстве принадлежности, отвержение интеллекта и теплое мужское сообщество (семья, под родительской властью вождей. Эти идеалы живы и дорогим ноги мл ю д ям. Фильм об Олимпиаде года Олимпия, а также Триумф воли были сняты Лени Рифеншталь по заказу нацистов, однако яркая эмоциональность и строгая простота этих картин до сих пор привлекают к ним зрителей. Разумеется, далеко не все согласятся сточкой зрения Зонтаг, нов одном она права
национал-социалисты, порой, действительно использовали в своих целях общечеловеческие ценности, понятные каждому из нас. Это, конечно женив коей мере не уменьшает ответственности художников, работавших на нацистов, а значит, принимавших их идеологию.
Удивляет другое искусство Третьего рейха сформировалось всего за двенадцать лет, шесть из которых были
Введение
военными. Кроме того, многие талантливые деятели культуры покинули страну, а оставшиеся ушли во внутреннюю оппозицию, игнорируя идеологов нацизма, призывавших мастеров к созданию новой, истинной немецкой культуры. За короткий временной промежуток удалось практически полностью добиться тех целей, которые национал социалистическая партия поставила перед искусством. Несмотря на сегодняшнее осуждение нацистской эстетики несомненно одно она пленила сознание миллионов немцев и возбудила к себе небывалый интерес со стороны жителей других государств. Хотя союзники, оккупировавшие Германию после ее капитуляции, старались уничтожить все что было создано Третьим рейхом в области искусства, им не удалось загасить интерес к эстетическому наследию
национал-социалистов, и оно по-прежнему завораживает
людей.
Автор этой книги не ставит перед собой задачи осудить или оправдать кого-либо, его цель — попытаться понять какое место в человеческой цивилизации занимает искусство Третьего рейха, сумевшего залет своего существования добиться несомненных успехов в области науки, техники, архитектуры и музыки
Архитектура Третьего рейха
Важнейшее из искусств
Ни одному из существующих искусств политические деятели Третьего рейха не придавали такого значения, как архитектуре. Об этом позаботился сам Гитлер, не раз высказывавший мысль о том, что идеи национал-социализма, воплощенные в произведениях зодчества, будут актуальными в течение многих столетий. Архитектура считалась частью немецкой революции, смыслом которой был приход к власти фюрера. Именно она, наряду с возведением памятников, являлась для нацистов самым политическими наиболее достойным внимания искусством. По мнению фюрера и его соратников, архитектура лучше всего могла служить воспитательным целями оказывать необходимое психологическое воздействие на массы.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году была принята программа по перепланировке городов под лозунгом урегулирование пространства и выздоровление немецких городов. Однако главной задачей нацистов было отнюдь не улучшение качества жизни городского населения как с восторгом сообщали газеты, а подготовка к войне.
В 1937 году Гитлер издал указ О перестройке немецких городов, который стал руководством к активным
Архитектура Третьего рейха
действиям. Разбирались целые кварталы со старинными постройками, началась разработка проектов застройки центров городов. Свою градостроительную программу Гитлер обосновывал тем, что хочет вернуть немецкой нации чувство самоуважения, утраченное после поражения в Первой мировой войне. Здания, возведенные в городах, должны были производить неизгладимое впечатление и на простых жителей Германии, и на международное сообщество С помощью архитектуры нацисты собирались показать немецкому народу и всему миру непобедимость своих идей.
По мысли Гитлера, возводимые здания должны были выполнять не только функциональные задачи, но и служить своего рода посланием будущим поколениям, а значит, стоять вечно. Особенно ярко идеи вечного господства и абсолютной власти отразились в государственных и партийных зданиях нацистской Германии. Гитлер был уверен, что через тысячи лет, когда Третий рейх, подобно Римской империи, перестанет существовать, созданные им громадные сооружения превратятся в руины, но останутся такими же величественными, как и развалины Древнего Рима, а при взгляде на них люди будут восхищаться былым могуществом Великого рейха. Эту идею фюрер постарался донести до своих зодчих. Естественно, ни Гитлер, ни архитекторы, работавшие под его руководством, даже не догадывались, что многие из этих исполинских сооружений, построенных, казалось бы, на века, не простоят и де­
сятилетия.
Нацисты придавали архитектуре огромное значение об этом говорит и тот факт, что даже вовремя Второй мировой войны строительство в крупных городах продолжалось и финансирование не останавливалось до начала
1944 года.
Образцом для подражания при строительстве партийных и государственных зданий стала древнегреческая
Искусство Третьего рейха
и древнеримская архитектура, а также полные торжественной гордости прусские соборы. Тяготевший к мистицизму и оккультным знаниям, Гитлер полагал, что исходящее от них излучение придаст новому государству мощь и силу и поможет Германии стать владычицей мира, подобно Древнему Риму. Фюрер подкреплял свои выступления расовыми теориями, которые гласили, что предками современных немцев, унаследовавших боевой дух пруссаков были древние греки и римляне.
Рассуждая о нацистской архитектуре, многие исследователи употребляют эпитеты монументальная, циклопическая, гигантская. На самом деле, во времена Третьего рейха возводились не только громадные партийные форумы и пафосные государственные здания. Не стоит думать, что нацисты не строили жилых домов, кинотеатров больниц и фабрик, при этом все эти сооружения нисколько не напоминали партийно-государственные дворцы. Деятели нацизма часто говорили об изобретении особого архитектурного стиля, а мемуары Альберта Шпеера, придворного архитектора Гитлера, свидетельствуют о том , что нацистской архитектуре свойствен эклектизм и стилевой плюрализм. В ней существовало только общее направление, в котором соединились самые разные элементы. Из воспоминаний Шпеера известно, что фюрер прекрасно понимал гостиница на автобане или сельская школа гитлер-
югенда не может быть похожей на городское здание, а фабрика не должна напоминать дворец партийных съездов К проекту обычного фабричного строения из стекла и бетона Гитлер мог отнестись сне меньшим воодушевлением чем, например, к зданию новой Имперской канцелярии.
Национал-социалистам нужна была поддержка всего населения страны, и с помощью архитектуры они обращались ко всем его слоям. Немецкого обывателя могли привлечь симпатичные сельские домики молодежь — мрач­
Архитектура Третьего рейха

(12)
ные орденские замки и полные средневековой романтики фахверковые (каркасные) дома из натуральных материалов промышленника — административные строения и фабричные корпуса в духе умеренного модернизма.
Нацисты не изобрели ничего принципиально нового в области зодчества, они лишь использовали архитектурные традиции прошлого. В пользу отсутствия особого стиля фашизма говорит и то, что образцы подобной архитектуры не исчезли спадением рейха. После окончания войны немецкие города, разрушенные бомбами американской и британской авиации, отстраивали архитекторы Третьего рейха. Многие проекты, которые они использовали, были подготовлены еще при Гитлере.
Главенствующим стилем Третьего рейха был неоклассицизм сего монументальными формами, прекрасно подходившими для пропагандистских целей. Он выразился в строительстве помпезных дворцов и парадных зданий предназначенных для государственных и партийных нужд По воспоминаниям Шпеера, фюрер больше тяготел к необа­
рокко, однако этот стиль фактически не представлен в нацистской архитектуре, так как его черты не соответствовали идеологическим требованиям. Для строительства рекомендовалось употреблять только отечественные материалы гранит, дерево, тесаный камень) с сохранением народных традиций (фелькише), к которым сам Гитлер относился с легким презрением. Парадная архитектура Третьего рейха использовала разработки нордического классицизма конца XVIII — начала XIX века, примером тому служат многочисленные сооружения, в том числе коричневый орденский замок Фогельзанг, здание Имперской канцелярии и Олимпийский стадион в Берлине.
Придя к власти, нацисты постарались изгнать все авангардные течения из искусства, но их отголоски нем огл и не найти своего отражения в зодчестве Третьего рейха. Больше
Искусство Трсггьего рейха
всего повезло архитектурному модернизму, представленному конструкциями из стекла и бетона в заводских корпусах и административных зданиях. Приметы стиля функционализм, сформированного немецкой школой «Бауха- ус еще в конце х годов, прослеживаются в облике казарм, стадионов, спортивных сооружений. А стильно bbвая вещественность использовался нацистскими архитекторами в проектах промышленных комплексов ивы bbставочных залов.
Несостоявшийся архитектор
Адольф Гитлер
В 1907 году летний Гитлер, имевший способности к рисованию, приехал в Вену, чтобы поступить В Академию художеств. Ему удалось успешно пройти первый экзаменационный тур, нона втором он провалился. Через год будущий вождь немецкой нации предпринял вторую попытку поступления, но иона закончилась неудачей. Его рисунки были признаны экзаменаторами слабыми, за исключением тех, на которых были изображены здания Свою роль сыграло и то, что Гитлер неумел рисовать лица людей. Ректор Венской академии, с которым несостоявшийся студент добился встречи, посоветовал ему забыть о профессии художника и стать архитектором. У Гитлера действительно лучше всего получались пейзажи с домами а вовремя осмотра венских достопримечательностей его внимание было направлено только на архитектурные сооружения, выполненные в стиле неоклассицизма или нео­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом