Главная страница
qrcode

Том 04 - Корбюзье (Великие архитекторы). Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю Красиво. Это Архитектура


Скачать 139.7 Mb.
НазваниеИспользуя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю Красиво. Это Архитектура
АнкорТом 04 - Корбюзье (Великие архитекторы).pdf
Дата11.12.2017
Размер139.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTom_04_-_Korbyuzye_Velikie_arkhitektory.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#51124
страница1 из 4
Каталогivikta

С этим файлом связано 78 файл(ов). Среди них: Gastro07082017.pdf, ShGK052017.pdf и ещё 68 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Ле Корбюзье
Комсомольская правда
Директ-Медиа Москва 2014
Жизнь и творчество
Ле Корбюзье с макетом Лучезарного города. Фотография ок. 1930 г.
Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю Красиво. Это — Архитектура.
Корбюзье
История современной архитектуры Запада писалась параллельно со становлением самой современной архитектуры. Лучшие зодчие столетия были еще и теоретиками, а значит, исследователями и комментаторами. При всех болезненных противоречиях, при спадах и подъемах развития архитектуры обнаруживается центральная мысль зодчего XX века необходимость коренного преобразования общества, необходимость сделать его гармоничным посредством решительного воздействия на среду обитания человека. Архитектура или революция, — из этого своего противопоставления Ле Корбюзье делает вывод можно избежать революции (Как тут не вспомнить фразу, вложенную в уста своего героя МА. Булгаковым, художником из поколения Корбюзье и, может быть, равным ему по таланту Ну что же. они — люди как люди. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их

Ле Корбюзье и Альберт Эйнштейн. 1955 г.
«Библией архитектуры назвал великий бразилец Оскар Нимейер, считавший себя учеником
Корбюзье, его книги Теоретики публицист живописец и скульптор графики дизайнер общественный деятель и градостроитель,
Ле Корбюзье умел смотреть на современность сквозь призму будущего
Деятельность Ле Корбюзье по влиянию и широте достижений занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нем спорили при его жизни и после смерти. Его называли самым великими самым нелюбимым зодчим века. Корбюзье сам с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать в одних случаях гнев, в других — энтузиазм. Черты его личности (поэтичность, романтизм, склонность к утопическим построениями владение холодным галльским смыслом, картезианство, умение точно планировать режим работ и предельная, самоотверженная отдача им) оказались воплощенными в его творчестве. В каждом тексте, в каждой постройке мастера отразились и творческий взлет целых эпохи тончайшие нюансы душевного мира художника».
Ле Корбюзье творил в переломную эпоху. Резкий прирост населения, потребность в новых объектах строительства (вокзалы, аэропорты, стадионы ивы ста­
вочные залы, транспортные артерии, фабричные комплексы и т. д, смена способов производства (замена ручного труда механическим, применение конвейера и т. д, революционное изменение мышления в связи с научно-техническим прогрессом (достаточно упомянуть повсеместное введение электричества, увеличение скорости транспорта и возникновение новых средств связи, сложение более тесных связей с транспортниками, гигиенистами, климатологами, с системой организации общественного обслуживания вот лишь некоторые условия, которые стало необходимо учитывать архитекторам. Но вместе с проблемами появлялись и неизвестные ранее возм ож ности...
Ле Корбюзье, собственно Шарль Эдуард Ж аннере-
Гри, родился 6 октября 1887 года в городе Ла-Шо-де- Фон (Швейцария, расположенном недалеко от границы с Францией. Город этот, как и одноименная община, один из крупнейших производителей часов. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фр- беля, поощрявшие творческие потенции малышей. Так что желание придумывать и вкус прививались мальчику с самого раннего возраста.
Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес — гравера, эма­
льера, дизайнера (тогда такого понятия не было) циферблатов, не вызвал противодействия у Шарля. Влет он поступил в местную Школу прикладного искусства, получив специальность ювелира, часовщика-гравера.
4

Ле Корбюзье. Ок. 1953 г.
Ле Корбюзье представляет свою скульптуру для выставки в Музее современного искусства в Париже. 1953 г
В 1902 году (юноше только 15 лет) отчеканенные им часы с применением серебра, стали и золота завоевали почетный диплом на международной выставке декоративного искусства в Турине. Ему еще не было 18, когда под влиянием и с благословения учителя — Шарля Леплатенье и с помощью профессионального архитектора Шарль создал свое первое сооружение — дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле (вилла Фалле, 1905). Здание было выстроено и оформлено в русле устоявшейся традиции, с орнаментами и украшениями. Заметим, что один из самых ярких зодчих XX века не имел специального архитектурного образования (как, впрочем, и Мис ван дер Роэ, Райт и другие великие. По сути, он был самоучкой. Архитектурными университетами для него стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени. Так, на деньги, заработанные благодаря первому заказу, Шарль Эдуард предпринял путешествие по Италии и Австро- Венгрии, изучая и зарисовывая памятники. В Вене он встречался с Йозефом Хофманом, известным австрийским архитектором сецессиона (модерна. В Париже два года проработал в качестве чертежника в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, чье творчество представ-
Вилла Жаннере-Перре. Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
Вилла Жаннере-Перре. Деталь фасада
Макет виллы Жаннере-Перре
Вилла Жаннере-Перре. Интерьер ляет собой переход от архитектуры модерна к функционализму В мастерской Перре молодой мастер узнал, что такое железобетон, и оценил его как материал будущего. С октября 1910 по март 1911 года под Берлином в
Нойбабельсберге Ж аннере — стажер в ателье немецкого зодчего, пионера функционализма Петера Беренса. Здесь же в это время (удивительная, знаменательная встреча) работали молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер
Гропиус, («отцы-основатели модернизма, каких назовут позже, с которыми впоследствии долгие годы поддерживались дружба и сотрудничество.
В 1911 году Шарль Эдуард продолжает свое познавательное путешествие, уже по странам Балкан и Малой Азии, внимательно изучая не только знаменитые памятники, но и народное строительство. Впоследствии эти наблюдения помогали ему иллюстрировать примерами собственные мысли о задачах архитектуры. Так, он невозмутимо сравнивал Парфенон и автомобиль, находя в них сходство в принципах стандартизации форм, рожденных путем тщательного отбора.
В 1914 году Ж аннере становится руководителем собственной архитектурной мастерской, исполняя заказы на частные дома. Еще раньше (1912) была спроектирована и построена вилла Ж аннере-П ерре — дом для
Функционализм — направление в архитектуре XX века. Функционалисты считали, что здание должно строиться в строгом соответствии своему назначению (функциям исканиям функционалистов близки искания конструктивистов в СССР
Вилла Швоб (Турецкая вилла. Ла-Шо-де-Фон. Швейцария
Жилой дом в поселке Вейссенгоф. Штутгарт, Германия родителей. Однако своим подлинно первым самостоятельным проектом архитектор считал дом для местного часового магната — виллу Швоб (1916-1917), или, как ее еще называют, Турецкую виллу.
Уже в этот период на родине, осознавая великую роль архитектуры в решении социальных проблем, Шарль Эдуард разработал проект «Дом-Ино» (совместно с инженером Максом Дюбуа) — техническую идею дома со стандартизированными ячейками. На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны — точками на них. По сути то была первая в истории зодчества идея каркасного дома для серийного производства. Но выдвигая здесь и далее проблему стандартизации, мастер не забывало художественности, полагая, что стандарт является путем к отбору, а значит, к совершенствованию.
С 1917 года Ж аннере находится в Париже. Все свободное время он посвящает теории архитектуры и живописи. Влившись вовсе еще кипящую жизнь парижской школы, познакомившись с великими модернистами
Пикассо, Браком, Леже и др, они сам был готов на героические эксперименты. Вместе с другом, французским художником Амеде Озанфаном, Ж аннере публикует манифест После кубизма (1918), в котором были сфор­
8
Натюрморт. 1920 г.
мулированы основные положения нового направления в живописи — пуризма Живопись пуристов превращает предмет в повод для утонченной игры линий, изысканных обобщенных силуэтов и цветовых пятен. Пуристы провозгласили идею очищения изображаемого, замены его пластическим символом, знаком, способным выявить внутреннюю конструкцию предмета. Скажем также, что занятия живописью Ле Корбюзье считал одним из источников своих архитектурных идей.
Вместе с Озанфаном Ж аннере в 1920-1925 годах издавал ставший чрезвычайно популярным для всех адептов ветра перемен в искусстве журнал «L’Esprit nouveau» Новый духи руководил в нем разделом архитектуры. На страницах этого радикального философско- художественного обозрения он много печатался сами впервые подписался как Ле Корбюзье, взяв фамилию одного из предков матери. Новое включало прежде всего идею рационализма в архитектуре, которая при своем воплощении должна была бы ориентироваться на степень функциональности, как это востребовано конструкторами и дизайнерами автомобилей. Слоган дом — машина для жилья становится для Корбюзье своего рода паролем для маркировки своих — чужих в профессиональной среде. Машина — это, в первую
Угроза. 1938 г.
Пуризм — направление в живописи и архитектуре, появившееся в 1918 году. Пуристы ратовали за простую, функциональную живопись и архитектуру, в которых эстетическое начало соединяется с механическим. Декоративность и манерность ими полностью отвергались
Макет проекта реконструкции центра Парижа (План Вуазен»)
В разное время на рю де
Севр, 35 стажировались ученики из разных стран Некоторым из них, как
Кунио Маэкаве и Дзюндзо
Сакакуре из Японии
Хосепу Льюису Серту из Испании, Максвеллу
Фраю из Англии,
Андре Вожанскому из Франции, предстояло стать звездами мировой
архитектуры
очередь, для него порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.
Вехой в биографии Ле Корбюзье становится 1922 год. Он знакомится с Ивон Галли, на которой женится спустя восемь лет, приняв французское гражданство. Кроме того, сотрудничество с кузеном, архитектором Пьером Ж аннере, позволило в 1922 году открыть в Париже успешную проектную мастерскую. Очень скоро ее адрес — рю де Севр, 35 — сделался одним из интернациональных центров новой архитектурной мысли.
Частные виллы, созданные в мастерской в двадцатые годы, принесли Ле Корбюзье славу новатора, а воистину пуристские формы произведений зодчего сделались образцом для многих. В основе архитектурной идеи здесь обнаруживаются простота геометрии, белые фасады без признаков орнаментики, большие горизонтальные окна, плоские крыши, железобетонный каркас. Такова, например, образцовая вилла в Пуасси неподалеку от Парижа, принадлежавшая владельцам страховой компании Савуа (в нашей литературе из-за первоначальной ошибки переводчика она значится под псевдонимом
«Савой», Таким образом, «5 отправных точек современной архитектуры — знаменитый выводи рецепт для зодчества будущего, который Корбюзье сформулировал на страницах своего журнала, оказывались воплощенными в реальных постройках. Они содержали следующие требования
Макет дома в Штутгарте на выставке немецкого Веркбунда к новым зданиям наличие опор-столбов, поднимающих сооружение над землей крыша-терраса с садом, который, по мнению мастера, возвращал городу зелень, отнятую объемом дома свободная планировка ленточное окно, расположенное вдоль по фасаду свободный фасад как следствие свободного плана (отныне фасады — это легкие пластины изолирующих стен и окон).
Исследование возможностей стандартной жилой застройки и массового типового строительства, начатые в проекте «Дом-Ино», Ле Корбюзье развил в доме Ситроен в городах-садах в Льеже и Пессаке. Промышленник Анри Фруже в 1924 году заказал архитектору для своих рабочих поселок в пригороде Бордо Пессаке, открытый для проживания в 1926 году. Уместных жителей он получил наименование Современный квартал Фруже. В 50 двух- и трехэтажных домиках архитектор разнообразил планировку были возведены так называемые ленточные дома, отдельно стоящие блоки. Простота процесса строительства обусловила его дешевизну при приемлемой комфортности, соответствующей тогдашним нормам.
С начала двадцатых годов можно проследить развитие градостроительной мысли Ле Корбюзье. В 1922 году братья представили на Осеннем салоне макет Современного города натри миллиона жителей, административного центра, города-сада с рабочим населением и промышленными предприятиями, расположенными за зеленым поясом — защитной зоной безопасности».
Ле Корбюзье писал Климат в Пессаке очень сухой. Серые бетонные дома производят гнетущее впечатление плотной массы, которой не хватает воздуха.
Цвет в состоянии дать пространство. Поэтому некоторые фасады окрашены жженой охрой. Фасады других домов мы заставили отступить с помощью истого ультрамарина.
Мы растворили некоторые в зелени садов и деревьев, окрасив фасады зданий в бледно зеленый цвет
Здание покоится на пилоти.
Так называют столбы, которые поддерживают основной объем здания, поднятого над уровнем земли
За полукруглой стеклянной стеной метрового холла первого этажа виднеется винтовая лестница, но Корбюзье устроил еще и пандус
Первый этаж таких зданий на столбах использовался для хозяйственных нужд и коммуникаций
По первоначальному проекту вилла должна была быть трехэтажной. Но даже богатым владельцам страховой компании, чете Савуа, смета показалась завышенной. Убрав верхний этаж, Корбюзье устроил крышу- террасу
Единственная входная дверь в виллу
Вилла Савуа
12
Ленточные окна делят все стены виллы. Дом — это коробка, поднятая в воздух, прорезанная по четырем сторонам непрерывным окном. Посетители изумленно озираются, они не видят здесь ничего, что называют домом , они находятся в чем-то совершенно новом для них. И. они не скучают, я надеюсь, — писал Корбюзье
В соответствии с пятью отправными принципами современной архитектуры, выведенными Ле Корбюзье, и здесь мы видим плоскую крышу
Открытая крыша-терраса заняла и часть второго этажа
Вилла расположена посреди лужайки. По словам архитектора, дом положен на траву, как предмет, чтобы ничего не повредить

Ле Корбюзье писал Город Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней. Это рукотворный организм призванный защищать человека и создавать ему условия работы.
Это плод человеческого
творчества»
В 1925 году идеи, заложенные в основу макета, перешли в план «Вуазен». В нем предлагалось снести старый Париж (240 гектаров) для возведения делового центра с 18 этажными небоскребами для различных офисов и низкорослыми горизонтальными связками для сервисных целей, что вместе занимало бы ничтожную долю всей территорию города. Остальные же 95 % отводились под широкие проезды, пешеходные зоны и парки.
Чуть позже Ле Корбюзье отказался от модели централизованного города. В проекте Лучезарного города
(1931, совместно с П. Ж аннере) он предлагает идею городского пространства, которое может продолжаться теоретически бесконечно. Организовано оно должно было быть лентами городов-спутников (для воспитательных учреждений, параллельными зонами — деловой, транспортной, гостевой (для гостиниц и посольств, жилой, складской, промышленной, зеленой. Впрочем, благодаря поднятым настойках постройками плоским крышам вся территория представляет собой парк.
Градостроительные идеи Ле Корбюзье в теории и практике (проекты планировок для Барселоны, Алжира, Стокгольма, Антверпена, Рио-де-Жанейро, «Муденеума», или Города мира, спроектированного для Женевы) легли в основу его книги Афинская хартия (1943),
14
оказавшей влияние на ход развития послевоенной мировой архитектуры. Справедливости ради скажем, что, если бы ранние радикальные градостроительные идеи
Ле Корбюзье сих тотальным геометрическим духом в отношении старых столиц осуществились, сегодня мы бы не наслаждались атмосферой истории и самобытностью Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима. При этом в 1962 году он пишет горячее обращение мэру Венеции, в котором есть и такие строки Власти должны объявить Венецию священным городом. Все людские сердца открываются в Венеции. Вы не имеете права менять облик этого города. Вы не имеете права допускать в Венеции архитектурный и урбанистический беспорядок американского типа. Да, я строил небоскребы двухсотметровой высоты, ноя возводил их там, где они уместны. Заклинаю Вас, не губите Венецию».
П риняв участие в международном конкурсе на проект здания Лиги Наций в Женеве (1927), Ле Корбюзье впервые обратился к проекту большого общественного здания. Здесь он пытался отойти от чистых линий функционализма и органично совместить инженерную эстетику с архитектурой, утилитарность — с поэтической эмоцией. Проект этот собрал наибольшее количество голосов членов жюри. Однако, по заявлению парижского представителя, был объявлен вне конкурса, так как не вычерчен китайской тушью (Материал оговаривался в условиях конкурса) Для всех было очевидным, что не этот ничтожный повода неприятие архитектурной концепции автора послужило причиной столь жесткого отторжения. Скандал, вызванный таким решением, побудил архитекторов нового поколения из разных стран, которые преодолевали косность сложившихся традиций поодиночке, задуматься о совместных действиях во имя утверждения своих идей в государственных масштабах (тогда это казалось иллюзией. Ив году Ле Корбюзье с единомышленниками организовал Общество Международных конгрессов современной архитектуры, или Международные конгрессы современных архитекторов, на заседаниях которых обсуждались жгучие проблемы новаторского зодчества.
В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, та, на которой впервые были представлены достижения новой страны — СССР (в павильоне К. Мель­
никова). Ле Корбюзье выстроил на выставке павильон Новый дух — жилую ячейку в натуральную величину. Впоследствии он использует подобную двухуровневую планировку в марсельском жилом комплексе.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом