Главная страница

История города Москвы. история города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура. Лекция 10. Москва после войны 1812 года


НазваниеЛекция 10. Москва после войны 1812 года
Родительский файлIstoria_goroda_Moskvy.zip
АнкорИстория города Москвы.zip
Дата15.05.2013
Размер277 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаистория города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура
ТипЛекция
#26976
Каталогveneficae_raido
Полное содержание архива История города Москвы.zip:
1. история города Москвы - Лекция 12.doc
82 Киб.
Лекция №12 Неоклассика, национальная романтика и "новая архитектура"
2. история города Москвы - Лекция 13. Метрополь.doc
148,5 Киб.
Лекция №13. «Архитектура 20 века»
3. история города Москвы - Лекция 14-15. Архитектура в годы советс.власти.doc
137,5 Киб.
Лекция №14-15 «Архитектура и градостроительство в годы Советской власти.»
4. история города Москвы - Лекция 16. Архитектура 50 годов.doc
36,5 Киб.
Лекция №16 «Архитектура 50-годов»
5. история города Москвы - Лекция 17. Современная архитектура.doc
121,5 Киб.
Лекция №17 «Современная архитектура»
6. история города Москвы - Лекция 6.Эпоха Петра первого.doc
273,5 Киб.
Лекция № «москва в эпоху петра первого»
7. история города Москвы - Лекция 7. Москва в середине XVIII века.doc
423 Киб.
Лекция № Москва в середине XVIII века. Москва в послепетровское время
8. история города Москвы - Лекция 8. Москва конца XVIII века.doc
443 Киб.
Лекция № «Москва конца XVIII века»
9. история города Москвы - Лекция 9. Архитектура дворцов и усадьб.doc
582,5 Киб.
Лекция № «Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма»
10. история города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура 18 век.doc
277 Киб.
Лекция №10. «Москва после войны 1812 года»
11. история города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура при Александре I.doc
271,5 Киб.
Лекция №11. «Архитектура в годы правления Александра I»
12. история города Москвы - Лекция ь 2.doc
161,5 Киб.
Лекция № «Москва в XIV веке. Постройка Кремля»
13. история города Москвы - Лекция ь 3.Постройка Кремля.doc
540,5 Киб.
Лекция № «Рост Московского посада и постройка храма Василия Блаженного» Храм Василия Блаженного
14. история города Москвы - Лекция ь 5.Москва после Польско-Шведской интервенции.doc
238,5 Киб.
Лекция № «Москва после Польско-шведской интервенции»
15. история города Москвы - Лекция ь1Основание Москвы.doc
86,5 Киб.
Лекция № Основание Москвы
16. история города Москвы - Лекция ь4.Укрепления в Москве. Архитектура города.doc
187 Киб.
Лекция № «Укрепления Москвы. Архитектурная система города»
17. история города Москвы - Москва КТП.doc
99 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
18. история города Москвы - Тематический план история Москвы.doc
86,5 Киб.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История архитектуры и градостроительства Москвы»

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Topper_Uve_-_Velikiy_obman_Vydumannaya_istoria.pdf, Kholodnoe_oruzhie_vostoka_i_zapada.pdf, Shub_G_M_Kratkij_kurs_medicinskoj_mikrobiologi.djvu, Utiama_R_-_K_chemu_prishla_fizika_Ot_teorii_otn.jpg и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция № 10. «МОСКВА ПОСЛЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»
Победа над Наполеоном, явившаяся следствием выросшего с небывалой силой национального самосознания, вызвала в стране огромный подъем.

Пожар Москвы, бушевавший с 3 по 8 сентября 1812 года, уничтожил 7632 из 9151 московского здания.

Центральные районы Москвы сплошь выгорели. Кремль, пощаженный огнем, сильно пострадал от взрывов, организованных Наполеоном при отступлении. Москвичам пришлось восстанавливать весь город и прежде всего его центр.
План Москвы, составленный архитектором Гесте

Для восстановления Москвы была создана Комиссия строений, которой номинально руководил московский генерал-губернатор Растопчин. В 1813 году Растопчин передал Комиссии "прожектированный план для урегулирования некоторых частей столичного города Москвы", составленный архитектором Гесте и одобренный Александром I. В отличие от "прожектированного" плана 1775 года, стремившегося использовать характер и особенности московской местности и раскрыть архитектурные возможности ее исторически сложившегося плана, новый проект предполагал создание архитектурного плана (облика) города прежде всего средствами архитектуры.

По проекту Гесте архитектура столицы должна быть создана системой геометрически правильных площадей. По аналогии с планом 1775 года, Гесте наметил вдоль Кремля и Китай-города непрерывную цепь площадей (образованных путем сноса строений, возникших на былых "полых" местах). В отличие же от этого плана он предполагал устроить на месте будущей Театральной площади большую площадь, вытянутую вдоль "полых", протранств (к северу от крепостной стены Китай-города) и поэтому архитектурно невыразительную. Вторая цепь площадей (числом 13) проектировалась Гесте у всех застав Камер-Коллежского вала.

Непрерывная лента площадей вдоль стен Кремля и Китай-города и цепь отдельных площадей у застав Камер-Коллежского вала архитектурно объединялись площадями "движения" на месте былых ворот Белого города (2 площади) и Земляного города (5 площадей); архитектурными площадями (11 площадей) перед домом Лефорта, вокруг Донского монастыря и т. д. и площадями специального назначения (5 площадей).

Лесной площадью на Миуссах, Сокольничьим полем и др. Общее число площадей равнялось 36. Осуществление их ущемило бы интересы землевладельцев, застройка их красивыми зданиями стоил бы миллионы, создание их украсило бы только далекие, пустые окраины тогдашней Москвы.

План Москвы, составленный Гесте, не имел архитектурно организованного центра, который был бы хорошо связан с главными улицами и смог бы архитектурно "держать" выросшую территорию города. Это было его главным композиционным недостатком. План Гесте знаменовал новое, по преимуществу архитектурное отношение к вопросам градостроительства, но отвлеченный "геометрический" радикализм проекта, наряду с пренебрежением к вопросам экономики, сделал его беспочвенным. Судить о системе магистралей, задуманных Гесте, невозможно. Отметим лишь предложенную им новую Тверскую улицу, параллельную старой Тверской, новую Солянку, спрямлявшую неудобное для движения "горло" старой улицы Солянки, и новую Никитскую улицу, продолжавшую Малую Никитскую, позади дома генерала Глебова на Кудринской площади.

Москва восстанавливалась. Уже в 1817 году было восстановлено 2514 домов и построено вновь 623 каменных дома и 5561 деревянный дом.

Здания восстанавливаемого города строились вдоль тех же кольцевых и радиальных улиц Москвы, архитектурное оформление которых было начато в предыдущую эпоху.
Создание театральной площади

Главным мероприятием, намеченным планом 1818 года, было создание Театральной площади.

Театральная площадь была расположена к северу от Кремля и Китай-города (по направлению роста города), в узле сходившихся к центру радиальных улиц. Она была вытянута по меридиану, ориентирована большой осью на башню стены Китай-города и, - в этом заслуга проекта Комиссии строений, - поставлена поперек ленты примыкавших к ней "полых" пространств (Охотного ряда и Театрального спуска). "Поперечное" положение площади сделало ее главной в цепи "полых" пространств, вытянутых вдоль крепостных стен Кремля и Китай-города. Она стала новым центром Москвы, связанным Красной площадью со старым центром - Соборной площадью. Эти три площади создали архитектурное ядро Москвы.

Театральная площадь была спланирована и застроена по проекту (1821) архитектора Бове. Она была прямоугольна: полтора квадрата в плане. Ее северная короткая сторона была замкнута статичным объемом Большого театра (построенного в 1824 году Бове по проекту академика Михайлова и восстановленного после пожара Кавосом в 1856 году). Обе длинные стороны площади были застроены четырьмя невысокими зданиями типа Малого театра, построенного Бове в 1826 году. Бесконечная цепь арочных проемов, устроенных в первых этажах этих зданий и заложенных впоследствии, своим развертывающимся по горизонтали "шагом" подчеркивала вертикальность и пластику мощной колоннады Большого театра, обращенной к югу и хорошо моделируемой солнцем.

Невысокие здания Малого театра и его соседей придавали величие объему Большого театра. С южной, солнечной стороны площадь была ограничена лишь невысокой древней стеной Китай-города и открыта в сторону Красной площади. Перед стеной был устроен сад, из которого площадь и Большой театр казались особенно величественными.

Южная, незастроенная сторона Театральной площади была архитектурно замкнута лишь высокими филигранными объемами монастырских соборов за стеной Китай-города. Позади них виднелись стройные шатры Василия Блаженного и Спасской башни. Сочетание соборов и башен Красной площади со строгими объемами театров придавало особую, "московскую" теплоту архитектуре Театральной площади. Театральная площадь была безусловно лучшим ансамблем московского классицизма. Предпосылкой для ее устройства послужило значительное развитие градостроительной техники, позволившее заключить реку Неглинную в подземную трубу и осушить прилегающую местность. Площадь была замощена и украшена фонтаном, вода к которому подавалась каналом Мытищинского водопровода, законченного в 1806 - 1811 годах).
ЗАСТРОЙКА КОЛЬЦЕВЫХ УЛИЦ

Вдоль цепи площадей, окаймлявших Кремль и Китай-город, были построены и восстановлены старое здание университета (восстановлено Д. Джилярди в 1817 году), Манеж (построен Бетанкуром и Вове в 1817 году) и, значительно позже, новое здание университета (перестроено Джилярди и Тюриным в 1835 году из здания XVIII века). Между фасадами этих зданий и Кремлем, над речкой Неглинной, заключенной в трубу, был разбит Александровский сад, ограда и ворота которого являются творением Бове (1819- 1821).

Театральная площадь и все эти монументальные здания находились к западу от Кремля. Вдоль "полых" пространств, опоясывавших стену Китай-города с севера и востока, были построены лишь несколько церквей (церковь Иоанна Богослова под вязом, 1825) и близ Варварских ворот, на Солянке, здание Опекунского совета (Джилярди, 1825). Местность к востоку от Китай-города не получила должного архитектурного оформления.

Многочисленные дворянские дома были построены вдоль московских бульваров: на Страстном (Нарышкинском) бульваре - дом университетской типографии (1817) и жилой дом (1817) с портиком, обращенным к бульвару; на Страстной площади- дом Римских-Корсаковых; вдоль Тверского бульвара - дом Римского-Корсакова, дом Кологривовых (впоследствии дом градоначальства) и дом Вырубовых (ныне Камерный театр); на Никитском бульваре - дом Луниных (Джилярди, 1818-1825) и дом Аксаковых (где жил Гоголь). На Гоголевском бульваре, в том месте, где он образует изгиб, был перестроен дом Цурикова (позже дом Удельного ведомства). Портик этого дома эффектно "в лоб" замыкает перспективу с Сивцева Вражка, подходящего к бульвару под прямым углом.

Вдоль восточной части Бульварного кольца были построены лишь Покровские казармы и небольшие домики на Покровском и Яузском бульварах.

Не особенно широкие московские бульвары, обсаженные в начале XIX века березками и украшенные цветниками, были обстроены невысокими (обычно двухэтажными) домами. Они казались широкими, "парадными" улицами.

Дома, выстроенные вдоль Садового и Бульварного кольца, обычно сочетались с зеленью бульваров. Порой они имели открытые к бульварам парадные почетные дворы; тогда зелень бульваров объединялась с зеленью этих дворов и связывала застройку и зелень в одно прекрасное целое. Бульвар становился осью уличного ансамбля.



Охотный ряд в середине XIX в. Церковь Параскевы Пятницы и Дом благородного собрания (Дом Союзов)

Московский университет. Современный вид. Построен Казаковым в 1786 г.В 1817 г. возобновлен Джилярди, придавшим зданию ампирный фасад



Московский университет




перейти в каталог файлов
связь с админом