Главная страница

История города Москвы. история города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура. Лекция 11. Архитектура в годы правления Александра I


Скачать 271,5 Kb.
НазваниеЛекция 11. Архитектура в годы правления Александра I
Родительский файлIstoria_goroda_Moskvy.zip
АнкорИстория города Москвы.zip
Дата15.05.2013
Размер271,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаистория города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура
ТипЛекция
#26976
Каталогveneficae_raido
Полное содержание архива История города Москвы.zip:
1. история города Москвы - Лекция 12.doc
82 Киб.
Лекция №12 Неоклассика, национальная романтика и "новая архитектура"
2. история города Москвы - Лекция 13. Метрополь.doc
148,5 Киб.
Лекция №13. «Архитектура 20 века»
3. история города Москвы - Лекция 14-15. Архитектура в годы советс.власти.doc
137,5 Киб.
Лекция №14-15 «Архитектура и градостроительство в годы Советской власти.»
4. история города Москвы - Лекция 16. Архитектура 50 годов.doc
36,5 Киб.
Лекция №16 «Архитектура 50-годов»
5. история города Москвы - Лекция 17. Современная архитектура.doc
121,5 Киб.
Лекция №17 «Современная архитектура»
6. история города Москвы - Лекция 6.Эпоха Петра первого.doc
273,5 Киб.
Лекция № «москва в эпоху петра первого»
7. история города Москвы - Лекция 7. Москва в середине XVIII века.doc
423 Киб.
Лекция № Москва в середине XVIII века. Москва в послепетровское время
8. история города Москвы - Лекция 8. Москва конца XVIII века.doc
443 Киб.
Лекция № «Москва конца XVIII века»
9. история города Москвы - Лекция 9. Архитектура дворцов и усадьб.doc
582,5 Киб.
Лекция № «Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма»
10. история города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура 18 век.doc
277 Киб.
Лекция №10. «Москва после войны 1812 года»
11. история города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура при Александре I.doc
271,5 Киб.
Лекция №11. «Архитектура в годы правления Александра I»
12. история города Москвы - Лекция ь 2.doc
161,5 Киб.
Лекция № «Москва в XIV веке. Постройка Кремля»
13. история города Москвы - Лекция ь 3.Постройка Кремля.doc
540,5 Киб.
Лекция № «Рост Московского посада и постройка храма Василия Блаженного» Храм Василия Блаженного
14. история города Москвы - Лекция ь 5.Москва после Польско-Шведской интервенции.doc
238,5 Киб.
Лекция № «Москва после Польско-шведской интервенции»
15. история города Москвы - Лекция ь1Основание Москвы.doc
86,5 Киб.
Лекция № Основание Москвы
16. история города Москвы - Лекция ь4.Укрепления в Москве. Архитектура города.doc
187 Киб.
Лекция № «Укрепления Москвы. Архитектурная система города»
17. история города Москвы - Москва КТП.doc
99 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
18. история города Москвы - Тематический план история Москвы.doc
86,5 Киб.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История архитектуры и градостроительства Москвы»

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Topper_Uve_-_Velikiy_obman_Vydumannaya_istoria.pdf, Kholodnoe_oruzhie_vostoka_i_zapada.pdf, Shub_G_M_Kratkij_kurs_medicinskoj_mikrobiologi.djvu, Utiama_R_-_K_chemu_prishla_fizika_Ot_teorii_otn.jpg и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы


Лекция № 11. « Архитектура в годы правления Александра I»
В Москве, в память об отечественной войне манифестом было решено создать церковь во имя Спасителя Христа.

Из значительного числа проектов этого храма государь в 1816 году избрал составленный академиком живописи Витбергом проект, поражающий своей колоссальностью. Местом для сооружения храма были избраны Воробьевы горы, между Смоленскою дорогою, по которой пришел Наполеон, и Калужской, по которой ушел.

Вышина храма от вершины горы до креста равнялась 80 саженям, а от подошвы горы 110. Храм должен был состоять из трех ярусов, или трех храмов. Нижний - в виде параллелограмма, углублялся в землю горы и посвящался Рождеству Христову. В его катакомбы предполагалось перенести кости убитых в 1812 году воинов. По обеим сторонам нижнего храма, простиралась колоннада в 300 сажен, предназначенная для истории побед отечественной войны и манифестов того времени. На концах ее предполагалось поставить два памятника, из коих один из пушек, отбитых у Наполеона во время его похода по России, а другой из взятых во время наших походов против него за границей до самого взятия Парижа. Средний храм в форме креста посвящался Преображению Господню, а верхний в виде круга Воскресению Христову. Изображая всю земную жизнь Христа Спасителя, храм этот трехмастным своим составом символизировал, по мысли художника, тело, душу и дух человека. Исполинский храм венчался большою главой и четырьмя меньшими, на которых предполагалось поместить 48 колоколов и подобрать их так, чтобы звон их составил четыре музыкальных аккорда.

12 октября 1817 года, в присутствии государя, царской фамилии и прусского принца Вильгельма, впоследствии императора германского Вильгельма I, состоялась торжественная закладка храма-памятника. Начались уже работы по его постройке, затрачены были 4 слишком миллиона на нее, но грунт для такого тяжелого сооружения оказался слабым, и после смерти Александра I решено было прекратить работы на Воробьевых горах и избрать новое место для храма Христа Спасителя.

Император Александр I, не смотря на истощение государственной казны войнами, деятельно занимался восстановлением Кремля, его башен, стен, дворцов и соборов. Он приказал приобрести у митрополичьего кафедрального Чудова монастыря дом митрополита Платона и, обратить его во дворец, подарил его своему брату великому князю Николаю Павловичу. Над этим зданием был надстроен новый этаж.

С любовью относясь к восстановлению Москвы из развалин, Александр Павлович, не смотря на множество дел, часто посещал ее. Так прибыл он сюда после Венского конгресса 15 августа 1816 года и пробыл здесь до своих именин, 30 числа, когда подписал Манифест. Эти две недели сделались одним сплошным народным праздником в честь освободителя отечества и умиротворителя Европы.

В следующем 1817 году он прибыл сюда со всею царскою фамилией и прожил здесь до описанной выше закладки храма Христа Спасителя. В феврале 1818 года он снова ПОСЕТИЛ Москву и 20 числа с большим торжеством открыл на Красной площади памятник Минину и Пожарскому, изваянный скульптором Мартосом.

Один из барельефов памятника изображал сбор пожертвований в Нижнем Новгороде, а другой - выход в 1612 году поляков из Кремля. Отсюда государь уехал в Варшаву. В это время, именно 17 апреля, родился в Николаевском дворце великий князь (будущий император) Александр Николаевич. Крещение, к которому снова прибыл государь, происходило 5 мая в Чудово монастыре, где новокрещеный был положен на мощи святителя Алексия.

16-го июня прибыл в Москву Прусский король Фридрих Вильгельм принцем Вильгельмом.

При встрече их у дворца великая княгиня Александра Феодоровна взяла у кормилицы новорожденного Александра Николаевича и передала его Фридриху Вильгельму, при чем император сказал прусскому королю: "Этот ребенок родился в Кремле, в древнем дворце Русских царей, недалеко от колыбели фамилии Романовых и близ святых Иверских ворот, где чудотворный образ Богоматери бодрствует и печется о судьбах этого города и России". Эти слова государя произвели глубокое впечатление, и Фридрих Вильгельм много раз повторял их близким людям. Прусский король, прогуливавшийся по Москве и верхом и пешком, удивлялся городу, как феникс возрождавшемуся из пепла с чрезвычайной быстротой. Однажды, любуясь с Красного крыльца видом Москвы и сиявшими на солнце куполами церквей, он сказал: "с Москвой не может соперничать ни один город". "Да, - сказал стоявший около него император Александр,-это-святой город".

Государь оставил в Москве по себе память еще следующим: в Кремле, на месте Цареборисовского дворца, где ныне находятся казармы, пред которыми расставлены огромные орудия, начиная с царь пушки, был, под наблюдением князя Цицианова архитектором Еготовым выстроен дом для Оружейной палаты, которая и находилась здесь до 1851 года. В свое время это огромное здание, по карнизам, украшено было статуями и бюстами. Здесь были и Добрыня Никитич, и князь Холмский, и Ордин-Нащокин, и боярин Матвтеев, и князь Голицын (времени царевны Софии). На барельефах были изображены: прием послов разных исповеданий св. Владимиром, принесение Владимиру Мономаху царских принадлежностей, покорение Казани, победы над турками при Чесме и Кагуле. В последствие все эти украшения были сняты, и здание было обращено в казармы.

При Александре I были отстроены сожженные со всеми вспомогательными учреждениями, университет и университетская типография на Страстном бульваре. Заботясь о том, чтобы московское войско имело для своих упражнений в непогожее время крытое помещение, государь приказал построить на Моховой против университета экзерциргауз и из многих проектов этого здания избрал составленный генералом Бетанкуром. Производство работ было поручено генералу Карбоньеру, который построил это смелое и красивое по архитектуре здание в полгода. Между тем оно охватывает почти 80 сажень в длину, 21 в ширину и имеет огромную потолочную площадь, не поддерживаемую внутренними столбами. Ширина его стен 41/4 аршина, а фундамент углублен на 2 сажени. В царствование Александра I приобретено было у содержателя частного театра в конце Петровки, Медокса место, где находилось его сгоревшее театральное здание. Здесь министерство двора в 1824 году построило великолепное здание Большого театра, которое, перестраиваемое после пожаров, существует до сих пор.

В черте Земляного города в царствование Александра Павловича в 1805 году были построены следующие гражданские здания: Александровский институт, на который государь пожертвовал 400,000 тысяч, его церковь во имя св. Александра Невского была освящена в 1812 году; училище ордена св. Екатерины, в память императрицы Екатерины II; Вдовий дом, построенный на средства Воспитательного дома, в память благотворительности императрицы Марии Феодоровны; Мариинская больница; Лазаревский институт и наконец, огромные Покровские казармы. В это же царствование основаны: странноприимный дом и больница графа Шереметева. Эти учреждения, созданные графом Николаем Петровичем, по мысли его супруги Прасковьи Ивановны, помещаются в прекрасному по архитектурному стилю, здании. Главный его корпус имеет форму полукруга. В галереях на лицевую и заднюю сторону устроены палаты для призреваемых. В самой средине лицевого корпуса устроена изящная со вне и внутри церковь. Это стильное здание не было сожжено и обезображено в 1812 году, потому что здесь жил какой-то из маршалов Наполеона.

В память императора Александра I, его брат и преемник на престоле, Николай Павлович у Тверской заставы выстроил в 1826 году Триумфальные ворота. Латинская и русская надпись гласит, что они посвящены "священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин".

При императоре Николае I в Москве изглаживались последние следы разрухи 1812 года; сама она ширилась в своем пространстве и населении и делала дальнейшие успехи в своей культурности. Правда, глубоких перемен в ней не было: она по-прежнему оставалась дворянско-купеческим центром, к которому тяготела Россия. Но то, что было в предшествующее царствование временным взрывом и проявлением русских национальных стремлений, стало при национально-консервативном направлении государя постоянным и господствующим ее направлением. В эту пору образованность Москвы сильно подвинулась вперед. Университет блистал такими профессорами, как Погодин, Шевырев, Соловьев, Грановский, Катков, Леонтьев, Иноземцев и другие. Журналистика Москвы подвинулась вперед, благодаря журналам профессора Надеждина ("Молва" и "Телескоп") и Полевого ("Московский телеграф"). Сюда тяготели литературные уроженцы и не уроженцы Москвы, как Пушкин, Жуковский, Вяземский, Батюшков, С. Аксаков, Киреевский, Гоголь, Герцен, Тургенев и другие. Здесь сложились влиятельные кружки западников и славянофилов. Во главе первых стоял Станкевич и Грановский, во главе вторых Киреевский, Аксаков и Самарин. В Москве процветал и театр, на котором блистали такие звезды, как Мочалов, Каратыгин, Щепкин, Садовский, Шумский и другие. Вообще за это время Москва, как культурный центр, стала влиятельнее Петербурга., что он показал особенно своими заботами о ней в холеру 1830 года, много трудов посвящал ее украшению.

Главными постройками Николая I, любивший Москву, характеризующими его, эпоху были Большой Московский дворец и храм Христа Спасителя: они более носят на себе русский характер, чем сооружения XVIII и начала XIX веков.

Много забот посвятил император Николай I Кремлю. Прежде всего он восстановил разрушенный Арсенал и вдоль стен его приказал расставить под русскими орлами трофеи 1812 года-пушки отбитые у "великой армии". Их всего 875; принадлежали они не одним французам, а и австрийца, пруссакам, итальянцам и другим.




перейти в каталог файлов
связь с админом