Главная страница

История города Москвы. история города Москвы - Лекция 13. Метрополь. Лекция 13. Архитектура 20 века


Скачать 148,5 Kb.
НазваниеЛекция 13. Архитектура 20 века
Родительский файлIstoria_goroda_Moskvy.zip
АнкорИстория города Москвы.zip
Дата15.05.2013
Размер148,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаистория города Москвы - Лекция 13. Метрополь.doc
ТипЛекция
#26976
Каталогveneficae_raido
Полное содержание архива История города Москвы.zip:
1. история города Москвы - Лекция 12.doc
82 Киб.
Лекция №12 Неоклассика, национальная романтика и "новая архитектура"
2. история города Москвы - Лекция 13. Метрополь.doc
148,5 Киб.
Лекция №13. «Архитектура 20 века»
3. история города Москвы - Лекция 14-15. Архитектура в годы советс.власти.doc
137,5 Киб.
Лекция №14-15 «Архитектура и градостроительство в годы Советской власти.»
4. история города Москвы - Лекция 16. Архитектура 50 годов.doc
36,5 Киб.
Лекция №16 «Архитектура 50-годов»
5. история города Москвы - Лекция 17. Современная архитектура.doc
121,5 Киб.
Лекция №17 «Современная архитектура»
6. история города Москвы - Лекция 6.Эпоха Петра первого.doc
273,5 Киб.
Лекция № «москва в эпоху петра первого»
7. история города Москвы - Лекция 7. Москва в середине XVIII века.doc
423 Киб.
Лекция № Москва в середине XVIII века. Москва в послепетровское время
8. история города Москвы - Лекция 8. Москва конца XVIII века.doc
443 Киб.
Лекция № «Москва конца XVIII века»
9. история города Москвы - Лекция 9. Архитектура дворцов и усадьб.doc
582,5 Киб.
Лекция № «Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма»
10. история города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура 18 век.doc
277 Киб.
Лекция №10. «Москва после войны 1812 года»
11. история города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура при Александре I.doc
271,5 Киб.
Лекция №11. «Архитектура в годы правления Александра I»
12. история города Москвы - Лекция ь 2.doc
161,5 Киб.
Лекция № «Москва в XIV веке. Постройка Кремля»
13. история города Москвы - Лекция ь 3.Постройка Кремля.doc
540,5 Киб.
Лекция № «Рост Московского посада и постройка храма Василия Блаженного» Храм Василия Блаженного
14. история города Москвы - Лекция ь 5.Москва после Польско-Шведской интервенции.doc
238,5 Киб.
Лекция № «Москва после Польско-шведской интервенции»
15. история города Москвы - Лекция ь1Основание Москвы.doc
86,5 Киб.
Лекция № Основание Москвы
16. история города Москвы - Лекция ь4.Укрепления в Москве. Архитектура города.doc
187 Киб.
Лекция № «Укрепления Москвы. Архитектурная система города»
17. история города Москвы - Москва КТП.doc
99 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
18. история города Москвы - Тематический план история Москвы.doc
86,5 Киб.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История архитектуры и градостроительства Москвы»

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Topper_Uve_-_Velikiy_obman_Vydumannaya_istoria.pdf, Kholodnoe_oruzhie_vostoka_i_zapada.pdf, Shub_G_M_Kratkij_kurs_medicinskoj_mikrobiologi.djvu, Utiama_R_-_K_chemu_prishla_fizika_Ot_teorii_otn.jpg и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция № 13. «Архитектура 20 века»
В искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Но все же можно выделить основное направление, это стиль «модерн».

Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых геометричных форм с пластичными линиями.

Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.

«Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1896-1905 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.



Это здание с мозаичным панно «Принцесса Грез» (по сюжету Э.Ростана) наверху давно стало неотъемлемой частью центра столицы. Без него трудно представить архитектурный ансамбль Театральной площади.

С одним из первых вариантов проекта здания Метрополь выступил Л.Н.Кекушев, получивший признание работами в области архитектуры и дизайна интерьера в стиле модерн.

Эскизный проект шестиэтажной гостиницы был опубликован в журнале Зодчий. С точки зрения художественных форм, стилистическое решение фасада было не только чуждым классическому ансамблю площади, но и противостояло эстетическим воззрениям нового направления в искусстве. Проведение конкурса в 1899 году на составление проекта фасадов для перестройки первоклассной гостиницы в Москве, на углу Театральной площади и Театрального проезда явилось переломным моментом в стилистических исканиях, ознаменовавших поворот к художественно-образной стороне архитектурного ансамбля. Этого нового направления в искусстве придерживался В.Ф.Валькот, который в возрасте 25 лет получил право (после окончания конкурсного показа проектов в Москве) участвовать вместе с Л.Н.Кекушевым в строительстве огромного комплекса Метрополь.

Творческая деятельность Валькота началась в 1897 году, когда он приехал в Москву, получив художественное и профессиональное образование сначала в Париже, а затем в Петербурге, где занимался в училище Академии художеств у профессора Л.Н.Бенуа. Круг интересов Валькота был достаточно широк. Помимо творческих работ, он привлек к себе внимание тонкой графикой, изяществом рисунков построек в новом стиле, опубликованных в различных изданиях. В 1902 году, вместе с единомышленниками, он пытался учредить новое Архитектурно — художественное общество объединение зодчих, преследующих в этой отрасли искусства исключительно художественные цели. Именно их и желал достигнуть Валькот, приступая к созданию фасадов Метрополя.

Во время работы, молодой архитектор тщательно изучал исторические ансамбли и их архитектурные формы не только в Москве, но и в Ростове, Суздале, Ярославле. Один из последних вариантов фасада был значительно изменен по сравнению с конкурсным проектом. В отличие от асимметричной композиции первоначального проекта новый фасад здания имел два угловых ризалита со стороны Театрального проезда и Китай-города, то есть был симметричным. Причудливые башенки и волнообразные по очертанию тимпаны (тимпан плоскость фасада здания ордерной архитектуры, ограниченная наклонными карнизами) с пинаклями (пинакль завершение фасада здания средневекового происхождения шпилеобразными формами) давали возможность установить зрительную связь между вертикальными завершениями здания и живописным силуэтом застройки Китай-города и Третьяковского проезда.

Особое значение для образного решения фасадов иинтерьеров Метрополя имело применение насыщенной полифонии цвета, которая вызывала представление о яркой красочности старинных русских монастырей и соборов.

Плоскость фасада Валькот задумал разделить поясами балконов на три разные по цвету части: от более темного первого этажа к легкой, почти невесомой и сливающейся с небом верхней части. Используя новые отделочные материалы, в том числе цветную штукатурку и обливной кирпич, керамику и красный гранит в необычном сочетании с декоративными украшениями, скульптурным фризом Н.А.Андреева «Времена года», живописными панно из майолики А.Я.Головина и темной решеткой балконов, Валькот пытался добиться сильного художественного эффекта. Отмечая необычайно широкое применение живописных панно, в том числе созданного Врубелем панно «Принцесса Греза», при отделке фасада, журнал Архитектурные мотивы летом 1901 года писал, что архитекторы, строящие Метрополь, применяют украшения из майолики.

Сейчас, начиная от Третьяковского проезда, установлены уже следующие картины из майолики: Жажда, Поклонение природе, Орфей, Зависть, Полдень и Поклонение старине. Все эти изображения выполнены по эскизам художника Головина, самое же исполнение принадлежит художественной мастерской С.И.Мамонтова. Очевидно, эти панно, как и пластически сложные рельефы Андреева, должны были превратить верхнюю часть здания в своеобразную театральную декорацию, имевшую самостоятельное значение по сравнению с нижними этажами. Тем самым, соотношение между зрительно облегченными верхними этажами и более массивными нижними в сочетании с общей высотой позволяло установить двойной масштаб фасадов гостиницы, соотнесенный с застройкой площади


Мозаичное панно Принцесса Греза по эскизу М.Врубеля.

Однако, строительство Метрополя столкнулось с трудностями, прерывалось из-за возрастающей стоимости работ или отсутствия чертежей. К середине 1901 года, почти законченная постройка была приостановлена вследствие несостоятельности домостроительного общества. Еще ранее С.И.Мамонтов был разорен. Из-за недостатка средств, пришлось отказаться от сооружения театра, а затем и концертного зала, а также от устройства на плоской кровле ресторана. Но более тяжелыми оказались для здания последствия пожара 1901 года, который нанес непоправимый ущерб дизайну интерьеров, выполненным по проектам И.Жолтовского, и фасаду здания, от которого остался лишь остов. Метрополь восстановили к 1906 году, существенно изменив дизайн интерьеров, и менее значительно — фасады. В реконструкции приняли участие многие инженеры, архитекторы и художники этого времени. Несмотря на переделки, осуществленные после пожара, в художественном образе здания можно было ощутить романтизм архитектуры прошедших веков и живописность декоративного искусства нового времени, свойственные наиболее значительным произведениям модерна начала XX века. Валькот стремился подчеркнуть праздничное оформление Метрополя, который находился на центральной площади города.

С завершением строительства Метрополя Театральная площадь стала центром культурной и жизни Москвы. Здесь устраивались благотворительные концерты, танцевальные вечера и художественные выставки, показывались кинофильмы и читались популярные лекции. Об этом времени напоминал изящный дизайн интерьеров, сохранявшие память о выступавших здесь известных писателях, поэтах, художниках.




Гостиница Метрополь. Читальный зал. Фотография начала XX века.




Гостиница Метрополь. Проект банкетного зала.

Дальнейшая судьба Метрополя, а также его реконструкция с превращением в элитарный отель (сопровождающаяся частичной утратой или полным изменением решений дизайна интерьеров и фасада) лишь отдаленно напоминает об истории, традиции и смысле своего создания.




перейти в каталог файлов
связь с админом