Главная страница

История города Москвы. история города Москвы - Лекция 9. Архитектура дв. Лекция Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма


Скачать 0,57 Mb.
НазваниеЛекция Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма
Родительский файлIstoria_goroda_Moskvy.zip
АнкорИстория города Москвы.zip
Дата15.05.2013
Размер0,57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаистория города Москвы - Лекция 9. Архитектура дв
ТипЛекция
#26976
Каталогveneficae_raido
Полное содержание архива История города Москвы.zip:
1. история города Москвы - Лекция 12.doc
82 Киб.
Лекция №12 Неоклассика, национальная романтика и "новая архитектура"
2. история города Москвы - Лекция 13. Метрополь.doc
148,5 Киб.
Лекция №13. «Архитектура 20 века»
3. история города Москвы - Лекция 14-15. Архитектура в годы советс.власти.doc
137,5 Киб.
Лекция №14-15 «Архитектура и градостроительство в годы Советской власти.»
4. история города Москвы - Лекция 16. Архитектура 50 годов.doc
36,5 Киб.
Лекция №16 «Архитектура 50-годов»
5. история города Москвы - Лекция 17. Современная архитектура.doc
121,5 Киб.
Лекция №17 «Современная архитектура»
6. история города Москвы - Лекция 6.Эпоха Петра первого.doc
273,5 Киб.
Лекция № «москва в эпоху петра первого»
7. история города Москвы - Лекция 7. Москва в середине XVIII века.doc
423 Киб.
Лекция № Москва в середине XVIII века. Москва в послепетровское время
8. история города Москвы - Лекция 8. Москва конца XVIII века.doc
443 Киб.
Лекция № «Москва конца XVIII века»
9. история города Москвы - Лекция 9. Архитектура дворцов и усадьб.doc
582,5 Киб.
Лекция № «Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма»
10. история города Москвы - Лекция ь 10. Архитектура 18 век.doc
277 Киб.
Лекция №10. «Москва после войны 1812 года»
11. история города Москвы - Лекция ь 11 Архитектура при Александре I.doc
271,5 Киб.
Лекция №11. «Архитектура в годы правления Александра I»
12. история города Москвы - Лекция ь 2.doc
161,5 Киб.
Лекция № «Москва в XIV веке. Постройка Кремля»
13. история города Москвы - Лекция ь 3.Постройка Кремля.doc
540,5 Киб.
Лекция № «Рост Московского посада и постройка храма Василия Блаженного» Храм Василия Блаженного
14. история города Москвы - Лекция ь 5.Москва после Польско-Шведской интервенции.doc
238,5 Киб.
Лекция № «Москва после Польско-шведской интервенции»
15. история города Москвы - Лекция ь1Основание Москвы.doc
86,5 Киб.
Лекция № Основание Москвы
16. история города Москвы - Лекция ь4.Укрепления в Москве. Архитектура города.doc
187 Киб.
Лекция № «Укрепления Москвы. Архитектурная система города»
17. история города Москвы - Москва КТП.doc
99 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
18. история города Москвы - Тематический план история Москвы.doc
86,5 Киб.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История архитектуры и градостроительства Москвы»

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Topper_Uve_-_Velikiy_obman_Vydumannaya_istoria.pdf, Kholodnoe_oruzhie_vostoka_i_zapada.pdf, Shub_G_M_Kratkij_kurs_medicinskoj_mikrobiologi.djvu, Utiama_R_-_K_chemu_prishla_fizika_Ot_teorii_otn.jpg и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция № 9. «Архитектура дворцов и усадеб эпохи классицизма»
Разбогатевшие и побывавшие за границей екатерининские вельможи, заводчики и откупщики стали строить в последней четверти XVIII века многочисленные дворцы и общественные здания, резко отличавшиеся своей архитектурой от зданий предшествовавшего периода.

Недолгое господство стиля рококо - последней вспышки барокко - сменилось на Западе интересом к античной (римской) архитектуре. Во Франции, где назревала революция, был создан новый архитектурный стиль - классицизм XVIII века, возродивший и развивший классический стиль XVII века. Он быстро распространился в Европе и столь пышно расцвел в России и в частности в Москве, что можно говорить о русском классицизме как об особом стиле.

Новые классические дворцы обычно строились в глубине усадеб. Дворец имел три этажа. В первом (цокольном) помещались вестибюль и служебные помещения; во втором, самом высоком, посредине находился главный зал, а по сторонам - анфилады парадных комнат; на третьем этаже были расположены антресоли, где располагались жилые комнаты.



Институт им. Склифасовского. Бывший Странноприимный дом гр. Шереметева (Кваренги и Назаров 1795-1803 гг.)




Фасад здания расчленялся на три горизонтальные (по числу этажей) и три вертикальные полосы, делившие его плоскость на девять прямоугольных частей (долей). Центральная часть фасада, лежавшая на пересечении средней вертикальной и средней горизонтальной полос, отвечала главному залу дворца. Она украшалась величественной (ионического или коринфского стиля) колоннадой портика. Портик имел шесть, восемь, десять или двенадцать колонн, обрамлявших пять, семь, девять и т. д. оконных проемов. Средний проем, находившийся на оси портика, обычно превращался в дверь. Боковые части фасада имели по три, пять, семь окон. Среднее окно, лежавшее на оси боковой доли фасада, обычно делалось больше или украшалось. Фасад дворца имел три оси, подчиненные средней оси портика. Он отличался необычайной композиционной цельностью и отражал внутреннее устройство дворца.

Все многообразие приемов размещения дворца на усадьбе может быть сведено к трем основным типам. Первый прием планировки усадьбы состоял в том, что главный корпус дворца, ставился параллельно улице, а служебные флигели - перпендикулярно к ней, ограничивая почетный двор с боков (дом графа Остермана близ Каретного ряда). Весьма часто боковые флигели сливались с главным зданием в один "покоеобразный" (в плане) корпус (дом Бекетова на Мясницкой, дом Разумовского на Гороховской улице).

Иногда боковые флигели ставились "ложком" вдоль улицы; тогда они отделяли почетный двор от улицы я служили рамкой для основного корпуса, расположенного в глубине владения (дом Разумовского на Воздвиженке, Щербатова на Петровке.

Второй прием состоял в том, что дворец ставился на красной линии улицы, но был обращен к улице задним фасадом. Главный фасад выходил на почетный двор, расположенный внутри усадьбы. Дворец стоял "спиной" к улице (так был построен дом Талызиных на Воздвиженке, дом Долгоруких на Поварской, даже Пашков дом на Волхонке).

Третий прием применялся для застройки угловых участков. Дворец имел "глаголеобразное" начертание плана. Его боковые крылья имели вид параллелепипедов, а располагаемый на уличном углу главный зал - форму цилиндра, украшенного с улицы колоннадой в виде ротонды и покрытого куполом (дом Юшкова на Мясницкой улице, Шереметева на Воздвиженке, Михалкова на Петровке).

Таковы были основные приемы расположения дворца на усадьбе.
Начертания планов этих дворцов обычно симметричны. Однако композиция генерального плана усадьбы в целом зачастую асимметрична. Геометрическая правильность общего плана нарушается зданием церкви, либо издавна существовавшей на усадьбе, либо вновь построенной. Ее пирамидальный силуэт располагается рядом с дворцом и придает всей усадьбе особый, незнакомый Западной Европе интимный и своеобразный характер (Останкино, Кусково).
Зодчие второй половины XVIII ВЕКА

Екатерининские дворцы были созданы плеядой талантливых зодчих во главе с В. И. Баженовым (1737-1799).

Сын дьячка, ученик князя Ухтомского, профессор и член двух итальянских академий художеств, он был блестяще образован и национально самобытен.

Мечта зодчего построить на месте Кремля колоссальный дворец и подчинить зданию дворца всю Москву, казалось, была близка к осуществлению. Восемь лет лихорадочно работал Баженов над моделью и проектом дворца в Кремле. В 1773 году дворец был торжественно заложен. Но церемония закладки была, по существу, панихидой по замыслам архитектора. Вырытый котлован был вскоре засыпан, сломанные стены и башни Кремля восстановлены.

Удар, перенесенный Баженовым, был тяжел. Но рок продолжал его преследовать.

Плод десятилетнего труда - дворец и Царицыно (1775-1786), где Баженов пытался создать новые формы русской архитектуры, был сломан по приказу разгневанной императрицы. Архитектор подвергся опале. Великие замыслы зодчего остались неосуществленными, выстроенные здания были уничтожены.

Творческий путь Баженова трагичен, но его влияние на русских зодчих было огромно и плодотворно.

Соратник Баженова - М. Ф. Казаков (1738-1813), сын подканцеляриста и ученик знаменитой "архитекторской команды" князя Ухтомского, никогда не бывавший за границей и не часто покидавший Москву, украсил ее множеством зданий. Перечень построенных и перестроенных им в Москве домов насчитывает шестьдесят названий и свидетельствует о творческой эволюции Казакова от классицизма (дом Окружного суда в Кремле, здание Голицынской больницы на Большой Калужской улице) к раннему ампиру.

Казаков сломал, повинуясь приказу Екатерины II, Царицынский дворец Баженова, но и он, подобно Баженову, старался возродить русский стиль в построенном им в 1775-1782 годах Петровском дворце на Петербургском шоссе.

Московское зодчество второй половины XVIII века может быть названо эпохой Казакова.



Церковь Вознесения «на Гороховом поле» (Казаков. 1793 г.)



Первая городская клиническая больница им. Н. И. Пирогова. Бывшая Голицынская больница. Колоннада портика и купол больничной церкви, увенчанный ажурной беседкой-главкой


Первая городская клиническая больница им. Н. И. Пирогова. Бывшая Голицынская больница на Б. Калужской улице. Современный вид.Построена М. Ф. Казаковым в 1796-1801гг.



Угловая беседка на набережной Москвы-реки у бывшей Голицынской больнице





перейти в каталог файлов
связь с админом