Главная страница

История гос-ва Российского. Жизнеописания. Т. История государства Российского. Жизнеописания. Жпнмко шм л inni IX xvк пн 1 щ шшй


Скачать 25,42 Mb.
НазваниеЖпнмко шм л inni IX xvк пн 1 щ шшй
Родительский файлIstoria_gos-va_Rossiyskogo_Zhizneopisania_T_1-7.rar
АнкорИстория гос-ва Российского. Жизнеописания. Т. 1-7
Дата02.05.2014
Размер25,42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория государства Российского. Жизнеописания.
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#21959
страница14 из 75
Каталогid145169347
Полное содержание архива История гос-ва Российского. Жизнеописания. Т. 1-7:
1. История государства Российского. Жизнеописания. Том 1 (IX-XVI вв.). Ред. С.Н. Синегубов. М., 1996.pdf
26025,53 Киб.
Жпнмко шм л inni IX xvк пн 1 щ шшй
2. История государства Российского. Жизнеописания. Том 2 (XVII век). Ред. С.Н. Синегубов. М., 1997.pdf
25821,97 Киб.
Государства российского ж и з н е о п и с а н и я
3. История государства Российского. Жизнеописания. Том 3 (XVIII век). Ред. С.Н. Синегубов, Л.С. Гейро. М., 1996.pdf
25809,62 Киб.
История государства российского ж и з н е о п и с а н и я
4. История государства Российского. Жизнеописания. Том 4 (XIX век). Сост. С.Н. Синегубов, А.В. Шевцов, М.А. Опалинская. М., 1997.pdf
44136,38 Киб.
Государства российского ж и з н е о п и с а н и я XIX век первая половина
5. История государства Российского. Жизнеописания. Том 5 (XIX век). Ред. С.Н. Синегубов. М., 1998.pdf
32445,27 Киб.
Государства российского ж и з н е о п и с а н и я
6. История государства Российского. Жизнеописания. Том 6 (XX век). Книга первая. Ред. Л.Д. Грибакина. М., 1999.pdf
24218,29 Киб.
Книга первая. ПошШ.'" ‘ т м ц ■ b jfemw I fcfti j m I $ o r a p I l I i ы "
7. История государства Российского. Жизнеописания. Том 7 (XX век). Книга вторая. Ред. Л.Д. Грибакина. М., 2000.pdf
22373,2 Киб.
Книга вторая р о с с и й с к а я н а ц и о н а л ь н а я б и б л и о т е к а москва

С этим файлом связано 110 файл(ов). Среди них: и ещё 100 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   75

И Л А Р И О Н

95

...Бесспорно принадлежащими  Илариону считаются  четыре сочи­

нения:  «Слово  о  законе  и  благодати»,  «Молитва»,  «Исповедание 

веры»  и  небольшой отрывок  из  поучения  священникам.  Кроме  того, 

насчитывается  одиннадцать  произведений,  для  которых  авторство 

Илариона  вероятно,  но  оно  не  доказано.

«Слово о законе и благодати» было написано автором до настоло- 

вания,  между  1037  и  1050  гг.  Оно  является  первым  известным  нам 

памятником  древнерусского  торжественного  красноречия.  В  харак­

терной для средневековья  и  вместе с тем своеобразной и яркой форме 

Иларион  выразил  в  нем  идеи,  имевшие  насущное  значение  для  Кие­

вской  Руси  середины  XI  в.

Произведение  состоит  из  трех  частей,  указанных  в  его  полном 

заглавии.  В  первой, философской  части автор обосновывает мысль о 

приоритете Нового завета («благодати»)  перед Ветхим  («законом»)  и 

завершает свое  рассуждение тезисом о духовном  преимуществе языч­

ников:  как для  нового вина нужны  новые мехи, так для  нового учения 

нужны  новые  народы,  к  их  числу  принадлежит  и  Русь.  Описывая  во 

второй  части  распространение  христианства  по  Русской  земле,  Ила­

рион  впервые  в  древнерусской  литературе  высказывает  патриотиче­

скую идею права Руси на равенство среди других христианских народов.

В  третьей  части,  развивая  эту  основную  идею  своего  сочинения, 

автор  возносит  похвалу  князю  Владимиру Святославичу и  его сыну  и 

продолжателю  его  дел  Ярославу  Мудрому.  Существенно,  что  Ила­

рион  прославляет  Владимира  не  только  за  его  благочестие,  по  и  за 

воинскую доблесть  и  государственные  заслуги.

Молдован  А.  М.  (10,  с.  5,  8)

Начало  русского  печерского  иночества  было  не  единственным 

благим  делом  Илариона.  В  преамбуле  церковного  Устава  Ярослава 

прямо  указано,  что  князь  этот  Устав  «сгадал  с  митрополитом  своим 

Ларионом».  Еще Устав Владимира,  первый  на Руси «закон о церкви», 

заложил  основу  ее  материального  существования.  Владимиром  ей 

дарована  была  «десятина»  от всех  доходов  в  государстве.  Устав  Вла­

димира  определил  и  правовую  независимость  церкви  —  представите­

лей зарождающегося сословия  князь освободил от светского суда.  По 

форме  Устав  Владимира  представлял  собою  грамоту,  Устав  Ярос­

лава  —  свод  законов.

Вряд  ли  можно  сомневаться  в  том,  что  Иларион  принимал  самое 

активное участие в составлении  Правды  Русской,  первого дошедшего 

до  нас  свода  законов  Древней  Руси.  В  старшей  части  этого  свода, 

которая  называется  Правдой  Ярослава,  имеются  очевидные  тексто­

вые  схождения  с  церковным  Уставом  Ярослава.

Дерягин  В.  Я.  (3,  с.  7)

Молитва  Илариона,  помещенная  в  конце «Слова»,  возносимая  им 

«от всея земли нашея»,  как бы  подводит итог сказанному:  «Не оставь

К И Е В С К А Я   Р У С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

96

нас,—  взывает  к  Богу  И ларион,—  хоть  еще  и  заблуждаемся,  не 

отвергай  нас,  хоть  еще  и  согрешаем  пред  Тобой...  Не  погнушайся, 

хоть  и  малое  (мы)  стадо,  но  скажи  нам:  „не  бойся,  малое  стадо,  яко 

благоизволи  Отец  ваш  дати  вам  царство"  (Лк.  12:32)...  Научи  нас 

творить  волю  твою,  потому  что Ты  Бог  наш,  а  мы  люди  Твои...  Не 

воздеваем  рук  наших  к  богу чужому,  не следуем  ни  за  каким лжепро­

роком,  не  исповедуем  еретического  учения,  но  к  тебе,  истинному 

Богу,  взываем,  к  Тебе,  живущему  на  небесах,  возводим  наши  очи,  к 

Тебе  воздеваем  руки,  молимся  Тебе...  Поэтому  простри  милость 

твою  на  людей  Твоих...  владыками  нашими  пригрози  соседям,  бояр 

умудри,  города  умножь,  Церковь  Твою  укрепи,  достояние  Свое  убе­

реги,  мужчин,  женщин  и  младенцев  спаси».

Это  молитвенное  воззвание  митрополита-русина,  предстоятеля 

русской  Церкви,  печальника  за  вверенный ему  Богом  народ  —  стало 

как  бы  первым  словом  той  горячей,  детской  молитвы,  которую  вот 

уже  тысячу  лет  слагает  Россия  среди  бесчисленных  искушений, 

соблазнов  и  гонений,  памятуя  слова  Священного  Писания:  «Чадо, 

аще  приступаеши  работати  Господеви  Богу,  уготови  душу  твою  во 

искушение,  управи  сердце  твое,  и  потерпи»  (Сир.  2:1—2).

Иларион  недолго  занимал  митрополичий  престол,  так  как  само­

стоятельное  поставление русского митрополита  являлось очевидным 

нарушением  обычных  правил.  Это  ли  или  что  другое  сыграло  свою 

роль,  мы  не  знаем,  однако  после  смерти  Ярослава  Мудрого  Иларион 

оставил  кафедру,  которую  с  1055  года  занимает  новый  митропо­

лит  —  грек  Ефим.  Иларион  же,  поселившись  в  Печерском  мона­

стыре,  принял схиму.  Душа его давно тяготилась миром и стремилась 

к  созерцанию  и  безмолвию.  Будучи  еще  пресвитером  в  Берестове, 

он,  по  свидетельству  «Повести  временных  лет»,  «ископа  печерку 

малу двусажену»  на берегу Днепра  на месте,  где «бе... лес велик», и  в 

ней,  «приходя  с  Берестова  отпеваше  часы  и  молящееся  ту  Богу  в 

тайне».  В  обители  он  переписывал  книги  в  келье  преподобного  Фео­

досия,  пребывая  у  него  в  послушании  и  спрашивая  советов,  когда 

случались  затруднения  и  искушения.  Память  преподобного  И ла­

риона,  схимника  Печерского,  Русская  Православная  Церковь  празд­

нует  21  октября  по  старому  стилю.

Иоанн  (8,  с.  36—37)

Для  нас  важна  заявленная  в  «Слове...»  и  закрепленная  последую­

щей традицией  направленность  интереса древнерусских  книжников  к 

злободневным  вопросам  политической  жизни,  отсутствие  у  них 

склонности  к  абстрактным,  вне  связи  с  осмыслением  актуальных 

задач  общественного  бытия,  философским  размышлениям.

Отсюда  и  новое  в  творчестве  представителей  древнерусской 

философской  мысли  обнаруживается  по преимуществу  не  в создании 

абстрактных  всемирно-исторических  схем,  а  в  процесс  истолкования 

их сообразно конкретным политическим задачам,  которые  преследо­

И Л А Р И О Н

97

вал  тот  или иной деятель  культуры.  Злоба дня  и  абстрактные  схемы, 

в  основном  заимствованные  из  христианской  догматики,  образуют 

крайние  потенциалы  напряжения,  между  которыми  и  совершается 

движение  оригинальной  творческой  мысли.

Сказанным  объясняются  и  те  своеобразные  черты  видения  исто­

рии.  которые  присущи  «Слову...»  как  памятнику  культуры  именно 

первой  половины  XI  в.  Если  попытаться  выразить  это  своеобразие 

наиболее  обобщенно,  то  оно  заключается  в  исполненном  оптимизма 

отношении  Илариона  к  современной  ему действительности,  которой 

воздает  он  восторженную  хвалу.  Оптимизм  Илариона  адресован 

настоящему,  «новым  людям»  и  «новым  временам»,  которые  уже,  по 

мнению  Илариона,  наступили.  И  действительно,  время  Илариона 

было  новым.  Он  соединяет  библейскую  историю  с  историей  Руси, 

которая  переживала  значительный  подъем  во  всех  сферах  обще­

ственной  жизни,  подъем,  открывающий  заманчивые  перспективы 

дальнейшего  процветания  на  основе  развития  новых  производствен­

ных отношений,  приходивших  на смену  изжившей себя  патриархаль­

ной  общественной  жизни.  Отсюда  преисполненный  энтузиазма 

мажорный  тон,  пронизывающий  «Слово...»

Горский  В.  С.  (2,  с.  140—141)

Трактат Илариона был высоко оценен  как современниками, так и 

потомками.  На  протяжении  веков  он  формировал  политическое соз­

нание  многих  поколений  писателей  и  мыслителей.  Поставленные  в 

нем  политико-юридические  проблемы  обсуждались  в  течение  всего 

средневекового  периода,  и  многие из них сохранили свое значение и  в 

Новом  времени.  К  их  числу  прежде  всего следует отнести  соотноше­

ние  права  и  нравственности,  понятие о  верховной  власти,  законности 

происхождения властных  полномочий главы  государства, реализации 

власти  в  законных  пределах,  ответственности  правителя  перед  под­

данными,  определение  курса  внешней  политики.

Иларион  нарисовал  идеальный  образ  великого  князя  как  верхов­

ного  правителя  христианского типа,  выработав для  этого определен­

ные  критерии  (морального  и  юридического  характера),  с  помощью 

которых  производил  оценку  личности  правителя  и  его  деятельности 

как  главы  государства.  Эта  тема  стала  центральной  в  политической 

литературе  в  период  укрепления  и  развития  Московского  государ­

ства.

В  произведениях  X IV —XVI  вв.  можно  обнаружить  не  только 

усвоение  основных  мыслей  «Слова  о  законе  и  благодати»,  но  подчас 

и  целые  формулы  словесных  выражений,  с  помощью  которых  вос­

производилась  практически  дословно  та  или  иная  образная  схема. 

Например,  пермский  епископ  Стефан,  разоблачая  «ересь»,  почти 

дословно  повторяет  некоторые  положения  «Слова  о  законе  и  благо­

дати»  (середина  XVI  в.)  —  автор,  критикуя  оппонентов,  воспроиз­

водит  некоторые  формулы  Илариона.



Зак.1959

К И Е В С К А Я   РУ С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

К  тексту  произведения  Илариона  обращались  и  при  ведении 

теоретико-догматических  споров.  Трактат  использовался  также  в 

течение  многих  веков  как  образец  прославления  верховного  вла­

стителя.

Золот ухина  Н.  М.  (5,  с.  18—19)

Сопоставление  идей  Илариона  и  Ария  убеждает,  что  древнерус­

ский  мыслитель  в  трактовке  человеческой  сущности  Христа  очень 

близко  подходит  к  системе  раннехристианского  ересеучителя.  Не 

отвергая  в  принципе  сверхъестественного  происхождения  сына 

Божия,  он  вслед  за  ним  акцентирует  внимание  исключительно  на 

его  плотской  природе  и  мирских  деяниях,  ограничивая  божествен­

ное  актом  обрядового  крещения.

Сходство  богословских  позиций  киевского  митрополита  и  Ария 

проистекает  из  того,  что  оба  они  подчиняли  обмирщение,  очелове­

чение  мифического  основателя  христианской  религии  задаче 

борьбы  светской  власти  с  церковной  автономией,  с  засилием  духов­

ных  иерархов  в  политической  и  общественной  жизни.  Вместе  с  тем 

крен  Илариона  в  сторону  арианства  выражал  в  первую  очередь 

антивизантинизм  великокняжеской  власти,  се  противодействие 

экспансионистским  замыслам  Константинополя.

Выступление  Илариона  против  «византинизации»  древнерусской 

церкви  носило  принципиальный  характер.  Аргументом  для  него 

служил  тезис  о  том,  что  благодать,  отвергая  закон,  прокламирует 

свободу.  В  контексте  сложных  и  острых  взаимоотношений  Руси  с 

Константинополем  такое  осмысление  евангельской  доктрины  при­

обретало  конкретное  политическое  значение,  выдвигало  на  первый 

план  независимость  и  самобытность  Киевской  державы,  всех  стран 

и  всех  народов.  Отныне  нет  избранных,  а  есть  равные,  есть  те, 

которые  еще  остаются  в  сетях  рабства,  и  те,  которые  познали 

истину,  сделались  «новыми  людьми»,  обрели  новые  идеи  о  назначе­

нии  и  ценности  человека.

Иларион  протестует  против  низведения  благодати  до  уровня 

закона,  превращения  христианства  в  средство  порабощения  челове­

чества.  Учение  Христа,  на  его  взгляд,  освобождает  от  всякого 

гнета,  в  том  числе  религиозного.  Закон  плодит  страх,  истина 

рождает  уверенность.

Замалеев  А.  Ф.,  Зои,  В.  А.  (4,  с.  48—49)

Список  литературы

1.  Анисимова  О.  М.  Иларион  //  Лит.  и  культура  Древ.  Руси: 

Слов.-справ.  /  Под  ред.  В.  В.  Кускова.—  М.,  1994.—  С.  51—52.

2.  Горский  В.  С.  Философские  идеи  в  культуре  Киевской  Руси

XI  —  начала  XII  в .—  Киев:  Наук,  думка,  1988.—  212 с.

И Л А Р И О Н

‘>9

3.  Дерягин  В.  Я.  Иларион:  Жизнь  и  «Слово» //  Иларион.  Слово о 

{аконе  и  Благодати.—  М.,  1994.—  С.  5—27.

4.  Замалеев  А.  Ф.,  Зоц  В.  А.  Ярославовы  книжники.  Лука 

Жидята  и  Иларион  //  Замалеев  А.  Ф.,  Зоц  В.  А.  Мыслители  Кие­

вской  Руси. —  2-е  изд.,  перераб.  и  доп .—  Киев,  1987.—  С.  33—49.

5.  Золотухина  Н.  М.  Первый  русский  политический  трактат 

С лово о Законе  и  Благодати»  киевского  писателя  XI  в.  Илариона // 

Золотухина  Н.  М.  Развитие  русской  средневековой  политико-право- 

вой  мысли.—  М.,  1985.—  С.  10—19.

6.  Идейно-философское  наследие  Илариона  Киевского:  Сб.  ст.:

II  2  ч.  / Отв.  ред.  А.  А.  Баж енова.—  М.:  Б.  и.,  1986.—  Ч.  1.—  172 с.: 

ил.:  Ч.  2 .—  114  с.:  ил.

7.  Иларион  //  Pvc.  биогр.  словарь.—  Т.  8.  Ибак  —  Клю чарев.— 

СПб.,  1 9 8 7 .-  С.  8 4 -8 5 .

8.  Иоанн  (Снычев  И.  М.)  Митрополит  Иларион.  «Слово  о 

Законе  и  Благодати»  //  Иоанн.  Самодержавие  дух.—  СПб.,  1994.—

С.  3 4 -3 7 .

9.  Карташев 

А.  В. 

Очерки 

по  истории  Русской 

церкви. 

Г.  I . -   М.:  Терра,  1 9 9 2 .-  686  с.

10.  Молдован  А.  М.  «Слово  о  Законе  и  благодати»  Илариона.— 

Киев:  Наук,  думка,  1984.—  240  с.

11.  Повесть  временных  лет.  Ч.  1.  Текст  и  перевод /  Подгот.  тек­

ста Д.  С.  Лихачева;  Пер.  Д.  С.  Лихачева и  Б.  А.  Романова;  Под ред.

B.  П.  Адриановой-Перетц.—  М.;  Л.:  Изд-во  АН  СССР,  1950.—  405 

с.:  ил.

12.  Поппэ  А.  Русско-византийские  церковно-политические  от­

ношения  в  середине  XI  в.  //  История  СССР.—  1970.—  № 3 .—

C.  108-124.

13.  Приселков  М.  Д.  Очерки  по  церковно-политической  истории 

Киевской  Руси.—  СПб.:  Тип.  М.  М.  Стасюлевича,  1913.—  414  с.

14.  Щапов  Я.  Н.  Государство  и  церковь  Древней  Руси  X —XIII 

вв.—  М.:  Наука,  1989.—  232  с.

Владимир  Мономах

1 0 53-1125

Ни  об  одном  из  государственных  деятелей  Киевской  Руси  не 

сохранилось  столько  ярких  воспоминаний,  как  о  Владимире  Моно- 

махе.  Его  вспоминали  и  во  дворцах,  и  в  крестьянских  избах  спустя 

столетия.  Народ  сложил  о  нем  былины,  воспевая  его  победу  над 

половецким  ханом Тугорканом  —  «Тугарином  Змеевичем».  Великий 

князь  Иван  III,  любивший  в  политических  интересах  «ворошить 

летописцы»,  обратился  к  величественной  фигуре  Владимира  Моно- 

маха,  с  именем  которого  связана  легенда  о  царских  регалиях,  будто 

бы  полученных  Владимиром  от  императора  Византии.  Шапка  Моно- 

маха  стала  символом  русского  самодержавия,  ею  короновались  все 

русские  цари  вплоть до  последнего,  Николая  II.

Владимир  родился,  по  всей  вероятности,  в  Киеве,  где  его  отец 

Всеволод,  любимый  сын  Ярослава  Мудрого,  находился  при  отце, 

доживавшем  свои  последние  годы.  Матерью  Владимира  была  прин­

цесса  Мария,  дочь  византийского  императора  Константина  IX 

Мономаха,  в  честь  которого  Владимир  и  получил  свое  второе  имя.

Владимир  получил  хорошее  образование,  которое  позволило ему 

в своей  политической борьбе  использовать не только меч  воина, но и 

перо  писателя;  обладал  незаурядным  писательским  талантом.

Владимир  прошел  суровую  школу;  ему  с  детства  приходилось 

помогать  отцу  отстаивать  свой  удел  в  междоусобной  борьбе. 

Недаром  на  склоне  лет  Мономах  вспоминал  о  83  своих  больших 

походах  по  Руси  и  Европе.  Первое  свое  большое  путешествие  он 

совершил  13-летним  мальчиком,  проехав  из  Переяславля  в  Ростов 

через  глухие  Брынские  леса,  где,  по  былинам,  залегал  Соловей- 

разбойник.

Шестнадцать  лет  (1078—1094)  княжил  Мономах  в  Чернигове. 

Владимир  к  этому  времени  был  уже  женат  на  английской  принцессе 

Гите,  дочери  короля  Гарольда,  погибшего  в  знаменитой  битве  при 

Гастингсе.

Время  черниговской  жизни  не  было годами спокойствия  и  изоля­

ции.  Много  раз  приходилось  Владимиру  вступать  в  борьбу  то  с 

внешними,  то  с  внутренними  врагами.  Он,  несомненно,  мог  рассчи­

тывать  на  получение  великого  княжения  после  отца.  Однако  когда 

Всеволод  в  1093  г.  умер,  то  на  киевском  престоле  оказался  не  Вла­

димир,  а  Святополк,  приглашенный  из  Турова  господствовавшей  в 

Киеве  боярской  группировкой.

Неопытность  Святополка  привела  к  страшному  разгрому  рус­

ских  войск  половцами.  Вынужденный  довольствоваться  вместо 

Киева  Черниговом,  Владимир  скоро  утратил  и  его.  Сорокалетнему 

князю  с  женой  и  детьми  пришлось  перебраться  в  город  своего  дет­

ства  Переяславль,  где  он  пробыл  почти  20  лет.

В Л А Д И М И Р М О Н О М А Х

101

Борьба  с  половцами,  которую  Мономах  неизбежно  должен  был 

мести  как  владетель  пограничного  княжества,  в  глазах  современни­

ков  всегда  выглядела  как  общерусское  дело,  как  защита  всей  Руси. 

Чанявшись  укреплением  Переяславского  княжества,  Мономах  не 

упускал  из  виду  и  дела  в  других  русских  землях.  Ему  удалось  поса­

дить  князем  в  Новгороде  своего  старшего  сына  Мстислава.  Другой 

сын  —  Изяслав  —  не  без  успеха  соперничал  с  соседними  князьями, 

сохраняя  за  собой  Ростово-Суздальское  княжество.

Весьма  знаменательным  для  Мономаха  стал  год  1095.  Разорвав 

недолгий  мир  с  половцами,  Владимир  уговорил  Святополка  совер­

шить  поход  в  половецкую  степь.  Победа  была  полной;  взято  много 

пленных,  коней  и  верблюдов.  На  следующий  год  на  Днепре  дру­

жины  Владимира  разбили  окончательно  половцев  и  убили  хана  Ту-

I оркана.

Менее  успешно,  но  с  такой  же  энергией  боролся  Мономах  за 

единство  русских  земель.  Его  соперниками  были  Святополк  Киев­

ский  и  Олег  Черниговский,  недаром  названный  Олегом  «Горислави- 

чем»  в «Слове  о  полку  Игорсве»  —  гак  много  горя  он  принес  родной 

земле.

В  1097  г.  Владимир  пытается  организовать  княжеский  съезд, 

который  осудил  бы  «Гориславича»  за  приводы  на  Русь  половецких 

орд.  Но  съезд,  созванный  в  древнем  Любечс,  не  принес  победы 

Мономаху.  Идея  единства  в  противоборстве  с  внешними  врагами, 

сохранения  мира  на  Руси  была  поддержана  князьями  чисто  ф ор­

мально.  Зато четко  прозвучала  мысль:  «Каждый да  владеет отчиной 

своей».

Потерпев  здесь  неудачу,  Владимир  пытается  использовать  свое 

незаурядное  писательское  дарование.  Ученые  полагают,  что  изве­

стное  «Поучение»,  адресованное  детям  и  в  общих  чертах  составлен­

ное  около  1099  г.,  предназначалось  для  феодальных  верхов  Руси.

Литературная  акция  Владимира  имела  лишь  частичный  успех  — 

со  Святополком  пришлось  помириться  перед  лицом  половецкой 

опасности.  Мономаху  удается  организовать  несколько  общерусских 

походов  (1103,  1107,  1111  гг.)  против  половцев.  Во  время  последнего 

похода  Владимир  продвинулся  глубоко  в  степь  и  нанес  половцам 

жестокое  поражение.

В  1113  г.  Владимир  Всеволодович  становится  великим  киевским 

князем,  хотя  по  Любечскому  договору,  который  закрепил  право 

отчинного  владения,  Киев  должен  был  перейти  к  старшему  сыну 

умершего  в  этом  году  Святополка.  Решающим  фактором,  повлияв­

шим  на  вокняженис  Владимира,  послужило  восстание  киевлян  17 

апреля  I  ИЗ  г.  Киевская  знать  призвала  на  киевский  престол  Влади­

мира,  известного  всем  своей  борьбой  с  половцами.

Усмирив  восстание,  Владимир  остался  в  Киеве  и  правил  княже­

ством  12  лет.

Годы  правления  великого  князя  Владимира  Мономаха  были

К И Е В С К А Я   РУ С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

102

относительно спокойными для  Руси.  И  это  запомнилось.  В  былинах, 

сложенных  народом,  много  исторических  фактов,  восходящих  к  вре­

менам  Мономаховым.  Кончина  его  в  1125  г.  была  воспринята  как 

большое  горе.  Авторитет  великого  князя  остался  на  века.

И

*  И

*  н*

Владимир  Мономах  —  очень  яркая  фигура  в  истории  Древней 

Руси.  Н.  И.  Костомаров отмечал, что около имени  князя «вращаются 

почти  все  важные события  русской  истории  во  второй  половине XI  и 

первой  четверти  XII  века»  (11,  с.  39).

Как  истинный  государственный  муж,  Мономах  всегда  заботился 

об  утверждении  своих  прав,  о  правильном  освещении  своих  дел.  Он 

лично написал знаменитое «Поучение» (15), которое является отчасти 

мемуарами, отчасти конспектом для летописца, в котором перечисля­

ются  походы  Владимира  в  разные  концы  Европы.  Практически  все 

исследователи,  писавшие о  Владимире  Мономахе,  не  обошли  внима­

нием  его  литературный  труд.  С  особенным  интересом  отнеслись  к 

«Поучению»  В.  С.  Горский  (1),  Б.  А.  Рыбаков  (18),  Б.  А.  Романов 

(17),  И.  Я.  Фроянов  (21).

Мономах беспокоился о том, как будут показаны в книгах его дела, 

его законы, его походы современникам и потомкам. Поэтому, ознако­

мившись с трудом Нестора (14), он передал это сочинение в Выдубиц- 

кий  монастырь  на  переработку,  которая  не  удовлетворила  высокого 

заказчика  и  была  повторно  переделана  Ладожником.  Анализ  этих  и 

последующих  редакций  «Повести  временных  лет»  представлен

А.  А.  Шахматовым  (23).

Путеводителем  по  летописи  продолжает  оставаться  книга

А.  А.  Шайкина,  который  пишет:  «Для  нас  не  столь  уж  важно, 

насколько этот литературный образ Мономаха соответствовал реаль­

ному человеку  и  политику...  мы должны  уяснить сам этот идеальный 

образ  князя,  отметить  те  черты,  которые  были  особенно  дороги 

летописцу»  (22,  с. 208—209).  Комментируя летопись,  автор обращает 

внимание  на  то,  что  деятельность  Владимира  оценивается  пристра­

стно. Может быть, это произошло потому, что князь был современни­

ком летописца. К тому же биография его в «Повести...» не завершена.

Подробнее о последних годах жизни  Владимира Мономаха можно 

узнать  из  трудов  Н.  И.  Костомарова  (11),  Н.  М.  Карамзина  (7),

С.  М.  Соловьева  (20).  Они  видели  в  князе  символ  мудрости  и  нрав­

ственности.

Современные  историки  уже  не  стараются  идеализировать  рус­

ского  правителя.  Их  интересует действительность.  Единодушие  оце­

нок  личности  Владимира  заставило  внимательнее  рассмотреть  дол­

гую  деятельность  князя.  Б.  А.  Рыбаков  отмечает:  «Неудивительно, 

что  в  мрачные  годы  усобиц  русские  люди  искали  утешения  в  своем 

величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира 

Мономаха»  (18,  с.  452).

It  I  М 1ИМ ИР  М О Н О М А Х

С  краткой  биографией  князя  можно  познакомиться,  обратив­

шись  к  работам  Д.  И.  Иловайского  (6),  Ю.  Ф.  Козлова  (10), 

\  <1>.  Петрушевского  (13)  и  И.  Я.  Фроянова  (21).

Ратные  подвиги  прославленного  победителя  половецких  ханов 

представлены  в  книге  В.  В.  Каргалова  (8).

Яркая  личность  правителя  послужила  поводом  для  написания 

романов.  Автор  одного  из  них  —  А.  Н.  Сахаров  —  старается  макси- 

ia.ni.HO  следовать  исторической  действительности,  воссоздавая 

атмосферу  Руси  XI,  XII  веков  (19).

Мономах  сформулировал  в  «Поучении»  тс  принципы,  которым 

сим  старался  следовать:  смирение  и  непрерывное  трудолюбие,  необ­

ходимость  во  все  вникать  самому,  не  передоверяя  княжеских  забот 

чажс  ближайшим  помощникам,  верность  договорам.  Князь  предо­

стерегал  от  гордыни  и  призывал  не  бояться  смерти.

Познакомившись  с  трудами  о  Владимире  Мономахе,  в  которых 

не  ощущается  большой  разноголосицы,  читатель  может  составить 

собственное  мнение  о  столь  знаменитом  русском  князе,  напоминаю­

щем  об  обязанностях  власти,  о  ее  ответственности  за  судьбы  земли 

и  народа.

ФАКТЫ  И  МНЕНИЯ

Поучение

Я,  ничтожный,  дедом  своим  Ярославом,  благословенным,  слав­

ным,  названный  при  крещении  Василием,  русским  именем  Влади­

мир,  отцом  возлюбленным  и  матерью  своею  —  Мономахами...  и 

ради  крещеных  людей,  ибо  сколько  их  соблюл  по  милости  своей  и 

по  отцовской  молитве  от  всяких  бед!  Сидя  на  санях,  подумал  я  в 

душе  своей  и  воздал  хвалу  Богу,  который  меня  до  этих  дней  сохра­

нил,  грешного.  Дети  мои  или  кто  другой,  слушая  эту  грамотку,  не 

посмейтесь,  но  кому  она  будет люба  из  детей  моих,  пусть  примет  ее 

в  сердце  свое  и  не  лениться  будет,  также  и  трудиться.

Прежде  всего.  Бога  ради  и  души  своей,  страх  имейте  Божий  в 

сердце  своем  и  милостыню  подавайте  изобильную,  это  ведь  — 

начало  всякого  добра.  Если  же  кому  не  люба  грамотка  эта,  тот 

пусть  не  насмеется,  а  так  пусть  скажет:  в  дальнем  пути,  да  на  санях 

сидя,  пустого  он  наговорил.

Злат ост руй  (5,  с.  163)

И  в  летописи,  и  в  собственных  сочинениях  Владимир  Мономах 

прежде  всего  предстает  как  князь,  всегда  способный  поступиться 

личными  интересами,  личными  чувствами  во  имя  интересов  Русской 

1

с мл и.  Он  уступает  Киев  Святополку  единственно  потому,  что  не 

желает  вызвать  возможные  распри;  он  уступает  Чернигов  Олегу 

только  потому,  что  горят  вокруг  села  и  монастыри;  он  занимает

К И Е В С К А Я   РУ С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

1(14

Киев  по  смерти  Святополка  потому  только,  что  укорили  его  киев­

ляне  в  забвении  их  интересов  и  церковных  перед  грозой  мятежа.

Шайкин А .  А.  (22,  с.  208)

В  шестнадцать  лет  Владимир  Мономах  стал  князем  Чернигова, 

одного  из  самых  древних  и  сильных  городов  на  Руси,  затем  сменил 

отца  на  переяславском  «столе»,  приняв  на  свои  плечи  всю  тяжесть 

обороны  южной  границы,  а  на  склоне  жизни,  в  шестидесятилетием 

возрасте,  в  зените  воинской  славы,  был  позван  в  стольный  Киев, 

стал  великим  князем.  Но  везде,  где  бы  он  ни  княжил,  он  оставался 

воителем  за  землю  Русскую,  неутомимым  ратоборцем.

Женат  был  Владимир  Мономах  на  английской  принцессе  Гите, 

дочери  короля  Гарольда,  павшего  в  Гастингской  битве  с  завоевате- 

лями-норманнами.  Сын  их,  Юрий  Долгорукий,  будет  родоначальни­

ком  династии  владимиро-суздальских  князей.

В  сочинениях  русского  историка  В.  Н.  Татищева  сохранилось 

описание  внешности  Владимира  Мономаха,  где  говорится,  что  был 

он  красив  лицом,  глаза  у  него  были  большие,  волосы  рыжеватые  и 

кудрявые,  лоб  высокий,  борода  широкая.  Ростом  он  был  не  осо­

бенно  высок,  но  крепок телом  и  очень  силен.

Каргалов  В.  В.  (8,  с.  5 8 -5 9 )

Концепция  общественного  примирения  и  милостыни  четко  пред­

ставлена  в  «Поучении»  Владимира  Мономаха.  По  Владимиру, 

«начаток  всякому  добру»  —  «страх  Божий  в  серци»  и  «милостыня 

неоскудна».  Первое  предполагает  в  качестве  основных  добродете­

лей  упование  на  Бога,  терпение,  кротость,  довольство  своей  уча­

стью  и  беззлобие.  Носителями  их  прежде  всего  должны  быть  «пра­

ведники,  обладающие  „малым"».  Что  же  касается  сильных  мира 

сего,  то  они  должны  не  прибегать  к  крайним  мерам  в  управлении, 

поддерживать  милостыней  «сирых  и  убогих».  Владимир  Мономах 

ставит  себе  в  особую  заслугу,  что  он  «и  худаго  смерда  и  убогые 

вдовице  не  дал  еемь  силным  обидсти».

Горский  В.  С.  (1,  с.  155)

Народное  возмущение  привело  на  золотой  стол  киевский  Влади­

мира  Мономаха,  который  был  не  только  талантливым  полково­

дцем,  но  и  прозорливым  политиком.  Он  понял,  что  лучше  и  легче 

жить  в  согласии  со  своим  народом,  нежели  вечно  запугивать  его 

силой  дружинников  и  богатством  иностранцев.

Гумилев J1.  И.  (3,  с.  327)

Между древними  князьями  дотатарского  периода  после  Ярослава 

никто  не  оставил  по  себе  такой  громкой  и  доброй  памяти,  как  Вла­

димир  Мономах,  князь  деятельный,  сильный  волею,  выдававшийся

П И Л Д И М И Р  М О Н О М А Х

105

|Д|>авым  умом  посреди  своей  братии  князей  русских.  Этот  чело­

чек  может  по  справедливости  назваться  представителем  своего 

времени.

Костомаров  Н.  И.  (11,  с.  39)

Когда  века  феодальной  раздробленности  и  татаро-монголь­

ского  ига  сменились  неожиданно  быстрым  расцветом  Москов­

ского  централизованного  государства,  великий  князь  Иван  III, 

шобивший  в  политических  интересах  «ворошить  летописцы», 

обратился  к  величественной  фигуре  Владимира  Мономаха,  возвы­

шавшейся,  как  и  сам  Иван,  на  грани  двух  эпох.

Неудивительно,  что  в  конце  XV  в.  московским  историкам 

ымстнее  всего  в  родном  прошлом  была  фигура  Мономаха,  с 

именем  которого  они  связали  легенду  о  царских  регалиях,  будто 

бы  полученных  Владимиром  от  императора  Византии.

Рыбаков  Б.  А.  (18,  с.  451)

Ярким  публицистическим  произведением  было  «Поучение» 

Владимира 

Мономаха  — 

политическое 

завещание 

киевского 

князя,  который  за  свою  жизнь  «много  утер  пота  за  землю  Рус­

скую».  Моральные  поучения,  наставления  о  том,  как  надо  пра­

вить  государством,  перерастают  в  сочинении  Мономаха  в  авто­

биографию  этого  князя,  живое  воплощение  своих  высоких  жиз­

ненных  принципов.

Дубровский  А.  И.  (4,  с.  58)

При  Владимире  Мономахс  Русь  побеждала  половцев,  и  они  на 

время  перестали  быть  постоянной  угрозой.  Власть  киевского  князя 

простиралась  на  все  земли,  заселенные  древнерусской  народностью. 

Усобицы  мелких  князей  решительно  пресекались  тяжелой  рукой 

великого  князя.  Киев  был  действительно  столицей  огромного,  круп­

нейшего  в  Европе  государства.

Неудивительно,  что  в мрачные  годы  усобиц русские  люди  искали 

у тешения  в  своем  величественном  прошлом;  их  взгляды  обращались 

к  эпохе  Владимира  Мономаха.  «Слово  о  погибели  Русской  земли», 

написанное  накануне  татаро-монгольского  нашествия,  идеализирует 

Киевскую Русь,  воспевает Владимира  Мономаха  и его эпоху.  Гигант­

ским  полукругом  очерчивает  поэт  границы  Руси:  от  Венгрии  к 

11ольше,  от  Польши  к Литве,  далее  к  прибалтийским  землям  Немец­

кого  ордена,  оттуда  к  Карелии  и  к  Ледовитому  океану,  оттуда  к 

Волжской  Болгарии,  буртасам,  мордве  и  удмуртам.

Это  все  с давних  пор было  покорно  Владимиру  Мономаху,  «кото­

рым то половци дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на 

свет  не  выникываху,  а  угри  твердяху  каменый  городы  железными 

вороты, абы  на них великий Володимср тамо не въехал».  Перемеши- 

вая  правду  с  вымыслом,  поэт считает  даже,  что  византийский  импе-

К И Е В С К А Я   РУ С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

106

ратор,  побаиваясь  Мономаха,  «всликыя  дары  посылаша  к  нему, 

абы  под  ним  всликый  князь  Володимер  Цесаря-города  (Царьграда) 

не  взял».

Рыбаков  Б.  А.  (18,  с.  452)

Недаром  любил  народ  Мономаха.  Русская  земля  терпела  от 

половцев  и  княжеских  усобиц  большие  беды  и  разоренье:  Мономах 

громил  поганых  нещадно,  с  братьями  же  своими  не  спорил,  не  вра­

ждовал,  а  советом  и  любовью  вносил  мир  в  княжескую  семью  и 

заслужил  прозвание  братолюбца.  Князья  зачастую  нарушали  кре­

стное  целование,  не блюли данную  Богу  клятву,—  Мономах  никогда 

не  отступался  от  того,  в  чем  целовал  крест.  Под  другими  князьями 

редко  доходила  до  людей  княжья  правда,  целые  волости  разорялись 

от  грабительства  княжеских  наместников  и  посадников,  от  кривды 

судей-лиходеев;  Мономах  не  позволял  сильным  обижать  слабых  и 

сам давал  суд  и  правду  всем  ровно.  Многие  князья  копили  богатство, 

собирая  его с тягостью для  народа,—  Мономах  не  прятал  и  не  копил 

добра,  не  считал  денег,  а  раздавал  их  обеими  руками.  И.  однако, 

казна его  не  скудела,  потому  что  был  он добрый  хозяин,  сам  держал 

весь наряд в доме;  назвавши  гостей, сам служил  им,  и,  когда они  пили 

и  ели досыта,  он только смотрел  на  них.  Был  он  воздержан,  целому­

дрен  и  благочестив;  восходящее солнце  заставало его не  в постели,  а 

в  церкви  Божией.  Труда  он  не  боялся;  спокойной,  ленивой  жизни  не 

любил:  почти  весь  свой  век  прожил  не  дома,  проводя  ночи  на сырой 

земле.  Одних дальних странствий совершил  он больше восьмидесяти; 

дома  и  в  пути,  на  рати  и  на  звериной  ловле  делал  все  сам;  не  давал 

себе  покоя  ни  днем,  ни  ночью,  ни  в  зной,  ни  в  стужу.  Все  люди 

дивились  его  богатырской  удали  в  делах  ратных;  таков  же  был  он  и 

на охоте  за диким  зверем:  тур  не  раз метал  его  на  рога,  олень бодал, 

лось топтал  ногами,  кабан  оборвал  на боку  меч,  медведь кусал,  волк 

сваливал  вместе  с  конем.  Ни  от  кого  не  бегал  Мономах,  чтобы 

сохранить  свою  жизнь:  не  ведал  он  иного  страха,  кроме  страха 

Божия.

При  такой  отваге,  удали,  любви  к  труду  Мономах  имел  разум 

светлый,  был  ко  всякому делу досуж  и  умел  приносить  родной земле 

добро  всегда  и  во  всем.  Оттого стоял  он в народном  разумении  выше 

всех  князей того  времени,  и  не  было  ему  между  ними  ровни.  Князья 

сами  это  видели:  когда  он  сел  на  столе  великокняжеском,  старшие 

его родичи  не  завели с  ним  спора.  Потом  без  усобиц  не обошлось,  но 

Мономах  не  норовил  крамольникам;  не  проливая  христианской 

крови  без  особой  нужды,  он,  однако  же,  давал  такую  острастку 

непокорным,  что  усобица  не  могла  раздуваться.  Половцы  поднялись 

было,  но  Мономах  прогнал  их  в  степь,  а  через  несколько лет  послал 

на  них  князей,  которые  сильно  повоевали  Половецкую  землю  и 

взяли  три  города.

Петрушевский  А.  Ф.  (13,  с.  44—45)

И  1ЛЦ ИМ И Р  М О Н О М А Х

107

В  целом  из  летописного  изложения  ясно,  что  Владимир  Моно­

мах  —  крупнейшая  фигура  в  истории  Древней  Руси.  Он  сумел  спло- 

гить  разваливающееся  государство,  сумел  остановить  и  на  значи- 

Iсльное  время  ликвидировать  половецкую  угрозу,  при  нем  Русь 

вновь  начала  выходить  на  мировую  арену.  Н.  И.  Костомаров  отмс- 

•п)л,  что  около  имени  Владимира  Мономаха  «вращаются  почти  все 

важные  события  русской  истории  во  второй  половине  XI  и  в  первой 

четверти  XII  века».

Шайкин  А.  А.  (22,  с.  200)

Уже  до  этого  Владимир  успел  приобрести  народную  любовь  и 

пользовался  большим  авторитетом,  был  уверен  в  желании  народа 

иметь его своим  князем.  С малых лет он  приобщался  к  государствен­

ным  делам,  участвовал  во  многих  походах  и  сражениях.  Был  умен  и 

рассудителен,  его  всегда  приглашали  на  совет  князей,  с  ним  всегда 

советовались.  Но  вражда,  междоусобицы  родственников  не  давали 

ому  возможности  занять  великокняжеский  стол.

Для  многих  людей  Владимир  был  образцом  благочестия,  он

•  пято  исполнял  обязанности,  требуемые  церковью.  Он  с  гордо­

стью  соблюдал  клятву  князей  не  разжигать  усобиц,  ни  под  каким 

предлогом  не  соглашался  преступать  крестного  целования.  И  не 

случайно,  что  в  мрачные  годы  вражды  и  усобиц  русские  люди 

искали  утешения  во  Владимире  Мономахе.  Он  всегда  учил  своих 

детей,  чтобы  они  не  убивали  ни  правого,  ни  виноватого,  не

I  убили  душ  христианских.  Никогда  не  прятал  сокровищ,  никогда 

не  считал  денег,  но  раздавал  обеими  руками;  а  между  тем  казна 

с го  была  всегда  полна,  потому  что  был  хорошим  хозяином.  С 

ранней  молодости  стоял  Владимир  на  страже  Русской  земли, 

бился  за  нее  с  врагами.

Козлов  Ю.  Ф.  (10,  с.  47).

Список  литературы

1.  Горский  В.  С.  Философские  идеи  в  культуре  Киевской  Руси 

X!  —  нач.  XII  в .—  Киев:  Наук,  думка,  1988.—  213  с.

2.  Греков  Б.  Д.  Киевская  Русь  /  Отв.  ред.  Л.  В.  Черепнин.—  М.: 

Госполитиздат,  1953.—  568 с.

3.  Гумилев  Л.  Н.  Древняя  Русь  и  Великая  степь.—  М.:  Мысль, 

1989.-  767 с.

4.  Дубровский  А.  И.  и  др.  Российская  средневековая  цивилиза­

ция.—  Брянск:  Изд-во  Брянс.  гос.  пед.  ин-та,  1994.—  249  с.

5.  Златоструй.  Древняя  Русь  X —XIII  веков.—  М.:  Мол.  гвар­

дия,  1 9 9 0 .-  303  с.

6.  Иловайский  Д.  И.  Краткие  очерки  русской  истории:  Курс  ст. 

возраста.  Ч.  1.—  М.:  ЦСИ  Моск.  фонда  культуры,  1992.—  192  с.

К И Е В С К А Я   РУ С Ь   И  Н А Ч А Л О   М О С К О В С К О Г О   Г О С У Д А Р С Т В А

НШ

7.  Карамзин  Н.  М.  История  государства Российского:  в 12 т. Т.  1/2. 

Древняя  Русь.  Киевская  Русь.—  М.:  Моск.  рабочий,  1993.—  366  с.

8.  Каргалов  В.  В.  Полководцы  X —XVI  вв.—  М.:  ДОСААФ,

198 9.-  334  с.

9.  Ключевский  В.  О.  Сочинения:  В  9  т.  Т.  L.  Курс  русской  исто­

рии.  Ч.  1.—  М.:  Мысль,  1987.—  431  с.

10.  Козлов  Ю.  Ф.  Страницы  правления  государством  Россий­

ским.—  Йошкар-Ола:  Мар.  кн.  изд-во,  1990.—  192  с.

11.  Костомаров  Н.  И.  Господство  дома.Св.  Владимира.  Русская 

история  в  жизнеописаниях  ее  главнейших деятелей. —  М.:  Воем,  изд- 

во,  1993.—  767  с.

12.  Литература  и  культура  Древней  Руси:  Слов.-справ./Под  ред.

В.  В.  Кускова.—  М.:  Высш.  ш к.,  1994.—  335  с.

13.  Пегрушевский  А.  Ф.  Рассказы  про  старое  время  на  Руси  от 

начала русской  земли  до  Петра  Великого.—  Ярославль:  ТОО  «Лия», 

1 9 9 4 .-  304  с.

14.  Повесть временных лет.  Ч.  1. Текст и перевод / Подгот.  текста 

Д.  С.  Лихачева;  Пер.  Д.  С.  Лихачева  и  Б.  А.  Романова;  Под  ред.

В.  П.  Адриановой-Перетц.—  М.;  Л.:  Изд-во  АН  СССР,  1950.— 

405  с.:  ил.

15.  Поучение  Владимира  Мономаха  //  Изборник:  Повести  Древ­

ней  Р у с и .-  М.,  1 9 8 7 .-  С.  5 9 -7 7 .

16.  Размышления  о  России  и  русских:  Штрихи  к  истории  рус. 

характера.  Далекие  предки  X —XVII  вв.  /  Отв.  ред.  Н.  Е.  Н осов.— 

2-е  изд.—  М.;  Л.:  Наука,  1966.—  240  с.

17.  Романов  Б.  А.  Люди  и  нравы  Древней  Руси:  Ист.-бытовые 

очерки  X I—XIII  вв./Отв.  ред.  Н.  Е.  Носов.—  2-е  изд.—  М.;  Л.: 

Наука,  1 9 6 6 .-  240  с.

18.  Рыбаков  Б.  А.  Киевская  Русь  и  русские  княжества

XII —XIII  в в . -   М.:  Наука,  1 9 9 3 .-  591  с':  ил.

19.  Сахаров  А.  Н.  Владимир  Мономах:  Роман, —  Красноярск:  Кн. 

изд-во,  1991.—  351  с .—  (О  доблестях,  о  подвигах,  о  славе).

20.  Соловьев  С.  М.  Сочинения:  В  18  кн.  Кн.  I.  Т.  1/2.  История 

России  с  древнейших  времен.—  М.:  Голос,  1993.—  752  с.

21.  Фроянов  И.  Я.  Киевская  Русь:  Очерки  соц.-политич.  истории/ 

Отв.  ред.  В.  В.  Мавродин,—  Л.:  Изд-во Ленингр.  гос.  ун-та,  1980. — 

256  с.

22.  Шайкин  А.  А.  «Се  повести  временных лет»:  От  Кия  до  Моно­

маха.—  М.:  Современник,  1989.—  253  с.

23.  Шахматов  А.  А.  «Повесть  временных  лет».  Т.  1.  Вводная 

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   75

перейти в каталог файлов
связь с админом