Главная страница

История западной академической библеистики. История западной академической библеистики (XVIII XXI вв.) Введение. Становление академической библеистики в XVIII веке. Академический контекст становления библеистики


НазваниеИстория западной академической библеистики (XVIII XXI вв.) Введение. Становление академической библеистики в XVIII веке. Академический контекст становления библеистики
АнкорИстория западной академической библеистики.doc
Дата15.11.2016
Размер86 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria_zapadnoy_akademicheskoy_bibleistiki.doc
ТипИсследование
#3630
Каталогid7819559

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Alice_01.rar, Psaltir_preview.pdf, Istoria_zapadnoy_akademicheskoy_bibleistiki.doc.
Показать все связанные файлы

д. Алексей Андреев

История западной академической библеистики (XVIII – XXI вв.)
1. Введение. Становление академической библеистики в XVIII веке.

Академический контекст становления библеистики (перевод текстов античных классиков, зарождение гебраистики, исследования Илиады и Одиссеи). Конфессиональный контекст становления библеистики (католическая теория четырех смыслов Писания, отношение к смыслу и тексту Библии у реформаторов и протестантских богословов XVII – XVIII вв., католико-протестантская полемика). Философский контекст становления библеистики (философский кризис, вызванный религиозными войнами XVI – XVII вв., английский деизм XVII – XVIII вв.).
Отдел первый: три направления академической библеистики: «грамматическое», «историческое» и «герменевтическое».
2. «Грамматическое» направление в библеистике XVIII – XIX вв. (на примере текстологической критики Нового Завета).

Исследование текста Священного Писания в докритический период. Масореты как предшественники текстологов. Текстологические методы масоретов. Гекзаплы Оригена. Вульгата блж. Иеронима. Первые греческие тексты Нового Завета на Западе: Комплютенская Полиглотта (1514 – 1522) и editio princeps Эразма (1515). Становление Textus Receptus к середине XVII в. Первые академические исследования текстологии Нового Завета в XVIII в. «Критическая история текста Нового Завета» (1689) Ришара Симона. Проблема Comma Johanneum (1 Ин 5:7-8). «Novum Testamentum Græcum»(1707) Джона Милла (тридцать тысяч разночтений). Труды Симона и Милла в контексте католико-протестантской полемики. «Трактат о свободном мышлении» (1713) деиста Энтони Коллинза. «Ответ на трактат о свободном мышлении» (1713) и «Предложения для печати» (1720) Ричарда Бентли. «Novum Testamentum Græce» (1734) Иоганна Альбрехта Бенгеля. Критерий оценки разночтений: «Proclivi scriptioni praestat ardua». Критический аппарат разночтений и реконструкция архетипа. «Толкователь» (1761) Иоганна Августа Эрнести: толкование исходя из словоупотребления. Академический путь Иоганна Якоба Веттштейна: проблема 1 Тим 3:16 и nomina sacra. «Пособие по герменевтике Нового Завета: принципы историко-грамматического толкования» (1810) Карла Августа Готтлиба Кайла. Открытие Синайского кодекса Лобеготтом Фридрихом Константином фон Тишендорфом (1844, 1859). «Новый Завет в греческом подлиннике» (1881) Брука Фосса Уэсткотта и Фентона Джона Энтони Хорта. Четыре типа текста. Десять критериев оценки разночтений. Работа над RKJV (1881).
3. «Грамматическое» направление в библеистике XX – XXI вв. (на примере текстологической критики Нового Завета).

1-е издание «Novum Testamentum Graecum» (1898) Эберхарда Нестле. 13-е издание «Novum Testamentum Graecum» (1927) Эрвина Нестле. 21-е издание «Novum Testamentum Graecum» (1952) Эрвина Нестле. 26-е издание «Novum Testamentum Graecum» (NA, 1979) Эрвина Нестле и Курта Аланда. Создание Объединенных библейских обществ в 1946 г. 3-е издание «The Greek New Testament» (GNT, 1975). Разработка критериев оценки разночтений Брюсом Мэннингом Мецгером для GNT. Основные различия между NA и GNT. Современная текстологическая критика: «Текст Нового Завета: передача, искажение и восстановление» Брюса Мецгера и Барта Эрмана.

Примеры современной текстологической критики Нового Завета.

Применение критериев для оценки разночтений: Мк 1:41, Лк 22:43-44, Евр 2:9.

Богословские дискуссии ранней Церкви в свете разночтений Нового Завета: антиадопционистские, антидокетические антигностические, антиязыческие разночтения.

Зарождение аскетической традиции и положение женщин в ранней Церкви в свете разночтений Нового Завета.
4. «Историческое» направление в библеистике XVIII – XIX вв. (на примере критики Пятикнижия).

Докритическое исследование Пятикнижия: Иосиф Флавий, Вавилонский Талмуд. «Загадка» Авраама Ибн Эзры (XII в.). «Богословско-политический трактат» (1670) Бенедикта Спинозы: ответ на «загадку» Ибн Эзры. «Левиафан» (1667) Гоббса. Параллельное развитие критики Пятикнижия и «гомеровского вопроса» в XVIII – XIX вв. Теория аббата д’Обиньяка (1715) и Фридриха Августа Вольфа (1794 – 1795). «Первая документарная гипотеза» Хенниг Бернхард Виттер «Jura Israelitarum in Palestinam terram Chananæam» (1711): чередования в именах Бога. Жан Астрюк «Исследование первоначальных документов, которые, как кажется, использовал Моисей при написании книги Бытия» (1753): Элохист, Яхвист, Второзаконие. Карл Давид Ильген «Документы Иерусалимского Храма в их первоначальном виде» (1798): Элохист I (основной источник, Жреческий кодекс), Элохист II (царский источник), Яхвист (пророческий источник), Второзаконие. Вильгельм Мартин Леберехт де Ветте «Критическое исследование, касательно того, что Второзаконие отличается от первых книг Пятикнижия» (1805): D найдено при очищении Храма Иосией в 622 г (ср. 4 Цар 23:4-9 и Втор 12:2-8, 14:23). Иоганн Северин Ватер «Комментарий на Пятикнижие» (1802 – 1806): «фрагментарная гипотеза». Иоганн Яков Штелин «Критические исследования Пятикнижия, книги Иисуса Навина, Судей и Царств» (1843); Георг Генрих Август Эвалд «Критический разбор структуры книги Бытия» (1822): «гипотеза дополнений» - основной текст E. Схожие идеи в работе Иоганна Готфрида Якова Германа «Интерполяции у Гомера» (1832). «Кристаллизационная гипотеза»: Герман Гупфельд «Новый анализ источников книги Бытия» (1853): J, E, E2 (P), D. Август Клостерман «Пятикнижие» (1893): «досинайское Пятикнижие» + нарративы + D. Влияние работы Карла Конрада Фридриха Вильгельма Лахманна «Размышления об “Илиаде” Гомера» (1837 – 1841) на становление «новодокументарной гипотезы». Аналитический метод Лахманна: анализ дуплетов и триплетов. Влияние философии истории Гегеля: диалектика исторического развития. Карл Генрих Граф «Исторические книги Ветхого Завета» (1866), «Так называемые основные источники Пятикнижия» (1869): E и J – древнейшие источники, D – более поздний источник, P – позднейший источник (после пророческих книг). Иоанн Карл Вильгельм Фатке «Развитие религии Ветхого Завета в соответствии с каноническими книгами» (1835): гегелевская теория исторического развития + гипотеза четырех источников. Юлиус Велльгаузен «Введение в историю Израиля» (1878) – квинтэссенция документарной гипотезы.

Анализ основных положений классической документарной гипотезы:

  • Различные имена, обозначения и титулы Бога;

  • Анализ несоответствий в дуплетах (Быт 1:1-2:4а и 2:4b-3:24; Быт 28:10-20 и 35:9-15);

  • Анализ несоответствий внутри одного нарратива (Быт 6:5-9:17, Исх 14-15, Исх 20 / Исх 34 / Втор 5);

  • Анализ богословских противоречий.


5. «Историческое» направление в библеистике XX – XXI вв. (на примере критики Пятикнижия).

Модификации документарной гипотезы: Вернер Шмидт «Введение в Ветхий Завет» (1978). Три слоя редакции источников. Ричард Элиотт Фридман «Как создавалась Библия?» (2011). Попытка реконструкции времени, места и авторства источников. Критика документарной гипотезы: Умберто Каззуто «Документарная гипотеза и композиция Пятикнижия» (2006). Анализ различных имен Бога, стилей, дуплетов и богословских расхождений внутри Пятикнижия. Гипотеза «повествовательных кругов»: Эрих Ценгер «Введение в Ветхий Завет» (1995).
6. «Герменевтическое» направление в библеистике XIX – первой пол. XX вв. (на примере «поиска исторического Иисуса»).

Докритическое восприятие жизни Иисуса Христа в протестантизме и католицизме XVII – XVIII вв.

Становление критического подхода: анонимная статья «О намерениях Иисуса и Его учеников» (1778) и «Апология в защиту разумных почитателей Бога» (неопубликованная рукопись) Германа Реймаруса. Публикация рукописи Реймаруса в «Вольфенбюттельскх фрагментах» (1774 – 1778) Готтхольда Эфраима Лессинга. Позиции Реймаруса и Лессинга: борьба между историцизмом и рационалистическим деизмом.

«Первый поиск исторического Иисуса». Гегель «Жизнь Иисуса» (1795). Фридрих Шлейермахер «О жизни Иисуса» (1819 – 1820). Влияние богословских установок Шлейермахера на данную работу. Генрих Паулюс «Жизнеописание Иисуса как основа для подлинной истории раннего христианства» (1828). Эрнст Ренан «Жизнь Иисуса» (1863). Протест против либеральных трактовок: Давид Фридрих Штраус «Христос религии и исторический Иисус» (1865), «Жизнь Иисуса» (1835). Мартин Келер «Так называемый исторический Иисус и исторический Иисус Библии» (1896). Фердинанд Баур и тюбингенская школа. Влияние философии Гегеля на тюбингенских теологов. Фредерик Уильям Фаррар «Жизнь Христа» (1874). Адольф Гарнак «О сущности христианства» (1899 – 1900). Кризис «первого поиска». Становление представления об эсхатологии как центре проповеди Иисуса – Иоганн Вейсс «Царство Божие, провозглашенное Иисусом» (1892). Альберт Швейцер «Тайная Вечеря в свете научных исследований XIX века и исторических источников» (1901). «Реализованная эсхатология» - Чарльз Додд «Притча о царстве» (1935), «Интерпретация Четвертого Евангелия» (1953). Радикальный скептицизм – Уильям Вреде «Мессианская тайна в Евангелиях» (1901). Школа истории религий - Вельгельм Буссе «Kyrios Christos» (1913).

«Новый поиск исторического Иисуса». Рудольф Бультман «Иисус и мир» (1926). Позиция Карла Барта. Лекция Эрнста Кёземанна «Проблема исторического Иисуса» (1953). Эдвард Схилебекс «Иисус: христологический эксперимент» (1974).
7. «Герменевтическое» направление в библеистике конца XX - XXI вв. (на примере «поиска исторического Иисуса»).

«Семинар по Иисусу». 1985 – Роберт Фанк организует «Семинар». Скептики «старой школы»: Роберт Фанк и Джеймс Робертсон. Скептики «новой школы»: Роберт Прайс, Барт Эрман, Бёртон Мэк, Джон Доминик Кроссан, Джеральд Даунинг, Маркус Борг. Создание «четырехцветного» Евангелия – The Scholars Version. Влияние американской контркультуры на работу «Семинара». Наиболее спорные гипотезы «Семинара» и их критика:

  • Неграмотность Иисуса;

  • Отсутствие интереса к Писанию у Иисуса;

  • Отсутствие интереса к эсхатологическим представлениям у Иисуса;

  • Влияние философии кинизма на учение Иисуса;

  • Критерии аутентичности евангельского текста.

«Третий поиск исторического Иисуса». Консервативная и конфессиональная реакция на «Семинар». Николас Томас Райт «Новый Завет и народ Божий» (1992), «Иисус и победа Бога» (1996). Джеймс Данн «Иисус воспоминаемый» (2003), «Новый взгляд на Иисуса. Что упустил поиск исторического Иисуса?» (2005).

Отдел второй:

значимые проблемы и школы современной библеистики
8. Исследования Нового Завета - 1.

«Синоптическая проблема». Сущность вопроса. Гипотеза арамейского протоевангелия (Готтхольд Эфраим Лессинг, Ванутелли). Гипотеза фрагментов (Генрих Паулюс, Фридрих Шлейермахер, Лион Ваганай). Гипотеза взаимозависимости (гипотеза Гирбаха). Гипотеза двух источников. Сущность гипотезы двух источников. Проблема Q: жанр, авторство, реконструкция.

Школа «критики форм». Становление школы критики форм (Нового Завета) в связи с синоптической проблемой. Зарождение школы критики форм в связи с проблемой источников Пятикнижия. Работы Германа Гункеля по исследованию Ветхого Завета. Функциональное назначение текстов (форм): исторические, этнологические, этимологические, геологические, храмовые нарративы. Критика форм Нового Завета: Карл Людвиг Шмидт «Структура повествования об Иисусе» (1919), Мартин Дибелиус «Исследование форм в Евангелиях» (1919), Рудольф Бультман «История синоптической традиции» (1921). Независимые формы в Евангелиях: классификации Дибелиуса и Бультмана. Полемика Чарльза Говарда Додда и Биргера Герхардсона со школой критики форм.
9. Исследования Нового Завета - 2.

Школа «критики редакций». Становление школы критики редакций в связи с синоптической проблемой (гипотеза первоначального Евангелия от Марка). Работа Юлиуса Велльгаузена «Введение в синоптические Евангелия» (1905). Становление школы критики редакций в связи со школой критики форм. Критика редакций: Роберт Генри Лайтфут «История и интерпретация в Евангелиях» (1934). Гюнтер Борнкамм «Традиция и интерпретация в Евангелии от Матфея» (1948). Редакторская работа с текстом Евангелия от Марка. Влияние богословия редактора. Ганс Концельманн «Богословие св. Луки» (1954). Уилли Марксен «Евангелист Марк» (1956).

Школа «риторической критики». Джеймс Муиленбург «За границами критики форм» (1969) – основные задачи и методы школы риторической критики. Влияние Благовестия на слушателей. Читательский отклик. Риторические приемы в текстах Нового Завета: греко-римский и ветхозаветный контекст. Этос, пафос и логос в новозаветной риторике. Организация текста. Стилистика.

Проблема использования неканонических текстов для интерпретации Нового Завета. «Семинар по Иисусу» и переоценка гностических и апокрифических текстов. Евангелие от Фомы, Евангелие от Петра, Евангелие (папирус) Эджертона, Евангелие от Марии, Тайное Евангелие от Марка: датировка, учение, влияние на понимание Нового Завета. Четыре хронологические страты раннехристианских текстов: реконструкция изначального благовестия согласно Джону Доминику Кроссану. «Потерянные христианства» (2003) Барта Эрмана. Критика Эрмана и Кроссана в работах Николаса Томаса Райта и Крейга Эванса.
10. Евангелие Иуды.

Роль гностических и апокрифических текстов в понимании канонических книг Писания. Образ Иуды в Четвероевангелии. История открытия и публикации Евангелия Иуды. Евангелие Иуды в контексте раннехристианской гностической литературы. Образ Иуды в Евангелии Иуды. Возможно ли влияние Евангелия Иуды на традиционное христианское богословие? Использование Евангелия Иуды, Евангелия от Марии и тайного Евангелия от Марка в антихристианской полемике. Мистификации, связанные с этими текстами. Романы Дэна Брауна.
11. Проблемы историцизма.

Полемика Адольфа фон Гарнака и Карла Барта. Либеральное протестантское богословие конца XIX – начала XX века: Альбрехт Ритчль, Вальтер Раушенбуш, Адольф фон Гарнак. Библейская критика Гарнака. Журнал “Zwischen den Zeiten” (1923 – 1933) – вестник неоортодоксии. Второе издание «Послания к Римлянам» (1922) Карла Барта. Публичная полемика Гарнака и Барта. «Пятнадцать вопросов к богословам, призирающим научную теологию» (Гарнак, 1923). «Пятнадцать ответов господину профессору Гарнаку». «Открытое письмо господину профессору К. Барту». «Ответ на открытое письмо господина профессора фон Гарнака». «Послесловие к моему открытому письму господину профессору Карлу Барту».

Историческая реконструкция Ветхого Завета на основании «критики форм». Герман Гункель «Введение в книгу Псалмов» (1933). Представления Гункеля о древнееврейской поэтике. Реконструкция истории на основании критики поэтических форм. Категория Sitz im Leben. Классификация жанров псалмов согласно Г. Гункелю и Э. Вэндледу. Критика данного подхода Меиром Вайсом.
12. Богословие Рудольфа Бультмана.

Влияние философии Канта и неокантианства Германа Коэна и Пола Наторпа на богословие Бультмана. Влияние антропологии Мартина Хайдеггера на богословие Бультмана. Антропология Бультмана в работе «Теология ап. Павла» (1965). Программа «демифологизации» Бультмана. «Новый Завет и мифология» (1941). Керигма и миф в тексте Библии. Оценка программы демифологизации в «Предисловии к Бультману» (1968) Поля Рикёра. Статья Константина Николакопулоса «Православная герменевтика в ее самопонимании в сравнении с историко-критическим методом» (2006). Представление о мифе у Бультмана и христианских романистов Англии начала XX века (Честертон, Льюис, Толкин). Представление об истории в Евангелиях, Посланиях и других раннехристианских текстах – «История и эсхатология. Присутствие вечности» (1957).
13. «Новый взгляд на апостола Павла» и переоценка роли иудаизма.

Докритическая оценка богословия ап. Павла в протестантизме. Отношение к евреям у Лютера. Место Ветхого Завета в консервативном протестантском богословии. Работы Фердинанда Вебера, Эмиля Шюрера и Вильгельма Буссе о библейском и раввинистическом иудаизме. Новый подход к проблеме у Клода Монтефиора и Джорджа Мура. Рецепция идей Шюрера и Буссе Рудольфом Бультманом. Влияние идей Альберта Швейцера и Уильяма Дэвиса на теорию Эдварда Пэриша Сандерса. Работы Сандреса «Павел и палестинский иудаизм» (1977), «Павел, Закон и еврейский народ» (1983). Влияние идей Сандерса на англиканских консервативных богословов. Николас Томас Райт «Что на самом деле сказал апостол Павел. Был ли Павел из Тарса основателем христианства?» (1997). Джеймс Данн «Новый взгляд на ап. Павла» (2007).

Декларация II Ватиканского собора «Nostra Aetate». Однозаветные, двухзаветные и многозаветные модели Божественного Откровения. Критика термина «Spätjudentum». Антисемитская идеология внутри Нового Завета. Работа Джона Павликовского «Иисус и теология Израиля» (1989). Синоптическая христология «исполнения пророчеств» и «христология Сына» в Евангелии от Иоанна. Работы Ристо Санталы «Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний» (1985) и «Апостол Павел в свете раввинистических писаний».
14. Книга Левит в контексте религиоведческих исследований.

Докритическая интерпретация диетарных предписаний книги Левит. Изучение «примитивного» мышления в религиоведении XX века: Люсьен Леви-Брюль VS Клод Леви-Стросс. Работы Эмиля Дюркгейма и Марселя Мосса. Влияние структурализма и постструктурализма на религиоведческие исследования. Мэри Дуглас «Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу» (1966). Диетарные запреты книги Левит с точки зрения структурализма. Диетарные запреты книги Левит с точки зрения социологии. Применение теории Дуглас к новозаветным текстам: Джером Нейри «Введение в чистое/нечистое, священный/профанный: идея и система чистоты» (1996); Брюс Малина «Новозаветный мир: взгляд с точки зрения культурной антропологии» (1981).
15. Активистская критика Священного Писания

Герменевтика освобождения. Негритянская и латиноамериканская теология освобождения. Вторая конференция латиноамериканских епископов в Меделине (1968). Работы Густаво Гуттьереса. Герменевтика освобождения в США. Уолтер Брюггеман «Пророческое воображение» (1978). Различие храмовой (царской) и пророческой теологии внутри Ветхого Завета. Влияние философии Анри Бергсона, Мартина Хайдеггера и Жана Бодрийяра на работу Брюггемана.

Постколониальная герменевтика. Третья конференция латиноамериканских епископов в Пуэбле (1979). Процессы деколонизации и глобализации. Работа Какичи Кадоваки «Дзен и Библия» (2002) – прочтение текстов Библии сквозь призму японского буддизма.

Феминистская герменевтика. Феминистская теология. Вуманистская критика. Элизабет Шюсслер Фьоренца «В память о Ней: феминистская богословская реконструкция истоков христианства» (1983). Роль толковательного сообщества в процессе интерпретации Библии. Проблема андроцентричного языка и патриархальной идеологии. Почитание Софии. Использование гностических текстов. Изменения в Посланиях ап. Павла. Критика наиболее спорных идей Шюсслер Фьоренцы.
16. Психоаналитическая интерпретация Библии. Интертекстуальная герменевтика.

Зигмунд Фрейд «Человек Моисей и монотеистическая религия: три очерка» (1939). Карл Густав Юнг «Ответ Иову» (1952). Игорь Михаилов «Новый Иерусалим. Будущее психоанализа в свете библейских откровений» (2004).

Теория интертекстуальности Ролана Барта и Юлии Кристевой. Категории «текст» и «книга» в философии Жака Деррида. Интертекстуальность в канонической критике Бреварда Чайлдса. Ричард Хейз – интертекстуальность в Посланиях ап. Павла.
17. Нарративная герменевтика. Проблема интерпретации новозаветных притч.

Нарративное богословие в Америке. Влияние советских и французских структуралистов, Поля Рикёра и Людвига Витгенштейна. Критика теории «керигмы и мифа» Бультмана. Монография Владимира Волоха «Письмо и повествование. Принципы нарративного анализа посланий Павла» (2011).

Докритическая интерпретация притч: теория четырех смыслов. Критический подход. Адольф Юлихер «Притчи Иисуса» (1888 – 1889). Влияние теории «Мессианской тайны» Уильяма Вреде. Работы Чарльза Гарольда Додда и Иоахима Иеремиаса. Когнитивная теория метафоры. Статья Поля Рикёра «Библейская герменевтика» (1975). Работы Джона Доминика Кроссана. Крейг Бломберг «Интерпретация притчей» (1990).
18. Конфессиональный контекст академической библеистики XIX – первой половины XX вв.

Фундаментализм в Америке. ………………………..

Католический контекст. Энциклика папы Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893). Декреты Папской библейской комиссии и Священной Канцелярии Ватикана 1905 – 1920 против американского фундаментализма. Энциклика папы Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943). Послание Папской библейской комиссии кардиналу Сюару по поводу авторства Пятикнижия. Предварительный документ об источниках Откровения первой сессии II Ватиканского собора (1962). Инструкция Папской библейской комиссии «Историческая истинность Евангелия» (1964). Догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (1965). Инструкция Папской библейской комиссии «Интерпретация Библии в Церкви» (1993).


перейти в каталог файлов
связь с админом