Главная страница
qrcode

История византийских императоров Т4. ИсторияВизантийскихимператоров 4 том


НазваниеИсторияВизантийскихимператоров 4 том
АнкорИстория византийских императоров Т4.pdf
Дата29.01.2019
Размер5.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_vizantiyskikh_imperatorov_T4.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#73406
страница1 из 60
Каталогid19863462

С этим файлом связано 60 файл(ов). Среди них: Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T5.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T4.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T3.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T2.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T1.pdf, Slovo_ne_vorobey_-_vyletit_-_ne_poymaesh.docx, RASPISANIE_6_KURS_12_SEM_10-11.xls, Patologia_endokrinnoy_sistemy.ppt, klassifikatsii_suschestvitelnykh.doc и ещё 50 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

«
История
Византийских
императоров
»
4
том
Оглавление
Предисловие
С.__6
Македонская
династия
XLI. Император Василий I Македонянин (867-886)
Глава 1. «Византийская сказка» - дорога к царству.
Начало славных дел
С.__8
Глава 2. Примирение с Римом.
«Восьмой Вселенский» Собор 869-870 гг.
С._17
Глава 3. Война с арабами. Девальвация императорства на Западе С._28
Глава 4. Собор «В храме Святой Софии» 879-880 гг.
«Прохирон» и «Эпанагога». Смерть императора
С._39
XLII. Император Лев VI Мудрый (886-912)
Глава 1. Нелюбимый сын. Философ на троне
С._52
Глава 2. Царь и патриарх. Четыре брака императора
С._59
Глава 3. Война с болгарами и арабами
С._73
XLIII. Император Александр (912-913)
Глава 1. 13 месяцев царствия патриарха
С.__86
Глава 2. Кризис «папизма» на Западе.
Распад и воссоздание Западной Римской империи
С.__90
Приложение №10: «Византийский папизм»
и «Эпанагога»
С._104
XLIV. Императоры Константин VII Порфирородный (913-959) и Роман I Лакапин (919-944)
Глава 1. Патриарх и императрица – смертельная схватка С._123
Глава 2. Царственный опекун и малолетний император.
«Семицарствие»
С._133
Глава 3. Войны, заговоры, войны. Дети против отца
С._143
XLV. Император Константин VII Порфирородный (945-959), единоличное правление
Глава 1. Царствие ученого – императора
С._153

2
Глава 2. Неудача на Крите.
Стратегический перелом в войне с арабами
С._159
XLVI. Император Роман II (959-963)
Глава 1. Возврат Крита.
Триумф византийского оружия в Сирии
С._166
Глава 2. Царь, отравленный женой
С._173
XLVII. Император святой Никифор II Фока (963 - 969)
Глава 1. Царь-монах
С._177
Глава 2. Завоевание Сирии.
Спор о Риме и титуле «император» с Оттоном I Великим С._183
Глава 3. Любовь старого солдата и юной царицы.
Убийство царя.
С._193
XLVIII. Император Иоанн I Цимисхий (969-976)
Глава 1. Разочарование Феофано.
Восстановление положения императора в Церкви и государстве С._204
Глава 2. Война со Святославом, князем росским.
Победы в Сирии
С._213
Приложение №11: «Римская армия в VIII - X вв.»
С._224
XLIX. Император Василий II Болгаробойца (976-1025)
Глава 1. Соглашение царственных братьев.
Восстание двух Вард
С._237
Глава 2. Царь-Болгаробойца. Победный марш византийской армии на Востоке и Кавказе
С._245
Глава 3. Соперничество с германцами в Италии.
Папы-марионетки
С._259
L. Император Константин VIII (1025-1028)
Глава 1. Хранитель государственных традиций.
Поиск преемника
С._269
LI. Император Роман III Аргир (1028-1034)
Глава 1. Новый «Марк Аврелий»
С._275

3
LII. Императоры Михаил IV Пафлогон (1034-1041) и Михаил V Калафат (1041-1042)
Глава 1. Больной царь. Торжество евнуха
С._283
Глава 2. Неблагодарный «сын»
С._292
LIII. Императрицы Зоя (1042-1050) и Феодора (1042-1056), император Константин IX Мономах (1042-1055)
Глава 1. Три императора
С._298
Глава 2. Любовные увлечения и политические волнения.
Смерть Мономаха и самодержавное правление Феодоры
С._304
Глава 3. «Клюнийская реформа». Папа Лев IX и Григорий Гильдебранд
С._314
Глава 4. Великий раскол 1054 г.
С._324
LIV. Император Михаил VI Стратиотик (1056-1057)
Глава 1. «Старик», патриарх и мятежные полководцы.
Завершение Македонской династии
С._340
Династия
Комнинов
LV. Император Исаак I Комнин (1057-1059)
Глава 1. Конец Керуллария. Тихий дворцовый переворот
С._352
Династия
Дук
LVI. Император Константин X Дука (1059-1067)
Глава 1. Слабость царской власти и торжество «византийского папизма»
С._361
Глава 2. Турки и норманны
С._366
LVII. Царица Евдокия (1067) и император Роман IV Диоген (1068-1071).
Глава 1. Тайный план императрицы.
Битва при Манцикерте и трагедия царской четы
С._371
LVIII. Императоры Михаил VII Дука Парапинак (1071-1078) и Никифор III Вотаниат (1078-1081)

4
Глава 1. «Смутное время» и бессильный царь
С._381
Глава 2. «Новое» «Смутное время» и завершение династии Дук С._391
Глава 3. Борьба за инвеституру на Западе. Каносса и Вормс
С._399
Династия
Комнинов
LIX. Император Алексей I Комнин (1081-1118)
Глава 1. Надежда Римского государства
С._413
Глава 2. Надежды почти не осталось. Страшный 1091 г.
С._422
Глава 3. Византия возрождается. «Тринадцатый апостол»
С._432
Глава 4. 1-й Крестовый поход
С._441
Глава 5. Император и три женщины. Анна и Иоанн Комнины.
Смерть Алексея I
С._467
LX. Император Иоанн II Комнин (1118-1143)
Глава 1. «Семейный заговор». Войны на Западе
С._471
Глава 2. «Немного я пробыл в царских чертогах…».
Император-солдат
С._480
Глава 3. Последние годы. Выбор царя
С._485
LXI. Император Мануил I Комнин (1143-1180)
Глава 1. «Новый Юстиниан»
С._492
Глава 2. 2-й Крестовый поход
С._500
Глава 3. Война с Сицилией
С._510
Глава 4. Западная стратегия.
Попытки воссоединения Кафолической Церкви
С._520
Глава 5. Венгерские комбинации царственного паладина
С._533
Глава 6. Восточная политика
С._538
Глава 7. Царь - богослов, ученый и канонист
С._547
Приложение №12: «Царь-священник и защитник Церкви»
С._555
LXII. Император Алексей II Комнин (1180-1183)
Глава 1. Протосеваст против узурпатора
С._572
Глава 2. Царственные жертвы
С._580
LXIII. Император Андроник I Комнин (1183-1185)
Глава 1. Авантюрист и предатель
С._585
Глава 2. Тиран и убийца
С._591

5
Династия
Ангелов
LXIV. Император Исаак II Ангел (1185-1195)
Глава 1. Император поневоле
С._598
Глава 2. Второе Болгарское царство и 3-й Крестовый поход
С._606
Глава 3. Неудачи Болгарской войны. Заговоры и самозванцы
С._623
LXV. Император Алексей III Ангел Комнин (1195-1203)
Глава 1. Похититель императорской власти и разоритель царских гробниц
С._629
Глава 2. Позоры и бесчестья
С._636
Глава 3. 4-й Крестовый поход против Византии
С._644
LXVI. Императоры Исаак II (1203-1204), повторное правление, и Алексей IV (1203-1204) Ангелы.
Глава 1. Неисполненные обязательства. Конец династии
С._655
Внединастический
император
LXVII. Император Алексей V Дука Мурцуфл (1204)
Глава 1. «Зачем Ты поразил нас, Господи, и нет нам избавления!»
С._660
Глава 2. Латинская империя
С._667

6
Предисловие
Царствованием Македонской династии начинается одна из славнейших страниц в истории Римской (Византийской) империи, судьбу которой не смогла перечеркнуть даже преступная авантюра Запада в 1204 г., закончившаяся взятием и разграблением Константинополя. Собственно говоря, если и уместно применять в полном объеме термин «византинизм», то, конечно, применительно к этому историческому периоду. К концу IX в. в
Византии по-прежнему были крепки имперские настроения, и греки, доминирующие и в культурном плане, и в этническом, все еще считали себя
римлянами, ромеями.
Появление новых политических образований на Западе внесло, конечно, свою печальную лепту в разрушение единства Священной Римской империи и подорвало имперскую идею, к которой германцы оказались мало адаптированными. И это состояние, нечто среднее между войной и миром, не позволило Византии сконцентрировать свои усилия для борьбы на Востоке, где развалившийся на автономные образования Арабский халифат все еще представлял главнейшую угрозу христианству, непосредственно
Константинополю и Италии. Но для миллионов христиан, проживавших на завоеванных арабами территориях Александрийского, Антиохийского и
Иерусалимского патриархатов и в Италии, где довлели франки и лангобарды,
Римский император, как и ранее, являлся единственным законным владыкой
Вселенной, Богом поставленным государем над всеми православными, а греческая столица – центром мира и христианства. И в самом Риме провизантийская партия активно искала пути сближения с
Константинополем, который готов был примириться со многими территориальными потерями, но не собирался признавать законной практику назначения Римских епископов Германским королем. Кафолическая
Церковь, несмотря на многократные недоразумения в отношениях между
Константинопольской и Римской кафедрами, продолжала жить единым
Духом в едином Вселенском теле.
Помимо германцев на арену истории в скором времени активно выступили болгары, имевшие свои претензии на имперские территории и многократно досаждавшие Византии. Как ни странно, но принятие болгарами христианства при царе св. Борисе не только не упрочило их отношений с греками, хотя культурная экспансия Византии сыграла решающую роль в становлении самого Болгарского царства, но и, наоборот, ожесточило борьбу.
Теперь болгары воевали не за земли и добычу – обычные мотивы для варваров-степняков, но за саму императорскую диадему. И, как мы вскоре увидим, Болгарский царь Симеон, воспитанный в римском духе и проведший юность в Константинополе в царском дворце, видел целью своей жизни занятие императорского престола и получение статуса Римского императора.
В этом неописуемом коловороте людей и событий, многочисленных противоречий и неожиданных союзов продолжала свое существование родоначальница Православия, центр христианской цивилизации - великая

7
Византийская империя. Многократно терпя поражения в войнах с арабами и болгарами, она, тем не менее, возвышалась над всеми государствами и народами, как Эйфелева башня над хижиной крестьянина. Римская армия, как и прежде, включала в себя отряды иностранных наемников – особенно много их было в царском окружении, и из них даже формировали императорскую гвардию. Но основную массу служивых, стратиотов, составляли рядовые греки, вследствие чего византийские вооруженные силы по праву могли считаться национальными. Не раз, падая в стремительном пике вниз, Византия неизменно восставала из пепла и рождала тех гениев, которые в конкретную минуту были способны вывести ее из кризиса. А принцип: «Рим может терпеть поражения, но никогда не проигрывает войн» являлся довлеющим и для новых времен. Едва ли кто-то посмеет высказать претензии в адрес римской армии и византийских полководцев: ежегодно воюя на всех фронтах, они, как правило, стратегически переигрывали своих противников, пусть даже и за счет тяжелый потерь.
Отсутствие закона о престолонаследии, конечно, являлось «родимым пятном» Византии, хотя и ослабленным по своим негативным последствиям теми неписаными правилами и традициями, которыми было богато это государство. Дворцовые перевороты, сопряженные с появившимися разногласиями между императорами и некоторыми Константинопольскими патриархами, подчас приводили страну к жесточайшему кризису. Но даже в те дни, когда признаваемой всеми в качестве самодержавного василевса фигуры на царском престоле древних римских кесарей не оказывалось, сплоченное греческое общество демонстрировало свою способность поддержать власть, и компенсировать недостатки слабых или откровенно слабых персон.
Время с конца IX по конец XII вв. относится к расцвету Византийской империи, обусловленный гением и самоотверженностью императоров двух главных династий, оставивших свой славный след в истории этого государства – Македонской династии и династии Комнинов. Если до них
Римская империя и имела столь замечательные успехи, то после Комнинов за исключением отдельных временных периодов Византийская империя выживала и доживала свой век – разумеется, это относится только к политической области ее бытия, но не культуры и Церкви. И поэтому мы выделили данный период, посвятив ему отдельный том.
Кратко описав исторический контекст событий, вернемся к жизнеописаниям наших персонажей.

8
Македонская династия
XLI. Император Василий I Македонянин (867-886)
Глава
1. «Византийская сказка» - дорога к царству. Начало
славных
дел
Жизнеописание родоначальника великой Македонской династии императора Василия I Македонянина еще раз подтверждает тот простой факт, что не право первородства, а Божественная воля, Провидение, помноженные на доблесть, честь, мужество того или иного лица являлись для византийцев основанием занятия царского престола древних Римских кесарей. И это проявлялось так часто, что стало настоящим правилом, которое действовало в Византии наряду с другим неписаным обычаем передачи царской власти от отца к сыну, нередко имея даже большую силу.
Это можно назвать «византийской сказкой», когда из простого крестьянина, воина, торговца получался великолепный император, нередко – настоящий спаситель своего отечества и Кафолической Церкви. Не стал исключением и наш герой.
Родился Василий Македонянин в 812 г. в армянской колонии близ
Адрианополя, в Македонии, отчего впоследствии и получил свое прозвище.
Когда он был совсем еще ребенком, Болгарский хан Крум захватил его семью в плен вместе с множеством других армян, и несколько лет Василий прожил среди диких болгар-язычников. Позже он вернулся в Македонию и устроился на службу к местному аристократу
1
Нет никаких сомнений, что Василий происходил из простой семьи, хотя последующие историки и летописцы прилагали многократные усилия для того, чтобы вывести его родословную от Армянских царей и даже от самого Александра Македонского. Очевидно, современники не очень доверяли таким «свидетельствам», и поэтому в отношении Василия I появилось множество легенд, должных параллельно подтвердить его
богоизбранность. Так, в частности, рассказывали, будто еще ребенком, оставленный матерью в поле, Василий лежал в шалаше, а прилетевший орел расправил свои крылья над ним и защищал его от полуденного зноя.
Испуганная мать не посмела прогнать громадную птицу, ласково смотревшую на женщину. Эта картина повторялась несколько дней кряду, да и впоследствии, как гласит предание, орел часто навещал Македонянина и укрывал крылами от солнца
2
По другой истории, его матери привиделся чудесный и пророческий сон, будто из нее выросло громадное дерево, а некий старец, назвавшийся
1
Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 тт. Т.5. СПб., 2002. С10.
2
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей». СПб., 2009. Книга V, глава 5. С.144.

9 пророком Ильей, поведал ей о том, что ее сын получит скипетр Римского царства. Наконец, по третьему, наиболее распространенному преданию, некогда юноша Василий остановился у монастыря святого мученика
Диомида, что находился у Золотых ворот Константинополя. Усталый и запыленный, Македонянин прилег у ворот и заснул, а игумену этой обители явился их небесный покровитель и приказал выйти и позвать человека по имени «Василий», обеспечив ему кров, пищу и одежду, ибо тот помазан
Богом на царство. На окрик монаха, к его удивлению, вышел Македонянин, ничего не понявший из речи игумена о грядущем исполнении пророчества, но получивший приют в монастыре
3
. Впрочем, это не последнее свидетельство о предначертанности царства Василия I, и вскоре мы столкнемся еще с одной историей, существенно повлиявшей на судьбу нашего героя.
Родившись в суровой Македонии, привыкший сызмальства заниматься тяжелым крестьянским трудом, Василий рос мальчиком красивым, энергичным, рослым и удивительно сильным. По одной, возможно, несколько категоричной оценке, он представлял тогда собой «красивое человеческое животное»
4
. Остается только гадать, каким образом этот
«чистый лист бумаги» смог получить бесценный опыт управления государством и армией, став впоследствии одним из самых выдающихся императоров Римского государства и блестящим законодателем.
Надо, впрочем, сказать, что, не получив образования, Василий с лихвой компенсировал отсутствие школьной премудрости отцовскими наставлениями – отец был для него всем. Воспитанный в благочестии, послушании старшим, целомудренный и мужественный, глубоко религиозный душой и статный телом, Василий заметно выделялся среди сверстников. Едва он достиг отроческого возраста, как отец умер. Старший в семье, юноша принял на себя все попечение о матери и сестрах. Но его не привлекал труд простого крестьянина – большие города, где можно было бы отличиться, манили его взор. Мать категорично возражала, но, получив чудесные предзнаменования о судьбе своего мальчика, благословила его в дорогу в Константинополь, напомнив, что Господь наблюдает за ним, и потому Василий не вправе презирать благочестие.
В конце концов, в 840 г. Василий тронулся в путь и по дороге действительно останавливался в монастыре святого Диомида, получив от игумена приют и первые рекомендации. Вскоре Македонянина приняли на службу к сановнику Феофилу – родственнику императора Михаила III, которого поразили красота и сила молодого человека. Очень быстро
Македонянин попал в круг наиболее доверенных слуг сановника, неизменно демонстрируя ум, прилежность и исполнительность. Однажды Феофил отправился в Ахейские Петры, где решил посетить храм Андрея
Первозванного. Феофил со свитой вошел в храм, но один монах, сидящий на
3
Там же. Книга V, главы 8, 9. С. 146, 147.
4
Дилль Ш. Византийские портреты. М., 1994. С.112.

10 скамье, не обратил на него никакого внимания. Зато когда в святилище вошел Василий, тот встал перед ним, как высшим по званию, и произнес славословия, какие употребляют в присутствии царской особы. Весть об этом случае облетела всю округу, и некая богатая молодая вдова по имени
Данилида пожелала познакомиться с
Василием.
Тот, случайно простудившись, не смог сопровождать своего господина на обратном пути и вынужденно задержался в этом небольшом Пелопонесском городке.
Данилида взяла на себя бремя ухода за больным, и вскоре их отношения стали очень близкими. Когда Василию уже необходимо было ввергнуться в столицу, она попросила его заключить духовное братство с ее сыном
Иоанном, а взамен дала ему 30 слуг, много денег и отписала Македонянину большие земельные владения. С тех пор Василий вошел в круг наиболее богатых людей Византии, что позволило ему раз и навсегда материально обеспечить свою мать и сестер
5
Удивительно, но спустя многие годы, придя к царской власти, Василий
Македонянин не забудет своей первой благодетельницы. Ее сын Иоанн,
«духовный брат» Македонянина, станет протоспафарием и получит «право свободной речи». А прежняя возлюбленная Василия, уже далеко не молодая женщина, будет доставлена в Константинополь, где при встрече передаст царю 500 слуг, евнухов и золотошвеек, обширные поместья в Пелопонессе, а также другие богатые дары. Обласканная и вознагражденная титулом
«матери царя», Данилида потом оставит столицу и вернется в свое имение
6
Эта поразительная женщина проживет еще много лет. Поняв, что жизнь ее клонится к закату, она еще раз направится в столицу, чтобы своими глазами увидеть наследника императора, его сына Льва, которому отпишет все свое состояние – ее сын Иоанн к тому времени уже умрет. Достаточно сказать, что помимо золота и 3 тыс. подаренных рабов, которых царь поместит на свободное жительство в фему Лонгивардия, Данилида передаст царю 80 поместий в его личную собственность. Впрочем, это произойдет еще не скоро, а пока Василий даже предположить не мог, насколько встреча с
Данилидой изменит его жизнь.
Это был, конечно, счастливый случай, но далеко не последний для нашего Македонянина. Как-то раз кесарь Варда устроил пир в честь болгарского посольства, на который были приглашены среди прочих
Константин Армянин, Феофил – господин Василия и патрикий Фома.
Подвыпив, один гость стал хвалиться силой своего раба-варвара, казавшейся безграничной. Чтобы защитить честь римлян, Феофил вызвал Василия, который в борьбе с болгарином без труда одолел его. Этот эпизод сблизил
Македонянина с Константином Армянином, позволил ему приобрести новых друзей и покровителей. А вскоре удача сполна вознаградила юношу за его старания и терпение.
5
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей». Книга V, главы 9 и 11.
С.148, 149.
6
Там же. Книга V, главы 74, 75. С.198, 199.

11
Как известно, император Михаил III был большим любителем и знатоком лошадей. Как-то раз царь отправился на охоту, приказав оседлать одного из самых любимых своих коней. Поразив палицей зайца, василевс соскочил с коня, чтобы собственноручно подобрать добычу, а конь, предоставленный самому себе, немедленно вырвался из рук слуг и ускакал.
Все попытки поймать лошадь казались тщетными, и тогда разгневанный монарх приказал подрубить животному задние ноги. Кесарь Варда просил василевса пощадить лошадь, но царь был непреклонен. Тогда Василий спросил у царя разрешения, догнал и усмирил вольного коня.
Возликовавший Михаил III тотчас назначил Василия своим конюшенным, а вскоре, поразившись уму, силе, красоте и ловкости юноши, назначил его главным конюшенным царского дворца (протостратором). После этого – а назначение Василия на царскую службу состоялось в 856 г. – карьера молодого сановника начала стремительно продвигаться
7
Через короткое время император назначил его своим паракимоменом
(главным спальничьим), хотя обычно эта должность предоставлялась евнухам. Открытый и честный, немного внешне простоватый и безупречный в исполнении своих обязанностей, Македонянин казался царю оптимальной фигурой для разрешения некоторых личных вопросов. Хотя Василий был женат на женщине по имени Мария, император велел ему разойтись с ней и женил его на своей любовнице Евдокии Ингерине, присвоив ему попутно титул патрикия. Видимо, не только в награду за этот «подвиг», но и для того, чтобы его любимая женщина не чувствовала себя обделенной царским вниманием.
«Византийская сказка», допускавшая столь чудесные превращения бедного юноши в сановного вельможу, в исполнении
Македонянина вызвала естественную негативную реакцию среди других аристократов. Василия ненавидел кесарь Варда, чувствовавший в нем откровенного соперника, опасалась императрица св. Феодора. Но вместе с этим вокруг Македонянина сформировался кружок преданных друзей, готовых рискнуть на многое ради новых почестей и денег, а также для блага отечества, поскольку ошибки царствования Михаила III ни для кого не были секретом. Казалось, только один царь ни о чем не догадывался, полностью доверяя своему сановнику
8
В личной жизни Василий был и счастлив и несчастлив одновременно.
От первой и по-настоящему любимой жены Марии у него был сын
Константин – тайная гордость и любовь отца. От Евдокии Ингерины родился сын Лев, о котором сановная молва утверждала, будто мальчик приходился сыном императору Михаила III, и после замужества Евдокии на
Македонянине не прерывавшим с ней близких отношений. Впоследствии у
Василия родятся еще два сына – Александр и св. Стефан, а также четыре дочери – Анна, Анастасия, Елена и Мария. Конечно, в глубине души
Македонянин был глубоко оскорблен тем, что ему, молодому и красивому
7
Там же. Книга V, главы 12, 13. С.150, 151.
8
Там же. Книга V, главы 14-16. С.152, 153.

12 мужчине, передали безнравственную женщину, дабы скрыть грехи царя. Еще более Василия угнетала мысль о том, что под именем его сына Льва скрывает плод грешной любви царя с Евдокией. Насколько справедливы были эти подозрения – невозможно ответить однозначно. Но Македонянин не скрывал, что всегда и во всем отдавал предпочтение своему первенцу и любимцу
Константину, которого надеялся увидеть преемником.
Как рассказывалось в предыдущем повествовании, умертвив кесаря
Варду, Василий удостоился титула «императора». Наконец, он убил Михаила
III и стал новым василевсом римлян под именем Василий I Македонянин, венчавшись императором 24 сентября 867 г. в храме Святой Софии.
Состояние Римского государства, в котором его застало начало царствования Василия I Македонянина, было в буквальном смысле слова плачевным. Казна оказалась пуста – царь продемонстрировал синклиту всего
3 кентария золота, хранившиеся в ней. Неудачные войны с арабами последних лет привели к потере Сицилии, Крита и многих малоазиатских владений. На Западе, в Италии, арабы захватили почти все прежние византийские земли. Правда, имелись и свои плюсы. Благодаря самоотверженной позиции царицы св. Феодоры, иконоборческий кризис был окончательно преодолен. А греческий элемент, и ранее довлевший в культурной жизни Византии, закрепил свою окончательную гегемонию, хотя и допускал то «содружество наций», вследствие которого на царский престол всходили один за другим представители армянского и сирийского этносов. Да, территории Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской патриархий были уже почти безвозвратно потеряны, но зато теперь государство стало единоцельным, обрело свою титульную нацию – стержень имперской политики, и сохранило те правовые и военные традиции древнего
Рима, благодаря которым тот умел управлять Вселенной.
Казалось бы, неграмотный император, до конца своих дней едва имевший писать, не в состоянии справиться со многими задачами, свалившимися на его плечи. Но, по счастью, в лице Василия Македонянина
Византия получила прекрасногогосударя, заботливого и рачительного, мудрого иострожного, своего рода «благочестивого прагматика», который единственно и смог вывести Империю из смертельного пике.
В первую очередь, император озаботился восстановлением государственной казны, причем проявил удивительную чуткость и распорядительность, а также нестандартность избранных путей решения проблемы. Собрав синклит и представителей основных сословий, он провел решение о возврате лицами денег, ранее полученных ими от покойного
Михаила III. Эти дары справедливо были квалифицированы, как
безосновательное вознаграждение. И тут же явил свою царскую милость, разрешив возвращать не всю сумму, а только половину. В результате казна получила единовременно сразу 300 кентариев золота, которые император направил на неотложные нужды. Затем царь провел ревизию личных средств своего предшественника и разыскал множество золота и украшений, которые приказал переплавить в слитки и отчеканить в монеты. Кроме того, по

13 несколько туманному свидетельству летописца, обнаружилось несколько богатых кладов, зарытых некогда в землю, поступивших также в государственную казну
9
В отличие от Михаила III, император Василий I проявил недюжинные способности к государственному управлению, проводя все дни в хлопотах о державе, бодрствуя ночами и не гнушаясь деталями, как истинный самодержец, отдавая себя всего без остатка Империи и народу. Хотя еще император св. Юстиниан Великий боролся с коррупцией и продажей должностей, эта болезнь продолжала жить в недрах византийского общества, нанося серьезный ущерб и авторитету власти, и народному благосостоянию.
Нисколько не боясь последствий, император провел решение о тотальной смене всех «кормленцев» на территории Римского государства, заменив их способными, хотя зачастую и неродовитыми людьми. Причем, в отличие от практики последних лет, все назначения происходили на безвозмездной основе. Его чиновники получили строжайший приказ блюсти правосудие и обеспечивать торжество закона, что в короткое время и было достигнуто.
Опасаясь царского гнева и желая наилучшим образом исполнить его волю, правители фем буквально состязались друг с другом, чтобы обеспечить благоденствие своих территорий. Всякие взятки в судах решительным образом пресекались, налогообложение населения значительно облегчилось, и вскоре равноправие и справедливость были восстановлены повсеместно
10
Однажды в Константинополе случился голод вследствие неурожая, и спекулянты из числа чиновных лиц тут же воспользовались этим, чтобы продавал государственный хлеб по очень завышенной цене. Когда император на Праздник Пасхи отправился в храм Святой Софии, ему начали выговаривать о злоупотреблениях с хлебом. Тогда, повинившись перед всем народом, царь вернулся во дворец, созвал городских чиновников и обрушил на них свой гнев. Спекуляции с хлебом моментально прекратились
11
Кроме этого царь реставрировал здание Халки, в котором организовал общий суд, куда помимо судов на периферии мог обратиться любой желающий. Опасаясь, что не все истцы и ответчики из низших сословий могут оставаться в Константинополе в течение судебного разбирательства, император положил всем им специальное пожалование, способное поддержать их материально. Сам василевс, когда предоставлялась свободная минута, неизменно отправлялся в Геникон (помещение, где располагалась государственная казна), в котором происходил царский суд. Попутно, анализируя судебную практику, император своевременно устранял пробелы в законодательстве. В частности, придя к выводу о том, что система записи налогов, как она сложилась в Римском государстве, позволяет сборщикам
9
Там же. Книга V, главы 28, 29. С.164, 165.
10
Там же. Книга V, глава 30. С.165, 166.
11
Скилица. Недостатки правления императора Никифора // Лев Диакон. История. М., 1988.
С. 120.

14 злоупотреблять своим положением, он приказал изменить ее, сделав более доступной и понятной для крестьян.
Обновленная Василием I судебная система оказалась настолько эффективной, что вскоре все спорные дела были разобраны. Дошло до того, что однажды император по обыкновению направился в суд, чтобы непосредственно убедиться в справедливости правосудия, но никого в зале судебных заседаний не обнаружил. Македонянин решил, что, как это часто бывает, чиновники разогнали жалобщиков, и дал команду своей охране пройтись по столице в поисках тех, кто ищет защиты и правды в суде. Но таковых не оказалось! Счастливый император рухнул на колени и без стеснения у всех на виду возблагодарил Бога, Который даровал ему разум и силы
12
Царь, воспитанный в бедной хижине крестьянина, оказался удивительно восприимчивый к образованию. По его приказу самые знаменитые педагоги давали ему уроки истории, политики, богословия, грамматики, риторики. Особый интерес Василия I вызывали лекции о военных походах и былых полководцах. Император изучал их поведение, стратегию, сами биографии блистательных военноначальников. Как благочестивый человек, Македонянин любил встречаться со святыми подвижниками, к которым, презрев царский сан, сам ходил пешком. Пример царя не мог не оказаться неким эталоном поведения, и многие сановники старались следовать ему
13
Желая во всем подражать своим кумирам, Македонянин организовал масштабное строительство храмов. При содействии своей бывшей любовницы Данилиды он воздвиг в Константинополе новый царский храм в честь Спасителя, Архангела Михаила и Ильи Пророка. Затем император выделил большие средства для реставрации храма Святой Софии, а также повелел нанести мозаичные изображения Богородицы с Младенцем на руках, окруженной апостолами Петром и Павлом – по-видимому, первые в этом знаменитом храме Константинополя. Из своих личных доходов царь выделил большие средства для обеспечения клириков величественного храма, а также передал в собственность церкви поместье Мантея, дабы «священные светильники не погасли». Вслед за этим были восстановлены храм Святых
Апостолов, уже почти разрушившийся от старости, храм Богоматери в
Пигах, а также храм Богородицы в Сигмах.
Наконец, под конец жизни в императоре проснулся литературный талант. Сохранилось два его политических сочинения, написанные в качестве руководства к действию для сына Льва Мудрого – «Главы наставительные к сыну Льву» и «Другое наставление к сыну, императору Льву». Оба произведения имеют не только политический, но и нравственный характер, своего рода руководство по практической морали. Особе место в них
12
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей». Книга V, глава 31.
С.166, 167.
13
Там же. Книга V, глава 72. С.197.

15 занимает разъяснение статуса Римского царя и его обязанностей. Василий
Македонянин упорно проводил ту мысль, что для императора важнее всего – быть хорошим человеком и христианином, все остальное – вторично.
Императорская власть понимается им, как власть, врученная им Богом, хотя, конечно, большое значение имеет и воля предшествующего василевса.
Власть дана царю не для личного благополучия, а для блага граждан.
Император обязан твердо верить в Бога, быть первым в добродетелях, образом Христа на земле, строгим в словах и клятвах. Император должен стать настоящим неписанным законом в глазах подданных. Поощрение здоровых общественных сил и борьба с вредными элементами составляет его главную задачу применительно к Римскому государству. Царь должен помнить заповедь о блаженстве миротворцев, а потому следует замирять всякую борьбу в обществе. Василевс является и первым хранителем законов
– неуважение к ранее изданным нормам неизбежно влечет неуважение и к вновь изданным. Однако Македонянин не стремится к слепому следованию букве закона и требует, чтобы уважение к праву сочеталось со снисходительностью и уважением к достоинству человека. В таком духе написаны обе книги
14
Можно только поразиться тому, насколько богатой оказалась
Византийская держава. Создавалось впечатление, что Константинополь
заново перестраивается – все старые храмы, а также церкви, разрушенные землетрясениями, повсеместно восстанавливались. Это: храм св. Мокия, церкви в честь апостола Андрея, св. Романа, св. Анны в Девтере, мученика
Дмитрия, св. Эмилиана, Богоматери в Равде, страстотерпца Назария,
Воскресения Господня, мученицы Анастасии в портике Домиана, великомученика Платона, мучеников Эспера и Зои, мученика Акакия в
Гептаскале, пророка Ильи в Петрии, святомученика Лаврентия в
Пульхерианах. Кроме этого император добавил пристройки к храмам
Богородицы в Халкопратиях и Богородицы близ Форума Константина
15
Помимо храмов приказом Василия I были воздвигнуты огромный триклиний у Маркиановой галерии, именовавшейся Пентакувикломом, поражавшая всех красотой и элегантностью молельня апостола Павла, молельня св. Варвары-Мученицы, а также роскошные царские палаты возле
Золотого триклиния. Рядом были возведены знаменитые римские бани.
После этого были построены на личные средства царя, не желавшего тратить на это государственные деньги, императорское имение Мангам, а также царские палаты в Пигах. Македонянин возвел также громадное водохранилище, чтобы обеспечить столицу чистой питьевой водой
16
. Можно назвать еще не один десяток построек, возведенных
Василием
Македонянином, но вернемся к основному изложению.
14
Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С.226-230.
15
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей». Книга V, главы 78-82.
С.201-203.
16
Там же. Книга V, главы 90-93, С.208-210.

16
Продолжая миссионерскую деятельность среди болгар и россов, начатую еще при императрице св. Феодоре, Василий I направил к
Болгарскому царю св. Борису архиепископа для проповеди Слова Божия, что и решило вопрос о том, какая Церковь будет окормлять Болгарию – Римская или Константинопольская. Желая предотвратить набеги россов, ставшие уже ощутимым бедствием для греков, император щедрыми дарами склонил их вождей к мирному соглашению, а затем направил к ним одного архиерея.
Собрав вокруг себя старейшин росского племени, святой сподвижник
Православия прочитал несколько стихов из Евангелия о чудесах Иисуса
Христа. Славяне заявили: «Если мы сами не увидим чуда, то не поверим в сказанное тобой». Архиерей взмолился Господу, а затем, обернувшись к вождям, сказал, что бросит Священное Писание в огонь, но оно не сгорит.
Так и произошло: огонь уже погас, а книга лежала поверх пепла нетронутой.
Эта сцена так потрясла россов, что многие из них сразу же пожелали креститься. По-видимому, это – первая описанная в летописи сцена крещения россов, сохранившаяся до нашего времени
17
Однако далеко не все сановники из числа высшей политической элиты с радостью встретили известие о воцарении Василия I Македонянина. И вскоре выяснилось, что два из них – некто Симватий (очевидно, зять покойного кесаря Варды) и Георгий Пиган организовали заговор против императора, к счастью, своевременно раскрытый. По обыкновению того времени заговорщикам грозила смертная казнь, но император пощадил обоих, хотя и наказал их. Чуткий к опасности, как и все люди, благодаря своим трудам пробившиеся наверх политической власти, Македонянин решил, что одними наказаниями он не сможет гарантировать покоя ни себе, ни своей семье. Поэтому 6 января 870 г. он возвел на престол в качестве соимператоров двух своих сыновей – Константина и Льва. Через некоторое время был приобщен к царству и малолетний Александр – третий сын
Василия I. Сына св. Стефана, равно как и всех дочерей, царь приказал постричь в монахи и отдал в монастырь. Возможно, он руководствовался тем же соображением, что некогда император Феофил, опасавшийся, что мужья дочерей сами начнут со временем претендовать на царство. Но нет сомнений, что пострижение малолетнего св. Стефана в монахи совершилось с его личного согласия, и, как мы вскоре узнаем, царевич со временем сделает высшую духовную карьеру
18
Занимаясь делами государственного управления, строительством и приумножением государственной казны, император ни на минуту не забывал о своих воинственных соседях. Византийская армия по-прежнему включала в себя различные формирования, в том числе и наемные отряды, но фемное ополчение составляло основу вооруженных сил Империи. Проведя ревизию воинских списков, царь с тревогой обнаружил, что численность армии резко сократилась вследствие поражений последних лет и отсутствия должного
17
Там же. Книга V, главы 96, 97. С.213, 214.
18
Там же. Книга V, главы 34, 35. С.169.

17 финансирования. Нужно было срочно набирать новобранцев и гасить долги перед старыми солдатами, давно уже не получавшим жалованья за свои ратные труды. Как некогда великие императоры, прославившие римское оружие на поле брани, Македонянин лично проводил занятие со своим вновь сформированным войском, упражняя солдат «до седьмого пота», и восстановил строжайшую дисциплину. Наконец, приведя армию в боевую готовность, император решил, что наступила пора действовать.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

перейти в каталог файлов


связь с админом