Главная страница

Будур Н. - Повседневная жизнь инквизиции в средние века (Живая история. Повседневная жизнь человечества) - 2011. Живая история


Скачать 29,55 Mb.
НазваниеЖивая история
АнкорБудур Н. - Повседневная жизнь инквизиции в средние века (Живая история. Повседневная жизнь человечества) - 2011.pdf
Дата21.05.2018
Размер29,55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBudur_N_-_Povsednevnaya_zhizn_inkvizitsii_v_srednie_veka_Zhivaya
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#17325
страница1 из 39
Каталогmzcool

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, From_The_Underground_Radioshow_podcast_009_wit.mp3, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip, SKAChAT_SBORKU.zip и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Наталия Будур МОСКВА
инквизиции в СРЕДНИЕ ВЕКА МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ 2011

УДК
94(100)"653')
ББК
63.3(0)4-37 Б
ISBN 978-5-235-03391-7 Серийное оформление Сергея
ЛЮБАЕВА
©
Будур Н. В, 2011
© Издательство до Молодая гваРДИЯ», художественное оформление.
201]
Введение Инквизиция В лоне католической церкви и возникла вовсе не как самоцель, но как орудие определенной церковной и светской политики. Сама эта политика - как Церкви, таки государства - диктовалась очень часто материальными интересами, хотя носил, конечно, церковный характер. Инквизиция, по сути, была ним доводом залпом из пушки, против которого несогласным с Церковью и королем нечего было возразить. Кроме того, и сами короли тоже боялись инквизиции. Папы римские, соборы и инквизиторы, хотя и не участвовали непосредственно в вынесении смертных приговоров, тем не менее были кровно заинтересованы в казни еретиков, переданных на расправу светским властям. Доказано вне всякого сомнения фактами и документами, - пишет французский аббат, историк инквизиции Е. Вакандар, - что Церковь в лице своих пап использовала все средства, имевшиеся в ее распоряжении, включая отлучение, чтобы заставить светские власти казнить еретиков. Отлучения особенно боялись, так как согласно каноническим законам отлученный, если наказание с него не снималось в течение года, мог быть осужден насмерть. Поэтому у тогдашних правителей не
• Французский кардинал А . Риш ель распорядился на всех отливаемых пушках чеканить латинскую надпись ratio ний довод бьmо другого средства избежать этого наказания, как беспрекословно выполнять приговоры
*. Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом, полностью сформировавшееся после разделения христианской церкви в 1 054 году на западную (католическую) и восточную (православную. Самоназвание образовано от греческого слова Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации. Католики особенно чтят Пресвя1)'Ю деву Марию, признают догматы о Ее непорочном зачатии и телесном вознесении на небо. Они также признают догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, ноне отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Католическому богослужению присущ театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Католическая церковь строго централизована и имеет в настоящее время единый всемирный центр в Ватикане. Ватикан - название одного из семи холмов Римана котором расположен комплекс зданий, включающих храм Святого Петра, апостолический дворец с Сикс­
тинской капеллой, в которой с xv века избирают глав католической церкви - римских пап. С 1 870 года Ватикан является официальной папской резиденцией, это город-государство, площадь которого составляет 44 гектара. Официально государство Ватикан возникло в
1 929 году в результате договоров папы Пия Х с Муссо­
лини. Глава Ватикана - папа римский - обладает неограниченной властью и считается наместником Иисуса Христа, непогрешимым в делах веры и нравственности. Полное наименование папы епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный Вселенской церкви, патриарх Запада, при цит. ПО грuгулевuч И. Р инквизиция. м,
1 976. С.
2 1 .
7
мас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикана, раб рабов Божьих. Ватикан - Папское государство. Первое же Папское государство с центром в Риме бьmо основано в Средней Италии в 756 году. Возникло оно в результате дарения этих земель папе Стефану
11 королем франков Пипином Коротким. Особенностью Папского государства бьmо то, что римский папа являлся одновременно и главой всех католиков. В Х -Х веках папам удалось существенно расширить территорию своих владений, в число которых стали входить такие крупные итальянские города, как Болонья, Римини, Феррара, Перуджа. Император Рудольф Габсбург официально признал независимость Папского государства от императоров Священной Римской империи. Папское государство просуществовало до 1 879 года, когда бьmо присоединено к Италии. В отличие от православной церкви, строго подчиненной царской, а позднее - императорской власти, католическая церковь в Средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздробленности Западной Европы. Церковь пыталась ограничить размер феодальных усобиц, приносящих огромный ущерб обществу, для чего приняла постановление о Мире Божьем и Божьем перемирии - запрет наведение военных действий в определенные периоды и дни. Организовав Крестовые походы - войны против иноверцев-мусульман, папство способствовало оттоку на Восток из Европы наиболее опасных анархических слоев общества. Уже в раннем Средневековье католическая церковь стала одним из крупнейших феодалов. Историки говорят, что ей принадлежало около трети всей обрабатываемой земли в Западной Европе. В Х веке католическая церковь достигла пика своего могущества, сделав многих европейских монархов папскими вассалами. В это время именно римские папы
• Священная Римская империя- средневековое г осу­
да рсгв о, занимавшее значительную час г ь Западной Европы и включавшее в себя германские, итальянские, чешские земли, Нидерланды и час г ь других территорий. Основано в
962 году. Формально оно про сущ есгв овал од о
1 806 года определяли политическую ситуацию в Европе. Однако создание сильных государств - прежде всего Франции и Англии - привело к упадку политического могущества пап. Католическая церковь сыIралаa огромную роль в культурном развитии Европы. Почти все известные деятели науки и искусства раннего Средневековья были лицами духовного звания. До сих пор мы восхищаемся шедеврами архитектуры - соборами и монастырями, для которых писали картины выдающиеся живописцы того времени. При монастырях бьmи школы и скриптории. В скрипториях - мастерских по переписке рукописей - создавались настоящие произведения искусства - книги, украшенные прекрасными миниатюрами. Вместе стем католическая церковь всеми силами и самыми жестокими методами боролась с инакомыслием. Одним из орудий этой борьбы и стала инквизиция. Инквизиция - это церковный трибунал, действовавший во всех католических странах. Само слово произошло от латинского Священный трибунал, или как иногда называют инквизицию, занимался поиском и судом еретиков - людей, которые отрицали догматы католицизма. Инквизиция никогда не была самоцелью, но действенными жестоким орудием четко определенной церковной и светской политики. А сама политика Церкви и государства диктовалась, в свою очередь, конкретными и чаще всего материальными интересами, хотя никто не может отрицать того, что внешние были из Было бы в корне неверно утверждать, что инквизиция - это порождение чьего­
то больного воображения. возникла в результате взаимодействия реальных сил и условий, и руководили ею, как правило, экономические интересы - и свои собственные, церковные, и интересы светской власти. Инквизиция чаще всего играла не демоническую, а громадную политическую роль во всех странах своего существования.
9
Инквизиторы практиковали тайное следствие, входе которого использовали доносы и лжесвидетельства, а также применяли пытки и многочасовые допросы. При осуждении еретиков все их имущество конфисковалось, а инквизиция затем часто принималась за родственников и потомков осужденных до третьего поколения включительно. Осужденного могли подвергнугь порке, штрафу, публичному покаянию в грехах, тюремному заключению, а также сожжению на костре. Очень часто несчастные и измученные люди оговаривали себя, своих родных и знакомых в состоянии, близком к помешательству, ибо в момент оговора хотели одного - избавления от мучений. Инквизиция была сильнейшим орудием воздействия на человека и общество, ибо возбуждала в отдельной личности страхи стремление любым путем спасти свою жизнь. Инквизиция играла на самых низменных чувствах и качествах людей - зависти, подлости, жадности. Она толкала человека на предательство и оговор, которые не только не порицались, но всячески приветствовались. Как сказал однажды папа римский Григорий IX, конечном итоге родители будут вынуждены предавать своих детей, дети - родителей, мужья - своих жена жены -Однако уже в это время - практически сразу с момента возникновения инквизиции - Церковь сталкивается с сопротивлением местного населения. Так, в
1 233 году бьm убит первый инквизитор Германии Конрад
Марбургский, который жестоко расправлялся с катарами и вальденсами на Рейне ив Средней Германии и со штедингами в Ольденбурге. В результате деятельность
• Шт е Дин г и - свободные крестьяне, вероятно, фризского и саксонского происхождения, заселившиеся в
XI-XII веках по нижнему течению реки Без ер (ниже Бремена, во владениях архиепископа Бременского. Б течение первых десятилетий Х века успешно сопротивлялись попыткам их феодального закабаления. Б
1 2 29 году разбили высланное против них войско архиепископа Бременского и, перейдя в наступление, разрушили ряд бу рroв. Б
1 230 году б ьmи объявлены еретиками, а затем поп ри зыву папы Григория против них б ь организован крестовый поход. Б
1 2 34 году после героического сопротивления б ьmи разбиты объединенными силами
1 0
инквизиторских трибуналов в Германских землях была практически прекращена. Поскольку жалобы на действия трибуналов шли непрерывно, тов веке решениями пап Климента V и Иоанна ХХII инквизиторам было предписано согласовывать судебную процедуру (особенно в части применения пыток) и приговоры С местными епископами. Постепенно инквизиция стала терять свое значение - если ранее и помыслить было невозможно об отзыве судьи и отмене приговора священного трибунала, тов году в Лионе председатель суда бьm просто арестован властями города. В xv веке инквизиция в некоторых странах - таких как Франция и Польша - оказывается под контролем государства. Именно в это время рука начинает использоваться монархами (и самой церковью) в корыстных целях (вспомним хотя бы разгром тамплиеров, Яна Гуса и Жанну д'Арк, о чем речь пойдет далее, а затем трибуналы передают свои функции светским судам. Однако инквизиции не суждено бьmо умереть так просто - в конце xv века она возрождается в Испании. Испанская инквизиция - совершенно особое явление, потому что она уже не столько церковная, сколько монархическая организация и поставлена на отстаивание интересов не только Церкви, но и монархии. В Испании инквизиция преследовала не только и не столько еретиков, сколько маррmюв (крещеных евреев) и моРиС1Сов (новообращенных мавров­
мусульман). Во времена завоевания Америки испанская инквизиция перенесла за океан. Во времена Возрождения
БЗялась и за деятелей культуры, осудив многих ИЗ них. С xv века в разы возрастает борьба инквизиторов с ведьмами. Особенно активно охота на них проходила в Германии, однако уже впервой половине следующего столетия она сходит на нет благодаря победе Реформации. над стали средством рас- князей при Альт ен еш е позднее частично истреблены, частично превращены в феодально- зависимых крестьян часть шт един г ов покинула свои земли правы с еретиками, политическими врагами, а таюке использовались для сведения личных счетов и захвата имущества. В XVI веке инквизиция возникает в Португалии и ее индийских колониях в связи с преследованиями вых
- перешедших в католицизм иудеев. Именно в это время папская власть централизует систему инквизиционных трибуналов и учреждает (в
1542 году) Священную канцелярию, или Священную конгрегацию вселенской инквизиции, которая возглавляется самим папой. В состав канцелярии входят кардиналы­
инквизиторы (сначала пять, потом их число увеличили до десяти. инквизиции теряет свою силу с XVIII века, когда права значительно уреза­
ются светской властью. Французская революция
1 789 года положила конец бесчинствам инквизиции во Франции, а Наполеон отменил во всех завоеванных им странах. После поражения Наполеона инквизиция во многих из них, например в Испании, бьиа восстановлена, но вскоре окончательно упразднена. В Испанской Америке инквизиция была отменена входе войны за независимость
( 1 8 1 0- 1 826). Дольше всего сохранялась папская инквизиция, учрежденная в
1542 году. После ликвидации светской власти пап в
1 870 году, когда Папское государство было присоединено к Италии, папская инквизиция стала действовать исключительно путем отлучений от Церкви, проклятий и включения опасных сточки зрения католичества книг в список запрещенных изданий. Под названием Священной инквизиция просуществовала до
7 декабря
1 965 года, когда бьиа преобразована в Конгрегацию вероучений, или Конгрегацию доктрины веры. Со временем католическая церковь пересмотрела свое отношение к исторической роли инквизиции. Это сделал папа Иоанн Павел
11
( 1 978-2005), по инициативе которого в
1 992 году бьи реабилитирован Галилей, в
1 м
- Коперник, в
1 998 году открыты архивы Священной канцелярии, а в марте
2000 года он от имени
1 2
западнохристианской церкви принес покаяние за преступления времен Крестовых походов и инквизиции И за продиктованные нетерпимостью и жестокостью в служении Автор одной из самых известных в России работ по истории инквизиции И. Григулевич цитирует итальянского апологета инквизиции Агостино Чеккарони, утверждавшего, что причиной возникновения инквизиционных трибуналов являлись действия, к которым прибегали еретики, начиная со времени, когда Церковь вышла из катакомб, с целью разрушить фундамент, основанный на доброй религии Иисуса Христа, провоцируя тем самым не только справедливую реакцию со стороны цер�и, но также справедливую общественную Далее И. Григулевич пишет признает, что "испанская инквизиция совершила всевозможные эксцессы, которые могут быть вызваны политическими страстями в соединении с варварством и невежеством того времени. Но за ее деяния ответственность, утверждает он, несет только королевская власть. Что же касается папской инквизиции, то она якобы "никогда не совершала подобного рода эксцессов, и это факт, что жертвы испанской инквизиции искали у нее защиты, и не без успеха. Разумеется, Чеккарони считает излишним приводить В подтверждение своей точки зрения какие-либо доказательства, потому что таких доказательству него нет. Но отсутствие доказательств никогда не смущало поборников инквизиции.
Bыгop�Baeт и оправдывает инквизицию и официальная ватиканская "Католическая энциклопедия в новейшее время исследователи строго судили уч­
peждeHиe инквизиции и обвиняли ее в том, что она выступала против свободы совести. Но они забывают, что в прошлом эта свобода не признавалась и что ересь вы­
зыBaлa ужасу благомыслящих людей, составлявших, несомненно, подавляющее большинство даже в странах,

ЦИТ. ПО КН
Грuгулевu'Ч И. Р. ИНКВИЗИЦИЯ. С. 10.
1 3
наиболее зараженных ересью. Не следует, кроме того, забывать, что в некоторых странах трибунал инквизиции действовал самое непродолжительное время и имел весьма относительное значение. Так, например, в испанских владениях в Южной Италии он существовал только в Хи веках, еще меньше в Германии. В самом Риме он быстро сошел со сцены например, процесс против
Лютера в
1 5 1 8 году было поручено вести не инквизиционному трибуналу, а генеральному прокурору апостолической камеры. Авторы цитируемой статьи скромно умалчивают об инквизиционных процессах против
Джордано Бруно, Галилея, Кампанеллы и о многих других жертвах римской инквизиции. Они делают вид, что им ничего неизвестно о преступлениях папской инквизиции - Конгрегации Священной канцелярии. В изображении этих церковных апологетов инквизиция представляется не такой уж страшной, как ее "рисуют" так называемые "враги" католической церкви, то есть те исследователи, которые подходят с объективных позиций к изучению деятельности "священного" трибунала. Некоторые современные церковные авторитеты, вопреки очевидным неоспоримым историческим фактам, вообще отрицают, что папство и Церковь несут ка­
кую-либо ответственность за сотни тысяч загубленных инквизицией жизней. Кардинал Альфредо Оттавиани, последний из инквизиторов, возглавлявший Конгрегацию Священной канцелярии, в своей книге о каноническом праве утверждал, что католическая церковь, верная христианской заповеди всеобщей любви, никогда не пользовалась "правом меча, никогда не проливала кровь своих противников. Это-де делала гражданская власть, влиять на действия которой Церковь была лишена возможности. Церковь, заявлял Оттавиани, "всего лишь" отлучала еретиков. По-видимому, этот экс-инк­
визитор не отдавал себе отчета, в какое смешное положение сам себя ставил подобного рода аргументациеЙ. Ведь согласно церковному учению "отлучение, "анафема" - наказание во стократ страшнее, ужаснее и мучительнее, чем пытка и любой вид физической казни. Если верить богословам, оно лишает душу верующего
1 4
спасения, осуждает его на вечное горение в геенне огненной, в то время как муки земные и смерть всего лишь незначительный эпизод, мгновение в жизни человека. Неверно и угверждение кардинала Оттавиани, что Церковь лишена была возможности в этих делах влиять на гражданскую власть ведь сожжение еретика совершалось гражданскими властями на основе церковного отлучения, с согласия, одобрения и по требованию Церкви, которая до сих пор не сняла, не отменила ни одного отлучения из вынесенных трибуналами инквизиции, за исключением приговора Жанне д'Арк. Следовательно, если исходить из католического вероучения, души сотен тысяч жертв "священного" трибунала продолжают гореть в огне преисподнеЙ ... Утверждая, что Церковь никогда не пользовалась "правом меча, кардинал Оттавиани грешит и против принятого В
1 937 году папским престолом Кодекса канонического права (заменен новым в 1 984 году, на страже которого он, возглавлявший тогда Конгрегацию Священной канцелярии, стоял со всей инквизиторской строгостью. Напомним нашему читателю, что 2 2 1 й параграф Кодекса был сформулирован так "Церковь имеет врожденное и собственное право
(nativum et proprium ius), независимое от какой-либо человеческой власти, наказывать своих преступных подданных как карами духовными, таки карами мирскими. Чтобы ни У кого не осталось сомнения, что, собственно говоря, означают "мирские кары, в богословском комментарии к указанному параграфу сказано следующее "Учитывая характер совершенного общества, коим является церковь, она может накладывать любые кары для достижения своих целей и защиты социального порядка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов
связь с админом