Главная страница
qrcode

ОТЕЦ ФАДДЕЙ!. ЖизнеописаниеБеседы, поучения, проповеди


НазваниеЖизнеописаниеБеседы, поучения, проповеди
АнкорОТЕЦ ФАДДЕЙ!
Дата06.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаOTETs_FADDEJ_33.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#36265
страница1 из 12
Каталогvelecot

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: 2017 - RBTSE.docx, Red Bull Trans Siberian Extreme 2017_Приглашение на пресс-конфер, Одежда с оленьей шерстью ММП.pptx.pptx, Tayskie_tablichki.docx, Univer_Siti2.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Старец Фаддей Витовницкий
«Мир и радость в Духе Святом»
Содержание
О сборнике
Предисловие
Жизнеописание
Беседы, поучения, проповеди
О жизни духовной
Монашеский путь старца Фаддея
Сосредоточим мысли на мире и тишине
Смиренный каждого считает лучше себя
Господь хочет сделать людей богами
О смирении
Как нам научиться послушанию
Без Бога нет жизни, ибо Он — любовь
Духовному росту нет предела
Отдать все в руки Божии
На зло нельзя и не должно отвечать злом
Православное миссионерство
Данный нам крест мы должны нести до конца
Сила доброй мысли
Слава Богу за все!
Наши мысли — источник гармонии или дисгармонии
Каждое мгновение жизни нужно посвящать Господу
Витовницкий стослов
Только Господь дает мир всякому творению
Покаемся, изменимся!
Мир и радость — величайшее богатство

О СБОРНИКЕ*
Этот сборник представляет собой первый шаг к знакомству с тайной личности подвиж- ника и духовника старца Фаддея Витовницкого** и его церковной деятельностью.
В нашем распоряжении было большое количество уже опубликованных проповедей, на- ставлений и бесед со старцем, а также много аудиокассет с записями его речи. Качество за- писей преимущественно было плохим, что усложняло работу по их расшифровке. На некото- рых кассетах стояла дата и место записи, на других были только даты, а на каких-то не было написано ничего.
Для издания книги мы решили подготовить текст следующим образом: аудиозаписи мы переписывали подряд, каждому поучению давали подзаголовок, используя для этого основ- ную мысль старца в поучении. Таким образом, беседы в этом сборнике чаще всего подаются как ряд связанных между собой наставлений.
Мы не хотели изображать старца более «ученым» (в мирском смысле), чем он был — отец
Фаддей всегда говорил исключительно простым, евангельским языком, на диалекте своего родного края. Но мы не были расположены и к тому, чтобы совершенно сохранить разговор- ный вариант его слов, а пошли средним путем: полностью передавая чистую мысль, слова и выражения старца, согласовывая их с литературными нормами.
Книга «Мир и радость в Духе Святом» является плодом соборного труда и любви многих духовных чад старца Фаддея Витовницкого. Они содействовали появлению в свет этого скромного сборника — словесного хлеба, замешанного на «слезах и молитвах» многих верую- щих сердец.
* От составителей сербского издания. (Прим. ред.)
** Монастырь Витовница посвящен Успению Пресвятой Богородицы и находится на правом берегу од- ноименной реки недалеко от городка Кучево, восточнее города Петровац на Млаве. Согласно преданию,
возведен сербским королем Милутином после победы над болгарскими мятежниками в конце XIII века.
Как и все сербские монастыри, он находится в стороне от больших дорог, в красивейшей тихой местно- сти. Монастырь сполна разделил судьбу народа и этого края, он был несколько раз разрушен и сожжен,
но каждый раз вновь восставал из пепла. Старец Фаддей, родившись в селе Витовница, рядом с кото- рым расположен монастырь в честь Успения Матери Божией, впоследствии значительную часть своей жизни провел в этой обители, куда к нему стекались люди со всей страны. (Прим. пер.)

ПРЕДИСЛОВИЕ*
Господь Живой даровал многострадальной Сербской Церкви и народу старца Фаддея
Витовницкого (†2003) как Небесную помощь и утешение — это был один из самых духонос- ных старцев XX века. Его монашеская жизнь началась еще до Второй мировой войны. Ду- ховное чадо старца Амвросия Мильковского, ученика преподобного Амвросия Оптинского,
отец Фаддей постигал от своего духовного отца тайну послушания, учился трезвению ума,
Иисусовой молитве и сострадательной любви ко всему и вся. У святых отцов Церкви, истин- ных носителей опыта спасения и обожения, он учился достижению цели человеческой жизни
— стяжанию «крайнего смирения как совершенства христианской жизни».
Вобрав от оптинских и валаамских преподобных старцев дух послушания духовному отцу, соединив его с духом горняцко-туманских исихастов — учеников синайских исиха- стов**, которыми рука Божия «засолила» средневековую Сербию, отец Фаддей в своем духов- ническом служении на протяжении многих десятков лет воплощал опыт благодатного старче- ства, хранимого Святым Преданием Церкви.
Неустанный служитель Божественной Литургии, неустанный делатель Иисусовой мо- литвы, неустанный духовник-врач тысяч и тысяч верующих душ, старец Фаддей среди сер- бов Христовых жил филокалической*** духовностью святых отцов, собственной жизнью сви- детельствуя опыт преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».
Тихий и кроткий, как и его Господь, — «Агнец, вземлющий на Себя грехи мира», ходил старец Фаддей в поисках мира и радости Царства Небесного по долине страдания и слез XX
века как пастырь добрый, который, принимая на себя бремена и немощи алчущих и жажду- щих Бога Живого, носил на себе раны рода своего как собственные, ведомый благодатью
Божией ко Христу Спасителю, Единому Человеколюбцу.
*
Сербского издания. (Прим. ред.)
**
Связи Сербии и Синая восходят еще к эпохе святого Саввы. О присутствии на Синае сербских мона- хов свидетельствуют синайские рукописи XIII века. Духовное влияние Палестины и Синая на Сербию продолжалось в течение всего периода правления династии Неманичей (вторая половина XII века —
1371 год) и стало еще теснее в период правления царя Лазаря. Особо известна группа синаитов — бли- жайших учеников родоначальника синаитского направления на Балканах XIV века преподобного Гри- гория Синаита, которые позже рассеялись по разным краям балканских православных стран. После
Соборов в 1374 и в 1375 годах и выбора патриарха исихаста Ефрема начались массовые переселения монахов в Сербию, и не только с Афона, но и из других монашеских центров. Это переселение — муд- рая политика царя Лазаря и его последователей — способствовало тому, что за краткий период появи- лось множество духовных центров, которые передали в Сербии свой благотворный преображающих дух. Принадлежность к синаитам не значила пребывания их на Синае, а означила то, что все они были носителями духовного идеала синаитских подвижников. Вдохновленное Григорием Синаитом, свято- горским «преображением» и исключительно богатой пустыннической духовной литературой, это на- правление монашества было основано на нестяжательности, устремлении к молитвенному уединению,
полностью сосредоточено на Царстве Небесном, непрестанной молитве и духовном совершенстве. В
монастыре Витовница, в котором подвизался старец Фаддей, находится могила «Неизвестного Синаи- та». (Прим. пер.)
***
Филокалия (греч.) — любомудрие, любовь к духовной красоте, добру. (Прим. ред.)

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
Жития святых — не что иное, как жизнь
Господа Иисуса Христа, повторенная и
продленная в каждом святом в большей или
меньшей степени...
Преподобный Иустин Челийский
(Попович)
Фомислав Штрбулович (в монашестве Фаддей) родился 6 октября
1 1914 года, в день святого апостола Фомы, в честь которого и был назван. Его родители были крестьянами из деревни Витовница, которая находится недалеко от городка Петровац на реке Млава. Фома был рожден недоношенным семимесячным младенцем, на городской ярмарке. Крестили его сразу же по рождении, так как боялись, что ребенок не выживет — он едва подавал призна- ки жизни. Мальчик открыл глаза только после святого крещения. С детства он был хрупкого телесного сложения и слабого здоровья, и позже, в монашестве, часто смиренно шутил на свой счет, говоря: «Что из меня могло получиться, если я на ярмарке родился!»
Детство маленького Фомислава в бедной деревенской семье в военные и послевоенные годы было трудным. Он рано потерял мать, и в родном доме вместо тихих и нежных слов ма- тери слышались голоса сначала первой, а потом и второй мачехи. Мальчику с восприимчивой ранимой душой, которая, защищаясь от грубости окружения, жила в собственном внутрен- нем мире, пришлось испытать много боли и печали. Случалось и так, что он «с коркой хлеба в
кармане часто убегал из дома».
Фома сильно отличался от остальных деревенских детей и внешностью, и характером, и здоровьем — это был его крест. С тех пор как он себя помнит, он не мог есть пищу, приготов- ленную на масле, не пил молока, не ел яиц и мяса — его ругали, пытались кормить насильно,
но его организм не принимал никакой пищи животного происхождения. До своих шестна- дцати лет ел в основном «хлеб, огурцы и лук». По милости Божией, он пришел на этот свет как на чужбину, чтобы с детства поститься и хранить девство.
Детство будущего отца Фаддея очень напоминало невеселое детство преподобного Ам- вросия Оптинского. Ребенка часто бранили и высмеивали, считали неспособным к труду и вообще никчемным в жизни. Нередко ему с презрением говорили: «Ни на что ты не годишь-
ся. Посмотри на Миладина (кто-то из его ровесников), как он помогает отцу, а ты даром
ешь хлеб!» Эти слова так больно ранили сердце маленького Фомислава, что он убегал в поле и молился Господу об утешении, чтобы Господь сделал так, чтобы и он когда-нибудь на что- нибудь сгодился. Его постоянно мучил страх, что старшие будут им недовольны, и этот страх никогда не отпускал его.
Без сомнения, детскую душу Фомислава угнетала скорбь, что его отец, незлобивый и спокойный человек, не защищал его и не относился к нему так, как ждало его детское, жаж- дущее отцовской любви, сердце: «Я переживал, что он женился после маминой смерти, и у
него родилось еще двое детей, а еще больше переживал, когда он женился и в третий раз,
после смерти второй жены. А он, бедный, женился, чтобы в доме была жена, которая бы за-
нималась детьми. И из-за этой мысленной войны с отцом я долго не мог духовно расти».
Еще в детстве Господь начал открывать Фомиславу тайну внутренней жизни — необхо- димости собирания мыслей, борьбы с рассеянностью ума — тайну, которую он опытно пой- мет лишь спустя многие десятилетия подвижнической жизни: «Когда я был маленький, я
много размышлял обо всем. В детстве я обращал внимание на мысли, но, состарившись,
вижу, что еще не достиг той ступени, на которой был ребенком, потому что Сам Господь
просвещает детей. Я замечал, что пока другие дети играют, мои мысли где-то далеко, и
это плохо. Я говорил себе, что должен присутствовать здесь мысленно, должен быть сосре-
доточен на своем занятии, но напрасно — мысли постоянно убегали».
В те годы в чутком сердце мальчика рождается ощущение чуждости этому миру, в ко- тором царят печаль и боль, и тайное желание избавления от суеты мира, желание полностью посвятить себя Богу, искать радости и утешения только в Нем, Тихом Господе, единственном
Утешителе Своих страдальцев. «Когда я увидел, что родители, близкие, друзья и все осталь-
ные не приносят ничего, кроме боли, обид и ран, я решил больше не жить для этого мира, а
посвятить краткие дни до смерти Господу. Я понял, что у меня нет никого в этом мире,
кроме Бога».
1
Даты указаны по старому стилю. (Прим. пер.)

С другой стороны, Господь просветил разум мальчика, что вся земная жизнь — только служение, и другой жизни, кроме служения в долготерпении бед и печалей, нет. «Я с детства
понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и
тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить — Богу, по-
тому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
Хотя детство и ранняя юность старца Фаддея, по промыслу Божиему, были украшены цветами поздней осени, а не животворящей весны, он всегда с неизменной любовью говорил о своей матери (от которой, по его словам, он унаследовал душевную ранимость) и о своем отце, «мирном, тихом, кротком человеке необычайной доброты», подчеркивая, что до сих пор «страдает из-за того, что мысленно обижал отца». На протяжении всего духовническо- го служения оплакивая этот свой юношеский грех по отношению к отцу, старец, наученный собственным горьким жизненным опытом, будет говорить своим духовным детям о ключе- вом значении мысленного и деятельного послушания родителям по плоти, потому что «они,
после Господа, наше величайшее сокровище на земле».
После окончания средней школы с отличием Фомислав пошел учиться в торгово- ремесленное училище на портного, поскольку не мог заниматься земледелием по физической слабости. Но не преуспел он и в портновском ремесле, вновь претерпев и здесь много обид и грубости. Вскоре он заболел туберкулезом.
* * *
К восемнадцати годам (1932 год) Фомиславом полностью овладел вопрос о смысле жиз- ни; в глубине его сердца разгоралось желание уйти в монастырь. Он пишет письмо в мона- стырь Горняк с просьбой принять его туда послушником. По промыслу Божиему ответа не было полгода, и то, что произошло за этот период, решающим образом повлияло на дальней- шую жизнь будущего подвижника. Болезнь принимала все более тяжелую форму, и лечение в больнице стало необходимостью. Фомислава поместили в белградскую больницу на Дедине
*
,
где он находился сорок семь дней. Состояние его оставалось тяжелым. Тогда был собран кон- силиум, который решил применить очень сложную и болезненную терапию: накачивание легких сжатым воздухом, соединенным с лекарствами. Прогноз врачей был суровым — без такого лечения больной не проживет больше пяти лет. Приняв такой диагноз как недвусмыс- ленный знак и призыв Божий отрешиться от этого мира и жизни, Фомислав отказывается продолжать лечение, под собственную ответственность уходит из больницы и полностью пре- дается в руки Божий. Понимая, что не позже, чем через пять лет, то есть до 1937 года, он,
скорее всего, умрет, юноша принимает решение посвятить последние пять лет жизни одному
Господу, живя в монастыре. «Никому ничего не сказав, не встав на диспансерный учет, не
предупредив отца, я поехал в монастырь Горняк, чтобы поговорить с настоятелем». Он объяснил настоятелю свою жизненную ситуацию, сказал, что не проживет больше пяти лет и хочет отдать их Богу, живя в смирении, покаянии и молитве.
Чудесным промыслом Божиим при разговоре Фомислава с горняцким игуменом Сера- фимом, русским монахом, который спустя три года постриг его в мантию, присутствовал
«какой-то русский старец-монах», Богом посланный издалека (как когда-то юному Растко —
будущему святому Савве). Мудрый валаамский старец на следующий день сам подошел к юной богожаждущей душе и сказал: «Я вчера слышал твой разговор с настоятелем. Ты не
найдешь ни в одном из здешних монастырей того монашества, каким ты себе его представ-
ляешь; такое устройство есть только в монастыре Мильково, там собрались русские мо-
нахи, бежавшие из Валаамского монастыря, в Финляндии. Ты должен идти туда — там ты
найдешь то, чего ищет твоя душа!» Так тихий Христос повел за руку того, кто всем сердцем искал Его с юных лет. И юный Фомислав из Горняка, задушбины
**
святого князя Лазаря
Сербского, «оставив все, пошел за Христом» в монастырь Мильково, близ Свилайнца. Было это 24 июля 1932 года.
* * *
В монастыре Мильково в то время жили русские монахи, которые пришли в Сербию из известного Валаамского монастыря. В 1918 году Валаамские острова — «северная Святая
Гора» — отошли к Финляндии, и монастырь попал под юрисдикцию Финской Православной
Церкви, которая в 1921 году перешла на «новый календарь». Финские власти в 1925 году, по- сле большого противостояния, навязали Валааму «новый календарь», и большинство русских монахов, верных церковному календарю Русской Православной Церкви и не желавших под- чиниться такому административному насилию, в 1925— 1927 годах были изгнаны из мона-
*
Район Белграда. (Прим. пер.)
**
Задушбины — храмы и монастыри, строившиеся на пожертвования, главным образом, благочестивых царей и князей во спасение души. От слова — «за душу». (Прим. пер.)
стыря. Многие из них, прибыв в Сербию, были приняты Сербской Церковью и распределены по монастырям. Некоторые из них оказались в монастыре Мильково.
Они, духовно окормляемые схиархимандритом Амвросием (Кургановым)
***
, духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского, принесли с собой молитвенный дух валаамского общежительного монашества, воспринятый им от Оптиной пустыни. Оптина пустынь, этот
«общежительный рай на земле, увенчанный благодатью старчества», посвященная Введе- нию во храм Пресвятой Богородицы, созрела как сокровенный плод святогорской пустыни,
ибо в конце XVIII — начале XIX века ее основали ученики именно святогорского подвижника,
святого Паисия (Величковского).
Итак, монастырь Мильково жил по строгому валаамскому уставу — с многочасовыми
«русскими» службами, строгими постами, длительным монашеским правилом. Божественную
Литургию служили каждый день. И старец Фаддей всю свою священно-монашескую жизнь будет стараться хранить это правило и подвиг ежедневного служения Литургии, даже в дни тяжелой болезни, повторяя слова святого Иоанна Кронштадтского, как свои: «Когда я не слу-
жу Литургию, я не живу!»
В монастыре было около тридцати монахов, в основном, русских. Настоятелем был упо- мянутый схиархимандрит Амвросий, которого Фомислав, войдя в монастырь «в плаще и с
куском хлеба в руке», застал «босиком, в препоясанной мантии, месящим грязь, смешанную с
мякиной». Схиархимандрит Амвросий был живым солнцем монастыря и «подвижником свя-
той жизни». В Оптиной пустыни он был послушником преподобного Амвросия Оптинского,
от которого и принял монашеский постриг. Он стяжал непрестанную молитву и жил в посто- янной смертной памяти. Вокруг него разливался мир и радость Царства Небесного. По сви- детельству старца Фаддея, который до конца своих земных дней сохранил пламенную любовь к своему духовному учителю: «Отец Амвросий излучал невероятную чистую любовь, от оп-
тинских старцев он воспринял лучшее — любовь, он ни разу не рассердился ни на одного мо-
наха, ни на одного послушника, не сказал никому ни одного резкого слова. Он много терпел,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом